Болезни Военный билет Призыв

Дагестанская народная сказка печке полено читать. Проданный мальчик (Кумыкская сказка). Сын охотника и говорящий заяц

Высоко в горах в одном ауле жил маленький мальчик Мурад со своей матерью. Хоть возрастом он и был мал, но душой уже давно был настоящим мужчиной, способным преодолеть любые трудности. Однажды мать его тяжело заболела. Ничто не помогало ей: ни знахарки, ни травы. Пришла ее навестить одна старая женщина и сказала:

Я знаю, что тебя поднимет с постели. Высоко в горах растет цветок жизни и охраняет его сам Аждаха. Но дорогу туда никто не знает, и много смельчаков погибло, отправившись за волшебным цветком.

Тише, бабушка, не то мой сын услышит, - проговорила женщина. Но Мурад все услышал и тут же засобирался в дорогу:

Не беспокойся, матушка, я обязательно найду этот цветок, и его мне сам Аждаха отдаст, когда узнает, для чего он мне нужен, - сказал весело Мурад.

Что ты? Это я просто сказала, что слышала от своей бабки, - проговорила старая женщина. - Разве ты не боишься опасной дороги в горах? - спросила она.

Рожденному в горах горы не страшны, - ответил мальчик. - До свидания, мама. Потерпи немного. Я уже собрался в дорогу.

Мальчик взял с собой веревки, палку и легкий хурджин, в который положил несколько чуреков и кусочек сыра.

Горная тропинка долго петляла, пока совсем не исчезла. Вдруг он услышал жалобное блеяние - это горная коза сорвалась с высокой скалы и упала в расщелину:

Сейчас я тебе помогу. Мальчик накинул петлей веревку на козу и вытащил ее из расщелины.

Покушай немного моего чурека, ты, наверное, проголодалась.

Спастибо тебе, юный джигит. Куда ты путь держишь?

Я ищу цветок жизни, а куда идти - не знаю, - ответил мальчик.

Я подскажу тебе. От туров я слыхала, что цветок жизни растет на вершине во-о-он той горы. Никогда там не тает снег, и холодные ветры не дают жить ничему живому. Охраняет его злой Аждаха. Берегись его. Он непобедим. Вся сила его в волшебной бороде. Но как его одолеть - я не знаю. Он не только сильный, но и коварный. Проводить туда я тебя не смогу -даже дикие козы не могут там пройти. Но твое храброе сердце само отыщет там дорогу. До свидания, и счастливого тебе пути!

Спасибо за совет.

Долгими днями и ночами мальчик все выше и выше поднимался в гору. Однажды, пробираясь по горному ущелью, совсем неожиданно он услышал голосок:

Мальчик, помоги.

Он огляделся и увидел маленького орленка, который, наверное, нечаянно выпал из гнезда и к которому, щипя, подползала страшная змея. Мурад прогнал палкой змею:

Бедный, где твое гнездо?

На вершине этой скалы, - показал орленок.

Мальчик посадил его в хурджин, а сам стал взбираться. Наконец он преодолел крутизну скалы и осторожно положил орленка в его гнездо:

Спасибо! А вон и мама летит. Мама, не трогай его, я вывалился из гнезда, а он помог мне и спас меня от страшной змеи.

Спасибо, маленький мальчик, - сказала Орлица. - Что я могу для тебя сделать?

Пожалуйста, но вы ничем не можете мне помочь. Я взбираюсь на вершину той горы - там растет цветок жизни. Я должен его достать для своей больной матери.

Ты храбр и благороден. Я помогу тебе. Сила Аждахи в его бороде - поэтому он ее никогда не стрижет. А постричь его могут только волшебные ножницы - вот они. Их нам дала Матерь гор, которая просыпается раз в тысячу лет. Она просила передать их джигиту с орлиным сердцем. Аждаха знает, что волшебные ножницы хранятся у нас, у орлов, поэтому никогда не трогает нас. Возьми их, мальчик. У тебя тоже орлиное сердце. А сейчас садись на меня, и я донесу тебя на вершину той горы. Только дальше действуй сам.

