Болезни Военный билет Призыв

Что кто-нибудь мой прах встревожит. Клянусь тебе в прощальный миг

Дмитрий Владимирович Веневитинов

Дмитрий Владимирович родился в 1805 году 14 сентября (по старому стилю) в Москве. Он был сыном Анны Николаевны Оболенской и Владимира Петровича Веневитинова. Через свою мать он приходился четвероюродным братом А.С. Пушкину.

Свое образование он получил дома. Рано обнаружились в нем необыкновенные способности к живописи и музыке, но другие занятия не позволиил ему предаться им совершенно. Прилежно изучив многие древние и новейшие языки, он с жадностью перечитывал творения классиков, переводил в стихах отрывки. Писал Дмитрий и критичес-кие статьи. Но в первую очередь он был поэтом.

В сентябре 1822 года Дмитрий поступил в Московский универси-тет на словесный факультет, через два года он без труда выдержал выпускной экзамен. За эти два года вокруг Веневитинова образовал-ся кружок замечательных друзей: Иван Киреевский (сын А.П. Елаги-ной), Александр Кошелев, князь Владимир Одоевский, историк Михаил Петрович Погодин, Степан Шевырев, Сергей Соболевский. В 1824 году все они (исключая Одоевского и Погодина) одновременно поступили на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Архив прослыл сборищем блестящей молодежи, впоследствии даже попавшей в "Евгения Онегина" Пушкина под названием "архивные юноши". Самого же Веневитинова некоторые считают прототипом Ленского (очень уж напрашиваются параллели).

Юноши организовались в "Общество любомудрия". Оно было тай-ным и включало семь человек: Одоевский, Веневитинов, Киреевский, Кошелев, Рожалин, Мельгунов и Шевырев. Погодин посещал, но членом себя не считал. В связи с восстанием декабристов был уничтожен устав общества и его протоколы.

Летом 1826 года в ожидании коронационных торжеств Веневити-нов с друзьями проводили время в Москве. От нечего делать они оз-накомились со всеми московскими окрестностями. Вероятно, следс-твием этих прогулок был рассказ И. Киреевского "Царицынская ночь".

8 сетября 1826 года в Москву приехал Пушкин, и почти в один день с ним друг Веневитинова Алексей Хомяков из Парижа, также че-ловек незаурядных способностей.

10 сентября в доме Соболевского на Собачьей площадке Пушкин первый раз читал "Бориса Годунова" Петру Чаадаеву, Веневитинову, Киреевскому. В следующие дни Веневитинов познакомил Поэта со сво-ими друзьями. Дмитрий предложил Пушкину публичное чтение для изб-ранных лиц.

Еще в 1825 году Веневитинов выступил с разбором 1 главы "Онегина". Его статьи привлекли внимание Пушкина, он говорил, что статью он прочел "с любовью и вниманием. Все остальное - или брань, или переслащенная дичь". Их знакомство возобновилось в сентябре 1826 года. 12 октября 1826 года в доме Веневитиновых в Кривоколенном переулке Пушкин читал "Бориса Годунова", это собы-тие отмечено памятной доской, а 13 октября известный поэт при-сутствовал при чтении "Ермака" А.С. Хомякова.

Пушкин и "архивные юноши" в то время посещали салон знамени-той Зинаиды Волконской. Все были влюблены в хозяйку, а сильнее всех увлекся ею Дмитрий. Княгиня была намного старше его и отно-силась к нему снисходительно, причиняя юноше страдания.

В 1706 году при раскопках Геркуланума (древний город в Ита-лии, погибший при извержении Везувия) нашли перстень, он попал в лавку антиквара, а затем к Волконской. Этот перстень и подарила Зинаида Дмитрию. Этот факт впоследствии оброс легендами и мифами. По словам же племянника Веневитинова, она подарила его просто как древность, не вкладывая в него никакой смысл. Молодой поэт решил надеть его только на свадьбу или перед смертью.

Ему Веневитинов посвятил стихотворение "Завещание":

Вот глас последнего страданья!

Внимайте: воля мертвеца

Внимайте: чтоб сего кольца

С руки холодной не снимали; -

Пусть с ним умрут мои печали

И будут с ним схоронены...

и "К моему перстню":

Когда жея в чассмерти буду

Прощаться с тем, что здесь люблю,

Тебя в прощаньи и забуду:

Тогда я друга умолю,

Чтоб он с моей руки холодной

Тебя, мой перстень, не снимал,

Чтоб нас и гроб не разлучал.

И просьба будет не бесплодна:

Он подтвердит обет мне свой

Словами клятвы роковой.

Века промчатся, и быть может,

Что кто-нибудь мой прах встревожит

И в нем тебя отроет вновь;

И снова робкая любовь

Тебе прошепчет суеверно

Слова мучительных страстей,

И вновь ты другом будешь ей,

Как был и мне, мой перстень верной.

Интересно заметить, что и Ленский перед смертью писал, по словам Пушкина, стихи, которые "полны любовной чепухи". Стихи эти, может быть, и остались бы таковыми, если бы не смерть поэта.

В конце октября 1826 года Веневитинов уехал в Петербург. Волконская попросила Веневитинова принять в экипаж библиотекаря графа Лаваля француза Воше (он сопровождал дочь графа Трубецкую в Сибирь). Замеченный в связях с декабристами, на заставе Воше был задержан, а с ним вместе и Дмитрий. Веневитинова арестовали и продержали 2-3 суток в сыром помещении. Это сильно повлияло на на него, после этого удара юноша так и не смог оправиться. Арест сильно расстроил его и без того уже подорванное здоровье.

В Петербурге поселился юный поэт с Ф.С. Хомяковым, в январе к ним приехал его брат Алексей Хомяков. В начале марта 1827 года Ланские, хозяева дома, давали бал, разгоряченный танцами Веневи-тинов в одном фраке пробежал по двору до своей квартиры. Он прос-тудился и помер 15 марта на руках у Ф.С. Хомякова, его брата А.С. Хомякова, А.И. Кошелева, В.Ф. Одоевского. Алексей Хомяков, испол-няя волю его, надел ему перстень. "Разве я женюсь?" - спросил Дмитрий.

Друзья отпели его у Николы Мокрого и отправили в Москву. По-хоронили его 2 апреля в Симонове монастыре. На памятнике высекли эпитафию из стихотворения "Поэт и друг": "Как знал он жизнь! как мало жил!" Николай Полевой писал: "Веневитинову, казалось, все дала природа, жизнь обещала ему радости, счастье, и - могила была уделом его, уносившаго во гроб надежды отечества, радость родной семьи и всех знавших его. Пушкин и Мицкевич провожали гроб Вене-витинова, и плакали об нем, как о друге. Природа оживала тогда новою весною, день был прекрасный вессенний, и - никогда не забу-ду я этого дня..." По воспоминаниям А.П. Керн, Пушкин воскликнул ей однажды: "Почему вы допустили его умереть?".

После смерти Дмитрия его друзьями был создан культ его памя-ти. М.П. Погодин писал: "Двадцать пять лет собирались мы осталь-ные в этот роковой день, 15 марта в Симонов монастырь, служили панихиду, и потом обедали вместе, оставляя один прибор для отбыв-шего друга. А потом круг наш стал редеть. Сначала Иван Киреевс-кий, Хомяков, Шевырев".

Смерть поэта произвела сильное впечатление не только на его друзей. На его смерть были написаны стихотворения А. Дельвигом, З. Волконской, М. Лермонтовым, Н. Языковым, А. Одоевским, И. Дмитриевым, А. Хомяковым и другими.

Дмитриев И.И. писал:

Природа вновь цветет, и роза негой дышит!

Где ж юный наш певец? - увы! под сей доской,

А старость дряхлая дрожащею рукою

Ему надгробье пишет

В.В. Пассек писал: "<...> венок из свежих цветов с начала весны до глубокой осени сменяется другим венком, - и я никогда не видел его надгробного камня без этого поэтического украшения".

М.П. Погодин сделал Веневитинова героем своей автобиографи-ческой повести "Адель", посвященной Ольге Семеновне Аксаковой. "Несчастный Дмитрий похоронен на...ом кладбище <..> Там <...> под тению развесистой березы, летом, при последних лучах заходя-щего солнца, часто сидим мы, оставшиеся друзья его, воспоминаем о незабвенном или - в молчании - сладко размышляем о таинстве люб-ви." - завершается повесть.

Была расстроена смертью молодого поэта и Зинаида Волконская. В Риме на своей вилле она создала своеобрзный музей под открытым небом, где поставила памятники Пушкину, Веневитинову (он не сох-ранился). В 1839 году виллу посетил Погодин: "Там, под сению ки-парис стоит урна в память о нашем незабвенном Дмитрие Веневитино-ве, близ него камень с именем Николая Рожалина. Прошло 10 лет, и до сих пор не могу я вспомнить о тебе без скорби глубокой. Что было бы из этого юноши, если бы судьба даровала ему должайшую жизнь!"

