Болезни Военный билет Призыв

А блок сведения из биографии. Александр блок - биография, информация, личная жизнь. Образование и творческий путь

Жанровая уникальность романа "Мастер и Маргарита" - "последнего, закатного" произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В "Мастере и Маргарите" весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж.

Куртис, форма "Мастера и Маргариты" и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым "трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции". Не менее оригинальна и композиция "Мастера и Маргариты" - роман в романе, или двойной роман - о судьбе Мастера и Понтии Пилате.

С одной стороны эти два романа противопоставлены друг другу, тогда как с другой стороны образуют некое органическое единство. В сюжете оригинально сплетены два пласта времени: библейское и современное Булгакову - 1930-е гг. и I в. нашей эры. Некоторые события, описанные в ершалаимских главах, повторяются ровно через 1900 лет в Москве в пародийном, сниженном варианте.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда. Роман начинается со сцены на Патриарших прудах, где Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный жарко спорят со странным незнакомцем о существовании Бога.

На вопрос Воланда "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный как убежденный атеист отвечает: "Сам человек и управляет". Но вскоре развитие сюжета опровергает этот тезис. Булгаков раскрывает относительность человеческого знания и предопределенность жизненного пути. В то же время он утверждает ответственность человека за свою судьбу. Извечные вопросы: "Что есть истина в этом непредсказуемом мире?

Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности?", - ставятся автором в ершалаимских главах (их всего 4 (2, 16, 25, 26) из 32 глав романа), которые, несомненно, являются идейным центром романа. Течение жизни Москвы 1930-х гг. смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате.

Затравленный в современной жизни, гений Мастера обретает, наконец, покой в Вечности. В итоге сюжетные линии двух романов завершаются, сомкнувшись в одной пространственно-временной точке - в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают "прощение и вечный приют". Неожиданные повороты, ситуации и персонажи библейских глав зеркально отражаются в московских главах, содействуя такому сюжетному завершению и раскрытию философского наполнения булгаковского повествования.

Среди русской лирической поэзии стихи Александра Блока занимают особое, только ему принадлежащее, выдающееся место. Женственность, обаяние и красота, предчувствие счастья – вот основная идея его лирики. Любовь к женщине переплетается с любовью к Родине, России. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Краткая биография

Родился Александр 28 ноября 1880 года в интеллигентной петербургской семье. Его отец, Александр Львович Блок, - профессор Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна, - дочь ректора Петербургского университета, профессионально занималась переводами. С раннего детства мальчик больше находился в доме деда, а все летние месяцы проводил в имении Бекетовых Шахматово, в Подмосковье. Первое увлечение юный Александр испытал в 1897 году к Садовской, находясь на курорте в Германии. Чувство первой любви обратилось замечательными стихами, которые вошли в первый поэтический цикл стихов Ante Lucem. Окончив Введенскую гимназию в Петербурге, Блок в 1898 году поступает сначала на юридический факультет петербургского университета, а позже переводится на историко-филологический и специализируется на славяно-русском отделении.

В 1903 году, 30 августа, состоялось венчание Александра Блока и Любови Менделеевой. Первые годы брака сопровождаются шероховатостями, размолвками и непониманием. Молодые супруги принадлежат к передовой, богемной, молодежи. Необходимость подчиняться требованиям, присущим той или иной группировке молодых литераторов, музыкантов, актеров, к которым принадлежат Александр Блок и Любовь Менделеева, неоднократно ставит их семейный союз на грань разрыва. Вся эта нестабильность и нечистоплотность личной жизни отрицательно скажутся на здоровье поэта. Они существенно сократят его земной путь, хотя в истории русской культуры имя Любови Дмитриевны навсегда останется как прообраз Прекрасной Дамы, которой великий поэт посвятил одних из лучших в русской поэзии цикл стихов о любви.