Спасибо тебе, Орлица, - сказал мальчик и сел на спину Орлицы. - Прощай, орленок!

Вскоре Орлица опустилась на заснеженной вершине и улетела. Холодно и пустынно было кругом. Но вдруг мальчик заметил огонек вдали. Осторожно он приблизился к огоньку и увидел, что огонь в пещере развело огромное чудовище. Смело мальчик зашел в пещеру и поздоровался:

Салам Алейкум, Аждаха!

Ваалейкум Салам, мальчик! Зачем пожаловал?

Я пришел к тебе за цветком жизни - у меня сильно болеет мать.

Ты мне нравишься, нахал. Ну раз ты такой искренний, то и я буду откровенен: с чего бы это я должен отдавать тебе цветок жизни? Я берегу его пуще глаза.

Я не прошу его у тебя даром - я готов заслужить его. Скажи мне, чем я могу услужить и я постараюсь исполнить твое пожелание.

Ну хорошо. Ты сам попросил меня дать поручение. Так вот, в одном ауле соткали волшебный ковер, который так красив, что согревает своей красотой - никакой костер не нужен. Мне бы на этой холодной вершине такой ковер очень пригодился бы. Принесешь его - и цветок твой.

Хорошо, - ответил мальчик. - Я выполню твое поручение.

Вышел он из пещеры, немного прошел и с удивлением увидел Орлицу:

Я не улетела и все слышала. Это задание не такое простое, каким кажется на первый взгляд. Охраняют волшебный ковер семь братьев, а соткала его их красавица - сестра. Кто лжив или нечестным путем попытается завладеть ковром, тот и прикоснуться не сможет к ковру - сразу будет испепелен. Поэтому - то злой Аждаха тебя посылает за ковром. Садись ко мне на спину - я мигом тебя доставлю в аул ковроделов. Но перед этим нам нужно с тобой посетить аул златокузнецов. Только достойное оружие сможет удивить братьев-джигитов, и они отдадут волшебный ковер.

Немного времени спустя Орлица опустилась на окраине села златокузнецов. Мальчик пошел по селу и везде видел грустные лица женщин:

Салам алейкум. Что произошло у вас? - спросил он у одной женщины. - Почему вы все так печальны?

Ваалейкум салам. Наш родник почему-то высох, и мы ничего не можем сделать. Какой аул без воды? А ведь это земля наших предков и мы не можем ее покинуть.

Где ваш родник? - спросил Мурад.

В центре села. Иди по этой дороге, и когда увидишь сторожевую башню, сверни направо - там родник.

Мальчик быстро дошел до пересохшего родника. Он огляделся. Деревья вокруг родника стояли зеленые. "Значит, на глубине вода все-таки есть", - догадался Мурад. Тут он увидел козу у родника и сразу подумал:

"А может и здесь на глубине есть какая-то расщелина, куда уходит вся вода?" Мурад обвязался веревкой и стал постепенно спускаться по дну колодца. И точно! В самом низу, в одной из стен колодца была небольшая расщелина, куда и уходила вся вода. Мурад долго возился, но все-таки закрыл расщелину камнями и глиной. И вода снова стала постепенно заполнять колодец! Как обрадовались жители села! Они не знали, как отблагодарить Мурада. А когда узнали, что он собирается добыть волшебный ковер, то изготовили чудо-сабли для семи братьев: с этим оружием джигит становился непобедимым! Счастливый Мурад прилетел в аул ковроделов и отправился в дом семи братьев. Когда братья увидели оружие, то они сразу согласились отдать волшебный ковер! Радостный Мурад возвращался к Аждахе. На вершине горы Орлица его предупредила:

Не забывай, что он не только сильный, но и коварный. Он бодрствует три дня и три дня спит. Сейчас он ждет тебя, но завтра уже будет спать. Может подождешь до завтра, и, когда он будет спать, срежешь ему бороду, а затем сорвешь цветок жизни, - подсказала Орлица.

