Болезни Военный билет Призыв

Алма-атинское высшее общевойсковое командное училище

Санкт-Петербургское высшее общевойсковое командное Дважды Краснознаменное училище им. С.М.Кирова
(СПбВОКУ )
Прежние названия

Ораниенбаумская пулеметная школа РККА;
Ораниенбаумские Советские пулеметные курсы РККА по подготовке командного состава;
5-е пехотные Петроградские имени тов. Троцкого командные курсы;
1-я Петроградская пехотная школа командного состава РККА;
Ленинградская пехотная школа имени тов. Склянского ; Ленинградское Краснознаменное пехотное училище им. С. М. Кирова; Ленинградское дважды Краснознаменное военное училище имени С. М. Кирова.

Девиз

Ленпех - лучше всех!

Год основания
Год закрытия
Реорганизован
Тип

Государственное

Сайт

Сайт выпускников ЛенВОКУ им.С.М.Кирова

Награды

Санкт-Петербургское высшее общевойсковое командное училище - военное учебное заведение, существовавшее в России с 1918 по 1999 год.

История

1918-1925

Ленинградское (Санкт-Петербургское) высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени С. М. Кирова берёт своё начало от двух старейших командных курсов молодой Советской России: ОРАНИЕНБАУМСКИХ ПУЛЕМЁТНЫХ и ТРЕТЬИХ СОВЕТСКИХ ПЕТРОГРАДСКИХ ФИНСКИХ ПЕХОТНЫХ КУРСОВ.

1918 год. Ораниенбаумские пулемётные курсы приняв на себя имя одного из основателей новой армии товарища Троцкого открылись 5 мая 1918 года. В течение последующих двух лет, пулемётные курсы находились в Ораниенбауме, а затем переехали в Петроград . 9 декабря 1918 года для подготовки командного состава РККА открываются Третьи Советские Петроградские Финские пехотные курсы. Распоряжением Военно-учебного Управления они создаются и размещаются в Петрограде на Васильевском острове в помещении бывшего Кадетского корпуса на Съездовской улице. Финские курсы были сформированы из остатков дивизии Финской Красной Армии разгромленной белофинами. Курировал формирование этих курсов ЦК Финской компартии. Заведующим курсами был назначен поручик старой армии А. И. Инно. Первым комиссаром финских курсов был соратник В. И. Ленина по подпольной большевистской работе Эйно Рахья. Учебную часть курсов возглавил профессор военной академии Изместьев П. И.

1919 год . Яркой вспышкой оставила неизгладимый след в истории Ораниенбаумских пулемётных курсов гибель взвода пулемётчиков при подавлении мятежа на восставшем форте «Красная горка». В апреле 1919 года Ораниенбаумские пулемётные курсы выделяют из своего состава лучших пулемётчиков и в числе других курсантов направляют их на Эстляндский фронт под город Верро. Затем пулемётная команда была переброшена под Ямбург, где сражалась с войсками белого генерала Юденича. Боевые операции на этом фронте заканчиваются подавлением мятежа на форте «Красная горка». Здесь, в неравном бою, гибнет взвод героических пулемётчиков. Они попали в окружение, израсходовав все патроны. Они вступили в рукопашную схватку с белогвардейцами и 18 израненных бойцов, из них два командира, едва оставшихся в живых бою, погибли в плену. 25 апреля 1919 года курсы произвели первый выпуск красных финских командиров, 20 человек. Их в полном составе отправили на Олонецкий фронт. Вместо убывшего с выпускниками Э. Рахья комиссаром курсов был назначен член 3-го Коммунистического Интернационала, член ЦК Финляндской Коммунистической партии тов. Отто Куусинен. В дальнейшем финские курсы ведут боевую подготовку пехотных командиров вместе с остальными Петроградскими курсами комсостава. К лету 1919 года курсы представляют собой целый батальон.

1920 год. Ораниенбаумские Пулеметные курсы несколько раз меняли своё наименование. С 1 апреля 1920 года они назывались то 5-е пехотные курсы имени Троцкого, то 7-е пехотные курсы имени Троцкого. В августе 1920 года 5 -е пулемётные курсы приняли в себя Новгородские пехотные курсы, которые готовили пулемётчиков в этом городе с 22 ноября 1918 года. 1 октября 1920 года Приказом Реввоенсовета Советской Республики Третьи Петроградские Советские Финские пехотные курсы переформировываются в первую в Советской Республике нормальную военную школу с трёхгодичным сроком обучения. Эта школа начала существовать при штате в 500 русских курсантов и при финском отделении в триста человек и получила название «ПЕТРОГРАДСКАЯ ПЕХОТНАЯ ШКОЛА». В составе пехотной школы было две русские и две финские роты.

1921 год . В январе 1921 года 7-е Петроградские пехотные курсы имени Троцкого превращаются в 9-ю пехотную школу также с трехгодичным сроком обучения. В марте 1921 года в Кронштадте вспыхнул антибольшевистский мятеж, в подавлении которого принимали участие все пехотные курсы Петрограда. Войсками Северной стороны командовал будущий начальник и комиссар «Петроградской пехотной школы» Евгений Сергеевич Казанский. Вместе с подавлением Кронштадского мятежа замолкли последние удары Гражданской войны. Красная Армия стала сокращаться, а военные учебные заведения переформируются. Русские роты Петроградской пехотной школы переформировываются в 1-ую Петроградскую пехотную школу и занимают помещение, вначале, на проспекте Майорова (Вознесенского) дом 16, в здании казарм бывшего 3-го гвардейского стрелкового полка. В июне 1921 года 9-я пехотная школа вливается в 1 -ую Петроградскую пехотную школу командного состава РККА. Эта пехотная школа теперь располагается в здании Воронцовского дворца, бывшего Пажеского корпуса, на улице 3 июля, дом 26.

