Болезни Военный билет Призыв

Памяти григория померанца. Григорий Померанц. Избранные цитаты

Любовь так тесно связана с болью, что без готовности терпеть боль и страх боли она совсем невозможна.

«»

Без способности поставить себя на второе место, без способности умалиться – все дары становятся жерновами на шее.

«Открытость бездне. Встречи с Достоевским »

В пространстве и времени Бог может найти себя лишь в глубине человеческого сердца, но только в самой последней его глубине. И вот когда человек достигает последней глубины, он чувствует некий дух, который подсказывает ему, что такое хорошо и что такое плохо.

В обстановке, когда тон задают пошлость и хамство, очень трудно собрать вместе ту часть образованного общества, что пробилась к глубинам, открытым русской и мировой культурой. Не вижу здесь более эффективного пути, чем путь индивидуального развития. Только способность самому дойти до уровня, на котором станут родными вершины и глубины (в данном случае верх и низ - метафоры) мировой культуры и мы в какой-то степени ощутим себя их наследниками.

Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической силой, опасен. Опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. Опасен политический ум со своими реформами. Нужны системы защиты от разрушительных сил ума, как на АЭС – от атомного взрыва. Ни один злодей, разбойник, садист не совершили столько зла, сколько энтузиасты благородных идей, прогрессивных идей, целенаправленного добра… Миллионы людей убивала идея окончательного решения, окончательного выхода из всех кризисов, идея прыжка из царства необходимости в царство свободы (или в другую утопию).

Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за комфорт - первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой.

Всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы и ищешь какие-то твердые основания своего личного бытия, твердый стержень, твердую основу.

В 1970 году, вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими “Бесами”, я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела… Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца».

В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат:

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию»

«Именно в грязи и лежат самородки, а не на выметенном тротуаре»

«Открытость бездне. Встречи с Достоевским »

«Сущность мировоззрения определяется скорее интерпретацией ценности, чем ее условным знаком. Мы все за добро, но все по-разному его понимаем.»

«Открытость бездне. Встречи с Достоевским »

«Вера говорит: вспоминай свой грех. Вспоминай свою тоску, которая выталкивает тебя из греха (или из жизни, если иначе не выходит). Вспоминай свое отвращение. Это тоска по Богу. И она приведет тебя к Богу, если будет достаточно сильной.

Каждый из нас - Раскольников. У каждого из нас есть свой тайный грех. И каждому из нас открыта бездна Бога. Но мы ее боимся. Мы не готовы вступить в нее. И потому предпочитаем забывать грехи. Это норма. И то, что нарушает норму, мы называем болезнью. Болезненным стремлением копаться в душевной грязи.»

«Открытость бездне. Встречи с Достоевским »

Способность к счастью - признак гармонической личности, свободной от страха, суеты, запутанности в заботах, личности, способной брать от жизни то, что жизнь даёт, и давать ей всё, что жизнь требует.

Когда человек, достигнув цели, не чувствует себя счастливым, это значит, что он стремился к ложной, второстепенной цели, приняв её за истинную (главную), а главную упустил.

Смерть человека в возрасте 89 лет нельзя назвать безвременной. Но для многих из нас это случилось безвременно. Хотелось, чтобы он нас пережил, а не мы его.

Новое нестяжательство

Нужно очень долго разжигать внутренний костер, чтобы пламя его сожгло мусор и открыло путь глубокому созерцанию, до мига, в который хаос человеческих дел будет схвачен волшебным узлом и станет единством, станет иерархией, в которой все на своем месте и нет сомнения, что выше и что ниже, когда вязать и когда разрешать.

Наше спасение - в глубине, где вовсе не каждый миг высший. На этой глубине человек, отбросив иллюзии, остается один на один с проклятыми вопросами, со страданием и смертью. Но я не променяю зарю, которую надо ждать, на электричество, вспыхивающее от нажатия кнопки. Я верю в зарю, и я не раз видел ее.

