Болезни Военный билет Призыв

​Чем функциональная грамотность отличается от умения читать и писать. Как Вы считаете, от чего зависит грамотность человека? Развлечения с использованием букв

Class="clearfix">

Сначала – история «из жизни». Наше издательство долго и безуспешно искало хорошего литературного редактора. Разговаривая с соискателями, я задавала привычные вопросы: где учились, что закончили, есть ли опыт работы, с какими текстами предпочитаете иметь дело, что умеете и пр. Один из многочисленных претендентов (в итоге взяли именно его) на все мои вопросы отвечал одинаково: «Я умею читать и писать!» С некоторым раздражением я заметила, что мы все это умеем, но в ответ прозвучало: «Я умею читать и писать, если вы понимаете, что это значит».

Если вы понимаете…

Владение навыками и умениями чтения и письма называется грамотностью . Современный словарь синонимов включает это слово в такой синонимический ряд: грамотность, осведомлённость, компетентность, знание (чего), знакомство (с чем). И, соответственно, синонимами слова грамотный являются слова осведомлённый, сведущий , компетентный, знающий, наслышанный (о чём), сильный (разг.). Возникает закономерный вопрос: если грамотность – это уже умение читать и писать, компетентность, осведомлённость, то что именно добавляет к этому понятию слово «функциональная»? Что понимается под функциональной грамотностью и почему о ней так много пишут и говорят?

Сошлёмся на определение доктора психологических и педагогических наук академика Алексея Алексеевича Леонтьева (в статье «Педагогика здравого смысла», 1999 г.) Функциональная грамотность, по А. А. Леонтьеву, это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста , то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). С этой точки зрения, человек, который, например, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими.

Каков же минимальный набор умений чтения и работы с информацией, обеспечивающий функциональную грамотность? Их не так много, но каждое из этих умений чрезвычайно важно, причём все умения между собой тесно взаимосвязаны. Ответив на каждый вопрос из предложенных ниже, вы сможете углубиться в содержание понятия, а подсчитав количество ответов «да» и «нет», приблизительно определить уровень своей функциональной грамотности.

  1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете?
  2. Знаете ли вы о том, что любой текст содержит, как правило, три уровня информации: фактуальную (то, о чём в тексте сказано в явном виде, напрямую), подтекстовую (то, о чём напрямую не сказано, но можно прочесть «между строк») и концептуальную (это основная идея текста, его главные смыслы, которые читатель формулирует самостоятельно)? О полном понимании текста можно говорить только в том случае, если читатель осваивает (вычитывает) все три уровня текстовой информации.
  3. Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации?
  4. Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью?
  5. Знаете ли вы о том, что существую разные виды чтения, например, просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное - и у каждого вида чтения есть свои приёмы?
  6. Владеете ли вы приёмами разных видов чтения?
  7. Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста?
  8. Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя?
  9. Видите ли вы в тексте скрытые авторские вопросы? Если да, то пытаетесь ли прогнозировать ответы на них и затем проверять себя по ходу чтения – то есть вести так называемый «диалог с автором»?
  10. Умеете ли вы устно и письменно передавать содержание текста сжато? А выборочно?
  11. Умеете ли вы находить в тексте ключевые слова и, наоборот, на основе группы ключевых слов определять тему и основное содержание текста?
  12. Умеете ли вы представлять текстовую информацию в ином виде (например, составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему, тезисы, конспект, простейший график или диаграмму)? А наоборот: составить связный текст на основе таблицы, схемы, плана, тезисов?

Мы с вами живем в век профицита информации. Создаются новые сайты, наполняются полезными текстами в надежде привлечь массового читателя. Но порой бывает обидно зайти на очередной сайт и обнаружить, что уровень грамотности автора оставляет желать лучшего.

Если еще лет десять назад большую часть пользователей интернета составляли подростки и молодые люди, то сейчас мировую сеть посещают представители всех возрастных и социальных категорий.

Поскольку информации в интернете огромное множество и одна статья (хорошо, если одна) может быть похожа на другую, то у читателя появляется право выбирать контент, опираясь на определенные критерии.

Грамотность текстов – первый и самый строгий индикатор качества всего информационного ресурса.