В настоящее время можно найти статью с названием "Была ли ведьмой княгиня Волконская?", в которой говорится, что все, кто посещал ее салон, имели потом неприятности, а друзья Веневитинова сами хлопоталиь о переводе его в Петербург, так как боялись, что он покончит жизнь самоубийством из-за любви. Однако племяник поэ-та писал, что его дядя кроме Зинаиды имел и другие увлечения.

Исполнилось пророчество Веневитинова. В 1930 г., когда мо-настырь взорвали, а прах Веневитинова переносили на Новодевичье клабдище, будущей женою реставратора П.Д. Барановского Марией Юрьевной был найден и знаменитый перстень (она шутила позже, что перстень этот связал ее с Петром Дмитриевичем), который хранится ныне в Литературном музее.

Надгробия Веневитинова, С.Т. Аксакова, А.С. Хомякова нахо-дятся теперь на Старом Новодевичьем кладбище, на 2-м участке, ря-дом, друг возле друга.

страница 1

Воронежский областной институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования

«Был он юн, и судьбу загадал…

Да безвременно … листы своей жизни слистал»

Поэты Пушкинской поры

Д.В.Веневитинов

Выполнили: Щеголева Н.М. учитель русского языка и литературы МКОУ Комсомольской СОШ Рамонского района

Учащиеся 9 класса

Есть особенные поэты, похожие на обещания, но обреченные на их неисполненность. Неподдельный пламень, мерцающий в их глазах и стихах, не успевает разгореться настолько, чтобы озарить всё вокруг широко и надолго. Но он попадает завораживающими отблесками в другие глаза, в другие стихи, и не воплотившийся, не раскрывшийся поэт всё равно остается жить напоминанием о погребенной в нем заживо гениальности.

Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805-1827)

Веневитинов Дмитрий Владимирович родился 14 сентября 1805 года в старинной и богатой дворянской семье в Москве в Кривоколенном переулке. Дом, который приобрел его отец, гвардии прапорщик, сохранился до сих пор. Он стоит недалеко от Мясницкой улицы, на первом повороте переулка. На нем есть мемориальная доска, которая гласит, что в этом доме у Веневитиновых А.С.Пушкин читал "Бориса Годунова".

Детство будущий поэт провел счастливо. Рано лишившись отца, он был опекаем его матушкой, прекрасной и умной женщиной, которая уделяла большое внимание воспитанию и образованию сына. До 8 лет она обучала Дмитрия сама, а затем к нему были приглашены наставники, среди которых большое влияние на Дмитрия оказал умный и просвещенный француз-эльзасец Дорер. Он обучал Веневитинова французской и древнеримской литературе. А греческий язык будущий поэт изучил под руководством грека Байло, который был известен своими переводами греческих классиков.

Веневитинов рос очень талантливым и умным человеком. Он хорошо рисовал, прекрасно музицировал и даже сочинял музыку. В семнадцатилетнем возрасте Веневитинов стал посещать лекции в университете, но студентом не стал. Он слушал лекции А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и профессора анатомии Лодера. Последние трое пытались связать преподавание своего предмета с господствовавшей тогда на западе философской системой Шеллинга, что воодушевило Веневитинова изучать немецкую философию. Веневитинов скоро привлек к себе всеобщее внимание ясным и глубоким умом, философским мышлением, благодаря которому он получил определение "поэт мысли". Эти блестящие качества он проявлял и в кружке даровитых и развитых студентов, центром которого был Н. М. Рожалин, и в котором молодые люди философствовали и читали собственные сочинения на отвлеченные темы.

Он был очень красив. Вот свидетельство современницы: «...красавец в полном смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какую-то ещё прелесть неизъяснимую. Громадные глаза, голубые, опушённые очень длинными

ресницами, сияли умом».

В 1825 году, сдав выпускные экзамены, поэт определился в московский архив коллегии иностранных дел, намереваясь потом служить по дипломатической части за границей. Дипломатическая карьера была тогда очень модной, и все члены философского кружка снова встретились в коллегии. Кружок продолжил свою жизнь. Веневитинов начал издавать журнал "Московский Вестник" в духе своей программы, по которой основная задача русского периодического журнала заключалась "в создании у нас научной эстетической критики на началах немецкой умозрительной философии и в привитии общественному сознанию убеждения о необходимости применять философские начала к изучению всех эпох наук и искусств".

Приехавший в Москву в начале 1826 года А.С. Пушкин быстро сошелся с Веневитиновым, этому сближению и дружбе способствовало дальнее родство двух поэтов.

В конце 1826 года Веневитинов покинул Москву и уехал в Петербург к новому месту службы. Этому способствовала платоническая любовь к Зинаиде Александровне Волконской, которая была старше его.

Зинаида Александровна Волконская с упоением читала русскую литературу, собирала и изучала отечественные древности, особенно её интересовали народные сказки и легенды, обычаи и песни. Сама много писала. Её стихи, написанные на русском, французском и итальянском языках, публиковались в отечественных и европейских журналах. О её повестях и новеллах одобрительно отзывался Пушкин.

П. Бенвенути Портрет З.А.Волконской 1820-е гг.

«В Москве дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества, – вспоминал С. П. Шевырев. – Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты, дилетантами и любительницами представления итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя забыть впечатления, которое производила она своим полным и звучным контральто и одушевленною игрою в роли Танкреда в опере Россини. Помнится и слышится еще, как она в присутствии Пушкина и в первый день знакомства с ним пропела элегию его, положенную на музыку Геништою:

Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман...

Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного качества:

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…

Еще он ей посвятил поэму «Цыгане»…

Брюллов К.П. Портрет княгини З.А. Волконской. Примерно 1842

Салон Волконской в особняке на Тверской на несколько лет становится культурным сердцем Москвы.

Г. Г. Мясоедов. В салоне Зинаиды Волконской

В салоне Волконской собирается цвет российской культуры, здесь читают свои произведения Пушкин и Мицкевич, Баратынский и Веневитинов.

Перстень Веневитинова

Короткой и яркой была жизнь Дмитрия Владимировича Веневитинова. Он обладал талантом многогранным - поэзия и философия, музыка и живопись были близки и интересны ему. Его любили при жизни и о нем, безвременно угасшем, скорбели А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, А. А. Дельвиг и Н. М. Языков, А. И. Одоевский и А. В. Кольцов.

Судьба подарила Веневитинову встречу с княгиней Зинаидой Волконской. Певица, музыкантша, поэтесса, художница, она восхищала всех, кто ее знал. А. С. Пушкин и Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский и А. Мицкевич посвятили «царице муз и красоты» вдохновенные строки. Ее облик запечатлел Карл Брюллов. Ее голосом восхищался Россини. Беседами с нею дорожил Гёте.

Веневитинов был частым гостем салона «северной Коринны», как называли Волконскую современники. Любовь к Волконской подарила Веневитинову незабываемые минуты, вдохновила поэта на создание стихотворений, по праву вошедших в сокровищницу русской классической поэзии: «Завещание», «Кинжал», «Италия», «К моему перстню», «Элегия», «К моей богине».

Стремясь положить конец безответной любви поэта, родные и друзья Веневитинова способствуют его переезду из Москвы в Петербург. «В горький час прощанья» Волконская подарила ему как талисман, призванный хранить от горестей и бед, бронзовый перстень, найденный при раскопках Помпеи. Поэт обещал надеть его только в день свадьбы или в день смерти.

Лишь четыре месяца прожил вдали от любимой и друзей Д. В. Веневитинов. 15 марта 1827 г. его другу Федору Хомякову выпала горькая участь надеть на палец умирающего заветный перстень. Придя в себя, поэт спросил: «Разве я женюсь?» «Нет»,- отвечал Хомяков, еле сдерживая слезы.

Все было так, как писал в стихотворении «К моему перстню» Веневитинов:

Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тебя в прощаньи не забуду:
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с моей руки холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.

История перстня Веневитинова не окончилась с его смертью. Поэт словно предвидел ее продолжение:

Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нем тебя отроет вновь...

Спустя столетие после кончины Веневитинова, в 1930 г., его прах был перенесен на Новодевичье кладбище. А перстень теперь хранится в Литературном музее.

Уезжая из Москвы в конце октября, Веневитинов взял с собой спутником, по просьбе той же Волконской, француза Воше, который только что возвратился туда, проводив в Сибирь родственницу княгини Зинаиды графиню Е. И. Трубецкую, последовавшую туда за сосланным своим мужем-декабристом. При въезде в Петербург Веневитинов и Воше были арестованы вследствие крайней подозрительности полиции ко всем, имевшим хотя бы малейшее отношение к участникам заговора 14 декабря. Трехдневный арест оказал, на Веневитинова тяжелое нравственное впечатление, от которого он долго не мог оправиться. Пребывание в сыром и неопрятном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье.

