Болезни Военный билет Призыв

Все морфемы русского языка. Зачем нужны интерфиксы? Формообразующие суффиксы или окончания

Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

Чередования гласных:

о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна

е / #: день — дня,

е / о: бреду — бродить,

о / а: смотреть — посматривать,

е / о / # / и: соберу — сбор — собрать — собирать,

о / у / ы: сох — сухой — высыхать.

Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

Чередования согласных:

парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к"]е,

г / ж: нога — ножка,

к / ч: рука — ручка,

х / ш: муха — мушка,

д / ж: водить — вожу,

т / ч: крутить — кручу,

з / ж: возить — вожу,

с / ш: носить — ношу,

б / бл: любить — люблю,

п / пл: купить — куплю,

в / вл: ловить — ловлю,

ф / фл: графить — графлю,

м / мл: кормить — кормлю.

Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным :

а(я) / им: снять — снимать,

а(я) / ин: жать — пожинать,

и / ой: бить — бой,

е / ой: петь — пой.

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а),

4) приставки часто не связаны с определенной частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов),

5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число

И. п.

син-ий

лисий-

Р. п.

син-его

лисьj-его

Д. п.

син-ему

лисьj-ему

В. п.

И. п. / в. п.

Т. п.

син-им

лисьj-им

П. п.

син-ем

лисьj-ем.

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама ® мам-ин- , лиса ® лис-ий- . В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н- .

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Æ).

Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

основа наст. / буд. времени

н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

Э то хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

писа-ть — писа-л- (бы) — писа-вш-ий

пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Æ, где Æ — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.

2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-) и -Æ-: нёс-Æ- — ср.: нес-л-а.

3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л- бы, нёс-Æ- бы.

4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-) и -Æ- (делай-Æ- , сядь-Æ-).

Для пояснения того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю — читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай-Æ- (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.:читай-Æ-те).

5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом- / -ем-, -нн-, -онн- / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый(в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту — чередующиеся суффиксы).

6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.

7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);

8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш- / -айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

а) суффикс, образующий прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-Æ-). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);

б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай-Æ- , вынь-Æ-).

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.


Слова состоят из морфем. Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, суффикс

Тель--- морфема со значением лица или предмета (читатель,

выключатель), приставка раз----- морфема со значением высокой

степени качества (разудалый, распрекрасный) или со значением разъединения (развести, растащить) и т.

Чаще всего на письме одни и те же морфемы передаются одинаково. Однако в результате различных исторических процессов одна и та же морфема может менять свой вид, например дуб-ок и дуб-к-а, где части -ок- и -к- выражают одну и ту же морфему -ок- с беглой гласной о (уменьшительно-ласкательное значение). Эти разные выразители одной и той же морфемы называются морфами.

Морфема имеет такое же обобщенное значение по отношению к морфу, как, например, фонема к звуку или слово к словоформе. Объединение морфов в одну морфему определяется: 1) их семантическим тождеством; 2) позиционной обусловленностью их формального различия. Так, в нашем примере дуб-ок морф -ок- обусловлен нулевой флексией в именительном падеже, а морф -к- (дуб-к-а) - материально выраженной флексией в родительном падеже. Ср. также охотнич-ий и охотнич-)-эго, где суффикс -ий- в родительном падеже представлен морфом Такие позиционно обусловленные и семантически тождественные морфы называются а л л о м. о р ф а м и.

Итак, морфема - наименьшая значимая часть слова, но в языкознании употребляется еще один термин - аффикс, означающий также наименьшую значимую часть слова. Нет ли здесь дублирования терминов? Оказывается, нет: всякий аффикс как значимая часть слова является морфемой, но не всякая морфема является аффиксом. Дело в том, что все морфемы русского языка делятся на два типа: корневые и аффиксальные. Корневая морфема не является аффиксом.

Корень - морфема, выражающая общую лексическую семантику, присущую всем словам-родственникам. Корень - морфема индивидуальная, каждая группа однокоренных слов имеет свою единственную корневую морфему, не повторяющуюся в словах других гнезд. Тогда как аффикс - типовая морфема, повторяющаяся в целых разрядах слов. Корень отличается от аффиксальных морфем и тем, что часто может существовать самостоятельно (например, там, тогда, вдруг) или лишь оформляясь флексией (лес-ѳ, стран-а, сел-о):

Аффиксальные морфемы по функции и значению в языке делятся на словоизменительные и словообразовательные. Словоизменительные морфемы служат для образования форм слов и являются поэтому различителями словоформ. Например, флексии имен существительных, прилагательных, глаголов (держав-а, держав-ы; сѳетл-ый, о светл-ом; ид-у, ид-ут, думал-0, думал-а и т.

