Болезни Военный билет Призыв

Сербская империя. Идея восстановления царства в Новое время

Поэзия вагантов, ее темы, идеи, значение

Первые образцы лирической и публицистической поэзии появились в 12 веке на латинском языке.

Создателями этой своеобразной поэзии были деклассированные, большей частью бродячие клирики, оторвавшиеся от духовной среды в которой они были воспитаны, и проникшиеся вольным бунтарским духом городской бедноты.

С 12 века во Франции, Италии, Германии, Англии это течение значительно усилилось в связи с ростом школ и университетов, с увеличением числа школяров-латинистов. Эти школяры, в большинстве своем бедняки, во время вакаций скитались по стране, живя подачками, которые они получали за исполнение своих латинских песен. С 12 века они называют себя вагантами или голиардами. Второе название они сами в насмешку производили от имени библейского великана-язычника Голиафа.

Творчество вагантов по своему характеру близко к народной поэзии, из которой оно черпает очень многие мотивы и образы, но вследствие образованности авторов в нем заметно и сильное влияние древнеримской поэзии. У вагантов нередко встречаются имена языческих богов, приемы описаний, заимствованные у Вергилия, понимание любви, целиком взятое у Овидия.

Поэзия вагантов состоит главным образом из сатирических песен и воспевания радостей жизни. Ваганты беспощадно клеймят лицемерие, обман, жадность и т.д. Они обличают порочность и корыстолюбие епископов, богатых прелатов, а также тунеядство и лицемерие монахов. Всему этому ваганты противопоставляют беспечное веселье, упоение радостями жизни, культ Бахуса и Венеры. Любовь в песнях вагантов имеет всегда откровенно чувственный характер. Предметом ее почти никогда не является замужняя женщина; обычно это девушка, иногда также куртизанка.

Таверна, игра в кости, любовь к красотке, песни, шутки, вино – вот идеал жизни ваганта. Ничто так ему не отвратительно, как скупость, серьезность, аскетическое настроение. Поэзия вагантов нашла известное отражение в мировой литературе. Цитированное стихотворение было обработано на немецком языке Бюргером и подсказало Гете его «Застольную песню».

В свое время поэзия оказала влияние на лирику трубадуров и миннезингеров. В середине 13 века духовные и светские власти начинают принимать суровые меры против «бесчинств» бродячих клириков, поэзия которых в 14 веке окончательно замирает.

1) Кто такие ваганты.

Время существования – XII-XIII вв. Вагант – это безместное духовное лицо, слоняющееся по дорогам Европы. Собственно, название их и происходит от латинского глагола vagari – бродяжничать. Вагантов называли еще и голиардами.

Судить о национальности вагантов трудно, но вообще-то они были во многих странах Европы – назовете Германию, Англию, Францию, Италию и Испанию, не ошибетесь (короче, везде, где были университеты: они там учились сначала, а потом шли бродяжничать, не получив места, потому что в Европе в то время было перенасыщение грамотными людьми).

Имен вагантов тоже мало известно, потому что они не стремились к личному авторству, хотя авторское самосознание уже сложилось. Но некоторых вычислить удалось – это Примас Гугон Орлеанский, Архипиита Кельнский и Вальтер Шатильонский (я о них расскажу отдельно, потому что не знаю, в какой пункт они входят). Почему они писали анонимно? В отношении авторства латинская вагантская поэзия являет собой контраст со своей сверстницей – провасальской поэзией трубадуров, в которой стихи прочно закреплены за именами авторов (а вот и врете, батенька – Н.К.), и вокруг этих имен слагаются легенды. Поэзия трубадуров аристократична, каждый певец гордится своим именем и своим местом если не среди других дворян, то среди других певцов, расстояние между собой и своим коллегой-соперником чувствует очень остро и старается на каждое стихотворение ставить свою творческую печать. Поэзия вагантов, наоборот, плебейская. Духовного аристократизма в ней очень много, но социального аристократизма и индивидуализма в ней нет: все ваганты, во-первых, духовные лица, памятующие, что все смертные равны перед Богом, во-вторых, бедные люди, гораздо лучше чувствующие общность своего школярского положения и образования, чем разницу своих личных вкусов и заслуг.

2) Традиционный характер их поэзии.

3) Основные повторяющиеся темы, сюжетные ситуации и образы. Объединяю эти два вопроса, потому что не знаю, как их разделить.

Два корня вагантской поэзии – один в античности, другой в христианстве. Основные темы – прославление вина и плотской любви и сатирическое обличение духовенства.

Что касается первой темы – то это не больше как дань литературной традиции: даже если вагант не пил, то стихи в честь Бахуса он писал. Ну и любовь тоже прославлял, отдавая долг традиции.

Многие обличительно-сатирические стихотворения вагантов, если их пересказать прозой, окажутся обычной вариацией средневековой проповеди на тему порчи нравов, уснащенной реминисценциями из античных сатириков (Горация, Ювенала, Персия). Но через традицию в обличении духовенства отражалось реальное положение вещей. надо сказать, что любовная и вакхическая темы вагантов никогда не смешиваются, потому что они восходят к разным литературным традициям.

