Болезни Военный билет Призыв

Причина инфляционного расширения вселенной. Самовоспроизводящаяся Инфляционная Вселенная. Классическое описание теории инфляции: последний рывок роста

Данная статья отражает исключительное мнение её автора.

Вскоре заканчивается президентский срок Дмитрия Медведева. Журналисты The Moscow Post решили проанализировать все плюсы и минусы правления Дмитрия Анатольевича во внутренней и внешней политике, экономике и социальной сфере.

Вчера президент РФ Дмитрий Медведев выступил на расширенном заседании Госсовета, где перечислил достижения своего правления, а так же те цели, к которым он будет стремиться, перейдя на пост премьер-министра. Впрочем, глава государства вполне справедливо отозвался и о недочетах в работе своей команды. В связи с тем, что в политике Дмитрия Медведева были очевидные победы и поражения, эксперты The Moscow Post решили провести тщательный анализ деятельности Дмитрия Анатольевича на президентском посту.

Напомним, что стиль правления Дмитрия Медведева был гораздо более либеральным, чем у его предшественника Владимира Путина. Его (стиль) можно даже назвать «стэндфордским». Действительно, Медведев родился в семье филолога и профессора Технологического Института в Ленинграде, сам получил престижное, даже по советским меркам, юридическое образование в нынешнем СПбГУ, защитил в 90-м году кандидатскую, стал автором нескольких научных трудов. Отсюда и большая популярность среди студенчества и образ интеллектуала с, безусловно, либеральными взглядами, подкупившими тогда, в 2008-м году многих, кто видел в нем конец «путинского застоя». На Западе отнеслись к Медведеву неоднозначно – с одной стороны, политики прекрасно понимали, что «тандем» имеет явный перевес в сторону действующего премьера, с другой стороны, риторика Медведева была более мягкой, нежели у Путина, и более приемлема для западного менталитета.

Однако, несмотря на иллюзию мягкости Медведев, как гарант государственной стабильности, практически сразу по приходу к власти заявил о том, что курс, начатый Путиным, курс «на стабильность», будет продолжен.

Внешняя политика

Так уже 31 августа 2008 года в своем интервью трём российским телеканалам в Сочи Медведев объявил пять «позиций», на которых он намерен строить внешнюю политику РФ в ближайшие годы. Будучи юристом, Медведев положил в основу всех своих действий международное право, им он будет оперировать во время конфликта с Грузией, к нему призовет апеллировать во время военных событий в Ливии в рамках «Арабской весны» в 2011 году. Главной задачей Медведева, как президента, было строительство многополярного мира и создания новых институтов безопасности на площадке Европы и всего мира, в связи с новыми угрозами и современными условиями ведения политики. Удалось ли это за 4 года его президентства? Однозначно ответить сложно. С одной стороны – полюсом Россия не стала, с другой – будучи членом таких организаций, как ШОС, БРИКС и ОДКБ, стала частью силы – альтернативы расширяющегося Североатлантического Альянса.

Но, безусловно, главным событием во внешней политике Медведева стал военный конфликт, «пятидневная война», с Грузией в 2008 году, который явился первой с 1979 года интеграцией российских войск в иностранное государство. На Западе к операции и одностороннему признанию независимости Абхазии и Южной Осетии, а также установлению с ними дипотношений, отнеслись негативно, что вполне логично, но никаких серьезных санкций в ответ не последовало. Более того, Николя Саркози, Президент Франции, сам вызвался стать посредником между Москвой и Тбилиси. Однако, в этом конфликте был и серьезный недочет.

Ведь, по сути, всю внешнюю политику президента РФ Дмитрия Медведева можно назвать эдакой «политикой полумер» или же «курсом: шаг вперед – два шага назад». Эта тенденция прослеживается во всех его направлениях. Начнем с уже упомянутой выше «пятидневной войны» с Грузией в августе 2008 года. Разумеется, здесь нужно отдать должное президенту РФ Дмитрию Медведеву, который столкнулся с войной уже на первом этапе своего правления. Сложно спорить о том, что «горячую фазу» войны Россия действительно выиграла у Грузии (а вместе с этим и у многочисленных военных экспертов из США и НАТО). Однако, вслед за этим РФ чуть было не проиграла информационную войну. Хотя многие западные эксперты уверены, что РФ и вовсе проиграла это информационное противостояние.

Далее не ясен факт, почему независимость Абхазии и Южной Осетии признало так мало стран (а из крупных стран ее вообще почти никто не признал). А ведь в это же самое время независимость Косово (которое совершенно незаконным способом было оторвано от Сербии) признало большинство ведущих мировых держав.

Так почему же РФ не закрепила победу над Грузией в информационном и идеологическом плане? Похоже, что это очевидный «прокол» Дмитрия Анатольевича.

Тут «политика полумер» сохраняется в отношениях с Белоруссией и Украиной. Казалось бы, что на Украине (не без помощи из Москвы) к власти пришел президент Виктор Янукович, который изначально считался «пророссийским». И что дальше? А дальше Кремль не смог выстроить нормального диалога с Януковичем, и он поссорился с РФ из-за газа, а затем стал тяготеть к Европе.

Хотя, разумеется, были и явные плюсы - в сфере отношений РФ и США.

В данном случае крайне важным пунктом внешней политики РФ стало сближение с США и начатый процесс «перезагрузки» совместно с демократом Бараком Обамой, который действовал не с точки зрения эмоции и дружбы/вражды, как это делал Буш-младший, а с оптимальной и конструктивной стороны. И, несмотря на обострения, связанные с ПРО, отношения действительно ушли из «-», и если не в «+», то стали более менее нейтральными. РФ стала партнером США в транзите военных грузов в Афганистан, чем фактически спасла кампанию в регионе от полного провала, на фоне обострения отношений Соединенных Штатов с Пакистаном.

Нерешенность проблемы с ПРО отнюдь не говорит о провале политики Медведева. Нам есть чем ответить, да и соседние страны готовы предоставить площадки под наши РЛС. А активное сотрудничество со странами Латинской Америке, как то - с Венесуэлой или Кубой, является адекватным ответом на интеграцию США на постсоветском пространстве. А визит делегации РФ во главе с вице-премьером Игорем Сечиным в середине сентября 2008 года преследовал не только вопросы экономического сотрудничества, но и развитие союзнических отношений с Венесуэлой и Кубой. Но тот факт, что вопрос о ПРО приобрел более мягкий тон и стал предметом диалога, в результате чего скорость развертывания ПРО в Восточной Европе стала, как минимум, в несколько раз ниже, - уже, несомненно, достижение.

Однако, преуспев на Западе, РФ определенно проиграла и на Востоке.

Так Россия при Медведеве «сдала» Иран, Ливию и фактически оставила Сирию, уже потеряв в сумме свыше 30 млрд. долларов и санкционировав массовые «демократические» убийства мирных граждан. Политические потери от такой мягкости и соглашательства оценить в деньгах невозможно.

Кстати, тот факт, что президент Медведев фактически публично отказался поддержать ливийского лидера Муамара Каддафи, по версии многих политологов, является главной «внешнеполитической ошибкой» Медведева, которая едва ли не граничит с предательством нашего надежного политико-экономического партнера…

Внутренняя политика

Может ли либерал за 4 года развернуть, завести и придать движению направленный характер громоздкой, скрипучей, идущей только по следам от шагов, или по инерции, или по чьему-то приказу, машине под названием «Россия»?! – сомнительно! А уже консерватор, замаскированный под либерала, тем более. Но все же стоит дать некую оценку деятельности Медведева и Правительства РФ во время его руководства.

Медведев неоднократно говорил о значимости культуры для России, исконно славящейся своими деятелями искусств, привыкшей блистать на Западе своей «загадочной русской душой», однако, несмотря на программу, широко рекламируемую и Владимиром Путиным, - в этой сфере у нас полный провал. И единственное, что можно выделить, хоть и сложно назвать это достижением Медведева, как Президента, так это открытие после длительной реставрации Большого театра, обошедшейся бюджету в 35,4 млрд. рублей. Для сравнения – программа «Культура России» обойдется казне в 200 млрд. рублей, на эти средства планируется построить свыше 2000 тысяч объектов культуры и просвещения по всей стране, возродив советские традиции домов культуры, и реставрации исторических объектов на сумму порядка 42 млрд. рублей.

Не менее важным для страны, а тем более таких размеров, является образование. Однако и тут Президент Медведев ничем не отличился. Можно лишь назвать статданные – за 4 года было открыто 9 федеральных вузов, 29 НИУ. Однако только за последние 1,5 года – было закрыто порядка 40 вузов, часть из них попали под реорганизацию и слияние с другими заведениями.

Еще одним «пунктиком» Медведева был курс на десталинизацию и десоветизацию страны.