П.), суффикс -/-, образующий словоформы множественного числа имен существительных наряду с флексией -а (брат - брат-ja, друг - друз-ja), глагольные суффиксы прошедшего времени (писа-л-а, мечта-л-а), причастий (сид’-ащ-ий, чита-вш-ий), деепричастий (сид’-а, прочита-в), суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (быстр-ее, тиш-е). Словоизменительные аффиксы являются носителями грамматических значений конкретных словоформ.

Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, они являются выразителями словообразовательных значений (держав-н-ый, снеж-инк-а, лет-чик, пред-рассвет-н-ый и др.).

По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы.

Префикс - аффикс, расположенный перед корнем или перед другим префиксом, например: пере-делать, у-красить, со-автор, не-друг, не-без-ынтересный, пред-рас-светный.

Суффикс - аффикс, расположенный непосредственно после корня или после другого суффикса, например: голуб-изн-а, чита-тель, горош-ин-к-а, воспита-нн-ость, облач-н-ость.

Постфикс - аффикс, расположенный после окончания, этот аффикс присоединяется к готовой форме. Словообразовательных постфиксов в русском языке немного: один глагольный -ся(-сь) - катать-ся (катаю-съ), другие-го, -либо, -нибудь, образуют неопределенные местоимения (например, кто-то, что- либо, какой-нибудь) и местоименные наречия (например, где- то, когда-либо, куда-нибудь).

В структуре русского слова наблюдается еще один строительный аффикс - интерфикс, который расположен между корнями или между простыми основами; этот аффикс участвует в образовании сложных слов, например: пар-о-воз, шест’-и-этаж- ный, камн’-э-дробилка, тр’-ох-годовалый. Интерфикс обладает особым значением - соединительным1. Оно присуще всем производным, имеющим в своем составе два корня, например сложным словам типа глух-о-немой или сложносокращенным словам типа кол-хоз. Поэтому в сложных словах, образованных без соединительной гласной, типа Тула-уголь, диван-кровать или сращениях типа впередѳсмотрящий можно говорить о нулевой морфеме, выражающей соединительное значение."

Интерфиксы соединительного значения следует отличать от асемантичных интерфиксов, выполняющих лишь функцию «строительной прокладки» между основой, от которой образовано слово, и образующим аффиксом , например: америк-(ан)-ец, пе-(в)-ец. Эти интерфиксы отражают явление интерфиксации при словообразовании5.

Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова. Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием . Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.

Названия и обозначения

Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения - как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.

— приставка (или префикс)
— корень
— суффикс и постфикс
— окончание
— основа и соединительная гласная (или интерфикс)

Покажем обозначение морфем на примерах: аван гард н ый , абзац , без вы ход н ый

В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.

Группы морфем

Морфемы разделяются на три группы:

В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.

Рис 1. Схематическое представление частей слова

Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем - аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.

Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.

Видоизменение морфем

Части слова могут подвергаться выпадению звука либо замене одного звука другим. Такие видоизменения могут возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:
. в приставках: от резать - ото рвать, раз делить - рас писать;
. в корнях: орос ить - орош ение, прос ит - упраш ивает, береч ь - берег у - береж ный;
. в суффиксах: сучок - сучк а - сучочек ;
. в окончаниях: водой - водою , в лесу - о лесе .

Все на свете из чего-то состоит: человеческое тело - из клеток, облака - из водяных капель, лес - из деревьев. Человеческая речь складывается из слов. И наверняка вам будет интересно заглянуть в святая святых - ту "мастерскую", где происходит их образование. Слова формируются из особого материала, которому и посвящена данная статья. Мы разберем, что такое морфемы и какое они имеют значение.

Значение понятия, пример

Термин греческого происхождения дословно переводится как "форма". Его авторство принадлежит американцу Леонарду Блумфилду (1933 г.).

Что такое смысловые части, из которых складываются слова. Предлагаем познакомиться с их основными признаками, представленными на картинке.