Творчество Блока

Еще учась в университете, Блок начинает публиковать свои произведения в журналах и газетах символистов. После окончания он ведет критический отдел в журнале "Золотое Руно”. Постоянно вращается в самой передовой литературно-театральной среде. Среди его друзей А.Белый, З.Гиппиус, С.Городецкий, В.Комиссаржевская, В.Мейерхольд. Увлекается театром и пишет пьесу "Балаганчик”, которую ставит В.Мейерхольд.

И две революции существенно повлияли не только на мировоззрение Блока-гражданина, но и Блока-поэта. Он недвусмысленно заявляет, что русская интеллигенция "может и обязана” работать с большевиками. В январе 1918 года он печатает в газете "Знамя труда” знаменитую поэму "Двенадцать”, а чуть позже, стихотворение "Скифы”. Стихотворение написано им почти за два дня, как отклик на требования немцев по Брест-Литовскому миру. Мощь, сила этого стихотворения - это пример гражданской позиции, усиленной талантом и личным отношением поэта к понятию Россия и Родина. Поэт и гражданин Своим отношением к новому миру и новой власти, Блок провел черту между собой и оппозиционными литераторами. Гиппиус, Мережковский, Сологуб, Вяч. Иванов, Ахматова, Пришвин и др. резко осудили его. Но поэт и сам после ареста ВЧК в 1919 году и пребывания на допросах в течение всего двух дней, очевидно, понял свою ошибку. Недаром в его дневнике появилась запись о том, что под игом насилия человеческая совесть умолкает.

В 1921 году на вечере, посвященном памяти , Александр Львович открыто высказался о попытках новой черни закрыть рот истинной культуре и лишить художника свободы. Это выступление и стихотворение Пушкинскому дому, можно считать его художественным завещанием. Нравственная депрессия, душевная пустота усиливают заболевание сердца в апреле 1921 года, а в августе 1921 года Блока не стало.

Дата рождения: 28 ноября, 1880 год
Дата смерти: 7 августа, 1921 год
Место рождения: город Санкт-Петербург

Александр Александрович Блок - поэт, Блок А.А. - один из ярчайших представителей Серебряного века.

Детские годы

Отец будущего поэта, Александр Львович, занимался юриспруденцией. Мать, Александра Андреевна, являлась дочкой ректора Университета Санкт-Петербурга. Когда маленькому Саше было всего девять лет, его мать ушла от отца, и отдала предпочтение гвардейскому офицеру Кублиц-Пиоттуху. С тех пор, детство поэта проходило в Гренадских казармах, расположенных недалеко от Петербурга.

Образование

В девятилетнем возрасте Блок поступает в Введенскую гимназию, после окончания которой изучает юриспруденцию в Петербургском университете. Правда, проучившись три курса, он переводится на историко-филологический факультет.

Творческий путь

Маленький Саша довольно рано увлекся поэзией. Уже в начале двадцатого века, он создаёт удивительно лиричный и музыкальный цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Во многом по своей напевности он даже напоминает романсы.

Но поэт не останавливается на достигнутом. Его дальнейшее творчество, по сути, является трансформацией личных взглядов на те изменения, которые происходят вокруг. В цикле «Город» мы можем увидеть ряд острых социальных проблем, а в «Снежной маске» - проблемы религии. «Страшный мир» показывает взгляды автора на ужасы жизни, а тема кары очень хорошо раскрыта в таких его работах, как «Ямбы» и «Возмездие». Об образе Российской империи можно прочесть в «Родине».
После того, как погибает его отец, поэт решает вместе с женой уехать в Италию. Там он пишет просто волшебнейшие произведения, за которые его приглашают стать членом литературного общества «Академия». В этом обществе были такие известные представители Серебряного века, как Иванов, Брюсов, Анненский.

С детских лет Александр Александрович увлекался театром. В 1912 году он даже написал драму «Роза и Крест». Она невероятно впечатлила Немировича-Данченко и Станиславского. Но, к сожалению, на сцене театра её так и не поставили.
Когда началась Первая мировая, Александра призвали. Он с 1916 года служил в Белоруссии, в инженерных войсках.

