Болезни Военный билет Призыв

Семь самых опасных типов лидерского мышления. Как думают лидеры? Правильное мышление как развитие лидерских качеств. Глобальное мышление VS Мировое гражданство

Лидеры обладают умением создавать в своем разуме благоприятные образы. Лидеры привили себе способность, которая позволяет видеть все события в том свете, в каком они на самом деле есть. Обычный человек имеет привычку унижать свои собственные достоинства и преувеличивать недостатки. Он всю перспективу рассматривает в тусклом свете и мало верит, что это может осуществиться. Но вот проблемы он рассматривает серьезно. Рисует все события в мрачных тонах, боится, и в то же самое время верит, что так оно и будет. Просто живет в своих проблемах в воображении. Лидеры же рассматривают проблемы такими, какими они есть на самом деле, а возможности видят преувеличенно. На самом деле, если проблемы воспринимать, как обычные ситуации, они очень просто решаются. Разница лишь в восприятии: если проблему воспринять негативно, начать бороться за ее устранение, то другие проблемы придут к вам, будто бы на помощь к первой. Вот эти другие проблемы все и усложняют.

Вообще лидеры не используют слово «проблема». Это слово вызывает в мозгу негативный образ, который притягивает другие негативные ситуации. Они исключили слово «проблема» из своего словаря. Вместо него лидеры используют слово «ситуация». Например, предложение «у меня есть проблема» лидеры заменяют на «сложилась интересная ситуация, которую мне нужно решить». Посмотрите, как мрачно звучит первое предложение и как энтузиастично второе.

Лидеры внимательно следят за использованием слов, которые вызывают негативные образы. Все дело в том, что разум мыслит образами, а слова - это всего лишь средство для передачи этого образа другому человеку. Слова не в состоянии передать точно тот образ, который возник в разуме. Вот и получается, для того, чтоб передать образ от одного человека к другому, его нужно сначала закодировать словами, сказать, а другому человеку воспринять слова и раскодировать образ. Слова выступают в роли посредника. И для того, чтоб передать определенный образ, вы можете использовать множество вариантов слов. Лидеры научились передавать слова в положительном свете. Один и тот же образ может деморализовать других людей или наоборот мотивировать, в зависимости от того, какими словами его передать. Представьте, лидер говорит своей команде: «У нас есть проблемы». И вне зависимости, что он скажет дальше, вся картина будет в мрачных тонах. Это то же самое, что начать рисовать картину не на белом холсте, а на сером. Другое дело сказать: «Мы успешно проверили, что предыдущая идея не сработала, как мы хотели. Есть возможность выполнить задание по-другому».

Мышление обычного человека Лидерское мышление
у нас проблемы мы столкнулись с интересной ситуацией
это не будет работать мы должны приложить усилия, чтоб это заработало для нас
ситуация очень сложная ситуация простая, нужно только придумать эффективный способ ее решения
рынок уже насыщен на 80% рынок частично занят. Еще 20% свободно
я слишком молод/стар мой возраст – это мое преимущество
у них все преимущества перед нами без сомнения, у них есть преимущества, но никто не может иметь полного превосходства
я совершил ошибку я получил опыт
я проиграл я проиграл битву, но война еще не закончена

Как мыслят лидеры

1. Лидеры используют только положительные образы , поскольку знают, что разум воспринимает образы и стараются создать картину, благоприятную для работы. В мрачном или тревожном состоянии невозможно добиться эффективной работы.

2. Лидеры осознают суть проблемы и стараются подать таким образом будто проблема совсем простая . Если тигра уменьшить до размера кота, он будет вовсе не страшен. Обычно люди преувеличивают сложность проблемы, что приводит к действительному усложнению.

3. Лидеры улыбаются . Попробуйте улыбнуться и в то же время думать о чем-либо плохом. У вас не получится. Или пропадет улыбка, или изменятся мысли на положительные. Другого не дано.

4. Лидеры могут казаться серьезными, но в душе они совсем не серьезны . Не будьте серьезным. Серьезность увеличивает важность и увеличивает размер проблемы. Улыбка же, наоборот, разряжает обстановку, уменьшает важность, вследствие чего ситуация легче решается. Важность блокирует мышление. Чем важнее задание, тем сильнее переживание. В состоянии переживания очень сложно адекватно реагировать на проблемы и решать их правильно. Лидеры это понимают и потому стараются для подчиненных уменьшить серьезность проблемы.

5. Лидеры используют большие образы . Они создают большое виденье и строят большие планы вместо мелких и никудышных. Большие образы способны намного сильнее мотивировать людей, чем мелкие.

6. Вместо того, чтоб смотреть, как далеко еще идти, лидеры смотрят на то, сколько уже пройдено . Это применимо к целям. Если вы будете смотреть на то, сколько еще осталось сделать работы, чтоб достичь цели, вы своей цели никогда не достигнете. Когда вы смотрите на то, чего еще у вас нет, вы забираете у себя энергию и погружаетесь в негатив. Когда же, наоборот, вы смотрите, сколько уже сделано, то энергии прибавляется, ведь вы испытываете радость от количества сделанной работы. Лидеры это знают и стараются показывать людям, которых ведут, как много уже сделано работы.

