Болезни Военный билет Призыв

План по истории нашествие персидских войск. Открытый урок «Нашествие персидских войск на Элладу». III. Подготовка к повторительно обобщающему уроку

Что стало решающим в победе греков над непобедимой персидской армией?

1. Поход армии царя Ксеркса. Прошло 10 лет, прежде чем персы смогли начать новый поход на Грецию. Воз­главил его сменивший Дария царь Ксеркс.

В 480 году до н. э. армия Ксеркса двинулась на Элладу по суше, а огромный флот сопровождал её вдоль берега моря. Чтобы переправиться на европейский берег, пришлось постро­ить мост через пролив Геллеспонт. Армия была так ве­лика, что, по словам Геродота, «переход царского войска продолжался семь дней и семь ночей без отдыха». Те­перь, когда персы угрожали независимости Греции, про­
тив них выступили многие полисы. Верховное коман­дование поручили Спарте.

2. Битва у Фермопил. Отпор персам греки реши­ли дать у Фермопйльского прохода, через который можно было проникнуть в Среднюю Грецию. Горы в этом месте близко подхо­дят к морю, и узкий про­ход легко оборонять. Его защищали несколько тысяч греков, в том числе отряд из 300 спартанцев. Коман­довал войском спартанский царь Леонид. Персов бы­ло во много раз больше. Ксеркс прислал к Леониду гонца, велев передать два слова: «Сложи оружие!» Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди возьми».

Кровавый бой длился два дня. Персы не могли

прорваться, но нашёлся предатель, который провёл их по горным тропам, и враги оказались в тылу греков. Когда Леонид узнал об этом, он приказал всем союзни­кам отступить, а сам со спартанцами и добровольцами остался.

Они бились с безумной отвагой и все погибли в жесто­ком бою, сражаясь до последнего. А персидских воинов гнали вперёд ударами плёток начальники отрядов.

На кургане, который насыпали над братской моги­лой, поставили статую льва (Леонид по-гречески значит «лев») и сделали надпись: «Путник, извести Лакедемон1, что мы лежим здесь, честно исполнив закон».

" Лакедемон - другое название Лаконики.

3. Саламинское сражение. Оказавшись в Средней Гре­ции, персидская армия двинулась к Афинам. Жители с поклажей бросали дома и грузились на корабли. Жен­щин, детей и стариков отправили на соседние острова. Все мужчины готовились к бою.

Фемистокл хотел принудить персидский флот всту­пить в бой в самом узком месте Саламинского пролива. Для этого надо было обмануть персов, заставить их пове­рить, что греческий флот испугался приближения врага и спасается бегством. Эта хитрость удалась. Фемистокл послал к Ксерксу своего верного раба, чтобы тот сооб­щил царю, что греки собираются бежать. Ксеркс пове­рил и велел своим кораблям ночью накануне сражения втайне от греков занять выходы из пролива.

На рассвете греки стали отступать, но как только они исчезли из поля зрения персов, Фемистокл приказал кораблям построиться в боевой порядок. Убеждённые в бегстве греков, персы вошли в пролив.

Афинские корабли стремительно ударили по передо­вым кораблям противника. Одних они таранили, у дру­гих ломали вёсла. Лёгкие греческие триеры без труда обходили тяжёлые вражеские суда. Персы сражались за славу, добычу, награду от царя, греки - за свободу. Они видели столбы чёрного дыма, поднимавшегося над горя­щими домами и храмами Афин, - это персидские отря­ды грабили и жгли их родной город. Рядом, на острове Саламин, находились их родные. Грекам предстояло или погибнуть, или стать рабами. Это увеличивало их силы, никто не думал об опасности.

Невольную помощь грекам оказал сам царь Ксеркс. Он был настолько уверен в победе своего флота, что ре­шил посмотреть на битву с высокого прибрежного хол­ма. Но персидские корабли не выдержали удара афинян и стали отступать, сталкиваясь друг с другом.

