Болезни Военный билет Призыв

Владимир короленко - в дурном обществе

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепление художественно-изобразительных средств: эпитет, сравнение, антитеза;

развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти;

воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.

ЭПИГРАФ:

Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце

Антуан де-Сент Экзюпери

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу:II. Сообщение темы.
  1. Сегодня мы продолжим изучение повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Тема урока - « Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей».

Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей, называли его «нравственным гением».

  1. Словарная работа

А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– (толковый словарь ) - СЛАЙД

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.

Урок наш будет не просто занятием, а уроком милосердия и добра .

4. Проверка д/з : 1) Роль пейзажной зарисовки. СЛАЙД

Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)

Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.

Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?

Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)

А человек печален, когда судьба его драматична.

2) Драма Тыбурция и его детей.

Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)

Какова была участь неугодных? Зачитайте.

Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)

Найдите описание его внешности, зачитайте .

Драматична ли судьба Тыбурция? СЛАЙД

О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит рассказ о Тыбурции- подготовленный ученик.)

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)

Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)

Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.)

3) Драма Васи и его отца.

Выборочное чтение – портрет судьи

Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?

Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)

Каково мнение о нем в городе? (Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести)

А что с этим судьей происходит дома? (Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.)

Какие законы он нарушает? (Нравственные.)

Обратимся к тексту. Прочитайте , как судья становится преступником.

На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)

Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.Сначала отец не замечал сына из-за большой любви к жене, а когда она умерла, - из-за большого горя)

В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)

III. Изучение нового материала. Эвристическая беседа

1.- Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)

Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение (стр.26 3-й абзац). СЛАЙД

(Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)

Какие средства худ. выразительности использует автор?

(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика)

О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость) Слайд

Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?

(Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко .

Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)

Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»?

(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)

Когда раскрылась мальчику эта загадка? (Когда Вася впервые увидел подземелье)

2. Работа с текстом.

Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30

Выделите в тексте повести слова, характеризующие подземелье.

Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…

- Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?

Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. какой камень (серый, жесткий, холодный…)

Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.

3. Работа с текстом.

Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.

4. Чтение по ролям Послушайте диалог Васи и Валека из V главы. Стр.32-33- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?

Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)

- Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце .

Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?

(Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».) - Работа на красных листочках

В результате работы учащихся

ВЫВОД Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. 6. Пересказ эпизодов «Осень», «Кукла». 8.-Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом ? СЛАЙД(Тыбурций рассказал судье о Васином участии в жизни Маруси и Валека, а также - с какой целью Вася взял куклу. Отец по-другому взглянул на сына и понял свою ошибку) - Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? --- СЛАЙД

(Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.)

Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? -Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, 10. Итог урока

А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу урока. В заключение прозвучат слова Экзюпери : « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Как вы понимаете это?

Давайте разорвём синие листочки с символами зла и негатива и выбросим их, чтобы у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами…


Произведение Короленко В дурном обществе датируется 1885-ым годом. С данным произведением дети знакомятся благодаря учебной программе, а свои мысли и взгляды записывают в свой читательский дневник, где свое место нашел и Короленко с работой В дурном обществе. Для тех, кто не находит время на знакомство с рассказом Короленко в полном его содержании, предлагаем познакомиться с кратким пересказом.

Короленко В дурном обществе

Глава1

Здесь замок, что расположился на острове близ Княж-городка. В Княж-городке как раз и живет Василий — девятилетний персонаж рассказа Королева В дурном обществе. Мальчик воспитывался отцом. Отец же очень редко общается с сыном, только иногда мог приголубить дочь, сестру Васи и то, потому что она напоминала ему жену. Вася часто уходил из дома и направлялся к замку, который его привлекал и манил.

В замке ютятся нищие люди, однако со временем пришли перемены и Януш, бывший слуга графа, которому досталось право решать кто будет жить в замке, а кого прогнать, прогоняет всех нищих.

Глава 2

Изгнанные люди бродят и скитаются по городу, а потом исчезают. Но не из города. Просто люди нашли себе жилье. Они поселились в подземелье часовни. Над нищими стал во главе Тыбурций, у которого был сын и дочка приемные, а звали их Маруся и Валек.

