Болезни Военный билет Призыв

Сообщение виды словарей. Русский язык. Какие бывают словари. Орфографические и орфоэпические словари

Редко встретишь человека, который бы хотя бы раз в жизни не заглянул в словарь. С их помощью мы не только узнаем значение тех или иных слов, подбираем синонимы или антонимы, но и узнаем немало нового.

Давайте поговорим о том, какие бывают словари, какова их классификация и вспомним основные "лингвистические справочники" русского языка.

Наука о словарях

Лексикография - один из разделов языкознания, занимающийся проблемами изучения и составления словарей. Именно она занимается классификацией, выдвигает требования к оформлению статей и их содержанию.

Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами. Важно отметить, что у словарей нет авторов, есть лишь составители. Связано это с тем, что они составляются при помощи специальных карточек, на которых фиксируются значения слов, их формы. При этом составитель может использовать как собранные им лично карточки, так и карточки, собранные целым штатом лингвистов.

Классификация современых словарей

Все словари делятся на энциклопедические и филологические, или же лингвистические.

Энциклопедические словари сообщают сведения о различных событиях. Ярким примером такого словаря может служить БЭС - Большой энциклопедический словарь. К энциклопедическим относятся и

Какие бывают словари лингвистические? Даная группа словарей занимается непосредственно словами и их толкованием. Они также делятся на двуязычные и одноязычные.

Двуязычные словари содержат языка и их эквивалент на иностранном языке.

Одноязычные словари делятся на группы в зависимости от их предназначения.

Наиболее используемые виды словарей

Какие бывают словари по типу? Среди одноязычных словарей следует выделить следующие:


Известные словари русского языка

Давайте теперь обсудим то, какие бывают словари русского языка.

  • Наиболее известным считается «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный известным ученым В. И. Далем. Данный справочник содерит около 200 тысяч слов. Несмотря на то что ему уже более века, он читается одним из наиболее полных и употребляемых в наше время.
  • Второй не менее важный «Толковый словарь», составленный еще одним известным лингвистом С. И. Ожеговым.
  • «Орфоэпический словарь» был издан двумя разными лингвистами - Р. И. Аванесовым и И. Л. Резниченко. Оба словаря имеют внушительный список слов и пригодятся не только школьникам и студентам.
  • Отметим также и «Словарь синонимов» З. Е. Александровой и «Словарь антонимов» под редакцией Л. А. Введенской.

Какие бывают словари еще? Узнать историю многих привычных нам слов можно обратившись к труду Н. М. Шанского «Краткий этимологический словарь русского языка», а ознакомиться с фразеологизмами и их значением поможет «Фразеологический словарь русского языка» А. И. Молоткова.

Стоит также отметить «Словарь трудностей русского языка» под редакцией известного русского филолога, автора множества монографий и сборника правил русского языка Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой.

Строение словарной статьи

В заключение хотелось бы добавить несколько слов и о структуре словарной статьи.

Любая словарная статья начинается с заголовочного слова, которое зачастую прописывается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом.

Отметим сразу, что используемые в словарях слова всегда пишутся правильно, поэтому, если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, необязательно обращаться к орфографическому словарю. Достаточно открыть любой имеющийся у вас под рукой.

В большинстве словарей также указывается и правильное ударение. Данную информацию сдержат практически все русские словари. Какие бывают еще пометки?

После заголовочного слова идет информация о том, к какой части речи оно принадлежит. Затем описывается его значение или идет перечень синонимов, антонимов - все зависит типа словаря. Завершается словарная статья примерами употребления - цитатами из книг, журналов. В случае если данное слово имеет особенности в употреблении, в конце статьи указывается и эта информация.

Выводы

Мы с вами разобрали, что такое лексикография, какие бывают словари и их значение, перечислили основные типы, а также привели список наиболее полезных для любого образованного человека.

Помните, если вы испытываете трудности при написании или произношении слова, не можете подобрать наиболее удачное, вам достаточно открыть одну из перечисленных нами книг.

СРЕЗ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (БК-14 РКЛ). Шахназарян Н. О.

1 вариант

1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:

  • примелькаться;

2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:

  • исполняют;

3. Найти слово, в котором произносится [С]:

    изморось;

    изморозь;

4. Какое слово соответствует схеме

    приехать;

    приглянулась;

    прибрежный;

    млекопитающее.

5.

    адаптация – приспособление к чему-либо;

    паводок – резкое понижение уровня воды в реке;

    абориген – долгожитель;

    железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.

6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.

Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.

    компания;

    кампания.

7. Какие слова являются архаизмами:

    талисман;

  • трубопровод.

8 . Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.9 . Какой частью речи является слово “двойка”:

    числительное;

    существительное;

  • местоимение.

10. Выпишите слово мужского рода:

11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:

  • корт (теннисный).

12 . Буква -И- пишется в словах

    пал__садник;

    угн__тение;

    расст__лать;

13. Буква -А- пишется в словах

    заг__рать;

    м__кать хлеб в сметану;

    нак__лить;

    г__рнитур.

14 . Буква -О- пишется в словах

  • раздр__жение;

    пок__яние;

    притв__ряться;

15. Буква -О- пишется в словах

  • ож__г лица.

