Болезни Военный билет Призыв

Потенциальные источники стресса. Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо. Что вызывает стресс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие стресса и его источников. Управление стрессом

Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека.

Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Первоначально понятие «стресс» означало состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней среды. Данное понятие возникло в физиологии для обозначения реакции организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия. Канадский биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) разработал учение о стрессе, основанное на понятии адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривался как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивала адаптацию всех его ресурсов к условиям существования.

Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.

Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

Таким образом, стресс личности- состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы продуцируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени.

Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.

Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая физическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стресса»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис. 1.1.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Рис. 1.1.Виды стрессов личности

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис.1.4). К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

Рис. 1.2Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

Организационные факторы ,вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

* Трудовая деятельность индивида - ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

* Взаимоотношения в организации - построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

* Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

* Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

* Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

* Карьерное продвижение - достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

* Физические условия труда - слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

* отсутствия работы или длительного ее поиска;

* конкуренции на рынке труда;

* кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса:субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление стрессом

Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый- на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровеньуправления стрессом - для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

* Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

* Умейте переключать свою деятельность.

* Заставьте стресс работать на вас.

* Все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом.

1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время - важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

* при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

* все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

* избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

* четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность - проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность - выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

* проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

* постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

* отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

* воспринимайте проблему как вызов;

* не думайте о прошлых событиях как о поражении;

* вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное - победа над эмоциями.

5. Все проходит, пройдет и это.

* Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

* Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

* При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

* Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

* Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

2. Методы управления конфликтами в организации

Управление конфликтными ситуациями и развитие организации находятся в тесной связи. Интеграция этих двух факторов основана главным образом на следующих трех моментах.

1. Фокусирование внимания на отношениях между людьми в организациях, межличностных процессах, проявлениях определенного поведения, возникновении проблем в их взаимоотношениях. Развитие организации предусматривает эти моменты и оптимизирует их.

2. Другой аспект развития организации -- арсенал вмешательств.

Они главным образом направлены на урегулирование конфликтов социоэмоционального и делового характера, часто основанных на сильной взаимозависимости.

3.Независимо от типа отношений проблемы в организациях являются проявлением напряженных отношений или конфликтов между организационными субъединицами. Корни конфликтов в организациях лежат в межличностных, межгрупповых отношениях, отношениях между личностью и группой. стресс управление конфликт психолог

Суть развития организации заключается в улучшении существующих отношений. Центральным моментом такого развития является управление существующими и возможными конфликтами. Какие принципы, методы, способы урегулирования конфликтов следует применять в каждом конкретном случае?

Здесь не может быть жестких рекомендаций. Все зависит от характера того или иного конфликта, условий его протекания. Решений в конфликтах, как и результатов этих решений, бывает несколько, и все они могут быть правильными. Неважно, какое из них будет выработано, главное, чтобы оно в наибольшей степени удовлетворяло противоборствующие стороны. При этом следует помнить, что вмешательство в конфликт даже с самыми благими намерениями непременно требует высокого уровня профессионализма, в противном случае можно лишь осложнить его. Поэтому требование, выдвинутое еще Гиппократом к врачам: «Не навреди», очевидно, в полной мере относится и к тем, кто занят поисками пути выхода из конфликтной ситуации. Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей.

Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

Дисфункциональные последствия конфликта.

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия, которые мешают достижению целей.

1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижения производительности.

2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

4. Представление о другой стороне как о?враге?; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

Смещение акцента: придание большего значения победе в конфликте, чем решению реальной проблем.

Управление конфликтной ситуацией. Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения конфликта. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.

Предупреждение конфликтов -- это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.

Большинство конфликтов поддается урегулированию с трудом. Растерянность и неспособность, а порой и нежелание участников конфликта что-либо предпринять для предотвращения развития насильственных действий, приводит к тому, что противостояние конфликтующих сторон усиливается. Конфликт набирает силу. Выдвижение требований, обвинения в адрес друг друга, а затем и агрессивные действия участников идут по нарастающей. Конфликтные отношения обостряются. Начинают действовать иррациональные моменты в отношениях противостоящих сторон. При этом резко возрастает групповая идентификация (отождествление себя с группой), в результате чего, с одной стороны, возникает ощущение заманчивости риска, который порождает конфликт, а с другой - происходит психологическое снятие с себя ответственности за совершенные действия -- ответственность как бы разделяется с группой. Чтобы избежать развития конфликта не следует стараться игнорировать наличие конфликтных отношений в самом начале их зарождения. Не решенные в течение длительного времени проблемы только осложняют отношения сторон. Поэтому наиболее разумный путь -- на ранних стадиях попытаться перевести в русло урегулирования мирными средствами. Очевидно, что это далеко не просто и не всегда удается. Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обеспечивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют смешанные интересы, т. е. часть их интересов находится в противоречии, но часть, хоть и небольшая, совпадает. Осознание противоборствующими сторонами того факта, что конфликт не является ситуацией, где возможен только выигрыш одного участника и проигрыш другого, --важнейший шаг на пути урегулирования конфликта. Каким же образом возможно управление конфликтной ситуацией? Существует несколько эффективных способов управления конфликтными ситуациями. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать причиной конфликта в каком-то конкретном случае. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.