Не могу, я должен достать цветок честным путем. С чужого коня слезают в грязь. И ведь я выполнил поручение. Чего мне опасаться? - ответил Мурад. Радостный Мурад зашел в пещеру с ковром:

Салам Алейкум, Аждаха! Я принес волшебный ковер. Где мой цветок жизни?

Ах, какой ты молодец, Мурад. Но мы же живем в Дагестане. Я не могу так просто тебя отпустить. Садись и будь моим гостем. Покушай хинкал, поспи перед трудной обратной дорогой, - вкрадчиво говорил Аждаха. - Ты же не откажешь в моей просьбе, не обидишь меня?

Хорошо, - ответил Мурад.

Вскоре он заснул. Осторожно к нему подошел Аждаха, взял Мурада вместе с буркой, на которой он спал, вынес из пещеры и бросил в пропасть.

Глупый мальчишка, - проговорил злобно Аждаха. - Валлах, я так просто не расстаюсь со своими сокровищами.

Он зашел в пещеру и захрапел, завернувшись в ковер. В это время Мурад уже снова сидел на вершине горы и никак не мог понять, как он здесь очутился:

Коварный Аждаха бросил тебя в пропасть, чтобы не отдавать цветок. Я знала, что он обязательно придумает какую-то подлость. Ты же знаешь пословицу: " Клади голову там, где найдешь ее целой". Поэтому мне просто пришлось тебя ловить на лету, - рассказала Орлица.

Спасибо тебе, Орлица, ты спасла мне жизнь. Я теперь в неоплатном долгу перед тобой.

А разве ты не спас жизнь моему орленку, когда он попал в беду? Добро без возврата не останется, - ответила Орлица. - Иди в пещеру, пока он спит. На всякую подлость есть своя хитрость.

Мурад зашел в пещеру, потихоньку подошел к Аждахе, срезал ему волшебными ножницами бороду. Потом подошел к цветку и осторожно его выкопал:

Больше ты не будешь приносить горе честным людям, злой Аждаха, - сказал Мурад.

Орлица стремительно взлетела, и вскоре они были уже у домика матери Мурада. Радостная мать выбежала навстречу Мураду:

Вах, сынок, ты жив! Какое счастье! Я уже выздоровела и все жду не дождусь тебя! Какой же ты у меня большой стал! Настоящий мужчина!

А как же цветок жизни? - спросил обрадованный Мурад.

Посадим в саду и будем выращивать его для всех больных людей. Всем поможем, - ответила мать.

Мама, познакомься, это Орлица. Она меня спасла от смерти и во всем мне помогала.

Потому что у вашего сына орлинное сердце и он мне как сын. Я буду часто навещать вас, а сейчас я спешу к своим орлятам, - сказала Орлица и взлетела в небо.

На радостях мать задала пир: дудки засвистели, бубны загремели, народ собрался со всех концов. Пировали три дня и три ночи.

С тех пор в Дагестане люди очень часто живут больше ста лет - то ли волшебный цветок помогает, то ли орлинное сердце.

Три человека, сложившись, вели дела совместно. Отправились они вместе торговать и в одном селении остановились у старой женщины. Все свои деньги они передали этой женщине и наказали ей, чтобы она вернула их только всем троим. Потом они пошли на речку мыть головы, но забыли гребень. Тогда они поручили одному из своей компании: - Сходи к женщине и […]

29Мар

Жадный глупец

Жил или не жил на свете один жадный глупец. Этот человек был недоволен своей судьбой. Решил он поискать счастья и отправился туда, где людям его раздают. Прибыв туда, человек стал просить себе счастья, и ему сказали: - В таком-то месте, в ханском поле, на участке в одну десятину никогда не родится хлеб. Иди раскопай это поле, и ты найдешь свое […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Ум и счастье