16 . Согласная буква пропущена в словах

    искус__ный;

    лес__ница;

    рес__ница;

    сума__шедший.

17. Буква -ЖЖ- пишется в словах

    мож__евельник;

  • брю__жать;

    выж__енный.

18 . Буква -Е- пишется в словах

  • доверч__вый;

    пр__дать друга;

    пр__близиться к дому.

19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):

    стел__т постель;

    слыш__т звук;

    деревья в ине__;

    об открыти__ выставки.

20 . -НН- пишется во всех словах ряда:

    стекля__ная дверь; ветре__ный день;

    ваго__ное депо; обветре__ные руки;

    комари__ный укус; имени__ник;

    асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.

21. -Ъ- пишется в словах

  • трех__язычный;

22 . Буква -С- пишется на конце приставки в словах:

    бе__брежный;

    и__жарить;

    и__подтишка;

    чере__чур.

23. Через дефис пишутся слова

    пол(Думы);

    то(же) самое;

    говорить (по) японски;

    (историко) литературный журнал.

24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

    (не) годующий взгляд, (не) ряха;

    (не) мог упасть, (не) добрал баллов;

    (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;

    (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

25 . Частица НИ пишется

    Как бы там н_ было;

    Н_ раз бывал я в этом музее;

    Н_ надо приходить;

    Н_ там, н_ здесь его не было.

26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:

    (В) следстви__ были допущены ошибки;

    (В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;

    (В) течени__ болезни не было изменений;

    Нарисовать открытку (в) виде бабочки.

27 . Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно

    Отец (так) же учился в институте;

    Сын учился так (же) хорошо, как и отец;

    Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;

    Что (бы) такое придумать интересное?

28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

    Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;

    Глаза ___ как изумруд;

    Бедность ___не порок;

    Пятью пять ___ двадцать пять.

29 . Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:

    Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;

    Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;

    От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку

30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях

    А он мятежный ищет бури;

    Море шумело сожженное лунным светом;

    Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.

31

    Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;

    Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;

    Я видел вас ___ холмы и нивы!

    Я видел ___ холмы и нивы.

32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях

    Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;

    Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;

    Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;

    Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;

    В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.

33 . Запятая на месте пропусков ставится в предложениях

    Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;

    Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;

    Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;

    В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.

34 . Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях

    Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;

    Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;

    Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;

    Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.

35 . Чужая речь оформлена неправильно в предложениях

    Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.

    “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.

    Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.

    “Мой дед землю пахал!” - с гордостью ответил Базаров.

36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.

37 . Определите стиль приведенного ниже текста:

Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня. - Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало! - А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем. - Подтянем? - Ещё как! - Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.

38. Ударение неправильно поставлено в словах:

    запломбИровать;

    мизЕрный;

39 . Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

    тронуться с ума;

    наголову победил врага;

    за мной долгу пять рублей;

    скучает по вам.

40 . Речевые ошибки допущены в речи:

    Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.

    Беспорядочный хаос воцарился в доме.

    Я требую элементарной справедливости.

    Он простил долги своему кредитору.

Ключ:

трактора

синтаксич.

2 вариант

1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:

  • трансляция.

2. В каком слове буква Ю дает два звука:

3. В каком слове произносится [Ж]:

    намажьте;

4. Каким способом образовано слово “перебирая”:

    приставочным;

    суффиксальным;

    приставочно-суффиксальным;

    сложением слов.

5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:

    блокнот – записная книжка;

    изморозь – очень мелкий дождь;

    старожил – человек, который охраняет что-нибудь;

    банальный – лишенный оригинальности.

6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:

Тот, кому адресовано письмо - _______________.

  • адресант.

7. Найдите диалектизмы:

8 . Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании слов, называются _________________.9. Какой частью речи является слово “ожег”:

    существительное;

  • прилагательное;

10 . Выпишите слово среднего рода:

11 . Какие из указанных слов не имеют ед. числа:

12 . Буква -И- пишется в словах:

    нар__дить куклу;

    приб__раться;

    ц__ганский;

    д__рижировать.

13 . Буква -А- пишется в словах:

    прик__снуться;

    ум__лять о пощаде;

    ст__рательно;

    предв__рительный.

14 . Буква -О- пишется в словах:

    к__пошиться;

  • нагр__мождение;

    нар___стание.

15 . Буква -О- пишется в словах:

    галч__нок;

    кумач__вый;

    расч__ска;

16 . Согласная буква пропущена в словах:

    под уз__цы;

    гум__анизм;

  • гигин__ский.

17 . -СС- пишется в словах:

    поэте__са;

    ас__истент;

  • рес__урсы.

18 . Буква -Е- пишется в словах:

    остекл__невший;

    пр__нципиальный;

    пр__тязания;

19 . Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л., ед.ч.):

  • по идее__;

    ненавид__т;

    в композици__.

20 . -Н- пишется во всех словах ряда:

    грубо кова__ный, тетради провере__ны;

    погаше__ный свет, ржа__ная мука;

    плете__ное кресло, спица слома__на;

    море взволнова__но, непроше__ный гость.

21 . Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:

    (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;

    (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;

    (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;

    (не) жарко, (не) где разложить.

22 . Через дефис пишутся:

    (по) первому зову;

    (пол) Петербурга;

    (по) турецки;

    (водо) непроницаемый.

