Болезни Военный билет Призыв

Анри коанды изобретатель какой части самолета. История науки: от реактивного самолета до летающей тарелки. Что удалось реализовать

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Хотя по образованию Коанда был инженером-артиллеристом, он больше интересовался проблемами воздухоплавания. В 1905 году он сконструировал самолёт для румынской армии. В - годах он продолжил обучение в в Льеже, где познакомился с Джанни Капрони . В 1908 году Коанда вернулся в Румынию для прохождения службы офицером во Втором артиллерийском полку. Однако вскоре он обратился за разрешением выйти в отставку, и, после получения разрешения, совершил автомобильный рейд в Исфахан и далее в Тибет . По возвращении в Европу поступил в Париже во вновь открывшуюся Высшую Национальную Школу Инженеров и Авиаконструкторов (сейчас Высшая Национальная Школа Авиации и Космоса). В 1910 году он закончил её, став первым в своём классе и получив специальность авиаконструктора.

Анри Коанда умер в Бухаресте 25 ноября 1972 года в возрасте 86 лет. Похоронен на кладбище Беллу .

Память

  • Именем Коанда назван международный аэропорт Бухареста .
  • В 2000 году была выпущена почтовая марка Молдовы, посвященная Анри Коанда.

Напишите отзыв о статье "Коанда, Анри"

Примечания

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Анри Коанда
  • Romanian Inventions And Prioritites In Aviation, Constantin C. Gheorghiu, Ed. Albatros, Bucharest, 1979
  • http://www.allstar.fiu.edu/aero/coandă.htm

Отрывок, характеризующий Коанда, Анри

– Только я хотела бы сперва узнать, что стало с его матерью и Катарами. Знаю, что они погибли, но я хотела бы это увидеть своими глазами... Помоги мне, пожалуйста, Север.
И опять реальность исчезла, возвращая меня в Монтсегюр, где проживали свои последние часы чудесные смелые люди – ученики и последователи Магдалины...

Катары.
Эсклармонд тихо лежала на кровати. Её глаза были закрыты, казалось, она спала, измученная потерями... Но я чувствовала – это была всего лишь защита. Она просто хотела остаться одна со своей печалью... Её сердце бесконечно страдало. Тело отказывалось повиноваться... Всего лишь какие-то считанные мгновения назад её руки держали новорождённого сынишку... Обнимали мужа… Теперь же они ушли в неизвестность. И никто не мог с уверенностью сказать, удастся ли им уйти от ненависти «охотников», заполонивших подножье Монтсегюра. Да и всю долину, сколько охватывал глаз... Крепость была последним оплотом Катар, после неё уже ничего не оставалось. Они потерпели полное поражение... Измученные голодом и зимними холодами, они были беспомощны против каменного «дождя» катапульт, с утра до ночи сыпавшихся на Монтсегюр.

