Болезни Военный билет Призыв

Вещества с которыми реагирует метан

Биология (греч. βίοσ (bios) - жизнь, λόγος (logos) - слово; наука) - совокупность наук о живой природе, о животных, населяющих Землю или уже вымерли, их функции, развитие особей и родов, наследственность, изменчивость, взаимные отношения, систематику, распространение на Земле, о связи между живыми существами и живых существ из неживой природой. Биология устанавливает общие закономерности, свойственные жизни во всех его проявлениях.

История становления и развития

Термин «биология» был введен в науку французским биологом Ж.-Б. Ламарком.

Человек издавна, с доисторических времен, жила рядом с живыми существами. Еще больше ознакомилась она с ними, когда начала культивировать растения и одомашнивать животных. По мере освоения растительного и животного мира развивались и углублялись знания человека. С этажных и часто неточных представлений о природе постепенно формировались более определенные и точные знания. Памятники древних культур - китайской, индийской, Асир-вавилонской, египетской, греческой - свидетельствуют о том, что еще задолго до начала нашей эры был накоплен значительный эмпирический материал в области биологии. Наряду с практическими вопросами, важными для сельского хозяйства и медицины, древние естествоиспытатели-мыслители (Гераклит, Демокрит, Гиппократ и др.) пытались решить и ряд общебиологических вопросов, в частности вопросов, касающихся происхождения и эволюции живых существ. Важное значение для развития биологии имели произведения Аристотеля (384-322 до н.э.).

Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами (Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален). Их работы, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (Везалий и др.). В 17 - 18 веках в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (Уильям Гарвей, 1628). Изобретение микроскопа раздвинул границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из главных достижений этой эпохи создания системы классификации растений и животных (Карл Линней, 1735). Вместе с тем преобладали умозрительные теории о развитии и свойства живых существ (самозарождения, преформации и др.).

В 19 веке в результате резкого увеличения количества биологических исследований (новые методы, экспедиции в тропические и малодоступные районы Земли и др.), накопления и дифференциации знаний сформировалось много специальных биологических наук. Так, в ботанике и зоологии появляются разделы, изучающие отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и т.д. Среди достижений биологии клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Грегор Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в биологии привело эволюционное учение Чарльза Дарвина (1859).

Для биологии 20 века характерны две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различные уровни организации живой природы: молекулярный (молекулярная биология, биохимия и другие науки, которые объединяют понятием физико-химическая биология), клеточный (клеточная биология), уровень организмов (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно -видовой (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетического познания живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и т.д.). Поразительных успехов начиная с 1950-х годов достигла молекулярная биология, которая раскрыла химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическое значение биологических исследований и методов (в том числе генной инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию в середине 20 века на передовые рубеже естествознания.

Задача биологии и обзор основных проблем

Задачей биологии является всестороннее изучение всей совокупности организмов как современных, так и ископаемых. Число современных видов организмов достигает около 2 млн., в том числе более 1,5 млн. животных. Примерно столько же известно ископаемых видов. Биологи исследуют строение растений и животных, их жизненные функции, образ жизни и распространения на Земле, их историческое развитие и значение, пути использования и т.д. Эти исследования дают возможность все больше и рационально использовать в интересах человека полезные формы, все успешнее уничтожать вредные.

Вопрос об историческом развитии органического мира и происхождения человека являются одними из важнейших в современной биологии, они всегда стояли в центре борьбы между материализмом и идеализмом. Именно раздел биологии, охватывает эти вопросы, испытывал и испытывает сильных нападок со стороны реакционных сил в биологии.

Биология теперь - сложная система научных дисциплин, каждая из которых имеет свои задачи, свои методы и объекты исследования.

Весь мир организмов, в зависимости от степени их родства, делится на определенные группы: типы, классы, ряды, семьи, роды, виды. Распределение организмов по группам, или их классификацию, осуществляет систематика. Основоположником научной систематики был К. Линней.

Строение организмов и ее изменения в индивидуальном и историческом развитии исследует морфология, которая является базой для развития других биологических наук. Для изучения внутреннего строения организмов морфология пользуется методом сечений и срезов, поэтому этот ее раздел известен еще под названием анатомии. Применение сравнительного анализа внутренних структур позволило сделать ряд важных обобщений. Без сравнительной анатомии невозможно решение такой важной проблемы, как эволюция органического мира.

Микроскопическое исследование тончайшей строения тела организмов, недоступной для невооруженного человеческого глаза, осуществляет наука о тканях - гистология. Параллельно со сравнительной анатомией развилась сравнительная гистология. Микроскопическое исследование строения клеток привело к развитию клеточной биологии - науки о строении, химическом составе, физиологические свойства и развитие этой основной структурной единицы живых существ.

Морфологические науки тесно переплетаются с физиологией, изучающей жизненные функции организмов, т.е. процессы их жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, передачу нервного возбуждения и т.п.). С физиологией близко родственная биохимия, или физиологическая химия, которая исследует химические процессы, лежащие в основе обмена веществ, проводит химический анализ тканей и различных выделений организма.

Взаимоотношения и взаимодействие организма и внешней среды изучает экология. Важным ее разделом является ценология, изучающая биоценозы. Из данных экологии и ценология исходит в своих выводах биогеография, которая делится на фитогеография (география растений) и зоогеографии (география животных).

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) делится на два этапа - эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый). Закономерности эмбрионального развития изучает эмбриология, которая, естественно, делится на эмбриологию растений и эмбриологии животных и человека. Вопрос наследственности и изменчивости организмов исследует генетика.