1922 год. 20 января 1922 года по приказу РВС Республики отряд в 123 человека финских лыжников Петроградской военной школы под командованием Тойво Антикайнена были отправлены на Карельский фронт. Курсанты совершают героический рейд в тыл белофиннов, вторгшихся в Карелию. Они наголову разбили белофинов в районе Кимас-озера, выполнили поставленную задачу и вернулись в Петроград. 20 октября 1922 года Приказом Реввоенсовета Советской Республики Интернациональная военная школа в связи с её награждением Боевым Красным Знаменем от Карельской Трудовой Коммуны и орденом «Красное знамя» от РВС Республики именуется Интернациональная Краснознамённая военная школа имени Карельской Трудовой Коммуны.

1923 год. 1924 год . После смерти товарища Ленина в январе 1924 году город Петроград переименовали в Ленинград и 1-я Петроградская пехотная школа стала называться Ленинградской.

1925 год. В командировке в США погиб член торговой комиссии «Амторг», бывший зампред РВС СССР Склянский, Эфраим Маркович . А 28 августа 1925 года приказом Наркома по военным и морским делам 1-я школа стала именоваться 1-я Ленинградская пехотная школа командного состава имени Склянского.

1926 год. 17 сентября 1926 года, Согласно предписания Начальника Управления военно-учебных заведений Интернациональная Краснознамённая военная школа вливается в 1-ю Ленинградскую пехотную школу имени Склянского. Личный состав, 141 человек, материальная часть передаются Ленинградской пехотной школе имени Склянского.

1927 год. Приказ Реввоенсовета СССР «О передаче знамени Интернациональной Краснознамённой военной школы в 1-ю Ленинградскую пехотную школу имени Склянского» датируется от 20 июня 1927 года. Боевое Красное Знамя с орденом Красного Знамени Интернациональной военной школы передаётся Ленинградской пехотной школе имени Склянского, которое отныне становится её боевым знаменем.

1937 год . Ленинградская пехотная Краснознамённая школа имени Склянского переименовывается в Ленинградское Пехотное Краснознамённое училище имени Склянского. На это был приказ Наркома Обороны от 5 апреля 1937 года.

1938 год. 28 января приказом Наркома обороны Ленинградскому пехотному Краснознамённому училищу имени Склянского присваивается имя Сергея Мироновича Кирова. С этого времени оно именуется «Ленинградское Пехотное Краснознамённое училище имени Сергея Мироновича Кирова».

1941 год. С 30 июня по 18 августа училище в полном составе принимало участие в боях с немецкими захватчиками в составе Лужской оперативной группы войск Северного фронта на территории Кингисеппского и Волосовского районов Ленинградской области. Согласно Директиве Заместителя Наркома обороны 21 - 29 августа училище передислоцируется в город Березники Молотовской области. По приказу Народного комиссара обороны СССР училищу присвоено наименование 1-е Ленинградское Краснознамённое военное пехотное училище имени С. М. Кирова.

1942 год . За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года училище награждено ВТОРЫМ Орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ.

Великая Отечественная война Ленинградское пехотное дважды Краснознаменное училище было переименовано в Ленинградское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище (Лен ВОКУ) со четырёхлетним сроком обучения. Первый выпуск офицеров в новом качестве состоялся в августе

морской пехоты .

Подготовка морских пехотинцев идёт по отдельной программе. Профессорско-преподавательский состав обучающий морских пехотинцев состоит из офицеров, имеющих богатый опыт службы в частях и подразделениях морской пехоты. При отборе будущих морпехов строго учитывается их морально-психологическая устойчивость, отличные показатели учебы и физическая выносливость. Училище дислоцируется на слиянии двух крупных рек, что позволяет готовить будущих морских пехотинцев не только теоретически, но и практически. Курсанты участвуют в высадках на побережья рек, а в последующем закрепляют полученные навыки на войсковых стажировках, которые проходят на всех флотах России и Каспийской флотилии . В основном выпускники служат на Тихоокеанском флоте .

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года Дальневосточное высшее военное командное училище переименовано в Военный учебно-научный центр СВ «Общевойсковая академия» (филиал, г. Благовещенск) .

С ноября 2010 года курсанты на практике осваивают программу обучения, а также в составе антитеррористических групп обеспечивают безопасность почти сотни гражданских судов. Морпехи из ДВОКУ вместе с экипажем корабля «Адмирал Виноградов » 186 суток охраняли в Индийском океане суда от сомалийских пиратов .

Дальневосточное высшее военное командное училище - единственный в России вуз, где выпускают горных стрелков . Будущие офицеры получают здесь дополнительную специальность - «инструктор по горной подготовке».

На территории училища строится здание нового общежития. Курсанты будут жить в комнатах по 4 человека. В каждой секции из двух комнат будет находиться душ и туалет. Здание планируется ввести в эксплуатацию в 2016 году.

С августа 2012 года в столовой запущена в работу раздаточная линия. Напротив раздаточной линии установлен салат-бар с овощами. Кроме того, появилась возможность выбора - например,

Общевойсковое командное училище

(Ленинградское высшее общевойсковое командное училище) имени С. М. Кирова (Петродворец), готовит офицеров с высшим военным специальным образованием. До 1958 Ленинградское пехотное училище. Ведёт историю с 1918, когда были открыты Ораниенбаумские пулемётные командные курсы, название которых впоследствии неоднократно изменялось. В 1938 училищу присвоено имя Кирова. В Гражданскую войну его курсанты сражались с белогвардейцами под Петроградом, на Южном фронте, с кронштадтскими мятежниками. В 1922, участвуя в военных действиях против финляндских вооружённых отрядов в Карелии, совершили беспримерный 1100 км лыжный поход под руководством своего командира Тойво Антикайнена. Выпускники училища, командуя подразделениями, частями и соединениями, участвовали в боях с японскими захватчиками на р. Халхин-Гол и у озера Хасан, в советско-финляндской войне. В Великую Отечественную войну личный состав училища участвовал в обороне юго-западных подступов к Ленинграду в составе Лужской оперативной группы (14-23 июля 1941) и войск Кингисеппского участка обороны (23 июля - начало августа 1941), затем училище находилось в г. Березники Пермской области, но его воспитанники сражались в составе 8 й армии в Синявинской операции 1942, под Сталинградом, на Курской дуге и на других фронтах. Многие тысячи из них награждены орденами и медалями, 23 присвоено звание Героя Советского Союза. В 1985 выпускник училища лейтенант Н. А. Кузнецов за мужество и героизм при выполнении интернационального долга в Афганистане также удостоен этого высокого звания (посмертно). Награждено орденами Красного Знамени (1922, 1942).

