Болезни Военный билет Призыв

Что такое морфология в русском языке примеры. Теперь вы знаете, что морфология русского языка изучает

    Морфология как часть грамматики. Её связь с другими разделами курса «СРЯ». Основные понятия.

    Грамматическое (морфологическое) значение.

    Формальные способы выражения ГЗ в языке.

    Грамматические (морфологические) категории.

    Морфологическая парадигма.

1.Под грамматикой в языкознании традиционно понимают систему глубинных, сущностных отношений в языке, характеризующихся высокой степенью абстракции, ибо они действуют лишь внутри языка, не затрагивая его связи с действительностью, и составляют основу его внутреннего строя. То есть грамматика противостоит фонетическому и лексико-фразеологическому уровням языка как внутреннее, собственно системное – тому, что связывает систему с внешними по отношению к ней факторами. У слова «грамматика» есть и иные толкования:

«грамматика глагольного вида», «грамматика атрибутивных форм глагола» и т.д.);

    описание, свод закономерностей формального строя языка («Российская грамматика» М.В. Ломоносова «Русская грамматика» А.Х. Востокова, «Историческая грамматика русского языка» Ф.И. Буслаева).

По словам Л.В. Щербы, «грамматика в сущности сводится к описанию существующих в языке категорий», а по уточнению В.В. Виноградова, «представляет собой систему языковых норм и категорий, определяющих приёмы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений». Следовательно, грамматика включает в себя 2 раздела: морфологию и синтаксис . Морфология есть «грамматическое учение о слове» (это определение вынесено в название книги В.В. Виноградова «Русский язык» (1947г), до сих пор являющейся самым полным пособием по морфологии).

Морфология , таким образом, изучает все внутриязыковые, системные свойства слов и способы их выражения. Если для фонетики важно внешнее в слове – его звуковое оформление как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего; если для лексикологии важно слово как языковой эквивалент реальности, то для морфологии слово – носитель внутриязыковых закономерностей; представитель определённого класса, модели формоизменения в языке. То есть для фонетики и лексикологии слово интересно своей индивидуальностью (звучания или значения), а для морфологии – общностью с другими словами, функционирующими в языке аналогично с ним. Морфология выявляет системное в слове. Напр., в слове «загадка» её не интересует качество звуков [г] (≠ [γ]), [^][Ъ] или особенности семантики, её интересует то, что это слово относится к категории «предметности» в самом широком смысле и таких слов в языке много, что оно женского рода, неодушевленное, способно изменяться по числам и падежам; то есть это слово морфологически идентично словам «страна», «весна», «гора» и многим другим.

Общее, системное выражается в слове формально, т.е. внешне (в вышеприведенном примере – с помощью окончания -а-), поэтому морфология – это наука о формах слова, отсюда и её название: от греч. morphe – «форма» и logos – «учение».

Хотя морфология и рассматривает слово специфически, она, безусловно, связана с другими языковыми уровнями. Прежде всего тем, что у фонетики, лексикологии и морфологии один объект – слово, изучаемый всесторонне (но не в отрыве звучания, значения и грамматических свойств). С синтаксисом морфология связана единым грамматическим подходом (но к разным единицам языка). Но помимо этой, чисто иерархической связи морфология «переплетена» с другими языковыми уровнями системно: в языке нельзя оторвать форму от содержания, составную часть от единства, внешнее от внутреннего. Морфология постоянно использует данные из области фонетики, лексики и синтаксиса в своих целях, и они часто опираются на морфологические свойства слов. Например:

(Есть даже переходная область в языке – морфонология);

    для определения типа формоизменения слов необходимо представлять структуру полисемии или различать омонимы: «масло» в значении «продукт питания» не имеет форм множественного числа, а в значении «жировое вещество» - имеет (смазочные масла); «хмель» (растении) в П.п., ед.ч. имеет форму «в хмеле», «хмель» (состояние человека) в П.п., ед.ч. употребляется как «во хмелю»;

    для дифференциации глаголов на личные и безличные необходимо рассматривать их в предложении или предикативном сочетании (с возможным подлежащим). Например:

За окном с каждой минутой темнеет (безличный глагол).

Со временем цветная фотография темнеет (глагол 3л., ед.ч.).

Основные понятия морфологии как науки нанизываются на понятие слова или из него вытекают. Это прежде всего форма слова, словоформа, лексема, морфологическое (грамматическое) значение, морфологическая (грамматическая) категория и морфологическая парадигма.