Эволюционное учение, или дарвинизм, охватывает как общие закономерности эволюции организмов, так и факторы исторического (филогенетического) и индивидуального развития животных и растений. Конкретные пути исторического развития, родство различных систематических групп организмов-их филогению изучает филогенетика. Очень важное значение для выявления родства организмов имеет палеонтология, которая исследует ископаемые растения (палеоботаники) и ископаемых животных (палеозоологии) и их развитие на протяжении всех геологических эпох. Именно она позволял на основании документальных данных - окаменевших остатков ископаемых организмов - воссоздать реальную картину эволюции органического мира, последовательные этапы развития жизни на Земле.

При анализе сложных биологических явлений необходимо рассматривать их в тесной связи с процессами, происходящими в неживой природе. Поэтому Б. широко пользуется услугами физики, химии, геологии и др. естественных наук. Изучение физических закономерностей в биологических явлениях, в частности влияния радиоактивных веществ на организмы, привело к возникновению новых разделов Б. - биофизики и радиобиологии.

Биологические дисциплины

Анатомия - сборная группа разделов биологии, изучающих структуру организмов или их частей на уровне выше клеточного.
Альгология - наука о водорослях, раздел ботаники.
Антропология - биологическая наука, изучающая телесную природу человека, его происхождении и дальнейшее развитие.
Бактериология - раздел микробиологии, изучающий строение, жизнь и свойства бактерий.
Биогеография - наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений и их группировок, а также характер фауны и флоры отдельных территорий.
Биогеоценологии - научная дисциплина, которая исследуются строение и функционирование комплексов живой и неживой природы в биогеоценозов.
Биоинженерия - отрасль биологии и медицины, занимающаяся сознательным внесением изменений в живые организмы для управления их свойствами.
Биоинформатика - область вычислительной биологии, применяет машинные алгоритмы и статистические методы для анализа больших наборов биологических данных
Биология океана - наука, раздел биологии и океанологии, изучающий жизнь морских организмов (биоты) и их экологические взаимодействия.
Биология развития - раздел биологии, изучающий причинные механизмы и движущие силы индивидуального развития (онтогенеза) организмов животных и растений.
Биометрия - совокупность методов математической обработки данных, полученных при измерении тела или отдельных органов организмов.
Бионика - использование биологических методов и структур для разработки инженерных решений и технологических методов.
Биосемиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (знаковые процессы) в живых системах.
Биоспелеология - раздел биологии, занимающийся изучением организмов, обитающих в пещерах.
Биофизика - область науки, изучающая физические и физико-химические явления зарождения, формирования, життедияльнисть, воспроизведение жизни на всех уровнях, начиная с молекул, клеток, органов органов и тканей, заканчивая организмами и биосферы в целом.
Биохимия - наука о химическом составе организмов и их составных частей и о химических процессах, протекающих в организмах.
Биомеханика - наука, которая изучает на основе идей и методов механики свойства биологических объектов
Биоценологии - раздел экологии, изучающий биоценозы, их возникновение, происхождение и развитие, строение и распределение в пространстве и времени, взаимоотношение с окружающей средой и между собой как самих биоценозов, так и отдельных их компонентов.
Ботаника - раздел биологии, изучающий растения, грибы и водоросли.
Ботаническая география - наука о закономерностях географического распространения растительного покрова в связи с рельефом, климатом, почвами и другими составляющими ландшафта.
Бриология - наука, изучающая мохообразные (мхи и Печеночники)
Вирусология - область науки, изучающая свойства вирусов человека, животных, растений, бактерий, грибов
Генетика - это наука о генах, наследственность и вариативность организмов.
Гидробиология - комплексная биологическая наука, изучающая население гидросферы.
Гистология - раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов.
Дендрология - раздел ботаники, изучающий древесные растения (деревья, кустарники и кустарники).
Эволюционная биология - отрасль биологии, изучающий происхождение видов, их изменения, разделения и возникновения биоразнообразия.
Экология - один из разделов биологии, исследующий взаимоотношения между биотическими и социальной целостности и их средой.
Эмбриология - раздел биологии развития (онтогенеза), изучающий эмбриональный период онтогенеза, т.е. эмбрионы различных видов животных, их анатомию и физиологию, закономерности их роста, развития и созревания, патологии и аномалии эмбрионов.
Эндокринология - наука о строении и функции желез внутренней секреции (эндокринных желез); по веществам, которыми производятся (гормоны) и их воздействие на организм человека (или животного)
Энтомология - научная дисциплина, изучающая насекомых. Иногда это определение приобретает более широкий смысл и включает в себя также изучение других наземных членистоногих, таких как пауки, скорпионы и клещи.
Этология - полевая дисциплина зоологии, изучающий поведение животных.
Зоология - это биологическая дисциплина, изучающая животных и их взаимосвязи с окружающей средой.
Иммунология - область биомедицинских наук, покрывающий изучения всех аспектов иммунной системы всех организмов
Ихтиология - наука о рыбах.
Клеточная биология - раздел биологии, изучающий структурно-функциональной организации прокариотических и эукариотических клеток.
Космическая биология - биологическая наука, или раздел биологии, изучающий возможность существования живых организмов в космосе и на других планетах кроме Земли.
Ксенобиология - наука о формах жизни внеземного происхождения.
Микология - наука, исследующая грибы как особую группу организмов, составляющих самостоятельное царство живой природы.
Микробиология - раздел биологии, занимающаяся изучением микроорганизмов, главным образом вирусов, бактерий, грибков, одноклеточных водорослей и простейших.
Молекулярная биология - область науки, изучающая биологические процессы на уровне биополимеров - нуклеиновых кислот и белков и их надмолекулярных структур.
Морфология - форма и структура организма.
Нейробиология - наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы.
Орнитология - наука о птицах, один из разделов зоологии.
Палеонтология - наука, изучающая вымершие организмы, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид.
Систематика - наука о многообразии живых организмов, задачей которой является описание и приведение различных существующих и вымерших видов, их распределение.
Системная биология - Есть междисциплинарной наукой о жизни.
Синтетическая биология - наука, целью которой является создание и изучение биологических систем, не существовавших ранее.
Териология - наука о млекопитающих, один из разделов зоологии
Математическая и теоретическая биология - наука, изучающая закономерности функционирования живого, пытается формально их описать.
Токсикология - наука, изучающая ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы.
Физиология растений - наука, изучающая все процессы деятельности и функции растительного организма, их взаимосвязи и связи с окружающей обстановкой.
Физиология животных и человека - область науки, изучающая механизмы и закономерности всех проявлений жизнедеятельности организма, его органов, тканей, клеток и сублитинних образований, используя для изучения и объяснения этих проявлений методы и понятия физики, химии, математики и кибернетики.
Физиология грибов - наука, изучающая процессы жизнедеятельности грибов.
Исследования биологии