Однажды Ум и Счастье поспорили. Счастье говорит: - Я сильнее! А Ум возражает: - Нет, я. Наконец Счастье сказало: - Так мы никогда не решим, кто сильнее. Покажу-ка я на деле свою силу. На этом они расстались. О ком вам рассказать? Расскажу о плешивом бедняге. Этот качал был слугой в доме царя. Он получал не меньше двух […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Хан и портной

Жил в одной стране хан. Он слыл в народе очень умным, но странным человеком. Однажды он приказал позвать всех портных, живущих в городе, и сказал им: - Каждый из вас должен сшить для меня платье за один день. Ночью хан, выйдя из дома, стал подслушивать, что говорят о нем портные. Остановившись под окном одного портного, хан услышал, как портной […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Мудрая дочь пастуха

У одного пастуха была умная и красивая дочь. А у одного царя было три нукера. Захотелось царю опозорить своих нукеров. Вот он и приказал им отправиться на поляну, выкроить ее и вернуться. Пришли нукеры на поляну, а что делать - не знают. Дочь пастуха подошла к ним и спросила, что они тут делают. - Да вот велел нам […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Цицали

Было это или не было, жил один пастух по имени Цицали. И была у него жена. Однажды в городе умер человек. В доме покойного должны были собраться женщины. Случилось так, что жена пастуха пришла раньше всех. В комнате никого не было, и она села около очага. Через некоторое время пришла жена богача и, оттеснив жену пастуха, сама уселась около очага. […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 17Мар

Сын охотника и говорящий заяц

Некогда жил один бедный охотник со своей женой и сыном. Однажды охотник увидел зайца, прицелился в него и хотел выстрелить, как вдруг заяц заговорил человеческим голосом: - Не убивай меня, охотник! Может быть, я тебе когда-нибудь помогу. Охотник пощадил зайца, принес его домой и подарил сыну. Тот очень обрадовался и целыми днями играл с зайцем. А через несколько дней […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 15Мар

Мальчик-богатырь

У одного человека долго не было детей. Наконец жена родила ему сына, да такого, что он был совсем похож на взрослого. Обрадованный отец устроил пир, а после пира мальчик вдруг заговорил: - Отец, я уже большой. Разреши мне сесть на коня и пасти твои стада. - Да что ты, - возразил отец, - ты же еще ребенок! Но мальчик […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 11Мар

СУЛМАЛАГУЗ

Жил на свете богатый и важный жук по имени Сулмалагуз. Всё имел Сулмалагуз, только не было у него верного друга.

«Не сладка жизнь без друга, - подумал однажды Сулмалагуз, - пойду-ка я по свету, поищу его».

Надел Сулмалагуз сафьяновые сапожки, заломил каракулевую папаху, вышел из своего белокаменного дворца и пустился в путь-дорогу.

Долго ли, коротко ли шёл Сулмалагуз по Большой дороге и встретился ему Лягушонок.

Глаза как озёра, сапожки сафьяновые, папаха каракулевая, куда путь-дороженьку держишь, Сулмалагуз? - спрашивает Лягушонок.

Иду я, Лягушонок, искать себе друга, но не какого-нибудь, а друга задушевного, равного мне по уму и богатству, - отвечает Сулмалагуз.

Наслышан я про твои достоинства и готов стать тебе другом, - говорит Лягушонок.

А чем ты богат? И что умеешь?

Все родники - мои, все озёра - мои, все реки - мои. Могу я по воде плавать, и по земле прыгать, и красиво петь, - отвечал Лягушонок, - а главное - я готов стать тебе верным другом в беде и в радости.

Взглянул Сулмалагуз на невзрачного Лягушонка и засмеялся гордо.

Хвастун же ты, Лягушонок! Не стоят все твои богатства и твоё уменье даже моей папахи, - сказал и пошёл дальше.

Долго ли, коротко ли шёл Сулмалагуз - навстречу ему Мышонок.

Здравствуй, Сулмалагуз!

Здравствуй и ты, Мышонок!

