Болезни Военный билет Призыв

Синтаксис - профессиональный педагог

Развитие речи как способ развития мышления

Никогда ещё дети не нуждались

так в обогащении языком, как

нуждаются они в наши дни, когда

жизнь всесторонне изменяется,

создаётся множество нового, и всё

требует новых словесных форм.

А.М.Горький

Одна из важнейших задач современной школы состоит в том, чтобы давать глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Знание русского языка- основа обучения в школе.

Одной из главной задач обучения родному языку является развитие речи учащихся. Речь- основа всякой умственной деятельности. Работа над правильным произношением, над выразительностью устной и письменной речи, над обогащением словаря, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков русского языка в начальных классах.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может развиваться без языкового материала. Знание слова помогает человеку мыслить. Мышление и речь неразрывно связаны, но это не значит, что они совпадают. Это доказывается тем, что одну и ту же мысль мы можем выразить разными словами.

Работа над словом – один из приёмов развития речи.

Дети, поступающие в школу, имеют определённые знания об окружающей действительности, но круг этих знаний и представлений очень мал, и задача школы заключается в том, чтобы этот круг расширить и на этой основе расширить и словарь ребёнка. Большое значение имеет словарная работа. Объектом словарной работы является слово. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, - писал К.Д.Ушинский, - темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения,

И всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Однако словарной работе в школе уделяют подчас мало внимания, нередко она носит случайный эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленно, чем того хотелось бы.

«Словарная работа» - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка», - писал известный учёный – методист А.В.Текучев.

Школьная программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом уроке должны проводиться словарно – орфографические упражнения.

Приёмы словарно – орфографической работы.

Некоторые слова являются для учащихся трудными не только с точки зрения их правописания, но незнакомыми или малознакомыми по значению. Словарно – орфографическую работу нельзя сводить только к механическому заучиванию правописанию слов. Более рациональной является такая работа, когда в процессе изучения правописания слов детям предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют цели лексические, т.е. направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на расширение словаря учащихся.

Для раскрытия лексического значения слова использую в своей работе следующие приёмы:

  • Показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа).
  • Замену данного слова синонимом.
  • Разбор слова по составу.
  • Замену данного слова описательным оборотом.

Самый рациональный приём – замена слова синонимом. Это приём наиболее экономный, самый эффективный метод обогащения словаря учащихся.

Приучая пользоваться описательным оборотом, учу детей логике речи, вырабатываю умение давать чёткие, логически стройные объяснения, т.е. развиваю мышление и речь.

Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм и обогащения словаря могут быть использованы следующие приёмы:

  1. включение нового слова в предложение, составление предложений;
  2. образование от данных корней слов различных частей речи;
  3. распределение слов по частям речи, по типам склонения или спряжения, по родам;
  4. подчёркивание непроверяемых орфограмм;
  5. группировка по орфограммам;
  6. группировка слов по месту ударения;
  7. подбор однокоренных слов;
  8. включение новых слов в письменные (проверочные и творческие) работы;
  9. подбор синонимов (антонимов);
  10. проговаривание по слогам и другие.

Эти виды работ можно использовать как в классной, так и в домашней работе.

Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания указанных в программе слов только в том случае, если, во-первых, применять разнообразные приёмы изучения и закрепления, во-вторых, если систематически проверять умения учащихся безошибочно писать изученные ими слова.

В русском языке имеется большое количество общеупотребительных слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Их написание не связано с произношением, не регулируется применением правил. Но из этого нельзя делать вывод, что эти слова можно только механически заучивать, что работу над ними нельзя связать с изучением грамматики, расширением словаря.

Работа со словами складывается из следующих этапов:

  1. Первоначальное знакомство со словом.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слова.
  3. Проверка усвоения написания слова.

От того, как будет организованно первоначальное знакомство со словом, зависит многое, т.к. чем лучше, интереснее оно пройдет, тем больше внимание учащихся привлечёт.

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изученным на уроке грамматико- орфографическим материалом. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связанном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Диктант - основной вид словарно-орфографической работы на уроке.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографической работы (особенно на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний, учащихся о словах с непроверяемыми написаниями) считаю диктанты. В своей работе использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на доске или карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант :

  1. учащиеся называют изображённый предмет, объясняют написание слова и записывают;
  2. учитель показывает карточку-картинку, дети называют предмет, записывают слово, выделяют в слове безударную гласную и ставят ударение;
  3. учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют орфограмму, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух с заданием: выписать только названия животных (растений, явления природы, и т.д.), слова с безударной гласной е (о,а,я,и ).

