Болезни Военный билет Призыв

Из чего состоит творчество. Творческий человек - кто Он? Творческая профессия дизайнер

что такое творчество и кто такой творческий человек?

  1. Творческие способности - это в первую очередь способность человека
    находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
    Эта способность напрямую зависят от кругозора человека.
    Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с
    разных ракурсов.

    Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем
    мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных
    отраслях.

    В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь
    оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

  2. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придат продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

    Творчество это:
    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
    создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
    процесс создания субъективных ценностей.

    Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

    Виды и функции творчества

    Существуют разные виды творчества:
    производственно-техническое
    изобретательское
    научное
    политическое
    организаторское
    философское
    художественное
    мифологическое
    религиозное
    повседневно-бытовое и т. п.

    иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

    Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

    С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или прим, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения...

  3. Творчество - от слова "творить", то есть создавать что-то новое. Так что творческий человек - это тот, кто создал что-то, что до него никто создать не додумался.
  4. например леди гага-
  5. творчество это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий

UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия


Главное в статье для неосиляторов: творчество - это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация . Остальных приглашаю в статью.


Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами - творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.


Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.


Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное - люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

  1. Художественная деятельность, искусство (это не одно и то же, кстати, но об этом потом)
  2. Результат этой деятельности («вот моё творчество» - песни, картины и т.д.)
  3. Недоискусство (вышло из предыдущих определений)
  4. Творчество - это САМОВЫРАЖЕНИЕ! (тоже перенесено из одного из определений и направлений искусства)
  5. Создание чего-то с использованием воображения
  6. Создание чего-то с использованием новой идеи
  7. Создание чего-то нового
  8. Нестандартность, необычность
  9. И т.д.

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество - деятельность. Либо её результат. Сразу разделим - мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат - творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.


Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:




Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.


Итого творчество - создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

  1. номинальная
  2. количественная
  3. качественная

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев - тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой - например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом - новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки - он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе - табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество - возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.


Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).


Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность - интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей - для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):




То есть новизна и польза (ценность) только для себя - это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.


Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае - области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность - это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система - набор элементов с функциями и процессами. Функция - связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс - последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.


Задача - это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные - это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.




Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.


Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может "искажать".




Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?


Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.


Изначально ставится задача - изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу - повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение - перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.


Исходная проблема осталась - медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.


А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как "лифт ездит медленно"? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:




Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:


творчество - это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

  • Акимов И.А., Клименко В.В. (читать с осторожностью, много эзотерики и неподкреплённых утверждений)
  • Кастанеда К. (много эзотерики, но много материалов почерпнул о шаблонах и работе с ними, читать не рекомендую)
  • Гринберг Д, Падески К. ("Управление настроением", да и вообще рекомендую ознакомиться с когнитивной психологией)
  • Чиксентмихайи М. (материалы о состоянии потока)
  • Викентьев В.Л. (статьи, видеолекции, а также vikent.ru, крупнейшая база по творчеству в Европе по его словам)
  • Альтшуллер Г.С. (ТРИЗ)
  • Гладуэл М. (материалы о мифах, связанных с творческими и успешными людьми)
  • Юдковский Э. (lesswrong.ru, материалы об эффективном принятии решений и работе с собственными привычками)
  • Талеб Н.Н. (материалы о вреде шаблонов и как его избежать)

О Design-thinking ("Дизайн-мышление", "проектное мышление") не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория - программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая - "Зачем нужно творчество". Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.


Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.


UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» - спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.

Теги: Добавить метки

англ. creativity).

1. В узком смысле, Т. - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную т. зр., Л. С. Выготский писал, что в таком случае "Т. есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники".

2. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, Т. (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и Т. на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает ч.-л. новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" (Выготский. Воображение и Т. в детском возрасте). См. Креативность, Психология творчества, Творческий процесс, Эвристика.

3. Существует также т. зр., что Т. - это не только феномен человеческой деятельности, но и, напр., поведения животных, и даже атрибут материи (Пономарев Я. А.). Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как Т., что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле. (Б. М.)

ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ)

creativity) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. ВООБРАЖЕНИЕ), неотразимые, убедительные, значительные и т.д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода - показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как ЭДИПОВУ фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность - это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические "творения" в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием КЛЕЙНИАНСКИХ идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или ДЕПРЕССИВНОЙ, или ШИЗОИДНОЙ, т.е. что она или представляет собой попытку РЕПАРАЦИИ деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию ШИЗОФРЕНИКОВ (см. также БРЕД). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.

Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, ИНФАНТИЛЬНУЮ и как функцию ИД, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения РЕГРЕССИИ те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа "регрессия на службе ЭГО" при описании "негативной способности" (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, - и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это - особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби "Невротическое искажение творческого процесса" (Kubie neurotic distortion of the creative process, 1958); по поводу другой - работу Филлис Гринакр "Детство художника" (Greenacre the childhood of the artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.

Творчество

деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Т. как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов Т.: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса Т., К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта Т. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы Т. на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам Т., которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т.д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции Т. Обусловленность Т. той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии Т. в каждой из них, а также характер отношений между ними. М.Г. Ярошевский

Творчество

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. (11.1, 3) Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинированного поведения. (11.1, 4 – 5) Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. (11.1,5) творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей. (11.1, 6) Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. (11.1, 6 – 7) возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта. (11.1, 8) Великий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими. (11.1, 25) То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода. (11.1, 20) Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания. (11.1. 23 – 24) Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. (11.1, 32) Детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни детское литературное творчество нужно прежде всего для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. (11.1, 57 – 58) Творчество ребенка напоминает игру, которая возникает из острой потребности ребенка и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам. Вторая связь с игрой заключается в том, что и детское литературное творчество, как игра, в основе своей не порвало еще связи с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка. (11.1, 59) Смысл и значение этого (детского) творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка и значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира. (11.1, 60 – 61) основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. (11.1, 63) Мы видим проблему во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: с одной стороны, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и дать ребенку то, чего мы вправе от него ожидать. (11.1, 75) См. Воображение, Деятельность, Игра, Опыт, Переживание, Поведение, Потребность, Развитие, Речь, Среда

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет народного художественного творчества

Кафедра педагогики и психологии

Понятие о художественном творчестве

контрольная работа

Исполнитель:

Рогова Нина,

студент 3 курса, ФТиМИ,

гр. РЛТ-071

Преподаватель:

Ахметгамеева З. М.,

канд. пед. наук, доцент

Кемерово 2010

Введение…………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………..8

Список литературы……………………………………………………9

Введение

В этой работе я разграничиваю понятие «творчество» и «художественное творчество». Считаю эту работу актуальной, поскольку в настоящие время два этих понятия имеют один смысл и часто приравниваются друг к другу, хотя на самом деле имеют огромную разницу.

Для того чтобы понять, что такое художественное творчество, выясним что такое творчество вообще. Для этого я обратилась к интернет -энциклопедии «Википедия».

«Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.»

Художественное творчество является одним из видов творчества.

Виды и функции творчества.

Вид творчества

Функция (цель)

Предмет (результат)

Художественное творчество

Создание новых эмоций

произведения (искусства)

Научное творчество

Создание новых знаний

Теории, Открытия, изобретения

Техническое творчество

Создание новых средств труда

Процессы, Механизмы

Спортивное творчество

Создание[достижение] новых результатов

Сила, Скорость, Выносливость

Таким образом можно сделать вывод, что художественное творчество -это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов.

Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Для этого выделяют некие факторы творческой деятельности, такие как способности.

Г.Л. Ермаш относит к способностям труд, волю, вдохновение, чувства, память, мышление, интуицию, воображение, фантазию, талант и т.д.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.На значение интуиции в творчестве обращают внимание сами художники.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта- художника».

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения.

Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего
«выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.
Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены.
Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.

Всем известно стремление человека к самопознанию.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека. Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений.

«Флобер, считает, что высшее достижение искусства не в том, чтобы вызвать смех или слезы, страсть или ярость, а в том, чтобы пробудить мечту, так, как это делает сама природа ».

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что творчество является обобщенным понятием, а художественное творчество лишь одним из его видов.

Список литературы

    http://www.xserver.ru

    http://www.coposic.ru/suschnost-tvorchestva/tvorchestvo

    Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976.

    http://ru.wikipedia.org

    Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994.

    Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.

    Е.Н. Каменская. Этика. Эстетика. Конспект лекций. //Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. 2001.