А вот революция в поэте вызвала ряд крайне противоречивых чувств. С одной стороны, он отказался эмигрировать, как сделали многие его близкие знакомые, считая это бегством. С другой – внутри себя он всё же не мог принять всего, что происходило вокруг. Если смотреть на его творчество, того времени, можно увидеть, что во многом он поддерживал идеи большевиков. Да и новой власти, молодой поэт пришелся по душе, и она стала его активно использовать. Вначале его назначали на разные должности, потом заставляли много писать (даже в то время, когда он сам не хотел этого). Такое отношение стало причиной появления в душе Блока серьезного надлома, к тому же из-за этого пошатнулось здоровье поэта. С каждым днём его самочувствие становилось всё более ужасным.

В 1918 году в свет выходит весьма загадочное произведение «Двенадцать». Споры по поводу этой поэмы ведутся и в наше время. В том же году, Блок издаёт цикл стихов «Скифы», который становится последним штрихом в его творчестве. Автор измучен и опустошен, до самой смерти он больше не написал ни одного произведения.
В начале 1919 Блока арестовывают, поскольку подозревают в антисоветском заговоре. За него заступает Луначарский, и поэта отпускают на свободу. Но это событие еще больше угнетает поэта. Через год погибает его отчим, у Блок забирает свою мать к себе.
В 1921 году во время встречи в Доме литераторов Блок выступает с речью «О назначении поэта». В будущем её превращают в программное произведение.

В начале двадцатых годов Блок был сломлен еще сильнее, чем до этого. Постоянный холод и голод, вечная нехватка денег, слишком сильные физические нагрузки довели его до появления серьёзнейших проблем с сердцем, у него начала развиваться астма, проявилась цинга, и начали появляться психические расстройства. Поэту срочно было необходимо лечение, и в начале весны он подал прошение о получение визы. Он получил разрешение, благодаря тому, что за его спасение хлопотали Горький и Луначарский, но это произошло лишь в середине лета, когда было слишком поздно. К тому времени поэт ослаб настолько сильно, что уже не в силах был куда-либо ехать.

Личная жизнь

С юных лет Александр был ранимой и впечатлительной натурой. Когда ему было 17 лет, он со своей матерью отдыхал в Германии. Там он познакомился с Ксенией Садовской, которая и стала его первой, сильной любовью. Ей он посвятил не одно своё произведение.
Практически каждое лето, Блок выезжал в Шахматово, где было имение его деда. Невдалеке от имения располагалась усадьба Менделеевых. Именно там он и встретил свою будущую супругу – дочь известного химика, Любу Менделееву. Их свадьба состоялась в 1903. Но нельзя назвать этот брак простым, у каждого из супругов было немало увлечений на стороне.

Когда говорят о личной жизни Блока, помимо жены вспоминают еще двух женщин, к которым у него были сильные чувства. Это актриса Наталья Волохова и оперная певица Андреева-Дельмас.
Но к концу жизни, наибольшую радость от отношений, Блок получал именно в браке. Правда, продлилась она не очень долго и завершилась трагической кончиной поэта.

Смерть

Поэт скончался в собственной Петроградской квартире седьмого августа 1921 года. Официальной причиной смерти было признано воспаление сердечных клапанов. Отпели Блока в церкви Воскресения Христа. Вначале его похоронили на Смоленском кладбище, но потом его перезахоронили, в этот раз на Волковское кладбище.