Я тоже не идеален! На сайте «Города копирайтинга» вы можете встретить ошибки и опечатки, которые я иногда оставляю в тексте. Это бывает как сознательно, так и случайно.

В школе я не мог похвастаться высоким уровнем грамотности (я савершал такие ошыбки, за каторые учитель гатов был меня застрелить). Но, когда я принял решение писать тексты, понял, что главной ошибкой было бездействие в школьные годы. Я начал учиться самостоятельно и делаю это по сегодняшний день.

Кстати, я не уверен, что напишу и эту статью без ошибок. Поэтому, если вы найдете в тексте ошибку, напишите о ней в комментарии. Буду Вам признателен.

В этой статье вы получите семь способов, которые помогут вам повысить уровень грамотности.

Неважно копирайтер вы или блогер. Если вы пишите на сайт, уважайте своих читателей и создавайте для них грамотный контент. Если вы копирайтер и хотите продавать свои услуги серьезным людям, внедрите в работу правило: «Тексты с ошибками – бракованный товар».

Я лично перепробовал множество способов и рекомендую вам только те, которые действительно дали быстрый и эффективный результат.

7 способов повысить
уровень грамотности автора

1. Уделяйте чтению максимально возможное количество времени.

Этот совет я когда-то встретил на одном из сайтов и внедрил в свою практику. Более того, я сам не успел заметить, как стал «книжным наркоманом», которым являюсь по сей день. Читаю, потому-что это дает результат в работе (также измеряемый и в денежном эквиваленте) и общем развитии.

Если вы давненько не брались за книгу, советую начать прямо сегодня. Читайте максимально возможное количество времени: Утром, вечером, в транспорте, на обеде и перерыве. Старайтесь все временные окна занять чтением. А временные окна у вас есть – я в этом уверен.

Если хотите получить результат еще быстрее, читайте вслух (хотя бы шепотом). Это поможет усваивать не только грамматику, но и перенимать часть авторского стиля, который поможет вам писать интересно и увлекательно.

Напишите в комментариях, как часто и в каком количестве вы читаете. Я, например, читаю минимум одну книгу в неделю, каждый день (2 часа утром и 1 час вечером).

2. Пишите каждый день, даже если не хотите.

Чтобы научиться грамотно писать, нужно хотя бы писать.

Оттачивайте свои навыки ежедневно и практикуйтесь. Кто-то когда-то сказал: «Ни дня без строчки». Только постоянной работой вы сможете добиться результата.

Если писать нечего, ведите дневник или заведите блог на интересную для себя тематику. Пишите туда каждый день. Если вы копирайтер, у которого нет клиентов, пишите статьи в свободную продажу (еще и денег заработаете). Пишите что-нибудь. Главное – пишите.

3. Проверяйте и опровергайте свои сомнения.

Бывают моменты, когда при написании текста создается впечатление, что вы совершили ошибку, но вы сомневаетесь, действительно ли это так. Знакомо?

И у меня такое бывает. В этом случае не жалейте своего времени и начните искать правильный вариант. У Вас под рукой всегда есть интернет, и найти ответ несложно. Зато, когда вы решите проблему самостоятельно, то усвоите эту ошибку навсегда.

4. Эти онлайн сервисы вам помогут.

При подготовке этой статьи я перебрал порядка десяти онлайн сервисов, которые помогают разобраться с ошибками. Но осмелюсь вам порекомендовать только две, поскольку при необходимости чаще всего бегу именно туда.

gramota.ru – этот сайт выручает меня постоянно — он просто напичкан правилами, примерами, вопросами, ответами и рекомендациями. Обязательно добавьте его себе в закладки.

therules.ru – Еще один ресурс, который время от времени дает мне ответы на возникающие вопросы. Очень простой интерфейс, поэтому вы без проблем разберетесь.

5. Установите приложение «Слово дня».

Об этом приложении я вычитал в книге Игоря Манна «Как стать №1 в том, что ты делаешь?». Сразу скачал и установил. Очень удобная штука.

Ежедневно мой словарный запас пополняется на одно слово, которое ранее было мне не известно. На первый взгляд это кажется несущественным, но со временем я заметил, что мой стиль письма и общения значительно усовершенствовался.
Попробуйте! Вам понравится.