Цитология

Разрез животной клетки
Цитология (греч. κύτος - «вместилище», здесь: «клетка» и λόγος - «учение», «наука») - раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Генетика

Генетика (греч. Γενητως - что происходит от кого) - наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие, в зависимости от используемых методов - наука о генетике, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генетической инженерии.

Генетика как наука появилась не так давно! В 1865 году Грегор Мендель опубликовал доклад «Опыты над растительными гибридами», с этого и принято считать начало науки генетики, а Грегора Менделя за это прозвали «Отцом генетики».

Экология

Экология (греч. Οικος - дом, жилище, хозяйство, жилье, местожительства, родина и λόγος - понятие, учение, наука) - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

Взаимный симбиоз рыбы из рода Amphiprion, живущих среди щупалец тропических актиний. Территориальной рыбы защищает от анемоны, питающиеся актиний, и в свою очередь, язвительные щупальца анемоны защищает рыбы-клоуна от хищников.
Экология как наука стала очень популярна в наше время, в связи с ухудшением окружающей среды.

Объекты исследования экологии - в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения - организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии - разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, исторические, экспериментальные, метод сравнения и метод моделирования.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.

Экспериментальные методы включают в себя варьирования различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой.

Метод сравнения позволяет выявить общие закономерности в строении и жизнедеятельности различных организмов.

Исторический метод допоматае на основе данных о современном органическом мире и его прошлое, познать процессы развития живой природы.

Биологическая классификация

Биологическая классификация - научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое применение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.

Биологическая безопасность

Биологическая безопасность - это сохранение функционирования живых систем, их целостности, биологических функций, взаимосвязей с другими системами, предотвращение широкомасштабной потери биологической целостности, которая может иметь место в результате интродукции видов в экосистемы, загрязнение окружающей среды (воды, почвы, воздуха) и т.д. ;

В древности люди, собирая различные растения, охотясь на зверей и птиц, накапливали знания о них. Эти знания передавались из поколения в поколение и со временем послужили основой древнейшим биологическим наукам- ботанике и зоологии.

Люди болели, получали раны от зверей, врагов. Чтобы вылечиться, необходимо было знать анатомию человека, лекарственные средства. Так появились зачатки еще одной древней биологической науки - медицины.

Человек стал возделывать землю, приручать и одомашнивать зверей и птиц, выводить новые сорта растений и породы животных. Впоследствии из его наблюдений и знаний сложились основы сельскохозяйственных наук.

По мере роста человеческих знаний, расширения хозяйственных потребностей росла и развивалась семья биологических наук. Постоянное расширение и углубление биологических исследований со временем привело к делению древнейших биологических наук на новые самостоятельные науки, а некоторые из них, в свою очередь, разделились на новые направления. Например, ботаника подразделяется на альгологию - науку о водорослях, микологию - о грибах, лихенологию - о лишайниках, дендрологию - о древесных растениях, науку о высших и низших растениях и т. д.

В зависимости от целей познания изучаемых организмов применяются различные формы и методы исследований.

Появились новые биологические науки, связанные с новыми методами исследования,- биохимия растений и животных, биофизика , радиобиология и др. Изучение живых организмов на разных уровнях - целого организма, его органов, клеток, групп организмов - также породило новые биологические науки - молекулярную биологию, биогеоценологию.

Биологические науки имеют огромное значение для человека. Без их развития практически невозможен прогресс ни одной отрасли современного хозяйства. Например, развитие микробиологии много дало для пищевой, фармацевтической, медицинской промышленности, сельского хозяйства.

От прогресса биологических наук зависит решение важнейших вопросов нашего времени- охраны природы, повышения продуктивности растений, животных, почвы , создания безотходных типов производства, замкнутых биологических систем для длительных космических полетов и т. д.

Современные биологические науки сосредоточили свои усилия на решении нескольких главных проблем.

Одна из них-изучение строения и функций молекул, из которых построены живые организмы, процессов их образования, взаимодействия, реакции на внешние воздействия.

Другая важная проблема - познание процессов, происходящих в клетках организма, что дает возможность управлять ими. Управление этими процессами, а следовательно, развитием и состоянием самого организма, законами наследственности и изменчивости зависит от знания индивидуального и исторического развития организмов с учетом всего их многообразия и сложности существующих взаимосвязей в природе. Чтобы понять современные биологические процессы, историю формирования существующих жизненных форм и связей, возможных их изменений в будущем,необходимо продолжать исследования о происхождении жизни на Земле.