7. Лидеры смотрят на то, какими дела могут быть в будущем, а не то, какие они теперь . Каждый бизнесмен, который начинал свое дело, видит его в период его полного расцвета, и ради этого он работает и готов пройти все трудности. То, что есть теперь - это всего лишь переходной этап к цели. Ваша настоящая жизнь происходит у вас в сознании, а действительность - это всего лишь отражение событий сознания.

8. Лидеры положительно относятся ко всем происходящим событиям . Лидеры видят все ситуации в благоприятном свете, даже если они такими вовсе не являются. Каждая ситуация несет в себе зерно следующей победы. Наша жизнь - это последовательность выборов. Мы не в состоянии выбрать ситуации, которые с нами будут происходить, но мы можем выбрать. как реагировать на эти ситуации. Если вы реагируете негативно, вы притянете к себе еще больше негативных ситуаций. Реагируя позитивно, вы трансформируете негативные ситуации в позитивные. А если лидер не способен поддержать в трудные времена атмосферу позитива, то какой он лидер?

Статья называется: Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении. Критичный читатель может совершенно справедливо заметить: «А не одно ли это и то - же?» И будет совершенно прав в своих сомнениях – так уж устроен наш язык, что простая перестановка слов, может вызвать серьёзное искажение смысла. Так давайте разбираться в этой ситуации

Поводом для появления этой статьи, стал отзыв одного знакомого. Я отослал ему на рецензию статью из июльского номера «Компетенций». Статья о теоретическом обосновании лидерства, как явления. Суть его критики, в общем, сводилась к тому, что должен ли лидер уметь казаться лучшим среди своих людей, или на самом деле необходимо быть лучшим. Тогда появляется и вопрос о подлинном лидерстве или его изображении. То есть, переведя этот вопрос на управленческий язык, мы получаем: лидер должен обладать специальной компетенцией лидера в области продажи идей (в том числе идеи собственной высокой компетентности в любой области) достаточно ли только этого навыка, или необходимо действительно обладать высокой компетентностью во всех сферах действия группы.

Ключевые компетенции лидера - быть или казаться?

Вернемся к понятийному аппарату, использованному в уже упомянутой статье:

Лидерство – положение индивида в группе, определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы

Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы

Итак, очевидно, что 1 определение это «…казаться…», 2 –«…быть…». Потому что – 1. это продажа идеи о собственном превосходстве, а 2.- это управлением состоянием инициативности (направленности и качество) членов группы - это что мы привыкли считать истинным лидерством.

Как ни странно, но при таком подходе изначальное противоречие сливается в единую ключевую компетенцию лидера под условным названием «убедительность» и означает умение продать идею. Причём совершенно неважно какую, о собственной «богоподобности», как это делали фараоны Древнего Египта, или необходимости пожертвовать собой в борьбе за чужие идеалы, как это делают современные лидеры, призывая митингующих на баррикады.

Компетенции лидера - мышление или восприятие?

Вернемся к нашему частному случаю с которого начали, и разберёмся с ним. Присвоим дефиниции:

1.Мышление лидера – мышление, при котором все решения обладают позитивной (конструктивной) направленностью – мышление при котором анализ ситуации приводит к заключению о возможностях.

2.Лидерство в мышлении – превосходство в мышлении.

Первое определение широко распространено, и критично уже давно не воспринимается, хотя для человека,знакомого с когнитивными процессами, налицо понятийная путаница.

Разберёмся: когнитивных процессов 5: внимание, восприятие, мышление, воображение, память – всё: ни больше, ни меньше. Убавить или прибавить - значит пойти против современной науки.

Так вот, определение №1 это определение восприятия, как когнитивного процесса, не мышления - плохое неточное определение, но именно восприятия. В итоге все тренинги в парадигме этого определения учат лидерскому восприятию, а не мышлению. Это тоже открывает свои большие перспективы, это тоже весьма полезно - и это неоспоримо. С практической же точки зрения, для нас (HR и T@D менеджеров), это не позволяет развивать лидерство, как компетенцию целиком – поскольку кроме этого есть ещё что-то кроме этой составляющей. Полезный итог этого построения – лидер должен иметь особое лидерское восприятие действительности, то есть воспринимать сложившуюся ситуацию, как поле будущей деятельности – оперативное пространство, и видеть окружающий мир, как набор возможностей для достижения целей (его лидера).

Что же касается определения №2, то здесь всё достаточно просто – лидер должен, хотя бы периодически демонстрировать окружению своё превосходство в мышлении. Для этого уже очень давно человечеством разработаны и разрабатываются интеллектуальные инструменты, которые позволяют без воздействия на мозг, с целью усилить его производительность, получать превосходные (относительно средних) результаты при решении задач на мышление. Тренинги на эту тему на рынке хоть и редко, но встречаются и нам (HR и T@D менеджерам) решить задачу по развитию мыслительного аппарата руководителей всех уровней на данный момент несложно.