  • - имени генерала армии А. И. Антонова, готовит офицеров военно-топографической службы по специальностям: инженер-аэрофотогеодезист, инженер-геодезист, инженер-картограф...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Управление А, наиболее важное структурное подразделение Верховного командования ВМС. Существовало с 1919 в составе Морского руководства. Первоначально состояло из следующих отделов: A I – Морской военный отдел...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - основано в Москве боярином Феодором Михайловичем Ртищевым в 1649 г., при Андреевском монастыре, "ради российскаго рода во просвещении свободных мудростей учения"...
  • - военного министерства находилось под главным начальством военного министра и в ведении управления училищ военного ведомства, имело целью образование аудиторов для военно-сухопутных и морского ведомств...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - противополагается военному административному управлению. Оно состоит из начальников, предназначенных для командования войсками в бою и тех штабов и управлений, через которые эти начальства действуют...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - учебно-воспитательное учреждение, название учебных заведений разного уровня и профиля – профессионально-технических, средних специальных, реже высших...

    Большая Советская энциклопедия

  • - название ряда учебных заведений - профессионально-технических, средних специальных, высших; в Российской империи - некоторых общеобразовательных школ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Тв. учи/лищем...

    Орфографический словарь русского языка

  • - и пр. см. учить...

    Толковый словарь Даля

  • - УЧИ́ЛИЩЕ, -а, ср. Название нек-рых низших и средних специальных, а также нек-рых высших учебных заведений. Профессионально-техническое у. Педагогическое у. Военное у. Высшее техническое у. Приходское у. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - УЧИ́ЛИЩЕ, училища, ср. Учебное заведение, школа. Военное училище. Педагогическое училище. Ремесленное училище. Высшее техническое училище. Реальное училище. . Начальное училище. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - учи́лище ср. Среднее или высшее специальное учебное заведение...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - уч"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. палестра, место для физических упражнений, гимнастических игр...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ...

    Формы слова

"Общевойсковое командное училище" в книгах

Училище

Из книги Жизнь, подаренная дважды автора Бакланов Григорий

Училище В училище и вообще в армии не любят слабых: слабых духом, слабых телом. Взять на походе у ослабевшего непосильную для него ношу, помочь донести - понятно. А если это офицер сделал, так уж это не забудется. Только не у всякого офицера на это хватает ума, не говорю уж -

В училище!

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

В училище! И снова Юра покидал родной дом - уезжал на этот раз в Оренбург, в авиационное училище.И снова не обошлось без привычной отцовской воркотни. Батя, не задумываясь, обвинил сына в тунеядстве.- Двенадцать лет за партой провел,- горячился он.- Все учишься, штаны

В училище

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

В училище Среди учеников в Училище живописи, ваяния и зодчества я оказался моложе всех. Мне шел четырнадцатый год, а находилось там немало юношей куда более взрослых; были даже зрелые, бородатые мужи (и почти все - с пышными шевелюрами, такова уж традиция).В руках учеников

В военном училище

Из книги Путь русского офицера автора Деникин Антон Иванович

В военном училище В конце 80-х годов для комплектования русской армии офицерами существовали училища двух типов:Военные училища, имевшие однородный состав по воспитанию и образованию, так как комплектовались они юношами, окончившими кадетские корпуса (средние учебные

Училище

Из книги Привилегия десанта автора Осипенко Владимир Васильевич

Училище Попал в ВДВ - гордись! Не попал - радуйся. Народная мудрость - Вот это дыра! - воскликнул Витя Марченко, когда мы, трое киевских кадетов, вышли ночью из поезда на станции Рязань-1. Вдоль по улице, ведущей к Рязанскому воздушно-десантному училищу, стояли какие-то

Училище

Из книги Записки русского изгнанника автора Беляев Иван Тимофеевич

Высшее Инженерно-Техническое Командное Училище Военно-Морского Флота

Из книги Базирование Военно-морского флота СССР автора Манойлин Виктор Иванович

Высшее Инженерно-Техническое Командное Училище Военно-Морского Флота В Ленинград для поступления в ВИТКУ ВМФ я приехал в конце июня 1946 года. ГЪрод поразил необыкновенной по тому времени чистотой и ухоженностью улиц. Везде, где только можно, росли цветы. Поврежденные

В училище

Из книги Огонь в океане автора Иосселиани Ярослав

В училище

Из книги Огонь в океане автора Иосселиани Ярослав

В училище Поезд подходил к Ленинграду, но нам все еще не верилось, что скоро мы своими глазами увидим этот город. Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора»... Все это было знакомо по книгам. И вот теперь мы, посланцы комсомола, подъезжаем к этому овеянному славой городу.На

В УЧИЛИЩЕ

Из книги Голубая линия автора Клименченко Юрий Дмитриевич

В УЧИЛИЩЕ Мир был объят войной, а в далеком Бакинском мореходном училище юноши усердно изучали незнакомые науки: навигацию, лоцию, астрономию. Нужно было торопиться. Каждый день с торговых каспийских судов уходили моряки на фронт. Команд не хватало. На судах остались