Формой слова обычно называют (по Виноградову) то его выражение, которое при выражении одного и того же понятия (лексического содержания) выражает «иные отношения одного и того же предмета мысли к другим предметам того же предложения». По А.А. Шахматову, «формами называют те видоизменения слова, которые оно получает в зависимости от формальной (не реальной) связи его с другими словами». То есть форма слова – это его грамматическое наполнение (в противоположность лексическому).

Термин «словоформа » употребляется применительно к конкретному употреблению данного слова. Словоформа – это одна из возможных форм слова.

Понятие «лексема » введено В.В. Виноградовым и определяется как «слово, взятое во всей совокупности своих форм и значений».

Лексема – это единство всех форм слова, обладающих одним лексическим значением, но различающихся грамматическими значениями и способами их выражения. Есть и иное толкование (Л.А. Новиков, В.Г. Гак) лексема (формы) ↔ сенема (значения).

Последние термины (ГЗ и грамматические способы) нуждаются в расширенном толковании.

2.Грамматическое (морфологическое) значение – обобщенное, отвлеченное от реальности, сугубо языковое значение, присущее ряду однотипных словоформ и имеющее регулярное, стандартное морфологическое выражение.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому, т.к., в отличие от него, всегда абстрактно и всегда имеет стандартную внешнюю форму выражения (напр., флексию, предлог, порядок следования компонентов и т.д.).

Однако ГЗ неразрывно связано с лексическим значением. Напр., в зависимости от ЛЗ слова «Львов» (фамилия или название города) будет по – разному выражаться ГЗ Тв.п., ед.ч.: Львовы м или Львово м; в зависимости от ЛЗ слова «волчий» будет определяться его разряд:

    принадлежащий волку, относящийся к волку – притяжательное или относительное (волчьи норы, волчья яма);

    свойственный волку; такой, как у волка – качественное (волчья натура).

(Разряд у имён прилагательных – лексико-грамматическая категория; само её название показывает тесную связь ЛЗ и ГЗ).

Грамматические значения могут быть опосредованно (через ступень понятий) связаны с действительностью, такие ГЗ называют референциальными .

Напр., частеречные значения (предметность, процессуальность, признаковость), значения числа, рода, времени.

Другая группа грамматических значений с действительностью не связана даже опосредованно, а определяется лишь связью словоформ в языке (синтаксическими структурами), такие ГЗ называются реляционными.

Напр., значения падежа (не любого, напр., Тв. орудийный – референц. знач.), переходности/непереходности глаголов, разряды союзов.

В отдельных случаях ГЗ может выражать отношение говорящего к сообщаемому; т.е. быть экспрессивным.

В.В. Виноградов отмечал: «… в самих грамматических категориях заложены яркие средства экспрессивного выражения. Достаточно напомнить о тех тонких экспрессивных красках и нюансах, которые создаются употреблением глагольных категорий времени, наклонения, лица или таких общих грамматических категорий как род и число.» [«Русск.яз.», 1972г., с22.].

Вспомним ломоносовское: «Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать». Здесь положительная авторская оценка передана посредством форм мн.числа, т.е. ГЗ числа экспрессивно.

Морфологические ГЗ слов имеют иерархическую структуру:

Наиболее обобщенное ГЗ слова называется

Это предметность, атрибутивность, процессуальность, квантитативность и т.д.

Уровнем ниже находятся

Напр., у глаголов это вид, наклонение, время, залог, число.

Набор частнокатегориальных морфологических значений у слов одной части речи непостоянен. Существуют регулярные и нерегулярные морфологические частнокатегориальные значения (компоненты) → синтагматические компоненты. Регулярные – те, которые встречаются у всех слов данной части речи, а нерегулярные – те, которые могут отсутствовать у отдельных лексем.

Напр., у глаголов регулярные компоненты: вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, залог, наклонение, число; нерегулярные: время (его нет у глаголов в повелительном и условном наклонениях), лицо (его нет у глаголов в прошедшем времени), род (его нет у глаголов в настоящем времени и во множественном числе прошедшего времени).

один компонент по отношению к другим компонентам называется коррелятом .

3.Любая морфологическая форма слова есть единство морфологического грамматического значения и формального средства (способа) его выражения.

Способов выражения грамматических значений несколько, они являются общими для всех языков (языки отличаются лишь их конкретным набором). Для русского языка главным грамматическим средством является флексия. Наш язык относится к флективным, поэтому большая часть грамматических значений в нём реализуется посредством окончаний. В отличии от агглютинативных и изолирующих языков. К флексиям примыкают формообразующие суффиксы, постфиксы и префиксы. Например:

В совокупности все вышеуказанные средства можно назвать 1)аффиксальными . Грамматические аффиксы могут быть нулевыми: столø , потухøø .