– Скажи, Север, почему Совершенные не защищались? Ведь, насколько мне известно, никто лучше них не владел «движением» (думаю, имеется в виду телекинез), «дуновением» и ещё очень многим другим. Почему они сдались?!
– На это есть свои причины, Изидора. В самые первые нападения крестоносцев Катары ещё не сдавались. Но после полного уничтожения городов Алби, Безье, Минервы и Лавура, в которых погибли тысячи мирных жителей, церковь придумала ход, который просто не мог не сработать. Перед тем, как напасть, они объявляли Совершенным, что если они сдадутся, то не будет тронут ни один человек. И, конечно же, Катары сдавались... С того дня начали полыхать по всей Окситании костры Совершенных. Людей, посвятивших всю свою жизнь Знанию, Свету и Добру, сжигали, как мусор, превращая красавицу Окситанию в выжженную кострами пустыню.
Смотри, Изидора... Смотри, если желаешь увидеть правду...
Меня объял настоящий священный ужас!.. Ибо то, что показывал мне Север, не вмещалось в рамки нормального человеческого понимания!.. Это было Пекло, если оно когда-либо по-настоящему где-то существовало...
Тысячи облачённых в сверкающие доспехи рыцарей-убийц хладнокровно вырезали мечущихся в ужасе людей – женщин, стариков, детей... Всех, кто попадал под сильные удары верных прислужников «всепрощающей» католической церкви... Молодые мужчины, пытавшиеся сопротивляться, тут же падали замертво, зарубленные длинными рыцарскими мечами. Повсюду звучали душераздирающие крики... звон мечей оглушал. Стоял удушающий запах дыма, человеческой крови и смерти. Рыцари беспощадно рубили всех: был ли то новорождённый младенец, которого, умоляя о пощаде, протягивала несчастная мать... или был немощный старик... Все они тут же нещадно зарубались насмерть... именем Христа!!! Это было святотатством. Это было настолько дико, что у меня на голове по-настоящему шевелились волосы. Я дрожала всем телом, не в состоянии принять или просто осмыслить происходящее. Очень хотелось верить, что это сон! Что такого в реальности быть не могло! Но, к сожалению, это всё же была реальность...
КАК могли они объяснить совершающееся зверство?!! КАК могла римская церковь ПРОЩАТЬ (???) совершающим такое страшное преступление?!
Ещё перед началом Альбигойского крестового похода, в 1199 году, Папа Инокентий III «милостиво» заявил: «Любой, исповедующий веру в бога, не совпадающую с церковной догмой, должен быть сожжён без малейшего на то сожаления». Крестовый поход на Катар назывался «За дело мира и веру»! (Negotium Pacis et Fidei)...
Прямо у алтаря, красивый молодой рыцарь пытался размозжить череп пожилому мужчине... Человек не умирал, его череп не поддавался. Молодой рыцарь спокойно и методично продолжал лупить, пока человек наконец-то последний раз не дёрнулся и не затих – его толстый череп, не выдержав, раскололся...
Объятая ужасом юная мать, в мольбе протянула ребёнка – через секунду, у неё в руках остались две ровные половинки...
Маленькая кудрявая девчушка, плача с перепугу, отдавала рыцарю свою куклу – самое дорогое своё сокровище... Голова куклы легко слетела, а за ней мячиком покатилась по полу и голова хозяйки...
Не выдержав более, горько рыдая, я рухнула на колени... Были ли это ЛЮДИ?! КАК можно было назвать вершившего такое зло человека?!
Я не хотела смотреть это дальше!.. У меня больше не оставалось сил... Но Север безжалостно продолжал показывать какие-то города, с полыхавшими в них церквями... Эти города были совершенно пустыми, не считая тысяч трупов, брошенных прямо на улицах, и разлившихся рек человеческой крови, утопая в которой пировали волки... Ужас и боль сковали меня, не давая хоть на минуту вдохнуть. Не позволяя шевельнуться...

Что же должны были чувствовать «люди», отдававшие подобные приказы??? Думаю, они не чувствовали ничего вообще, ибо черным-черны были их уродливые, чёрствые души.

Вдруг я увидела очень красивый замок, стены которого были местами повреждены катапультами, но в основном замок оставался целым. Весь внутренний двор был валом завален трупами людей, утопавших в лужах собственной и чужой крови. У всех было перерезано горло...
– Это Лавур (Lavaur), Изидора... Очень красивый и богатый город. Его стены были самыми защищёнными. Но озверевший от безуспешных попыток главарь крестоносцев Симон де Монтфор позвал на помощь весь сброд, какой только смог найти, и... 15 000 явившихся на зов «солдат Христовых» атаковали крепость... Не выдержав натиска, Лавур пал. Все жители, в том числе 400 (!!!) Совершенных, 42 трубадура и 80 рыцарей-защитников, зверски пали от рук «святых» палачей. Здесь, во дворе, ты видишь лишь рыцарей, защищавших город, и ещё тех, кто держал в руках оружие. Остальных же (кроме сожжённых Катар) зарезав, просто оставили гнить на улицах... В городском подвале убийцы нашли 500 спрятавшихся женщин и детей – их зверски убили прямо там... не выходя наружу...

Биография

Хотя по образованию Коанда был инженером-артиллеристом, он больше интересовался проблемами воздухоплавания. В 1905 году он сконструировал самолёт для румынской армии. В - годах он продолжил обучение в в Льеже, где познакомился с Джанни Капрони . В 1908 году Коанда вернулся в Румынию для прохождения службы офицером во Втором артиллерийском полку. Однако вскоре он обратился за разрешением выйти в отставку, и, после получения разрешения, совершил автомобильный рейд в Исфахан и далее в Тибет . По возвращении в Европу поступил в Париже во вновь открывшуюся Высшую Национальную Школу Инженеров и Авиаконструкторов (сейчас Высшая Национальная Школа Авиации и Космоса). В 1910 году он закончил её, став первым в своём классе и получив специальность авиаконструктора.