Бурное развитие хозяйственной деятельности человека, рост населения земного шара поставили перед всеми биологическими науками задачу изучения взаимоотношений между биосферой и человечеством, чтобы создать надежную систему охраны природы, разработать безвредную технологию производства, обеспечить благоприятные условия жизни для людей на Земле.


Следующее: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
Предыдущее: БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА
Интересное:

Биология как наука.

Биология – наука, изучающая свойства живых систем.

Наука – это сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности.

Объект – науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях. Носитель жизни – живые тела. Все, что связано с их существованием, изучает биология.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую – либо научную задачу, проблему.

Основные методы науки :

1.Моделирование

метод, при котором создается некий образ объекта, модель с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте.

Создание из пластмассовых элементов модели ДНК

2.Наблюдение

метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте

Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями происходящими в живых объектах, например при снятии кардиограммы в течении суток. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, например за линькой животных.

3.Эксперимент (опыт)

метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы. Это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.

Скрещивание животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.

4.Проблема

вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведер к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.

Пример проблемы: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде?» или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам»

5.Гипотеза

предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если…тогда».

«Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т.к. кислород должен поддерживать горение»

6.Теория

это обобщение основных идей в какой – либо научной области знания

Теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий. Со временем теория дополняется новыми данными, развивается. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.

Частные методы в биологии :

Генеалогический метод

Применяется при составлении родословных людей, выявление характера наследования некоторых признаков

Исторический метод

Установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходящими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).

Палеонтологический метод

Позволяет выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование

Разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций органических веществ.

Цитологический или цитогенетический метод

Исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический метод

Исследование химических процессов, происходящих в организме.

Близнецовый метод

Используется для выяснения степени наследственной обусловленности исследуемых признаков. Метод дает ценные результаты при изучении морфологических и физиологических признаков.

Гибридологический метод

Скрещивание организмов и анализ потомства

Науки

Палеонтология

наука об ископаемых останках растений и животных

Молекулярная биология

комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).

Сравнительная физиология

раздел физиологии животных, изучающий методом сравнения особенности физиологических функций у различных представителей животного мира.

Экология

наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Эмбриология

это наука, изучающая развитие зародыша.

Селекция

наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.

Физиология

наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё

Ботаника

Наука о растениях

Цитология

раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Генетика

наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Систематика

раздел биологии , призванный создать единую стройную систему живого на основе выделения системы биологических таксонов и соответствующих названий, выстроенных по определенным правилам (номенклатура)

Морфология

изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма , таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма

Ботаника

Наука о растениях

Анатомия

раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов.

Психология

наука о поведении и психических процессах

Гигиена

наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.

Орнитология

раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц, их эмбриологию, морфологию, физиологию, экологию, систематику и географическое распространение.

Микология

Наука о грибах

Ихтиология

Наука о рыбах

Фенология

Наука о развитии живой природы

Зоология

Наука о животных

Микробиология

Наука о бактериях

Вирусология

Наука о вирусах

Антропология

совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Медицина

область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению, сохранению и укреплению здоровья людей

Гистология

Наука о тканях

Биофизика

это наука о физических процессах, протекающих в биологических системах разного уровня организации и о влиянии на биологические объекты различных физических факт

Биохимия

наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности

Бионика

прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Сравнительная анатомия

биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза.

Теория эволюции

Наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живой природы

Синэкология

раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов.

Биогеография

наука на стыке биологии и географии; изучает закономерности географического распространения и распределения животных, растений и микроорганизмов

Аутоэкология

раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой.

Протистология

наука, изучающая одноклеточные эукариотические организмы, относящиеся к типу простейших

Бриология

Наука о мхах

Альгология

наука о морфологии, физиологии, генетике, экологии и эволюции макро и микроскопических одно и многоклеточных водорослей

Признаки и свойства живого

Единство элементного химического состава

В состав живого входят те же элементы, что и в состав неживой природы, но в других количественных соотношениях; при этом примерно 98% приходится на углевод, водород, кислород, азот.

Единство биохимического состава

Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот.

Единство структурной организации

Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.

Дискретность и целостность

Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей (молекулы, органоиды, клетки, ткани, организмы, виды и т.д.), которые вместе образуют структурно – функциональное единство.

Обмен веществ и энергии (метаболизм)

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции (пластического обмена) – синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии – света, пищи) и диссимиляции (энергетического обмена) – процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.

Саморегуляция

Любые живые организмы обитают в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Благодаря способности к саморегуляции в процессе метаболизма сохраняются относительное постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов, т.е. поддерживается гомеостаз.

Открытость

Все живые системы являются открытыми, потому что в процессе их жизнедеятельности между ними и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

Размножение

Это способность организмов воспроизводить себе подобных. В основе воспроизведения лежат реакции матричного синтеза, т.е. образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК. Это свойство обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений.

Наследственность и изменчивость

Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Основой наследственности является относительное постоянство строения молекул ДНК.

Изменчивость – свойство, противоположное наследственности; способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать новые признаки, отличные от качеств других особей того же вида. Изменчивость, обусловленная изменениями наследственных задатков – генов, создает разнообразный материал для естественного отбора, т.е. отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования в природе. Это приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

Рост и развитие

Индивидуальное развитие, или онтогенез, - развитие живого организма от зарождения до момента смерти. В процессе онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие обычно сопровождается ростом.

Историческое развитие, или филогенез, - необратимое направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.