Диктант с использованием загадок . Учитель читает загадку, дети отгадывают её, объясняют, по каким признакам отгадали, записывают слово-отгадку, выделяют орфограммы.

Диктант по памяти:

  1. записать по памяти слова, обозначающие название инструментов (животных, людей, т.д.)
  1. записать по памяти слова, в которых безударная гласная е (о,а,я,и ).

Творческий диктант. Заменить определение, одним словом. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Лексические упражнения.

Помимо перечисленных словарных диктантов использую в своей работе упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли правильно использовать их в своей речи. Привожу примеры таких упражнений.

  1. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов:

Вот и лето подоспело - земляника покраснела . Земляничка , земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. Но если вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

  1. Причитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложения со словами любой пары:

Морковь – морковка, жёлтой – желтоватый, чёрный – чёрненький, корова –коровёнка, сверкать –сверкнуть.

  1. Объясните, кого так называют:

Библиотекарь, тракторист, шофёр, комбайнёр.

  1. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»

Сапоги, ботинки – это обувь, а…,- это одежда. Заяц, -это звери, а…,-это птицы. Пенал, …-это учебные принадлежности, а…,-это инструменты. Морковь,-это овощи.

Организация работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.

Вот примеры упражнений такого типа:

  • Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном.

Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

  • Найдите в предложениях слова, противоположные по смыслу.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

  • Подберите к каждому из слов близкое по значению слово:

Друг – товарищ, узор-…, труд-…, торжество-…, холод-…, боец-….

  • Подберите к каждому из сов противоположное по значению слово:

После выполнения перечисленных заданий предлагаю детям как грамматико – орфографические задания (подчеркнуть буквы, определить части речи и т.д.), так и задания по развитию речи (написать по памяти, составить словосочетания, предложение с любым из слов).

Игра - эффективный приём для закрепления правописания.

При изучении слов из «Словаря» предлагаю детям игры «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?» и другие.

«Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те, в написании которых вы уверены.

«Кто лучше?» К словам подберите подходящие имена прилагательные (глаголы, существительные): сирень, помидор, яблоко, огурец, осина.

«Кто быстрее?» К данным словам подобрать противоположные (близкие) по значению слова из «Словаря».

Справа-…, сверху-…, завтра-…, здравствуй-…, пожалуйста-… .

«Кто быстрее и правильнее?» Подобрать подходящие по смыслу слова, записать словосочетание:

Жареный-…, восточный-…, солёный-…, и т.д.

«Кто больше?» Вспомнить загадки, отгадками к которым являются слова из словаря. Загадай товарищам.

Вспомнить пословицы, стихи, в которых встречаются словарные слова.

Игра «Цепочка слов»

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Берёза – автобус – север – рисунок – капуста – альбом – молоко - огурец.

Найди в слове гастроном другие слова.

Образец: гном , гора, гром, сом, нога, сто, нора, март, матрос, морс, рот и др.

Игра «Запомни и запиши»

На столе лежат 8 различных предметов. Учащиеся рассматривают предметы. Затем должны по памяти записать всё увиденное. Самопроверка: учитель перечисляет предметы, а учащиеся подсчитывают количество верно записанных слов.

Игра «Видел, слышал»

На доске записаны слова в столбик под названием «Видел». Учитель говорит ребятам, что они сейчас прочтут 5 слов и столько же, но других слов, услышат от учителя. Надо постараться запомнить и те, и другие слова.

«Видел» «Слышал»

Книга ученик

Ручка перо

Тетрадь буква

Учитель указка

Яблоко вишня

Использование этимологического анализа в работе над словом.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Работу при этом строю, соблюдая следующие этапы:

  1. Выделение нового слова из пословицы, поговорки, загадки, чтение слова, Звукобуквенный анализ.
  2. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы, деление слова на слоги для переноса.
  3. Этимологическая справка.
  4. Подбор однокоренных слов.
  5. Составление и запись предложения с новым словом, разбор этого предложения по членам предложения.

Например:

  1. Семьдесят одёжек и все без застёжек.

Что это? (капуста)

К а пуста, к а -пус-та- 3 слога, 7зв., 7б.

  1. Огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящий из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.
  2. Своё название капуста получила от латинского слова «капут», которое имело значение «голова», «кочан».