Решение проблемы. Командное путешествие

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

Решение проблемы. Командное путешествие Командное путешествие означает как физическое, так и психологическое перемещение в пространстве. Второе значение этого термина подразумевает под собой следующее: команда начинает жить жизнью тех людей, ради которых существует, а

Училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЧ) автора БСЭ

ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск). Новосибирское высшее военное командное училище

Из книги автора

ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск). Новосибирское высшее военное командное училище Кафедра разведки.Военные специальности (специализации) подготовки:Применение подразделений специальной разведки.Применение подразделений войсковой разведки.На основании

10. Командное творчество

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

10. Командное творчество Занятие направлено на выработку навыков творческой работы в команде. Люди, занятые творческим трудом, зачастую привыкают выполнять его в одиночестве, и испытывают дискомфорт, если это приходится делать публично. Между тем выполнение креативных

Глава 9 Командное картирование

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Глава 9 Командное картирование Одним из самых живых и нервных видов моей работы является инструктирование команд в процессе создания, совместного использования и объединения их идей по конкретному вопросу и определения приоритетности поставленных задач. Этот вид

Омское высшее общевойсковое командное училище

Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе
(Омское ВОКУ, ОмВОКУ, ОВОКУ, ОВОКДКУ )


Боевое Знамя Омского ВОКУ после сдачи в Фонд знамен и регалий Центрального музея ВС РФ. Июль 2010 года.

Прежние названия

Омские и Томские пехотные командные курсы
1-е и 2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА
24-я, Омская пехотная школа командного состава РККА им. Коминтерна
25-я, Томская пехотная школа командного состава РККА
Омская пехотная школа имени М. В. Фрунзе
Омская объединённая военная школа имени М. В. Фрунзе
Омское военное училище имени М. В. Фрунзе
1-е и 2-е Омское военно-пехотное училище имени М. В. Фрунзе
Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе

Год основания
Год закрытия
Расположение

Училище воспитало сотни талантливых полклводцев - маршалов и генералов , 78 Героев Советского Союза , 7 Героев Российской Федерации и четырёх полных кавалеров ордена Славы , тысячи кавалеров боевых орденов и медалей.
Его воспитанники участвовали в боях в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны , с китайскими милитаристами на КВЖД , с японскими войсками в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол , на Карельском перешейке . В боях и сражениях Великой Отечественной войны воспитанники училища руководили подразделениями, частями и соединениями. В новейшей истории в боевых действиях в Афганистане , Таджикистане , Югославии , Чечне , Дагестане , Абхазии , Южной Осетии и других «горячих точках».

История учебного заведения

Омские пехотные командные курсы

24-я пехотная Омская школа комсостава

Приказом РВСР № 2900 от 31 декабря 1920 года , 1-е пехотные Сибирские курсы были реорганизованы в 24-ю пехотную Омскую школу комсостава.

Наступление белополяков и Врангеля в 1920 году снова выдвинуло перед Красной Армией задачу вооруженной защиты республики. На фронт направлялись наиболее боеспособные части, в том числе и те, что дислоцировались в Сибири. Для их доукомплектования требовалось значительное количество командных кадров. Распоряжением Реввоенсовета республики курсы организовали ускоренную подготовку и досрочный выпуск красных командиров. Многие сразу же направлялись на фронт и участвовали в боях по разгрому белополяков и Врангеля на Западе и изгнании интервентов и белогвардейцев на Дальнем Востоке. Первый досрочный выпуск состоялся ещё на месте боев с бандитами: 28 июля приказом начальника Управления военно-учебных заведений Сибири двадцати трем курсантам, показавшим в ходе боев свою преданность Советской власти, храбрость и умение командовать подразделениями, присвоено звание красных командиров. В сентябре - ноябре было проведено ещё семь выпусков, давших Красной Армии ещё 120 краскомов.

Работу по подготовке командных кадров курсы успешно продолжали и в 1921 году . В конце августа был произведен ещё один, последний выпуск, в войска отправилось 67 человек

24-я пехотная Омская имени III Коммунистического Интернационала школа командного состава

Приказом Революционного Военного Совета Республики № 1226 от 9 июня 1921 года 24-й пехотной Омской школе командного состава присвоено наименование: «24 пехотная Омская имени III Коммунистического Интернационала школа командного состава».

В школе был создан детский дом, который снабжался за счет отчислений от курсантского пайка. Школа за период с 1 января по 1 мая 1922 года собрала в пользу голодающих около 6 миллионов рублей, 119 пудов хлеба и муки, 18 пудов крупы, 25 пудов мяса, 4 пуда сахара, 1 пуд масла, 5 пудов сала.

В соответствии с существовавшей в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны системой подготовки военных кадров предусматривались курсы трех ступеней:

1-й ступени - для изучения будущими командирами общеобразовательных дисциплин и основ военного дела; 2-й ступени - для подготовки командиров взводов; 3-й ступени - для подготовки старшего командного состава.

2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА являлись курсами 2-й ступени и готовили командиров пехотных и Пулемётных взводов. Учебная программа на курсах первоначально была рассчитана на четыре месяца, затем срок обучения был увеличен до шести месяцев, а в июле 1920 года срок обучения на курсах был увеличен до года. Это время состояло из трех периодов: подготовительный - со сроком учёбы шесть месяцев, специально-военный - четыре месяца и дополнительный - два месяца. Курсы являлись не только учебной, но и строевой частью Красной Армии . Основу их составлял курсантский батальон четырёхротного состава.

При определении требований общего образования будущих курсантов командование курсов исходило из того, что рабочие и крестьяне в условиях самодержавного строя не имели возможности учиться. Поступающие должны были уметь бегло читать и писать, излагать прочитанное без искажения смысла и знать четыре действия с целыми числами и дробями. Лица, имеющие образование в объёме шести классов реального училища или семи классов гимназии , принимались на курсы без вступительных экзаменов.