Раздражимость

Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия, т.е. воспринимать раздражение и отвечать определенным образом. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы, называется рефлексом.

Организмы, у которых отсутствует нервная система, отвечают на воздействие изменением характера движения и роста, например листья растений, поворачиваются к свету.

Ритмичность

Суточные и сезонные ритмы направлены на приспособление организмов к меняющимся условиям существования. Наиболее известным ритмическим процессом в природе является чередование периодов сна и бодрствования.

Уровни организации живой природы

Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Значение уровня в органическом мире

1.Молекулярно - генетический

Ген (макромолекула)

Макромолекулы нуклеиновых кислот, белков, АТФ

Кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии

2.Клеточный

Клетка

Структурные части клетки

Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов, биосинтеза белка.

3.Тканевый

Ткань

Совокупность клеток и межклеточного вещества

Разные виды тканей у животных и растений отличаются строением и выполняют различные функции. Изучение этого уровня позволяет проследить эволюцию и индивидуальное развитие тканей.

4.Органный

Орган

Клетки, ткани

Позволяет изучать строение, функции, механизм действия, происхождение, эволюцию и индивидуальное развитие органов растений и животных.

5.Организменный

Организм (особь)

Клетки, ткани, органы и системы органов с их уникальными жизненными функциями

Обеспечивает функционирование органов в жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях.

6.Популяционно - видовой

Популяция

Совокупность особей одного вида

Осуществляется процесс видообразования.

7.Биогеоценотический (экосистемный)

Биогеоценоз

Исторически сложившаяся совокупность организмов разного ранга в сочетании с факторами окружающей среды

Круговорот веществ и энергии

8.Биосферный

Биосфера

Все биогеоценозы

Здесь происходят все круговороты веществ и энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

Ученые – биологи

Гиппократ

Создал научную медицинскую школу. Считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и их можно узнать, изучая строение и жизнедеятельность человеческого организма.

Аристотель

Один из основателей биологии как науки, впервые обобщил биологические знания, накопленные до него человечеством.

Клавдий Гален

Заложил основы анатомии человека.

Авиценна

В современной анатомической номенклатуре сохранил арабские термины.

Леонардо да Винчи

Описал многие растения, изучал строение человеческого тела, деятельность сердца и зрительную функцию.

Андреас Визалия

Работа «О строении человеческого тела»

Уильям Гарвей

Открыл кровообращение

Карл Линней

Предложил систему классификации живой природы, ввел бинарную номенклатуру для наименования видов.

Карл Бэр

Изучал внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи, сформулировал закон зародышевого сходства, основатель эмбриологии.

Жан Батист Ламарк

Первым попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира.

Жорж Кювье

Создал науку палеонтологию.

Теодор Шванн и Шлейден

Создали клеточную теорию

Ч Дарвин

Эволюционное учение.

Грегор Мендель

Основоположник генетики

Роберт Кох

Основатель микробиологии

Луи Пастер и Мечников

Основатели иммунологии.

И.М. Сеченов

Заложил основы изучения высшей нервной деятельности

И.П. Павлов

Создал учение об условных рефлексах

Гуго де Фриза

Мутационная теория

Томас Морган

Хромосомная теория наследственности

И.И. Шмальгаузен

Учение о факторах эволюции

В.И. Вернадский

Учение о биосфере

А. Флеминг

Открыл антибиотики

Д. Уотсон

Установил структурц ДНК

Д.И. Ивановский

Открыл вирусы

Н.И. Вавилов

Учение о многообразии и происхождении культурных растений

И.В. Мичурин

Селекционер

А.А. Ухтомский

Учение о доминанте

Э.Геккель и И.Мюллер

Создали биогенетический закон

С.С. Четвериков

Исследовал мутационные процессы

И.Янсен

Создал первый микроскоп

Роберт Гук

Первым обнаружил клетку

Антониа Левенгук

Увидел в микроскоп микроскопических организмов

Р.Броун

Описал ядро растительной клетки

Р.Вирхов

Теория целлюлярной патологии.

Д.И.Ивановский

Открыл возбудителя табачной мозаики (вирус)

М.Кальвин

Химическая эволюция

Г.Д.Карпеченко

Селекционер

А.О.Ковалевский

Основоположник сравнительной эмбриологии и физиологии

В.О.Ковалевский

Основоположник эволюционной палеонтологии

Н.И.Вавилов

Учение о биологических основах селекции и учение о центрах происхождения культурных растений.

Х.Кребс

Изучал метаболизм

С.Г.Навашин

Открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных

А.И.Опарин

Теория самозарождения жизни

Д.Холдейн

Создал учение о дыхании человека

Ф.Реди

А.С.Северцов

Основатель эволюционной морфологии животных

В.Н.Сукачев

Основоположник биогеоценологии

А.Уоллес

Сформулировал теорию естественного отбора, которая совпала с Дарвиным

Ф.Крик

Изучал животные организмы на молекулярном уровне

К.А.Темирязев

Раскрыл закономерности фотосинтеза

Биология – как наука.

Часть А.

1.Биология как наука изучает 1) общие признаки строения растений и животных; 2) взаимосвязь живой и неживой природы; 3) процессы, происходящие в живых системах; 4) происхождение жизни на Земле.

2.И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования: 1) исторический; 2) описательный; 3) экспериментальный; 4) биохимический.

3.Предположение Ч.Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это 1) теория; 2) гипотеза; 3) факт; 4) доказательство.

4.Эмбриология изучает 1) развитие организма от зиготы до рождения; 2) строение и функции яйцеклетки; 3) послеродовое развитие человека; 4) развитие организма от рождения до смерти.