Выделим из данной информации две основополагающие мысли:

  1. Это самая мелкая частица слова, которая не дробится на какие-либо иные смысловые единицы.
  2. Она имеет особое значение для словообразования.

Корень, приставка, окончание, суффикс, постфикс (возвратная частица -ся или -сь) - это и есть морфемы, из которых складывается слово. Все они имеют разное обозначение на письме, представленное чуть ниже.

Рассмотрим пример: слово "переменка". В нем следующие смысловые части:

  • пере-;
  • -мен-;

Разберем значение каждой:

  • пере- — это приставка, означающая повторное действие;
  • -мен- — корень, лексическое значение которого связано с обозначением смены действия (сравните: менять, подмена, меняла, сменщик);
  • -к — суффикс, указывающий на уменьшительный смысл слова.
  • -а — окончание, указывающее на то, что перед нами существительное единственного числа, женского рода.

Корень слова

Если смысл слова складывается из значений его частей, то главной морфемой можно смело считать корень. Именно он несет основную лексическую нагрузку, и на его основе происходит словообразование. Попробуем это проиллюстрировать. Построим новые слов от существительного "вода" с сохранением корня -вод-.

Значение морфем разнится, поэтому принято выделять корневые и аффиксальные. О первых - подробнее, чуть ниже.

Пишем правильно

Важным моментом является правописание морфем. В указанном примере видно, что в корне могут наблюдаться чередования букв, которые нужно отслеживать. Более сложные из них — -лаг-/-лож- (предлагать, предложение). Следует разбирать также следующие орфограммы:

  • Безударные проверяемые и непроверяемые гласные (наводнить — водный; диалог).
  • Переход буквы "и" в "ы" после приставок, оканчивающихся на согласную (проиграл, подыграл).
  • Правописание "е" вместо "э" в заимствованных словах (проект, шинель).
  • "О" и "е" после шипящих."Е" пишется под ударением, если можно подобрать однокоренное слово с чередованием "е - е": черствый — черстветь, пшенка —пшено.
  • Парные глухие и звонкие согласные требуют проверочного слова (шаг — шаги, звук — звуки).
  • Непроизносимые согласные также нуждаются в подборе однокоренных слов (местность — место).
  • Двойные согласные. Для этой орфограммы действует несколько правил, поэтому необходимо сверяться со словарем (вожжи, дрожжи, ссора).

Окончания

Лучше понять, что такое морфемы, можно, посмотрев на следующее предложение:

  • "Наступил... утр..., и дет... поспешил... в школ...".

У окончания очень важная роль - оно устанавливает связь между словами в предложении. Никак не влияя на лексическое значение конкретного существительного или прилагательного, например, оно не входит в так называемую основу. Вместе с тем, окончание играет огромную роль, указывая на род, число и падеж. Вставим пропущенные окончания и прочитаем:

  • Наступило утро, и дети поспешили в школу.

Суффиксы

Данная морфема входит в основу и отвечает за слово- и формообразование. Пример образования новых слов:

  • гриб — гриб-ник;
  • серебро — серебр-ист-ый;
  • заяц — зайч-онок.

Пример образования новых форм:

  • склонять — склоня-ем-ый;
  • теплый — тепл-ейш-ий;
  • весело — весел-ее.

Суффикс -ищ способен увеличить предмет: город — городище. А -ик, наоборот, уменьшить: стол — столик.

Между прочим, в русском языке есть слова, в которых встречается два и даже три суффикса. Примеры последних:

  • родственнички;
  • преподавательница;
  • водянистость.

Приставки

Стоящие впереди корня приставки являются словообразующими частицами. Именно на их примере становится понятно, что такое морфемы. Так, они способны сделать незавершенное действие законченным: читать — прочитать. У каждой приставки есть свое назначение:

  • Без-/бес- — означает отсутствие чего-либо (безголосый, беспорядок).
  • Вы- — демонстрирует направленность движение наружу (вылезти, выпрыгнуть).
  • До- — показывает доведение действия до конца (добежать, доработка).
  • Не- — означает отрицание того, что выражает само слово (неправда, некрасивая).
  • Недо- — применительно к глаголам показывает недостаточность действий (недосолил, недобежал) и т. д.

Разобрав, что такое морфема в русском языке, следует помнить: использование смысловых частей слова требует знания орфографии.

Конспект по данной тем предназначен для использования учителями русского языка и литературы в 11 классе (профильный уровень обучения) по программе под редакцией В.В. Бабайцевой.