В модели компетенций лидера обычно эта область называется «Системное мышление», «Инновационное мышление», «Креативность» (мне не понятно почему, но почему-то так), «Мышление руководителя» и тому подобное. Вывод: лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, чтобы демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы.

Итак, ключевые компетенции лидера:

1.Уметь продавать идеи.

2.Видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей.

3. Обладать превосходством в мышлении.

И это ещё не всё…..

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегии мышления лидера в условиях неопределенности

Предназначение лидера в организации состоит в первую очередь в определении целей и задач конкретной организации, а также координации, обеспечении межличностных контактов с подчиненными и выборе оптимальных и в идеале - эффективных путей решения актуальных проблем.

Этимологически понятие «лидер» происходит от английского lead (вести), и, с содержательной точки зрения, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации, основная функция которого заключается в постановке целей. Среди важнейших свойств лидера - адекватное отношение к себе и другим, способность выражать положительное отношение к другим, снижать уровень конфликтности в группе, готовность к диалогу, слушанию другого. Решение лидером глобальных задач организации, в том числе в области развития человеческих ресурсов организации в целом, возможно, когда оно (решение указанных задач) основано на:

Профессиональных знаниях лидера;

Вере в ценность собственной личности, независимо от ситуации;

Способности лидера к стратегическому мышлению;

Готовности к риску и изменениям в лучшую сторону.

Не случайно в научной литературе подчеркивается богатство сторон лидера и различные типологии лидеров по выраженности качеств или в зависимости от роли. Так, в зависимости от качеств выделяют несколько типов лидеров:

Деловой лидер - характеризующийся такими качествами, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.;

Эмоциональный лидер - характеризующийся симпатией, харизмой, притягательностью . Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта;

Ситуативный лидер - характеризующийся чертами делового и эмоционального лидера. При этом его важнейшей отличительной особенностью является быстрота в принятии решения, основанная на мгновенной оценке ситуации в условиях раплекс - ной среды.

Имеются и другие типологии лидерства в зависимости от ролей лидера. В частности, Л.И. Уманский на основе анализа организаторской деятельности школьников выделяет шесть основных ролей лидера, выраженность одной из которых определяет тип лидера. Так, лидер-организатор, как правило, выполняет функцию групповой интеграции; лидер-инициатор - это тот, кто выдвигает новые идеи; лидер-генератор определяет эмоциональный настрой группы; лидер-эрудит - тот, кто эрудирован, обладает обширными знаниями; лидер-эталон, служащий образцом подражания; лидер-мастер, т.е. умелец в определенном виде деятельности .

Множество типологий лидеров свидетельствует о том, что лидер выполняет разнообразные роли, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков, или лидерского капитала, основой которого является стратегическое мышление. Мышление в психологии определяется как познавательный процесс, заключающийся в обобщенном и опосредованном отражении действительности во всех ее многообразных связях и отношениях.

Стратегическое мышление понимается как способность человека прогнозировать результаты и последствия своей деятельности, определяющая уровень личностной зрелости человека, прозорливость, мудрость, дальновидность. Существует точка зрения, согласно которой это особый тип системного мышления, включающий рациональный и творческий компоненты и основывающийся на определенных принципах, интегрирующих стратегическую деятельность.

М. Линдгрен и Х. Бандхольд предлагают принципы стратегического мышления, концепции, модели и инструменты сценарного планирования для улучшения результатов деятельности для большинства компаний и организаций . Одним из семи важных принципов, развивающих стратегическое мышление, по их мнению, является принцип парадоксального мышления. Первым, кто предложил парадоксы (апории), был Евбулид, живший в Милете в IV в., самая известная его апория (парадокс) известна как «Лжец». Суть ее в том, что человек произносит: «Я лгу», или «То, что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду и сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. «Критянин приплывает в Грецию и говорит нескольким грекам на берегу: «Все критяне лжецы!» Сказал ли он при этом правду или солгал? Через неделю критянин вновь приплыл в Грецию и сказал: «Все критяне лжецы, а все, что я говорю, - правда». И хотя те, кто стояли на берегу, не знали того, что он сказал неделей ранее, они были в замешательстве. Если кто-то говорит: «Я всегда говорю неправду», говорит ли он правду в этом случае?

Кратко можно выразить парадокс так: «Если некто говорит, что он лжет, он говорит правду или лжет?»

Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит из Косса, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.

Этот парадокс решен был Гегелем, заменившим «или» на «и». Свое полное разрешение парадокс получил только в логике ХХ в. благодаря введению понятия метаязыка и запрету применять предикаты «истинно» либо «ложно» (термины метаязыка) к языку, на котором формулируется высказывание.