6. Учите каждый день по одному правилу.

Практика развивает навыки, но без теории это происходит медленно.

«Новый день – новое правило» — это мой принцип. Рекомендую вам внедрить его в свою работу. Изучение нового правила займет у вас всего пять минут времени в день, но результат даст свой отклик.

Я учу правила на этом сайте - therules.ru

7. Перечитывайте и редактируйте всё, что только можете написать.

Даже когда общаетесь в чате со старым другом и пишите быстрые сообщения, исправляйте и редактируйте текст. Грамотность — навык, требующий постоянной работы. Если вы будете пренебрегать практикой, то уровень начнет падать.

С кем бы вы ни общались в текстовом режиме, перечитывайте и исправляйте. Сомневаетесь – уточняйте. Учитесь и внедряйте. Пишите и читайте.

Повысить уровень грамотности не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное – работать над собой и результат скажется на вашей работе.

Напишите в комментариях о своих проблемах с грамотностью. Какие ошибки вы совершаете чаще всего?

Оставляйте в комментариях свои вопросы, пожелания и рекомендации. Мы всегда стараемся создавать для вас только лучшие материалы.

Грамотность и идеальное правописание имеют огромное значение в современном обществе, как бы вы не пытались доказать обратное, и тому есть немало причин.

Согласитесь, что нынче люди больше не уделяют много внимания правильному написанию слов, особенно при онлайновом общении. Влияние кратких и быстрых коммуникаций в виде текстовых сообщений всё же приносит свои негативные плоды, хотя грамотность – это не только вопрос следования старым добрым правилам орфографии, это и вопрос имиджа, и образования, и банального умения донести свою письменную мысль чётко и правильно.

Каковы же веские причины того, что грамотность всё еще имеет немаловажное значение?

1. Хорошее впечатление о человеке

Когда вы пишете идеально грамотно, вы оставляете о себе только положительное впечатление, которое вряд ли вам будет гарантировано в том случае, если вы допускаете массу орфографических ошибок. Все ваши письменные документы, будь то официальные бумаги, учебные работы, личные или рабочие письма, должны быть безупречны. Имейте это в виду!

2. Грамотность облегчает общение

Еще один плюс грамотности заключается в том, что она весьма способствует более эффективной коммуникации. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками.

3. Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Если вы думаете, что правильное написание не настолько уж существенно, подумайте еще раз! Например, даже малейший намёк на слабую грамотность может серьезно повлиять на ваши будущие перспективы трудоустройства. Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Резюме первого соискателя грешит ошибками, а резюме второго безупречно. Даже если эти у этих двух претендентов одинаковые уровни квалификации, работодатель, безусловно, выберет второго.

4. Грамотность помогает избежать путаницы и двусмысленности

Грамотность может помочь избежать всяческой путаницы и тем более двусмысленности в понимании. Вы сами наверняка знаете, как сложно пробираться через дебри текста, написанного с ошибками. Только представьте, какими серьёзными последствиями может быть чревато отсутствие грамотности, например, у врачей, журналистов или политиков!

5. Соответствие стандартам

Правописание – это основа или фундамент языка. Если вы заботитесь о том, как вас поймут и воспримут, то вам следует поддерживать все установленные стандарты языка, который, собственно, является основным инструментом вашего общения.

6. Не полагайтесь на программы проверки орфографии

Никогда не полагайтесь на программы проверки правописания, поиска опечаток и выявления ошибок. У этих программ достаточно ограниченный словарь, потому многие новые слова помечаются ими как неправильные, поскольку они не заложены в их памяти. Кроме того, автоматическая проверка орфографии не опознает ошибку, если неверно написанное слово в другом контексте звучит вполне правильно. Например, ошибка в предложении «мы едим домой» (вместо «мы едем домой») программой обнаружена не будет.

7. Грамотно написанный текст понятен

Будет ли просто понять текст, если он полон ошибок? Понимание весьма важно во многих ситуациях, поскольку мы должны быть в состоянии прочитать и воспринять написанное. Допустим, вы читаете инструкции к какому-либо техническому устройству: значит, они должны быть поняты, истолкованы и выполнены правильно.

8. Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Безграмотно написанный текст рассеивает и отвлекает внимание его читателя. Попробуйте сами внимательно прочитать такой образец с кучей ошибок, и вы поймёте, как это раздражает. Следовательно, оформляйте свои мысли на письме грамотно, обязательно следите за тем, как вы их излагаете.

Отвечала на вопросы по лингвистике, некоторые только просматривала и улыбалась от вопросов типа "Почему НЕ СОМНЕВАЛИСЬ пишется раздельно? " и пр. Как можно не знать то, что кажется очевидным? Я придерживаюсь того мнения, что дурак - не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не учится и всем доволен. Понятно, что человечеству свойственно ошибаться, все мы не безошибочны и не идеальны, но при виде вопросов "Почему в слове НОЧЬ ставится мягкий знак? " от 20-летних, просто поражаешься, Это же программа начальной школы! Плохие учителя, родители не помогают детям, дети не хотят учиться или в чём причина? А может, если человек в детстве не получил достаточных знаний, можно их восполнить потом? Есть же много книг, в интернете, наверняка, достаточно необходимой информации. А, может, некоторым людям не важно, как они говорят? Делитесь Вашими мыслями, интересно Ваше мнение. Заране спасибо. 7 годов назад от Olga

6 Ответы

Кстати, в начальной школе не объясняют, ПОЧЕМУ в слове "ночь" ставится мягкий знак. В русском языке нет твердого звука "ч", в отличие, скажем, от сербского, поэтому вопрос вполне закономерен.

7 годов назад от Андрей Шевченко

Грамотность человека прямо пропорциональна степени его интеллекта. Есть так называемая врожденная грамотность, когда человеку не надо учить правила, он чувствует язык сам, потому что много читает классики, конечно, не олбанские шедевры! Как правило, грамотны полиглоты, потому что знание нескольких языков или даже одного иностранного, способствует стойкому рефлексу грамотности. И, конечно, грамотны (должны быть) учителя. студенты, научные работники, люди творческих профессий и др. Грамоту надо защищать в обществе, а грамотных людей- уважать и ценить, а не позорить, как это часто делается.

7 годов назад
от NoName

Сразу к теме (. алиментарных вещей.) пишется -элементарных! А я считаю что кто много читает тот и пишет без ошибок!
А вот ещё , мне в армии один солдатик писал объяснительную с матерными словами! Он просто не знает что такие слова нельзя писать на бумаге! Наверное все виноваты и школа и родители.

7 годов назад от Отар Коркия

Надо тренировать зрительную память. Если человек много читает (естественно, хорошую литературу) , он автоматически запоминает правильное написание слов, грамотное их употребление, красивые языковые обороты, богатство выражений. Ну и вобще - обретает чувство языка, привыкает к культурной речи.

7 годов назад от Тори

Я думаю, здесь все вместе, у всех по-своему, но в целом действует ряд факторов: и учителя-школа, которым не особо надо (к примеру, в моем классе от учеников добивались, чтобы дети учились, т. к. это лицей, и школе необходимы были хорошие результаты; в результате даже те, кто в классе был самым плохим учеником и ЕГЭ еле вытянул на четверки, уж по крайней мере "НЕ" с глаголами напишет отдельно) ; и родители, которым дела нет до учеников, и они думают, что школа научит, сюда же относится и наоборот чрезмерная "любовь" родителей, когда учителя ругают, ставят двойки, а родители только возмущаются "да как вы посмели моему сыночку поставить два! да он и так перетруждается каждый день с домашними заданиями", ну и дети, конечно, не хотят учиться. Хотя вот детей я б винила в последнюю очередь, ведь когда это дети хотели учиться? Никто не хочет. И мы не хотели, только нам не оставляли выбора, надо учиться, и все.