В Петербурге он прожил недолго. Скучая по Москве, где оставались любимая им родная семья, княгиня Волконская и, наконец, его товарищи по литературному обществу и по затеянному сообща журналу, он начал мечтать о скорейшем отъезде на службу в Персию. До отъезда из Москвы, поэт с жаром отдавался изучению немецких философов Шеллинга, Фихте, творений Платона, которые читал в подлиннике, а в Петербурге Веневитинов по-видимому, больше времени посвящал поэтическому творчеству. Это видно как из количества его вообще немногочисленных стихотворений, приходящихся на петербургский период его жизни, так и из достигнутого в них совершенства формы и глубины содержания.

Но поэту не пришлось осуществить свои намерений. В начале марта, возвращаясь легко одетым с бала у Ланских, он сильно простудился и уже 15 марта его не стало.

На его могильном памятнике в Симоновом монастыре, в Москве, вырезан его же знаменательный стих: "как знал он жизнь, как мало жил!". Почти юношей умерший поэт знал жизнь не из опыта, а благодаря тому, что умел глубоко проникнуть в ее внутренний смысл своею рано созревшей мыслью.

У Дмитрия Веневитинова, кроме литературного, был ещё один талант – он умел дружить, умел быть настоящим другом и объединял вокруг себя талантливых ровесников.

К ДРУЗЬЯМ

Пусть искатель гордой славы
Жертвует покоем ей!
Пусть летит он в бой кровавый
За толпой богатырей!
Но надменными венцами
Не прельщен певец лесов:
Я счастлив и без венцов
С лирой, с верными друзьями.

Пусть богатства страсть терзает


Алчущих рабов своих!
Пусть их златом осыпает,
Пусть они из стран чужих
С нагруженными судами
Волны ярые дробят:
Я без золота богат
С лирой, с верными друзьями.

Пусть веселий рой шумящий


За собой толпы влечет!
Пусть на их алтарь блестящий
Каждый жертву понесет!
Не стремлюсь за их толпами -
Я без шумных их страстей
Весел участью своей
С лирой, с верными друзьями. 1821

К ДРУЗЬЯМ НА НОВЫЙ ГОД


Друзья! настал и новый год!
Забудьте старые печали,
И скорби дни, и дни забот,
И все, чем радость убивали;
Но не забудьте ясных дней,
Забав, веселий легкокрылых,
Златых часов, для сердца милых,
И старых, искренних друзей.

Живите новым в новый год,


Покиньте старые мечтанья
И все, что счастья не дает,
А лишь одни родит желанья!
По-прежнему в год новый сей
Любите шутки, игры, радость
И старых, искренних друзей.
Друзья! Встречайте новый год
В кругу родных, среди свободы:
Пусть он для вас, друзья, течет,
Как детства счастливые годы.
Но средь Петропольских затей
Не забывайте звуков лирных,
Занятий сладостных и мирных,
И старых, искренних друзей
«Философ жизни в двадцать лет…»

Поэзия Д. В. Веневитинова - одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких страниц русской литературы. Войдя в историю как создатель одного из направлений в русском романтизме - любомудрия, Веневитинов не был обойден вниманием критики.

В характеристике Белинского определено основное направление исканий Веневитинова - «действительно-идеальном», а не «мечтательно-идеальном», Белинский имеет в виду реалистические тенденции поэзии.

Герцен отмечал, что Веневитинов был полон «фантазий и идей 1825 года». Действительно, политические мотивы, близкие декабризму, нашли отражение в его стихах. Так, отрывки из неоконченной исторической поэмы Веневитинова (о гибели рязанских князей в пору татарского нашествия) характерны для той же линии воскрешения исторических образов, которая была представлена в «Думах» Рылеева. Боевую героическую тему разрабатывает Веневитинов и в своей скандинавской повести «Освобождение скальда». В этой повести дан выразительный образ «поэта», который владеет тяжелым «мечом» не хуже, чем арфой. Как и декабристы, Веневитинов откликнулся на события греческого восстания, воспев «меч мщения» в своей «Песне грека»:

Под небом Аттики богатой
Цвела счастливая семья.
Как мой отец, простой оратай,
За плугом пел свободу я.
Но турок злые ополченья
На наши хлынули владенья...
Погибла мать, отец убит,
Со мной спаслась сестра младая,
Я с нею скрылся, повторяя:
За все мой меч вам отомстит.

Показательно, что и оценка Веневитиновым Байрона близка декабристской. Он пишет вдохновенный пролог «Смерть Байрона», а в послании к Пушкину говорит о Байроне, как о «пророке свободы»:

Когда пророк свободы смелый,
Тоской измученный поэт,
Покинул мир осиротелый,
Оставя славы жаркий свет

И тень всемерныя печали,


Хвалебным громом прозвучали
Твои стихи ему вослед.

Как и декабристам, Веневитинову был дорог вольнолюбивый пафос. Политические ноты звучат и в прозаическом отрывке «Европа», переведенном Веневитиновым из Герена, и особенно ярко в его позднейшем стихотворении «Новгород». Тема древнего Новгорода, как очага свободы, была одной из основных тем политической лирики декабризма. В свободолюбивом духе трактует эту тему и Веневитинов. Его стихотворение овеяно глубокой грустью о невозвратных «вольных» временах древнего города.

Творчество Веневитинова следует рассматривать в свете тех требований, какие он предъявлял поэту, указывая его назначение и место в общественной жизни. Такие философские отрывки Веневитинова, как «Анаксагор (Беседа Платона)» или «Несколько мыслей в план журнала», замечательны ярко выраженными в них реалистическими тенденциями. В статье «Несколько мыслей в план журнала» Веневитинов развивал взгляд на искусство и на литературу как на орудие самопознания. «Самопознание - вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека», - утверждал Веневитинов. «Истинные поэты всех народов, всех веков, были глубокими мыслителями, были философами и, так сказать, венцом просвещения»

Истинная поэзия, с точки зрения Веневитинова, должна быть естественным результатом народного самопознания.

Впоследствии Чернышевский, восхищавшийся статьей Веневитинова, писал по поводу этой статьи: «Проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперед нашу литературу... ».

Веневитиновское понимание народности искусства преемственно связано с пушкинским пониманием народности.

Первым выступлением Веневитинова в печати были статьи посвящены первой главе «Евгения Онегина». Впоследствии Пушкин отозвался так: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное - или брань, или переслащенная дичь».

К петербургскому периоду, к последним месяцам жизни Веневитинова относятся лучшие его достижения в области лирики. В это время им были написаны второе «Послание к Рожалину»

«Оставь, о друг мой, ропот твой»,

«Жертвоприношение»

«К моему перстню»

«Завещание» и др.

За неделю до смерти Веневитинов писал Погодину: «Последнее время меня тяготит сомнение в себе... Надо что-то сделать хорошее, высокое, а жить и не делать ничего - нельзя».

Веневитинов задумал большой роман, он мечтал о поездке в Персию на дипломатическую службу, но все замыслы были оборваны смертью.

Судьба поэта, исполненного возвышенных страстей и гибнущего в трагическом столкновении с чуждым ему обществом, - такова стержневая тема лирики Веневитинова петербургского периода.

Большинство стихотворений Веневитинова выдержано в трагических тонах, однако у Веневитинова нет пассивного примирения с судьбой и роком. Поэт негодует и грустит, но даже полная безысходность, которую он видит для себя, не приводит его к капитуляции перед внешними силами. Поэт горд своим одиночеством и не ищет утешений, зная, что примириться с чуждым ему обществом он не сможет:

Не верь, чтоб люди разгоняли
Сердец возвышенных печали.
Скупая дружба их дарит
Пустые ласки, а не счастье;
Гордись, что ими ты забыт, -
Их равнодушное бесстрастье
Тебе да будет похвалой.
Заре не улыбался камень;
Так и сердец небесный пламень
Толпе бездушной и пустой
Всегда был тайной непонятной!
Встречай ее с душой булатной
И не страшись от слабых рук
Ни сильных ран, ни тяжких мук.

(«Послание к Рожалину»).

В ряде стихотворений Веневитинова раскрывается тема непримиримого конфликта поэта со светским обществом. В том же «Послании к Рожалину» поэт говорит:

Когда б ты видел этот мир,


Где взор и вкус разочарован,
Где чувство стынет, ум окован,
И где тщеславие - кумир,
Когда б в пустыне многолюдной
Ты не нашел души одной, -
Поверь, ты б навсегда, друг мой,
Забыл свой ропот безрассудной...