Капуста- «капут» -голова, головка капусты.

  1. Капуста, капустный (лист).
  2. На нашем огороде выросла замечательная капуста.

В этой работе опираюсь на опыт, знания детей, их умение работать со словарём. В домашнее задание включаю новое слово, предлагая детям найти стихи, загадки, пословицы с этим словом. Такая работа позволяет закрепить знание правописание нового слова. Использую такую работу в системе, убедилась, что дети хорошо, достаточно быстро и прочно усваивают написание таких слов, как берёза, воробей, город, завод, коньки, карандаш, ягода и т.д.

Орфографические пятиминутки.

Есть у Егорки чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи

Есть у него и топор с долотом-

Может Егорка построить дом.

Люблю б…рёзку русскую,

То светлую, то грустную.

Х…зяйка однажды с б…зара пришла,

Х…зяйка с б…зара д…мой прин…сла:

К…ртошку, м…рковку, к…пусту, г…рох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Где ул…цу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва посмотри

Направо взгляни потом.

Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо, крошки.

Снегирь, синица, воробей

Благодарят за корм детей.

Найдите слова из словаря. Подчеркните орфограммы.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечёнными от жизни.

Изучая слова «завтрак», «обед», «ужин» обращаем внимание на уроке на правила поведения за столом, придумываем меню для праздника, называем любимые блюда.

Слова «шофёр», «шоссе», «трамвай», «автомобиль», «дорога» беру на урок одновременно. Урок строю как путешествие или вспоминаем правила дорожного движения.

Для изучения слов «заяц», «медведь», «лисица» отправляемся в лес, а со словами «корова», «петух», «собака» - в деревню к любимой бабушке и оттуда пишем письмо родителям. Таким образом, у детей вырабатывается осмысленное отношение к слову.

Работа над орфографическим словарём.

Для успешного формирования навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями необходима целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Эту работу начинаю с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

Знакомство со словарём провожу в конце периода обучения грамоте. Работая с «Орфографическим словарём», составленным П.А.Грушниковым, предлагаю самые простейшие задания : найти и прочитать слова на букву я, правильно соблюдая ударение; из данного столбика слов (слова записаны на доске или на карточках) выписать известные тебе слова, составить с некоторыми из них предложения; выписать несколько слов на заданную букву, пользуясь словарём.

При выполнении творческих письменных работ разрешаю пользоваться словарём.

В словарной работе нам помогают наши помощники-словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком.

В первой части словарика дети записывают словарные слова и по мере возможности стараются выполнить «иллюстрацию» к новому слову.

Вторая половина словарика- творческая. Ребёнок фантазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определённым словом, значит, его память надолго сохранит всё то, что творчески помогало ему работать.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся- учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.

Разнообразные формы и методы работы вызывают интерес к слову в частности, к предмету «Русский язык» в целом, а также делают словарную работу результативной.

Фрагмент урока

Внеклассное мероприятие
«Каша – матушка наша»
Цели:
 сформировать правильное представление о необходимости и важности
употребления в пищу различных видов каш;
 пробуждение у детей интереса к народным традициям.
Задачи:
 сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни
наших предков;
 формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных,
разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьников;
 просвещение родителей в вопросах организации правильного питания
детей младшего школьного возраста.
Ход мероприятия
1 ведущий:
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники,

песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции.
Сегодня героиней нашего праздника будет её величество каша!
2 ведущий:
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. На Руси каша испокон
веков занимала важнейшее место в повседневном рационе. Она являлась
одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская
пословица: «Хлебец ржаной – батюшка родной, каша ­ матушка наша».
3 ведущий:
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и
сказок, как о каше. Это вызвано тем, что издревле славянские племена
занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Как у
всякого народа­землепашца, зерно и продукты его переработки стали у
русских людей предметом религиозного почитания. Каша – это исконно
русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного
события.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир
так и назывался «кашей». Вот какая история вышла с «кашей» Дмитрия
Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю
должен был ехать на «кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский,
счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и
1

пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь
«оскорбительное» предложение… тогда выбрали «золотую середину». Кашу
сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят,
связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» ­ крутая,
пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в
знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если
же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»
Выражение это дошло и до наших дней.
В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день
Акулины – гречишницы, который приходится на 26 июня.
1 ведущий:
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает
Песня «Ярмарка»
каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила…»
(ребята хором произносят продолжение стишка)
Входит сорока:
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
­ Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте­ка мои
загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.
 Что всегда поверх каши лежит? (масло)
 Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)
 Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)
 Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)
Сорока: Молодцы, ребята! Все назвали. А теперь я пойду кашку вам сварю,
печка­то уже готова.
2 ведущий:
Иди сорока, вари вкусную кашу, а мы продолжим. Проведя
социологический опрос среди учеников вторых классов, мы выяснили, что
больше всего дети любят гречневую и манную кашу.
2

3 ведущий:
Оказывается, что безусловным фаворитом среди каш является
гречневая. Она по питательности не уступает мясу, хлебу и картофелю, а
организмом усваивается гораздо лучше. Одним из главных достоинств гречки
является большое количество растительного белка, поэтому гречу можно
использовать как полноценный заменитель мяса. Много в зернах гречихи
минеральных веществ: магния, например, в 2 раза больше, чем в ячмене, и в 4
раза больше, чем в рисе. Поэтому она незаменима для диабетиков и
сердечников. В ней так же много железа, которого не хватает людям с
Греча способствует снижению уровня
пониженным гемоглобином.
холестерина,
предотвращает развитие
атеросклероза, инфаркта и инсульта. Отличается греча и большим
содержанием витаминов группы В и РР (рутин, который, кстати, получают из
крупы промышленным способом). А если в пище недостаточно витаминов
группы В, то у людей нарушается деятельность нервной системы: они
становятся невнимательными, рассеянными, раздражительными, плохо спят.
Гречневая каша полезна для здоровья всем. Её назначают в качестве лечебного
питания, рекомендуют включать в укрепляющую диету пожилым и больным
людям. Гречка низкокалорийная незаменима для тех, кто хочет похудеть.
очищает сосуды,
а значит,
Из истории. Более 5 тысяч лет назад народы северной Индии обратили
внимание на травянистое растение с невзрачными цветками. Его темные
семена, пирамидки, оказались съедобны из них стали делать муку для
лепешек и варить кашу. Названо это растение гречкой, потому что первыми ее
возделывали греческие монахи при монастырях.
На Русь гречиха была привезена из Греции и стала одной из лучших
зерновых культур. За целебные качества гречневую крупу часто называют
«царицей круп». Гречневая каша стала излюбленным блюдом. Сначала
готовили ее в русской печи, а позже на плите. В течение двух тысяч лет
гречневая каша является исконной национальной русской пищей, а с 15 века
она стала одним из основных продуктов питания. О гречневой каше слагали
пословицы и стихи:
«Хлебец ржаной – батюшка родной,
Гречневая каша ­ матушка наша».
«Каша – кормилица наша»
* * *
Богатырь на свете жил
Гречку кушать он любил,
Целый чугунок съедал
Хлебом черным заедал
3

Гречка мне как мать родная
Без нее ослабеваю,
Ароматный хлеб ржаной
Мне как батюшка родной!
1 ведущий:
А вы ели когда–нибудь кашу из топора?
Учащиеся 2В класса приготовили для Вас инсценировку русской народной
сказки «Каша из топора»
(Появляются Солдат и старуха)
Ведущий: Пришел солдат с походу на квартиру говорит хозяйке:
­ Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
­ Вон там на гвоздике повесь
­ А ль ты совсем глуха, что не чуешь?
­ Где хошь, там и заночуешь!
­ Глухая! Подавай на стол!
­ Да нечего, родимый!
­ Свари кашицу
­ Да не из чего!
­ Давай топор! Я из топора кашу сварю!
Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил
воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
­ Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!
(Старуха вздыхая, достает крупу, дает Солдату)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
­ Готова ли?
­ Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.
(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)
­ Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть.
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна. Старуха, смакуя
кашу):
­ Служивый, а когда ж топор будем есть?
­ Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю. (Встает)
­ Ну, будь здорова, хозяйка!
(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Ведущий: Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
Вот так­то Солдат и кашки поел, и топор унес.
1 ведущий:
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с
топором?
4

(Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара)
2 ведущий: А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в
пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс.лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс.лет.
1 ведущий:
Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?
(С манной кашей)
А вы знаете, из какой крупы её готовят?
3 ведущий:
Интересно, что манная крупа получается из пшеницы, а пшеница с
давних времен возделывалась на Руси. Манную крупу добывали путем
перемола на мельницах, определенных сортов пшеницы, в муку грубого
помола. Несмотря на то, что выращивать пшеницу люди стали еще до нашей
эры, манная крупа появилась гораздо позже. На Руси ее производили в
небольших количествах, и она считалась
деликатесом, а потому
предназначалась лишь знати и богачам.
На манной каше выросло уже не одно поколение. Этот продукт отлично
подходит детям, ведь манка обладает нежным приятным вкусом, да и жевать
ее почти не требуется. Рекомендуют давать манную кашу детям на завтрак
перед серьезными нагрузками, например, контрольными работами. Эту
необыкновенную кашу можно готовить разными способами, и она была
прославлена еще в давние времена.
Однажды граф Дмитрий Гурьев гостил в имении знакомого отставного
военного. Во время обеда на десерт была подана каша, отведав которую граф
так восхитился, что попросил позвать крепостного повара Захара и,
поблагодарив, решил выкупить его со всей его семьей. И кого только не
угощал граф этой кашей, равнодушным не остался никто, так и получила она
название “Гурьевская каша”.
Рецепт приготовления «Гурьевской каши» найдете в нашем сборнике.
2 ведущий: Встречайте учащихся 2 Б класса. Они расскажут стихотворение
про Машу и манную кашу.
СТИХИ про манную кашу
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
5

На­ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»
Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите­ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться­
Или зря убирали пшеницу?!»
И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли моё не душисто
От травы­муравы шелковистой?»
Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила­
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте­ка мне, бабушка ложку!»
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
6

Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Русский народный танец
Если в беспорядке, мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь­ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну, разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять...
Говорят, что во рту у вас ­ каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь­ ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята.
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки…
Нет ничего прекрасней манки!
Песня про манную кашу
Каши разные нужны
Каши всякие важны!
Рисовая каша наша
Сладкая, приятная,
С изюмом, ароматная
Вкусная, пахучая
7

Белая, сыпучая.
3 ведущий:
Рисовая каша полезна тем, что содержит много сложных углеводов и
долгое время обеспечивает приток энергии. Рис хорошо очищает организм от
солей, токсинов и шлаков. Этот продукт очень широко используется на кухне.
Большое разнообразие каш можно приготовить с сушеными цукатами или со
свежими фруктами.
Рис является одним из древнейших и продуктивных злаков на Земле. В
России появился при Петре I и был назван «Сарацинское пшено», завезен из
Китая. Зерно было только привозным, а потому очень дорогим. Сегодня
существует много видов риса и методов его возделывания. В конце 19 века
рис стали возделывать в России. В настоящее время половина человечества
питается рисом.
1 ведущий:
Ребята, а давайте вспомним, в каких произведениях говорится о каше?
 Русская народная сказка «Каша из топора»
 Русская народная сказка «Лиса и журавль»
 В. Драгунский «Тайное становится явным»
 Н.Носов «Мишкина каша»
 Братья Гримм «Горшок каши»
2 ведущий:
В сказке А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде» поп кормил
своего работника полбой. Так на Руси называли особый вид пшеницы ­ с
ломким колосом, т.е. пшеничной кашей.
3 ведущий:
А вы знаете о каше молодости и красоты.
Так на Руси называли кашу из овса. Овсяная каша очень полезна для
здоровья, способствует хорошему пищеварению. В ней присутствуют
минералы, углеводы и уникальные витамины, которые укрепляют волосы и
ногти, улучшают состояние кожи, способствуют росту детского организма. В
народе овсянку считают настоящим эликсиром молодости и красоты. Вкусна
каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, ­ она
называется «геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все
едят по утрам.
Родина овса – Монголия. Когда этот злак появился на русских землях,
его стали возделывать наряду с пшеницей, употреблять в пищу и на корм
лошадям.
Частушки
8

1.Кушай кашу геркулес
Это чудо из чудес.
Кушай, будешь силачом
Любая гиря нипочем.
2.Красно яблочко поспело
Все в себя собрать успело.
Углеводы и кислоты,
Солям тоже есть работа.
3.Положила я изюм­
Бывший виноградик.
Кашу пробуйте мою
Похвалите всю семью!
4.У меня горшочек каши
Каши очень непростой,
Если съешь её ты ложкой,
Сразу вырастешь большой!
5.В каше есть пшено из проса
Омывали его росы.
Солнышко его любило,
А я в кашу превратила!
6.Тыква выросла огромной
В ней и сахар и белки,
Каротин, клетчатка, воды,
Витаминов в ней – полки!
1 ведущий:
Сегодня кашу заварили родители и дети 2 А класса.
Замечательная вышла каша!
Душистая, ароматная, рассыпчатая!
2 ведущий:
Сейчас самое время устроить пир на весь мир! Каша уже подоспела!
3 ведущий:
Угощайтесь, гости дорогие, кашей, а мы поделимся с вами рецептами.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
9

СОГБОУ ««Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат VIII вида»

Открытый урок
по русскому языку
в 5 классе
Тема:

«Единообразное написание корня в родственных словах»

Учитель: Егорова Л.А.