В содержании разработки уроков русского языка к разделу « Морфемика и словообразование» реализован актуальный в настоящее время личностно- ориентиро­ванный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимо­связи между процессом изучения и процессом использования языка. Уроки представляют собой единство процесса усвоения основ лингвистики, процесса формирования умений нормативного, целесообраз­ного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

В классах филологического профиля развиваются и совершен­ствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая ком­петенции.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах рече­вого поведения в различных сферах и ситуациях общения, поэтому объяснение учителем теоретического материала основывается на вузовской программе изучения русского языка для филологических факультетов..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме « Морфемика и словообразование»

11 класс (профильный уровень)

учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 101 Дзержинского района г. Волгограда

Тема: Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и

Словообразовательные.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Цель урока: знать основные понятия темы; уметь работать с текстом; правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме

Ход урока

1. Работа по теме урока:

А) Запишите текст под диктовку.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать до зари? Вы выходите на крыльцо. На тёмно-сером небе мигают звёзды, влажный ветерок колышет тёмные ветви деревьев: слышится сдержанный не ясный шёпот ночи. Вот кладут домотканый ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. За плетёным забором мирно похрапывает сто рож; каждый звук как будто висит в застывшем воздухе.

Б) Объясните знаки препинания в тексте.

В) Выпишите из диктанта по 2-3 примера орфограмм в разных морфемах.

Для правильного написания этих слов нужно уметь выделять значимые части слова.

Какой раздел науки о языке изучает состав слова?

Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?

Учащиеся дают определения корня, приставки, суффикса, окончания (вводятся новые синонимичные названия морфем.)

Корень - главная и обяза тельная часть слова, выражающая его лексическое значе ние

Оконча ние (или флексия) - это служебная морфема, обра зующая грамматические формы и выражающая грамматические значения слов. Префикс (или приставка) - это служебная морфема, которая находится перед корнем и выражает словообразовательное и/или грамматическое значение.

Суффикс - это служебная морфема, которая находится после корня и выражает словообразо вательное и / или грамматическое значение

2. Слово учителя. Введение новых понятий по теме:

Морфема - это минимальная значимая часть слова, которая обладает свойствами воспроизводимости и повторяемости. Например, слово горы делится на две значимые части. Морфема гор- вы ражает лексическое значение слова - «значительная воз вышенность, поднимающаяся над окружающей местностью», а морфема - грамматическое значение имени тельного (или винительного) падежа множественного числа.

Важнейшей особенностью морфемы является ее воспроизводимость.

В отличие от воспроизведения слова воспроизведе ние морфемы носит связанный характер. Слово воспро изводится свободно, т. е. его воспроизведение не вызы вает обязательного воспроизведения других единиц, в то время как воспроизведение морфемы возможно лишь в составе слова, в сочетании с другими морфе мами, составляющими вместе с ней слово.

В качестве одного из признаков морфемы часто вы деляют ее п о в т о р я е м о с т ь. Действительно, повторяе мость - характерное свойство морфемы. Большинство морфем употребляется в ряде слов (встречается мини мум в двух словах), причем повторяется в них в одном и том же значении, ср.: рез-чик, навод-чик, уклад чик - морфема -чик во всех словах обозначает лицо по действию; пере-сеять, пере-учить, пере-воспитать - морфема пере- обозначает «заново (повторно), иначе совершить действие»; окн-у, стекл-у, дел-у - морфема -у выражает значение дательного падежа единственно го числа. Но этот признак охватывает не все морфемы.

Термин «морфема» введен И. А. Бодуэном де Куртенэ как общее название всех частей слова. Он писал: «Морфе ма - дальше не делимый, дальше не разложимый мор фологический элемент языкового мышления. Этот тер мин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде корень, префикс, суффикс, окончание и т. п. Считать подобный термин лишним - это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными назва ниями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т. д.» "

К корневым морфемам относятся только корни. К аф фиксальным (служебным) морфемам относятся суффик сы, префиксы, постфиксы, окончания. Промежуточными морфемами между корневыми и аффиксальными являют ся аффиксоиды.

Корневая морфема является смысловым ядром, носи телем лексического значения слова. Аффиксальные мор фемы выражают дополнительные (служебные) значе ния - словообразовательные или грамматические, кото рые наслаиваются на семантику корневой морфемы, модифицируя или конкретизируя ее в каком-либо отноше нии, ср.: писать и вписать, выписать, записать, дописать, исписать, описать и др.