Реализация стратегического и парадоксального мышления, расширяющего видение в организационной деятельности, по мнению М. Линдгрена и Х. Бандхольда, должна быть связана с традициями, компетенциями и культурой организации. Лидер такой организации должен генерировать энергию персонала, сохраняя структуру свободной, чтобы изменения могли произойти, и одновременно жесткой, чтобы бросать вызов будущему, обладать гибким сценарным мышлением, предвидящим перспективу. Иначе говоря, лидер должен видеть процессы, происходящие внутри организации, и ее связи с внешним миром и искать собственный гибкий путь в будущее. Но для того, чтобы получить импульс движения, надо сконцентрировать усилия на нескольких тщательно выбранных областях. Сценарное мышление такого лидера организации должно быть направлено помимо развития лидерского потенциала на поиск лидерских условий, соответствующего времени, практических навыков, оценку ситуации, анализ состояния ресурсов.

1. Провести анализ своих ранее предпринятых действий;

2. Выделить действия, которые были успешными;

3. Проанализировать текущее состояние организации, выделить сильные и слабые аспекты деятельности;

4. Систематизировать информацию для постановки новых целей и задач;

5. Найти ресурсы для реализации целей;

6. Корректировать цели по мере их достижения и изменения ситуации;

7. Приобретать новые знания и компетенции в смежных областях деятельности организации.

Организационное стратегическое мышление требует от лидера внимания к таким элементам сценарного мышления, как видение, способность прогнозировать развитие ситуации и результат; ценности, базовые приоритеты и принципы и желание отстаивать их; оценка возможностей приближения к цели и самомотивации. Основные приемы развития сценарного мышления связаны с развитием дискурсивного мышления, умением задавать вопросы. Вопросы должны вызвать эмоционально значимые образы с достаточным осознанием деталей конкретных организационных целей, причинно-следственных связей. Если лидерские условия осознаны и учитывают параметры места и времени, общественной ситуации, ресурсов и практики, то построение сценарного плана становится естественным. Лидер на основе своего видения и ценностей составляет сценарный план или развернутый сценарий возможных действий для решения конкретной организационной цели. При этом сценарное видение основывается на принципе свободы выбора лидером действий и приемов в сценарном плане и обратной связи.

Принцип свободы выбора определяется жизненным сценарием самого лидера. Его элементами являются: «1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительная «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающая установка» . В конечном итоге сценарная формула по Э. Берну имеет следующий вид: «РРВ - Пр - Сл - ВП - Итог, где РРВ - раннее родительское влияние, Пр - программа, Сл - склонность следовать программе, а ВП - важнейшие поступки».

К. Штайнер, продолжая развивать идеи Э. Берна, также считал, что сценарии закладываются в психику ребенка в возрасте до шести лет и мы имеем дело именно с детскими переживаниями, во многом еще неподконтрольными сознанию взрослого .

Таким образом, базовые установки и социальная активность лидера закладываются в лидерский капитал личности с раннего детства и определяют принцип свободы выбора. При этом помимо лидерского капитала и лидерских условий, успех лидерского сценария в решении организационных целей должен опираться на доверие к себе и другим. Именно оно определяет личностные качества лидера, включая настойчивость, смелость, способность воспринимать новое, развивать стратегическое мышление, лидерский капитал, заложенный в жизненном сценарии лидера, и последовательно осваивать лидерские условия через опыт и профессионализм.

В процессе диагностики лидерства очень важно учитывать мотивацию стремления конкретного лидера к власти. В специальной литературе выделяют такой тип лидеров, которые стремятся к власти ради компенсации низкой самооценки (возможно, сформированной еще в детский период жизни). Так, по мнению А. Джорджа, подобные лидеры испытывают эйфорические чувства, спряженные с получением власти, что снижает адекватность самооценки. В частности, данным исследователем предлагается следующий перечень сдвигов:

1. Чувство незначительности заменяется чувством уникальности;

2. Чувство моральной неполноценности заменяется чувством превосходства;

3. Чувство слабости заменяется чувством превосходства;

4. Чувство посредственности заменяется чувством обладания высшими способностями;

5. Чувство интеллектуальной неадекватности заменяется чувством интеллектуального превосходства и компетенции .

Организация должна располагать надежными инструментами для минимизации риска от прихода к власти лидера, обретающего эйфорические чувства, компенсирующие его изначально низкую самооценку.

Лидерский капитал, лидерские условия, приятие себя и других, доверие к миру, адекватная самооценка позволят успешно выбрать и разработать такой сценарий управления организацией, который, говоря словами К. Штайнера, «с любовью, с радостью и с разумом» будет раскрывать последовательность действий и конкретных шагов по преодолению неопределенности и раплексной среды для достижения организационных целей не только в сценарном плане, но в реальной действительности.

Литература

лидер неопределенность организационный

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Пер. А.П. Грузберга. - К.: РЗУЫВ, 2004.

2. За пределами игр и сценариев / Сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю.И. Герасимчик. - Минск: Попурри, 2008.

3. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М.: Об-во «Знание» России, 1994.

4. Линдрен М, Бандхольд Х. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. - М.: Олимп-бизнес, 2009.

5. Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №6.