В таких стихотворениях Веневитинова, как «Завещание», «Утешение» и др., наряду с темой любви, настойчиво звучат мотивы гибели, которую поэт предрекает себе. К мысли о гибели его приводит, однако, не любовь, а невозможность найти в современном обществе счастье и радость. В этом смысле особое значение получает и тема бессмертия:

До срока растерзало грудь.


Он говорил: «когда-нибудь
Созреет плод сей муки тайной,
И слово сильное случайно
Из груди вырвется твоей:
Уронишь ты его не даром;
Оно чужую грудь зажжет,
В нее как искра упадет,
А в ней пробудится пожаром».

(«Утешение»).

Замечательно, что последние строки находят себе соответствие в словах декабриста А. И. Одоевского из его ответа Пушкину - «из искры возгорится пламя».

Весть о смерти Веневитинова дошла до ссыльного Одоевского, и он откликнулся на нее стихотворением «Умирающий художник». Через три года трогательное восьмистишие посвятил Веневитинову Кольцов («Вздох на могиле Веневитинова», 1830), эпитафию безвременно погибшему поэту написал юный Лермонтов («Простосердечный сын свободы», 1830), а еще через несколько лет (в 1840 году) вспомнил о Веневитинове поэт-петрашевец А. П. Баласогло, прямо назвавший Веневитинова «вольнодумцем»:

Где Веневитинов - угрюмец?
Философ жизни в двадцать лет,
Он, сирый в мире вольнодумец,
Осиротивший мир и свет.

«Веневитинов не родился способным к жизни в новой русской атмосфере. Нужен был другой закал, чтобы вынести воздух этой мрачной эпохи; нужно было с детства привыкнуть к этому резкому и непрерывному холодному ветру; надо было приспособиться к неразрешимым сомнениям, к горьчайшим истинам, к собственной немощности, к постоянным оскорблениям каждого дня; надо было с самого нежного детства приобрести навык скрывать все, что волнует душу, и не растерять того, что хоронилось в ее недрах, - наоборот, надо было дать вызреть в немом гневе всему, что ложилось на сердце»,- писал Герцен.

Биографы обычно связывали смерть Веневитинова с его личной драмой (неразделенная любовь к княгине З. Волконской); один Герцен указал на общественные условия последекабрьской России, определившие и направление творчества Веневитинова и преждевременную гибель юного поэта.

"Поэт" является для Веневитинова предметом своего рода культа, выразившегося в его лучших как по искренности тона, так и по прелести формы стихотворениях: "Поэт", "Жертвоприношение", "Утешение", "Я чувствую, во мне горит... ", "Поэт и друг" и "Последние стихи". Необыкновенным изяществом стиха и выразительным, точным языком отличается его рифмованный перевод знаменитого монолога "Фауста в пещере"; превосходно переведены также из Гете: "Земная участь" и "Апофеоз художника".

Память о юном поэте свято берегут в селе Новоживотинное. В Рамонском районе, в получасе езды от Воронежа, в раскинувшемся вдоль берега Дона селе Новоживотинном сохранилась старинная дворянская усадьба - имение Веневитиновых. Название села идет от источника с "живой" водой. Усадьба состояла из кирпичного двухэтажного дома, флигеля, надворных построек, она была окружена прекрасным парком, откуда открывался чудесный вид на реку Дон. В усадьбе теперь открыт прекрасный музей, представляющий не только историю старинного рода, жизнь и творчество Дмитрия Веневитинова, но и дворянскую усадебную культуру XVIII-XIX вв. Светлые залы музея редко пустуют: тишину их нарушают не только экскурсии, но и литературные или музыкальные "вечера у камина"; молодые пары, решившие официально соединить свои судьбы, предпочитают делать это здесь, где все наполнено проверенной веками красотой и гармонией!

В этом селе он бывал в детстве, сюда приехал и юношей – в 1824 году. На этот раз смотрит на всё иными, взрослыми, глазами и с лёгкой грустью признаётся: «... я нашёл здесь только тень прошлого. Сады превратились в леса яблонь, вишнёвых и грушёвых деревьев всяких сортов, одним словом, природа здесь по-прежнему прекрасна, она одна оправдала мои ожидания».


«... с восхищением я вновь увидел Дон... Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье...»

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова


Усадьба Веневитинова

Въезд в усадьбу,
рис. А.В.Веневитинова, 1853 г.

В 1870-е гг. семейными имениями в Воронежской губернии управлял сын А. В. Веневитинова Веневитинов Михаил Алексеевич (1844–1901), известный историк, археограф, организатор музейного дела.

После 1870 г. в имении был наведён образцовый порядок. Произошёл капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы. На первом этаже кладовые были перестроены в жилые комнаты. Часть сводов при ремонте разобрали. Несколько комнат в доме были оклеены обоями. Обо всем этом известно из описаний интерьеров здания.

Владимир Алексеевич Веневитинов (1846–1885), младший брат М. А. Веневитинова, был дипломатом, с 1883 г. – церемониймейстером императорского двора, но изредка навещал Новоживотинное. У него и его жены Эмилии Ивановны было семеро детей. В 1887 г. для их воспитания и образования была приглашена в имение гувернантка. Ею оказалась Этель Лилиан Буль, в дальнейшем известная английская писательница Э. Л. Войнич (1864–1960).


В 1965 г. было проведено архитектурно-археологическое обследование имения, благодаря которому узнали, что первоначальные размеры здания были несколько меньше, чем сегодня. Оно было кирпичным, двухэтажным. Имелся и третий, антресольный этаж, или мезонин. Первый этаж был низким, со сводчатыми потолками, которые в нескольких комнатах и коридоре сохранились до наших дней. Парадный второй этаж имел высокие потолки, а антресольный – низкие потолки и маленькие квадратные окна. Кроме главного здания на территории усадьбы были хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена глухой кирпичной стеной. Над Доном стояла кирпичная оштукатуренная беседка, от которой, вероятно, была лестница – спуск к реке. Архитектурно дом Веневитиновых был выполнен в формах классицизма.

Последним владельцем имения до его национализации в 1918 г. был предводитель Нижнедевицкого уезда, коллежский советник камер-юнкер Ю. В. Веневитинов (1879–1954). Он эмигрировал во Францию и жил в Париже.

Потомки Веневитиновых в 1990-е посетили родовое имение и поддерживают связи с Музеем-усадьбой Д. Веневитинова.

В нашем веке здание претерпело немало изменений. В 1930 г. дом приспосабливали под школу, частично изменив при этом внутреннюю планировку. В 1937 г. там размещалась музыкальная школа. В 1939-ом здание занимал детский дом, в котором жили дети Испании и русские ребята-сироты. В первые месяцы Великой Отечественной войны в имении располагалась воинская часть.

С начала войны и вплоть до 1986 г. веневитиновский дом постепенно разрушался. Были утрачены западная галерея, а также южный балкон, в дальнейшем восстановленные.
Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 г., после принятия Воронежским облисполкомом решения о передаче её Дому-музею И. С. Никитина для организации Музея-усадьбы Д. Веневитинова. Автором проекта реставрации является архитектор Т. Н. Синегуб.
В 1994 г. после реставрации усадьбы Веневитиновых в Новоживотинном и благоустройства партерной зоны был открыт филиал Воронежского областного литературного музея – Музей-усадьба Д. В. Веневитинова. В его экспозиции – убранство залов дворянской усадьбы XIX в. и всё, связанное с родом Веневитиновых.










Интерьер музея. Музей-усадьба Д. В. Веневитинова

На первом этаже дома – книжный и сувенирный магазины, рядом – выставочный зал. На втором этаже семь залов.

Первый из них – каминная, помимо экспозиционных целей, зал предназначен для проведения литературных, музыкальных и других вечеров или торжеств. Оформление интерьера, убранство зала выполнено в духе того времени, когда здесь бывал Д. Веневитинов.
Второй зал – парадная столовая, исполненная в стилевом единстве с первым залом, выполняет интересную содержательную задачу, представляя посетителю типологическую дворянскую усадьбу средней полосы России.

Следующие три зала посвящены жизни и творчеству Дмитрия Веневитинова. Экспозиция третьего зала носит название «Веневитинов и Воронежский край», демонстрируя документы, связанные с предками Д. Веневитинова, письма Д. Веневитинова в Москву, написанные им в Новоживотинном в августе-сентябре 1824 г., рисунки Д. Веневитинова, сделанные в Новоживотинном. В этой же экспозиции – стихотворение Д. Веневитинова «Любимый цвет», посвящённое сестре и навеянное впечатлениями о Новоживотинном.


Четвёртый зал можно условно назвать «Веневитинов и Москва». Среди его экспонатов – купчая на дом в Кривоколенном переулке, переводы юного Д. Веневитинова с греческого и латыни, первые его стихотворения, письмо поэта о работе журнала «Московский вестник».
Пятый зал посвящён петербургскому периоду жизни поэта. Экспозиция содержит материалы о Коллегии иностранных дел, где служил поэт, письма Д. Веневитинова о встречах с В. Одоевским, А. Дельвигом, с родителями А. С. Пушкина и печальные документы с сообщением в «Московском вестнике» о смерти поэта с его стихотворением «Поэт и друг», последние письма поэта, фотография его могилы.