Глава 3

Здесь мы узнаем об отношениях отца и сына. А они были никакие. Вася живет сам по себе, а из-за постоянного сурового вида своего отца, он старался избегать с ним встреч, поэтому уже рано утром убегал на улицу, а возвращался очень поздно

Мальчик часто вспоминает мать, ее нежные объятья, а после горько плачет, ведь в свои шесть лет он уже испытал на себе чувство одиночества. У Васи есть сестра и они любят друг друга, однако няня Сони не давала Васе играть с сестрой, поэтому он и стал бродяжничать.

Если раньше Васю привлекал замок, то теперь, когда нищие там не живут, он стал искать новые места и теперь его привлекает часовня, которую он хочет исследовать изнутри.

Глава 4

Вася с друзьями идут к часовне. Они помогают мальчику пробраться в часовню через окно, вот только его друзья, услышав непонятные звуки, бросили Васю и убежали. Вася же встретил в часовне детей, тех самых названных детей Тыбурция. Дети зовут Васю в гости еще и просят не сообщать о своем с ними знакомстве.

Глава 5

Вася дружит с Марусей и Валеком. Вася замечает слабость и бледный вид Маруси, в то время как его сестра пухленькая, опрятно одета. Из разговоров с детьми, Вася узнает, что их отцом являлся Тыбурций, который очень сильно их любил. Васе же стало горько, что у нис с отцом не такие отношения. Между тем, у Васи появилась гордость за отца, ведь он узнал, что в городе его отца уважают и считают справедливым судьей.

Глава 6

Вася не может прийти в часовню к детям, так как не видел, чтобы взрослые ее покидали. Однажды Вася встречает Валека в городе, тот зовет к себе. По дороге Валек ворует булку для сестры, которая голодна. Вася сначала говорил, что это плохо, но не стал осуждать своего друга. Напротив, ему стало горестно за нищую жизнь друзей.

Глава 7

Когда Вася вновь пришел к своим друзьям, мальчик сталкивается с Тыбурцием, который узнал в Васе сына судьи. Он разрешает и дальше дружить со своими детьми, только при этом просит никому о них не рассказывать. Вася впервые солгал отцу, сказав, что гулял в городе. Вася боялся, что за связь с дурным обществом отец будет ругать его.

Глава 8

Рассказ Короленко В дурном обществе по главам продолжается тем, что с наступлением осени, болезнь девочки только обострилась. С каждым днем ее состояние ухудшалось. Вася же стал приходить теперь в любое время. Как-то Вася увидел, как его отец разговаривал с Янушем. Речь шла то ли о нищих, то ли о Васе, сложно было понять. Услышанный разговор Вася рассказал Тыбурцию, но тот сказал, что его отец справедливый и всегда действует в рамках закона. Опять у Васи появилась гордость за отца и в то же время грусть, ведь отец не любил сына.

Глава 9

Девочке совсем плохо. Чтобы хоть как-то повеселить Марусю, Вася просит у сестры куклу и та соглашается временно одолжить Марусе. Девочка обрадовалась такому подарку, она даже повеселела. У Васи же напротив начались проблемы из-за куклы.

Отец стал что-то подозревать, он запрещает сыну уходить из дома, но Вася убегает. Он пошел к Марусе, которая опять не вставала ей было очень плохо. Вася хотел забрать куклу, но девочка начала плакать. Не смог Вася лишить Марусю единственной радости. Вернувшись домой, он столкнулся с отцом, который вновь запер его дома, а через четыре дня позвал в кабинет. Вася боялся идти, но ничего не оставалось. Он признался, что взял куклу из разрешения Сони, но куда отнес не говорил, и не известно, что бы было, но тут в дверь вошел Тыбурций. Он принес куклу. Тыбурций все рассказал судье и тот смягчился, мало того, в его глазах появилось тепло и любовь к сыну. Теперь Вася был уверен, этот взгляд будет всегда таким. Отец отпускает Васю попрощаться с Марусей, которая умерла и дает денег, чтобы мальчик от своего имени отдал их Тыбурцию Драгу.