После Первой мировой войны он продолжал заниматься изобретениями, среди которых были аэросани и аэродинамический поезд. В 1934 году он запатентовал во Франции эффект Коанда .

Анри Коанда умер в Бухаресте 25 ноября 1972 года в возрасте 86 лет. Похоронен на кладбище Беллу .

Память

  • Именем Коанда назван международный аэропорт Бухареста .
  • В 2000 году была выпущена почтовая марка Молдовы, посвященная Анри Коанда.

Напишите отзыв о статье "Коанда, Анри"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Коанда, Анри

Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.

Еще ребёнком, я был очарован чудом ветра.
Henri Coanda

Француз румынского происхождения, изобретатель, первооткрыватель гидро- и аэродинамики, родитель современного двигателя самолета.

Родился в Бухаресте, Генри (Анри) Коанда был вторым ребенком многодетной семьи, у него было 4 брата и 2 сестры. Его отец генерал Константин Мари Коанда - профессор математики в национальной школе (the National School of Power and Roads). Мать, Аида Данет - дочь французского врача Густава Данет, рождена в Британи (северо-западный район Франции).

Коанда учился в общинной школе (Petrarche Poenaru Communal Schoo) в Бухаресте, затем в лицее Св. Савы (1896). После 3 лет обучения в нем (1899), его отец, желавший военной карьеры для сына, добился перевода Генри в военный лицей (г. Яссы). Окончив это учебное заведение (1903) в звании главного сержанта, продолжил обучение в военной школе артиллерии и военно-морской инженерии в Бухаресте.

В 1904 году послан с полком артиллерии в Германию, где был зачислен в Технический Университет в Шарлоттенбурге (Берлин). Коанда стал дипломированным офицером артиллерии, но техническиая сторона полетов его интересовала больше. В 1905 году сконструировал реактивный самолет для румынской армии, но базой последующих исследований стал институт Montefiore в Льеже (1907-1908).

В 1908 Коанда возвращается в Румынию, активно служа в качестве офицера во втором полке артиллерии. Однако его изобретательский дух не соответствовал военной дисциплине, поэтому он ходатайствовал, и получил позволение, оставить армию. Получив свободу Генри совершил долгое автомобильное путешествие в Исфахан, Тегеран, и Тибет.

Вернувшись в 1909 году, переехал в Париж, где вступил в члены в недавно основанной Превосходящей Аеронавигационной Школе в Париже (Aeronautique en d"Ingenieurs 3ecole Nationale Superieure); одним годом позже (1910) получил высшее образование во главе первого класса аэронавигационных инженеров.

С поддержкой инженера Густава Эйфеля а также математика, политикана, и пионера в аэронавигации Поля Пенлеве, он начал «баловаться» с аэродинамическими технологиями. В ходе одного из экспериментов устанавливал передвижную платформу, в то время как экспериментальный поезд двигался со скоростью 90 км/ч на маршруте Париж - св. Квентин, в результате чего смог проанализировать аэродинамический феномен.

В другом эксперименте, при профилировании крыльев, использовались: тоннель ветра с дымом, аэродинамический баланс и специальная фотокамера. Это привело к открытию аэродинамического эффекта, теперь известного как эффект Коанда.

В 1910, используя мастерскую Иоахима Капрони (Joachim Caproni), он разработал и соорудил первому "реактивный" самолет, известный как Коанда-1910 (Coand-1910), на втором международном салоне аэронавтики в Париже продемонстрировал возможности своего «детища». Поршневой двигатель Clerget с 4-мя цилиндрами, приводил во вращение компрессор, управляющий 2-мя горелками для толчка, вместо использования пропеллера. Такая конструкция применялась в самолетостроении около 30-лет до тех пор, пока Campini Caproni CC.2 не привел следующий реактивный двигатель действие.

В 1911 в Реймсе, Г. Коанда представил двухмашинный самолет, только с одним пропеллером.