Глаза как озёра, сапожки сафьяновые, папаха каракулевая, куда путь-дороженьку держишь, Сулмалагуз? - спрашивает Мышонок.

Иду я, Мышонок, искать себе друга, но не какого-нибудь, а друга задушевного, да чтобы не уступал мне по уму и богатству.

Сердце у Мышонка запрыгало от радости.

Ты богат, и я богат, вот и будем мы с тобой друзьями верными, задушевными.

А чем ты богат и что ты умеешь? - спросил Сулмалагуз. - Достоин ли ты быть другом такому, как я?

Все лавки - мои, все кладовые - мои, все стога на полях - мои, овины, полные зерна, - мои, кувшины с мёдом - мои, кринки со сметаной - мои, винные бочки - мои, всякие сладости, какие только есть на свете, - мои.

Довольно! Довольно! - крикнул Сулмалагуз, как только узнал, сколько сладостей в кладовых Мышонка. - Я согласен быть твоим другом!

От радости он даже забыл спросить, на что способен Мышонок. И решили Сулмалагуз и Мышонок стать друзьями и жить вместе.

Жили они, жили, вместе ели, вместе пили и были довольны друг другом.

Но вот однажды пригласили Мышонка на свадьбу в соседний аул, за Великой рекой.

Собрался Мышонок в дорогу и говорит Сулмалагузу:

Друг мой задушевный! Если я не вернусь через три дня, запряги карету и приезжай за мной!

Хорошо, друг мой верный! Поезжай на свадьбу. Но только береги себя: не ешь и не пей слишком много.

Взял Мышонок подарок для невесты и отправился на свадьбу.

Прошло три дня, а Мышонок не возвращается.

Затосковал Сулмалагуз, запряг карету и поехал за своим другом.

Ехал Сулмалагуз, ехал и, когда добрался до берегов Великой реки, провалился в наполненный водой след от конского копыта и стал тонуть.

Рвался Сулмалагуз изо всей мочи, кричал, но выбраться не мог. Пролетала над ним Муха, и Сулмалагуз обратился к ней:

Любезная Муха! Прошу тебя, сообщи моему верному другу Мышонку, что я в море тону!

Прилетела Муха на свадьбу, села на тарелку с пловом и поведала Мышонку о случившемся.

А Мышонок тем временем успел съесть плов и с аппетитом грыз кость.

Но как только он услыхал, что его друг попал в беду, забыл про кость и сломя голову бросился на помощь.

Примчался Мышонок к тому месту, где тонул Сулмалагуз, бегает, суетится, а помочь не может: сам боится утонуть.

Совсем отчаялся Сулмалагуз, пуще прежнего плачет, бранит, проклинает Мышонка, из-за которого попал в беду.

Тут на крик прибежал Лягушонок. Увидел его Сулмалагуз и снова появилась у него надежда на спасение.

Милосердный Лягушонок, будь другом, спаси меня! Я отдам тебе все свои богатства! - взмолился он.

Отдать Лягушонку все свои богатства! Да ты с ума сошёл! - крикнул Мышонок.

Отдам, всё отдам, только ты, Лягушонок, спаси меня! - отчаянно молил Сулмалагуз.

«Как не помочь в такой беде», - подумал Лягушонок и кинулся на помощь Сулмалагузу.

Но не тут-то было. Мышонок вцепился в него своими острыми зубами и крепко держал его. Насилу справился с ним Лягушонок, схватил, наконец, за хвост и бросил в бурный поток Великой реки. Да сам обессилел от раны.

И некому было спасти Сулмалагуза.

Лишь любопытная Муха кружилась над ним, когда шёл он ко дну.

Сказка - один из самых популярных и распространенных жанров в фольклоре народов Дагестана. Возникнув позже мифа, сказка отразила новую ступень в развитии народно-поэтического творчества. В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.