Другие темы: религиозные (разные гимны святым, “Прение человека со смертью”, драма “Действо о страстях господних”), политические (призыв к крестовому походу, плач о Ричарде Львиное Сердце), на сюжеты народных сказок, античные сюжеты.

Вагантские пародии.

Пародия в культуре средневековья играла очень большую роль. Любая тема, любой сюжет имели пародию. Но пародирование вело не к дискредитации пародируемых объектов, а к комическому удвоению мира.Ваганты пародировали все – начиная с себя и заканчивая Евангелиями и богослужениями (“Всепьянейшая литургия”).

Примас Орлеанский (1130-е-40-е гг.). Самые приземленные и самые индивидуальные стихи. Пишет о подарках, которые он выпрашивает, или о невзгодах, которые подстерегают его на каждом шагу. Единственный из вагантов, который изображает свою возлюбленную не условной красавицей, а городской блудницей.

Архипиита Кельнский (60-е гг.). Крут и мелко порублен, поэтому и прозвище Архипиита – “поэт поэтов”. Легкие и блестящие стихи. Примас всегда нацелен на конкретную хвалу или хулу, А., наоборот, охотно все обобщает, но потом все равно все сводит к самой конкретной попрошайне. Попрошайничает много, но принимает подаяние как нечто заслуженное. Куча реминисценций из Библии и античных поэтов. Наиб. известное стихотворение – “Исповедь”. Вальтер Шатильонский – 70-80-е гг. У него была самая упорядоченная жизнь, он почти не скитался, всегда было какое-то теплое место. Наиболее образованный, поэтому реминисценций еще больше. Попрошайных стихотворений почти нет, зато есть сатирические, где он обличает духовенство. Главный предмет его обличения – богатые прелаты, симония (торговля церковными должностями) и непотизм (раздача тех же должностей по родству).


Начало османской экспансии на Балканах

В правление сына Душана, царя Уроша, держава Неманичей фактически распадается на ряд владений, правители которых перестают считаться с центральной властью и ведут междоусобную борьбу, составляя различные коалиции и перекраивая границы. Уже в 60-х гг. отделились Эпир и Македония. В Эпире обосновался Душанов брат с титулом царя сербов, греков и всея Албании, а в Македонии, оттеснив Душанову вдову (сестру болгарского царя), власть захватили братья Мрнявчевичи: король Вукашин и деспот Углеша. Одновременно происходит возвышение рода Балшичей в Зете, а в центральных областях - жупана Николы Алтомановича и князя Лазаря Хребеляновича.

В 1369 г. Никола и Лазарь совместными усилиями предприняли попытку лишить власти Мрнявчевичей (сражение состоялось на Косовом поле), которая, однако, не увенчалась успехом - король и деспот сохранили свои позиции.

Ослабление Сербского царства пришлось на время, когда на Балканском полуострове появились османы. Овладев Фракией, они стали угрожать владениям братьев Мрнявчевичей. В 1371 г. разыгралось одно из решающих событий на Балканском полуострове - битва на р. Марице, где войска Мрнявчевичей потерпели поражение, а оба брата погибли. Политическим итогом битвы явился раздел македонских земель между сербскими и греческими магнатами и признание наследником Вукашина, королем Марко, вассальной зависимости от султана.

После гибели Мрнявчевичей на политической арене Сербии главными действующими лицами становятся Никола Алтоманович и князь Лазарь, которые из союзников превращаются в соперников.

Лазарь одержал решающую победу в 1373 г. и превратился в самого богатого из сербских правителей, поскольку под его контролем оказались крупнейшие центры горного дела средневековой Сербии - Ново-Брдо и Рудник. Правда, первое время сербский князь вынужден был считаться с притязаниями венгерского короля, признавая вассальную зависимость от Лайоша I, однако после кончины последнего вполне освободился. Лазарь сосредоточил в своих руках власть над землями в северной и центральной частях страны и поддерживал мирные отношения с правителями южных (Вук Бранкович) и приморских областей.

В 1386 г. князь Лазарь и боснийский король Твртко совместными усилиями нанесли туркам серьезное поражение, однако успех оказался непрочным.

15 июня 1389 (день св. Вида) разыгралась великая битва на Косовом поле. Сербские войска выступили под предводительством князя Лазаря и, несмотря на проявленный героизм (в историю вошел подвиг одного из сербских воинов, который, жертвуя жизнью, проник в ставку врага и заколол султана Мурада), понесли жестокое поражение, а Лазарь был захвачен в плен и казнен.

После Косова несовершеннолетний наследник Лазаря Стефан вынужден был признать вассальную зависимость от султана.

В рядах османских войск при Никополе по долгу вассала сражался Стефан Лазаревич, причем, судя по воспоминаниям одного из участников крестового похода, именно умелые действия «герцога Сербии» в критический момент спасли турок от поражения. Однако после жестокого поражения султана Баязида в 1402 г. при Анкаре от войск Тамерлана (которое в конечном счете стоило головы самому султану) Стефан смог освободиться от турецкого сюзерена. Сперва он предпочел принять от византийского императора титул деспота - отсюда ведет свое начало краткая, но яркая история Сербской деспотовины, а затем обратился к покровительству венгерского короля Сигизмунда, от которого приобрел на время своего пребывания у власти область Белграда.