Важные вехи жизни Александра Блока:

Родился в 1880.
В 1889 в жизни семьи появился отчим.
С 1889 учится в Введенской гимназии, которую заканчивает в 1898.
Первая серьёзная влюбленность в К. Садовскую – 1897 год.
С 1898 года учится в Петербургском университете на юриста.
В 1901 году переводится на другой факультет - историко-филологический. Где учится до 1903 года. В этом же году выходят «Стихи о Прекрасной Даме».
1903 также стал знаменательным женитьбой на Лизе Менделеевой.
В 1904 выходит «Город».
В 1907 появляется «Снежная маска».
С 1907 и до 1913 – «Возмездие».
«Ямбы» выходят с 1907 и до 1914.
Цикл «Родина» тоже с 1907 и до 1916.
В 1908 начинает выходить «Страшный мир», продолжается до 1916 года.
В 1909 году погибает его родной отец. После этого поэт решает на какое-то время с женой уехать в Италию.
В 1911 путешествует по Франции.
Его драма «Роза и Крест» выходит в 1912 году.
В 1913 году совершает очередную поездку во Францию.
Во время первой мировой войны, с 1916 года служит в Белоруссии.
В 1918 появляются его последние произведения поэма «Двенадцать» и «Скифы».
Подозрение в деятельности против новой власти и арест – 1919 год.
В 1920 году погибает его отчим.
В 1921 последнее публичное выступление с речью «О назначении поэта». Смерть.

Главные достижения поэта Александра Блока:

Именно его творчество смогло закончить поэтический девятнадцатый век и начать двадцатый. В нём удачно соединились классические мотивы и новейшие тенденции.
На примере собственного творчества показал углублённое понятие символизма.
Всё его творчество можно рассматривать как один огромный цикл, такую грандиозную поэму, в которой можно следить за эволюцией всех образов, и за тем, как их видит поэт.

Занимательные факты из биографии Александра Блока:

Первые попытки писать стихи Блок делал уже в пятилетнем возрасте.
В честь него назвали астероид №2540.
Жена Блока не была верна своему мужу. У неё часто бывали романы на стороне. Один из наиболее запоминающихся, это роман с А. Белым. Поэт даже собирался вызвать его на дуэль, но его супруга нашла в себе силы и бросила своего любовника. Александр сильно любил её и несмотря ни на что был рад тому, что она вернулась. Также Елизаветы был роман с Давидовским, от которого она родила ребёнка. Но вскоре после рождения он скончался.
Мать Блока и его жена никогда не могли поладить и найти общий язык.
Строчки из его знаменитого стиха «Ночь, улица, фонарь, аптека» превратились в настоящий памятник в городе Лейден. Их нанесли на одно из зданий города, в рамках «Wall poems».

Творчество А. Блока (ранний период)

План

1.

2.

3.

1. Первые поэтические опыты. Черты символизма в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».

Первые детские впечатления Александра Александровича Блока связаны с домом деда со стороны матери, ректора Петербургского университета, известного ученого-ботаника А.Н. Бекетова. (После рождения ребенка мать Блока не вернулась к мужу, а позже развелась с ним и вышла замуж за Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха; своего отца, профессора права Варшавского университета А.Л. Блока, поэт почти не знал).

«Бекетовский дом» для Блока – мир огромной значимости, любви и навсегда сохраненных светлых воспоминаний. Поэтому он и становится прообразом одного из ключевых символов блоковского творчества, того «единственного на свете» Дома, который должен быть покинут во имя горестного, но имеющего высокие цели «странствия земного».

Важная примета жизни Бекетовых – интенсивность духовных поисков, высокая культура. Дед – ученый и общественный деятель, бабка, переводчица с английского, французского и других европейских языков, две его тетки – поэтесса и писательница-переводчица, будущий биограф Блока, мать тоже занималась литературным трудом – все это были люди одаренные, широко образованные, любившие и понимавшие слово. Этому воспитанию Блок обязан тем, что жил с раннего детства в атмосфере ярких культурных впечатлений. Особенно важными оказались для него «лирические волны, набегавшие» от русской поэзии XIX в. – Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Полонского.