23 . Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:

Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.

24 . -Ь- пишется в словах:

    пять задач__;

25 . Буква -С- пишется на конце:

    бес__честный;

    Добная булка;

    и__далека;

    не__держанный.

26 . Отметьте номера предложений, где выделенное слово является производным предлогом:

    Не приехать (в) виду болезни.

    Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.

    Договориться (на) счет похода.

    Перечислить деньги (на) счет организации.

27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:

    Спрячься за (то) дерево, - сказал мне брат.

    Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

    Тёплая небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.

    Все было так (же), как всегда.

28 . Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

    Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.

    Сой облаков был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.

    Пруд __ как зеркало.

    Основной мотив моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.

29

    Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой грязи.

    Он был невысок ростом __ да жилист.

    Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.

    Туман окутал как долину __ так и подножье горы.

30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:

    Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.

    Ведущая в город улица была свободной.

    Дождь лил как из ведра.

    Девочки в особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на стройную фигуру Володи.

31. Запятая на месте пропусков ставится:

    Действительно __ в течение всего сентября стояла чудесная погода.

    Удостоверение действительно до конца года.

    Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!

    Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам земли.

32 . Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:

    В саду было тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.

    Душно стало в сакле __ и я вышел.

    Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая дорожка.

    В воздухе душно __ и пахнет травами.

33 . Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:

    Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.

    Очевидно было, что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

    Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу не поворачивала к нему головы.

    Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших результатов он не достигнет.

34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:

    Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.

    Скажешь слово – добавят десять.

    Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.

    В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались цикады.

35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:

    “Нет, это мой след”, - просто ответил старик.

    Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.

    Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”

    “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”

36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы образования слов, называется ____________________.37 . Определите стиль приведенного ниже текста.

    Рожденному говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя хотелось лаять собакой.

    Но при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного импровизатора.

38 . Ударение неправильно поставлено в словах:

    аристократИя;

39 . Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

    Я вас насквозь вижу;

    Приехал с дальнего рейса;

    Приношу свою признательность;

    Все ресурсы исчерпаны.

40 . Речевые ошибки допущены в предложениях:

    Не с чего было беспокоиться.

    В дельте Волги расположено множество островов и отмелей.

    В своих решениях он всегда высказывал эрудированность.

    Не больно – то он старается! Ключ:

№ заданий 2 вариант

слово обр

В. Н. Сергеев

Все знают, что такое словарь. Это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников.
В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю . В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Существуют многотомные и однотомные толковые словари русского языка.
Однотомный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова – самый известный из толковых словарей – выдержал множество изданий. Первый раз словарь увидел свет в 1949 г., 9-е его издание, исправленное и дополненное, и последующие вышли под редакцией известного нашего языковеда Н. Ю. Шведовой.
Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю . В словарях правильного произношения даются сведения об ударении и других произносительных особенностях слов. Вот, например, некоторые из таких словарей: словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1988); словарь-справочник «Современный орфоэпический словарь русского языка» (под ред. К. С. Горбачевича. Изд-во: АСТ, 2010); словарь-справочник «Школьный словарь по культуре русской речи» (сост. Л. И. Скворцов. Под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Дрофа, 2010).
Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь . В 2013 г. вышло в свет 7-ое переиздание «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Просвещение, 2010). Объяснение пословиц и поговорок, крылатых слов и образных выражений дадут словари пословиц, поговорок и крылатых слов. Вот лишь некоторые из них: В. П. Жуков. «Словарь русских пословиц и поговорок» (15-е изд., Изд-во: Дрофа, 2014); Э. А. Вартаньян. «Из жизни слов» (2-е изд., Изд-во: Просвещение, 2010); С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин. «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» (Изд-во: СовА, 2011).
Выбор подходящего синонима из синонимического ряда подскажет словарь синонимов . Например, уже выдержавший множество переизданий «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой (17-е изд., Изд-во: Дрофа, 2010).
Напомним, что существует целый ряд других словарей: орфографические , в которых можно узнать о том, как пишутся слова; словари иностранных слов , объясняющие смысл и происхождение заимствованных слов; этимологические словари , дающие сведения о строении и происхождении слов с древнейших времен; исторические словари , показывающие развитие и изменение лексики в определенный период времени; областные , или словари русских народных говоров , объясняющие диалектные слова; словари языка писателя , дающие описание всего словарного богатства писателя; словари трудностей словоупотребления , раскрывающие характер наиболее типичных языковых и речевых ошибок и неправильностей; топонимические словари , объясняющие историю и происхождение географических названий; словари сокращений слов русского языка , объясняющие сокращение слова; словари собственных имен , объясняющие происхождение употребляющихся или употреблявшихся в русском языке личных имен; словари антонимов, омонимов . Перечень словарей можно было бы продолжить.
Куда же помещаются новые слова и старые слова, у которых появились новые значения? Одни словари включают неологизмы сразу, как только они появляются, другие лишь по истечении определенного периода времени, когда неологизм, утратив свою новизну, становится обычным словом.
В первую очередь неологизмы входят в специальные словари и справочники, если они являются новыми терминами или профессионализмами; новые слова обязательно включаются в словари языка писателей , если они представляют собой писательские неологизмы; помещаются они и в словари новых слов и значений , первыми регистрирующие появление неологизмов. Став фактом общенародного языка, новые слова вводятся в толковые словари литературного языка. В толковых словарях, как мы уже говорили, о слове можно получить самые разнообразные сведения.

СЛОВАРИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

К словарям, отражающим происхождение слов, относятся прежде всего этимологические словари. С 1950 по 1958 год в Гейдельберге выходил трехтомный "Russiche Etymolоgisches Wörterbuch", составленный М. Фасмером. Переведенный на русский язык и дополненный О.Н. Трубачевым, "Русский этимологический словарь" М. Фасмера был затем издан у нас в четырех томах в 1964 – 1973 годах. Кроме современных нарицательных существительных (исконно русских, многих заимствованных, устаревших и диалектных) в этом словаре немало собственных имен – личных имен и географических наименований. Объяснение этимологии исконно русских слов в нем обычно ограничено указанием на родственные толкуемому слова или отсылкой к соответствующему корню, а объяснение этимологии заимствований – указанием на язык-источник.

В "Кратком этимологическом словаре русского языка" Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской под ред. С.Г. Бархударова (1961; 3-е изд. – 1975) толкуются в основном общеупотребительные слова, причем из иноязычных, как правило, те, которых нет в "Словаре иностранных слов" (см. о нем ниже), т.е. те, которые многими не осознаются как чужие. В тех случаях, когда у авторов была возможность дать объяснение реального происхожденияданного слова , словарная статья словаря сообщает, исконно это слово или оно заимствовано, когда, на базе чего и как именно оно возникло, т.е. последовательность словообразовательного процесса и способ образования. Объемом издания ("Краткий... словарь") объясняется отсутствие в нем параллелей из родственных языков и замена этих сведений пометами "общеславянское", "восточнославянское" и т.д. При иноязычных по происхождению словах указывается время появления их в русском языке и первая фиксация в письменных памятниках.

С 1963 года начал выходить многотомный "Этимологический словарь русского языка", предполагающий возможно полный охват лексики. Словарь содержит критико-библиографические данные, параллели для исконно русских слов и сопоставительный материал для заимствований.

Не утратил своего значения "Этимологический словарь русского языка" А.Г. Преображенского (выходил с 1910 по 1914 год; конец словаря, оставшийся в рукописи, был опубликован в 1949 году и переиздан в 1958 и 1959 годы).

Сведения о том, из какого языка заимствовано слово, даются в "Словаре иностранных слов" (1941; 7-е изд. Под ред. А.Т. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С. Карпинской – 1979), содержащем лексику, преимущественно осознаваемую в той или иной мере как иноязычную.

"Краткий топонимический словарь" В.А. Никонова указывает происхождение около 4000 названий наиболее крупных географических объектов (государств, морей, рек, островов, гор и т.д.), "Словарь русских личных имен" Н.А. Петровского (1966) содержит сведения о происхождении имен.

27. Типология словарей

Типология противопоставлений

Первым в отечественной науке к проблеме типологии словарей обратился Л. В. Щерба . Он предложил классифицикацию словарей, в основе которой лежат 6 противоположений:

    Словарь академического типа - словарь-справочник . Словарь академического типа является нормативным, описывающем лексическую систему данного языка: в нём не должно быть фактов, противоречащих современному употреблению. В противоположность академическим словарям словари-справочники могут содержать сведения о более широком круге слов, выходящих за границы нормативного литературного языка.

    Энциклопедический словарь - общий словарь . Противопоставление энциклопедических (описывают вещь, реалию) и лингвистических словарей (описывают слова)

    Тезаурус - обычный (толковый или переводной) словарь . Тезаурусом считаются словари, в котором приводятся все слова, встретившиеся в данном языке хотя бы один раз.

    Обычный (толковый или переводной) словарь - идеологический (идеографический ) словарь . В идеологическом словаре слова-понятия должны быть классифицированы так, чтобы показать их живую взаимосвязь.

    Толковый словарь - переводной словарь

    Неисторический словарь - исторический словарь

Лингвистические и энциклопедические словари

Особого внимания заслуживает разграничение лингвистических (прежде всего толковых) иэнциклопедических словарей, которое, в первую очередь, заключается в том, что в энциклопедических словарях описываются понятия (в зависимости от объёма и адресата словаря даётся более или менее развёрнутая научная информация), в толковых - лингвистических значения. В энциклопедических словарях много словарных статей, в которых заголовочным словом являются имена собственные.

Пример словарной статьи из лингвистического словаря:

СУРОК , -р к а, м. Небольшой грызун сем. бельчьих, живущий в норах и зимой впадающий в спячку.

Пример словарной статьи из энциклопедического словаря:

СУРКИ , род млекопитающих сем. бельчьих. Длина тела до 60 см, хвоста менее 1/2 длины тела. 13 видов, в Сев. полушарии (исключая пустыни и тундры); в России неск. видов. Объект промысла (мех, жир, мясо). Могут быть носителями возбудителя чумы. Нек-рые виды редки, охраняются.

Энциклопедии

Высказывается точка зрения: «Энциклопедия - не словарь и не имеет отношения к лексикографии. Единственный повод считать её словарём - расположение обозначений описываемых реалий в алфавитном порядке ».