Президент неоднократно заявлял, что России давно пора преодолеть сталинизм, чем вызвал положительную оценку у западных СМИ. Его поддержали и российские общественники, так Людмила Алексеева положительно оценила инициативу Медведева: «Я рада, что Медведев выступил в своем блоге с оценкой сталинизма». При этом Медведев, безусловно, пошел на риск – часть населения продолжает считать Сталина не только победителем в Великой Отечественной войне, но и хорошим государственником. Однако неизвестно, была ли это его личная инициатива или некий консенсус для получения дешевых политических очков. Медведев даже брался за учебники по истории, раскритиковав издания, в которых Сталина называли «талантливым менеджером и мерчендайзером». Их пытались переписать под контролем «специалистов» и личным наблюдением президента. Ничего путного из этого не вышло.

Возможно, что некоторые из задумок Дмитрия Анатольевича во внутренней политике действительно удались, но, к сожалению, действительно важные реформы вылились, скорее, в «профанации», чем в реальные дела.

К сожалению, во внутренней политике у Медведева настоящих успехов оказалось действительно не много. Все дело в том, что за четыре года своего правления Дмитрий Анатольевич имел своеобразный «карт-бланш» в виде конституционного большинства «Единой России» в Госдуме, а так же главенства единороссов во всех парламентах (региональных зак.собраниях и муниципалитетах). Казалось бы, когда лояльной президенту «Единой Россией» была охвачена почти вся законодательная и исполнительная власть в стране, Медведев мог принимать любые законы. Однако, Дмитрий Анатольевич этот ресурс почти не использовал, не считая масштабную (и далеко не совсем удачную) реформу МВД.

Да и то реформа МВД, которая формально была вызвана стрельбой по мирным гражданам майором Евсюковым, докатилась до зверств в ОП «Дальний» в Казани. Как видно, по последним событиям в Татарстане, Башкирии, Краснодарском крае и других регионах, где особенно сильно проявились зверства полиции, переаттестация сотрудников МВД не дала особых результатов (кроме изменения названия милиции на полицию). Ведь моральные качества сотрудников правоохранительных органов не улучшились, а скорее ухудшились. Зато из МВД уволили почти всех «пенсионеров советской закалки», которые в свое время составляли «честь и совесть доблестной советской милиции» А вместо этого в МВД стали «править балом» такие замешанные в коррупции генералы, как бывший первый заместитель начальника департамента экономической безопасности (ДЭБ) Андрей Хорев, а так же многочисленные «решальщики», типа «теневого казначея МВД» Максима Каганского.

Казалось бы, за МВД должна приглядывать Генеральная прокуратура РФ. Однако, при Дмитрии Медведеве коррупция пробралась даже туда. Взять, к примеру, знаменитое «игорное дело», где через экс-зампрокурора Московской области Александра Игнатенко, а так же связанного с ним экс-начальника Главного организационно-инспекторского управления Юрия Синдеева «коррупционные нити» тянулись к сыну Генеральному прокурору РФ Артему Чайке, а от него, по слухам, и к самому главе Генпрокуратуры Юрию Чайке.

Разумеется, в стране, где коррупция пробралась на верхушку Генеральной прокуратуры (т.е. на вершину ведомства, которое должно надзирать за соблюдением законности) эффективная борьба с коррупцией не возможна, в принципе.

Итогом этого стали неутешительные данные статистики. Так, по данным проведенного в марте 2012 опроса ФОМ, борьбу с коррупцией считают медведевским достижением только 2% россиян. По данным «Левада-Центра», 52% россиян убеждены: воровства и коррупции в России стало больше, чем было даже в 90-е годы. 78% твердо уверены, что за годы президентства Дмитрия Медведева теневые связи между госаппаратом и бизнесом не стали слабее и даже укрепились.

Экономика

За президентство Медведева произошло целых два мировых экономических кризиса – в 2008-м году и в конце 2011 года, который до сих пор держит на пороге дефолта ряд европейских стран. А объем общемирового внешнего долга, по оценке МВФ, в 2008–2011 годах увеличился на 14%. Размеры долгов – почти 90% во всей еврозоне, у США превысил 100% от ВВП страны, в Италии – 100%, у Японии – 226%, у Китая рост на 10% и достиг почти 27% от ВВП. У России – менее 10%, из них только 2% с небольшим – это внешний долг.

Российский ВВП при Медведеве превысил докризисный уровень. Это значит, что экономика в полном объёме преодолела последствия спада 2008, 2009 и отчасти даже 2010 годов. Согласно Росстату: объём ВВП России в ценах 2008 года составил по итогам 2011 года 41,421 трлн. рублей, а по итогам 2008 года – 41,277 трлн.

Несмотря на ужасы в Европе и США, Россия пережила кризисы с наименьшими потерями – нефть сравнительно дорога в цене, «курс на стабильность», Стабфонд – всё это помогло выйти из кризиса практически на исходных позициях. А Медведев во время первой волны кризиса предупреждал о том, что «не нужно кошмарить бизнес», чем даже пошел в разрез с позицией Путина, обрушившегося с критикой в адрес руководства компании «Мечел».

На ситуацию российских фондовых рынков в 2008 году больше повлиял не кризис на Западе, а война с Грузией. Прогноз на 2008 год относительно суверенного кредитного рейтинга от S&P был пересмотрен и изменен с «позитивного» на «стабильный», а долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте (ВВВ+) и по обязательствам в национальной валюте (А-), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги (А-2) были подтверждены.

Среди важных явлений того периода введение Единого Социального налога (ЕСН), позволившего поднять ставки до 34% от фонда заработной платы. Бизнес принял это событие негативно, с ужасом, заявив о дестимулировании экономического роста, а, попросту, его обнулении.

Среди плюсов и заявление Медведева 7 октября 2008 года после совещания с экономическим блоком правительства о том, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд. рублей сроком не менее чем на пять лет. Новость вызвала временный рост на фондовом рынке. По оценке Всемирного банка, меры по укреплению финансовой системы России позволили «добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

Однако, оптимизм 2008 года очень быстро сменился пессимизмом 2012 года, когда стала абсолютна ясна неэффективность «медведевских министров» (за исключением Владимира Путина, разумеется)

Так из-за частых инцидентов среди министров, связанных с «экономическим блоком», к ним возникает сразу ряд вопросов.

К примеру, почему из-за регулярных катастроф российских спутников наша страна стала терять пальму первенства в космической сфере? Почему РФ резко сократила экспорт вооружений и перешла к закупкам иностранного оружия? Почему не обеспечен должным образом зерновой рынок? Где обещанное развитие аграрно-промышленного комплекса? Почему сорвана программа агролизинга?

К сожалению, ответом на этот вопрос является слабость управленческих кадров, которые сидят в Белом Доме и которых почему-то не может до сих пор уволить Дмитрий Медведев. Здесь речь идет персонально о замешанных в громких коррупционных скандалах министре сельского хозяйства Елене Скрынник, министре обороне Анатолии Сердюкове и министре связи Игоре Щеголеве.

Да и как мог Дмитрий Медведев вообще допустить, чтобы такие крайне неэффективные (по мнению экспертов) министры курировали ключевые для российской экономики направления?!!

Далее есть серьезные проблемы в российской промышленности, которая в последнее время серьезно отстает. К примеру, в 2009 году (переломный посткризисный год) промышленное производство в РФ «просело» на 9,3%. К сожалению, в дальнейшем ситуация в лучшую сторону почти не изменилась. Так же до сих пор не понятно, а где же обещанная инновационная экономика? Ведь обещанного снятия зависимости экономики РФ от экспорта углеводородов достичь так и не удалось.

Более того, по слухам, президент РФ Дмитрий Медведев успел поссориться с «энергетическим» вице-премьером Игорем Сечиным. А ведь в условиях конфликта с человеком в Правительстве, который курирует нефтегазовый сектор, эффективно развивать энергетическую отрасль, в принципе, невозможно.

Так же стоит отметить серьезную ошибку Медведева в энергетической политике, заключающуюся в упущении самого момента перехода на инновационную экономику. Все дело в том, что сейчас продвинутые страны активно ищут замену нефти и газу в качестве основных источников для обеспечения энергетических потребностей своих государств. Так, к примеру, переход на добычу сланцевой нефти может сделать невыгодной обычный способ добычи нефтепродуктов. Но готова Россия к этому? Очевидно, что нет…

Далее грядущий переход на водородную энергию (как пытаются это сделать в Японии) и использование электричества и солнечной энергии для автотранспорта могут обрушить бензиновые (считай - нефтяные) рынки. Но готова ли к этому Россия? Нет…

А, почему же? Где обещанная модернизация хотя бы добывающей и перерабатывающей промышленности?! Куда она «исчезла» и была ли вовсе?!!

На фоне этого в России «олигархи» опять давят малый бизнес. Ведь, по сути, при Медведеве закрепились «правила игры» среди «новых олигархов», а их влияние достигло почти такого же размаха, как и при Ельцине.