Структурные методы. Разъяснения требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определенная политика, процедуры и правила. Причем руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтными ситуациями -- это метод координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов -- цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два и более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников,

групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направить все усилия участников на достижение общей цели. Установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, выгодные для всей организации, а не только для их функциональной области.

Структура системы вознаграждения. Вознаграждения могут быть использованы как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, поэтому они должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек пытается уйти от конфликта. Его позиция такова -- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что мы все -- одна счастливая семья, и не стоит раскачивать лодку. Такой сглаживатель старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. В результате может наступить мир, покой и гармония, но проблема останется.

Подобное замораживание конфликта опасно тем, что конфликтующие стороны при любой новой острой ситуации, вспомнив старые обиды, вступят в еще большее противоборство.

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными. Этот стиль опасен тем, что он подавляет инициативу подчиненных, создавая большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение у более молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий.

Решение проблем. Данный стиль -- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта.

1. Определение проблемы в категориях целей, а не решений.

2. После того как проблема определена, определить решения, приемлемые для всех сторон.

3. Создание атмосферы доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

4. Во время общения создание положительного отношения друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

5. Установление акцента на проблеме, а не на личностных качествах другой стороны.

6. Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

7. Чтобы предотвратить конфликт, необходимо проявлять терпимость к инакомыслию. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на публичном признании вины. Необходимо быть твердым по отношению к решению проблем, но мягким - по отношению к людям.

8. Установление неформального, личностного контакта с партнером по взаимодействию (цель неофициальных встреч -- способствовать ломке стереотипа врага и формированию более адекватного восприятия участниками взаимодействия друг друга).

Список литературы

1. Организационное поведение Аширов Д.А Учебник 2006г.

2. Организационное поведение Захарова Т.И Уч-метод. Компл. ЕАОИ

3. Организационное поведение под ред. Латфуллина Г.Р.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Сущность стресса, этапы его развития. Стрессовая ситуация в жизни человека. Управление стрессом на уровне организации и личности. Поддержание управляемого стресса и выработка поведения для его преодоления. Формирование стратегии и моделей поведения.

    реферат , добавлен 25.06.2015

    Понятие стресса - универсальной адаптивной реакции человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, его виды. Признаки и причины стрессового напряжения. Методика оптимизации уровня стресса: релаксация, ауторегуляция дыхания.

    реферат , добавлен 09.02.2015

    Причины и источники стресса, его виды и характеристика основных фаз. Возможные последствия стресса, методы его профилактики в производственных процессах на современном этапе. Разработка мер по борьбе со стрессом и оценка их практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2012

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

    презентация , добавлен 02.03.2015

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Понятие стресса, его особенности и основные стадии. Сущность классической концепции стресса. Виды проявления и симптомы стресса, его классификация и последствия. Ошибочные представления относительно стресса. Стратегия управления им в организации.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Прикладная психология»

Реферат на тему:
«Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении».

Выполнила: студ. Гр.фк1-18, Маренова Е.В.

Проверила: доц. Бекетова Е.Е.

Москва, 2009.

Введение………………………………………………………………..3

I. Понятие и природа стресса………………………………………….4

1.1. Причины и источники стресса…………...……………………….4

1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………...7

II. Управление стрессами………………………………………….....10

2.1. Профилактика стрессов в деловом общении…..........................10

2.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения………………………………………………………..…….15

Заключение…………………………………………………………....17

Библиографический список……………………………………….....19

ВВЕДЕНИЕ

Избежать конфликтов в сфере делового общения практически невозможно.

Множество конфликтов приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Эта тема является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Глава I : ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СТРЕССА.

1.1. Причины и источники стресса.

«Впадать в гнев - значит вымещать
на себе ошибки другого».
Александр Поп

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие . Стресс - этовызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс».

Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):

Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

Конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

Неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

Неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

Плохие физические условия (шум, холод и пр.)

Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

Плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников :

Страх не справится с работой;

Страх допустить ошибку;

Страх быть обойденным другими;

Страх потерять работу;

Страх потерять собственное Я.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ: Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Ко всему этому «букету» стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

1.2. Виды и фазы стресса.

«Смело выходи из себя,
если другого выхода нет».
Януш Васильковский

ВИДЫ СТРЕССА.

В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эу­стресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эф­фекта, а дистресс – отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. При­ятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возраста­нием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутст­вие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной сте­пени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зре­ния Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить пе­ред собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, ги­пертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».

Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, опреде­ляющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в фи­зиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологиче­скими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объ­ективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

ФАЗЫ СТРЕССА.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.

Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций.

В жизни эмоции создаются различные формы эмоциональных состояний, различающихся между собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты. Настроение характеризуется достаточно собой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и «безотчетностью» переживаний.

В отличие от настроения, страсть - более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.

Аффект - это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его состояния в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека.

По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.

Еще Г.Селье отмечал, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Это прямо относится к стрессу. Еще в древние времена философ Эпиктет говорил, что «людей расстраивают не события, а то, как они, на них смотрят» .

В превращении большинства раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает.

Глава II : УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ

2.1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

«У глупого тотчас же выкажется
гнев его, а благоразумный
скрывает оскорбление».
Притчи, 12,16.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, по­рожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководи­тель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые со­трудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения кон­фликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководи­телям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не слу­жить стрессодателями для других.

Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склон­ностей ваших работников. Соответствие этим качествам объ­ема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилак­тики стрессов среди подчиненных.

Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функ­ций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного зада­ния, лучше обсудите с ним основательность отказа.

Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчи­ненным. (По данным одного из американских исследований, со­трудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал).

Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной произ­водственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятель­ства, в которых действовал человек, а не его личные ка­чества.

Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными ком­промиссы, уступки, извинения.

Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.

Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Антисрессовое подчинение. Одновременно в тех же целях навстречу на­чальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организаци­онные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, на­сколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим ру­ководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разо­браться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обрат­ной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.

Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превы­шает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Поза­ботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволят освободиться от части старых.

Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведо­мая противоречивость предъявляемых требований, не дово­дите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

При напряженной работе ищите возможность для кратковремен­ного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фа­тальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с ка­натоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общест­венно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении нахо­дить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количе­стве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физиче­скую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (фут­бол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).

Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формули­руемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представле­ниями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник нахо­дит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские иссле­дователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из круп­ных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт под­тверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным акти­вом, как большая заработная плата или высокая должность.

Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников ока­зывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабо­чих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрес­совая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь опре­деляется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпе­раментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприим­чивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизнен­ного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрес­совых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. По­этому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и не­приятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессио­нальными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

2.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

«Если ты разгневан, сосчитай до десяти,
а уж потом говори; если сильно разгневан,
сосчитай до ста и ничего не скажи».
Марк Твен

В начале нашего разговора о стрессах мы взяли на вооружение тезисы Г. Селье о том, что стресс - это «аромат и вкус жизни», и что «полная свобода от стресса означает смерть». Более чем семи - десятилетнее изучение феномена стресса убедило специалистов в истинности этих посылок. Ныне общепризнано, что наша способность достойно встречать угрозу стресса и отводить ее с минимальным ущербом для организма определяется в конечном счете нашим общим отношением к жизни, тем, что в романтической философии и литературе называлось волей к жизни.

Ведь стресс - это в любом случае психофизиологическая реакция личности, а не просто организма, как считали раньше. В развитии стресса существенную роль играет социальная составляющая человеческого поведения. В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основных элемента:

Оценку стрессогенного события;

Физиологические и биохимические сдвиги в организме;

Изменение поведения человека.

Таким образом, стрессовая реакция - это по большей части социальный феномен. И значит, противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управляемы, нежели наша физиология.

В концепции «поисковой активности», разработанной российскими учеными B.C. Ротенбергом и В.В. Аршавским . Описывается, На что же конкретно должны быть направлены наши усилия по повышению стрессоустойчивости?

Небезызвестный факт, что отрицательные эмоции плохо сказываются на нашем здоровье. Они буквально подстрекают нашорганизм к саморазрушительным реакциям. Их нужно решительно устранять, пусть даже за счет эмоционального обеднения. Заболевшим политикам запрещают читать газеты, схвативших инфаркт руководителей оберегают от информации об их коллективах, ну а всех прочих граждан стараются просто не нервировать плохими новостями.