5.Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования 1) биохимическим; 2) цитологическим; 3) центрифугированием; 4) сравнительным.

6.Селекция как наука решает задачи 1) создание новых сортов растений и пород животных; 2) сохранение биосферы; 3) создание агроценозов; 4) создание новых удобрений.

7.Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом 1) экспериментальным; 2) гибридологическим; 3) генеалогическим; 4) наблюдения.

8.Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется: 1) селекционер; 2) цитогенетик; 3) морфолог; 4) эмбриолог.

9.Систематика – это наука, занимающаяся 1) изучением внешнего строения организмов; 2) изучением функций организма 3) выявлением связей между организмами; 4) классификацией организмов.

10.Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют: 1) воспроизведением; 2) эволюцией; 3) раздражимостью; 4) нормой реакции.

11.Обмен веществ и превращение энергии – это признак, по которому: 1) устанавливают сходство тел живой и неживой природы; 2) живое можно отличить от неживого; 3) одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных; 4) животные отличаются от человека.

12.Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно: 1) уменьшение веса; 2) перемещение в пространстве; 3) дыхание; 4) растворение веществ в воде.

13.Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как: 1) наследственность; 2) изменчивость; 3) раздражимость; 4) самовоспроизведение.

14.Фотосинтез, биосинтез белка – это приметы: 1) пластического обмена веществ; 2) энергетического обмена веществ; 3) питания и дыхания; 4) гомеостаза.

15.На каком уровне организации живого происходят генные мутации: 1) организменном; 2) клеточном; 3) видовом; 4) молекулярном.

16.Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого:1) организменном; 2) тканевом; 3) молекулярном; 4) популяционном.

17.На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?

1) клеточном; 2) организменном; 3) популяционно – видовом; 4) биосферном.

18.Живое от неживого отличается способностью: 1) изменять свойства объекта под воздействием среды; 2) участвовать в круговороте веществ; 3) воспроизводить себе подобных; 4) изменять размеры объекта под воздействием среды.

19.Клеточное строение – важный признак живого, характерный для:1) бактериофагов; 2)вирусов; 3) кристаллов; 4) бактерий.

20.Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется:

1) метаболизм; 2) ассимиляция; 3) гомеостаз; 4) адаптация.

21.Одергивание руки от горячего предмета – это пример: 1) раздражимости;2) способности к адаптации; 3) наследования признаков от родителей; 4) саморегуляции.

22.Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»:1) анаболизм; 2) катаболизм; 3) ассимиляция; 4) метаболизм.

23.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого:

1) организменном; 2) клеточном; 3) тканевом; 4) популяционном.

24.На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации:

1) биосферном; 2) экосистемном; 3) популяционном; 4) организменном.

25.Уровень, на котором изучают процессы биогенной миграции атомов называется:

1) биогеоценотический; 2) биосферный; 3) популяционно – видовой; 4) молекулярно – генетический.

26. На популяционно – видовом уровне изучают: 1) мутации генов; 2) взаимосвязи организмов одного вида; 3) системы органов; 4) процессы обмена веществ в организме.

27.Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы; 2) вирус оспы; 3) стадо оленей; 4) природный заповедник.

28.Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека? 1) генеалогический; 2) биохимический; 3) палеонтологический;

4) близнецовый.

29.Генеалогический метод используют для 1) получение генных и геномных мутаций; 2) изучение влияния воспитания на онтогенез человека; 3) исследования наследственности и изменчивости человека; 4) изучения этапов эволюции органического мира.

30. Какая наука изучает отпечатки и окаменелости вымерших организмов? 1) физиология; 2) экология; 3) палеонтология; 4) селекция.

31.Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука 1) генетика;

2) систематика; 3) физиология; 4) экология.

32.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

1) генетика; 2) физиология; 3) морфология; 4) эмбриология.

33.Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?

1) экология; 2) генетика; 3) селекция; 4) цитология.

34.Сущность гибридологического метода заключается в 1) скрещивании организмов и анализе потомства; 2) искусственном получении мутаций; 3) исследовании генеалогического древа; 4) изучении этапов онтогенеза.

35.Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки? 1) скрещивание;

2) центрифугирование; 3) моделирование; 4) биохимический.

36.Какая наука изучает жизнедеятельность организмов? 1) биогеография; 2) эмбриология; 3) сравнительная анатомия; 4) физиология.

37.Какая биологическая наука исследует ископаемые остатки растений и животных?

1) систематика; 2) ботаника; 3) зоология; 4) палеонтология.

38.С какой биологической наукой связана такая отрасль пищевой промышленности, как сыроделие?

1) микологией; 2) генетикой; 3) биотехнологией; 4) микробиологией.

39.Гипотеза – это 1) общепринятое объяснение явления; 2) то же самое, что и теория; 3) попытка объяснить специфическое явление; 4) устойчивые отношения между явлениями в природе.

40.Выберите правильную последовательность этапов научного исследования

1) гипотеза-наблюдение-теория-эксперимент; 2) наблюдение-эксперимент-гипотеза-теория; 3) наблюдение-гипотеза-эксперимент-теория; 4) гипотеза-эксперимент-наблюдение-закон.

41.Какой метод биологических исследований самый древний? 1) экспериментальный; 2) сравнительно-описательный; 3) мониторинг; 4) моделирование.

42.Какая часть микроскопа относится к оптической системе? 1) основание; 2) тубусодержатель; 3) предметный столик; 4) объектив.