Наглядное представление о характере требований, предъявляемых к курсантам, дает объявление, опубликованное в Томске в газете «Знамя революции»:

«Рабочие и крестьяне! В Томске открылись пехотные и артиллерийские курсы командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Прием прошений производится ежедневно с 10 до 2 часов дня в здании духовной семинарии (Никитская, 8). Требуется рекомендация двух советских работников. Образование безразлично. Военком Кошкаров».

В ходе преобразования курсов в школы всех курсантов, оставшихся после августовского выпуска и вновь принятых в 1921 году , командование школы разделило на 18 классов. Курсанты, имевшие опыт командирской работы и относительно высокий общеобразовательный уровень, готовились к выпуску в 1922 году . Таких оказалось очень мало - удалось подобрать около 40 человек, которые и составили два старших класса. Немногим более набралось и кандидатов на выпуск в 1923 году . Из них были созданы два младших класса. Основной массе курсантов при-шлось начинать учёбу заново.

Срок учёбы был определен в три года. Пехотная школа, как и курсы, состояла из трех пехотных рот и пулеметной команды и была рассчитана на обучение 500 курсантов. Почти прежним остался аппарат управления школы и преподавательский состав. Новым было - разделение курсантов на три класса: старший, младший и подготовительный. Каждый класс соответствовал году обучения. Курсанты первого года обучения находились в подготовительном классе, второго - в младшем, третьего - в старшем, выпускном.

В 1925 году, для подготовки командных кадров для национальных формирований при Томской пехотной школе было открыто Якутское отделение на 25 человек (комплектовалось из 5 членов РКП (б) и 20 членов ВЛКСМ).

Омская пехотная школа

Весной 1925 года Томская пехотная школа переводится в Омск , где размещается в здании бывшего Сибирского кадетского корпуса , получив название Омская пехотная школа .

Очередной выпуск школа произвела 8 августа 1925 года. По своему качественному составу он соответствовал требованиям, предъявляемым к военной школе. В войска на командные должности был направлен 161 человек.

Курсанты, командно-преподавательский состав, рабочие и служащие Омской пехотной школы на траурном собрании в память Народного Комиссара по военным и морским делам Михаила Васильевича Фрунзе, 1 ноября 1925 года обратились в Реввоенсовет СССР с просьбой присвоить школе имя М. В. Фрунзе. Ходатайство личного состава, поддержанное Командующим войсками округа, было удовлетворено.

Омская пехотная школа имени Михаила Васильевича Фрунзе

На смену не оправдавшему себя лабораторному методу пришел лекционно-семинарский, умело сочетавший лекции, практические и классно-групповые занятия. Серьёзное внимание уделено росту методических навыков будущих командиров. Наряду с лекциями и практическими занятиями стала систематической стажировка в войсках. Летом 1926 года в территориальных частях проходили стажировку 258 курсантов. 43 из них работали командирами взводов, 140 - младшими командирами, 75 - бойцами-инструкторами.

Всё большее место в жизни курсантов занимал спорт. Он стал любимым видом их досуга. Особой популярностью пользовался стрелковый спорт. Команды школы на гарнизонных соревнованиях в 1928 году заняли первое место в стрельбе из винтовки на 300 шагов, первое и второе - на 200 шагов. По стрельбе из револьвера «Наган» представители школы завоевали все три призовых места. В заочном стрелковом конкурсе на первенство округа, проходившем в том же году, команды школы были первыми по всем видам стрельбы. Проводились соревнования по знанию материальной части стрелкового оружия. Часто они организовывались в клубе, куда приглашалась молодежь предприятий и учебных заведений города. Характерной чертой спортивных соревнований являлось большое количество командных видов борьбы военно-прикладного характера. Это не случайно. Групповые соревнования не только закаляли будущих защитников Родины физически, не только давали им определенную военную подготовку. Они также воспитывали у них чувство коллективизма, взаимной поддержки и выручки, то есть то, что в первую очередь необходимо в беге. В зимний период культивировались скоростные пробеги взвода на дистанции от 10 до 40 км, броски на лыжах с полной боевой выкладкой на 25 км со стрельбой. Летом проводились соревнования по командному многоборью. Венцом летних соревнований был марш-бросок в составе взвода на 25 км со стрельбой, по которому курсанты неизменно завоевывали первое место в гарнизонных соревнованиях 1927-1930 годов . Переходящий приз за этот вид соревнований - знамя Омского окрисполкома - было навечно оставлено в школе и сейчас хранится в музее Омского кадетского корпуса . Не случайно в розыгрыше первенства РККА по военно-прикладному многоборью в 1928 году из 12 командиров, возглавлявших взводы от каждого военного округа, трое являлись воспитанниками Омской пехотной школы имени М. В. Фрунзе. Успешно выступали курсанты на городских, гарнизонных и окружных соревнованиях и по другим видам спорта. В 1925 году школа завоевала первые места в округе по футболу, командному пятиборью, командному плаванию на 100 м, эстафете 4X100 м, барьерному бегу, толканию ядра, метанию диска, прыжкам в высоту и бегу на 500 м. В 1928 году лыжники школы заняли все первые места в гарнизоне по лыжным соревнованиям. Летом того же года на общелагерных соревнованиях было завоевано 12 первых мест.

По итогам 1938/39 учебного года училище заняло первое место среди пехотных училищ и пятое место среди всех средних военно-учебных заведений Красной Армии.
В ноябре 1940 года ещё раз изменяется штат. Теперь за основу принята троичная система. Училище состоит из трех курсантских батальонов, по три стрелковых и одной пулеметной роте в каждом. Стрелковые роты состояли из 4 взводов, в пулеметной роте было 3 взвода.
Новый набор курсантов, проведенный в августе-ноябре 1940 года , был одним из самых многочисленных.
Наряду с увеличением числа курсантов училище в широких масштабах проводило переподготовку командного состава запаса. Только в 1939 году этой формой учёбы было охвачено 320 человек. Если в 1938 году количество выпускников составляло 129 человек, то в 1939 году - 955, в 1940 году - 948. Только за первую половину 1941 года училище выпустило 790 командиров.