Не спасает положения, между прочим, и отсутствие эмоций. От монотонной, ничем не нарушаемой рутины, казалось бы, ничем не задевающей нас, можно получить не меньший стресс. Раздражать начнет сама неизменность ситуации, ее однообразие. Таким образом, далеко не всегда отрицательные эмоции безоговорочно вредят здоровью. А спокойное и безмятежное существование отнюдь не гарантирует физическое благополучие. То есть сам знак эмоций - положительный или отрицательный - не является решающим фактором, предопределяющим негативные последствия стресса. Здесь должно быть еще одно, дополнительное звено развития стрессовой ситуации, отвечающее за тот или иной ее исход. По мнению B.C. Ротенберга и В.В. Аршавского, таким звеном является тип поведения живого существа, выделяемый по присутствию или отсутствию в нем «поисковой активности».

Их эксперименты показали, что патологические процессы в организме животного могут замедляться, даже если оно испытывает резко отрицательные эмоции. Но происходит это только в том случае, если животное демонстрирует так называемую «активно-оборонительную» реакцию. Если она забивалась в угол клетки и не предпринимала никаких попыток вырваться, то все патологические процессы заметно ускорялись и порой даже приводили животное к гибели. Такое поведение получило название пассивно-оборонительного. И, вероятно, именно оно-то и является главным фактором, приводящим в итоге к психосоматическим расстройствам после стрессовых реакций.

B.C. Ротенберг и В.В. Аршавский считают, что защитным средством является поисковая активность, направленная на изменение неблагоприятной или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих факторов или обстоятельств. Поисковой такая активность названа потому, что определенность конечных результатов практически всегда отсутствует. Субъект никогда не может быть уверен, что он найдет путь к успеху. Именно сам отказ от поиска, а не неприемлемая ситуация как таковая и вызываемые ею отрицательные эмоции, делает организм более уязвимым ко всевозможным вредностям.

При этом организм так мощно мобилизует все свои ресурсы, что

обычным «мирным» болезням его не взять

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже стало известно стресс – это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие или внутреннее переживание. После изучения проблемы стрессов в жизни человека можно сделать вывод, что наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует боятся стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!». Стресс по своей сути является необходимым для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться следующими методами по его управлению.

Это психологические методы, которые содержат в себе следующие элементы:

· изменение окружения, в котором существует стресс;

· изменение познавательной оценки окружения;

· изменение поведения для изменения окружения.

Здесь консультации и психотерапия, развитие социальной поддержки, планирование своей жизни. Также можно использовать релаксацию, медитацию и саморегуляцию в борьбе со стрессом.

Есть и физиологические методы к управлению стрессами, которые основаны на улучшении физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом.

Также не маловажна роль организации в управлении стрессом. Здесь и оздоровительные программы для сотрудников и, изменение рабочего окружения, проведение тренингов по стресс - менеджменту.

Ну а если все очень плохо и самому справиться невозможно, то здесь не обойтись без помощи профессионалов. Ведь преодолеть стрессовую ситуацию и увидеть в ней свой ресурс можно только благодаря комплексному психологическому подходу к решению этой не простой проблемы. В этом может помочь только профессионал.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной курсовой работы была достигнута и, управлять стрессом можно и нужно.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Жириков Е.С. «Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу» - М.: Изд. МЦФЭР, 2002 г.

2. Зигерт В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов» – М.: Изд. «Эклномика», 1990 г.

3. Розанова В.А. «Психология управления» Учебное пособие, изд. 2-е перераб. и дополн. - М.: ЗАО Бизнес - школа «Интел - синтез», 2000 г.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы Менеджмента» - М.: Изд. Дело, 1998 г.

5. «Конфликтология» / под ред. В.П. Ратникова - М.: Изд. ЮНИТИ – Дана, 2002 г.

6. «Менеджмент» / под ред. М.М. Максимцова - М.: Изд. Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998 г.

7. «Менеджмент» / под ред. Ф.М. Русинова - М.: Изд. ФБК – ПРЕСС, 1998 г.

8. «Управление персоналом организации» / под ред. А.Я. Кибанова - М.: Изд. ИНФРА-М, 1998 г.

9. «Модели и методы управления персоналом» / под ред. Моргунова.

10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. – М.: АЗЪ, 1995г.

11. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995 г.

12. // «Управление персоналом» № 22/2005 г.

13. // «Управление персоналом» № 8/2006 г.

14. // «Служба кадров» № 2/2003 г.

15. // «Служба кадров» № 5/2005 г.


Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. – М.: АЗЪ, 1995 г.

Зигерт В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов» – М.: Изд. «Экономика», 1990 г. – С. 238-239.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995 г.

4Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы Менеджмента» - М.: Изд. Дело, 1998 г. С. 550.

См.: Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.