Так Олег Дерипаска с UC Rusal, Владимир Потанин с «Интересом», Владимир Лисин с НЛМК, Виктор Рашников с ММК, Андрей Гурьев с «Фосагро», Игорь Зюзин с «Мечелом», Виктор Вексельберг с «Реновой», Вагит Алекперов с «Лукойлом», Искандер Махмудов с УГМК и т.д. Как получилось, что все эти люди теперь, кроме промышленности и финансовой сферы стали оказывать серьезное влияние и на региональную (а порой и на федеральную) политику? Более того, хозяин «Онэксима» Михаил Прохоров вообще получил третье место на президентских выборах.

Так что же «олигархи» опять близки к власти, как в «лихие 90-ые»?!!

Кроме этого есть большие проблемы и в банковской сфере. Так, к примеру, государственным банкам «Сбербанку» и ВТБ многие эксперты вообще приписывают участие в «рейдерских захватах». К примеру, «Сбербанк» (через ООО «Сбербанк-Капитал») обвиняют в рейдерских захватах группы МАИР, «Павловскгранита», группы «Алтэкс» и т.д. А ВТБ эксперты обвиняют в недружественном поглощении «Банка Москвы»

В результате, кажется, что при Медведеве Россия вступила на путь «государственного рейдерства».

Хочется надеяться, что когда Дмитрий Анатольевич перейдет в правительство, он сможет побороть это пагубное явление для российской экономики.

Социальная сфера

Разумеется, что в «социалке» у Дмитрия Анатольевича есть целый ряд очевидных успехов. Так зарплата у бюджетников при Медведеве возросла, но так и не дошла до средней по региону заработной плате. Это касается и медиков, и педагогов, и научных сотрудников. И вряд ли уровень жизни этой прослойки, когда-то считавшейся интеллигенцией, существенно улучшился. Качество медицины ровно, как и образования, практически не изменилось.

В мае 2008 года Дмитрий Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в котором правительству поручалось разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих, в частности: преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для её осуществления. Этим Медведев снял настоящую «глыбу» с плеч предпринимателей.

Главным достижением, безусловно, стала стабилизация и рост численности населения России: по итогам 2011 года оно превысило 143 млн. человек. За 2008–2011 годы в России родилось более 7 млн. детей – один из самых высоких показателей за несколько последних десятилетий. За последние пять лет количество «вторых рождений» в России увеличилось на 45%, а третьих и последующих – на 62%.

Рост реальных, за вычетом инфляции, доходов граждан при Медведеве составил в 2008 году 2,4%, в 2009-м – 3,1%, в 2010-м – 5,1%, в 2011-м – меньше, около 1% только. Что касается средней заработной платы по экономике, то за 2008–2011 годы она выросла на 18%. Это в реальном выражении, в номинальном – рост почти на 75%; средняя номинальная начисленная зарплата по экономике в 2007 году была 13 593 рубля, а в 2011 году – 23 693 рубля.

Начиная с 2008 года средний размер трудовой пенсии в России увеличился в 2,5 раза. С 1 января только текущего года сразу в 1,6 раза были повышены пенсии всех военных пенсионеров. Также с 1 января практически в 3 раза выросло денежное довольствие военнослужащих Вооружённых сил, увеличено денежное довольствие в системе МВД.

За четыре года при поддержке государства получило жильё около 1,5 млн. граждан при прямой поддержке государства, в том числе более 200 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. А с помощью средств материнского капитала улучшили свои жилищные условия ещё более 1 млн. российских семей. Материнский капитал в 2008 году составлял почти 276 тыс. рублей, в 2012 году он составит уже 387 640 рублей.

Однако, и в «социальной сфере», не смотря на все плюсы деятельности Дмитрия Анатольевича в это направлении, есть и ощутимые минусы. К примеру, это «невиданный с лихих 90-ых» рост безработицы.

Так, согласно прогнозу Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), официально зарегистрированная безработица в РФ в среднем за 2012г. составит 1,4-1,45 млн человек.

Напомним, что уже в конце 2011г. в России безработица была на уровне 4,6% от всего населения страны.

С учетом того, что надвигается вторая волна кризиса, темпы безработицы в РФ увеличатся еще больше. Но почему же Дмитрий Медведев допустил столь высокого показателя безработицы? Да потому что российские власти, мягко говоря, недостаточно инвестировали деньги в реальный сектор российской экономики, что (в том числе) и привело к сокращению рабочих мест.

Кстати, как же с этой важнейшей проблемой боролся Дмитрий Медведев? Возьмем, к примеру, защиту интересов рабочих в моногородах, многие из которых составляют основу российской промышленности. Как выяснилось, президент РФ не сделал для этого почти ничего, а отдуваться за все пришлось премьер-министру РФ Владимиру Путину.

Так это именно он в 2009 году приехал спасать рабочий коллектив цементного завода в Пикалево. Кстати, так же потом премьер-министр РФ лично помогал рабочим «Алтайского трактора» (Алтайский край), «Русского Вольфрама» (Приморье) и других предприятий.

А где все это время, кстати сказать, был Дмитрий Медведев?! Встречался с «представителями оппозиции» и строил «гражданское общество»?!!

Кстати, борьба с оппозицией и построение гражданского общества в РФ «в нужном ключе» обошлись Кремлю довольно не дешево. Особенно – в сфере молодежной политики.

Так, по данным СМИ, в 2007-2010 гг. по госконтрактам и в виде грантов борющееся с оппозицией молодежное движение «НАШИ» получило 26 млн руб., а организации, созданные при участии их нынешних и бывших лидеров, - 441 млн руб. Хотя, по сути, все эти деньги отошли именно к «НАШИМ», как к «материнской компании». Получился, эдакий «политический холдинг». Однако, вот только все эти 467 млн руб бюджетных денег были израсходованы крайне неэффективно, а массовые акции «нашистов», кроме «распила» казенных финансов – ни к чему не привели. Более того, по данным «Новой Газеты » , Василий Якемнеко, по всей видимости, за бюджетный счет занимался подбором для чиновников дорогих проституток.

И при всей этой «неоднозначной репутации» Василия Якеменко Дмитрий Медведев не только сделал его главой Росмолодежи, но и, по предварительным данным, собирается выделить 500 мпн.руб. на летний лагерь «Селигер 2012».

В общем, провал в «молодежной политике» очевиден.

Более того, при Дмитрии Медведеве возникли определенные проблемы у старшего поколения. Причем, связаны они с проблемой нехватки лекарств. Эта и похожие проблемы возникли в связи с принятием закона «Об обращении лекарственных средств», где не прописан порядок обращения ряда препаратов на территории РФ.

Кстати, специалисты неоднократно утверждали, что этот закон писался в интересах министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, которая была ответственной за «социалку» при Дмитрии Медведеве.

Так вот фактически с «молчаливого согласия Дмитрия Анатольевича» госпожа Голикова фактически развалила российскую систему здравоохранения, сделав важнейшую сферу оборота лекарственных препаратов крайне коррупционной .

Ведь, не секрет, что Минздрав имеет тесную связь с компанией «Фармстандарт», которая весьма активно поставляет министерству зарубежные лекарства и «съедает» основные бюджетные потоки ведомства. Кстати, именно «Фармстандарт» поставляет на отечественный рынок «Арбидол», продвижение бренда которого и закупки для Росрезерва курирует лично Татьяна Алексеевна. Именно за это Голиковой и дали меткое прозвище «Мадам Арбидол».

Этой фирмой руководит никто иной, как друг министерской семьи Голиковой-Христенко Виктор Харитонин. В фармацевтическом бизнесе давно ходили слухи о том, что закон «Об обращении лекарственных средств» написан специально под Харитонина. И эти слухи нашли свое подтверждение тем, что перед принятием этого закона, компания «Фармстандарт» в пять раз увеличила корпоративный отдел регистрации лекарств. Кстати, сразу после принятия этого закона в России начались нехватки лекарств. Разумеется, эту ситуацию мог бы разрешить независимый от министерства регулятор Росздравнадзор с принципиальным Николаем Юргелем, то теперь эти функции перешли в новый министерский департамент, который возглавил еще один давний друг министерской семьи Голиковой-Христенко господин Марат Сакаев.

Так вот именно клановость в Минздраве окончательно развалила российскую систему здравоохранения. Интересно, но почему Дмитрий Медведев не помещал Татьяне Голиковой осуществить ее «лекарственные планы». Дмитрий Анатольевич не знал или не хотел?

Пожалуй, что хуже, чем медицина при Медведеве чувствует себя лишь образование.

Ведь тоже ЕГЭ конкретно превратило систему высшего образования в рынок, а коррупция в этой сфере увеличилась в разы. Работники образования и науки не раз требовали от президента отправить в отставку министра Андрея Фурсенко, но президент не сделал этого.