На аэродроме Issy-les-Moulineaux около Парижа, Коанда потерял управление двигателем самолета, который шел по взлетной полосе, в результате чего самолет загорелся. К счастью, Генри «отделался» легким испугом и незначительными травмами лица и рук. В это время, Коанда отказался от экспериментов из-за недостатка интереса и поддержки со стороны публики и научных и технических учреждений.
Между 1911 и 1914, работал как технический директор английской компании Бристоль Аэроплан (Bristol Aeroplane), где конструировал несколько "классических" самолетов (с пропеллерами), известных как самолеты Бристоль-Коанда (Bristol-Coand). В 1912 одних этих самолетов выиграл первый приз на международном военном состязании авиации в Великобритании.

В 1915, он вернулся во Францию где, работал во время Первой войны для Delaunay-Belleville в Сен-Дени. Здесь он разработал три типа самолетов, среди них Коанда-1916 (Coanda-1916), с двумя пропеллерами, установленными близко к хвосту (подобно известному транспортному самолету "Каравелла" ("Caravelle"); фактически Коанда принял участие в проекте этого самолета как технический консультант).

В годах между войнами, он продолжил путешествовать и изобретение; изобретения включили первые салазки с реактивным двигателем, и первый роскошный аэродинамический поезд железной дороги. В 1934 ему предоставляли французский патент, связанный эффектом Коанда. В 1935, он использовал тот же самый принцип как основание для скоростного судна на воздушной подушке, называемого " Aerodina Lenticulara ", который был очень подобен в форме к НЛО, позже усовершенстванным компанией Avro Canada, позднее разработка была куплена Военно-воздушные силы США (USAF) и стала классифицированным проектом.

В 1969, во время первых лет эры Чаушеску, он возвратился, для того чтобы, провести свои последние дни в его родной Румынии, где он служил как директор Института Научно-технического Создания (INCREST) и в 1971 реорганизованный, вместе с профессором Елиом Карафоли. Отдел Аеронавигационной Разработки Политехнического Университета в Бухаресте, отделяя его от отдела общего машиностроения.

Один из пионеров аэродинамики, инженер Генри Коанда родился в Румынии в 1886-м году, а в начале двадцатого века переехал учиться и работать в Париж.

В 1910-м году Коанда построил первый в мире реактивный самолет - биплан "Turbine Aeroplane" («турбинный аэроплан») и представил его на суд зрителей на Втором Воздухоплавательном Салоне в Париже.

К сожалению, презентация прошла неудачно. Самолет был оснащен четырехцилиндровым поршневым двигателем Clerget мощностью 50 л.с. с примитивным водным охлаждением и термореактивной турбиной. Мотор был подсоединен к редуктору и компрессору, работавшему на 4000 оборотах в минуту. Расположенный в носовой части самолета обтуратор регулировал объем воздуха, подаваемого в компрессор. Из компрессора воздух поступал в камеры сгорания, расположенные по обе стороны от фюзеляжа. В них нагнетенный воздух смешивался с топливом, которое воспламенялось с большой отдачей и приводило в движение биплан, а выхлоп эвакуировался через сопла.

Во время презентации разогретая турбина привела самолет в движение. Не имея квалификации пилота, Коанда, тем не менее, запрыгнул в кабину и попытался взлететь, однако не справился с управлением, в результате чего биплан упал и разбился, а инженер отделался незначительными травмами и легким испугом.

Конструкция самолета была признана неудачной, и дальнейшие разработки турбинного аэроплана были прекращены. Тем не менее, в результате этих экспериментов Коанда выявил важный физический феномен: струя воздуха, вылетающая из сопла, обтекает защитную панель и возвращается на фюзеляж. Это явление стало основой открытия знаменитого «эффекта Коанда», который проявляется в том, что жидкость, проходящая под высоким давлением вдоль скругленных поверхностей, меняет свою траекторию и обтекает их изгибы. Данный феномен проявляется и в отношении газов, однако требует нагнетания более высокого давления выпуска.

На основании данного открытия Генри Коанда смог оформить три патента в 1938-м году. Патент №2,108,652 от 15 февраля 1938 г. касался разгона восходящих потоков воздуха по периметру вогнутого диска.

Новаторская теория Коанды не получила официального отклика вплоть до того момента, как германские войска оккупировали Францию в 1940-м году. Технический отдел СС немедленно пригласил инженера к сотрудничеству и привлек его к проектированию большого дискового летательного аппарата, работающего на реактивной тяге по передовой немецкой технологии.