Однако сегодня лексикографы всё чаще склоняются к иной точке зрения: «Главный «герой» лингвистического словаря - слово, главное «действующее лицо» словаря энциклопедического - вещь, реалия с её параметрами. Лингвисты описывают бытие слов , их форм и значений, авторы энциклопедий систематизируют бытие действительности с её вещами, обладающими пространственно-временными и прочими характеристиками. Но два эти бытия не изолированы друг от друга, и на деле лингвисты всегда вынуждены касаться проблем вещей, а «энциклопедисты» - проблем слов. Граница между «словами» и «вещами», проходящая в нашем сознании, условна, а подчас и неуловима »

Типологические признаки

Различают словари:

    С точки зрения отбора лексики.

    • Словари тезаурусного типа

      Словари, в которых лексика отбирается по определённым параметрам

      • по сфере употребления

        • разговорный

          просторечный

          диалектный

          терминологический

          поэтической лексики

      • исторической перспективе

        • архаизмов

          историзмов

          неологизмов

        происхождению

        • иностранных слов

          интернационализмов

        характеристике типов слов

        • сокращений

          ономастические

          окказионализмов

        источнику

    С точки зрения раскрытия отдельных аспектов (параметров) слова

    • этимологические

      грамматические

      орфографические

      орфоэпические

      словари служебных слов

    С точки зрения раскрытия системных отношений между словами

    • гнездовые

      словообразовательные

      омонимические

      паронимические словари (план выражений)

      синонимические , антонимические словари (план содержания).

    с точки зрения выбора единицы описания

    • морфем

    • сочетаний

      фразеологизмов

      цитат

    С точки зрения описания отдельного диахронического среза

    С точки зрения функционального аспекта

    • по частотности

    • по стилистическому использованию

      • метафор

        эпитетов

        сравнений

        экспрессивной лексики

      по нормативной характеристике

      • трудностей

        правильностей

    По направлению изложения материала

    • исходя из формы

      • обратные

      • идеографические

        тематические

Современные словари русского языка

    толковые словари

    терминологические словари

    словари неологизмов

    динамические словари

    словари иностранных слов

    словарь переводческих терминов

    словари синонимов

    словари антонимов

    словари омонимов

    словари паронимов

    словари новых слов

    словари "Новое в русской лексике"

    фразеологические словари

    идеографические словари

    ассоциативные словари

    грамматические словари

    иллюстрированные словари

    словари сочетаемости

    словари "крылатых слов"

    словари эпитетов

    словари обсценной лексики (вульгарной, ненормативной, грубо-просторечной)

    словари арго

    словообразовательные словари

    орфографические словари

    орфоэпические словари

    словари рифм

    словарь переводчика

    словарь общеупотребительных слов и словосочетаний в научно-технической литературе

    словари сочетаемости

    словари трудностей русского языка

    словари редких и устаревших слов

    словари сокращений

    словари языка писателей

    этимологические словари

    исторические словари

    диалектные словари

    словари детской речи

    антропонимические словари

    топонимические словари

    лингвострановедческие словари

    лингвокультурологические словари

    частотные словари

    комплексные учебные словари

    словари лингвистических терминов

    словари ударений

    одноязычные словари

    двуязычные словари

    многоязычные словари

    сводный словарь русской лексики

    словари молодёжного жаргона

    словари профессионального жаргона

    словари региональных диалектов

    тематические словари

    специальные словари

    словари под грифом ДСП (для служебного пользования)

КонецXX в. ознаменован небывалым подъемом словар­ного дела. Различные фрагменты языковой картины мира, уровни языковой системы, разнообразные аспекты научного знания воплощаются в словарной форме. Современная отече­ственная лексикография предоставляет получателю словарной информации широкий круг самых разнообразных словарей. Разноаспектность словарной информации нередко не позво­ляет дать лексикографическому изданию однозначную харак­теристику, что может затруднить его поиск. Даже в библио­графических справочниках и каталогах найти нужные словари бывает нелегко. Еще труднее определить, каков объем и ха­рактер информации, содержащейся в том или ином словаре, к каким лексикографическим изданиям целесообразно обра­щаться при решении возникающих лингвистических, методи­ческих и иных вопросов. Таким образом, задача создания ти­пологии словарей диктуется практическими потребностями обобщения и систематизации имеющейся лексикографиче­ской продукции. В то же время проблема типологии словарей является одной из важнейших в теории лексикографии, по­скольку позволяет не только осмыслить уже осуществленное, но и прогнозировать создание новых типов словарей, опреде­лять характер лексикографических проектов, стимулировать усилия лексикографов в разных направлениях.

Тип словаря определяется основной информацией, кото­рую он содержит, его общим назначением. Первым в отечест­венной науке к проблеме типологии словарей обратился Л. В. Щерба. В своей статье "Опыт общей теории лексико­графии" (Щерба 1974)он предложил классификацию слова­рей, в основе которой лежат шесть противоположений.