Царь первым понял, что его флот терпит поражение. В горе и гневе он покинул холм. Персы увидели, что ис­чезло царское знамя, развевавшееся над холмом, и окон­чательно растерялись. Более двухсот кораблей потеряли в этом бою персы. Часть армии Ксеркс оставил зимовать в Греции, сам же отступил в Малую Азию.

4. Битвы при Платеях и Микале.

Славная победа при Саламине и отступ­ление персов воодушевили греков. Те­перь можно было думать об изгнании всех персидских сил из Греции. В рядах греческой армии собрались воины более чем из сорока полисов.

В 479 году до н. э. произошло сра­жение при Платеях (городок в Беотии). Бой был упорный и кровопролитный. Но греческие гоплиты были лучше обу­чены, имели более совершенное оружие, сражались за свободу. И они одержали победу.

Сражение при Платеях по своим ре­зультатам не менее важно, чем битва при Саламине. Армия персов сильно по­страдала в бою. Началось её отступле­ние из Греции.

По преданию, в тот же самый день был разгромлен и персидский флот в морской битве у мыса Микале (в Малой Азии).

Битвы при Платеях и Микале заканчивают первый период Греко-персидских войн. Военные действия пере­носятся в Малую Азию. Здесь тоже начинается постепен­ное освобождение греческих городов.

5. Результаты Греко-персидских войп. Война длилась ещё долго, но с перерывами. Наконец, в 449 году до н. э. был заключён мир. По его условиям царь призна­вал независимость всех греческих городов Малой Азии. Персидскому флоту запрещалось плавать в Эгейском мо­ре. Афины вышли из войны сильнейшим морским государ­ством Греции.

Описание битвы при Саламине

участником сражения Эсхилом в трагедии «Персы»

(Рассказ ведётся от лица вестника, посланного Ксерксом к матери)

Весь флот спешил, и слышен в то же время Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков: бой теперь - за всё!» Навстречу им неслись и персов крики... Сперва стояло твёрдо войско персов. Когда же скучились суда в проливе, Дать помощи друг другу не могли И медными носами поражали Своих же - все тогда они погибли. А эллины искусно поражали Кругом их... И тонули корабли.

Как могли персы - участники сражений с греками объяснить своё поражение?

1. Как изменил жизнь греческих полисов поход Ксеркса? 2. Как древние греки понимали слова «честно исполнить закон»?

3. Каковы причины победы греков в Саламинском сражении?

4. Укажите значение сражений при Саламине, Платеях и Микале.

5. Чем отличаются сражения у Саламина, Микале от Фермопиль­ского и при Платеях?

1. В чём был прав А. В. Суворов, утверждая: «Воюй не числом, а уменьем»? В какой степени это относится к Греко-персидским войнам? 2. Какие поступки греков вы бы назвали подвигом во имя свободы? Расскажите о них.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ__________________________


1. Объясните, почему у греков не было военного флота до Гре­ко-персидских войн. 2. Поставила ли точку в агрессивных планах персов Марафонская битва? Почему? 3. Как Фемистоклу уда­лось убедить греков построить военный флот? 4. Что помогло малочисленной армии греков победить персов? 5. Расположите события Греко-персидских войн в хронологической последова­тельности: Саламинское сражение, битва при Марафоне, битвы при Платеях и Микале, Фермопильское сражение.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

§ 1 Подготовка к войне

В 490 году до н.э. состоялось знаменитое Марафонское сражение, в результате которого персы были изгнаны с территории Балканского полуострова, а миф об их непобедимости был развеян. Однако, сразу после возвращения войск на родину, персидский царь Дарий начал готовится к новому походу, собирая огромную армию.

Многие жители Эллады (так сами греки называли свою страну) были уверены, что им не стоит ждать нового нападения.