Рассмотрим, каковы источники возникновения стресса. Так же как различаются наши реакции на физические стрессовые факторы – одни даже во время вьюги ходят без шапки и перчаток, а другие мерзнут, будучи закутанными в теплую одежду, – мы по-разному реагируем на психические и эмоциональные нагрузки. Для одних утрата рабочего места тяжелая потеря и удар по чувству собственного достоинства, тогда как для других – это шанс для новых захватывающих возможностей. Иначе говоря, эвстресс (позитивно воспринимаемый стресс) может быть для других дистрессом (негативным, имеющим неприятные последствия стрессом).

События и ситуации, которые, скорее всего, имеют всеобщее значение для возникновения стресса определяются как неконтролируемость, непредсказуемость и неуверенность. При этом важно держать в поле зрения то, как эти качества стрессовых факторов воспринимаются данной личностью, ее способность к преодолению стрессовой ситуации и ее потребность в таком преодолении. Заметим также, что эти качества включают в себя как повседневный стресс, так и тяжелые угнетающие факторы, вызывающие психические стрессовые расстройства.

Источники возникновения стресса. Неконтролируемость. Чувство утраты контроля может каждую ситуацию превратить в травматизирующую. Многочисленные исследования животных и людей рассматривают этот фактор как ключевой в развитии стресса. Например, шведские исследователи обнаружили, что пассажиры пригородных поездов, опаздывающие на поезд и не имеющие возможности занять место, имеют более высокое содержание определенных стресс-гормонов, чем те, кто садятся в поезд заранее. Ранний приход позволяет им установить контроль за окружением, дает возможность занять место и разместить свой ручной багаж.

В других исследованиях участникам предлагалось выполнять задание в условиях фоновых помех. Группа, члены которой были информированы о том, что эти помехи они могут устранить, добивалась значительно лучших результатов, чем та, которая об этом не знала, хотя первая группа и не использовала полученную ею информацию.

Источники возникновения стресса. Непредсказуемость. Влияние непредсказуемости при встрече со стрессовым фактором, например проживание в местности, где случаются землетрясения, обычно носит длительный характер.

Исследованию подверглись две группы крыс, которые подвергались воздействию легким электрошоком. В одной группе ровно за 10 секунд до включения тока раздавался сигнал зуммера, тогда как в другой группе зуммер звучал через случайные промежутки времени. В обеих группах возникали язвы желудка, однако количество язв в группе, где предвидение воздействия стрессового фактора было невозможным, было в шесть раз большим.

Источники возникновения стресса. Неуверенность. Знание о том, что травмирующее событие произойдет в сочетании с отсутствием сведений о том, когда это случится, одно из частых источников стресса. Число примеров достаточно: это экзамены (испытания), тестирование, операции, семейные встречи и прочее. Когда такое событие, наконец, свершается, появляется шанс обрести внутреннее спокойствие и снять неуверенность, что облегчает выполнение ожидаемых действий. Внутренняя установка на вероятность воздействия стрессового фактора, быть может, имеет то преимущество, что может предотвратить его разрушительное действие.

Измерение уровня стресса

Так как люди имеют различное представление о том, что их ранит, и избегают таких событий различными способами, трудно выделить стрессовый уровень из тех или иных жизненных событий, измерить его и с уверенностью говорить о том, какое действие стрессовые факторы оказывают на определенную личность. И все же разработаны некоторые шкалы, с помощью которых можно установить, какие жизненные события оказывают травматизирующее воздействие на большинство людей. На основании анкетирования доктором Томасом Холмсом и Ричардом Раге из Вашингтонского университета разработана шкала реадаптации.

Исследования тысяч пациентов из различных социальных слоев дали возможность определить 43 специфических жизненных события, которые обладают травматизирующим действием и выразить степень такого действия в цифрах.

Смерть спутника жизни единогласно признано наиболее травматизирующим событием жизни, степень которого оценена 100 баллами. Бракосочетание занимает среднее место и оценивается цифрой 50. Исследователи сопровождали своих пациентов в течение многих лет и сравнивали события их жизни с историей их болезней. Из этих исследований вытекает, что накопление 300 и более стрессовых пунктов (баллов) в течение года сопровождается 80-процентным риском развития в течение двух лет тяжелых соматических или психических заболеваний, при накоплении числа баллов от 150 до 300 шансы возникновения таких заболеваний оцениваются как 50 на 50.