Корень является обязательной частью слова и высту пает как его смысловой и структурный организующий центр. Аффиксы присоединяются к корню, как бы нани зываются на него в определенной последовательности, ср.: мир - мир-и(ть) - при-мир(ить) - примир-ен(ие) - - примиренч-еск(ий) - примиренческ-и,

Корневые морфемы чаще всего встречаются в сочета нии с аффиксами, однако в русском языке имеются корне вые слова и без аффиксов. Что же касается аффиксов, то они употребляются только в составе слова.

Аффиксы отличаются друг от друга по месту в слове. По отношению к корню различаются префиксы (пристав ки) и суффиксы. Аффиксы, находящиеся перед корнем, называются префиксами: пре-милый, не-большой. Аффик сы, находящиеся после корня, называются суффиксами: связ-ист, рад-ость. По отношению к концу слова выделя ются окончания, хотя они и не всегда находятся в абсо лютном конце слова. Аффиксы, находящиеся после окон чания, называются постфиксами. Некоторые ученые на зывают их пофлексийными суффиксами. Постфиксы - это служебные мор фемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и/или словообразовательное значение.

В зависимости от того, какую функцию в слове выполняют служебные морфемы, различают:

1. Словообразующие аффиксы, образующие новые слова: город – город+ ск (ой), при +город.

Эти аффиксы имеют определённое словообразовательное значение. Так, суффикс -ск- в прилагательном городской обозначает «относящийся к тому или свойственному тому, что названо производящим словом». Приставка при- в существительном пригород означает «близость к городу».

2. Формообразующие аффиксы, образующие различные грамматические формы одного и того же слова. Так, формы настоящего времени глагола образуются при помощи личных окончаний: бежать – бег- у , беж -ишь , беж -ит , беж -им , беж- ите , бег- ут .

(Теория из учебного пособия для педагогических институтов под редакцией Н. М. Шанского « Современный русский литературный язык» стр. 179- 180, 181-195)

3. Практикум.

Учащиеся выполняют задания, по мере выполнения комментируют, работая в группах:

А) Расчлените слова на морфемы; назовите морфемы каждого слова. 1 группа

Чистый, чистота, чище, чистейший, чисто, почище, чистить, очищение, чистивший, вычищенный, чистя, вы чистить, вычищать, вычистив, почистить, расчистить, рас чищать, чистенький, чистка, чистильщик, чистит, прочи щать, прочищаться, прочиститься, прочищаемый, прочи щающий, прочистил, прочистила, чистила, чистилище, чиститься.

Б) Выделите в парах слов аффиксы и определите их функции 2 группа

(словообразующую, формообразующую, формословообразующую).

  1. Приставок: прервать - предобрый, предел,
    премудрый, преграда - прехорошенький, предание,
    премиленький; разделить - разлюбезный, развеселить,
    развеселый; записать - застонать, подарить - поплыть, поставить - полететь;
    сдать - сбросить; опустить - обежать; придавить - присесть, потопить (печь) -потопить (судно).

3 группа

2. Суффиксов: пряник - хвостик, старик - бантик; почернеть - почернить, обессилеть - обессилить, прыгнуть - сохнуть, свистнуть - мокнуть; каток - узелок; ночка - строчка, тучка - точка, голосище - логовище, дружище - пожарище
(место пожара); лететь - летать, катить - катать,бежать - бегать, признать - признавать, приказать - приказывать; ручка (ребенка) - ручка (авторучка), ножка
(ребенка) - ножка (стула); висячий - висящий, стоячий - стоящий; лезгинка - соломинка.

3. Окончаний: головой - головной, синее (небо) - (еще) синее (небеса)-;
(становятся) синее; (большое) село - (солнце) село; моем - несем - днем (наречие); слова - снова; кругом (наречие)- кругом, потом (наречие) - потом; у двери - внутри.

Каждая группа объясняет, как решили лингвистическую задачу.

4 Подведение итогов урока:

1. Что изучает морфемика?

2. Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?

3. Какие новые термины вы узнали на уроке?

Домашнее задание:

В. В. Бабайцева « Русский язык» 10-11 классы « Дрофа» 2006. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. Стр.277 упр.279 Обозначить в словах морфемы. К какой части речи относятся эти слова?