Первая четверть XV в., когда Сербией правил деспот Стефан, вошла в историю страны (несмотря на крайне сложную внешнеполитическую обстановку) как время довольно значительных успехов в развитии ее экономики и культуры. С именем Стефана Лазаревича, связано, в частности, издание законодательных памятников, регламентирующих развитие неаграрных областей экономики («Закон о рудниках» и «Закон Ново-Брда»).

Стефан скончался в 1427 г., завещав престол Юрию (Джюрджу) Бранковичу, наследнику Вука, который в крайне неблагоприятных условиях правил деспотовиной в течение 30-ти лет. Уже к концу 1430-х гг. турки предприняли против него поход, вынудив бежать на время во владения венгерского короля. Это событие совпало с концом правления в Венгерском королевстве Сигизмунда и наступлением (после краткого правления Альберта Австрийского) междуцарствия, сопровождавшегося жестокой борьбой и завершившегося победой партии, поддерживавшей кандидатуру молодого польского короля Владислава Ягеллона. С его именем связана вторая (после Никополя) неудачная попытка венгерского короля задержать османскую экспансию - крестовый поход 1443-1444 гг., закончившийся злополучной битвой под Варной.

Поход начался успешно: 1 августа 1444 г. было заключено перемирие, обусловившее восстановление Сербской деспотовины; однако уже в конце следующего месяца оно было нарушено по инициативе папского легата. Разыгралось роковое сражение, результатом которого стал разгром христианских войск и гибель короля, а для Бранковича - признание вассальной зависимости от султана. Союз с Венгрией сменился конфликтом: деспот не только не оказал помощи Яношу Хуньяди (бывшему в то время фактическим правителем земель «Короны св. Стефана» и возглавившему поход, который вновь потерпел неудачу на Косовом поле в 1448 г.), но и некоторое время держал его под арестом, храня верность вассальной присяге. «Наградой» за верность стало то, что к концу правления деспот утратил почти все свои владения (это было время знаменитого Мехмеда Завоевателя, при котором пал Константинополь): в 1455 г. после стойкой обороны сдалось Ново-Брдо, а в 1459 г., уже после кончины деспота, турки завладели его бывшей резиденцией - нововыстроенной крепостью Смедерево. Этим фактически был положен конец существованию деспотовины.

Положение сербского народа под властью османской империи

О сербских городах до XVI в. мы располагаем весьма скудной информацией. Конкретные сведения о неаграрных отраслях экономики касаются почти исключительно горного дела, крупнейшим центром которого был г. Ново-Брдо, в начале XV в. (при Стефане Лазаревиче) получивший грамоту - единственный в своем роде образец развития городского права в Сербии (сохранился только начальный фрагмент). Одновременно был издан «Закон о рудниках». Наметившийся прогресс был прерван вследствие османской экспансии. Ново-Брдо не только пострадало в период военных действий, но и лишилось христианских жителей, вместо которых были поселены мусульмане. Хотя доходы от рудников составляли «султанский хас», горное дело по-прежнему оставалось в руках христиан, возможно, это были потомки тех выходцев из немецких земель, которых «Законник Стефана Душана» называл саксами. Но турецкое правительство не проявляло достаточной заботы о поддержании этой отрасли, и к концу рассматриваемого периода она утратила свое прежнее значение.

В новых условиях предпочтение оказывалось отраслям, отвечавшим потребностям военного времени и вкусам Востока, вследствие чего города вплоть до последних десятилетий XVII в. укрепляли свое положение. Наиболее значительные городские центры насчитывали по нескольку десятков тысяч жителей.

Из ремесел преимущественно развивались металлообрабатывающие (оружейное производство, изготовление домашней утвари, вероятно, ориентального образца), кожевенные (сербский город Ужице славился своим сафьяном) и производство некоторых видов текстильных изделий (например, вышитых подушек и занавесей из цветного полотна).

И все же значение того или иного города в основном зависело от состояния торговли. На этой основе успешно развивался Белград. Его роль как торгового центра стала особенно заметной после падения Буды и Темешвара (Тимишоары); в Белград переместилась дубровницкая колония из пришедшего в упадок Смедерева (объектами торговли были не только продукты ремесла и сельского хозяйства, но и церковные книги). Особенную активность в Белграде проявляли кроме дубровницких и венецианские торговцы.

Своеобразная ситуация сложилась в землях, вошедших в состав Османской империи, где в XVII в. интенсивно развивается процесс читлучения.

Термин «чифтлик», или «читлук», переводится как «баштина». Первоначально он означал крестьянское хозяйство, т.е. те самые поля и виноградники, о которых упоминает «Законник Стефана Душана» (владение ими было обусловлено выполнением определенных обязанностей, но с известной оговоркой: их можно было завещать или продать). В этом смысле права непосредственных производителей, в том числе христианской «райи», были шире, нежели права «спахиев» - представителей «рыцарского сословия». Владения последних, «спахилуки», представляли собой разновидность ленов, приносивших строго определенный доход в виде натуральных и денежных податей. В отличие от положения в средневековой Сербии на завоеванных территориях господская земля, как правило, отсутствовала, и барщины в пользу спахиев подданные не несли.