Заключение

Похоронив дочь, Тыбурций с сыном исчезают в неизвестном направлении. Часовня еще больше разрушилась и одна только могила зеленела весной. Сюда приходили Вася, Соня и их отец. Здесь дети любили проводить свое свободное время, а когда подросли, на этой могиле они дали свои обеты.

Короленко В дурном обществе главные герои

В рассказе Короленко В дурном обществе главными героями является Вася — мальчик из благополучной семьи, семьи городского судьи. Это смелый, добрый, умный сорванец девяти лет, который живет с отцом, так как мать умерла. Он из-за нехватки внимания со стороны отца, постоянно бродяжничал. Он дружит с детьми нищего сословия и связался с членами дурного общества.

Из детских воспоминаний моего приятеля

I. Развалины

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия. Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и — вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских «заезжих домов», казенные учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом потянулась еврейская улица с магазинами, лавками, лавчонками, столами евреев-менял, сидящих под зонтами на тротуарах, и с навесами калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и — вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа. Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный за́мок. Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчи́ще», — передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым за́мком. От этого, понятно, за́мок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса, — так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стояли стук, и топот, и гоготанье. А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого за́мка и царил над всем городом. «Ой-вей-мир!» — пугливо произносили евреи; богобоязненные старые мещанки крестились, и даже наш ближайший сосед, кузнец, отрицавший самое существование бесовской силы, выходя в эти часы на свой дворик, творил крестное знамение и шептал про себя молитву об упокоении усопших. Старый, седобородый Януш, за неимением квартиры приютившийся в одном из подвалов за́мка, рассказывал нам не раз, что в такие ночи он явственно слышал, как из-под земли неслись крики. Турки начинали возиться под островом, стучали костями и громко укоряли панов в жестокости. Тогда в залах старого за́мка и вокруг него на острове брякало оружие, и паны громкими криками сзывали гайдуков. Януш слышал совершенно ясно, под рев и завывание бури, топот коней, звяканье сабель, слова команды. Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов, прославленный на вечные веки своими кровавыми подвигами, выехал, стуча копытами своего аргамака, на середину острова и неистово ругался: «Молчите там, лайдаки, пся вяра!» Потомки этого графа давно уже оставили жилище предков. Большая часть дукатов и всяких сокровищ, от которых прежде ломились сундуки графов, перешла за мост, в еврейские лачуги, и последние представители славного рода выстроили себе прозаическое белое здание на горе, подальше от города. Там протекало их скучное, но все же торжественное существование в презрительно-величавом уединении. Изредка только старый граф, такая же мрачная развалина, как и за́мок на острове, появлялся в городе на своей старой английской кляче. Рядом с ним, в черной амазонке, величавая и сухая, проезжала по городским улицам его дочь, а сзади почтительно следовал шталмейстер. Величественной графине суждено было навсегда остаться девой. Равные ей по происхождению женихи, в погоне за деньгами купеческих дочек за границей, малодушно рассеялись по свету, оставив родовые за́мки или продав их на слом евреям, а в городишке, расстилавшемся у подножия ее дворца, не было юноши, который бы осмелился поднять глаза на красавицу-графиню. Завидев этих трех всадников, мы, малые ребята, как стая птиц, снимались с мягкой уличной пыли и, быстро рассеявшись по дворам, испуганно-любопытными глазами следили за мрачными владельцами страшного за́мка. В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная униатская часовня. Это была родная дочь расстилавшегося в долине собственно обывательского города. Некогда в ней собирались, по звону колокола, горожане в чистых, хотя и не роскошных кунтушах, с палками в руках, вместо сабель, которыми гремела мелкая шляхта, тоже являвшаяся на зов звонкого униатского колокола из окрестных деревень и хуторов. Отсюда был виден остров и его темные громадные тополи, но за́мок сердито и презрительно закрывался от часовни густою зеленью, и только в те минуты, когда юго-западный ветер вырывался из-за камышей и налетал на остров, тополи гулко качались, и из-за них проблескивали окна, и за́мок, казалось, кидал на часовню угрюмые взгляды. Теперь и он, и она были трупы. У него глаза потухли, и в них не сверкали отблески вечернего солнца; у нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. Но старая, историческая рознь, разделявшая некогда гордый панский за́мок и мещанскую униатскую часовню, продолжалась и после их смерти: ее поддерживали копошившиеся в этих дряхлых трупах черви, занимавшие уцелевшие углы подземелья, подвалы. Этими могильными червями умерших зданий были люди. Было время, когда старый за́мок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. Все, что не находило себе места в городе, всякое выскочившее из колеи существование, потерявшее, по той или другой причине, возможность платить хотя бы и жалкие гроши за кров и угол на ночь и в непогоду, — все это тянулось на остров и там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора. «Живет