В итоге образовательная сфера оказалась в глубоком «ауте».

Так что и здесь, в «социалке», политику Дмитрия Медведева нельзя назвать в полной мере успешной.

Складывается такое впечатление, что «промахов» у Дмитрия Анатольевича было не меньше (а то и больше), чем побед.

И вот теперь, согласно вчерашнему заявлению, Путин решил передать бразды правления «Единой Россией» Медведеву.

Так что теперь с Дмитрия Анатольевича, как говориться будет «двойной спрос».

Но справится ли он с руководством Правительством РФ и партией власти, так же хорошо, как это делал Путин?

Четкого ответа на этот вопрос нет. Поживем – увидим…

Был избран президентом Российской Федерации 2 марта 2008 г. Основными программными задачами, поставленными новым президентом, были следующие: повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами; принцип «свобода лучше, чем несвобода»; «… главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития»; следование идеям Концепции-2000 — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, сотрудничество и помощь бизнесу; возвращение России статуса мировой державы и ее дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам.

Внутренняя политика Начало президентства Д. А. Медведева совпало с финансовым кризисом 2008-2009 гг. Причины кризиса состояли в следующем.

1. Зависимость экономики России от Запада и США.

2. Военный конфликт с Грузией и его негативные последствия. Падение мировых цен на нефть нанесло ущерб российской экономике. Начался существенный отток капиталов за границуи «бегство инвесторов из страны». Специфическим фактором в развитии кризиса являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний.

Как результат — усиление инфляции, падение уровня доходов населения, безработица вследствие «оптимизации производства» — массового закрытия предприятий, их реструктуризации и сокращения людей, усиление коррупции. 30 декабря 2008 г. Д. А. Медведев подписал закон о поправках к Конституции (закон РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»). Теперь президент РФ избирается сроком на 6 лет (вместо 4, ст. 81), состав Государственной думы — на 5 лет (вместо 4, ст. 96). Изменились названия нескольких субъектов Федерации.

Против поправок резко выступили партии «Яблоко» и КПРФ, утверждая, что это приведет к снижению избирательной активности и к монополизации власти. 28 сентября 2010 г. был принят закон «Об инновационном центре „Сколково“». По замыслам создателей строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий должен был занимать целый микрорайон и стать крупнейшим научным центром исследований и разработок («Российская Кремниевая доли? на»). Научный штат центра был рассчитан примерно в 50 тыс. человек.

Телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергическая эффективность, информационные технологии, ядерные технологии были обозначены приоритетными направлениями исследований «Сколкова». В качестве партнеров привлекались финские кампании Nokia Solutions and Networks, немецкие Siemens и SAP, итальянские вузы, токийский частный университет Васэда Типа и др. Однако у «Сколкова» появилось немало критиков, которые отмечают и устаревшие схемы инновационных технологий, и непомерные админрасходы, финансовые нарушения при строительстве, отсутствие реальной поддержки и начальных субсидий.

Следующим заметным событием в годы президентства Д. А. Медведева стал закон «О полиции», который вступил в силу 1 марта 2011 г. Полиция должна была заменить существующую милицию. Указ был призван повысить эффективность работы и улучшить имидж органов правоохранения, а также отдавалась дань историческим и европейским традициям. В июне 2011 г. вышел указ «Об исчислении времени», в котором определяется исчисление времени в России, часовые зоны и местное время. Указ отменил летнее и зимнее время, на зимнее время часы уже не переводили18. Д. А. Медведев продолжил борьбу с олигархическим капиталом.

Одно из громких дел, которое стало известно на всю страну, — смещение Ю. М. Лужкова с поста мэра Москвы (с 1992 г.). 28 сентября 2010 г. президент подписал указ «Отрешить… от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации» 19. Большое внимание президент уделял борьбе с коррупцией. В 2008 г. он подписал несколько указов, в марте 2012 г. был издан национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг. Внешняя политика 12 июля 2008 г. была принята так называемая «Доктрина Медведева».

Она включала 5 позиций: 1. Первенство основополагающих принципов международного права. 2. Неприятие однополярного мира и строительство многополярности. 3. Избежание изоляции и конфронтации с другими странами.

4. Защита жизни и достоинства российских граждан «где бы они ни находились». Защита интересов РФ «в дружественных ей регионах» 20. 17 июня 2008 г. Д. А. Медведев подписал указ о безвизовом режиме пересечения границы РФ негражданами Латвии и Эстонии, бывшими гражданами СССР21. 7-26 августа 2008 г. происходил военный конфликт в Южной Осетии, в котором непосредственно участвовала Россия.

Южная Осетия — это бывшая территория Грузинской ССР, которая в 1992 г. отделилась в самостоятельное непризнанное государство. Республика имела свое правительство, конституцию, вооруженные силы. Начиная с 1989 г. на ее территории неоднократно происходили кровопролитные этнические столкновения.

Грузинское правительство считало Южную Осетию своей территорией, однако не предпринимало активных действий по восстановлению контроля вплоть до 2008 г. Россия изначально поддерживали правительство Южной Осетии, ее стремление к полной независимости от Грузии. С приходом к власти М. Саакашвили грузинская национальная политика ужесточилась. В ночь с 7 на 8 августа грузинские войска начали интенсивный обстрел столицы Южной Осетии Цхинвал, затем последовал штурм города. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков ранено.

Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия. Утром 8 августа российская авиация приступила к бомбардировке целей на территории Грузии. 9 августа президент Д. А. Медведев, как Верховный Главнокомандующий, объявил о состоянии войны с Грузией. Глава МИД РФ С. В. Лавров заявил, что причинами ввода российских войск стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии.

Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид 22. 11 августа российские войска перешли границы Абхазии и Южной Осетии и вторглись непосредственно на грузинскую территорию, заняли ряд важных городов. 12 августа в Москве с рабочим визитом находился Председатель Евросоюза, президент Франции Николя Саркози. Вместе с Д. А. Медведевым и В. В. Путиным они составили шесть принципов мирного урегулирования российско-грузино-осетинского конфликта. 1. Отказ от использования силы. 2. Окончательное прекращение всех военных действий. 3. Свободный доступ к гуманитарной помощи. 4. Возвращение Вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации. 5. Вывод Вооруженных сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий. 6. Начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности (план Медведева — Саркози23). 13 августа после личных переговоров Н. Саркози и М. Саакашвили президент Грузии утвердил предложенный план, за исключением шестого пункта. 16 августа документ подписали Россия, Южная Осетия и Абхазия. Военный конфликт был завершен.

Несмотря на соглашения, 26 августа 2008 г. президент России подписал указы «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия». Россия признала республики «в качестве суверенного и независимого государства», обязалась установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Акт вызвал осуждение Запада и не встретил поддержки стран СНГ. Отношения с Украиной. В 2008 г. на Украине возник кризис власти. 18 января президент В. Ющенко, премьер-министр Ю. Тимошенко (2007-2010 гг.) и спикер Верховной Рады А. Яценюк составили письмо генеральному секретарю НАТО о стремлении присоединиться к плану действий относительно членства в НАТО на саммите в Бухаресте24. О письме случайно стало известно членам Верховной Рады. Депутаты компартии и «Партии регионов» потребовали отозвать «письмо трех» и на 2 месяца заблокировали работу парламента. Верховная Рада возобновила работу, только когда был принят документ: решение о вступлении Украины в НАТО ««принимается по результатам референдума, который может быть проведен по народной инициативе» 25. На Украине возникли противоречия между президентом и парламентом по поводу событий в Южной Осетии.

В. Ющенко выступал с резкой критикой России и в поддержку Грузии, Ю. Тимошенко и другие заняли взвешенную позицию, призывая к прекращению военных действий. Это привело к тому, что президент подписал указ о роспуске Верховной Рады 8 октября 2008 г. В период президентства Д. А. Медведева обострился газовый конфликт с Украиной. Это было вызвано наличием неурегулированной задолженности за поставки газа, а также разногласиями в отношении транзита газа через территорию Украины в 2009 г.

На Украину и в Западную Европу поставляла российский газ компания «РосУкрэнерго». Она имела долги перед РФ, которые требовали с Украины. Ю. Тимошенко потребовала убрать «РосУкрэнерго» с газового рынка и перейти на прямые контракты с РФ. Но это было невыгодно В. Ющенко, поскольку украинская часть компании принадлежала его другу, а также «Газпром у», который владел 50% ее акций. 2 октября 2008 г. Ю. Тимошенко подписала с В. В. Путиным контракт: получать газ без посредников и договориться о цене $ 235 за 1000 м³ при условии совместных экспортных операций с территории Украины. RosUkrEnergo тогда предложила покупать газ для Украины по цене $ 285. В. Ющенко сорвал этот договор.