Особого внимания заслуживает разграничение лингвисти­ческих (прежде всего толковых) и энциклопедических слова­рей, которое в первую очередь заключается в том, что в эн­циклопедических словарях описываются понятия (в зависимости от объема и адресата словаря дается более или менее развернутая научная информация), в толковых - лексические значения. Сравним толкования в "Словаре рус­ского языка" (MAC) и "Советском энциклопедическом сло­варе" (СЭС) (М, 1986):

<…>СУРЬМА (лат. Stibium), Sb, хим. элемент V группы периодич. сис­темы Менделеева, ат. н. 51, ат. м. 121,75. Назв. от тур. surme. Образует неск. модификаций. Обычная С. (т. н. серая) - синевато-белые кри­сталлы. Плотн. 6,69 г/см 3 , t пл. 630,5°С. На воздухе не изменяется. Важнейший минерал - антимонит (сурьмяный блеск). Компонент сплавов на основе свинца и олова (аккумуляторные, типографские, подшипниковые и др.), полупроводн. материалов (СЭС).

СУРЬМА, -ы, ж. 1. Химический элемент, серебристый хрупкий ме­талл (применяется в технике и медицине). 2. Краска для чернения во­лос, бровей, ресниц [от перс. surma - металл] (MAC).

Немалое место в энциклопедических словарях занимают словарные статьи, заголовочным словом в которых являются имена собственные.

Здесь уместно вспомнить небесспорное замечание Н. 3. Котеловой: "Энциклопедия - не словарь и не имеет отношения к лексикографии. Единственный повод считать ее словарем - расположение обозначений описываемых реалий в алфавитном порядке" (Котелова 1976: 30). Сегодня лекси­кографы все чаще склоняются к иной точке зрения: "Главный "герой" лингвистического словаря - слово, глав­ное "действующее лицо" словаря энциклопедического - вещь, реалия с ее параметрами. Лингвисты описывают бытие слов, их форм и значений, авторы энциклопедий системати­зируют бытие действительности с ее вещами, обладающими пространственно-временными и прочими характеристиками. Но два эти бытия не изолированы друг от друга, и на деле лингвисты всегда вынуждены касаться проблем вещей, а "энциклопедисты" - проблем слов. Граница между "словами" и "вещами", проходящая в нашем сознании, ус­ловна, прозрачна, а подчас и неуловима" (Елистратов 1997: 7). Отражение в толковом словаре необходимой экстралин­гвистической информации только увеличивает информацион­ный потенциал словарной статьи, позволяет более полно по­казать разные аспекты бытования слова. Такой подход отвечает актуальным задачам современной лексикографии (см. об этом: Гак 1998; Калакуцкая 1991; Калакуцкая 1995; Крысин 1990; Скляревская 1994). Эта позиция полностью со­ответствует современным представлениям о постоянном взаимодействии языковых и энциклопедических знаний в психологической структуре значения слова: "В индивидуаль­ном лексиконе хранятся словоформы и значения слов, в со­вокупности выступающие в роли средства доступа к инфор­мационной базе человека, которая, в свою очередь, обеспечивает становление психологической структуры значе­ния слова на стыке общесистемного значения и всего ком­плекса знаний и переживаний, без которых словоформа оста­ется просто некоторой последовательностью звуков или графем, а общесистемное значение не дает выхода на некото­рый фрагмент индивидуальной картины мира" (Залевская 1999: 167).

Р. М. Фрумкина соотносит типологию словарей с моде­лью языкового сознания, отмечая, что практическая лекси­кография "ориентирована в конечном счете на более или ме­нее наивное восприятие. С той разницей, что словари общего типа должны быть своего рода моделью действительно наив­ного языкового сознания, т. е. языкового сознания нерефлек­тирующего индивида, а словари научные - быть адекватны­ми и наивному слою языкового сознания профессионала, и более глубинной части этого сознания, т. е. особому профес­сиональному чутью" (Фрумкина 1989: 45).

Современные исследователи, развивая идеи Л. В. Щербы, исходят из того, что типология словарей, с одной стороны, позволяет определить статус каждого словаря, а с другой - обладает прогнозирующей силой, открывает перспективу перед лексикографами. Так, В. В. Морковкин подчеркивает, что типология словарей должна порождать свободные ("менделеевские") места в классификации, позволяющие прогнозировать и создавать новые типы словарей. Учитывая невозможность сведения типологии словарей к классифика­ции по одному основанию, он предлагает три типа оснований для классификации: "что"-основания, "как"-основания и "для кого"-основания. Первые определяют объект словарного описания, вторые - характер расположения материала, спо­соб обнаружения информации, третьи - специфику словаря в связи с образом адресата, его национальными, возрастны­ми, профессиональными и иными возможностями (Морковкин 1983: 130-132).

П. Н. Денисов полагает, что типологию словарей опреде­ляют четыре основных координаты: 1) лингвистическая (по этой координате выделяются толковые, идеографические и аспектные - синонимические, антонимические, омонимические и т. п. - словари); 2) психологическая, связанная со свойствами и особенностями пользователя (по этой коорди­нате выделяются словари для носителей языка, для ино­странцев, для ЭВМ); 3) семиотическая (эта координата задает знаковую специфику словаря, своеобразие метаязыка, сово­купность средств фиксации информации - шрифты, выделе­ния, цвета, таблицы, символы); 4) социологическая (эта ко­ордината предполагает учет особенностей данной культуры, данного общества, носителя данного языка; на это специаль­но ориентированы, например, лингвострановедческие слова­ри, словари к произведениям русской классической литерату­ры XIX в.) (Денисов 1980: 210-211).