Первые поэтические опыты Блока (1898 - 1900), частично объединенные им позднее в цикл «Autelucem» («Перед светом» лат.), говорят о его кровной связи с русской лирикой и о важности для него европейской поэтической традиции (Г. Гейне, В. Шекспир). Восприятие мира юным Блоком определялось в основном романтическими воздействиями (противопоставление земли и неба; апология страсти и дружбы, метафоризм стиля).

Но уже в раннем творчестве видна самобытность, яркий лиризм, склонность к максималистски обостренному мироощущению, неопределенная, но глубокая вера в высокие цели поэзии.

В 1901 – 1902 гг. круг жизненных впечатлений Блока значительно расширяется. Домашние и книжные влияния дополняются еще неясными, но мощными импульсами, идущими от самой действительности, от нового века. Важнейшим событием этих лет, наложившим отпечаток на всю жизнь и творчество поэта, станет его исполненное драматизма чувство к будущей жене Л.Д. Менделеевой.

Блоковская Прекрасная Дама, Незнакомка, хорошо известная нам по лирическим циклам и отдельным стихотворениям, - это поэтические портреты актрисы Любови Менделеевой, старшей дочери знаменитого химика.

Летом 1989 года 15-летняя Люба Менделеева, мечтавшая о сцене, предложила братьям и сестрам в родовом имении Боблово организовать любительский театр. Ее идею поддержали с энтузиазмом, поскольку обычные летние забавы порядком наскучили. Для постановки не хватало актеров, и тогда было решено пригласить 17-летнего Сашу Блока из соседнего Шахматова – Люба знала его с детства.

Впервые они встретились много лет назад в здании Петербургского университета. Блок с матерью жил тогда в семье своего деда, ректора университета Бекетова. Квартира их размещалась во дворе главного университетского здания, на набережной Невы. Там Саша впервые увидел маленькую синеглазую девочку в плюшевом пальто и пушистой шапочке, из-под которой выбивались густые золотые локоны. Няня велела поздороваться, и Саша нежно пожал девочкину руку в белой мохнатой варежке. Позднее поэт написал стихотворение под впечатлением этой встречи:

Как стройна ты в красной шубке,

С бантиком в косице,

Засмеешься – вздрогнут губки,

Задрожат ресницы…

Затем они часто встречались на даче. Младшим Менделеевы было легко и весело с Сашей, и они с радостью позвали его для участи в пьесе. Самым удачным спектаклем, поставленным в тот год в сеносарае менделеевской усадьбы, стал «Гамлет» - с Блоком в роли принца датского и Любовью – Офелией. С этой постановки начался их роман. Влюбленные продолжали встречаться в Петербурге. В августе 1903г. они обвенчались в «сельской церкви темной» в Тараканове.

Молодая чета поселилась у матери поэта Александра Александровича и ее второго мужа Кублицкого-Пиоттуха. Блок продолжал учиться в университете, а Любовь, окончив Бестужевские курсы, совершенствовала актерское мастерство. Жизнь под одной крышей с властной свекровью оказалась нелегким испытанием для Любови Дмитриевны. К тому же супруги были стеснены в средствах. Их финансовое благополучие зависело от родителей, и они едва сводили концы с концами.

В среде литераторов – единомышленников Менделееву окружали поклонение и искреннее восхищение. Она представлялась им недостижимым возвышенным идеалом, питающим творческий гений Блока. Однако Любовь Дмитриевну тяготило такое положение вещей. Честолюбивой одаренной женщине хотелось, чтобы ей отдавали должное не только как спутнице и музе поэта, но и как талантливой актрисе.

Среди друзей Блока было принято оказывать Любови Дмитриевне знаки внимания. Поэтому ухаживаниям Андрея Белого супруги поначалу не придавали внимания. Намерения поэта, напротив, были самыми серьезными. Он убеждал Менделееву бросить все и уехать с ним.