Великая Отечественная война

На территории училища был открыт памятник «Бородинское поле». Здесь захоронена священная земля с Бородинского поля , политая кровью воинов-омичей 24 пехотной () и 32 стрелковой () дивизий. Ведь именно герои Бородинского сражения стояли у истоков первого военно-учебного заведения Сибири.

В целях сохранения училища в условиях непрерывно сокращающейся потребности в профессиональных военных кадрах рассматривались различные варианты его реорганизации, в частности в военно-гуманитарный институт. Идея не была реализована, однако в рамках её реализации в 1994 году был произведен первый набор на созданный военно-социологический факультет, предназначенный для подготовки заместителей командиров рот по воспитательной работе, офицеров по общественно-государственной подготовке и информированию, офицеров по социально-правовой работе и профилактике правонарушений. Всего на этот факультет было произведено два набора 1994 и 1995 годы). В рамках формирования этого факультета было создано две новых кафедры, ранее не характерных для училища: социологии и методики воспитательной работы.

Расформирование

Награды

Первый

Второй

В августе 1950 года , в присутствии представителей партийных и советских органов города по поручению Военного Совета Сибирского военного округа помощник командующего СибВО по вузам генерал-майор Данилевич вручил училищу новое боевое Красное знамя с надписью: «Омское Краснознаменное пехотное училище имени М. В. Фрунзе» и Грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР.

Руководители учебного заведения

Томск

Вместе с тем военком курсов И. И. Левочкин пишет, что «За время формирования курсов пришлось очень часто делать фильтрации, двух начальников курсов я отправил в Чека и 4-х сменил, пока не прислали спеца из Красной армии» (Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 12. л. 223)

Омск

  • 1920-1921 гг. генерал-майор РИА Слесарев, Константин Максимович
  • 1921 г. бывший офицер РИА Рослов, Василий Иванович .

С 1920 по 1922 гг. в 24-й Омской пехотной школе сменилось 13 начальников и 10 комиссаров. Фамилии всех пока установить не удалось. (РГВА. Ф. 24932. Оп. 1. Д. 5. л. 54 об.).

Заместители руководителя, преподаватели, командиры подразделений

  • Еникеев, Нигматулла Салимгараевич , бригадный комиссар , комиссар и начальник политотдела Омского военного училища имени М. В. Фрунзе, 1937 год
  • Морозов, Степан Ильич , помощника начальника 24-й Омской пехотной школы 1922-1923 г.г.,
  • Пресняков, Иван Андреевич , преподаватель Омской пехотной школы имени М. В. Фрунзе, 1929-1934 г.г.

Памятные места на территории училища

Памятник М. В. Фрунзе

В 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне училище посетили ветераны 308-й Гуртьевской дивизии . С их участием был открыт музей боевой славы училища и памятник М. В. Фрунзе, выполненный из металла и бетона скульптором Ф. Д. Бугаенко. Здесь молодые воины принимают военную присягу, дают клятву на верность Родине. Отсюда выпускники-фрунзенцы уходят в войска.

Мемориальный комплекс в честь воинов-омичей, сражавшихся на Бородинском поле в Отечественных войнах 1812 г. и 1941-1945 гг.


Бюст основателю училища Г. И. Глазенапу и памятник Сибирским дивизиям с захороненной землёй, доставленной с Бородинского поля. Фото 2008 года.

4 сентября 1992 года на территории училища, в торжественной обстановке, был открыт мемориальный комплекс в честь воинов-омичей, сражавшихся на Бородинском поле в Отечественных войнах 1812 г. и 1941-1945 гг. В нём, как в судьбе Отечества и в судьбе училища, нерасторжимо соединились два столетия и два поколения воинов-сибиряков

Памятник воинским формированиям, сформированным в училище в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В год 50-летия Победы над фашистской Германией - в 1995 году в учебном центре училища п. Карьер был открыт памятник воинским формированиям, которые отсюда уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На этих полях получили военную подготовку 5600 выпускников Омского военного училища имени М. В. Фрунзе, около 250 тысяч жителей города Омска и области в составе 19 воинских формирований и 630 маршевых рот. С 1995 года традиционно в п. Карьер у памятника омским формированиям накануне Дня Победы проводится встреча фронтовиков «В лесу прифронтовом».

Часовня - памятник во имя святого Георгия Победоносца

Первая попытка Советской власти использовать материально-техническую базу Сибирского кадетского корпуса в строительстве новой Рабоче-Крестьянской Красной Армии была предпринята ещё весной 1918 года. Прежде всего, здание и прочие ресурсы корпуса использовались для формирования интернациональных отрядов, уходивших один за другим на внутренние фронты.

Затем, в стенах корпуса началось создание Омских ускоренных (военно-инструкторских) курсов по подготовке командного состава РККА . Согласно разработанному положению об этом военно-учебном заведении, оно должно было состоять из двух курсов: младшего (инструкторский или общий класс) и старшего (командирский или специальный класс). Для поступления на младший курс достаточно было «умения бегло читать, излагать прочитанное устно без искажения смысла, умения писать и знания четырёх правил арифметики». Чтобы попасть на старший курс, надо было иметь знания в объёме городского училища; продолжительность обучении на этом курсе предполагалась трёхмесячная. Заведующим Омскими курсами назначили А. М. Байтезата, его помощником – Я. Е. Шапиро (по другим данным начальником курсов являлся С. Н. Черепанов). Первоначально хотели открыть курсы 15 мая 1918 года. Однако подбор преподавателей и запись слушателей, начавшаяся 20 апреля, шли туго. К 7 июня 1918 г ., дню оставления Омска красными, удалось только сформировать канцелярию и набрать человек тридцать «малограмотных субъектов» в младший класс. Но даже в этом классе занятия не успели начаться. Записавшихся на курсы направили на фронт в качестве рядовых бойцов, а часть их просто разошлась по домам.