Подчеркивая адресную направленность лексикографиче­ской продукции, Ю. А. Бельчиков и Г. Я. Солганик предла­гают группировку словарей, определяющуюся запросами по­тенциальных пользователей, среди которых выделяются следующие основные группы: носители языка, изучающие неродной язык, лингвисты. Так, разные категории носителей языка (особое место среди них принадлежит учащимся) остро нуждаются в словарях "первой лексикографической помощи" (толковых, иностранных слов, орфографических, орфоэпических). У тех, кто занимается чтением текстов с разными це­лями (литературный редактор, учащийся, учитель-словесник, исследователь-филолог), возникает потребность в словарях, дающих информацию о парадигматических связях слов. Тем, кто работает над созданием текстов, нужны словари, дающие информацию о сочетаемости слов. В то же время остается ак­туальной задача создания комплексного толкового норматив­но-стилистического словаря (Бельчиков, Солганик 1997).

В. Г. Гак, имея в виду многообразие уже созданных сло­варей и возможности появления новых видов лексикографи­ческих изданий, отмечает наличие более или менее широких словарных серий в пределах одного типа. Центральным типом лексикографических изданий является толковый одноязыч­ный словарь. В других словарях, как правило, имеет место сочетание нескольких типологических признаков.

С точки зрения отбора лексики словари тезаурусного ти­па (максимально полные) противопоставляются тем, в кото­рых лексика отбирается по определенным параметрам: а) по сфере употребления (словари разговорной, просторечной лек­сики, диалектные; арго; терминологические; поэтические и т. п.); б) по исторической перспективе (словари архаизмов, историзмов, неологизмов); в) по происхождению (словари иностранных слов, интернационализмов); г) по характеристи­ке некоторых типов слов (сокращений, ономастические, ок­казионализмов); д) по источнику (словари отдельных авто­ров).

С точки зрения раскрытия отдельных аспектов слова (параметров) выделяются этимологические, грамматические, орфографические, орфоэпические словари, словари служеб­ных слов и т. п.

С точки зрения раскрытия системных отношений между словами выделяются гнездовые, словообразовательные, омонимические, паронимические словари (план выражения); си­нонимические, антонимические словари (план содержания).

С точки зрения выбора единицы описания выделяются: а) словари морфем, корней (единица описания меньше сло­ва); б) словари словосочетаний, фразеологизмов, цитат и т. п. (единица описания больше слова).

С точки зрения описания определенного диахронического среза выделяются исторические словари, словари разных эпох современного языка.

С точки зрения функционального аспекта слова выделя­ются: а) по частотности - частотные словари, словари редких слов; б) по стилистическому использованию - словари мета­фор, эпитетов, сравнений, экспрессивной лексики: в) по нормативной характеристике - словари трудностей, правильностей.

По направлению изложения материала (с отклонением от обычного алфавитного) выделяются: а) исходя из формы, об­ратные словари, словари рифм; б) исходя из содержания, идеографические, тематические словари. Каждый тип слова­ря, имеющий свою центральную задачу, предполагает свою совокупность лексикографических решений (Гак 1988: 44-46).

Попытка построения универсальной, глубинной и пер­спективной классификационной схемы словарей сделана А. М. Цывиным (Цывин 1978). Каждый объект классифика­ции (словарь) предлагается определять по восьми признакам, в связи с чем строится восемь классификационных схем. Элементарными признаками, на которых основана классифи­кация словаря, являются заглавный словарный блок (левая сто­рона словаря) и разработка заглавного словарного блока (правая сторона словаря). Их сочетание формирует словар­ную статью.

Первая классификационная схема основана на соотноше­нии правой и левой стороны словаря. Все словари делятся на односторонние (имеющие только левую часть, например, ор­фографические, обратные) и двусторонние. Двусторонние (имеющие левую и правую часть) делятся на переводные и не­переводные. Двусторонние непереводные словари или объяс­няют значение слова, или поясняют его форму и функцию, причем левая и правая части выполнены на одном языке. Объяснительные словари - это все толковые словари. Пояс­нительные делятся на функциональные (частотные, стилисти­ческие, словари трудностей и т. п.) и формопоясняющие, дающие полную грамматическую характеристику слова (грамматические словари).

Следует иметь в виду, что чисто объяснительных толко­вых словарей не существует, они обязательно содержат сведе­ния поясняющего характера (о произношении, стилистиче­ском употреблении, грамматических характеристиках).

Вторая классификационная схема основана на способе расположения заглавного словарного блока. По этому при­знаку все словари делятся на алфавитные и неалфавитные. Алфавитные словари делятся на строгоалфавитные (прямые и обратные) и гнездовые (ср., например, словарь В. И. Даля). Неалфавитные словари делятся на тематические (слова в них расположены по понятийным группам, обозначающим те или иные фрагменты лингвистической картины мира) и стати­стические (слова в них расположены по убывающей или воз­растающей частоте).