Шкала реадаптации

Жизненные события

Среднее значение

Смерть спутника жизни

Расставание с мужем (женой)

Тюремное заключение

Смерть близкого члена семьи

Личное оскорбление или болезнь

Бракосочетание

Увольнение

Повторное примирение с брачным партнером

Выход на пенсию (отставка)

Проблемы со здоровьем у кого-либо из членов семьи

Беременность

Сексуальные трудности

Появление нового члена семьи

Служебные перемены

Изменение финансового положения

Смерть близкого друга

Смена профессии

Изменение количества ссор с партнером

Получение ипотечного кредита или получение другой ссуды для больших приобретений (покупка дома и т.д.)

Принудительное исполнение решения относительно ипотеки или ссуды

Изменение круга профессиональных задач

Уход сына или дочери из родительского дома

Проблемы с родственниками мужа или жены

Выдающиеся личные успехи (достижения)

Начало или окончание профессиональной деятельности спутника жизни

Начало или окончание учебы в школе или в высшей школе

Изменение условий жизни (бытовых условий)

Изменение личных привычек

Трудности во взаимоотношениях с начальством

Изменение рабочего времени или условий труда

Перемена места жительства

Перемена школы

Изменения в проведении свободного времени

Изменения в церковной активности

Изменения социальных контактов

Ссуда, касающиеся средних по стоимости приобретений (автомашина, телевизор

Изменение привычек, связанных со сном

Изменение количества семейных встреч

Изменение привычек, касающихся приема пищи

Рождественские праздники

Небольшие нарушения закона

Травматизирующим событиям можно дать общее определение «утраты» и «изменения». Даже такие события, которые каждый год повторяются (Рождественские праздники), или такие, которые, по общепринятому мнению, относятся к отдыху (отпуск), могут нести стрессовую нагрузку.

С помощью шкалы реадаптации можно измерить величину нагрузки, возникающей в течение жизни, и осознать риск возникновения обусловленных стрессом проблем. Кроме того, существенное значение имеет то обстоятельство, что шкала является инструментом, с помощью которого можно преодолеть наступившие жизненные изменения и по возможности избежать чрезмерных нагрузок. Тогда как некоторые травматизирующие события невозможно предвидеть, возникновение других можно установить и прогнозировать. Таким образом, имеется возможность констатировать, в какие временные промежутки у данного человека происходит накопление тяжелых стрессов. Например, молодой, недавно вышедшей замуж женщине, только что сменившей жилье и поселившейся на новом месте, следует посоветовать отложить дальнейшие решительные перемены в жизни.

Стресс и работа

Многие предприятия постоянно выделяют большие суммы денег для преодоления негативных последствий стресса, связанного с трудовой моралью, наличием квот на рабочие места, несчастными случаями (85% всех несчастных случаев на производстве связано со стрессом), здоровьем и продуктивностью труда рабочих и служащих.

Ни одна работа не свободна от стрессоров, однако некоторые виды деятельности несут особую нагрузку и представляют риск для здоровья трудящихся. Например, авиадиспетчеры в считанные доли секунды должны принимать решения, от которых зависит жизнь сотен людей. Они испытывают максимально высокие нагрузки и процент возникновения у них желудочно-кишечных расстройств существенно превышает средний уровень. Люди, вынужденные менять характер сна в связи со сменной работой, испытывают трудности из-за расстройства суточного ритма. У женщин, вынужденных согласовывать свою профессиональную деятельность с требованиями воспитания ребенка, вероятность сердечных заболеваний вдвое выше, чем у домохозяек с таким же числом детей.

Что создает нагрузку на работе? Исследования, проведенные под руководством доктора Роберта Карасека, позволили выделить два стрессорных аспекта в деятельности опрошенных:

Масштаб психических нагрузок в данной профессии: с каким напряжением и с какой скоростью они должны работать в течение определенного времени, а также воспринимают ли они свою деятельность как нервную и торопливую;

Масштаб полномочий для принятия решений, включая контроль за условиями труда, разнообразие видов деятельности, предоставление шансов для использования своих способностей и обучения новым трудовым навыкам.

В тематику группы под руководством Карасека были также включены исследования частоты сердечно-сосудистых заболеваний в различных профессиональных областях. Результаты этих исследований принесли убедительные и важные доказательства того, что деятельность с высокими психологическими требованиями и ограниченным кругом полномочий для принятия решений сопровождается высоким уровнем сердечных заболеваний.

Хотя эти исследования не могут быть использованы для решения о том, что определенные профессии несут в себе высокий риск сердечных заболеваний, совершенно очевидна взаимосвязь между условиями труда, приводящими к стрессу, и сердечными заболеваниями. Научно обоснованные определения стрессорных особенностей профессиональной деятельности должны лежать в основе индивидуальных рекомендаций, связанных с повторяющимися действиями и заданным темпом. Такая деятельность весьма монотонна и требует большой внимательности. Кроме того, работающие в таких условиях не контролируют или контролируют недостаточно свою трудовую ситуацию. К описанной выше деятельности относятся, например, работа на конвейере, погрузка-разгрузка грузов и т.п.