Совсем иначе считал Фемистокл, афинский политик, который долгое время, занимал должность архонта и являлся фактическим правителем Афин. Фемистокл много ездил по Греции, стремясь создать союз между городами для борьбы с опасным врагом. Ему удалось объединить 30 городов, в том числе Афины и Спарту. Кроме того, Фемистокл настаивал, что для усиления военной мощи необходимо создать военный флот. Для строительства флота были использованы средства от продажи серебра, добываемого в Аттике. Раньше эти доходы распределялись между гражданами Афин. Но Фемистоклу удалось убедить людей, что правильнее вложить деньги в строительство флота. Его старания увенчались полным успехом. К началу новой военной кампании Афины обладали мощным флотом, состоявшим из 180 кораблей.

§ 2 Нашествие персов

В 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс, сын Дария собрал огромную армию и флот и двинулся на греков. Было решено переправиться через пролив Геллеспонт в Европу. По приказу царя были возведены мосты, но в это время разразилась буря. Высокие волны снесли возведенное сооружение. Это событие разозлило Ксеркса, и он повелел отрубить головы людям, ответственным за строительство мостов, а море высечь кнутами. Затем были возведены новые мосты. После чего началась переправа, которая длилась 7 дней и ночей.

Полчища Ксеркса быстро завоевали Фракию и Македонию и вторглись в Северную Грецию.

Большая часть городов сдались без боя - путь на юг был открыт. Было решено дать персам бой в узком Фермопильском ущелье, небольшом проходе между горами и морем, соединявшем Северную и Среднюю Греции.

Командование было предоставлено спартанскому царю Леониду, в распоряжении которого было 7 тысяч человек, в том числе 300 спартанцев. В течение нескольких дней греки сдерживали атаки персов. Пока местный житель не показал захватчикам обходной путь, через который им удалось перекинуть войска, пройдя в тыл к грекам. Узнав об этом, Леонид приказал отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход. Все воины, вместе со своим царем пали в битве. Это событие вошло в историю как пример беззаветного мужества и патриотизма. Впоследствии в ущелье была установлена статуя льва, на постаменте было написано: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

§ 3 Поражение персов

Одержав победу у Фермопил, персы направились к Афинам, по пути грабя и разоряя города. Перед лицом нависшей угрозы, Народное собрание решило переправить всех женщин, стариков и детей на остров Саламин, расположенный недалеко от Аттики. Все способные держать оружие мужчины ушли в армию или на флот. Персы вошли в опустевшие Афины, убили несколько сот стариков, отказавшихся покидать свои дома, разорили и сожгли город. Вскоре к берегам Аттики подошел персидский флот. Невдалеке, в проливе между Саламином и Аттикой, располагался флот греков, состоявший из 380 триер, кораблей с тремя рядами весел с каждой стороны. Они вмещали в себя 180 гребцов и около 30 воинов. Им противостоял флот персов численностью 700 кораблей. Утром началась битва. Греческие триеры, более легкие и маневренные, теснили персидский флот, тараня их корабли, ломая весла, толкая на мель.

В результате значительная часть персидского флота погибла. Оставшиеся корабли были вынуждены отступить.

После поражения при Саламине, Ксеркс с остатками флота был вынужден покинуть Грецию. Во главе сухопутной персидской армии остался опытный военачальник Мардоний. Он продолжил путь на юг, стремясь вторгнуться в Пелопоннес. В 479 г. до н.э. объединенная армия греков под предводительством спартанского аристократа Павсания окончательно разгромила армию персов в битве при Платеях. Мардоний погиб, а армия бежала из Греции.

В последующие 30 лет войны персы не помышляли о вторжении в Европу. Теперь сражения шли за контроль над Эгейским морем и побережьем Малой Азии. В результате в 449 г. до н.э. был заключен мир, закрепивший победу греков. Согласно договору персидский царь обязывался не вводить флот в Эгейское море, освобождал греческие города в Малой Азии. Греки же обещали не вторгаться на территорию Персии. Главной причиной победы греков в войне следует считать стремление их к свободе, сплоченность и мужество. В отличие от персидского войска, состоявшего из представителей разных племен, насильно призванных в армию, и поэтому не желавших воевать, греческое войско было объединено идеей защитой своей родины.