Помимо аффиксаций, русскому языку характерны и другие способы выражения морфологических значений:

2)соединения слов или форм слова; полученные таким способом морфологические формы называются аналитическими ; [по Виноградову, с.35]

Напр., аналитические формы будущего времени (буду говорить), степеней сравнения прилагательных и наречий (менее красивый, красиво; самый большой).

Частные виды соединения:

3)повторы (у междометий, модальных слов); реже – прилагательных и наречий (превосходная степень): добрый – добрый, еле – еле и т.д.;

4)служебные слова :

в первую очередь предлоги (также формы не являются аналитическими; их называют единой синтаксической конструкцией – предложно-падежной);

частицы (формы повел. накл. 3л., ед.ч. и мн.ч.: да здравствуйте, пусть будут; условн. накл. – частица «бы»). Союзы в образовании морфологических форм не участвуют;

5)морфонологические средства :

чередования (напр., видовые пары: избеж ать – избег ать г//ж; собир ать – собр ать и//ø);

усечения основ (напр., формы числа у сущ.: горожанин – горожане);

наращения основ , или интерфиксация (напр., образование падежных форм разносклоняемых сущ.: знамя – знам(ен)и – знам(ен)ем и т.д.);

6)ударение (его перемещение, напр., участвует в образовании падежных и числовых форм существительных):

до"м - до"ма (Р.п.,ед.ч.) - дома" (И.п.,мн.ч.); -число

топо"р - топора" (Р.п.,ед.ч.) - топоры" (И.п.,мн.ч.); -падеж и число

7)супплетивизм (образование морфологических форм от разных основ). Например, так образуются падежные формы личных местоимений: я – меня, он – его, и т.д. или сравнительные степени некоторых прилагательных и наречий: хороший – лучше, плохо – хуже и т.д.

Приведенные средства выражения морфологических значений могут выступать в различных комбинациях друг с другом. Например, образование видовых пар может сопровождаться суффиксацией и чередованием гласных в корне: опоздать – опаздывать, [˄//а];

падежные значения реализуются с помощью флексий и предлогов: (Д.п.,ед.ч.,ж.р.,1 скл.) к стране .

Некоторые грамматические способы неактуальны для морфологии – порядок слов, интонация; они действуют лишь в синтаксисе, и то весьма ограниченно (исключения носят курьёзный характер. Например, А.А.Реформатский приводит такой пример морфологической значимости порядка слов: «глухие учёные» и «учёные глухие» - первое слово – прилагательное, второе – существительное, Ср.: милости просим – ФЕ; просим милости – свободное сочетание).

4.Важнейшим понятием морфологии является грамматическая морфологическая категория . Это система противопоставленных друг другу словоформ с однородными морфологическими значениями. Морфологическая категория характеризуется единством морфологического значения и формальных способов его выражения. На этом основании к морфологическим категориям относятся род, число, падеж, наклонение, время и т.д.

Морфологические категории делятся на общие (род, число) и частеречные (у существительных – одушевленность/неодушевленность; у всех имен – падеж; у глагольных форм – вид; у глаголов – переходность/непереходность, наклонение). Противопоставленные члены морфологических категорий и есть корреляты . (о них говорилось выше в связи с ГЗ).

От грамматических морфологических категорий следует отличать лексико – грамматические группы слов и их сугубо формальные группировки.

У лексико – грамматических групп (разрядов) слов нет стандартных формальных способов выражения, они объединяются внутри частей речи по единству одного лексико – семантического признака и набору частнокатегориальных морфологических значений. Например, разряды имён прилагательных (качеств., относ., притяж.); собственные и нарицательные существительные; лексико – грамматические группы существительных (конкретные, вещественные, собирательные, отвлечённые).

У формальных группировок лексем, наоборот, нет особых морфологических значений (отличных от частеречных) при наличии особых формальных показателей.

Например, склонения существительных (1,2 и 3-е); спряжения глаголов (I и II). Морфологические категории традиционно делятся на словоизменительные (непостоянные) и несловоизменительные (классификационные, постоянные).

Словоизменительные категории характерны морфологическим формам одного и того же слова; эти категории и различают словоформы одной лексемы. Например: род, число, падеж у имен прилагательных; наклонение, время, число у глаголов.

Классификационные категории не могут быть представлены формами одного и того же слова; это категории, противопоставляющие различные лексемы. Например:род,одушевленность/неодушевленность у имен существительных; вид, время, залог у причастий.

Классификационные категории, которые присущи всем словоформам одной лексемы, являются для этой лексемы постоянными, неизменными, что позволяет объединять разные лексемы по общности данный категорий в определенные грамматические классы (отсюда и название категорий – классификационные). Например: существительные мужского рода; причастия действительного залога. (Но нет групп существительных единственного числа, причастий мужского рода – то есть по словоизменительным категориям).