Познавательная деятельность с ограниченным количеством психических стрессов или высоким уровнем самоопределения и самодетерминирования несет, по Карасеку, малую нагрузку. Когда речь идет о руководителях производства или о высококвалифицированных специалистах, высокий уровень требований компенсируется широкими возможностями в праве принятия тех или иных решений. В противоположность распространенным гипотезам, такое высокое положение не связано со сравнительно высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний. На самом деле исследования мужчин, занимающих высокий пост, и крупных предпринимателей показали, что доля заболеваний коронарных сосудов сердца уменьшается при каждом повышении ступени их профессионального продвижения.

Другим важным фактором, определяющим уровень связанного с работой стресса, являются стиль руководства и личность начальника. Исследования персонала различных учреждений показали, что единственный фактор, который коррелирует со стрессовым воздействием, это вмешательство начальника в тривиальные подробности работы, а не его забота об эффективности и продуктивности.

Поведение сотрудников тоже один из стрессорных факторов. Коллегиальность и социальная поддержка может содействовать снижению или смягчению травматизирующего воздействия, связанного с работой.

Вопросы для самопроверки

Основные термины и понятия

Формирование карьеры.

Успех карьеры.

Позиции карьеры.

Индивидуальное отождествление.

Приспособляемость карьеры.

Этапы карьеры.

1. Что такое «карьера»?

2. Охарактеризуйте основные этапы карьеры. На каком этапе находитесь вы?

3. Какие факторы определяют успех карьеры?

4. Как могут быть связаны между собой психологический и объективный успех?

5. В каких сферах может развиваться карьера человека? Приведите пример.

2.4. Управление стрессом в организации 6

Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (рис.8).

___________________

6 В главе использованы следующие источники: , , , , , , , , , , .

Рис. 8. Что такое стресс?

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс - это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

Внешние факторы;

Факторы, зависящие от организации;

Факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической неста­бильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и со­циально-психологической поддержке.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весь­ма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);



Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

Отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

Организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника, - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

Опыт работы;

Восприятие;

Поддержка коллег, друзей и родственников;

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Степень агрессивности.

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем луч­ше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в ра­боте.

Восприятие. Работники очень часто вос­принимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а та­кой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оп­тимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или со­здать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников по­могает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией моти­вации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют пре­дупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная по­зиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необ­ходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «пос­ледней каплей», после которой наступают крайне негативные по­следствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо при­нимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

А профессия психоаналитика входит в тройку наиболее востребованных в экономически развитых странах. Проблеме психических расстройств и стрессов уделяется все больше внимания во всем мире. Настала пора и Вам узнать о том…

Что такое стресс

Стресс это психическое состояние, возникающее под влиянием сложных жизненных ситуаций. Понятие «стресс» было впервые введено в обиход канадским физиологом Гансом Селье в 1946 году. Стресс настолько распространенное явление, что объяснять его значение особо не требуется. Но некоторые моменты необходимо прояснить.

Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Этот вид стресса считается полезным для здоровья. Дистресс - негативная форма стресса, с которым организм не в силах справиться. Именно дистресс разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Человек, попадая в стрессовую ситуацию, проходит три ее стадии: стадию тревоги, стадию сопротивляемости и, наконец, стадию истощения. Первая помогает приспособиться к новому состоянию мобилизируя организм, вторая стадия, когда человеческий организм сопротивляется негативному воздействию стресса и третья, как следует из названия, стадия стресса при которой здоровье человека идет «под откос». Первые две еще называют стадией адаптации, а третью - стадией реализации.

О человеке, находящемся в состоянии хронического стресса, врачи говорят: ""Застрял в стадии реализации". Это означает, что стресс становится властелином сознания: человек все время возвращается мыслями к постигшей его неприятности и не может вырваться из плена переживаний и тягостных воспоминаний. Что не может не сказаться на его здоровье.

Длительный стресс наносит вред сердечно-сосудистой системе, ведет к ослаблению иммунной системы, при этом замедляются обменные процессы, возникают проблемы с органами пищеварения. Стресс зачастую является причиной таких внешних проявлений как угревая сыпь, аллергии, нервный зуд, ухудшения состояния кожи и выпадения волос.