Урок истории в 5 классе

Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.

КАРТОЧКА № 33

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

— Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

— Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

— Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

— Как повели себя жители Спарты?

— Какую помощь оказали жители города Платеи?

— Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?

Примерный ответ учащегося

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.

2. Работа с классом.

а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.

— Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».

— Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?

б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

— На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)

— Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)

— Где находится город Афины. (В Аттике.)

— Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 33 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

— В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?

IV. Изучение новой темы

План

1) Подготовка эллинов к новой войне.

2) Бой в Фермопильском ущелье.

3) Саламинское сражение.

На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское ущелье, триера, о. Соломин, Ксеркс, Коринфский перешеек .

1. Рассказ учителя.

Фемистокл — вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот — опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.

«Греко-персидские войны»

3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).

а) К Фермопильскому сражению.

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 000 человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались — в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.

Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали.

б) К Саламинскому сражению.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

— Почему Греция — небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств — сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

— Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

2. Проверка заполнения таблицы.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 35 Вигасина или § 29 Михайловского; подготовиться к контрольному тесту по истории Греции: а) повторить § 30, 31 Вигасина, § 26, 27 Михайловского; б) повторить термины; для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)

Согласно историческим трудам Геродота, война с Персией стала одной из самых значительных в истории древнегреческого государства. Персидское царство на момент начала войны уже имело статус сильнейшего государства в мире.

Дарий I смог захватить множество земель, в том числе и некоторые греческие владения. Не в силах выдерживать деспотической политики Персии и регулярного повышения налогов, греки решились организовать восстание, обратившись за помощью к сильным греческим полисам.

После нескольких побед, армия греков была разбита. Восстания греческих колоний спровоцировали гнев Дария и его желание отомстить всей Греции.

Восстание греков и битва при Марафоне

Он послал своих представителей в греческие полисы, которые просили у жителей земли и воды, это было метафорой того времени и означало предложение добровольно отдать свои территории Персидской империи.

Жители Афин и Спарты высказали решительное несогласие. Свободолюбивые и гордые спартанцы убили послов Дария и решили не только отстоять независимость своего государства, но и захватить территорию Персии.

В 490 году до н.э. персидские войска достигли маленького города Марафон. Там их уже встречала немногочисленная армия афинян. Несмотря на неравный бой, грекам удалось одержать победу над персами, что необычайно их одушевило, ведь оказалось, что персидская армия не настолько сильная как им представлялось.

Победа в битве под Марафоном дала возможность грекам подготовиться к дальнейшим военным действиям. Они считали, что противостоять персам можно при помощи сильного флота и незамедлительно начали его строительство.

Триста спартанцев и царь Леонид

Наступление на Элладу персы продолжили только спустя 10 лет. К тому времени после смерти Дария правителем Персии стал Ксеркс.

Персидские войска во главе из Ксерксом надвигались на Грецию с севера, вдоль береговой линии. Основной удар на себя взяла армия, состоявшая из трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом. Бой состоялся в горном ущелье Фермопил.

Благодаря своей продуманной военной стратегии, спартанцы в течении двух дней держали передовые позиции, но из-за предательства одного из жителей Спарты, войска Ксеркса смогли прорвать линию обороны.

Несмотря на свое поражение, спартанцы смогли уничтожить большую часть армии врага. Спустя время греками был установлен памятник погибшим спартанцам, на котором была сделана надпись, ставшая в итоге легендарной «Путник, когда придешь в Спарту, скажи им, что мы легли здесь, как велел закон».

Помощь флота и сражение при Микале и Платеях

Победа над спартанцами открыла путь персам к греческим полисам. Греки оставили свои города и начали готовиться к контратаке.

Благодаря сильному флоту, они смогли одержать победу в Саламинском сражение, результатом которого стало отступление персов в Малую Азию.

Битвой, которая положила конец персидской экспансии, стало сражение при Микале и Платеях в 479 году до н.э.. Греки атаковали персов одновременно с моря и суши, что привело к поражению персидской армии.