Третья классификационная схема основана на признаке состава заглавного словарного блока. В ней противопостав­ляются лексикон (в левой части словаря представлены слова или части слов) и фразарий (в левой части словаря представ­лены словосочетания или предложения). Лексиконы делятся на глоссарии (заглавный словарный блок равен слову) и морфемарии (заглавный словарный блок равен морфеме).

Четвертая классификационная схема основана на харак­тере отбора заглавного словарного блока (левой части слова­ря). Противопоставляются в этой схеме тезаурусы и атезауру­сы. Тезаурусы отражают всю лексику определенного объекта без всякого отбора. При этом общие тезаурусы регистрируют вообще все слова данного языка (что практически невозмож­но), отраслевые тезаурусы регистрируют без отбора слова оп­ределенной системы (отдельного диалекта, отдельной науки или отрасли производства). Атезаурусы основаны на опреде­ленной последовательной системе отбора.

Пятая классификационная схема. В ней основным разли­чительным признаком является объект отображения. С этой точки зрения все словари делятся на общие и частные. Общие словари делятся на словари национального языка и словари литературного языка, однако в отечественной лексикографии четкого разграничения этих двух типов нет. Частные словари, подразделяясь, в свою очередь, на словари книжного языка и словари некнижного языка, представлены словарями языка газеты, словарями языка отдельных писателей и отдельных произведений, областными словарями.

Шестая классификационная схема основана на отраже­нии в словаре исторических процессов. С этой точки зрения все словари делятся на синхронные и диахронные. В синхрон­ных словарях лексика рассматривается вне движения словар­ного состава. Диахронный словарь отражает динамику лекси­ки определенного временного среза. Диахронные словари делятся па перспективные, отмечающие новые слова и значе­ния, и ретроспективные, которые, в свою очередь, делятся на этимологические и исторические.

Седьмая классификационная схема строится по призна­кам цели и назначения словаря. Основное противопоставле­ние здесь - противопоставление учебных словарей и словарей-справочников. Учебные словари, одноязычные и двуязычные , предназначены для лиц, изучающих язык. Словарь-справочник рассматривается как такой тип словаря, где чита­тель может найти справку о любых словах, значение или употребление которых неясно для него. Словари-справочники подразделяются на нормативные , определяющие образцовое употребление языковых средств, и описательные , по возмож­ности полно описывающие существующее словоупотребление всего языка или его фрагмента.

Восьмая классификационная схема связана с тем, какие слова представлены в левой части словаря - имена собствен­ные или нарицательные. Основное противоположение здесь:

ономастиконы - апеллятивы. Ономастиконы делятся на антропонимические и неантропонимические (например, топони­мические ) словари.

Представленная классификация позволяет дать объемную характеристику всем словарям русского языка, сопоставить их по однотипным дифференциальным признакам. Напри­мер, "Толковый словарь русского языка" Д. Н. Ушакова ха­рактеризуется как объяснительный прямой строго алфавитный обычный глоссарий атезаурус литературного языка синхронного типа и научно-нормативный словарь-справочник (апеллятив). Такая характеристика каждого словаря точно определяет его место в системе лексикографических изданий, адекватно от­ражает специфику его структуры, информационный потенци­ал. Очевидны и прогнозирующие возможности предложенной классификации.

Многоаспектность и многоярусность представленных на­учных типологий лексикографических изданий не позволяет воспользоваться ими в целях практического расположения материала.

Чисто практический характер носит типология филологи­ческих словарей, разработанная в издательстве "Русский язык" (Современное состояние и тенденции развития отече­ственной лексикографии 1988: 214-218). В ее основу поло­жены тематика, адресат словаря и объем словника:

I. Словари, описывающие лексическую систему русского языка. 1. Толковые словари различного объема для различных категорий читателей. 2. Словари новых слов. 3. Словари ино­язычных слов. 4. Словари, отражающие системность связей между словами (аспектные словари): словари синонимов, ан­тонимов, омонимов, паронимов. 5. Словари по фразеологии и паремии. 6. Словари по ономастике и топонимике. II. Словари, описывающие грамматическую систему русского языка. III. Словари сочетаемости. IV. Словари по словообра­зованию. V. Словари по орфоэпии. VI. Словари по орфогра­фии. VII. Словари трудностей. VIII. Словари по этимологии. IX. Исторические словари. X. Словари языка писателей. XI. Справочники по словарной литературе. XII. Словари тер­минов по языкознанию. XIII. Памятники русской лексико­графии. XIV. Словари по лингвостатистике <…>.

Оче­видно, что для создания объемного лексикографического портрета слова или группы слов необходимо обращение к словарям различных типов, к различным базам данных, что бывает нелегко осуществить на практике. Компьютерная лек­сикография XXI в. должна изменить эту ситуацию: "Возможности компьютерной лексикографии должны привести к тому, что в будущем различие между словарной кар­тотекой и готовым словарем должно уменьшиться и в конеч­ном счете исчезнуть: бесчисленное количество различных ти­пов словарей должно программно порождаться из лексикографически обработанной автоматизированной сло­варной картотеки" (Андрющенко 1986: 40). Несомненно, поя­вятся новые типы словарей, отвечающие все возрастающим запросам пользователей.

АСПЕКТЫ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ СЛОВА

В СЛОВАРЯХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