Ещё до эвакуации 1-го Сибирского кадетского корпуса во Владивосток, когда кадет только распустили на летние каникулы, здание корпуса было предоставлено под размещение 1-го Артиллерийского училища , созданного приказом от 1 июня 1919 г . и предназначавшегося для пополнения офицерского состава артиллерии Российской армии адмирала А. В. Колчака. Начальником училища был назначен полковник Н. А. Герцо-Виноградский , его помощником по строевой части – полковник Е. Н. Сполатбог, кавалер Георгиевского оружия (1917), инспектором классов – полковник В. И. Коневега, «выдающийся знаток теории артиллерии». Ядром переменного состава училища (240 чел.) послужили юнкера-артиллеристы, не успевшие окончить военные училища в 1917 году. Много было также недоучившихся юнкеров пехотных училищ и школ прапорщиков и выпускников кадетских корпусов. Остальные – добровольцы, откомандированные из фронтовых частей. Личный состав подобрался превосходный, политически надёжный и с боевым опытом Гражданской и даже I мировой войн, были среди юнкеров и Георгиевские кавалеры. Однако 1-е Артиллерийское училище дислоцировалось в кадетском корпусе очень недолго. 1 сентября 1919 г. оно было отправлено из Омска в военный городок Раздольное, в 7 верстах от г. Владивостока. В Приморье училище сделало свой первый и последний выпуск (31.01.1920), после чего, вследствие падения колчаковского режима, прекратило своё существование.

После передислокации 1-го Артиллерийского училища из Омска кадетский корпус использовался для временного размещения различных воинских частей и учреждений. Часть его, видимо, основная, была отдана под военный госпиталь. 14 ноября 1919 г. Омск заняли передовые части 5-й красной армии. Вследствие вспышки эпидемии тифа здание кадетского корпуса было передано в распоряжение ЧКтифа – Чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом. До начала апреля 1920 года в здании размещался тифозный лазарет .

Омск 1919-1923 г.г.

24-я пехотная Омская школа комсостава

Приказом РВСР № 2900 от 31 декабря 1920 года , 1-е пехотные Сибирские курсы были реорганизованы в 24-ю пехотную Омскую школу комсостава.

Наступление польской армии и Врангеля в 1920 году снова выдвинуло перед Красной Армией задачу вооружённой защиты республики. На фронт направлялись наиболее боеспособные части, в том числе и те, что дислоцировались в Сибири. Для их доукомплектования требовалось значительное количество командных кадров. Распоряжением Реввоенсовета республики курсы организовали ускоренную подготовку и досрочный выпуск командиров. Многие сразу же направлялись на фронт и участвовали в боях по разгрому поляков и Врангеля на Западе и изгнании интервентов и белогвардейцев на Дальнем Востоке. Первый досрочный выпуск состоялся ещё на месте боев: 28 июля приказом начальника Управления военно-учебных заведений Сибири двадцати трем курсантам, показавшим в ходе боев свою преданность Советской власти, храбрость и умение командовать подразделениями, присвоено звание красных командиров. В сентябре - ноябре было проведено ещё семь выпусков, давших Красной Армии ещё 120 краскомов.

Работу по подготовке командных кадров курсы успешно продолжали и в 1921 году . В конце августа был произведён ещё один, последний выпуск, в войска отправилось 67 человек

Накануне Западно-Сибирского восстания школу посетила делегация Коминтерна, она провела с омскими курсантами два дня: 25 и 26 января 1921 года. В её честь 26 января на плацу Дома краскома состоялся парад всех военно-учебных заведений Омска, которым командовал начальник СибУВУЗа Н. И. Корицкий. В тот же день, в память посещения делегацией, заведение было переименовано в «имени III Коммунистического Интернационала». В те дни во дворе Дома краскома уже стоял скромный памятник жертвам белого террора

24-я пехотная Омская имени III Коммунистического Интернационала школа командного состава

Приказом Революционного Военного Совета Республики № 1226 от 9 июня 1921 года 24-й пехотной Омской школе командного состава присвоено наименование: «24 пехотная Омская имени III Коммунистического Интернационала школа командного состава».

В школе был создан детский дом, который снабжался за счёт отчислений от курсантского пайка. Школа за период с 1 января по 1 мая 1922 года собрала в пользу голодающих около 6 миллионов рублей, 119 пудов хлеба и муки, 18 пудов крупы, 25 пудов мяса, 4 пуда сахара, 1 пуд масла, 5 пудов сала.

В соответствии с существовавшей в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны системой подготовки военных кадров предусматривались курсы трёх ступеней:

1-й ступени - для изучения будущими командирами общеобразовательных дисциплин и основ военного дела; 2-й ступени - для подготовки командиров взводов; 3-й ступени - для подготовки старшего командного состава.

2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА являлись курсами 2-й ступени и готовили командиров пехотных и Пулемётных взводов. Учебная программа на курсах первоначально была рассчитана на четыре месяца, затем срок обучения был увеличен до шести месяцев, а в июле 1920 года срок обучения на курсах был увеличен до года. Это время состояло из трёх периодов: подготовительный - со сроком учёбы шесть месяцев, специально-военный - четыре месяца и дополнительный - два месяца. Курсы являлись не только учебной, но и строевой частью Красной Армии . Основу их составлял курсантский батальон четырёхротного состава.

При определении требований общего образования будущих курсантов командование курсов исходило из того, что рабочие и крестьяне в условиях самодержавного строя не имели возможности учиться. Поступающие должны были уметь бегло читать и писать, излагать прочитанное без искажения смысла и знать четыре действия с целыми числами и дробями. Лица, имеющие образование в объёме шести классов реального училища или семи классов гимназии , принимались на курсы без вступительных экзаменов.