Тогда Россия с 1 января 2009 г. полностью прекратила поставки газа на Украину и в ЕС. Возникла угроза остановки всего украинского ЖКХ. ЕС потребовал разрешить конфликт и немедленно восстановить поставки газа. 18 января 2009 г. в результате длительных переговоров премьер-министры В. В. Путин и Ю. Тимошенко договорились о возобновлении транспортировки газа на Украину и страны ЕС. Договоренности включали переход к прямым контрактным отношениям между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», введение формульного принципа формирования цены для Украины, характерного для других европейских стран (формула включала стоимость мазута на мировых рынках и т. п.)26. Россия сразу же возобновила поставки газа в Европу. В феврале 2010 г. к власти на Украине пришел В. Янукович.

Премьер-министр Ю. Тимошенко была отдана под суд за причинение ущерба компании «Нафтогаз Украины». Внешняя политика Украины стала направлена на евроинтеграцию и европеизацию параллельно с прагматичным, дружественным сотрудничеством с Россией. Но сближение могло происходить так, чтобы оно не затрагивало «суверенитет» Украины. Идти в будущее Украине и России предполагалось «отдельными путями», поскольку Украине тесно «в шаблоне „русского мира“». 21 апреля 2010 г. президенты двух стран подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 г.), с возможностью его продления еще на 5 лет (до 2042-2047 гг.).

Затем В. В. Путин объявил о снижении для Украины цены на газ и предоставлении Украине помощи в размере 15 млрд долларов. СНГ. 28 ноября 2009 г. президент России Д. А. Медведев, президент Белоруссии А. Г. Лукашенко и президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписали договор о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана единого таможенного пространства. Происходят изменения в отношениях с Польшей.

10 апреля 2010 г. потерпел крушение самолет президента Леха Качиньского, который летел в Смоленск на траурные мероприятия, посвященные 70-летию Катынской трагедии. Погибли 96 человек — известные польские политики, высшее командование ВС, общественные и религиозные деятели. Новый президент Бронислав Коморовский взял курс на улучшение отношений и налаживание сотрудничества с Россией. Было подписано соглашение об увеличении поставок российского газа в 1,5 раза по трубопроводу «Ямал». Арабский мир. В 2011-2012 гг. происходит так называемая «арабская весна» 27. Март 2011 г. — гражданская война в Ливии, где сформировалась сильная оппозиция лидеру страны Муаммару Кадаффи.

Началось вооруженное противостояние. Совет Безопасности ООН поддержал оппозицию, принял резолюции о введении эмбарго на торговлю оружием с Ливией, о замораживании счетов, запрете на зарубежные поездки М. Кадаффи и его приближенных, а также о введении бесполетной зоны над Ливией28. НАТО сразу же превысил мандат ООН и начал бомбардировку важнейших объектов Ливии. Затем началась военная интервенция против М. Кадаффи (19 марта — 31 октября), в которой участвовали Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Дания. Россия изначально осуждала конфликт, но соблюдала нейтралитет. События в Сирии.

В 2011 г. на фоне так называемой «арабской весны» возник крупномасштабный вооруженный конфликт между силами президента Башара Асада и оппозицией, к которой относятся Свободная сирийская армия, курдские регионалисты и различного рода исламистские террористические группировки (ИГ29, Фронт ан-Нусра — местной отделение Аль-Каиды и др.). С самого начала Россия поддержала сирийское правительство, помогая поставками оружия, обучением и военными советниками. С 2011 г. по настоящее время у берегов Сирии постоянно находится группировка российских боевых кораблей. Кроме того, Россия дважды — в октябре 2011 и в феврале 2012 г. — блокировала резолюции в Совете Безопасности ООН, поскольку они давали возможность санкций или даже военной интервенции против правительства Башара Асада. Отношения России с США и странами НАТО. 8 апреля 2010 г. в Праге Россия и США подписали новый договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Стороны обязались за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть по сравнению с Московским договором 2002 г. и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.

В целом президентство Д. А. Медведева ассоциируется с изменением действующей Конституции, курсом на модернизацию российской науки и экономики, реформой правоохранительных органов, отменой зимнего и летнего времени, преодолением кризиса 2008-2009 гг., войной в Южной Осетии и признанием ее Россией наряду с Абхазией, газовыми проблемами с Украиной, временным улучшением отношений с Польшей, новым договором по СНВ-III с США.

Заец, Светлана Викторовна. История России. XXI век. Хроника основных событий: учебно-методическое пособие / С. В. Заец; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2017. — 48 с.

На расширенном заседании Госсовета в конце своего правления на президентском посту Дмитрий Медведев справедливо перечислил свои достижения и недочеты, а также рассказал о целях, которых собирается придерживаться на посту премьер-министра.

В целом, стиль его правления оказался гораздо более либеральным, чем у Владимира Путина. Медведев получил престижное юридическое образование, защитил кандидатскую диссертацию в 1990 году и написал несколько научных трудов. В результате в 2008 году политик получил большую популярность среди студенчества, создав образ интеллектуала и либерала.

В свою очередь, Запад смотрел на Медведева двузначно: все понимали перевес влияния в сторону действующего премьера, но более приемлемой для менталитета иностранцев была риторика Медведева. Но, несмотря на иллюзию мягкости, президент, как гарант государственной стабильности, заявил о продолжении курса Путина «на стабильность».

Внешняя политика Медведева. Свою внешнюю политику юрист изначально решил строить на основе международного права. Главной задачей для президента Медведева было создание новых институтов безопасности на международной площадке, а также строительство многополярного мира. В результате Россия не стала полюсом, но влилась в ШОС, БРИКС и ОДКБ, став частью силы, которая альтернативно расширяет Североатлантический Альянс.

Безусловно, главным событием периода правления Медведева стал военный конфликт в 2008 году - «пятидневная война» с Грузией. Это стало первой интеграцией российских военных сил в другую страну с 1979 года. В то же время, с Абхазией и Южной Осетией были установлены дипломатические отношения после их одностороннего признания независимости. Запад отнесся к таким действиям негативно, но серьезных санкций не предпринял.



Однако внешняя политика Медведева была полна и недочетов. Выиграв горячую войну с Грузией, Россия уступила ей в информационном противостоянии. В отношениях с изначально «пророссийским» президентом Виктором Януковичем Кремль допустил конфликта из-за газа, повернув интерес Украины в сторону Европы. В отношении Востока Россия позволила себе мягкость и получила, как финансовые, так и политические потери (в Иране, Ливии и Сирии).

В свою очередь, за время правительства Медведева было достигнуто политического сближения с США. С Кубой и Венесуэлой также были налажены союзнические отношения. Вопрос о ПРО, став предметом диалога, приобрел более мягкий тон. В итоге скорость развертывания ПРО в Восточной Европе снизилась, что можно расценивать как несомненное достижение.

Внутренняя политика России. Неоднократно президент Медведев говорил о важности культуры для России с ее особенной «загадочной русской душой», славящейся на западе. Во время его правления был реставрирован Большой театр, а также проводилась программа «Культура России», широко рекламируемая Путиным. В рамках проекта планировалось построить более 2 млн. объектов культуры и просвещения, а также реставрировать исторические объекты по всей стране.

Образование России за 4 года пополнилось 9 федеральными вузами и 29 НИУ, но за последние 1,5 года лишилось 40 вузов, которые попали под слияние и реорганизацию.

Неоднократно выступал президент за десталинизацию и десоветизацию. Многие общественники и западные СМИ его поддержали.

Касаясь действительно важных реформ, Дмитрий Анатольевич достиг, к сожалению, не очень многих результатов. Несмотря на большинство лояльной к Медведеву «Единой России» в законодательной и исполнительной власти, масштабную форму приняла реформа МВД, но и она была далеко не удачной. Коррупция в итоге пробралась даже в Генеральную прокуратуру. Экономика пережила два кризиса.

Президентство Медведева прошло через целых два мировых экономических кризиса (2008 год и конец 2011 года). За это время внешний долг России увеличился на 14%. Но сравнительно с Европой, Японией и США, где долги достигли 90%, 226% и более 100% от ВВП соответственно, Россия может похвастаться размером кредита всего около 10% от ВВП, 2% из которого – внешний долг.

При Медведеве российский ВВП перешагнул через докризисный уровень. Несмотря на критическую ситуацию в США и Европе, РФ понесла наименьшие потери во время кризисов благодаря высоким ценам на нефть, Стабфонду и «курсу на стабильность».

Важным шагом было введение Единого Социального налога (ЕСН), который позволил поднять ставки до уровня 34% от фонда заработной платы.Но предприниматели приняли событие крайне негативно.

Министерства связи, обороны и сельского хозяйства, по мнению экспертов, действовали в этот период неэффективно. Российская промышленность также ощутила серьезные проблемы: промпроизводство в 2009 году снизилось на 9,3%, не удалось снять зависимость РФ от экспорта углеводородов.Многие эксперты говорят о периоде «государственного рейдерства» в банковской сфере, установлении «правил игры» олигархов и отсутствии необходимой модернизации энергетического комплекса.