Вплоть до того времени, когда обозначились первые грозные признаки кризиса, связанного с падением политического и военного могущества империи, такое положение, видимо, удовлетворяло турецких господ, как «спахогланов», получавших свои налоговые квоты, так и янычар, составлявших пехотный корпус и оплачиваемых из казны. Когда же военные трофеи перестали быть надежным источником обогащения и повышение налогов начало подрывать экономические возможности крестьянского хозяйства, представители господствующего класса оказались вынужденными искать выход в повышении собственной хозяйственной активности.

Кто выступил инициатором переворота - спахии или янычары, - сказать трудно. В системе аграрных отношений Османской империи появляется новая фигура янычарского аги, узурпирующего крестьянские права и превращающегося в читлук-сахибию, который заводит собственное хозяйство, основанное на эксплуатации крестьян, обязанных барщиной. Подобный путь проделывали и сами спахии, вынуждая задолжавших подданных уступать им свои права на чифтлики, после чего земля обрабатывалась там трудами райи.

К концу XVIII в. фигура спахия, с бичом в руке надзирающего за полевыми работами, становится типичным явлением в сербском селе.

Однако в некоторых сельскохозяйственных отраслях инициатива оставалась в руках крестьян. Речь идет о животноводстве, и прежде всего - свиноводстве (что вполне объяснимо, поскольку мусульмане из религиозных соображений не могли заниматься этим прибыльным делом, равно как и производством ракии (водки), также пользовавшейся спросом на рынке).

В целом на территории Османской империи после войн первой половины XVIII в. христианское население оказалось в неблагоприятных условиях. Турецкая администрация издавала дискриминационные указы. Например, христианам было строго запрещено носить роскошные одеяния и использовать в своих нарядах определенные цвета. Они должны были выказывать знаки смирения в общении с мусульманами. В 1767 г. была ликвидирована православная патриархия Печа, а на следующий год та же участь постигла архиепископию Охрида. Все сербские земли оказались под юрисдикцией Константинопольского патриарха. С этого времени начинается процесс замены сербских епископов греческими.

С начала османского нашествия сербы переселялись на земли Австрийской монархии (ок. 70 тыс. человек в 1690 г. - Великое переселение сербов). В XVIII в. австрийское правительство сочло целесообразным выдать новым подданным «Привилегии», гарантирующие им некоторые автономные права. Формально речь шла о создании церковной организации во главе с митрополитом, но в условиях той эпохи, когда церкви еще принадлежало особое место в политической структуре общества, это подразумевало и наличие определенных политических прав. Последующие события показали, что сербские митрополиты играли значительную роль в событиях, связанных с политической борьбой.

С разрешения венского двора сербы могли созывать саборы, избиравшие митрополита. Эти органы были организованы по сословному принципу: в их деятельности принимали участие представители духовного, военного и так называемого «гражданского», или «поместного», сословий. На саборах обсуждалось внутреннее положение сербских общин, составлялись петиции, направляемые к императорскому двору в Вене, и разбирались жалобы сербского населения монархии Габсбургов. Часть сербских беженцев оказалась в свободных королевских городах, располагавших особыми привилегиями. Все права их жителей, равно как и права населения свободных военных общин, находившихся на австрийско-турецкой границе, в полной мере распространялись и на сербов. При венском дворе в течение XVIII в. действовал специальный орган, занимавшийся сербскими делами в пределах владений Габсбургов. В 1792 г. Венгерское королевство предоставило сербам, проживавшим на его территории, права гражданства, а православные митрополиты и епископы получили доступ в венгерский сейм.



Сближению сербских правящих кругов с Византией способствовали разные факторы: брачные узы между членами обеих династий, особенно во время правления Милутина и его сына; включение в состав сербского государства отвоеванных у Византии территорий, на которых сербы застали византийское государственное устройство и византийское право; увеличение товарооборота и количества людей, совершавших путешествия из одной страны в другую. Наконец, таким фактором было и пребывание в Византии в качестве заложников самих членов династии, как это случилось со Стефаном Урошем III и его родными. В результате такого сближения сербы начали лучше понимать Византию, как и специфику ее положения, в основе которой лежало разительное противоречие между ее славным прошлым, когда она претендовала на вселенское господство, и темным настоящим, в котором когда-то великая империя стала маленькой балканской страной. Все сербские правители, начиная с Милутина, демонстрировали свое уважение к Византии, ее верховной власти и к высшему, нежели у них, рангу византийских императоров.