Шестой зал музея представляет диораму «Народный праздник». По замыслу авторов экспозиции этот зал должен рассказывать о взаимодействии природы и культуры, прошлого и настоящего в формировании различных аспектов окружающей среды.


Последний, седьмой, зал второго этажа назван «Библиотека». Здесь расположилась экспозиция, посвящённая жизни и деятельности М. А. Веневитинова, племянника поэта.
В музее есть уголок, посвящённый Э. Л. Войнич, где сохранилось пианино, на котором она играла, выставлены фотографии и произведения писательницы.

В 2005 г. в честь 200-й годовщины со дня рождения Дмитрия Веневитинова на территории усадьбы был открыт памятник поэту. Бронзовый памятник выполнен в лучших традициях отечественного монументального искусства. Фигура сидящего поэта установлена на гранитном постаменте с надписью: «Дмитрий Веневитинов». Через спинку стула перекинут плащ. У ног Веневитинова – цилиндр и трость. Юное лицо поэта как бы озарено самим вдохновением. Автор памятника – воронежский скульптор М. И. Дикунов.










На открытии памятника. К 200-летию Д. А. Веневитинова, 2005 г.

C 1997 г. в Музее-усадьбе действует Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова». На заседаниях клуба выступают поэты, музыканты, актёры, краеведы.


30 сентября 2009 г. в Каминном зале Дома Веневитиновых прошли первые Веневитиновские чтения, посвященные 204-летию со дня рождения поэта Д. В. Веневитинова и 15-летию музея-усадьбы Д. В. Веневитинова.


1-е Веневитиновские чтения провели Музей-усадьба Д. Веневитинова, Воронежское отделение Союза писателей России и Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова». На чтениях выступили писатели В. В. Будаков и Е. Г. Новичихин, профессора В. В. Варава (ВГУ) и Е. П. Белозерцев (ВГПУ), научные сотрудники Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова, краеведы, а также директор историко-художественного музея А. С. Хомякова из усадьбы Богучарово Тульской области. Веневитиновские чтения положили начало дружбе и сотрудничеству двух родственных усадеб, связанных тесной дружбой двух гениальных современников – Д. В. Веневитинова и А. С. Хомякова.

Усадьба является памятником истории и архитектуры федерального значения.


ВЕНЕВИТИНОВСКАЯ УСАДЬБА

К Дону подступает без опаски


Новоживотинное-село.
Рассказать о нём, быть может, сказку?
Только сказки снегом замело,
Замело придонские курганы,
И поля, и рощи замело.
А – как лето – падают туманы
На большое русское село.
И село становится незримым,
Пока солнце не возьмёт разбег.
И лишь дом усадебный, старинный
Проступает – как плывёт ковчег.

Дон, текущий без шума и мирно, как счастье, –


Так поэт Веневитинов в письмах к сестрёнке писал.
ЖИЗНЬ

Сначала жизнь пленяет нас:


В ней все тепло, все сердце греет
И, как заманчивый рассказ,
Наш ум причудливый лелеет.
Кой-что страшит издалека,-
Но в этом страхе наслажденье:
Он веселит воображенье,
Как о волшебном приключенье
Ночная повесть старика.
Но кончится обман игривой!
Мы привыкаем к чудесам.
Потом - на все глядим лениво,
Потом - и жизнь постыла нам:
Ее загадка и развязка
Уже длинна, стара, скучна,
Как пересказанная сказка
Усталому пред часом сна

За разгадку творческой личности Веневитинова брались многие. Обилие попыток разгадать тайну личности безвременно умершего творца объясняется также и скудностью биографического материала о жизни этого и в самом деле замечательного, дивного юноши, речи которого своей философской отвлечённостью «приводили нас в восторг» (А. Кошелев).

                Нет! Снов небесных кистью смелой
                Одушевить я не успел…

Его имя облечено легендами…

Как, к примеру, сбылось следующее поэтическое предсказание:

Века промчатся, и, быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нём тебя откроет вновь…

(«К моему перстню»)

В 1930 году могила Веневитинова перенесена на Новодевичье кладбище – при эксгумации праха перстень, подаренный княгиней Волконской, был снят с безымянного пальца правой руки поэта и помещён как реликвия в московский Государственный Литературный музей.

Наследие Дмитрия Владимировича невелико – около 40 лирических стихотворений, примерно столько же писем, начало ненаписанного романа, несколько статей, отрывки из переводов – при жизни опубликовано менее 10 стихотворений, 5 философских и критических текстов. Но интерес к его личности и творчеству не угасает.

«Обозрение русской словесности 1829 года» И. В. Киреевского, друга Д.В. по кружку любомудров – первая попытка нарисовать литературный портрет Веневитинова, где дана высокая оценка дарованию молодого ещё совсем поэта, и где «созвучие ума и сердца» отмечено как отличительный характер духа творчества, а самая фантазия его «была более музыкою мыслей и чувств, нежели игрою воображения. Это доказывает, что он был рождён ещё более для философии, нежели поэзии».

За разгадку творческой личности Веневитинова брались многие: М. Погодин (один из членов «общества любомудрия»), П. Полевой, Н. Котляровский (у которого В. – проводник шеллингианства на русскую почву), племянник поэта М. Веневитинов, а также Белинский, Чернышевский, Герцен (который считал, что В. полон «мечтаний и идей 1825 года»); далее – Д. Благой, Л. Гинзбург, Л. Тартаковская: обилие попыток разгадать тайну личности безвременно умершего творца объясняется также и скудностью биографического материала о жизни этого и в самом деле замечательного, дивного юноши, речи которого своей философской отвлечённостью «приводили нас в восторг» (А. Кошелев).

Природа одарила Дмитрия Владимировича Веневитинова самыми разнообразными талантами: он знал латинский, греческий, французский, немецкий и английский языки, учился живописи у художника Лаперша, музыке – у композитора Геништы; увлекался поэзией, философией, переводами, критической работой. Завершив образование в Московском университете, Веневитинов всё время стремился расширить свои познания: стал членом «Общества любомудрия», в котором его участники (В. Одоевский, И. Киреевский, А. Кошелев и другие) изучали философию Шеллинга, интересовались вопросами эстетики и искусства; переводит произведения Окена, Платона («К Платону начинаю привыкать…»), Вергилия, Гёте, Гофмана, размышляет о роли просвещения в России.

Правда, над мудрствованиями любомудров подтрунивали и издевались Пушкин с Кюхлей: «…Вырвись, ради бога, из этой гнилой, вонючей Москвы, где ты душою и телом раскиснешь! – Твоё ли дело служить предметом удивления современным невеждам – Полевому и подобным филинам?» (Кюхельбекер – Одоевскому). «Издевательства» над любомудрами, думаю, суть другой статьи – в основе же их находится, конечно, вечная пушкинская погоня за недостижимым совершенством собственным и друзей, его окружавших… В век гениев, трагический и великий, которого даже и лёгкие упрёки звучат неестественно глупо, все они, творцы, поэты, будучи необычайными самородками, тянулись за Пушкиным, подражая либо противопоставляя себя ему.

К тому же Пушкин с Веневитиновым были в родстве, а это играло большую роль в отношениях, сближая поэтов по-человечески (родственные связи в светском обществе играли большую роль) и творчески:

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!

Пушкин. «Талисман»

…Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечный
И над тобой, в тоске сердечной,
– Святой обет произнесла...
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья.
О, будь мой верный талисман!

Веневитинов. «К моему перстню»

Да и пылкие взгляды обоих к «царице московского света» кн. Зинаиде Волконской подливали масла в огонь касаемо дружеских подколов. Правда, в отличие от «всеядного», быстро воспламеняющегося, влюбчивого Пушкина страсть В. к Волконской прямо-таки растерзала душу молодого философа, лишила его счастья и покоя и, может, «ускорила раннюю смерть» (биограф Пятковский), что запечатлено в стихах «К моей богине», «Элегия», «Италия», «К моему перстню» и др.

Он высоко оценивает роль поэзии в жизни нарда: «…читай, мечтай – пусть перед тобою завеса времени падёт», «прекрасному предела нет», «поэт – сын богов, любимец муз и вдохновенья», «завидней поэта удел на земли», «доступен гений для гласа искренних сердец», – читаем в стихах молодого поэта. Возвышенно пишет Веневитинов об искусстве скульптуры: «Живы священные памятники человеческих усилий – их не коснулась всё истребляющая коса времени»; живописи: «Чувства человека вполне вылились на мёртвый холст, и мысль о бесконечном сделалась для него понятною»; и музыке: «Чувство жизни разлилось повсюду; всё огласилось звуками радости, и все звуки слились в общую волшебную гармонию».

