Пример технологической карты урока географии спо. данного учителем географии Ивановой Л. А
▫ Спасибо!
▫ Добрый вечер! Участие в школьных, городских научных конференциях, дистанционное обучение, создание детьми презентаций, работа с цифровым микроскопом....-это внеурочная деятельность моих обучающихся.
▫ - Ты чувствуешь? Вокруг весна Зеленый трепет ожиданья И непонятные желанья Разлила в воздухе она. - Послушай, это все обман, смешные выдумки поэтов. Что с этого, в итоге, нам? Без разницы весна и лето - Ты понимаешь, я весной Дышу как будто по-другому Брожу в волнении по дому, И удивляюсь, что со мной! - Наверно, авитаминоз Ешь фрукты, просыпайся позже, а, может, это от мимоз, будь с аллергией осторожней. - Я очень радуюсь весне И чувствую ее круженье, Тепло лучей, планет движенье, И днем, и по ночам во сне. - Не забивай себе мозги, Подумай лучше о зарплате, или попей пивка с тоски. И говорить об этом хватит Нам не понятен мир чужой - У каждого своя ментальность. Но воздух напоён весной И это главная реальность! Петр Давыдов 6056349-a1238795 Добрый вечер, Ниночка! Это первый московский первоцвет, а у нас еще сугробы и температура минусовая! Спасибо, что заходишь на мою страничку мой верный Дружочек! Извини, что не могу должным образом отвечать на твои замечательные комментарии нещадно меня выбрасывает с портала
▫ Конечно же политика! Например, политика государства в области образования. Там столько всего - заслушаешься и голова закачается. От ново и от введений. От полёта, так сказать, чьих-то мыслей и сбычи чьих-то мечт. Через призму, опять же так сказать, объективной реальности. Чем не тема для педагогического Портала? Например: ликвидация образовательных учреждений в Карелии. Тут не жаловаться надо - тут `деяния` оглашать! Сетевая публичность порой ну так смуШЧает некоторых рукой водителей, так смуШЧает - что они даже от докладов прятаться начинают. Значит, действует! Действует сетевая огласка-то! Или взять, например, религию. Отчего б не обсудить темы её и её адептов сосуществования в окружающем нас мире? А нет причин не обсуждать. И поводов не делать достоянием гласности (если кто не помнит - то в России свобода слова. Конституционно закреплённое право, да)) - поводов не делать достоянием гласности суть и сущность того, чьи `основы` изучают в школах и не только. И даже более: некоторые очень хотят, чтобы её изучали долго... Всю школьную жизнь! - Почему? - А потому! - Но... Как же так?! - А вот так! Отчего б не обсудить соответствие заявленных целей - и действительное воплощение этих `заявлений`, а? Это же интересно! Это прям по краю основного закона РФ! Это, я бы сказал, гражданский долг всех нас - оценивать через призму законов нашу бытность... правда? А жалобы на жизнь? Это совершенно естественно: люди хотят жить нормально, а им нате, выньте в стиле `Ну мы хотели ж как лучше... А чёй-то вышло, как всегда...`. Есть повод для жалоб? А чего ж нет?! Вот и делятся наболевшим - среди граждан нашего общества. Так что совершенно замечательно, что есть где, есть что и есть кому сказать.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №8
Тип урока : урок «открытия новых знаний» в игровой форме (урок-путешествие)
Цель
Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.
Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – создавать простейшие презентации по материалам учебника.
Задачи
Образовательные: сформировать представление развития географии через историю географических открытий.
Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
- учащийся научится: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты;
- учащийся получит возможность научиться:
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
Метапредметные:
1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
2) Познавательные:
Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные : работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.
3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Основные понятия и термины
Персоналии: Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, С.И. Дежнев.
География, история, обществознание.
Ресурсы:
основные
дополнительные
ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.
Форма урока
Формы учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой
Технология
«Технология деятельностного метода обучения»
Дидактическая технологическая карта
Этапы урокаБазовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания
Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы)
УУД
1 . Самоопределение к деятельности.
Мотивационный
Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.
Проверка всего необходимого к уроку.
1.На прошлом уроке мы знакомились с эпохой «Великих» географических открытий. Вспомним некоторые события того времени.
2. Наша страна – самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света – Европе и Азии. Посмотрите на карту, какие океаны омывают Россию? Не одно поколение отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России.
Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Выступают с презентацией.
Личностные: мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. Каких русских путешественников вы знаете? Используя атласы, назовите несколько географических объектов, названных в честь отечественных землепроходцев.
2. В конце XVI столетия Ермак Тимофеевич «со товарищи» «пробили и отворили широкую дверь в Сибирь», как писал русский историк XIX в. Афанасий Щапов. Преодолевая Большой Каменный Пояс (Урал), туда ринулись «встречь солнца» в погоню за счастьем русские торговые люди, охотники-промысловики и казаки. Всего лишь за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, они пробирались к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке и северо-востоке края Сибирской земли.
- Почему в это время было начато изучение территории России?
– Какие у вас гипотезы? Как их проверить?
3. Сформулируйте тему урока.
4. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
5. Какой ожидаете результат?
Называют географические объекты, названные в честь отечественных землепроходцев.
Выходят с помощью учителя на тему « Открытия русских путешественников », записывают в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.
Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации
1. Какую ставим цель урока?
2. Для достижения цели урока, необходимо:
Рассмотреть важнейшие маршруты русских путешественников и землепроходцев;
Отметить на контурной карте.
Определяют цель урока – познакомиться с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.
Называют задачи:
Изучить
Определить
Повторить
Составить…
Личностные: воспитание культуры на уроке.
Регулятивные: контроль ответов сверстников.
Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
ситуации затруднения
Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.
Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала)
Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.
Продолжает работать «Школа географа-следопыта». Мы отправляемся в путешествие по следам русских путешественников и землепроходцев.
Работаем в группах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.
Используя § 7 (пункт 1, 2, 3 до Камчатской экспедиции) учебника, атласы, энциклопедии, контурные карты, каждая команда отправляется открывать новые русские земли:
1 команда : открытие и освоение Севера;
2 команда: «Хождение за три моря»;
3 команда: «Освоение Сибири» Ермаком;
4 команда: «Освоение Сибири» С.И. Дежневым.
Каждая команда заполняет бортовой журнал (таблицу) свое путешествие: «Открытия русских путешественников».
Презентация своего путешествия.
Заполнение колонок таблицы других команд и намеченных маршрутов.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Название экспедиции:_________________________
«Открытия русских путешественников»
Пользуясь текстом учебника §7 , заполните таблицу:
Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?
2. Внимательно слушают, комментируют, корректируют и фиксируют ответы в таблицу.
Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
Личностные: взаимопомощь.
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Коммуникативные:
Осознанно строить речевое и
письменное высказывание;
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Первичное закрепление учебного материала
1. Какой вклад в освоение русских земель внесли новгородцы и поморы?
2. Объясните фразу «Хождение за три моря»?
3. Кто открыл русский путь в Сибирь?
4. В чем заслуга С.И. Дежнева?
Отвечают устно на вопросы.
Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.
7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений)
Организует индивидуальную работу – работа на контурной карте.
Нанесите на контурную карту все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.
Использование индивидуальной формы работы:
самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового
способа действия;
осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;
оценивание своей самостоятельной работы.
Регулятивные : умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знаний в систему
и повторение
(рефлексия содержательная)
Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Прием «Закончи фразу»: «работа на уроке позволила мне…»;
Включение новых знаний в систему знаний.
Какова цель экспедиций, совершенных русскими людьми?
Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
Рефлексия эмоционального состояния
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
2. Какие действия вы совершили на уроке , чтобы доказать следующее утверждение…
3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?
Прием «Зарядка».
Присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
Присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
Согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;
Подняться на цыпочки, поднять руки вверх, похлопать в ладоши – очень высокая оценка, восторженное отношение.
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
Ответы обучающихся.
Письменная рефлексия, на уроке я:
Располагают каравеллы на настенной карте.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли; формулировать
собственное мнение и позицию.
Личностные:
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
10. Домашнее задание
1. Обязательное для всех:
- §7.
2.Дополнительное (по желанию или на выбор):
А) Задания электронного приложения и рабочей тетради;
Б) Презентация (сообщение) о русском путешественнике и его экспедиции.
Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.
Записывают д/з в дневник.
Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Технологическая карта урока географии в 9 – м классе
27.11.14г. Учитель географии: Шевченок Т.Н.
Тема урока: Топливно – энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность .
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
1. Знание назначения нефтяной и газовой промышленности.
1. Умение обрабатывать статистический материал.
1.Коммуникативные умения.
2. Знание особенностей каждой из отраслей.
2. Умение отбирать и ранжировать тематический материал.
2. Культура общения.
3. Знание географии отраслей нефтяной и газовой промышленности
3.Умения рассчитывать качественные показатели.
3. Сотрудничество
4. Умение работать с картографическими источниками тематической информации
4. Умение работать с интернет – ресурсами.
Основные понятия, изучаемые на уроке – газовая промышленность, нефтяная промышленность, трубопроводный транспорт.
Вид используемых на уроке средств ИКТ - презентация
Организационная структура урока
Основные этапы урока; задачи, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Этап 1 - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ . 1. Организация актуализации требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проверка подготовленности классного помещения;
Фиксация отсутствующих;
Организация внимания школьников; Раскрытие общей цели урока и плана его проведения;
Приветствие учителя;
Рапорт дежурного;
Самоконтроль готовности к уроку;
Этап 2 – мотивационный.
Музыкальное приветствие (песня В. Высоцкого о тюменских геологах)
Этап 3 – актуализации.
1.Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условия.
2. Развитие произвольного внимания и памяти.
Побуждающие диалог - вопросы (актуализация субъектного опыта учащихся.):
Докажите, что ТЭК является основой всего хозяйства;
Что нужно узнать, чтобы выполнить данное задание?
Вспоминают изученный ранее материал, связанный с формулировкой вопроса.
Вспоминают, каких знаний им не хватает.
Предлагают, где и как их добыть.
Этап 4 – целеполагания.
1.Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.
2. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: пробрести знания о развитии в нашей стране нефтяной и газовой промышленности.
Представление «конфликтного» материала, создающего готовность к предстоящей деятельности (диаграммы «Динамика добычи топлива в России за 1990-2012г», «Доля России в мировых запасах и добыче топлива»:
Чем можно объяснить такую динамику добычи углеводородного сырья?
Какое вы заметили противоречие? Что удивило?
Проявляют познавательную инициативу.
Формулируют эвристические вопросы.
Осознают цель предстоящей деятельности.
Этап 5 – планирования.
1.Определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи.
2. Воспитание культуры делового общения.
3. Формирование способности каждого ученика к участию в работе в группах.
Предложение учащимся самим составить план изучения данных отраслей.
Работа в группах.
Составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для получения новых знаний (текст учебника, схемы, диаграммы, карты атласа)
Этап 6 – изучения новой темы.
1.Формирование основ теоретического мышления.
2.Формирование способности каждого ученика к участию в работе в группах.
Побуждает учащихся к теоретическому изучению вопроса.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы:
Что мы узнали нового?
Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?
Предлагает выступить с опережающими заданиями по данному вопросу:
1. Начало начал.
2. Быть геологом – это призвание
3. Люди-легенды Тюменского края.
Обсуждают в группах суть вопроса.
Обнаруживают закономерности, составляют план выступления:
Особенности отраслей;
Основные районы добычи углеводородного сырья;
Транспортировка нефти и газа;
Проблемы и перспективы развития отраслей;
Представляют результаты своего труда у карты;
Выступления обучающихся с интересными сообщениями об открытии Березовского месторождения, о необычных людях Тюмении, о Ю.Г. Эрвье.
Этап 7 – закрепление новых знаний
Применение новых знаний в новой ситуации.
Предлагает определить перспективы развития нефтяной и газовой промышленности, рассчитав ресурсообеспеченность территории России.
Осуществляют расчет качественных показателей по формуле и формулируют вывод о перспективах российской экономики.
Этап 8 – рефлексия.
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Этап 9 – домашнее задание.
Формирование представления о разрыве между местами потребления и добычи топливного сырья на территории России, а также об экспортной значимости данного сырья.
Предлагает и обсуждает вариативное д/з в зависимости от интересов и уровня подготовки обучающихся.
Задания по вариантам (по желанию)
1 вар - т – обозначение на карте нефтяных, газовых бассейнов с указанием ранга каждой из провинций.
2 вар - т – составление списка крупнейших месторождений и их принадлежность крупнейшим компаниям.
3 вар - т – обозначение на к/к нефте- и газопроводов с указанием их названия, даты пуска, объемов перекачиваемого продукта.