Практика совместного правления членов династии, унаследованная еще со времен существования Римской империи, установилась в Византии давно и особенно была распространена в эпоху Палеологов. Бывали периоды семейного правления - при «великом басилевсе», единственном из всех имевшем титул автократор (самодержец), императорский титул носил и сын, считавшийся наследником отца. Однажды, приблизительно в 1312 г., при императоре (автократоре) Андронике II императорами также являлись его сын и внук. По мнению византийских законников, соправители императора должны были покоряться верховному императору (автократору). Но и такая система не всегда обеспечивала мирную передачу власти: примером тому может послужить конфликт старшего и младшего Андроников, деда и внука. Конфликты тем более возникали, когда наследник еще не достиг совершеннолетия, как это случилось в 1341 г. после внезапной смерти Андроника III Палеолога.

Когда умер Андроник III, Иоанн Кантакузин, близкий друг и соратник покойного императора, попытался стать регентом юного Иоанна V, но ему было отказано в регентстве, и Кантакузин сам провозгласил себя императором (1341). Опоры в столице и среди дворянства и аристократии он не имел, и летом 1342 г. самопровозглашенный император был вынужден обратиться к Душану, пытаясь заключить с ним союз. После долгих переговоров между ними был заключен формальный союз, предусматривавший раздел территорий, которые они намеревались отвоевать у Византии. Но совместно Душан и Кантакузин воевали недолго, поскольку уже весной 1343 г., завоевывая независимо друг от друга города в Македонии, они поссорились и стали врагами.

Душан продолжал завоевывать земли в Македонии и Албании и сблизился с императорским константинопольским двором, где тогда фактически правила императрица-мать. Душан и императрица договорились о браке наследника сербского престола Уроша, которому тогда исполнилось всего пять лет, и сестры юного императора Иоанна V. С тех пор Душан стал титуловаться «участник (particeps) в Греческом царстве». А в конце 1345 г. после завоевания города Сер и заключения договора со святогорскими монахами, принявшими обязательство признать Душана правителем и поминать его во время литургии, но после императора ромеев, он сам провозгласил себя царем.

Весной следующего года (16 апреля 1346 г.) состоялось торжественное помазание Душана на царство. В церемонии помимо сербских архиереев и клира участвовали: болгарский патриарх, архиепископ Охридский, святогорские монахи. Сам Душан утверждал, что он получил благословение «от архиерея престола греческого и всего собора», но неясно, к кому именно относилось его утверждение. В результате этих перемен Сербское королевство не было ограничено в правах (Душан короновал своего сына Уроша), и в то же время легитимность молодого константинопольского императора не подверглась сомнению. У Византии, стремившейся охватить весь христианский мир и продолжать существование «до конца света», появился наряду с возрожденным в конце XII в. Болгарским царством еще один сосед, равный ему, - Сербское царство.

Сербский правитель стал «царем сербов игреков». В греческих документах он титуловался как «царь Сербии и Романии», но не «царь ромеев», как константинопольские императоры. Вскоре, впрочем, ситуация изменилась. В междоусобной войне, вспыхнувшей в Византии, Иоанн Кантакузин добился успеха, завладев в феврале 1347 г. Константинополем. Он «напросился» в соправители к юному Иоанну V Палеологу, женив его на своей дочери. Свою личную враждебность к Душану Кантакузин перенес на внешнюю политику византийского двора. Поэтому Душан уже не мог быть «участником» в Греческом царстве, а сделался, волей обстоятельств, его соперником.

Он продолжил завоевание византийских территорий; дело ему облегчила страшная эпидемия чумы, охватившая в 1347–1348 гг. Балканы. В 1347 г. под властью Душана оказался Эпир, а годом позже - Фессалия. Вместо бывших правителей этих областей он поставил соратников: в Эпире - своего сводного брата Симеона Уроша, а в Фессалии - своего зятя, кесаря Прелюба. Экспансия Душана достигла апогея: Сербия простиралась на юге до Коринфского залива, а на востоке до Христопольских теснин (восточнее города Кавала). В ее состав, однако, не вошли отдельные крупные города (в их числе Салоники и Драч) и некоторое число мелких прибрежных городов.

Карта 2.3. Сербское царство при Душане. Пик экспансии сербского государства

Период завоеваний совпал с временем кардинальных изменений во внутренней политике, за которые Душан был назван «великим царем», оказавшись в одном ряду с таким правителем, как Константин Великий. Прежде всего, в 1349 г. был принят Законник Стефана Душана (первая часть), во введении к которому говорится о его восшествии на престол как о знаке милости Божьей. Тогда же в Сербии редактировались старые и делались новые переводы византийских исторических хроник («Летовник», хроника Георгия Амартола), в которые помещались сведения о правлении царя Душана, а его восшествие на царство трактовалось как переломное событие в истории.

Несколько попыток Душана добиться с помощью переговоров, иногда при посредничестве Венецианской республики, возврата Хума не привели к желаемому результату, и тогда сербский царь решил вернуть спорные территории силой оружия. В октябре 1350 г. он выступил в поход и временно завоевал Хум. Продвигаясь на запад, Душан дошел до реки Крка, где жители городов Трогир и Шибеник готовились встретить его с дарами. Вероятно, у Душана было намерение посетить свою сестру Елену, вдову Младена III Брибирского, и поддержать ее в защите городов Омиш, Клис и Скрадин, которые она, оставшись в 1348 г. вдовой, вынуждена была защищать вместо своего малолетнего сына.