Коанда предложил достаточно странную конструкцию аппарата в виде линзы диаметром 20 метров. Двенадцать реактивных двигателей Jumo 004B были установлены по периметру диска, их сопла были подсоединены к трем выхлопным отверстиям, ориентированным в сторону внешнего кольца. По достижении заданной высоты разгон двигателя с одной стороны отклонял противоположную сторону вниз, и аппарат начинал движение в заданном направлении.



Дизайн дисколета Коанда был прорывом в технологии реактивных дисковых аппаратов, однако испытание масштабной модели произошло уже после окончания Второй Мировой войны. В то же время, серийное производств таких аппаратов было экономически невыгодно из-за потребности в большом количестве мощных двигателей, какие на тот момент устанавливались в боевых самолетах и бомбардировщиках типа Me-262 Schwalbe и Ar 34 Blitz.

Также подобный аппарат требовал большого объема горючего, которого к 1944-му году Германии стало катастрофически не хватать. В связи с этим, на закате Третьего Рейха Коанда продолжил свои исследования и разработки уже в отношении компактных дисковых аппаратов. Поражение Германии не привело к забвению работ Генри Коанда: его изобретения были по достоинству оценены учеными стран-союзников. Движительная система Коанда нашла официальное признание в 1949-м году, а в 1952-м году Корнелльская Авиационная Лаборатория при Университете Корнелла в США провела серию успешных испытаний системы, еще более упрочивших репутацию инженера. Так, система управления канадского летательного аппарата AVRO VZ-9V, построенного в Мэлтоне в 1958 году, полностью основывалась на эффекте Коанда. Генри Коанда продолжал свои исследования и эксперименты и в 60-х годах оформил новые патенты на создание дисколетов и двигателей на основе описанного им феномена. Тем не менее, ни одного нового дисколета по его чертежам не было сконструировано… или все-таки они были созданы, но мы об этом ничего не знаем?

Париж 1910 года трудно было удивить авиационной новинкой. И все-таки газеты и журналы единодушно признавали «гвоздем авиационного салона 1910 года» аэроплан, построенный 24-летиим румыном Анри Коанда...

Даже неспециалисту бросалась в глаза необычная конструкция этого аппарата, в которой изобретатель отказался от традиционных узлов и материалов тех лет. Полотно, почти обязательный материал для обшивки плоскостей, он заменил тонкой фанерой. Из нее сделан и желобообразный фюзеляж, и крылья, и хвостовое оперение, напоминающее по форме бумажного голубя. Это позволило конструктору отказаться от меж-крыловых стоек, расчалок и натяжных приспособлений, характерных для самолетов тех лет. Баки с горючим и маслом изобретатель разместил в крыльях и сделал шасси частично убирающимися. Но больше всего зрителей ошеломляло то, что у этого самолета не было... пропеллера. Вместо него в носовой части громоздилось необычное сооружение, по форме своей напоминавшее усеченный конус. Сам Коанда называл его турбиной, а с точки зрения современной техники это был настоящий воздушно-реактивный двигатель. Да, да, воздушно-реактивный двигатель в 1910 году, когда авиация делала первые робкие шаги, когда хлипкие, неуклюжие «этажерки» нередко разваливались в воздухе, когда основными конструкционными материалами в авиации были полотно, бамбук, фанера!

Действительно, в двигателе Коанда были все основные элементы современного воздушно-реактивного двигателя. Воздух засасывался центробежным компрессором, сжимался и попадал в камеры сгорания, где в него впрыскивалось топливо. Отсюда сжатый газ через два сопла по бокам фюзеляжа вырывался наружу, создавая тягу. В этом двигателе не было только газовой турбины: вместо нее бензиновый мотор мощностью в 50 л. с. приводил в действие компрессор. Этот-то компрессор и называл «турбиной» сам изобретатель.

При испытаниях иа стенде двигатель развил тягу в 220 кг при скорости вращения компрессора 4 тыс. об/мин. Коанда считал, что этого будет вполне достаточно для взлета аппарата весом 420 кг. Предварительные испытания прошли хорошо, и конструктор готовился сразу же по окончании салона приступить к полетам.