В конце 2008 года Медведев заявил о предоставлении государством субординированного кредита для банков на сумму до 950 млрд. рублей и срок более 5 лет. Это вызвало временный рост на фондовом рынке, предотвратило панику среди населения и серьезно укрепило финансовую систему.

Социальная сфера при президенте Медведеве. Что касается социальной сферы, то тут Дмитрий Анатольевич Медведев во многом достиг успеха.

В мае 2008 года президент подписал указ, призванный облегчающий предпринимателям жизнь: с бизнеса должны были снять некоторые ограничения, упростить порядок начала бизнеса и сократить количество разрешительных для его осуществления документов.

Главным достижением стал рост и стабилизация численности населения РФ. В 2008-2011 годах Россия достигла одного из наивысших показателей нескольких десятилетий. Семей, рождающих второго ребенка, увеличилось на 45%, третьего – на 62%. Население России в 2011 году превысило 143 млн. человек.

Реальные доходы граждан при Медведеве выросли в 2008г. на 2,4%, в 2009г. на 3,1%, в 2010г. – 5,1%, а в 2011-м поднялись только на 1%. Средняя заработная плата по экономике поднялась за 4 ода на 18% в реальном выражении и на 75% в номинальном. Государственные зарплаты в этот период тоже росли (только уровень жизни существенно не улучшился, также не изменилось особо и качество услуг).

Средний размер трудовой пенсии для россиян увеличился с 2008-го в 2,5 раза. С начала 2012 года военные пенсионеры получили повышение выплат в 1,6 раз.

Государственная программа прямой поддержки позволила около 1,5 млн. граждан получить жилье. Более 1 млн. семей улучшили свои жилищные условия, используя выделенные им средства материнского капитала.

Среди минусов можно выделить увеличение безработицы (4,6% в 2011 году), недостаточное инвестирование в реальный сектор отечественной экономики, проблему нехватки лекарств и увеличение коррупции в сфере образования (посредством ЕГЭ).

На начало президентства Дмитрия Медведева пришлось непростое решение о военной операции против Грузии атаковавшей Южную Осетию, а окончание характеризуется масштабной политической реформой, включающей в себя уменьшение численности и упрощение регистрации политических партий, а также возвращение губернаторских выборов, которые были законодательно утверждены в конце апреля-начале мая 2012 года.

Также, президентство Медведева характеризуется: переименованием милиции в полицию, сменой большей части губернаторов (в том числе политических тяжеловесов: Лужкова, Шаймиева и Рахимова), образованием «большой Москвы» и отменой действовавшего с 1981 года и ставшего привычным перехода на летнее и зимнее время.

Вместе с тем выделим основные направления в деятельности Д.А. Медведева:

1. Модернизация. Модернизация экономики России стала главным программным пунктом нового президента Дмитрия Медведева, который фактически ввел это слово в современный российский лексикон. В послании федеральному собранию 2009 года он назвал модернизацию вопросом выживания страны и заявил, что медлить с этим больше нельзя. Модернизировать, по словам Медведева, необходимо экономику в целом, а также производственную сферу, армию, медицину, технологии, вплоть до космических, образование и воспитание человека. Большое значение в этой связи приобретает внедрение инноваций и энергоэффективности. Символом новой экономики призван стать инновационный центр «Сколково», созданный по инициативе Медведева после того, как он посетил в США знаменитую Кремниевую долину. В перспективе «Сколково» должно стать крупнейшим в России испытательным полигоном новой экономической политики. На специально отведенной территории в ближнем Подмосковье будут созданы особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий. В 2012 году на программы в области модернизации, по словам Медведева, выделят около 1 триллиона рублей.

2. Изменения в конституции. Зачитывая свое первое послание федеральному собранию спустя девять месяцев после вступления в должность, Медведев предложил внести в Конституцию РФ поправки об увеличении срока президентских полномочий с четырех до шести лет, депутатов Госдумы - с четырех до пяти лет, а также об обязанности правительства ежегодно отчитываться перед депутатами. Это стало первым изменением российской Конституции за всю ее пятнадцатилетнюю историю. В соответствии с этой нормой в декабре 2011 года в России прошли выборы в Госдуму, а в марте 2012 года - президента.

Нововведения коснулись и Совета Федерации. Теперь сенатором может стать только депутат, который избран в региональные органы власти и местного самоуправления. Госдума также приняла законы, запрещающие называть глав регионов президентами; регионы должны будут привести свои конституции или уставы в соответствие с принятым законом до 1 января 2015 года.

Последним и весьма существенным изменением основного закона страны стал возврат прямых выборов глав регионов, которые были отменены в 2004 году - накануне Медведев подписал соответствующий закон, который он ранее внес для обсуждения в парламент. Кроме того, был существенно упрощен порядок регистрации политических партий.

3. Удар по коррупции . Борьба с коррупцией также была одним из главных тезисов предвыборной кампании Медведева. О коррупции как основной беде России, тяжелой болезни, разъедающей национальную экономику и разлагающей российское общество, президент говорил и в инаугурационной речи, и в многочисленных интервью после вступления в должность.

Уже через две недели после инаугурации глава государства подписал указ о создании совета при президенте РФ по противодействию коррупции. В июле того же года он подписал антикоррупционный план, рассчитанный на несколько лет, а позднее парламент принял президентский пакет законопроектов, направленный на выполнение этого плана.

В рамках противодействия коррупции и повышения эффективности госуправления Медведев обязал госслужащих и членов их семей, а также руководителей госкорпораций и фондов предоставлять сведения о доходах и имуществе. В противном случае их ждало увольнение. Кроме того, в марте 2011 года глава государства потребовал вывода госчиновников из состава советов директоров крупных госкомпаний и госбанков, что было сделано к октябрю.

По оценке самого Медведева, несмотря на очевидные успехи в борьбе с коррупцией, в частности принятие первого в истории страны свода антикоррупционных правил, борьба с этим видом преступности далека от завершения, так как принимать участие в ней должно все общество, а не только государство.

4. Реформа силовиков. Задача противодействия коррупции напрямую оказалась связана с необходимостью проведения масштабной реформы правоохранительных органов, которая была начата в 2010 году. Ряд резонансных происшествий с участием правоохранителей, самым громким из которых стал расстрел посетителей супермаркета в Москве начальником ОВД «Царицыно» майором милиции Денисом Евсюковым, заставил власти вплотную заняться ситуацией в МВД. Реформа крупнейшего в стране министерства получила по инициативе президента знаковую окраску - милицию переименовали в полицию. Новый закон ужесточил требования к приему на работу в систему МВД, избавил министерство от ряда несвойственных ему функций и отменил так называемую «палочную» систему оценки работы органов внутренних дел. При этом значительно была увеличена зарплата сотрудников, которые смогли пройти переаттестацию.

В том же 2010 году был создан следственный комитет РФ, который вышел из подчинения прокуратуры. Тогда президент назвал это первым шагом на пути создания единого и независимого следственного органа в стране, однако пока следственные структуры других ведомств (прокуратуры, МВД, ФСКН и ФСБ) остаются самостоятельными.

Не менее масштабной стала реформа вооруженных сил и новая госпрограмма вооружений и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В соответствии с планом реформирования ВС, к 2012 году численность армии уменьшилась с 1,2 миллионов военнослужащих до миллиона, из которых 220 тысяч составляют офицеры. В структуре вооруженных сил появились войска военно-космической обороны. Кроме того, в рамках реформы шесть военных округов были преобразованы в четыре - Западный, Восточный, Центральный и Южный. Существенно было повышено денежное довольствие офицеров, реорганизованы военные учебные заведения, армия перешла на систему аутсорсинга (когда питание и другие несвойственные ВС функции берут на себя гражданские структуры). Кроме того, значительно ускорились темпы строительства жилья для военнослужащих и ветеранов военной службы.

Беспрецедентная программа вооружений общим объемом около 20 триллионов рублей и рассчитанная до 2020 года также называлась Медведевым одним из важнейших приоритетов в области обороноспособности. Программа была принята несмотря на возражения вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, который из-за разногласий с президентом был отправлен в отставку.

5. Война и мир. Главным внешнеполитическим событием в деятельности Медведева на посту президента стала война в августе 2008 года с Грузией, которая начала боевые действия в Южной Осетии. В результате грузинской агрессии погибли мирные жители и российские миротворцы. Президент РФ отдал приказ ввести в Южную Осетию войска и провести операцию «по принуждению Грузии к миру». Итогом пятидневной операции стало уничтожение основных объектов военной инфраструктуры грузинской армии и кораблей боевого флота Грузии в порту Поти. 12 августа Медведев объявил о завершении операции, заявив, что ее цель достигнута - безопасность миротворческих сил и гражданского населения восстановлена, агрессор наказан и понес очень значительные потери. В тот же день в Москве президенты России и Франции согласовали план, получивший название «Медведев-Саркози» и предусматривавший отвод российских войск с территории Грузии и гарантии безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Отношение к третьему сроку президентства В.В. Путина. МОСКВА, 4 марта 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как избиратели, голосовавшие за Владимира Путина год назад, объясняют сегодня свой выбор, что россияне думают о выполнении им своих предвыборных обещаний, на решении каких задач советуют ему сосредоточить свою деятельность, какие позитивные и негативные изменения в жизни страны ему приписывают, и как оценивают возможность появления конкурента Путину.