Однако Душану пришлось прервать поход на запад, поскольку Иоанн Кантакузин, воспользовавшись его отсутствием, предпринял с помощью турок наступление в Македонии и вернул Византии некоторые города (Бер, Воден и небольшие города близ них). Отряды Кантакузина дошли до Скопле, а некоторые наместники Душана вели с ним переговоры о сдаче. Царь, возглавив войска, преодолел за короткое время огромное расстояние, успев по пути побывать в Дубровнике, и уже в конце 1350 г. был в Македонии. Прежде чем начать осаду завоеванных Кантакузином городов, Душан попытался вступить с ним в переговоры, но безрезультатно.

В то время в правящих кругах Византии уже намечался раскол, вылившийся вскоре в новую междоусобную войну. Палеологи вели с Душаном переговоры за спиной Кантакузина. Сохранился указ Иоанна V Палеолога, изданный в середине 1350 г., в котором Душан упоминается как «превеликий царь Сербии и любезный дядя кир Стефан». Когда в Византии вспыхнул вооруженный конфликт, болгарский царь и Душан оказались на стороне молодого Палеолога, а союзниками Кантакузина выступили турки во главе с эмиром Орханом, которые как раз в этот период создавали свои первые опорные пункты на европейской территории (Цимпе в 1352 г., Галлиполи в 1354 г.). Душан попытался отвлечь Орхана от союза с Кантакузином; велись даже переговоры о том, чтобы выдать его дочь замуж за турецкого эмира, но они не были успешными.

Решающая битва между Палеологом и Кантакузином, каждый из которых имел на своей стороне союзников, произошла в 1352 г., при Дидимотике. В ходе этой битвы обнаружилась слабость потерпевшей поражение армии христиан. В 1354 г. Душан, по примеру своего деда, начал переговоры с авиньонским понтификом, упоминая о возможности признания верховенства папы и предлагая назначить себя «капитаном христиан» в воображаемом крестовом походе против турок. Сохранились фрагменты обращения папы не только к Душану, царице и патриарху, но и к влиятельным феодалам.

Этим планам Душана резко воспротивился венгерский король. В 1354 г. он пошел на Сербию войной. Но она ни к чему не привела: города на Дунае и Саве остались под властью Венгрии, а земли южнее их - в составе Сербии. Новый перелом в гражданской войне в Византии наступил в 1354 г.: Кантакузин был свергнут и вынужден принять постриг. Душан остался на стороне Палеологов, но не отказался от планов завоевания Константинополя. Об этом сербский царь вел переговоры с Венецией, однако планам этим не суждено было сбыться - 20 декабря 1355 г. Душан скоропостижно скончался во время пребывания в недавно завоеванных византийских областях.

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Египет – «царство мертвых» или «царство живых»? Каждый имеет отведенный ему срок жизни… Когда простой египтянин умирал, его тело вначале просто закапывали в яму. Тело укладывали на бок в полусогнутом положении, как в утробе матери, чтобы ему легче было вновь появиться

автора

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Персидское царство Царство Ахеменидов 550-329 гг. д. н. эры 558–530 Кир II Великий530–522 Камбиз II522-522 Смердис522–486 Дарий I Великий486–465 Ксеркс I465–424 Артаксеркс I Длиннорукий424–424 Ксеркс II423–423 Согдиан423–404 Дарий II Ох404–359 Артаксеркс II359–338 Артаксеркс III Ох338–336 Артаксеркс IV

автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война - это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое -

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

12. Царь Кучум как хитрый противник Ермака и король Мотекухсома как хитрый противник Кортеса Царство Кучума и царство Мешико Согласно романовской версии, войско Ермака вторгается в большое Царство Кучума. Нас уверяют, что оно находилось исключительно в азиатской Сибири.

автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Загадочное царство пресвитера Иоанна, о котором знала вся Европа - это Великое Русское царство Ивана Калифа (Калиты) В него в XIV–XVI веках входила и завоеванная царем Иваном Западная

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги Русский мир [Сборник] автора Толстой Лев Николаевич

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 2 Древнее царство и Среднее царство Несмотря на то что жители Египта говорили на схожих диалектах и обладали определенной общностью культуры, у них отсутствовало ожидаемое политическое единство. Это преимущество было обретено незаметно, возможно, в течение

Из книги История сербов автора Чиркович Сима М.

Царство Сближению сербских правящих кругов с Византией способствовали разные факторы: брачные узы между членами обеих династий, особенно во время правления Милутина и его сына; включение в состав сербского государства отвоеванных у Византии территорий, на которых

Из книги Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Царство Сун Во времена Чуньцю и Чжаньго царство Сун было самым крупным и влиятельным среди всех средних царство Чжунго. Реальным преимуществом Сун были его размеры. В свое время, когда первый гегемон-ба циский Хуань-гун умер, а второй, цзиньский Вэнь-гун, еще не занял его

Растущая сила Сербии объединила против нее болгарского царя Михаила и Андроника III. В году болгарская армия была разбита в битве под Велбуждом: Михаил погиб, а Андроник, который шел на помощь, после известия об этом повернул свое войско домой.