Не все морфологические категории однозначно относятся к одной из двух групп. Например, частеречная природа слова стоит как бы над категориями: они выделяются внутри частей речи. Можно говорить, что часть речи - самая общая грамматическая категория, а все остальные – частные по отношению к ней. Нет однозначного решения по поводу отдельных, морфологических глагольных категорий (вида, залога) – их относят то к классификационным, то к словоизменительным категориям. Число коррелятов в составе морфологических категорий может меняться исторически (вспомним, трех числовую систему древне – русского языка); количество категорий внутри частей речи тоже изменчиво (в древне – русском языке не было категории вида глагола).

Одноименные морфологические категории – общие для разных частей речи – для одних частей речи являются классификационными, для других – словоизменительные. Например: род – для существительных классификационная категория; для прилагательных, глаголов, причастий – словоизменительная; падеж, число – для всех частей речи словоизменительная категория.

Некоторые части речи лишены грамматических категорий: наречия, служебные части речи, междометия, модальные слова.

Как и грамматические значения, грамматические морфологические категории можно классифицировать по логически опосредованному соотношению с действительностью на реляционные и референциальные.

Референциальные выражают определенные смысловые абстракции, связанные с реальностью – это, например, время, наклонение, залог.

Реляционные указывают лишь на особенности сочетания словоформы с другими словоформами в составе синтаксического единства (то есть с реальностью не связаны даже опосредованно – логически); реляционные категории называют также согласовательными , или синтаксическими . Например, категория падежа. Большинство же, морфологических категорий, являясь референциальными, выполняют и согласовательную функцию, то есть совмещают в себе обе характеристики. Например: число, лицо, род.

5.Словоизменительные морфологические категории образуют морфологические парадигмы словоформ.

Морфологическая парадигма – это система форм одного и того же слова. В.В.Виноградов отмечает: «… в кругу частей речи отдельные категории представляют собой замкнутые, построенные по строгим правилам грамматики системы форм, чаще всего вращающихся в пределах парадигмы» [«Русский язык», с.35]. Парадигмы принято делить на общие и частные.

Общих парадигм две – склонение (или именная парадигма) и спряжение (или глагольная парадигма). Это парадигмы, объединяющие множество форм разных словоизменительных категорий. Склонение – это система парадигм числа, падежа и рода (для частей речи, кроме существительных). Спряжение – это система парадигм лица и числа.

Частные парадигмы характеризуют одну словоизменительную категорию (степени сравнения прилагательных, наклонения глаголов).

Морфологические парадигмы могут составлять как синтетические, так и аналитические формы слов.

Синтетические формы образуются посредством аффиксов, в основном флексий. Это однословные формы.

Аналитические формы образуются с помощью соединения слов. Это, как правило, двухсловные формы (степени сравнения прилагательных; будущее время глаголов несовершенного вида; формы наклонений и другие). Синтетических форм в русском языке большинство, однако имеется тенденция к аналитизму . Ещё в 70-х годах ХIХ века И.А. Бодуэн де Куртенэ и его ученики по Казанской лингвистической школе отмечали движение русского языка от синтетического строя к аналитико – синтетическому.

Парадигму могут составлять только синтетические формы (парадигма склонения прилагательных), только аналитические формы (парадигма условного наклонения глагола), а также синтетические и

аналитические формы вместе (парадигма склонений сравнения прилагательных). Парадигмы могут быть полными и неполными (дефектными, ущербными). Это зависит от особенностей конкретной лексемы. Например, у глагола «познать» парадигма спряжения полная (в ней есть все члены – формы всех лиц и чисел); а у глагола «победить» парадигма ущербная (в ней нет формы 1л., ед.ч.). В ущербной парадигме может не хватать и большего количества членов (например, в парадигме степеней сравнения прилагательного «смирный» нет обеих синтетических форм).

У отдельных слов парадигмы нулевые , т.к. у них отсутствуют морфологические формы (служебные части речи, деепричастия, неизменяемые существительные типа «печально», «кофе», «кино»).

Основные сведения о морфологических формах, значениях и категориях можно получить в следующих словарях:

1.А.А. Зализняк Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. – М, 1977 г. и др. издания.

2.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М, 1989г.

3.Толковые словари: БАС; МАС; Ожегов, Шведова; БТС (в конце словарной статьи).

4.Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. -М, 1994г.

5.Ефремова Т.Ф, Костомиров В.Н. Словарь грамматических трудностей русского языка. –М, 1986г.

6.Сазонов И.К. Русский глагол и его причастные формы. –М, 1989г.