Белый был настойчив, пылок и так не похож на холодного, сдержанного в проявлениях страсти Блока. Муж преклонялся перед ней, посвящал восхитительные строки, но, спускаясь с поэтического Олимпа в обыденную жизнь, казалось, забывал, что его жена вовсе не эфемерное божество, а обыкновенная женщина из плоти и крови. Поэтому скоропалительный и драматический роман с Андреем Белым был предопределен. Став его любовницей, Менделеева вместе с мужем поспешно уехала в Шахматово.

Любовь Дмитриевна нуждалась в уединении и покое, чтобы разобраться в своих чувствах. Ясно было лишь одно – возврата к прежней жизни нет. Менделеева объявила: чтобы принять решение, ей потребуется время, и тогда отношения людей, составлявших роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Вскоре последовал болезненный разрыв с Белым. Любовь Дмитриевна после мучительных раздумий решила ничего не менять в своей жизни. Ее чувства к мужу были все так же искренни и глубоки, а минутная слабость, толкнувшая в объятия Белого, принесла горькое разочарование – как и Блок, Белый был больше поэтом, чем мужчиной.

Оставаясь преданной семье и любимой профессии, Любовь Дмитриевна вместе с мужем прошла через тяжелейшие испытания – гражданскую войну, революцию, голод. Когда поэт заболел, Любовь Дмитриевна продала свой театральный гардероб, коллекцию старинных кружев, библиотеку. Она самоотверженно ухаживала за мужем, оставаясь рядом до его последнего вздоха. И годы спустя после смерти Александра Блока говорила: «… кончено все житейское … Сердце мое уже по ту сторону жизни и неразрывно с ним».

В 1904г. выходит сборник «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный Л.Д. Менделеевой, - оригинальный лирический цикл, в котором своеобразно преломились романтические настроения поэта, его связь с символизмом.

Ключом к истолкованию пестрых жизненных и культурных впечатлений для автора цикла «Стихов о Прекрасной Даме» явилась поэзия Владимира Соловьева, овладевшая его существом в связи с острыми мистическими романтическими переживаниями. Через лирику Соловьева Блок устанавливает платоновские и романтические идеи «двоемирия» - противопоставление «земли» и «неба», материального и духовного.

Для молодого Блока особенно важны ликующая радость бытия, дыхание земли – красочной многозвучной, прославление земной жизни, природы, страсти. Ярче всего близость Блока к соловьевской традиции явлена через связь его поэтического идеала с важнейшими и для философии, и для поэзии Соловьева образа Души мира.

Стихи цикла многоплановы, это произведения интимной, пейзажной, реже философской лирики. Но в той степени, в какой изображаемое причастно к глубинным пластам содержания, к мифу, сюжет, описание, лексика - словом, вся образная система цикла представляет цепь символов. Ни один из этих планов не существует отдельно; каждый из них как бы «просвечивает» сквозь другие в любой детали повествования.

И писатели – романтики, и В. Соловьев поэтически декларировали идею многозначности образа. Блок один из самых первых поэтов выразил ее самой структурой своих образов – символов и всего цикла – мифа. Осмысленные как миф, «Стихи о Прекрасной Даме» представляют повествования о тайнах мироустройства и становлении мира.

Любовь воплощена в мотиве Встречи лирического героя и Дамы. История Встречи, которая должна преобразить мир и героя, уничтожить власть времени («завтра и вчера огнем соединить»), создать царство божие на земле («где небо вернулось к земле») – таков лирический сюжет цикла.

В программном стихотворении «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» - это сочетание пламенной веры в неизменность Дамы («Все в облике одном предчувствую Тебя») и ужаса перед «превращением» («Но страшно мне: изменишь облик Ты») особенно ощутима.

Частного преображения мира и «Я» в цикле так и не происходит. Воплотившись, Дама, как и боялся поэт, оказывается иной: безликой, а не небесной, и Встреча становится Псевдовстречей. Стихи о Прекрасной Даме – отнюдь не дебют новичка, этот первый поэтический сборник Блока сразу же ввел его в мир большой русской поэзии.