Сегодня в том, что отдали голос за Владимира Путина на президентских выборах год назад, признаются почти две трети россиян (65%), принявших участие в голосовании (согласно официальным результатам выборов, за него проголосовали 63,60%). Поддержку нынешнему президенту оказали, прежде всего, 45-59-летние респонденты (70%). О том, что голосовали за Геннадия Зюганова, сообщили 12% респондентов (17,18% по официальным данным) - прежде всего это пожилые (23%). Владимира Жириновского поддержали 7% опрошенных (согласно официальным результатам за него проголосовали 6,22%). За Михаила Прохорова, по собственному признанию, проголосовали 4% опрошенных (7,98% согласно официальным результатам), а за Сергея Миронова - 2% (3,85% - по официальным данным).

Спустя почти год после президентских выборов респонденты, признавшиеся, что поддержали тогда Путина, объясняют свой выбор главным образом доверием ему (26%). О результатах его работы стали говорить реже (с 26 до 19%). В то время как о том, что Путин был самым достойным из кандидатов - чаще (с 8 до 12%). Также заметно чаще респонденты стали признаваться, что проголосовали за Путина от безысходности, отсутствия достойных альтернатив (с 11 до 21%).

Более половины респондентов, голосовавших за Путина в марте прошлого года, сообщили, что предвыборные обещания политика были весомым аргументом в его пользу (58%). Прежде всего на них обратили внимание жители крупных городов (70%), респонденты с доходами чуть ниже среднего (63%), люди, не пользующиеся интернетом (62%). Еще 38% сообщили, что обещания не стали решающим фактором при голосовании за Путина. Как правило, это жители столиц, миллионников и средних городов (46-48%), обеспеченные респонденты (42%), эпизодические пользователи интернета (45%). Обещания, данные кандидатом Путиным, имели несколько большее влияние на мужчин, чем на женщин (61 против 56%).

Спустя восемь месяцев президентства Путина более половины опрошенных (58%) констатируют, что большая часть его предвыборных обещаний пока не реализована. Еще 16% уверены, что президент уже успел исполнить почти все, что обещал. Почти каждый пятый вообще не заметил работы по исполнению обещанного (19%). Сразу после выборов в марте 2012 г., размышляя о перспективах предвыборных обещаний Путина, респонденты главным образом прогнозировали полное (37%) или частичное (41%) их исполнение, вообще не верили в них 15%. Исполненным большинство предвыборных обязательств Путина считают, как правило, сторонники «Единой России» (28%), а также те, кто голосовал за него на выборах 2012 года (27%). В том, что Путин не сделал ничего в этом направлении, уверены в первую очередь сторонники ЛДПР (39%), мужчины (23%).

Топ-5 приоритетных задач президента, по мнению опрошенных, составляют: повышение благосостояние населения (22%), подъем промышленности и с/х, пенсионное обеспечение (по 13%), борьба с коррупцией (12%), обеспечение бесплатным качественным медобслуживанием (11%). По сравнению с мартом прошлого года список приоритетов скорректировался: на вершину рейтинга поднялись вопросы медицины и пенсий, более значимыми стали вопросы детских пособий и детсадов. Напротив, чуть менее значимыми стали казаться модернизация экономики и снижение безработицы.

Ключевые успехи Путина за последний год - рост благосостояния населения (11%) и борьба с коррупцией (10%). Среди позитивных изменений в жизни страны, не фигурировавших ранее в рейтинге: назначение Шойгу на пост министра обороны (2%), вступление в ВТО, улучшение качества дорог, борьба с алкоголизмом и курением (по 1%).

Главное негативное изменение в жизни страны, связанное с деятельностью Путина, по мнению опрошенных, - рост цен и высокая инфляция (16%). Также нередко указывают на коррупцию (8%), падение уровня жизни населения (7%). Среди новых просчетов президента - высокие тарифы на услуги ЖКХ (5%), принятие закона о митингах (2%), «закона Димы Яковлева» (1%), вступление в ВТО (1%) и т.д.

Мнения респондентов относительно конкурентов Путина разделились: 43% уверены, что политик, способный составить реальную конкуренцию действующему президенту, уже есть или появится в ближайшем будущем, но 48% полагают, что такого политика нет и в ближайшее время он не появится. Десять лет назад ситуация представлялась иначе: с небольшим перевесом побеждали те, кто видел или предсказывал появление серьезного конкурента Путина (49 против 42%). Уже сегодня видят достойного соперника Путина, способного всерьез претендовать на пост президента, прежде всего жители двух столиц (16%), активные пользователи интернета (11%), электорат Зюганова и Жириновского (23-22%). В ближайшем будущем ожидают появления серьезного конкурента в основном сторонники Миронова (68%). Отрицают возможность появления у Путина конкурентов, как правило, жители крупных городов (53%), люди, не пользующиеся интернетом (52%), и те, кто голосовал за него на выборах президента (58%).

Сравнивая стиль руководства страной Путина с прежними лидерами, респонденты, как правило, не находят ему аналогов (11% вообще убеждены, что Путин имеет свой неповторимый стиль управления). Те, кому удается провести историческую параллель, чаще всего признают тождественным путинскому стилю стиль Андропова (9%). В начале нулевых это сходство было более очевидным (19-24%).

Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены 19-20 января, 26-27 января, 9-10 февраля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В Санкт-Петербурге (Ленинграде) и также закончил Ленинградский государственный университет (даже тот же факультет, что и Путин - юридический). В молодости Медведев был простым студентом, который подрабатывал дворником, слушал «Deep Purple», однако хорошо учился и имел повышенную стипендию в размере 50 рублей. В середине 90-х годов Медведев, вместе с Владимиром Владимировичем, работал в мэрии Санкт-Петербурга. Позже второй Президент России забрал его к себе в Москву (вместе с Нарышкиным, Ивановым и многими другими питерскими соратниками), где Дмитрий Анатольевич стал уже Руководителем Администрации Президента , а чуть позже и первым заместителем председателя Правительства РФ .

7 мая 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев , после убедительной победы на выборах, вступил в должность Президента Российской Федерации . А его премьером (то же, что и Председателем Правительства РФ) стал В.В. Путин . По мнению многих политологов, политика России при такой перестановке практически не изменилась, хотя немалое число граждан РФ считает президентство Медведева более мягким, чем президентство Путина .

Внутренняя политика Медведева.

Внутренняя политика Медведева началась не самых легких времен и решений. Начало его президентства совпало с началом мирового финансового кризиса 2008 года. Этот кризис зародился еще во время ипотечного кризиса в США 2007 года, а затем, на фоне несбалансированной мировой торговли между частными предприятиями и международными корпорациями, перерос в мировой экономический кризис , который затронул практически все страны мира, где более-менее развиты международные отношения и торговля.

Больше всего пострадали Западная и Восточная Европа , большая часть Азии, Австралия, Северная и Южная Америки. Уже в мае 2008 года, когда Медведев только стал руководителем страны, на российском фондовом рынке произошел обвал котировок . Первые решительные антикризисные меры были предприняты в бюджетной и кредитной политике в августе-октябре этого же года. Однако уже в декабре падение промышленного производства превысило 10 процентов.

На протяжении второй половины 2008 года и весь следующий, 2009, год ведущие государственные экономисты, финансисты и прочие эксперты работали в поте лица, и уже к концу 2009 года появились первые положительные результаты антикризисной программы .

К марту 2010 года Всемирный банк опубликовал отчет по всемирному кризису, в котором говорилось, что экономические потери РФ оказались гораздо меньше, чем изначально предполагалось, а фондовый рынок страны даже отыграл большинство потерь от мирового кризиса . Несмотря на то, что российский внешний долг вырос почти на 14 процентов, это оказалось самым стабильным результатом по сравнению с остальным миром. Например, в Европе тогда внешний долг вырос до 90% от общеевропейского ВВП (Евросоюза ), в Соединённых Штатах внешний долг превысил 100% от ВВП, а в Японии он вообще достиг почти 220%.

Несмотря на проблемы, связанные с экономическим кризисом России , Медведев продолжал активную внутреннюю политику. Президент увеличил кредитование российских банков, что значительно упрочнило финансовую систему страны и не допустило паники среди населения. Ряд реформ в сфере частного предпринимательства (отмена некоторых ограничений, упрощение налогообложения и порядка оформления) не дало малому предпринимательству загнуться.