По словам старшего научного сотрудника отдела фольклора Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, кандидата филологических наук Фатимы Алиевой, в большом многообразии дагестанских сказочных произведений нашли яркое отражение такие извечные для искусства темы, как борьба добра со злом, поиски счастья, торжества справедливости. «Они проникнуты идеями гуманизма, добра, стремлением к лучшей жизни. Сказочные образы утверждают здоровые моральные качества, любовь к земле, к человеку, воспитывают в людях нравственный и эстетический идеал, и в этом их непреходящая ценность и значение», – говорит Алиева.

Сказки о животных

Специфика сказки о животных – в её особой системе образов, поэтических приемов и средств. Перенесение свойств человека на животных, их живая разговорная речь в сказках создают особую атмосферу эмоционального настроя, психологической напряженности, поэтизируют привычный для человека окружающий мир. Показывая животных в конкретных жизненных ситуациях, взаимоотношениях и конфликтах, сказки объясняют сущность многих жизненно важных явлений, способствуют раскрытию их причинно-следственной связи. Именно эта познавательная сущность сказок о животных делает их особенно доступными для детского восприятия, для воздействия на психику и сознание ребенка.

Волшебная сказка

Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки. Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. В волшебных сказках широко распространен мотив превращения в камень. Герою стоит только прикоснуться к камню или скале, как происходят чудесные превращения: отодвигается скала, или сам герой превращается в камень. Особенно распространены разнообразные формы магических воздействий: стоит герою бросить пучок волос или шерсти, как тут же возникают горы, ущелья, реки и т.п. Нередки в сказках и формы магических воздействий слова, воды. Достаточно произнести нужное слово, как моментально происходят всевозможные чудесные превращения, а выпив воды или съев яблоко, герой мгновенно преображается, превращаясь в птицу, животное, богатыря и т.д.

Нередко герои волшебных сказок вступают в борьбу с фантастическими персонажами - дэвами, драконами, аждахами. Иногда эта борьба носит длительный характер, но чаще всего герой с легкостью побеждает своих противников. Герои волшебных сказок борются и с ханами, шамхалами, царями. Проявляя исключительную силу, храбрость и мудрость, они завоевывают себе счастливую жизнь. Таковы сказки о хане-соблазнителе, который хитростью и коварством старается отобрать у юноши его красавицу-жену или невесту; о хане, который обижает ни в чем неповинного героя, дает ему трудные поручения, но оказывается побежденным; о трех братьях, младший из которых совершает подвиги и достигает всех благ и многие другие.

Бытовые сатирические сказки

В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Это и сказочные богатыри из волшебных сказок, и герои социально-бытовых сказок – борцы за правду и справедливость, и смелые, мужественные женщины, вступающие в единоборство с представителями власть имущих, и скромные и трудолюбивые девушки, мечтающие о лучшей жизни. Такие герои воплощают в себе лучшие черты характера своего народа.

В системе сказочных образов бытовых сказок особенно выделяются образы мудрых девушек. Это героини аварской сказки «Хромоножка», кумыкской – «Пеймаханум», которая своими хитроумными ответами ставит в тупик старшину и помогает людям выйти из беды, дочь пастуха из лакской сказки, восстановившая справедливость, героини даргинских сказок – «Кадий и старуха», «Мудрая девушка», победившие в споре хана, и многие другие. Они способны достойно выйти из сложной ситуации, защитить свою честь и честь своей семьи, наделены обаянием и внутренней красотой.

Юмористические сказки

В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты. Многие из них имеют семейно-бытовую тематику, построены на взаимоотношениях в быту и семье, мужа и жены, невестки и свекрови и т.д.

Элементами национальной специфики проникнуты сказки с такими юмористическими персонажами, как Чалтук-хан – у кубачинцев, Накрикуцул – у урахинцев, Кульбай – у кумыков, Заллал Киши – у лакцев, Кас-Буба – у лезгин, Джийренши – у ногайцев и многие другие. Они сплошь изобилуют комическими ситуациями и эпизодами, содержат элементы местного колорита, обычаев народа и часто связаны с самим родом занятий людей, населяющих ту или иную местность, район, аул.

Дагестанские сказки – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.