2. Лирика Блока в годы первой русской революции.

В 1903 – 1906гг. Блок чаще и чаще обращается к социальной поэзии, ее реалистическим тенденциям. В стихотворении «Фабрика» (1903) тема народного страдания выходит на первый план. Теперь мир оказывается разделенным не на «небо» и «землю», а на тех, кто скрытый за желтыми окнами, принуждает людей «согнуть измученные спины», и на нищий народ. В произведении отчетливо звучат интонации сочувствия «нищим».

Гражданская лирика была важным шагом в осмыслении мира художником, при этом новое восприятие отразилось не только в стихотворениях с общественной тематики, но на изменении общей позиции поэта.

Дух революционной эпохи Блок ощутил, прежде всего, как антидогматический, догморазрушающий. Не случайно именно в 1903 – 1906 гг. отделяется от мистицизма В. Соловьева.

Новый поэтический символ, характеризующий глубинную природу бытия, - «стихия» возникает в тесной связи с настроениями и взглядами других русских символистов и, прежде всего, с взглядами В. Иванова. «Стихия» воспринимается Блоком с 1905 г. как начало движения, всегдашнего разрушения и созидания, неизменное лишь в своей бесконечной изменчивости. Мотивы стихийности русской жизни, революции широко распространены русской литературе начала XX века.

3. Своеобразие решения темы любви в цикле «Снежная маска».

«Стихия» в отличие от «Души мира» не может существовать как чистая идея: она неотделима от земных воплощений. Резко и неожиданно изменился общий облик лирики Блока. Полностью меняется характер лирического переживания: вместо рыцарского поклонения Даме – земная страсть ко «многим», к «незнакомке», встреченной в мире большого города. Новый облик любовной темы вызван многими причинами: общемировоззренческими, социальными (рост интереса к городской жизни, к «низам» города), биографическими (сложность и драматизм отношений Блока с женой).

Мотивы «дикой страсти» находят вершинное выражение в цикле «Снежная маска» (1908). Блок все чаще изображает «людей природы», наделенных притягательными чертами стихии. Не случайно героиня лирики этих лет – это зачастую пламенная и страстная дочь народа («Прискакала дикой степью»). Впоследствии Блок начинает относиться к своему творчеству этого периода «антитезы» весьма настороженно, порой пронзительно ощущая «бездны», подстерегающие человека на путях пассивной самоотдачи «стихиям». Блок постоянно ощущает тревожную необходимость искать какие-то новые пути, новые высокие идеалы. В знаменательном стихотворении «Незнакомка» (1906) лирический герой взволнованно вглядывается в прекрасную посетительницу загородного ресторана, тщетно пытаясь узнать, кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий» или незнакомка – женщина из мира пьяниц с «глазами кроликов»?, но, несмотря на горькую иронию заключительных строк, общий эмоциональный настрой стихотворения все же не в утверждении иллюзорной истины, а в сложном сочетании преклонения перед красотой, волнующего чувства тайны жизни и неутомимой потребности ее разгадать.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Новое мироощущение породило изменения в поэтике. Тяга назад, в гармонический мир Прекрасной Дамы, совмещается в творчестве Блока этих лет с критикой соловьевского утопизма и мистики, а влияние русского и европейского модернизма – с первыми обращениями к реалистической традиции (Достоевский, Гоголь, Л. Толстой).

Литература:

1. Белый Андрей. Воспоминания о Блоке. – М., 1995.

2. Орлов В. Александр Блок. Очерки творчества. – М., 1986.

3. Пайман А. Истоки русского символизма / Авторизированный перевод с англ. В.В. Исаакович. – М., 2000.

4. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока. – М., 1971.

5. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века. – М., 1999.

6. Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. – М., 1963.

7. Трифонов. Русская литература XX века: Хрестоматия. Любое издание.

8. Хрестоматия критических материалов: Русская литература рубежа XIX – XX вв. – М., 1999.