6. Уманский Л.И. Организаторская деятельность школьников. - М.: Просвещение, 1980.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные составляющие внешней среды современного предприятия, направления и этапы анализа его макро- и микросреды. Ситуационный анализ и выбор стратегии организации. Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды, принципы управления.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Инновационная стратегия как одна из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов деятельности. Виды инновационных стратегий, а также их особенности в условиях переходной экономики России.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2011

    Разработка стратегии деятельности организации. Анализ факторов внешней среды. Сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях. Анализ неопределенности обстановки. Менеджмент в условиях неопределенности среды.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    Управление отношениями с клиентами в условиях каждого из четырех уровней неопределенности. Привязка стратегического анализа к четырем уровням неопределенности. Стратегическая позиция и действия менеджмента на каждом уровне. Внутренние и внешние стратегии.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности. Общие модели и методы принятия решений в условиях определенности, неопределенности и риска. Эффективность работы персонала.

    реферат , добавлен 15.12.2006

    Понятия неопределенности и риска. Процесс влияния неопределенности и риска на деятельность организации. Научные методы принятия решений, рекомендуемые в условиях неопределенности и риска. Разработка управленческих решений на примере ЗАО "Молочный рай".

    курсовая работа , добавлен 17.10.2010

    Источники неопределенности ожидаемых условий на предприятии, возможности и особенности принятия решений в данной ситуации, выбор оптимальной стратегии действий. Технология и этапы принятия управленческого решения в условиях неопределенности спроса.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2009

    Критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности рыночной среды. Содержание и виды рисков при реализации управленческих решений. Классификация рисков, способы оценки их степени. Борьба с рисками в торговой организации "Молочный рай".

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Понятие и классификация управленческих решений и рисков. Типовой процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Принятие решения в условиях неопределённости.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Базовые качества успешного лидера. Сравнительный анализ руководителя и лидера организации. Основные управленческие теории. Социально-психологический портрет лидера коммерческой организации ООО "Тесляр". Результаты опроса сотрудников о роли лидера.

Если вы хотите стать настоящим лидером, перед вами стоит сложная задача: вы сможете узнать то, что вам нужно знать о своей работе и о себе, только когда начнете действовать как лидер, а не просто думать о лидерстве.

О том, как это сделать, рассказывается в книге профессора с мировым именем, преподавателя INSEAD, бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса Эрминии Ибарры - «Действуй как лидер, думай как лидер» , которая вышла в издательстве «Эксмо».

Почему традиционный подход не принесет вам большой пользы

Большинство тренингов по лидерству направлено на изменение образа вашего мышления. Вас просят подумать о том, кем вы являетесь сейчас и кем хотели бы стать.


На этом основано целое направление обучения лидерству: есть тысячи книг и курсов, которые должны определить ваш стиль руководства и научить вас использовать ваши сильные стороны.


Если вы пробовали подобные методы, значит, вы знаете, насколько они ограничены. Они могут помочь вам выявить ваши сильные стороны и свой стиль лидерства. Но именно ваши представления о себе и своей работе и мешают вам стать лидером. Вам следует изменить свой настрой, а для этого нужно лишь одно: действовать по-другому.

Аристотель говорил, что люди становятся добродетельными, творя добрые дела: иными словами, поступая правильно, вы сами становитесь лучше. Его мысль находит подтверждение в большом числе социальнопсихологических исследований, доказывающих, что сознание человека меняется, когда он начинает вести себя по-новому. Проще говоря, внешние изменения влияют на внутреннее состояние, а не наоборот.

Ричард Паскаль, гуру менеджмента, формулирует эту мысль следующим образом: «Взрослые с большей вероятностью претворят новый образ действий в новое мышление, а не новое мышление в новый образ действий».



Точно так же обстоит дело и с лидерством. Наблюдения за тем, как учатся взрослые, демонстрируют, что логическая последовательность «думай, затем действуй» на практике работает совершенно противоположным образом в процессах личностных изменений, в частности, связанных с превращением человека в настоящего лидера.

Как это ни парадоксально, но наше самопознание растет только тогда, когда происходят перемены . Мы пробуем что-то новое, затем наблюдаем за результатами - своими ощущениями, реакцией окружающих - и лишь после этого задумываемся над тем, чему учит этот опыт, и, возможно, усваиваем урок. Другими словами, мы действуем как лидер и затем начинаем думать как лидер (поэтому эта книга так называется).

Как в действительности лидеры становятся лидерами

Вместе с ростом лидерского потенциала растет и вероятность того, что сотрудник получит поддержку со стороны организации. Например, ему будут поручать более ответственные задания. Подобный процесс носит циклический характер.

Когда человек сначала действует как лидер, а затем начинает думать как лидер, иными словами, когда внутреннее меняется под воздействием внешнего, возникает то, что я называю восприятием извне .

Принцип восприятия извне

Глубоко укоренившееся традиционное мышление не позволяет нам изменить свое поведение в соответствии с требованиями лидерства. То, как мы думаем, - то есть то, что мы замечаем, ценим, считаем правильным и важным, - напрямую влияет на наши действия. Фактически мышление «изнутри наружу» может препятствовать изменениям.