Ссора эта длилась несколько лет (с 1820), что П. изобразил впоследствии в повести «Выстрел». Пушкин неистовствовал, то бичуя «картёжного вора» эпиграммами; то исключая-вымарывая стихи про Толстого из сочинений («Кавказский пленник», «К Чаадаеву»), высокомерно не желая «повторять пощёчины»; то намереваясь выставить Толстого «во всём блеске» в 4-й главе Онегина.

Важны для понимания отношения Веневитинова к просвещению его критические статьи: о романе «Евгений Онегин»: «Он есть новый прелестный цветок на поле нашей словесности»; и трагедии «Борис Годунов» Пушкина: «Поразительная по своей простоте и энергии, может быть смело поставлена наряду со всем, что есть лучшего у Шекспира и Гёте»; разбор статей Полевого, Мерзлякова, Погодина.

В 1826 году написана статья «О состоянии просвещения в России». Кстати, в том же году Пушкин разработал «Записки о народном воспитании», на которые Николай I отреагировал так: «Просвещение, служащее основанием совершенству, есть правило, опасное для общественного спокойствия!»

И тем не менее именно о просвещении, без которого нет в России «свободы и истинной деятельности», идёт речь в статье Веневитинова. Всякий человек, «одарённый энтузиазмом, знакомый с наслаждениями высокими», стремится к образованию, просвещению, самопознанию: «Самопознание – вот цель и венец человека», – убеждён автор. Ради этого творит художник, одушевляя холст и мрамор, пишет стихи поэт, провозглашающий торжество ума. Такую же цель преследует и человечество, стремящееся к просвещению, то есть к самопознанию той степени, «на которой оно отдаёт себе отчёт о своих делах и определяет сферу своего действия».

Какой степени достигла на сем поприще Россия? – задаёт вопрос автор. Увы, если «у всех народов самостоятельных просвещение развивалось из начала, так сказать, отечественного», то Россия всё получила извне, её просвещение, как и искусство, подражательно, в нём отсутствуют свобода и истинная деятельность.

Россия приняла лишь наружную форму образованности, воздвигла мнимое здание литературы безо всякого основания. В основу нашего просвещения легли «сбивчивые суждения французов о философии и искусстве», которые почитаются законами: «условные оковы» (вроде триединства) и невежественная самоуверенность французов были предметом подражания, а правила «неверные заменялись у нас отсутствием всяких правил».

Кое-кто из литераторов считал, что о развитии просвещения в России говорит всеобщая страсть выражаться в стихах. Тут уж Веневитинов даёт волю своей язвительности: «многочисленность стихотворцев во всяком народе есть вернейший признак его легкомыслия». Ведь «истинные поэты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями, были философами, так сказать, венцом просвещения». А нередко «поэтическое чувство» у людей лишь «освобождает от обязанности мыслить, отвлекает от высокой цели усовершенствования», а посему «надобно более думать, чем производить»!

Как же просвещать Россию? Веневитинов предлагает следующую программу.

Во-первых, «опираясь на твёрдые начала новейшей философии, предоставить полную картину развития ума человеческого». Этому должны помочь сочинения писателей, журналы, рассказывающие о теоретических исследованиях, их применении к истории наук и искусств. «Философия и применение оной ко всем эпохам наук и искусств – вот предмет, заслуживающий особенное наше внимание». Во-вторых, должно изучать историю древнего мира, его искусства. Но не следует забывать и собственную историю, собственное искусство: «Дух древнего искусства представляет нам обильную жатву мыслей, без коих новейшее искусство теряет большую часть своей цены».

Ответственность за просвещение России лежит прежде всего на образованных людях, писателях, поэтах и журналистах, «стоящих мыслям наравне с веком и просвещённым миром». К своим молодым современникам Веневитинов обращался с призывом быть полезным народу, посвятить ему «нашу образованность, наши нравственные способности», всем жертвовать ради благоденствия отечества. Это поможет истинному просвещению России, без которого у неё нет будущего.

Сбылись пророчества поэта

Нет! Снов небесных кистью смелой
Одушевить я не успел…

Когда пророк свободы смелый
Тоской измученный поэт,
Покинул мир осиротелый,
Оставя славы жаркий свет.

И тень всемирные печали,
Хвалебным громом прозвучали
Твои стихи ему вослед...

– пророчески обращается двадцатилетний Веневитинов «К Пушкину» в 1926-м. А на приход нового – 1827-го – напишет, прощаясь со старым, последним в его жизни годом:

Но слушай ты, беглец жестокий!

Клянусь тебе в прощальный миг:
Ты не умчался без возврату;

Я за тобою полечу
И наступающему брату
Весь тяжкий долг свой доплачу.

Его имя облечено легендами…

Как, к примеру, сбылось следующее поэтическое предсказание:

Века промчатся, и, быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нём тебя откроет вновь…

«К моему перстню»

В 1930 году могила Веневитинова перенесена на Новодевичье кладбище – при эксгумации праха перстень, подаренный княгиней Волконской, был снят с безымянного пальца правой руки поэта и помещён как реликвия в московский Государственный Литературный музей.

Наследие Дмитрия Владимировича невелико – около 40 лирических стихотворений, примерно столько же писем, начало ненаписанного романа, несколько статей, отрывки из переводов. При жизни опубликовано менее 10 стихотворений, 5 философских и критических текстов. Но интерес к его личности и творчеству не угасает.

Скажем, до сих пор ведутся филологические битвы по поводу литературоведческих компетенций, вольных интерпретаций и издания якобы неопубликованных ранее писем Веневитинова. На самом деле вполне знакомых специалистам. (А. Рейтблат. «Неизвестное известное». НЛО, № 126, 2014).

«Обозрение русской словесности 1829 года» И. В. Киреевского, друга Д.В. по кружку любомудров, – первая попытка нарисовать литературный портрет Веневитинова. Где дана высокая оценка дарованию молодого ещё совсем поэта и где «созвучие ума и сердца» отмечено как отличительный характер духа полёта, независимости и смелости изображения сущего.

А самая фантазия его была более музыкою мыслей и чувств, нежели игрою воображения:

Это доказывает, что он был рождён ещё более для философии, нежели поэзии.

За разгадку творческой персоны Веневитинова брались многие: М. Погодин (один из членов «общества любомудрия»), П. Полевой, Н. Котляровский, у которого Д.В. – проводник шеллингианства на русскую почву; также племянник поэта М. Веневитинов. Брались Белинский, Чернышевский, Герцен, который считал, мол, Д.В. полон «мечтаний и идей 1825 года».

Далее – Д. Благой, Л. Гинзбург, Л. Тартаковская. Обилие попыток разгадать тайну личности безвременно ушедшего сочинителя объясняется равным образом и скудностью биографического материала о жизни этого и в самом деле замечательного, дивного юноши. Речи которого своей философской отвлечённостью «приводили нас в восторг» (А. Кошелев).

Природа одарила Дмитрия Владимировича Веневитинова самыми разнообразными талантами: он знал латинский, греческий, французский, немецкий и английский языки. Учился живописи у художника Лаперша. Музыке – у композитора Геништы. Увлекался поэзией, философией, переводами, критической работой.

Завершив образование в Московском университете, Веневитинов ежедневно и ежечасно стремится расширить свои познания: становится членом «Общества любомудрия». В котором его участники (В. Одоевский, И. Киреевский, А. Кошелев и другие) изучали философию Шеллинга, интересовались вопросами эстетики и искусства. Переводит произведения Окена, Платона («К Платону начинаю привыкать…»). Вергилия, Гёте, Гофмана. Размышляет о роли просвещения в России.

Правда, над мудрствованиями любомудров подтрунивали и издевались многие. В том числе Пушкин с Кюхлей: «…Вырвись, ради бога, из этой гнилой, вонючей Москвы, где ты душою и телом раскиснешь! Твоё ли дело служить предметом удивления современным невеждам – Полевому и подобным филинам?» – злонравно писал Кюхельбекер Одоевскому.

Александр Сергеевич же называл любомудров «архивными юношами». Возможно, имея в виду следующие строки Веневитинова:

...иногда пороешься в пыли,
И, право, отрывать случалось
Такой столбец, что сам ты на земли,
А будто небо открывалось.

Издевательства над любомудрами, думаю, суть другой статьи – в основе же поддёвок и подтруниваний находится, конечно, вечная пушкинская погоня за недостижимым совершенством собственным. А также друзей, его окружавших…

В век гениев, трагический и великий, которого даже и лёгкие упрёки звучат неестественно глупо, все они – творцы, поэты, – будучи необычайными самородками, тянулись естественно и вне сомнения за Пушкиным. Подражая либо противопоставляя себя ему.