2011-2012 уч.год
ТЕМА: «Единообразное написание корня в родственных словах».

ЦЕЛИ:


  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по нахождению родственных слов и выделению корня.

  1. Повторение ранее изученных правил.

  1. Коррекция зрительной, слуховой памяти,
внимания, логического мышления.

  1. Развитие творческого мышления. Повышение познавательной деятельности.

  1. Воспитание культуры учебного труда, мотивация к учению.

Ход урока.


  1. Постановка задач урока.

Сегодня, ребята, мы с вами будем закреплять знания о родственных словах, находить и выделять корень слова.

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. На уроке нам понадобятся учебник, ручка, карандаш, линейка. Но чтобы начать работу, нам надо подготовить свои глазки, ушки, ручки.


  1. ^ Психологический настрой.

Закрыли глаза, поставили руки на локти, подбородок на ладони - настроимся на работу.

У вас ясная голова, вы всё знаете, готовы дать чёткий ответ на любой вопрос. Вы спокойны, внимательны, готовы к работе. А теперь поздоровайтесь пальчиками, чтобы они подготовились к работе.

Здравствуй, пальчик мой большой!

Здравствуй, указательный!

Здравствуй, средний пальчик мой!

Здравствуй, безымянненький!

Здравствуй, пальчик мой меньшой, мой мизинчик маленький!


  1. ^ Открываем тетради, записываем число, классная работа.

  1. И теперь, как всегда, минутка чистописания.

Ре. Ов. еч. ца. обе. ра. рят.

Прочитайте строчку. Что это? Верно, слоги. Обратите внимание, с какой буквы написаны первые два слога. Правильно, с большой. Запишите, будьте внимательны и поставьте точки только там, где у меня. Пишем красиво, ровно, стараемся.
Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо, крошки.

Снегирь, синица, воробей

Благодарят за корм детей.
Прочитайте стихотворение «про себя». Вслух. Запишем, обращаем внимание на запятые, точки. Сидим правильно, выводим каждую букву.

А сейчас поработаем с нашей строчкой слогов. Прочитайте первый слог, обратите внимание, с какой он написан буквы, найдите в стихотворении слова с данными слогами. Подчеркните их. Какого слога в этом стихотворении нет?


  1. Повторение.

А теперь вспомним правила, над которыми мы работали на предыдущих уроках.

Какие слова называются родственными? (близкие по смыслу, есть общая часть – корень)

Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)


  1. ^ Работа по учебнику.

Откройте стр. 126, упр. 22. Прочитайте «про себя». Теперь вслух.

Какие это слова?

Какой корень в этих словах? (тетрадь, короб)

Какой корень? (площад)

Почему эти слова называются родственными?


  1. ^ Гимнастика для глаз.

а) Глазки наши устали. Посмотрите вдаль, на цветок. (2 раза)

б) Крепко зажмурьте глаза, откройте. (2 раза)

Продолжаем работу. (На доске висит плакат с родственными словами)

Сад, садовник, садовый.

Море, моряк, лень.

Морской, ленивый, лентяй.

Боль, большой, гриб, больница.

Грибной, родной, грибок.

Родина, родители, родственник.

Посмотрите на доску. Прочитайте первую строчку на плакате. Что вы можете сказать об этих словах, какие они? (родственные) Выделите корень.

Прочитайте следующие две строчки. Найдите родственные слова к слову лень. Выделите корень.

Найдите родственные слова к слову большой. Выделите корень.

Найдите родственные слова к слову грибок. Выделите корень.

Найдите родственные слова к слову Родина. Выделите корень.

А теперь будьте внимательны. Первый ряд запишет в тетради родственные слова с корнем, выделенные красным цветом, а второй ряд с корнем, выделенным синим цветом.

Следующее задание.

Один мальчик так записал предложение: «Дед Егор в густом лесу встретил рыжую лису»

Объясняя написание выделенных слов, мальчик сказал: «Выделенные слова - родственные, так как лиса живёт в лесу». Прав ли мальчик?