Однако мир с Византией настроило против Стефана значительную часть сербской знати, которая считала это результатом происков королевы-византийкы. Последняя упорно настаивал, чтобы наследником Сербии был не старший сын Стефана - Душан (Стефан Душан), а другой - Симеон синее .


2. История

Стефан Душан был торжественно коронован в Скопье 16 апреля года с титулом "Царь и самодержец сербов и греков", а его сын Урош был провозглашен королем Сербии. Поскольку царскую коронацию мог провести только Патриарх , сербский синод прежде свел архиепископа Иоанникия в патриархи. С помощью болгарского патриарха Симеона и Охридского архиепископа Николая тот и провел коронацию.


2.1. Завоевание Душана

Войны и захвата Стефана Душана никогда не прекращались. До конца года он занял Этолии , Акарнанию и Фессалию . В пошел на Боснию , но Хум взять не смог, хотя и опустошил некоторые боснийские области.

В начале 1350-х Душан отправился на север. После столкновения с венгерского короля Лайоша Великого он занял Мачву и Белград ().


2.3. Царство после Душана

После смерти Душана начался упадок государства, поднялись местные феодалы. Преемник Стефана сын Урош , прозванный Слабым, не имел ни силы, ни мудрости для того, чтобы противостоять этому, при нем государство быстро опустилась к феодальной анархии и фактически распалась. Выдвинулось семейство Мрнявчевичив и несколько других, некоторые признавали верховную власть Уроша (Лазарь Хребелянович в Южной Сербии, Вук Бранкович в Косово, брать Балшичи в Зете , Никола Алтоманович с Златибора и Рудника), тогда как Вукашина Мрнявчевич отделился и в г. в своей столице Прилепы провозгласил себя королем. Но все - независимо от отношения к Уроша - самостоятельно управляли своими владениями и пытались защищать их, тогда как Урош этого не мог и не умел.

В таком состоянии Сербия, разделенная и слабая, предстала перед новой угрозой: Государство турок-османов постепенно распространялась из Азии в Европу, сначала захватывая земли Византии, а позже - и других балканских государств.

Урош умер бездетным в декабре .


3. Сербские цари

Примечания


См.. также

Источники

  • Илустрована историја Срба, том 3: Српска држава Немањића 1321-1371 - Illustrated history of the Serbs, vol. 3: The Serbian state of the Nemanjićes / Приредили Милан Ст. Протић, Никола Кусовац, Десанка Милошевић. - Београд: КИЗ ЛИТЕРА, 1992; Melbourne: Perfect Ideas Pty Ltd, 1993.


План:

    Введение
  • 1 Предыстория
  • 2 История
    • 2.1 Завоевания Душана
    • 2.2 Культура и экономика Душанова царства
    • 2.3 Царство после Душана
  • 3 Сербские цари
  • Примечания
    Литература

Введение

История Сербии
Доисторическая Сербия

Старчево

Античная Сербия
Средние века

Дукля/Зета

Травуния

Сербское царство

Моравская Сербия

Битва на Косовом поле

Сербская деспотия

Османская/Габсбургская Сербия

Первая Габсбургская Сербия

Вторая Габсбургская Сербия

Сербская революция

Первое сербское восстание

Второе сербское восстание

Современная Сербия

Княжество Сербия

Королевство Сербия

Первая мировая

Создание Югославии

Королевство Югославия

Вторая мировая

Ужицкая республика

Сербия и Черногория

Республика Сербия

Портал «Сербия»

Стефан Душан, сербский царь (1346-1355)

Се́рбское ца́рство (серб. Српско Царство, Srpsko Carstvo ) , Сербско-греческое царство или (применительно к первому его периоду) Ду́шаново ца́рство - эпоха в развитии сербского государства, когда оно достигло своего величайшего могущества и расширило свои пределы до максимальных за всю историю. Эпоха эта обычно определяется от коронации сербского короля Стефана Душана царским титулом до поражения сербских войск на реке Марице, то есть с 1346 по 1371 год. Сербское царство было одним из самых могущественных государств Европы своего времени.


1. Предыстория

6 января 1322 года Стефан III, впоследствии названный Дечанским, после смерти своего отца Милутина победивший в гражданской войне других претендентов на сербский престол, был коронован «богоданным венцом королевства сербского». В 1325 году он женился на Марии Палеолог, дочери византийского пангиперсеваста Иоанна, племянника императора Андроника II. В борьбе последнего с его внуком Андроником III Стефан занял сторону своего тестя, и, несмотря на его поражение, приобрел Велес, Просек и несколько городов в Македонии.

В результате войн с Дубровником Стефан получил Стон, Пелешац, а также, вероятно, часть Хума.

Растущая сила Сербии объединила против нее болгарского царя Михаила и Андроника III. В 1330 году болгарская армия была разбита в битве под Велбуждом: Михаил погиб, а шедший на помощь Андроник при известии об этом вернул свои войска домой.

Однако замирение с Византией настроило против Стефана значительную часть сербской знати, которая считала это результатом козней королевы-византийки. Последняя упорно настаивала, чтобы наследником Сербии был не старший сын Стефана - Душан (Стефан Душан), а другой - Синиша.