в за́мке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты и гражданского падения. Старый за́мок радушно принимал и покрывал и перекатную голь, и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг. Все эти существа терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что-то варили, чем-то питались, — вообще, отправляли неизвестным образом свои жизненные функции. Однако настали дни, когда среди этого общества, ютившегося под кровом седых руин, возникло разделение, пошли раздоры. Тогда старый Януш, бывший некогда одним из мелких графских «официалистов», выхлопотал себе нечто вроде владетельной хартии и захватил бразды правления. Он приступил к преобразованиям, и несколько дней на острове стоял такой шум, раздавались такие вопли, что по временам казалось, уж не турки ли вырвались из подземных темниц, чтоб отомстить утеснителям. Это Януш сортировал население развалин, отделяя овец от козлищ. Овцы, оставшиеся попрежнему в за́мке, помогали Янушу изгонять несчастных козлищ, которые упирались, выказывая отчаянное, но бесполезное сопротивление. Когда, наконец, при молчаливом, но, тем не менее, довольно существенном содействии будочника, порядок вновь водворился на острове, то оказалось, что переворот имел решительно аристократический характер. Януш оставил в за́мке только «добрых христиан», то есть католиков, и притом преимущественно бывших слуг или потомков слуг графского рода. Это были все какие-то старики в потертых сюртуках и «чамарках», с громадными синими носами и суковатыми палками, старухи, крикливые и безобразные, но сохранившие на последних ступенях обнищания свои капоры и салопы. Все они составляли однородный, тесно сплоченный аристократический кружок, взявший как бы монополию признанного нищенства. В будни эти старики и старухи ходили, с молитвой на устах, по домам более зажиточных горожан и среднего мещанства, разнося сплетни, жалуясь на судьбу, проливая слезы и клянча, а по воскресеньям они же составляли почтеннейших лиц из той публики, что длинными рядами выстраивалась около костелов и величественно принимала подачки во имя «пана Иисуса» и «панны Богоматери». Привлеченные шумом и криками, которые во время этой революции неслись с острова, я и несколько моих товарищей пробрались туда и, спрятавшись за толстыми стволами тополей, наблюдали, как Януш, во главе целой армии красноносых старцев и безобразных мегер, гнал из за́мка последних, подлежавших изгнанию, жильцов. Наступал вечер. Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. Какие-то несчастные темные личности, запахиваясь изорванными донельзя лохмотьями, испуганные, жалкие и сконфуженные, совались по острову, точно кроты, выгнанные из нор мальчишками, стараясь вновь незаметно шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий за́мка. Но Януш и мегеры с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках, сохранявший вооруженный нейтралитет, очевидно, дружественный торжествующей партии. И несчастные темные личности поневоле, понурясь, скрывались за мостом, навсегда оставляя остров, и одна за другой тонули в слякотном сумраке быстро спускавшегося вечера. С этого памятного вечера и Януш, и старый за́мок, от которого прежде веяло на меня каким-то смутным величием, потеряли в моих глазах всю свою привлекательность. Бывало, я любил приходить на остров и хотя издали любоваться его серыми стенами и замшенною старою крышей. Когда на утренней заре из него выползали разнообразные фигуры, зевавшие, кашлявшие и крестившиеся на солнце, я и на них смотрел с каким-то уважением, как на существа, облеченные тою же таинственностью, которою был окутан весь за́мок. Они спят там ночью, они слышат все, что там происходит, когда в огромные залы сквозь выбитые окна заглядывает луна или когда в бурю в них врывается ветер. Я любил слушать, когда, бывало, Януш, усевшись под тополями, с болтливостью семидесятилетнего старика начинал рассказывать о славном прошлом умершего здания. Перед детским воображением вставали, оживая, образы прошедшего, и в душу веяло величавою грустью и смутным сочувствием к тому, чем жили некогда понурые стены, и романтические тени чужой старины пробегали в юной душе, как пробегают в ветреный день легкие тени облаков по светлой зелени чистого поля. Но с того вечера и за́мок, и его бард явились передо мной в новом свете. Встретив меня на другой день вблизи острова, Януш стал зазывать меня к себе, уверяя с довольным видом, что теперь «сын таких почтенных родителей» смело может посетить за́мок, так как найдет в нем вполне порядочное общество. Он даже привел меня за руку к самому за́мку, но тут я со слезами вырвал у него свою руку и пустился бежать. За́мок стал мне противен. Окна в верхнем этаже были заколочены, а низ находился во владении капоров и салопов. Старухи выползали оттуда в таком непривлекательном виде, льстили мне так приторно, ругались между собой так громко, что я искренно удивлялся, как это строгий покойник, усмирявший турок в грозовые ночи, мог терпеть этих старух в своем соседстве. Но главное — я не мог забыть холодной жестокости, с которою торжествующие жильцы за́мка гнали своих несчастных сожителей, а при воспоминании о темных личностях, оставшихся без крова, у меня сжималось сердце. Как бы то ни было, на примере старого за́мка я узнал впервые истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в за́мке поросло плющом, повиликой и мхами, а смешное казалось мне отвратительным, слишком резало детскую восприимчивость, так как ирония этих контрастов была мне еще недоступна.