7 годов назад от Михаил Леонтьев

Совсем свежий случай из моей практики — сегодня проводила собеседование на позицию «Менеджер по сертификации», и, как обычно, просила заполнить две анкеты (информационного характера, и с вопросами о знаниях в сфере продаж). Соискательница, милая девушка 24 лет, похвасталась, что на 5 закончила институт, экономический факультет. Ну, отлично! — подумала я, так как первая часть собеседования прошла удачно. Все впечатление смазали эти злополучные анкеты…

Кстати, я всегда их использую еще и для того, чтобы увидеть, как человек пишет. Деловая переписка менеджера с клиентом отражает лицо компании, согласитесь. Что вы думаете, «сним» пишем вместе, «договориться о встречи « пишем с ошибкой на конце слова, «не нуждаюсь в поддержки » — такая же ошибка!!! Она не умеет грамотно писать! Конечно, теперь эта девушка будет однозначно иметь меньше шансов, устраиваясь на подобную работу и в других компаниях.

Что означает — уметь грамотно писать?

Были времена, 1-2 века назад, когда люди были безграмотными. Перед ними стояли совершенно другие задачи, ничего общего с грамотностью не имеющие. Так вот, среди них встречались «Грамотеи», это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, грамотеев становилось все больше, а тот, кто умел только читать, считался полуграмотным.

Конечно, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать. Зато можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. По сути, грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии.

Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.

Зачем нужно уметь грамотно писать?

Каждый может по-разному ответить на этот вопрос. Я считаю, что уметь грамотно писать нужно для того, чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Правила и законы для того и существуют, чтобы люди жили и созидали в соответствии с ними. На мой взгляд — это причина № 1.

Причина № 2. Для того чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.

Причина № 3. Грамотность — это мощный инструмент, и с другой стороны — мощное орудие, с помощью которого можно управлять. Хотите иметь в свое арсенале такой инструмент? Становитесь грамотным.

Причина № 4. Как написали семиклассники в сочинении на тему «Зачем нужно уметь писать грамотно» — для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Отрадно, что детки уже многое понимают.

Причина № 5. Есть хорошее мнение, что первое впечатление о человеке складывается от того, какая на нем обувь. Чистая, ухоженная, или грязная и немытая — почувствуйте разницу сами. Какую обувь вы станете с бОльшим удовольствием носить? Точно так же дело обстоит и с грамотностью. Как только видишь, что человек неправильно пишет (я не имею в виду оЧеПЯтки, я имею в виду закономерности), так сразу же меняется к нему отношение. С плюса на минус.

Безусловно, своим образованием нужно заниматься. Для кого-то это может быть сложной задачей, не спорю. Но даже медленное движение всегда лучше любого застоя. И если тренироваться и работать над собой, то результат обязательно появится. (Вопрос на засыпку: слово «появится» в этом случае правильно написано? Мягкий знак в глаголах — вечная российская проблема).

Как научиться писать грамотно?

Вы думаете, я вам открою Америку? Вы и так все это знаете. Итак, что нужно делать на мой взгляд:

Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

Переписывать. Многие мастера копирайтинга советуют, нет, даже настоятельно рекомендуют и заставляют своих учеников переписывать тексты. Для того, чтобы научиться писать продающие письма, нужно взять тексты известных мастеров своего дела и переписать их тысячи раз. Между прочим, это очень правильный совет. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.

Научиться печатать. Я проходила курс «Слово на клавиатуре» Шахиджаняна, и где-то после 20-го урока мне уже не хотелось допускать ошибки — уж очень длинные тексты надо было перепечатывать заново. Прочтите об этом в моей статье .

По-моему, самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке. А в школе этому нас не учат.

К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе — безграмотен. И вы знаете, это очень выгодно властьимущим — безграмотным народом легче управлять! Это же аксиома: если ты не умеешь грамотно писать, значит ты очень многого не знаешь. А раз ты многого не знаешь, то тебя и облапошить будет нетрудно.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.

P.S. Пойду проверю свою статью на грамотность. А то окажется, что автор — «грамотейка» еще та, ошибок полно, а пишет о том, чего сама не умеет. Но страстно желаю себе и другим — легко писать любые тексты грамотно и без ошибок!

Предлагаю, «не отходя от кассы», пройти урок грамотности. Смотрите Хит-парад тотальных ошибок!

Я знаю, что многие из нас сейчас нуждаются не только в умении грамотно писать тексты, но и в других эффективных навыках. Например, самый эффективный навык человека 21 века — «супермозг», который позволит получать больше денег, любви и эмоций — можно получить на курсе Александры Рудамановой «Перепрошивка». Подробное описание курса читайте