Наглядное представление о характере требований, предъявляемых к курсантам, даёт объявление, опубликованное в Томске в газете «Знамя революции»:

«Рабочие и крестьяне! В Томске открылись пехотные и артиллерийские курсы командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Прием прошений производится ежедневно с 10 до 2 часов дня в здании духовной семинарии (Никитская, 8). Требуется рекомендация двух советских работников. Образование безразлично. Военком Кошкаров».

В ходе преобразования курсов в школы всех курсантов, оставшихся после августовского выпуска и вновь принятых в 1921 году , командование школы разделило на 18 классов. Курсанты, имевшие опыт командирской работы и относительно высокий общеобразовательный уровень, готовились к выпуску в 1922 году . Таких оказалось очень мало - удалось подобрать около 40 человек, которые и составили два старших класса. Немногим более набралось и кандидатов на выпуск в 1923 году . Из них были созданы два младших класса. Основной массе курсантов при-шлось начинать учёбу заново.

Срок учёбы был определён в три года. Пехотная школа, как и курсы, состояла из трёх пехотных рот и пулемётной команды и была рассчитана на обучение 500 курсантов. Почти прежним остался аппарат управления школы и преподавательский состав. Новым было - разделение курсантов на три класса: старший, младший и подготовительный. Каждый класс соответствовал году обучения. Курсанты первого года обучения находились в подготовительном классе, второго - в младшем, третьего - в старшем, выпускном.

В 1925 году, для подготовки командных кадров для национальных формирований при Томской пехотной школе было открыто Якутское отделение на 25 человек (комплектовалось из 5 членов РКП(б) и 20 членов ВЛКСМ).

Омск с 1925 года

Омская пехотная школа

Весной 1925 года Томская пехотная школа переводится в Омск , где размещается в здании бывшего Сибирского кадетского корпуса , получив название Омская пехотная школа .

Очередной выпуск школа произвела 8 августа 1925 года. По своему качественному составу он соответствовал требованиям, предъявляемым к военной школе. В войска на командные должности был направлен 161 человек.

Курсанты, командно-преподавательский состав, рабочие и служащие Омской пехотной школы на траурном собрании в память Народного Комиссара по военным и морским делам Михаила Васильевича Фрунзе, 1 ноября 1925 года обратились в Реввоенсовет СССР с просьбой присвоить школе имя М. В. Фрунзе. Ходатайство личного состава, поддержанное Командующим войсками округа, было удовлетворено.

На смену не оправдавшему себя лабораторному методу пришёл лекционно-семинарский, умело сочетавший лекции, практические и классно-групповые занятия. Серьёзное внимание уделено росту методических навыков будущих командиров. Наряду с лекциями и практическими занятиями стала систематической стажировка в войсках. Летом 1926 года в территориальных частях проходили стажировку 258 курсантов. 43 из них работали командирами взводов, 140 - младшими командирами, 75 - бойцами-инструкторами.

Всё большее место в жизни курсантов занимал спорт. Он стал любимым видом их досуга. Особой популярностью пользовался стрелковый спорт. Команды школы на гарнизонных соревнованиях в 1928 году заняли первое место в стрельбе из винтовки на 300 шагов, первое и второе - на 200 шагов. По стрельбе из револьвера «Наган» представители школы завоевали все три призовых места. В заочном стрелковом конкурсе на первенство округа, проходившем в том же году, команды школы были первыми по всем видам стрельбы. Проводились соревнования по знанию материальной части стрелкового оружия. Часто они организовывались в клубе, куда приглашалась молодёжь предприятий и учебных заведений города. Характерной чертой спортивных соревнований являлось большое количество командных видов борьбы военно-прикладного характера. Это не случайно. Групповые соревнования не только закаляли будущих защитников Родины физически, не только давали им определённую военную подготовку. Они также воспитывали у них чувство коллективизма, взаимной поддержки и выручки, то есть то, что в первую очередь необходимо в беге. В зимний период культивировались скоростные пробеги взвода на дистанции от 10 до 40 км, броски на лыжах с полной боевой выкладкой на 25 км со стрельбой. Летом проводились соревнования по командному многоборью. Венцом летних соревнований был марш-бросок в составе взвода на 25 км со стрельбой, по которому курсанты неизменно завоевывали первое место в гарнизонных соревнованиях 1927- 1930 годов . Переходящий приз за этот вид соревнований - знамя Омского окрисполкома - было навечно оставлено в школе и сейчас хранится в музее Омского кадетского корпуса . Не случайно в розыгрыше первенства РККА по военно-прикладному многоборью в 1928 году из 12 командиров, возглавлявших взводы от каждого военного округа, трое являлись воспитанниками Омской пехотной школы имени М. В. Фрунзе. Успешно выступали курсанты на городских, гарнизонных и окружных соревнованиях и по другим видам спорта. В 1925 году школа завоевала первые места в округе по футболу, командному пятиборью, командному плаванию на 100 м, эстафете 4X100 м, барьерному бегу, толканию ядра, метанию диска, прыжкам в высоту и бегу на 500 м. В 1928 году лыжники школы заняли все первые места в гарнизоне по лыжным соревнованиям. Летом того же года на общелагерных соревнованиях было завоевано 12 первых мест.

По итогам 1938/39 учебного года училище заняло первое место среди пехотных училищ и пятое место среди всех средних военно-учебных заведений Красной Армии.

С окончанием Великой Отечественной войны и уменьшением потребности вооружённых сил в офицерских кадрах 2-е Омское военно-пехотное училище , находящееся в Канске , в мае 1946 года , было расформировано.

Омское Краснознаменное пехотное училище имени М. В. Фрунзе

С осени 1945 года училище перешло на трехгодичную программу обучения. Для поступающих в училище необходимо было иметь 8-классное образование.