Наше мировоззрение трудно изменить, так как для этого требуется опыт в том, что мы менее всего склонны делать. Мы сами загоняем себя в рамки. Парадокс изменений в том, что единственный способ поменять наш образ мыслей - делать именно то, что привычное мышление нам делать не позволяет.


Согласно принципу восприятия извне , единственный способ научиться думать как лидер состоит в том, чтобы начать действовать как лидер: участвовать в новых проектах и мероприятиях, взаимодействовать с самыми разными людьми и экспериментировать с незнакомыми способами выполнения задач.


В результате привычные действия и мысли, которые ограничивают вас сейчас, трансформируются.

На переходных этапах и в периоды неопределенности размышления и самоанализ должны следовать за действиями и экспериментами, а не наоборот. Новый опыт не только меняет ваш способ мыслить, ваше мнение о том, что важно и что следует делать, но и вас самих. Он поможет вам отойти от прежних источников самооценки, старых целей и привычек.

Если использовать обратный подход к изменениям, то есть «изнутри наружу», вы ничего не добьетесь. Вопреки распространенному мнению излишний самоанализ удерживает нас в прошлом, ослабляет восприимчивость, не позволяет нам раскрыть свой лидерский потенциал и подготовиться к фундаментальным переменам в окружающей обстановке.

Это чем-то напоминает поиск потерянных часов под уличным фонарем, в то время как для решения новых задач требуется более широкий обзор: свежие, внешние точки зрения, с которыми мы знакомимся при выполнении различных действий.

Затерявшиеся в переходном периоде

Чтобы лучше понять принцип восприятия извне, я познакомлю вас с Джейкобом, менеджером по производству в компании, занимающейся выпуском продуктов питания. После того как эта компания была приобретена частным инвестором, первоочередной задачей Джейкоба стала серьезная модернизация производственного процесса. Но поскольку ему постоянно приходилось заниматься решением повседневных проблем, у него почти не оставалось времени, чтобы подумать о важных стратегических вопросах.


Когда сменился владелец компании, должность Джейкоба осталась прежней, а вот ожидания руководства по поводу него изменились. Но Джейкоб по-прежнему не делал ничего, чтобы стать лидером.


Это частая ситуация в наши дни. Раньше повышение или назначение на новую должность означало, что вам пришло время скорректировать или даже переосмыслить свою лидерскую роль. Сегодня же важные карьерные изменения не состоят лишь в получении солидно звучащей должности или переезде в новый кабинет. На первый взгляд незаметные (а также и более значительные) изменения в вашем деловом окружении создают новые, хоть и не всегда явно выраженные, ожидания руководства относительно того, что и как вы будете делать.

Подобные перемены в обязанностях весьма сложны и требуют соответствующего изменения подхода к управленческой работе. Тем не менее, согласно моему личному исследованию, лишь 47% из всех, кто сообщил о новых ожиданиях от их деятельности, получили повышение в течение двух лет, предшествовавших опросу. Что касается остальных, предполагалось, что они будут выполнять более значительную руководящую роль, оставаясь при этом на прежней должности. Именно это и произошло с Джейкобом.

С чего начать изменения?

Лучше всего - с изменения того, как вы выполняете свою работу, какие деловые контакты устанавливаете и как подходите к решению тех или иных задач. Никакой самоанализ не сможет привести к изменениям без существенных перемен в том, чем вы занимаетесь и с какими людьми при этом взаимодействуете.

1. Переосмыслите свою работу

Интуиция подсказала Джейкобу, что переход к более серьезной руководящей роли подразумевает прежде всего перемены в том, как он проводит свое время. Однако два часа в спокойной обстановке в офисе - это неправильный вариант. В действительности бóльшая часть требуемых изменений в действиях Джейкоба должна была побудить его находиться в других местах.

Чтобы добиться успеха, Джейкоб должен сначала переопределить свою работу, переключив свое основное внимание с улучшения текущих фабричных операций на понимание новых условий, в которых функционирует фирма, и создание совместного стратегического видения среди своих коллег, что позволит осуществляемому им управлению производством должным образом соотноситься с приоритетами организации в целом.

Джейкоб в своих действиях мог бы учитывать ряд факторов, например то, как меняется отрасль, в которой работает его фирма, как она создает нечто ценное для людей и как все это может измениться в будущем. И, конечно, ему следовало бы оказывать влияние на людей, играющих важнейшую роль в процессе создания этого ценного, независимо от того, находятся они в его группе или фирме.

Джейкоб хотел сосредоточиться на капиталовложениях, которые потребуются его фирме в течение следующих двух лет, но у него не было времени на подобные размышления. Он жаловался на необходимость постоянно следить за действиями своих подчиненных или производственными процессами. При этом он знал, что начальник ожидает от него создания стратегии, в которой бы учитывалось развитие всей фирмы как единого целого, а не одного или двух заводов, и активного привлечения соответствующих ресурсов.