  1. ^ Физкультминутка (подвижная). Проводит один из учащихся.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Утром солнышко проснётся,

Бабочка кружит и вьётся…

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка!
Продолжаем работать с учебником. Откройте стр. 126,упр.19. Прочитайте задание самостоятельно. Теперь вслух.

В слове «снежинки» пропущена буква е (проверочное слово «снег»).

Разбор всего упражнения. Каждое предложение и слово с пропущенной буквой.

Проверим.

Найдите предложение (Во дворе…). В каком слове пропущена буква? Есть ли в этом упражнении родственные слова к слову «снеговик»? Какой корень в этом слове?


  1. Итог урока.

Молодцы! А теперь оценки за урок.

СОГБОУ ««Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Егорова Л.А.

Анастасия Страхова
«Чудо-зернышко». Конспект занятия-беседы в подготовительной группе в рамках проекта «Хлеб - всему голова»

Приложение №8

Беседа на тему : «Чудо зернышко »

Цель : знакомить детей со злаковыми культурами. Вследствие эксперимента, расширять представления о развитии растений в разных условиях. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Подготовка атрибутов : три емкости, с землей, песком и опилками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; иллюстрации к теме;

Ход беседы

Воспитатель : дети, послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь?

Колосок, как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате - зерно,

Спелой зрелостью полно.

Дети : о колоске

Воспитатель : правильно, сегодня я принесла вам колосья пшеницы и ржи (рассматривают вместе с детьми) .

Пшеницу, рожь, овес, гречиха, рис называют злаковыми растениями. Давайте сравним между собой зерна пшеницы и ржи. Из различных сортов злаков, выпекают разный хлеб , ржаной, пшеничный, смешивают между собой злаки.

Воспитатель : зерно - семя, является продолжателем рода различных растений.

Ребята, как вы думаете, всегда - ли хлеб существовал на земле?

Дети : (высказывают предположения)

Воспитатель : сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке»

«Давно это было. Так давно, что никто теперь и не помнит, когда это случилось. Пришла засуха. Почва стала трескаться. Растения посылали глубже в землю свои корни в поисках воды. Но ее не было. Тогда растения стали думать, как спастись и жить дальше. И решили они обратиться за советом к природе - матери, которая помогает всем живым существам на земле. Природа - мать сказала растениям : «Цветы, конечно, ваши очень красивые, и ими можно любоваться, но этого не достаточно. Вам надо выжить. Пусть ваши цветы превращаются в семена и продолжают ваш род. Не жалейте для семян - своих детей - сил на их воспитание, рост и созревание». Хорошо сказала природа - мать, и все с ней согласились. Свои лучшие соки они стали отдавать маленьким семенам, которые росли и набирались сил внутри цветов. Так семена стали продолжателями рода разных растений».

Понравилась вам сказка? Вспомните, в каких еще сказках, рассказах упоминается о хлебе , зерне, колоске?

Дети : «Три ржаных колоска» , «Тридцать зерен» , «Теплых хлеб » , «Лисичкин хлеб » .

Воспитатель : А хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадим зерна пшеницы в три горшочка : с землей, опилками и землей. Будем ухаживать за посевами, поливать и наблюдать в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. (Дети под руководством воспитателя сеют зерна в горшочки, поливают)

Воспитатель : (имитирует посев семян)

Уж ты, семечко - зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей взойди!

А сейчас, дети надо зафиксировать наш опыт.

(Дети садятся за столы, рисуют в альбоме емкости с землей, с песком и опилками. Во время работы звучит тихая, спокойная музыка. В дальнейшее дети внимательно рассматривают горшочки с посевом, выявляют изменения, которые происходят и зарисовывают. Самостоятельно выявляют, в каком грунте лучше всего высеивать семена.)

Воспитатель :

Чтобы смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться

А мы польем его водицей-

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

(Горшочки с посевами дети ставят в светлое место, на подоконник) .

Конкурс грамотеев(8-9классы)Девиз: «Знай и люби Русский язык» Составители тренажёра А.А. Забильская, учитель русского языка и чтения, Л.В. Калинина, учитель русского языка и чтения


1. Весёлая грамматика Существительное –школа, Просыпается – глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл Встали мы – местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье без сомненья, Приниматься надо всем.