7.Б.Т.Панов, А.В.Текучёв Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка. –М, 1996г.

А также в системных словарях и справочниках трудностей и правильностей русского языка (например, Д.Э. Розенталя).

Морфология как раздел языкознания представляет собой знание о слове и его составных частях. Ёмким считается определение языковеда о том, что такое морфология в русском языке: он назвал её грамматическим учением о слове. То есть это наука, изучающая грамматические признаки слова. К ним относятся: принадлежность к некоторой части речи, изменяемость формы и грамматическое значение.

Предмет морфологии

Язык как наука - это сложная комбинация различных по свойствам и величинам элементов. Наименьший строительный материал такой системы - слово, которое обладает и меняет не только своё лексическое значение (то есть смысл), но и грамматическое - падеж, число, род. В отличие от значения лексического, грамматическое присуще некоторому количеству словоформ, объединённых однородным признаком, например временем глагола или числом имён существительных.

Грамматическое значение слова - это то, что изучает морфология в русском языке. Поскольку она заинтересована в технических характеристиках слова, немаловажным будет в рамках данного направления языкознания представление и о частях речи. Это также немаловажный для изучения морфологией предмет.

Науки о слове

Языкознание насчитывает порядка десяти основных разделов, изучающих с различных углов зрения русский язык. Морфология, орфография, морфемика, словообразование, лексикография и орфоэпия - науки, специализирующиеся на слове как основном объекте исследования.

Морфология находится в неразрывной связи с другими науками о языке. Поскольку слово являет собой неразделимую связь лексического и грамматического значений, невозможно рассматривать его словоформы в отрыве от особенностей семантики - предмета изучения лексикологии. Орфография, подобно морфологии, заинтересована в грамматическом значении слова, поскольку исследует правильное написание слов. Например, чтобы применять правило о чередовании гласных в корне, стоит учитывать часть речи слова. Синтаксис ориентируется на правила составления предложений и словосочетаний, состоящих опять же из слов с конкретным лексическим и грамматическим значением.

Понятийный аппарат морфологии

Что такое морфология? В русском языке используются термины «словоформа» и «лексема» для определения слова как единицы морфологического анализа. Словоформа - это слово с конкретным набором грамматических характеристик в тексте. Лексема - это совокупность словоформ с одинаковым лексическим значением.

Формы слова упорядочены в языке посредством парадигмы - перечня всех словоформ, представленных в виде схемы. Парадигмы бывают именными и глагольными. К первому типу относятся категории полноты/краткости формы, склонения и степеней сравнения прилагательных. Вербальные парадигмы иллюстрируют формоизменение глаголов по наклонениям, числам, лицам и временам.

Ещё одна разновидность парадигм - полные и неполные. В первом случае слово обладает всеми возможными словоформами, как, например, «дом», «поле», во втором - не всеми. Слова, которые употребляются исключительно во множественном числе (очки, каникулы), имеют неполную парадигму, поскольку лишены форм падежей в единственном числе. А слова строго единственного числа уменьшают свою парадигму на шесть падежных форм множественного числа. Избыточной называется парадигма, количество словоформ в которой превышает их число в полной. Такое бывает со словами, обладающими вариативными формами: от глагола «брызгать» можно образовать в настоящем времени две формы - «брызгает» и «брызжет». Избыточная парадигма возникает чаще всего из-за того, что старая форма слова осталась в употреблении, в то время как образовался новый инвариант.

Ещё один вид парадигмы - перекрещивающаяся. Она возникает в случае, если формы парадигмы одного слова частично совпадают с той же парадигмой другого слова. Наиболее распространена она среди прилагательных мужского и среднего рода.

Урок русского языка

Морфология в школе преподносится в несколько этапов на различных стадиях обучения. Первое знакомство происходит ещё в начальной школе, когда изучаются значимые части слов и основные части речи. Постепенно вводятся сведения о парадигмах, которые являются базой для обучения морфологии, специализирующейся на анализе различных частей речи.

Что такое морфология в русском языке? Такая научная постановка вопроса присуща курсу 7-8 классов, когда более досконально рассматриваются все части речи. Учащиеся изучают именных, глагольных и далее - служебных частей речи.

Морфология в курсе русского языка школы - один из важнейших разделов, сосредотачивающий на себе большое количество Поскольку школьное образование ориентировано на развитие коммуникативных навыков у детей, представление об устройстве родного языка и его функционировании является немаловажным условием успешной реализации речевой компетенции.

Что такое морфология? В та база, на которой строится и успешная коммуникация.

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Вконтакте

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

Причастие

Морфологический разбор причастия :

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия :

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.