43.Выберите правильную последовательность прохождения световых лучей в световом микроскопе

1) объектив-препарат-тубус-окуляр; 2) зеркало-объектив-тубус-окуляр; 3) окуляр-тубус-объектив-зеркало; 4) тубус-зеркало-препарат-объектив.

44.Пример какого уровня организации живой материи представляет собой участок соснового леса?

1) организменный; 2) популяционно-видовой; 3) биогеоценотический; 4) биосферный.

45.Что из перечисленного не является свойством биологических систем? 1) способность отвечать на стимулы окружающей среды; 2) способность получать энергию и использовать ее; 3) способность к воспроизведению; 4) сложная организация.

46.Какая наука изучает в основном надорганизменные уровни организации живой материи?

1) экология; 2) ботаника; 3) эволюционное учение; 4) биогеография.

47.На каких уровнях организации находится хламидомонада? 1) только клеточном; 2) клеточном и тканевом; 3) клеточном и организменном; 4) клеточном и популяционно-видовом.

48.Биологические системы являются 1) изолированными; 2) закрытыми; 3) замкнутыми; 4) открытыми.

49.Какой метод следует использовать для изучения сезонных изменений в природе? 1) измерение; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) классификацию.

50.Созданием новых сортов полиплоидных растений пшеницы занимается наука 1) селекция; 2) физиология; 3) ботаника; 4) биохимия.

Часть В. (выбрать три правильных ответа)

В1.Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория 1) экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов; 2) прогнозирует появление новых фактов, явлений; 3) описывает клеточное строение разных организмов; 4) систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов; 5) выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов; 6) создает новые методы исследования клетки.

В2.Выберите процессы происходящие на молекулярно – генетическом уровне: 1) репликация ДНК; 2) наследование болезни Дауна; 3) ферментативные реакции; 4) строение митохондрий; 5) структура клеточной мембраны; 6) кровообращение.

Часть В. (уставить соответствие)

В3.Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались:

Адаптации Уровни жизни

А) яркая окраска самцов павианов 1)защита от хищников

Б) пятнистая окраска молодых оленей 2)поиск полового партнера

В) борьба двух лосей

Г) сходство палочников с сучками

Д) ядовитость пауков

Е) сильный запах у кошек

Часть С.

1.Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?

2.Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

3.Распределите уровни организации живой материи по принципу иерархичности. В основе какой системы лежит тот же самый принцип иерархичности? Какие отрасли биологии изучают жизнь на каждом из уровней.?

4.Каковы, по вашему мнению, степень ответственности ученых за социальные и моральные последствия их открытий?


Человек на протяжении всего своего существования на Земле изучает разнообразие растительного и животного мира. Биологические науки, список которых постоянно пополняется, имеют большое значение для формирования современной естественнонаучной картины мира. Методы и подходы со временем совершенствуются, позволяя раскрывать многочисленные природные секреты.

Вконтакте

Появление термина

В основе термина лежат два греческих слова: bios – жизнь, logos – наука, учение. Кто ввел этот термин. Понятие биология означает совокупность наук о живой природе, раскрывает сущность жизни. Его предложили два видных ученых Г. Тревинарус и Ж.-Б. Лемарк еще в начале 19 века. Спустя два столетия наука продолжает активно развиваться, ученые уже достаточно далеко продвинулась в своих исследованиях.

Главные научные направления

Сегодня существуют многочисленные биологические дисциплины и отрасли , направленные на изучение живых существ, начиная от амебы с инфузорией и заканчивая человеческим организмом. Жизнь – основной предмет исследования. Разнообразие ее проявлений, влияние на окружающие процессы и явления, организация на всех уровнях и сегментах, входят в число объектов.

Назовем основные биологические дисциплины и подробно расскажем о некоторых из них:

  • общая биология,
  • системная,
  • вирусология,
  • микрология,
  • микробиология,
  • генетика,
  • анатомия,
  • этология,
  • цитология,
  • биология развития,
  • палеонтология и прочие.

Важно знать, какая наука изучает строение и функции , является одной из основных дисциплин. Ее название — цитология . Предметом изучения являются все процессы, происходящие с клеткой: рождение, жизнедеятельность, размножение, питание, старение и гибель.

Биологические дисциплины

Любые проявления жизни становятся предметом изучения для биологов. К ним относят:

  • распределение по территории,
  • строение,
  • происхождение,
  • функции,
  • развитие видов,
  • связи с другими живыми существами и предметами .

Важно! Задача биологии – раскрыть и изучить суть всех биологических закономерностей, с целью их освоения и управления.

Методы изучения:

  • наблюдение с целью описания явлений;
  • сравнение – обнаружение общих закономерностей;
  • эксперимент – искусственное создание ситуаций, выявляющие свойства организмов;
  • исторический метод – познание окружающего мира с помощью имеющихся данных;
  • моделирование — создания моделей разнообразных биологических систем;
  • современные усовершенствованные методы, основанные на новейших технологиях и достижениях.

Основные отрасли, которые нужно знать, и предметы их изучения:

  • зоология – животные;
  • энтомология – насекомых;
  • ботаника – растения;
  • анатомия –строение тканей и органов;
  • генетика – законы изменчивости и наследственности;
  • физиология –сущность всего живого, жизнь при патологиях и норме;
  • – взаимоотношение организмов с окружающей средой;
  • бионика – организацию, структуру, свойства живой природы;
  • биохимия – химический состав организмов и клеток, основные процессы, составляющие основу жизнедеятельности;
  • биофизика – физические аспектах существования живой природы;
  • микробиология – бактерии и прочие микроорганизмы;
  • молекулярная биология – способы хранения и передачи генетической информации;
  • клеточная инженерия – получение гибридных клеток;
  • битехнология – использование продуктов жизнедеятельности организмов для технологических решений;
  • селекция – выведение новых сортов, устойчивых к вредителям и суровому климату, улучшение качеств культурных растений.