Продолжение Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. НЕ и НИ у нас частицы Нам их надо повторять. Так давайте дружно, дети Части речи изучать. ЗАДАНИЯ ОТВЕТ


Правильный ответ Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Числительное Наречие Частицы


2. Закрепляем части речи Мир, мирить, мирный, солёный, соль, солить, трудиться, трудовой, но, я, труд, под, ты, не, он. ЗАДАНИЯ


Правильный ответ 1команда - трудиться, мирить, солить, я, ты, он. 2 команда – мир, соль, труд, мирный, солёный, трудовой.


Продолжение второго задания ЗАДАНИЯ Задания (1 команда) 1. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? Или ЧТО?. 2) Какая часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?


Продолжение второго задания ЗАДАНИЯ Задания (2 команда) 1. Какая часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?. 2) Какая часть речи указывает на предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?


Правильный ответ 1команда существительное, прилагательное. 2 команда глагол, местоимение


3. СТРОИТЕЛИ ЗАДАНИЯ 1команда Сам он варит. Сам он ходит 2группа Сам он катит Сам летает Задания 1) Составить сложные слова из двух корней. 2) Разобрать слова по составу.


Правильный ответ 1команда самовар, самоход 2группа самокат, самолёт


4. Назовите одним словом Кто это? 1команда Не посидит ни минуты. Ничего не знает. Никого не слушает. 2 команда Никто его не видит. Не смеётся. Ничего не умеет. ОТВЕТ


5. Строители 1 команда -говор- 2 команда -сказ- ОТВЕТ Ответы 1 команда: говорить, поговорить, заговорить, договорить, переговорить, отговорить, наговорить, уговорить и т.д. 2 команда: сказать, подсказать, рассказать, пересказать, досказать.


6. Собери пословицу 1 команда а)Люби, язык, и, свой, цени, знай. б)Кто, тот, много,много, читает, знает. 2 команда а) Языком, делом, не, торопись, торопись. б) Хорошо, хорошую слушать, речь. ОТВЕТ


7. Одушевлённые - неодушевлённые Ребята принесли в лукошке: овёс, гречиху, просо, крошки. Снегирь, синица, воробей Благодарят за корм детей. ЗАДАНИЕ


Правильный ответ 1 команда лукошко, овёс, гречиха, просо, крошки, корм. 2 команда ребята, снегирь, синица, воробей, детей.


8. Образовать фамилии ОТВЕТ


9. Найти противоположное ЗАДАНИЕ 1 группа ШИРОКИЙ - ТВЁРДЫЙ - МОЛОДОЙ - ВЫСОКИЙ - БЫСТРЫЙ - ХРАБРЫЙ - БОЛЬНОЙ - ГОЛОДНЫЙ -


Продолжение 2 группа ГОРЯЧИЙ - ЧИСТЫЙ - ТЁМНЫЙ - ПОЛЕЗНЫЙ - ХУДОЙ - СТАРЫЙ - БЕЛЫЙ - ГЛУПЫЙ -


10. Торопись, да не ошибись 1 группа 2.Наш полкан попал в капкан 1. Валин валенок провалился в прогалинок. 3. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Продолжение (скороговорки) 2 группа 2.Кукушка кукушонку купила капюшон. 1. Три сороки тараторки тараторили на горке. 3. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.


11. Числовая пара ЗАДАНИЕ 1 группа ПЛОТ - ГРОТ - КОТ - ДУГА - МУКА - РУКА -


Продолжение ЗАДАНИЕ 2 группа ЕДА - РУДА - БЕДА - СЛИВА - ГРИВА - ДИВО - Задание Образовать от существительных ед.ч. существительные множественного числа, если это возможно.


12. Найти пару ЗАДАНИЕ 1 группа ПОРТНОЙ - КУПЕЦ - ХРАБРЕЦ - ПОВАР - ТИГР - ЛЕВ - БЫК - ЛОСЬ -


Продолжение ЗАДАНИЕ 2 группа ЛИСА - ОВЦА - ОСА - КОЗА - ВОЛЧИЦА - МЕДВЕДИЦА - КУРИЦА - КОШКА -


13. Назвать одним словом «Кто что делает?» 1 группа 2. Разводит цветы - 1. Рубит лес - 3. Копает землю - 4. Ловит рыбу -


Продолжение 2 группа 2. Чистит трубы - 1. Пасёт свиней - 3. Разводит сады - 4. Варит сталь -


14. Шифровальщик СПОРТСМЕНКА


Спасибо за работу!