Множество реформ прошло и в социальной сфере. Был увеличен материнский капитал (государственное пособие на ребенка, введенное еще Путиным) на второго и третьего ребенка, что позволило демографическому показателю не приблизиться к отрицательной отметке. При этом размеры пенсий, социальных выплат и зарплат бюджетникам выросли в 2-2,5 раза. Полтора миллиона россиян получили новое жилье, а еще миллион российских граждан - улучшил свои жилищные условия (в основном - благодаря все тому же новому материнскому капиталу).


Первый заместитель Председателя Правительства РФ с июня 2005 года.
Президент Российской Федерации с 7 мая 2008 года по 2012 год.
Председатель Правительства Российской Федерации с 8 мая 2012 года.

Дмитрий Анатольевич Медведев родился 14 сентября 1965г. в городе Ленинграде (ныне – г. Санкт-Петербург).

Отец Дмитрия Медведева , Анатолий Афанасьевич, потомок крестьян Курской губернии, был профессором Ленинградского технологического института имени Ленсовета.

Мать Дмитрия Медведева , Юлия Вениаминовна, филолог, преподавала в педагогическом институте им.Герцена, работала экскурсоводом в музее. Ее корни из Белгородской области.

Дмитрий - единственный ребёнок в семье. Семья Медведевых жила в районе Купчино на окраине Ленинграда. Всё время Дмитрий посвящал учёбе, хорошо учился.

В 1982 году Д.А. Медведев поступил на юридический факультет Ленинградского государственного университета. Перед поступлением начал работать лаборантом в ЛЭТИ.

С юности увлекается хард-роком, в числе любимых групп Дмитрий Медведев упоминает Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin; он собрал полную коллекцию записей Deep Purple. В студенческие годы увлекся фотографией, занимался тяжёлой атлетикой, выиграл в университете соревнования по тяжёлой атлетике в своей весовой категории.

Д. Медведев не служил в армии, но, будучи, студентом ЛГУ, прошёл 1,5-месячные военные сборы в Хухоямяки в Карелии.

В 1987 г. Дмитрий Медведев получил диплом ЛГУ и поступил в аспирантуру.

В 1987 – 1990 гг. одновременно с учебой в аспирантуре Дмитрий Медведев работал ассистентом кафедры гражданского права ЛГУ.

Весной 1989 г. принял активное участие в избирательной программе А. Собчака по выборам на Съезд народных депутатов.

И в этом же году Медведев женился на бывшей однокласснице Светлане Линник.

В 1990 г. Д. Медведев стал кандидатом наук, защитил диссертацию на тему «Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия».

В 1990 – 1991 годах Медведев входил в группу помощников председателя Ленсовета А. Собчака. В этих же годах Дмитрий Медведев познакомился с Владимиром Путиным . Вскоре Д.Медведев назначен экспертом Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. После прошёл стажировку в Швеции по вопросам местного самоуправления.

В 1990 – 1999 г. Дмитрий Медведев преподавал в Ленинградском (позже Санкт-Петербургском) государственном университете такие дисциплины частно-правового цикла, гражданское и римское право. Получил ученое знание доцента.

В 1996 г. в семье Дмитрия Медведева и Светланы Медведевой родился сын Илья.

В этот период и в последующие годы Д.А. Медведев выступал учредителем и руководителем разных предприятий, в том числе совместных.

В ноябре 1999 – январе 2000 гг. занимал должность заместителя руководителя Аппарата Правительства РФ (Главе Аппарата - Д. Козак).

31 декабря 1999 г. указом и.о. Президента РФ В. Путина назначен заместителем руководителя Администрации Президента РФ (руководитель Администрации – А.Волошин).

В феврале 2000 г. Д.А. Медведев возглавил предвыборный штаб В. Путина.

После выборов Владимира Путина Президентом Российской Федерации 3 июня 2000 г. Дмитрий Медведев назначен первым заместителем руководителя Администрации Президента.

30 июня 2000 г. Д. Медведев сменил В. Черномырдина на посту председателя Совета директоров ОАО «Газпром».

В апреле 2001 г. по указанию президента Владимира Путина создана рабочая группа по либерализации рынка акций «Газпрома», а руководителем группы стал Медведев. Месяц спустя он уступил пост председателя Совета директоров «Газпрома» Р. Вяхиреву, но в июне 2002 г. вновь вернулся на эту должность.

В 2001 г. Д.А. Медведев стал лауреатом премии Правительства РФ в области образования за участие в создании учебника по гражданскому праву.

В октябре 2002 г. Д.А. Медведев назначен представителем Президента в Национальном банковском совете.

В октябре 2003 г. Дмитрий Анатольевич Медведев стал руководителем Администрации Президента РФ вместо подавшего в отставку А.Волошина.

В ноябре 2003 г. произошло назначение Д. Медведева членом Совета безопасности РФ.

В июне 2004 г. состоялось переизбрание Д. Медведева председателем Совета директоров «Газпрома».

В июне 2005 г. Д. Медведев был освобожден от должности руководителя Администрации Президента и назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ.

29 ноября 2005 г. прошло первое заседание Совета по реализации 4-х приоритетных национальных проектов. До этого В. Путин поручил Медведеву разработать конкретный план по претворению национальных проектов в жизнь.

В мае 2006г. Медведев возглавил комиссию по развитию телерадиовещания.

С сентября 2006 г. Д. Медведев стал Главой Международного Попечительского Совета Московской школы управления СКОЛКОВО.

В январе 2007 г. Д. Медведев избран председателем Попечительского совета Ассоциации юристов России.

10 декабря 2007 г. четыре партии («Гражданская сила», «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия) при одобрении В. Путина выдвинули кандидатуру Д. Медведева на пост Президента РФ.

2 марта 2008 г. состоялись выборы Президента РФ, на которых Дмитрий Анатольевич Медведев одержал победу.

7 мая 2008 г. прошла инаугурация Дмитрия Анатольевича Медведева. Он официально вступил в должность Президента Российской Федерации.

Внешняя политика при Д. Медведеве

8 августа 2008 г. Грузия начала крупномасштабную военную операцию против республики Южная Осетия, в которой проживает много граждан России. В тот же день в военные события вмешалась Россия. К 12 августа 2008 г. крупные военные действия прекратились, и республика была полностью защищена от грузинских войск. Совместно с президентом Франции Николя Саркози был разработан план мирного урегулирования (т. н. «План Медведева - Саркози»), целью которого было прекращение военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Абхазии и Южной Осетии.

Так как вынести вопрос о статусе этих республик на международное обсуждение не удалось, 26 августа 2008 г. Россия по указу президента Д. Медведева признала их независимость в одностороннем порядке.

Этот шаг вызвал резкую негативную реакцию на Западе и странами СНГ, но серьёзных санкций против России не последовало.

Война в Южной Осетии стала первым с 1979 г. случаем ввода войск России в иностранное государство.

Первенство основополагающих принципов международного права;

Неприятие однополярного мира и строительство многополярности;

Избежание изоляции и конфронтации с другими странами;

Защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они не находились»;

Защита интересов России в «дружественных ей регионах».

2 октября 2008 г. во время форума «Петербургский диалог» прошла встреча с канцлером Германии А. Меркель, на которой Д.Медведев вновь высказался за создание «нового юридически обязывающего договора о европейской безопасности».

8 октября 2008 г. Дмитрий Медведев, выступая на Конференции по мировой политике в Эвиане (Франция), подвергнул критике глобальный внешнеполитический курс, проводимый правительством США после «после 11 сентября 2001 года» и после «свержения режима «Талибана» в Афганистане».

После избрания в 2012 г. Президентом России Владимира Путина с 8 мая 2012 года Дмитрий Медведев исполняет обязанности Председателя Правительства Российской Федерации.

Внутренняя политика при Д. Медведеве

В сентябре 2008 года правительством Д.Медведева было принято решение о реформе Вооружённых сил России. Была спланирована корректировка трехлетнего бюджета, предусмотрено значительное увеличение военных расходов: рост финансирования расходов на оборону в 2009 г. был самым значительным в новейшей истории России - почти 27 %.

Одним из «параметров» формирования новых Вооружённых Сил РФ по концепции, утверждённой Президентом Дмитрием Медведевым 15 сентября 2008 г. на период до 2012 г., было создание Сил быстрого реагирования.

На время правления Дмитрия Медведева пришлись финансовый кризис и рецессия 2008 - 2009 гг. в России. 18 ноября 2008 г. Президент Д. Медведев и российская пресса констатировали приход кризиса в реальный сектор экономики РФ. Согласно данным, которые были обнародованы Росстатом 23 января 2009 г., в декабре 2008 г. падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 г. (в ноябре - 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие. Также произошло стремительное снижение курса российской валюты.