До текущего момента Джейкоб действовал успешно, более того, выполнение подобных обязанностей типично для многих менеджеров, находящихся на таком же этапе развития карьеры. На ранних стадиях мы всегда действуем в области своей специализации. Работой других мы также обычно управляем в рамках тех функциональных или технических сфер, в которых являемся специалистами. Однако картина полностью меняется, когда мы начинаем играть более серьезную руководящую роль.

2. сеть деловых контактов

Трудно развить стратегическое предвидение, находясь в заводском цеху. Чтобы стать лидером, Джейкобу требовалось получить полное представление о ситуации, то есть взглянуть на нее со стороны, не находясь при этом в гуще событий. Чтобы проводить больше времени за пределами своего предприятия, Джейкобу следовало изменить круг своего делового общения.

С помощью деловых контактов Джейкоб обменивался связанной с работой информацией, решал проблемы, относящиеся к сфере его обязанностей, и подбирал подходящих людей для тех или иных групп сотрудников. Но эти связи не смогли подготовить Джейкоба к будущему, потому что они не выходят за рамки его текущего стиля мышления.


Столкнувшись с необходимостью мыслить вне рамок своей специализации и заниматься стратегическими вопросами, многие менеджеры не сразу понимают, что подобные вопросы - не просто аналитические задачи, а нечто требующее более широких деловых отношений.


Есть еще одна причина, почему деловые связи важны для развития наших лидерских качеств такова. Когда нам приходится учиться чему-то новому, помощь и поддержка более опытных людей совсем не будет лишней. Они смогут, подсказать, в каком направлении двигаться, и оценить наши усилия, способствуя нашему профессиональному росту.

3. Проявите к себе творческий подход

Сейчас Джейкобу необходимо перейти от привычного ему стиля руководства к стилю, в рамках которого он бы поручал больше повседневной работы своей команде и начал бы более широкое сотрудничество с другими подразделениями организации.


Люди, стремящиеся играть более значительную руководящую роль, должны не только переопределить свою работу и создать новую сеть профессиональных связей. В куда большей степени им следует переосмыслить собственную личность.


Им необходимо трансформировать свои ценности в работе, личностные цели, движущие их действиями, свои представления о себе, а также и то, как их воспринимают окружающие.

Хотя личная трансформация обычно включает изменения в стиле руководства, она представляет собой нечто гораздо большее. Когда менеджеров, подобных Джейкобу, просят подумать над тем, что мешает им расширить свой стилистический репертуар , многие почти всегда ссылаются на необходимость обеспечить достижение требуемых результатов любой ценой. Подобный подход не только помог им добиться успеха, но и лежит в основе их профессиональной идентичности. Менеджеры хотят меняться, но перемены не соответствуют их истинному «я» .

Когда вы начнете пробовать новые, непривычные для вас стили управления, вам придется перестать рассматривать это как «работу над собой» и прибегнуть к творческому подходу. Вы будете пробовать разные методы и смотреть, как они соотносятся с вашими представлениями о себе. Необходимо сосредоточиться прежде всего на самообучении, а не на достижении результатов. Если выбранный метод вам не подойдет, нужно будет попробовать что-то другое.

Положительные благоприятные образы. приучили себя к той способности, которая дает им возможность видеть все события в том варианте, в каком они есть в действительности. У обычного человека есть такая плохая привычка, как постоянно унижать свои собственные достоинства и значительно преувеличивать свои скромные недостатки. Он всю широкую перспективу рассматривает в темном свете и почти не в то, что это может воплотиться. Но вот всякие проблемы такой человек рассматривает очень серьезно. Вырисовывает в своем сознании все события в темных окрасках, испытывает , и одновременно верит, что так оно и произойдет.

Проще говоря, живет в своих воображаемых проблемах. Лидеры же рассматривают свои проблемы такими, какими они есть в действительности, а перспективы видят преувеличенно. По факту, если проблемы рассматривать, как обычные мелкие ситуации, они очень быстро и просто решаются. Разница всего лишь в восприятии: если возникшую проблему воспринять негативно, начать упорную борьбу по ее избавлению, то другие проблемы прибегут к Вам, словно подмога первой проблемы. Вот эти другие дополнительные проблемы все и усложняют, причем намного.

В целом лидеры не пользуются таким словом, как «проблема» . Слово «проблема» создает в сознании негативный образ, из-за которого притягиваются другие негативные события и ситуации. Лидеры убрали из своего словаря слово «проблема» . Вместо этого мерзкого слова лидеры используют такое слово, как «ситуация» или «задача» . Например, предложение: «у меня возникла сложная проблема» лидеры заменяют на: «сложилась довольно интересная ситуация, которую мне надо решить прямо сейчас» . Заметьте, как мерзко звучит первое предложение и как хорошо звучит второе предложение.