Королевич Душан и знать Зеты решили, что пора покончить с властью короля Стефана. Их намерениям способствовал переворот в Болгарии, в результате которого царем там стал Иван Александр, вновь возбудивший угрозы против Сербии. Вскоре Душан при помощи зетской знати легко сверг своего отца и 8 сентября 1331 года короновался как король Сербии; свергнутый отец его умер в заточении в ноябре.

Душан вскоре женился на Елене, сестре болгарского царя Ивана Александра. Во многом благодаря этому браку отношения между Сербией и Болгарией во время правления Душана оставались дружественными.

В том же году Душан был торжественно встречен жителями Дубровника. Через два года они получили от него побережье Далмации от Стона до Дубровника.

Вскоре молодой сербский король напал на Византию и занял почти всю Македонию, города Прилеп, Охрид, Костур и Струмицу (лишь Солунь выдержала осаду и осталась за Византией). Мирный договор 1334 года закрепил новые границы.

В 1336-1340 гг. Душан захватил большую часть Албании и расширил свою державу до Янины. К 1345 году под его властью была вся Македония (кроме Солуни), Албания и Эпир.


2. История

Стефан Душан был торжественно коронован в Скопье 16 апреля 1346 года с титулом «Царь и самодержец сербов и греков», а его сын Урош был провозглашен королем Сербии. В силу того, что царскую коронацию мог совершить только патриарх, сербский синод первым делом возвел архиепископа Иоанникия в патриархи. При помощи болгарского патриарха Симеона и охридского архиепископа Николая тот и провел коронацию .


2.1. Завоевания Душана

Войны и захваты Стефана Душана никогда не прекращались. До конца 1348 года он занял Этолию, Акарнанию и Фессалию. В 1349 году пошел на Боснию, но Хум взять не смог, хотя и опустошил некоторые боснийские области.

В начале 1350-х Душан двинулся на север. После столкновений с венгерским королем Лайошем он занял Мачву и Белград (1353).

В 1352 году произошла первая битва на Марице, когда впервые сербским и болгарским войскам пришлось столкнуться с турками. Даже поражение сербов в этой битве не остановило завоеваний Душана.

В конце 1355 года началась война между Сербией и Венецией, с одной стороны, и Венгрией с Боснией - с другой. Вскоре после ее начала царь Душан умер (20 декабря 1355). Война длилась три года; в результате Далмация и Дубровник отошли к Венгрии.


2.2. Культура и экономика Душанова царства

Вероятно, величайшим документом Душановой власти в Сербии является его «Законник» - свод законов, составленный в 1349 году (дополнен в 1354 г.) и уникальный для Европы того времени. Душанов «Законник» кодифицировал и юридически оформил все правовые нормы и обычаи, которым тогда следовали в Сербии.

Царь Душан открыл новые торговые пути и способствовал развитию экономики своей страны. Царство процветало и было одним из самых развитых государств Европы. В это время были созданы некоторые из величайших памятников сербской культуры, например «Номоканон» святителя Саввы.


2.3. Царство после Душана

После смерти Душана Сербия вошла в новый период своей бурной истории: возвысились местные феодальные владыки. Наследовавший Стефану сын Урош, прозванный Слабым, не имел ни силы, ни мудрости для того, чтобы противостать этому; при нем государство быстро сползло к феодальной анархии и фактически распалось. Выдвинулось семейство Мрнявчевичей и несколько других; некоторые признавали верховную власть Уроша (Лазарь Хребелянович в Южной Сербии, Вук Бранкович на Косове, братья Балшичи в Зете, Никола Алтоманович из Златибора и Рудника), тогда как Вукашин Мрнявчевич отделился и в 1366 г. в своей столице Прилепе провозгласил себя королем. Но все - независимо от отношения к Урошу - самостоятельно управляли своими владениями и старались защищать их, тогда как Урош этого не мог и не умел.

В таком состоянии Сербия, разделенная и слабая, предстала перед новой угрозой: государство турок-османов постепенно распространялось из Азии в Европу, сперва захватывая земли Византии, а позже - и других балканских государств.

Урош умер бездетным в декабре 1371 года.


3. Сербские цари

  • Стефан Душан или Стефан Урош IV (1346-1355)
  • Урош II или Стефан Урош V (1355-1371)

Примечания

  1. В сербской и русской литературе используется термин «царство», в англоязычной - «империя» (англ. empire ).
  2. В Константинополе создания сербской патриархии не признали, и царь Душан, патриарх Иоанникий и всё сербское священство с 1350 по 1375 год находились под анафемой. Византийцы именовали Душана и его наследника только королями Сербии.

Литература

  • Илустрована историја Срба, том 3: Српска држава Немањића 1321-1371 - Illustrated history of the Serbs, vol. 3: The Serbian state of the Nemanjićes / Приредили Милан Ст. Протић, Никола Кусовац, Десанка Милошевић. - Београд: КИЗ ЛИТЕРА, 1992; Melbourne: Perfect Ideas Pty Ltd, 1993. ISBN 86-7467-011-3.