Здесь перечислены далеко не все биологические науки, этот список может быть гораздо длиннее.


Экология – раздел биологии,
изучающий отношения организмов друг с другом и окружающей средой. Раздел затрагивает не только факторы среды , ее физическую сущность, химический состав, но и ее загрязнение, нарушение ЭКО-цикла .

Эрнест Геккель в 1866 году придумал специальное название для этого научного направления. Раздел биологии, изучающий отношения организмов, их взаимодействие не только друг с другом, но и со средой, именуется прикладной экологией .

Она относится к отрасли биологии и является прикладной наукой, изучает механизмы разрушения человеком биосферы и способы предотвращения экологических катастроф. Отличается от прочих биологических областей тем, что ученым не приходится узнавать или изучать что-то новое, а использовать уже имеющиеся методики и разработки на практике.

Именно применением практических методов отличаются прикладные . Таким образом, мы ответили на вопрос, какая из биологических наук является практической или прикладной.

Чтобы добиться на практике реальных целей, нужны заказчик и инвестор. Часто крупные проекты и их реализацию финансирует государство: сохранение исчезающих видов животных , рациональное уничтожение отходов и сведение к минимуму загрязнения окружающей среды. Прикладной экологию принято считать потому, что она неразрывно связана со всеми процессами, происходящими с живыми существами.

Классификация

Любая обширная научная область предполагает деление на отдельные отрасли. Классификация биологических наук осуществляется на основании нескольких признаков. В зависимости от предмета или объекта изучения выделяются:

  • зоология,
  • ботаника,
  • микробиология и другие.

По уровню, на котором рассматривается живая материя :

  • цитология,
  • гистология,
  • молекулярная биология и другие.

По обобщенным свойствам организмов :

  • биохимия,
  • генетика,
  • экология и прочие.

Классификация биологических наук не означает их всецелой принадлежности к определенной области, каждая тесно взаимосвязана с другими. Например, изучать клетки невозможно без знания о происходящих в них биохимических процессах.

Интересно! Таксономия грибов современности (гриб) — это ни растение, ни живое существо. Гриб относят к отдельному типу живых организмов, так что для его изучения применяют совсем иные способы. Это находится в ведении микологии — отрасли биологии.

Уникальный метод


Культура тканей –
это метод, позволяющий выращивать ткани, а также их клетки вне организма. В теории его предложил еще в 1874 году Голубев А.Е., а на практике применил лишь в 1885 году Скворцов И.П. Затем этот метод совершенствовался и развивался.

Выращивание тканей вне организма — пример метода культуры клеток.

Суть методики такова: берется небольшой кусочек нужной ткани конкретного организма и помещается в специально подготовленную питательную среду . Процесс происходит в стерильных условиях и при оптимальной температуре. Через некоторое время из спокойного состояния ткань начинает переходить в нормальное, с делением, питанием и выделением продуктов жизнедеятельности. Находясь в такой среде, ткань может генерироваться с огромной скоростью, но нужно вовремя менять раствор, потому что загрязненная среда угрожает измельчением клеток и их гибелью.

Что изучает биология с помощью метода культуры тканей . В основном технология используется при доказательствах теорий не только в биологии, но и в медицине. Так был исследован один из сложных процессов – митоз . Изучалось деление клеток на стадии развития эмбриона у птиц и млекопитающих. Есть несколько заболеваний, подтвердить которые можно лишь с помощью этого метода, например, неправильное количество хромосом у человека. Всем известные вакцины от полиомиелита, оспы или кори разработаны с помощью культуры тканей. Это удивительный подход. Также его широко применяют в парфюмерии.

Создание органов или их частей пока не находит большого распространения в связи с этическими нормами. Кроме того, технология эта дорогостоящая. Подобные передовые методики востребованы во многих областях науки.

Интересно! Размножаются способом культуры тканей такие растения, как гербера, орхидея, женьшень и картофель.

Разделы

Морфология в биологии – одна из областей, изучающая строение организмов. В ней выделяют два основных раздела: эндономию и анатомию. Первая занимается исследованием внешних признаков живого существа , а вторая – внутренних. Что изучает морфология в разделе эндономии: критерии, по которым разделяют организмы на виды. Проводится классификация по внешнему виду, форме, размеру, окрасу и прочим признакам.

Долгое время именно они оставались единственными определяющими факторами, а внутреннее строение не учитывалось. Позже оказалось, что особи одного биологического вида могут делится на самцов и самок, появилось новое понятие — половой диморфизм .

Анатомия изучает внутреннее строение, находящееся выше клеточного уровня. На основе полученных данных производится систематизация видов в группы, что позволило выделить две основные группы органов: аналогичные, то есть одинаковые у всех видов, и гомологичные. К первым относят части тела, которые схожи по функциям, но имеют различное происхождение, а вторые – различное происхождение, но одинаковые функции. Пример гомологичных – передние конечности млекопитающих и крылья у птиц.

Биология – наука о живой природе

ЕГЭ Биология 1.1. Биология как наука, методы познания живой природы

Вывод

Набор дисциплин имеет огромное значение для дальнейшего развития практически всех сфер деятельности человека. Знание законов природы и устройства организмов помогает улучшить качество нашей жизни: совершенствовать способы лечения, производить новые медицинские препараты, косметические средства, улучшать качество продуктов питания, сохранить чистоту окружающей среды и многое другое.