Ясным декабрьским днем 1910 года в Иси ле Мулино под Парижем собралась толпа зрителей, желающих увидеть первый полет реактивного самолета.

Место пилота занимает сам изобретатель - он лежит в желобе фюзеляжа. Вот затрещал мотор, из сопел по бо

кам фюзеляжа вырвались языки пламени, и самолет начал разбег. Ои долго бежит по полю и лишь в нескольких десятках метров от городской стены тяжело отрывается от поверхности, переваливает через стену и хрястко втыкается в землю. А через несколько минут отделавшийся ушибами изобретатель принимает первые поздравления около своего разбитого самолета. «Молодой человек, вы опередили свою эпоху на тридцать, а то и на все пятьдесят лет!» Эти слова Густава Эйфеля, создателя знаменитой парижской башни, - высшая оценка успеха для Анри Коанда, его ученика. Что из того, что самолет разбился? Главное, что он взлетел, что идея верна, что она стоит дальнейшей разработки.

Но удивительнее всего то, что во время поздравлений изобретатель думал совсем не об этом. Его мысли были заняты странным поведением языков пламени, вырывавшихся из реактивных сопел во время разбега самолета....

"ЕЛще во время предварительных испы-таний Коанда заметил, что пламя из реактивных сопел может поджечь фанерный фюзеляж. Поэтому он установил металлические щитки, которые отражали бы наружу языки пламени. Но когда самолет начал свой разбег, Коанда с изумлением увидел: щитки, вместо того чтобы отражать пламя, наоборот, присасывают его к фюзеляжу. На несколько секунд его внимание отвлеклось от управления аппаратом, и он вспомнил об опасности лишь в нескольких десятках метров от городской стены. Судорожно рванув рычаги управления, он чудом оторвал самолет от земли и избежал серьезной аварии.

Как только представилась возможность, Коанда отправился в Геттинген к знаменитому аэродинамику фон Карману, который быстро оценил важность сделанного молодым румыном откры

ЗАБЫТЫЙ A3P0J

Г. СМИРНОВ, инженер

тия и даже дал ему название: «Эффект Коанда». Но почему-то новоявленный эффект не привлек к себе внимания " аэродннамиков. В течение 25 лет Коанда- довольно известный авиаконструктор - в свободное от работы время, в одиночку ставил эксперименты и искал открытому им эффекту возможные области применения.

С проявлением эффекта Коанда мы сталкиваемся каждый день. Как часто досадуем мы на то, что струйка наливаемого в блюдце чая вдруг прилипает к наружной поверхности чашки и льется мимо блюдца на стол. Такое прилипание струи к поверхности и есть проявление эффекта Коанда. Искусно подбирая форму обтекаемой жидкостью или газом поверхности, можно изменить направление струи и даже поворачивать ее в обратную сторону. Коанда экспериментально установил, что сжатая изгибаемая воздушная струя способна засасывать дополнительный воздух из окружающей среды и его количество может в 20 раз превышать количество воздуха в струе. Наконец, Коанда измерил давление в разных точках обтекаемой поверхности и установил, что оно ниже атмосферного. А это значит: на такой поверхности атмосферное давление создает силу, способную двигать или поднимать аппарат. Если такое устройство разместить в верхней части летательного аппарата, можно получить подъемную силу без всяких движущихся частей.

На фотографиях, приведенных на 4-й обложке, показано, что происходит при обтекании поверхностей разных форм газом. При прямом срезе (верхнее фото, 1) струя вытекает прямолинейно. Близость изогнутой поверхности (верхнее фото, 2) заставляет струю изгибаться и искажает ее. Прямой срез на изогнутой поверхности (верхнее фото, 3) улучшает поток, но появляются присосы воздуха. Слишком высокий срез (нижнее фото, 1) может вы-

Проявление эффекта

Коанда сильно зависит от конфигурации крыла. Сопло, изображенное на схеме а, развивает тягу в 920 г и подъемную силу в 90 г. Поместив сверху щитон (б), можно увеличить тягу до 1220 г за счет снижения подъемной силы до 70 г. Изменив хвостовую оконечность нрыла а, нетрудно увеличить подъемную силу до 480 г (схема в). Правда, тяга при этом снижается до 880 г. Если же к такому крылу приставить щиток, подъемная сила возрастет до 630 г, а тяга - до 1000 г (схема г).