К тому же Пушкин с Веневитиновым были в родстве, что играло большую роль в отношениях. Сближая поэтов по-человечески и творчески. Вообще родственные связи в светском обществе значили довольно много.

Пара строф для сравнения:

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,

Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя –
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!

Пушкин. «Талисман»

…Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечный
И над тобой, в тоске сердечной,
Святой обет произнесла...
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья.
О, будь мой верный талисман!

Веневитинов. «К моему перстню»

Да и пылкие взгляды обоих к «царице московского света» княгине Зинаиде Волконской подливали масла в огонь касаемо дружеских подколов. Правда, в отличие от всеядного, быстро воспламеняющегося и влюбчивого Пушкина страсть Дмитрия к Волконской прямо-таки растерзала душу несчастного философа. Лишила его покоя и, может статься, «ускорила раннюю смерть» (биограф Пятковский). Что лирически запечатлено в стихах «К моей богине», «Элегия», «Италия», «К моему перстню» и др.

Теперь гонись за жизнью дивной
И каждый миг в ней воскрешай,
На каждый звук её призывной –
Отзывной песнью отвечай.

Он крайне высоко оценивает роль поэзии и литературы в жизни народа: «…читай, мечтай – пусть перед тобою завеса времени падёт», «прекрасному предела нет», «поэт – сын богов, любимец муз и вдохновенья», «завидней поэта удел на земли», «доступен гений для гласа искренних сердец», – читаем в стихах совсем ещё молодого человека.

Возвышенно пишет Веневитинов о скульптуре:

Живы священные памятники человеческих усилий – их не коснулась всё истребляющая коса времени.

О живописи:

Чувства человека вполне вылились на мёртвый холст, и мысль о бесконечном сделалась для него понятною.

О музыке:

Чувство жизни разлилось повсюду; всё огласилось звуками радости, и все звуки слились в общую волшебную гармонию.

Для полноценного понимания отношения Веневитинова к просвещению важны его критические статьи.

О романе «Евгений Онегин»: «Он есть новый прелестный цветок на поле нашей словесности». О трагедии «Борис Годунов» Пушкина: «Поразительная по своей простоте и энергии, может быть смело поставлена наряду со всем, что есть лучшего у Шекспира и Гёте». Важны вдумчивые разборы текстов Полевого, Мерзлякова, Погодина.

В 1826 году написана статья «О состоянии просвещения в России». Кстати, в том же году Пушкин разработал «Записки о народном воспитании», на которые Николай I отреагировал неоднозначно: «Просвещение, служащее основанием совершенству, есть правило, опасное для общественного спокойствия!» – будто бы погрозил пальцем Пушкину Император.

И тем не менее, именно о Культуре с большой буквы, без которой нет в России свободы и «истинной деятельности», идёт речь в статье Веневитинова.

Всякий человек, одарённый энтузиазмом, знакомый с «наслаждениями высокими», стремится к образованию, духовному росту: «Самопознание – вот цель и венец человека», – убеждён автор. Ради этого творит художник, одушевляя холст и мрамор. Пишет стихи поэт, провозглашающий торжество ума. Такую же цель преследует и человечество, стремящееся к просвещению. То есть к самопознанию той степени, на которой оно отдаёт себе отчёт о своих делах и определяет сферу своего действия.

Какой же степени достигла на сем поприще Россия? – задаётся он вопросом.

Увы, если у всех «народов самостоятельных» просвещение развивалось из истоков, так сказать, отечественных, местных. То Россия всё получила извне. Её просвещение, подобно искусству, подражательно. В нём отсутствуют реальная свобода и истинная деятельность.

Россия приняла лишь наружную форму образованности. Воздвигла мнимое здание литературы безо всякого на то основания. Ядро нашего просветительства состоит из сбивчивых суждений французов о философии и искусстве. Которые почитаются законами: условные оковы (вроде триединства) и невежественная самоуверенность французов были предметом подражания, а правила неверные заменялись у нас отсутствием всяких правил.

Кое-кто из литераторов считал, что о развитии культуры в России говорит всеобщая страсть выражаться в стихах.

Тут уж Веневитинов даёт волю своей язвительности:

...многочисленность стихотворцев во всяком народе есть вернейший признак его легкомыслия». Ведь истинные поэты всех народов, всех веков и времён были глубокими, глубочайшими мыслителями. Были философами, так сказать, венцом просвещения. А нередко поэтическое чувство у людей лишь освобождает от обязанности мыслить. Отвлекает от высокой цели усовершенствования. А посему надобно более «думать, чем производить!

Как же всё-таки просвещать Россию? Веневитинов предлагает следующую программу.

Во-первых, опираясь на твёрдые корни новейшей философии, предоставить полную картину развития «ума человеческого». Этому должны помочь сочинения писателей. Журналы, рассказывающие о теоретических исследованиях, их приложении к истории общества и Мельпомены в частности: «Философия и применение оной ко всем эпохам наук и искусств – вот предмет, заслуживающий особенное наше внимание».

Во-вторых, должно всенепременно изучать историю древнего мира. Но не следует забывать и собственную историю, собственное начало начал: «Дух древнего искусства представляет нам обильную жатву мыслей, без коих новейшее искусство теряет большую часть своей цены».

Ответственность за «просветление» России лежит прежде всего на образованных людях, писателях, поэтах и журналистах, стоящих «мыслям наравне» с веком и просвещённым миром.

К своим молодым соплеменникам Веневитинов обращался с призывом быть полезным народу, посвятить ему нашу образованность, наши нравственные способности. Всем жертвовать ради благоденствия и процветания отечества. Это поможет истинному цивилизационному прогрессу России, без которого у неё нет будущего.

Веневитинов убежден: «Жить – не что иное, как творить будущее. Она снова будет, эта эпоха счастья!»

Завидней поэта удел на земли.
С младенческих лет он сдружился с природой,
И сердце камены от хлада спасли,
И ум непокорный воспитан свободой,
И луч вдохновенья зажёгся в очах.
Весь мир облекает он в стройные звуки;
Стеснится ли сердце волнением муки –
Он выплачет горе в горючих стихах.

Из всех поэтов, явившихся в первое время Пушкина, исключая гениального Грибоедова... несравненно выше всех других и достойнее внимания и памяти Полежаев и Веневитинов. В. Г. Белинский

Сбылись пророчества поэта.
И друг в слезах с началом лета
Его могилу посетил...
Как знал он жизнь! как мало жил!
Д. Веневитинов (1805 – 1827)

Презентация по Д.Веневитинову Подготовила учитель Дудникова Наталья Борисовна, Казахстан, г.Жезказган средняя школа №22

Презентация по Д.Веневитинову (материал к уроку литературы) Подготовила учитель Дудникова Наталья Борисовна, Казахстан, г.Жезказган средняя школа №22


Дивный юноша

Все впечатления в звук и цвет

И слово стройное теснились:

И музы юношей гордились,

И говорили: «он поэт!»

Но только первую страницу

Заветной книги он прочёл,

И вечный сон затмил десницу,

Где мир так нежно, пышно цвёл.

Только первую страницу…

Веневитинов умер, когда ему был двадцать первый год.


Усадьба Веневитиновых

В Рамонском районе, в получасе езды от Воронежа, в раскинувшемся вдоль берега Дона селе Новоживотинном сохранилась старинная дворянская усадьба- имение Веневитиновых. Название села идет от источника с "живой" водой. Усадьба состояла из кирпичного двухэтажного дома, флигеля, надворных построек, она была окружена прекрасным парком, откуда открывался чудесный вид на реку Дон. В усадьбе теперь открыт прекрасный музей, представляющий не только историю старинного рода, жизнь и творчество Дмитрия Веневитинова, но и дворянскую усадебную культуру XVIII-XIX вв. Светлые залы музея редко пустуют: тишину их нарушают не только экскурсии, но и литературные или музыкальные "вечера у камина"; молодые пары, решившие официально соединить свои судьбы, предпочитают делать это здесь, где все наполнено проверенной веками красотой и гармонией!


Дмитрий Веневитинов

Род Веневитиновых обосновался в этих краях еще в XVI столетии. Родился Дмитрий Веневитинов в Москве, получил блестящее образование в Московском университете, был активным участником литературных и философских кружков. Про него Белинский говорил: "Это была прекрасная утренняя заря, предрекавшая прекрасный день". Но жизнь поэта оборвалась, когда ему не было и 22-х... После восстания декабристов, его подозревали в причастности к этому событию, он был помещен в тюрьму, но через 3 дня выпущен, выпущен уже смертельно больным... Похоронен он был в Симоновом монастыре в Москве.


Д.Веневитинов и А.Пушкин

Рассказывали о дружбе Дмитрия Веневитинова и другого великого, замечательного поэта- Александра Сергеевича Пушкина.