Лидеры очень внимательно следят за употреблением слов, которые создают в сознании негативные образы. Как я уже говорил, разум мыслит только образами, а слова - это всего лишь инструмент для передачи этого образа другим людям. Слова не могут точно передать тот образ, который возник в сознании. Вот и получается, для того, чтобы передать образ другому человеку, его сначала надо закодировать словами, то есть сказать, а другим людям воспринять эти слова и раскодировать образ. Слова это посредники. И для того, чтобы передать какой-либо образ, Вы можете употребить очень много вариантов слов. Лидеры умеют передавать слова в положительном варианте. Один и тот же образ способен деморализовать другого человека или наоборот его мотивировать. Это зависит от того, какими словами Вы его передаете. Представьте себе такую картину: лидер своей команде говорит: «У нас возникли проблемы» . И чтобы он не сказал дальше, вся картина будет в темных окрасках. Это как начать рисовать картину не на белом холсте, а на бледно сером. Совсем другое дело сказать так: «Мы убедились, что предыдущая идея сработала не так, как нам хотелось, Однако, есть возможность сделать это по-другому».

у нас возникли проблемы у нас возникла интересная ситуация
это не сработает мы должны приложить максимум усилий, чтобы это для нас заработало
возникшая ситуация слишком сложная ситуация проста в решении, надо просто подумать и придумать лучший способ ее решения
рынок уже заполнен на 80% рынок занят, но не полностью. Еще 20% свободно
я очень молод/стар мой возраст – мое преимущество
они имеют все преимущества перед нами разумеется, они имеют преимущества, но ни один не может иметь абсолютное превосходство
я ошибся я получил бесценный опыт
я снова проиграл я проиграл очередную битву, но война не закончена

Как мыслят лидеры

1. Лидеры пользуются только положительными благоприятными образами , так как хорошо знают, что сознание воспринимает только образы, и стремятся создать картину, которая благоприятна для работы. В темном или тревожном состоянии добиться результативной работы просто невозможно.

2. Лидеры вникают в саму суть проблемы и пытаются подать ее таким образом, словно эта проблема очень проста в решении . Если тигра уменьшить до размера котенка, он уже не будет страшным. Зачастую, люди завышают сложность проблемы, что влечет за собой реальное усложнение.

3. Лидеры часто улыбаются . Попробуйте одновременно улыбнуться и думать о чем-то негативном. У Вас ничего не получится. Или улыбка с лица исчезнет, или мысли изменятся в положительную сторону. Другого не дано.

4. Лидеры порой кажутся серьезными, но в глубине души они далеко несерьезны. Не надо быть серьезным . Серьезность усиливает важность и увеличивает размеры проблем. Улыбка делает все наоборот, разряжает обстановку, ослабевает важность, в результате чего ситуация решается намного легче. Важность блокирует доступ к рациональному мышлению. Чем для Вас важнее задача, тем сильнее Ваше переживание. В моменты переживаний очень трудно адекватно воспринимать и реагировать на возникшие проблемы и, тем более правильно их решать. Лидеры это прекрасно осознают и поэтому для подчиненных они стараются уменьшить серьезность возникшей проблемы.

5. Лидеры используют глобальные образы . Они формируют огромное и строят масштабные вместо меленьких и ничтожных. Глобальные образы могут гораздо сильнее мотивировать людей, чем никудышные.

6. Вместо того, чтобы думать о том, как далеко и долго еще идти, лидеры думают о том, сколько уже пройдено . К это тоже применимо. Если Вы будете думать о том, сколько еще нужно выполнить работы, чтобы реализовать свои цели, Вы их никогда не достигнете. Когда Вы думаете о том, чего у Вас еще нет, Вы впустую тратите свою энергию и погружаетесь в негатив. Когда Вы думаете наоборот, то есть, когда Вы думаете, сколько уже Вы сделали, то энергия прибавляется, так как Вы радуетесь от количества проделанной работы. Лидеры это хорошо знают и показывают своим людям, как много они сделали.

7. Лидеры заглядывают в будущее, чтобы посмотреть на то, какими дела могут стать, а не то, какие они есть . Каждый предприниматель, который когда-то начинал собственное дело, видит его с начала зарождения до полного рассвета, и ради этого он готов и готов преодолеть любые препятствия. То, что есть сейчас - это лишь переходной этап к цели. Вся Ваша настоящая жизнь происходит у Вас в разуме, а реальность - это только отражение ситуаций и событий разума.

8. Лидеры положительно воспринимают все происходящие события . Лидеры рассматривают все ситуации в благоприятном варианте, даже если это совсем не так. Каждая проблема, тобишь ситуация несет в себе зернышко следующей победы. Наша жизнь складывается из принятых решений и сделанных выборов. Мы не можем выбрать ситуации, которые будут с нами происходить, но мы можем выбрать реакции на эти ситуации. Если Вы негативно реагируете, Вы привлечете к себе еще больше таких же негативных ситуаций. Реагируя позитивно, Вы превращаете негативные ситуации в позитивные. А если лидер не умеет поддержать в непростые времена атмосферу позитива, то какой он тогда лидер?

Лидер, лидерство, как стать лидером, мышление лидера

Нравится