Кто подвержен стрессу

Жизнь не стоит на месте, мир усложняется, количество факторов влияющих на человека растет в геометрической прогрессии, как результат - все больше и больше людей не справившись с заданным темпом и ритмом жизни, испытывают стрессы. А определенные группы людей еще более зависимы от внешнего влияния, а значит им нужно быть более осторожными. К ним необходимо отнести:

  • людей на ответственных должностях
  • работников умственного труда
  • городских жителей, особенно мегаполисов и столиц
  • пожилых людей, детей и подростков
  • людей с заниженной самооценкой
  • экстравертов
  • невротиков
  • людей, злоупотребляющих алкоголем
  • людей, с генетической предрасположенностью к стрессам
  • людей выросшие в неблагополучных семьях
  • женщин (испытывают стрессы в три раза чаще, чем мужчины)

Какие симптомы стресса

К основным симптомам стресса относят:

  • вялость
  • раздражительность
  • быстрая утомляемость
  • переменчивое настроение
  • головная боль
  • нежелание что-либо делать
  • потеря веры в улучшение ситуации в будущем
  • возбуждённое состояние, желание идти на риск
  • снижение интеллектуальных способностей

Что относят к источникам стресса

  • мелкие ежедневные неурядицы
  • ощущение постоянного давления
  • завышенные требования к себе
  • монотонная работа
  • напряжённая работа
  • работа с большой долей ответственности в условиях дефицита времени
  • финансовые трудности
  • сильные позитивные эмоции
  • ссоры с людьми и особенно с родными
  • важные события в жизни: повышение на работе, окончание школы
  • победы или поражения в карьере, спорте, личной жизни
  • конфликтные ситуации, ссоры, угроза, общение с неприятными людьми и др.
  • различные заболевания и травмы
  • повышенные физические нагрузки
  • негатив, посылаемый СМИ и телевидением
  • неуверенность в завтрашнем дне

Как защититься от стресса

Необходимо оговориться: говоря о стрессе, практически всегда подразумевают негатив им вызванный. Но мы уже знаем, что есть такая, полезная для здоровья, форма стресса, как эустресс. Наверное, глупо защищаться от этой формы стресса, поэтому в дальнейшем под «защитой от стресса» будем понимать защиту от дистресса.

На самом деле, стрессы - неотъемлемая часть жизни, можно сказать, что пока мы испытываем стресс - мы живем. Одни события в нашей жизни сменяют другие, эмоции, которые мы при этом испытываем, разнятся по накалу и длительности. Каждый человек волен сам выбирать, как ему реагировать на то, или иное событие. Можно беречь себя, не давать волю эмоциям, быть спокойней сдержанней, понимая, что в жизни есть место неприятным событиям, тем самым уменьшая последствия стресса для здоровья или наоборот «гореть ярко, но недолго».

В силу характера, часто нелегко возобладать над собой и не сорваться, поэтому там, где это возможно берегите себя от лишнего волнения и перевозбуждения. От всех бед себя не уберечь, но и многих при этом можно избежать. Бывает так, что эмоции все же зашкаливают. Когда сможете с собой совладать, остановитесь, вспомните о здоровье.

Часто многие ищут утешение в алкоголе, начинают курить. Поэтому запомните: ни курение ни алкоголь не способны защитить от стресса, более того вредные привычки только усугубляют стресс.

Эффективных способов защиты от стресса на самом деле не мало. Выделим основные:

  • Физическая активность. Больше двигайтесь и чаще гуляйте, займитесь спортом, любым, потому что движение не только ослабляет стресс, но и укрепляет здоровье
  • Смейтесь, смотрите комедии, проводите чаще время там, где вам весело
  • Заведите домашнее животное
  • Не забывайте кушать полезную пищу. Начните прямо с завтрака
  • Не стесняйтесь говорить "нет", потому что, когда человек всегда говорит "да", он накладывает на себя излишнюю ответственность
  • Отвлекайтесь - читайте хорошие книги, ходите в кино или театры, на выставки, чаще проводите время друзьями и близкими, но только с теми с кем комфортно
  • Держите спину прямо. Правильная осанка означает, что ваше тело успешнее преодолевает нервное напряжение.
  • Займитесь сексом
  • Слушайте музыку
  • Съешьте плитку черного шоколада, он вырабатывает в организме гормоны счастья эндорфины
  • И самое главное не держите в себе то, что накопилось и висит мертвым грузом на душе, любым способом отпустите это и… живите, вдыхая полной грудью

Если описанные способы не помогают или даже вызывают чувство отвращения, тогда вам к врачу. Не сидите сложа руки, легче не станет! Опытный врач если не сможет помочь сам, выпишет вам необходимые лекарства. Стресс - это серьезный недуг и его надо лечить, не откладывая в долгий ящик.

Здоровья вам физического и душевного!