К тому же они были родственниками. А рисунок, сделанный Пушкиным в "Евгении Онегине" и ставший образом Онегина,- портрет Веневитинова, сделанный великим поэтом уже после его смерти.


Д.Веневитинов и З.Волконская

Судьба Дмитрия пересекалась и с другими замечательными людьми. С княгиней Зинаидой Волконской была связана романтическая и безответная любовь Дмитрия Веневитинова. Княгиня подарила Дмитрию перстень, который был найден при раскопках древнеримского города Геркуланум, разрушенного извержением Везувия.

Влюбленный говорил, что оденет его только в день свадьбы или в час смерти. Друзья, понимая, что кончина поэта близка, надели ему на палец перстень.

Разве я женюсь? -очнувшись, спросил он...

Нет,-- ответил ему друг Хомяков.

Глаза Веневитинова наполнились слезами.


Веневитинов и Волконская

Судьба Веневитинова, романтическая и трагическая, волнует не одно поколение. «Дивный юноша» Веневитинов был необычайно талантлив. Его дарования разносторонние: поэт, философ, композитор, художник. Среди его рисунков есть портрет женщины, которую он страстно и безнадёжно любил. Эта любовь одарила русскую поэзию поистине прекрасными стихотворениями.

Волшебница! Как сладко пела ты

Про дивную страну очарованья,

Про жаркую отчизну красоты!

Как я любил твои воспоминанья,

Как жадно я внимал словам твоим

И как мечтал о крае неизвестном!

……………………………………………… .

Зачем, зачем так сладко пела ты?


Зинаида Волконская

Эта женщина – княгиня Волконская, художница, музыкантша, писательница. «Царицей муз и красоты» назвал её Пушкин. «Помнится и слышится ещё», -писал Вяземский,- как она в присутствии Пушкина и в первый день знакомства с ним пропела элегию его, положенную на музыку Генештою:

Погасло дневное светило,

На море синее вечерний пал туман…

Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного

кокетства». Страстная любительница музыки, Волконская устраивала

у себя не только концерты, но и итальянскую оперу и являлась на сцене в роли Танкреда, поражая всех ловкою игрой и чудным голосом: трудно было найти равное ей контральто. В роли Танкреда и нарисовал её Веневитинов.

Зинаида Волконская в роли Танкреда, рисунок Веневитинова


Подарок Волконской

Волконская родилась в Турине и много лет жила в Италии.

А для поэта Италия была «дивной страной очарования». И может быть, поэтому в минуту прощания (Веневитинов уезжал

в Петербург) подарила Волконская влюблённому поэту перстень, по преданию отрытый при раскопках Геркуланума.

Отныне тот перстень становится талисманом Веневитинова.

О, будь мой верный талисман!

Храни меня от тяжких ран

И света, и толпы ничтожной…

Зинаида Волконская была старше Веневитинова, у неё уже рос пятнадцатилетний сын. Она подарила поэту перстень как "залог сострадания". Когда юноша умирал, Федор Хомяков, согласно его воле, надел перстень на палец умирающего. Так с кольцом на пальце он и был похоронен.


  • Веневитинов "К моему перстню":
  • Ты был отрыт в могиле пыльной.
  • Любви глашатай вековой,
  • И снова пыли ты могильной
  • Завещан будешь, перстень мой.
  • . . . . . . . . . . . . . .
  • О, будь мой верный талисман!
  • Храни меня от тяжких ран
  • И света, и толпы ничтожной,
  • От едкой жажды славы ложной,
  • От обольстительной мечты
  • И от душевной пустоты...
  • . . . . . . . . . . . . . .
  • Века промчатся, и быть может,
  • Что кто-нибудь мой прах встревожит
  • И в нем тебя отроет вновь;
  • И снова робкая любовь
  • Тебе прошепчет суеверно
  • Слова мучительных страстей,
  • И вновь ты другом будешь ей,
  • Как был и мне, мой перстень верный.

  • Веневитинов писал, что дорогому подарку быть вновь завещанным "пыли могильной" и пророчески предсказывал:
  • Века промчатся, и быть может, Что кто-нибудь мой прах встревожит И в нем тебя отроет вновь...
  • Предсказание его сбылось: через 100 лет после смерти поэта прах его был перезахоронен на Новодевичьем кладбище. А перстень сняли с руки, сейчас он - в государственном Литературном музее...

Когда же я в час смерти буду

Прощаться с тем, что здесь люблю,

Тогда я друга умолю,

Чтоб он с моей руки холодной

Тебя, мой перстень, не снимал,

Чтоб нас и гроб не разлучал.

Дмитрий Веневитинов


  • Арест Веневитинова был в связи с делом декабристов.
  • Веневитинова продержали около трех суток в сыром и холодном помещении гауптвахты. Допрос ему чинил генерал Потапов, назначенный следователем по делу декабристов. Сразу же по выходе из гауптвахты начался у Веневитинова сильный кашель и перемежающийся озноб.
  • 15 марта 1827 года, через три с лишним месяца после ареста, Веневитинов умер. Художник Афанасьев зарисовал поэта в гробу. Волнистые, красиво расчесанные волосы устало падали на прекрасный высокий лоб.
  • Тело поэта в цинковом гробу доставили на его родину в Москву и похоронили на кладбище Симонова монастыря.
  • Неожиданная и таинственно-трогательная смерть поэта потрясла его друзей и почитателей. Поразила она и Пушкина, и Дельвига. Дельвиг писал Пушкину "Милый друг, бедного Веневитинова ты уже, вероятно, оплакал. Знаю, смерть его должна была поразить тебя". Пушкин, вспоминают современники, горестно воскликнул по адресу петербургских друзей поэта: "Как вы допустили его умереть!"

После гибели поэта Веневитинова

Безвременно скрытого "могильной сенью" Веневитинова связывали с образом Ленского. Неземной поэт-мечтатель, дивный юноша Веневитинов в воображении многих современников прошел по земле со своей сладостно-скорбной и томной лирой. Смерти его посвящались десятки стихов, в которых были "лебеди" и "розы", "музы" и "алтари", "чары" и "жребии". Наиболее сентиментально настроенные люди со вздохом вспоминали модные тогда строфы элегии Жуковского:

  • Здесь пепел юноши безвременно сокрыли;
  • Что слава, счастие, не знал он в мире сем,
  • Но музы от него лица не отвратили,
  • И меланхолии печать была на нем.

Тайна смерти поэта

Ежегодно, 15 марта, друзья Веневитинова в течение многих лет скорбно, торжественно и молчаливо сидели за поминальным столом. Одно из кресел и один из приборов, по обычаю, неизменно стояли пустые. Собравшимся казалось: тень Веневитинова незримо присутствует между ними. Это умиляло и придавало очарование таинственности.

22 июля 1930 года к бывшему Симонову монастырю прибыла группа работников Наркомпроса. В связи со сносом части территории монастыря, на которой возводился Дворец культуры, им поручалось отыскать могилу Веневитинова и перенести его прах на Новодевичье кладбище. Могила была найдена и раскопана. Антропологов поразили сильно и гармонично развитый череп, музыкальная развитость пальцев. На безымянном пальце правой руки чернел перстень. Вечером того же дня останки Веневитинова в специально приготовленном гробу с возложенными на него цветами были захоронены на Новодевичьем кладбище, где покоятся многие выдающиеся писатели и художники.

А через несколько лет среди части московских литературоведов пронесся слух, что при вскрытии гроба руки покойного оказались не скрещенными на груди, а лежали вдоль тела. Так хоронили только самоубийц.

Предположение о самоубийстве поэта было высказано и в печати.

Но эта версия так и не подтвердилась.


На Воронежской земле, в доме Веневитиновых жила другая удивительная женщина. Молодая англичанка Лили Буль, работавшая в 1887 г. гувернанткой в имении Веневитиновых - будущая писательница Этель Лилиан Войнич, автор знаменитого романа "Овод". В музее-усадьбе даже сохранилось пианино, на котором играла знаменитая писательница.

Этель Лилиан Войнич


Веневитинов Дмитрий

Тебе знаком ли сын богов, Любимец муз и вдохновенья? Узнал ли б меж земных сынов Ты речь его, его движенья? Не вспыльчив он, и строгий ум Не блещет в шумном разговоре, Но ясный луч высоких дум Невольно светит в ясном взоре. Пусть вкруг него, в чаду утех, Бушует ветреная младость, Безумный крик, нескромный смех И необузданная радость: Всё чуждо, дико для него, На всё спокойно он взирает, Лишь редко что-то с уст его Улыбку беглую срывает. Его богиня - простота, И тихий гений размышленья Ему поставил от рожденья Печать молчанья на уста. Его мечты, его желанья, Его боязни, упованья - Всё тайна в нем, всё в нем молчит: В душе заботливо хранит Он неразгаданные чувства...