Название произведения: В дурном обществе
Короленко Владимир
Год написания: 1885
Жанр: рассказ
Главные герои: Вася - сын судьи, Сонька - сестра Васи, Валек - сын Тыбурция, Маруся - сестра Валека, Тыбурций - глава «дурного общества», отец Васи - городской судья.

Пронизывающая и очень взрослая история, познакомиться с которой можно через краткое содержание рассказа «В дурном обществе» для читательского дневника.

Сюжет

Когда умерла мать, Васька остался без призора. Отец, пораженный горем, не уделяет время сыну и погружен в работу. Рядом с городом есть часовня и подземелье, в котором живут бездомные, так называемое «дурное общество». Васька залезает в часовню и знакомится там с Валеком и Марусей. Дети дружат. Однажды Валек говорит, что отец очень любит их. Васька отвечает, что не может сказать подобное о своем отце, который, напротив, его недолюбливает. Валек отмечает, что его отец справедливый и честный. Маруся болеет. Вася приносит ей куклу Сонечку. Девочка радуется. До судьи доходят слухи об общении сына с дурным обществом. Ваську запирают, но он убегает. Тыбурций приходит к судье с куклой и рассказывает о дружбе детей. Судья и сын сближаются. Маруся умирает. Дети часто приходят к ней на могилу.

Вывод (моё мнение)

Вася подружился с детьми Тыбурция несмотря на ярлыки, навешанные на жителей подземелья. Его не волнует отношение к ним окружения. Он очень человечный и добрый мальчик, не испорченный предрассудками и жестокостью. Благодаря своему великодушию он вызывает стыд в черством сердце отца и сближается с ним. Маруся становится памятью для всех и печальным примером и жертвой неравенства людей.