Счастье - это не суррогат жизни. Это сама жизнь, открытая глубине, со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает глубина. Бог, скрытый в глубине, не страхует нас от несчастий, но он дает силу переносить несчастья и, потеряв всё, начинать жизнь заново. Продолжая путь, мы опять должны войти в темное ущелье, но знаем, что выйдем снова на свет и обрадуемся свету и эту радость будем нести сквозь тьму - до следующего взрыва света.

В Москве в возрасте 94 лет после продолжительной болезни скончался философ, культуролог, писатель, член Академии гуманитарных исследований и публицист Григорий Соломонович Померанц.

Григорий Померанц с семи лет жил в Москве.

В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа Померанца о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 г. как «документ не относящийся к делу».

В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950 – 1953 гг.в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован). В 1953 – 1956 гг. сельский учитель в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество философа.

К 1953-1959 гг. относятся первые эссе Померанца («Пережитые абстракции») - работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.

Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на Григория Соломоновича сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг него образуется нечто вроде полу-подпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара - многие активисты «Маяковки», в частности - В. Осипов. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с А.И. Гинзбургом, Н.Е. Горбаневской, Ю.Т. Галансковым открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой – «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время.

Большое значение для формирования мировоззрения Померанца имела встреча в 1960 г. с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его женой. По его словам его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».

Начиная с 1962 г., Померанц публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов – духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности»), вошедшие в «Феникс-66» Ю.Галанскова. В 1967 – 68 гг. оба эссе перепечатаны за рубежом, в журнале «Грани».

Померанц поддерживал отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 г. посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д.Сахаров говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца – я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова..Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».

В 1968 г., после того, как Померанц поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению » Л.И. Богораз и П.М. Литвинова в защиту Гинзбурга и Галанскова, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.

В 1972 г. в Мюнхене работы философа выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей Померанца в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир». Во второй половине 1970-х Померанц близок к редакции самиздатского журнала «Поиски», публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.

Публицистика и политическое поведение Померанца вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. В конце 84-ого года П. был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 15 мая 1985 года был произведён обыск в квартире,где П. хранил свой архив. Архив был конфискован. В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».

С конца 80-х и по настоящее время в российской периодике помещается большое число публицистических эссе философа.; вышло в свет несколько философских и литературоведческих книг: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя», «Выход из транса» (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), «Образы вечного» (в соавторстве с З.А. Миркиной). Померанц получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).

Совершив переход «от марксизма к идеализму» («Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому»), П. пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия.

Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный Померанцем выход из духовных и политических кризисов современности.

«Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах ».

Григорий Соломонович Померанц (13 марта 1918, Вильна - 16 февраля 2013, Москва) - российский философ, культуролог, писатель, эссеист, член Академии гуманитарных исследований.

Окончил Институт истории, философии и литературы (1940); не был допущен в аспирантуру из-за «антимарксистского» доклада о Достоевском. Участник войны, дважды ранен, награжден. После войны подвергался преследованиям за нестандартный образ мысли.

В 1949 году арестован и осужден за «антисоветскую агитацию», освобожден по амнистии в 1953 году, реабилитирован в 1956 году.

Работал библиографом, высказывая критическое отношение к действительности в машинописных текстах, подхваченных самиздатом; писал о Достоевском. Печатал статьи по культурологии в советских научных журналах (есть переводы на английский и французский языки в журнале "Diogenes", №№ 92, 96, 107) и философские эссе в антисоветском зарубежье.

С 1976 года по 1988 год имя Померанца было запрещено упоминать в советской прессе. В 1984 году «предупрежден об ответственности по ст. 190» (за «клевету на советскую действительность»).

Книги выходили в Мюнхене - «Неопубликованное» (тексты самиздата 60-х гг.), в Париже - «Сны земли» (эссе о русской истории, культуре и замечательных современниках; критика философии истории Солженицына), в Нью-Йорке - «Открытость бездне. Этюды о Достоевским».

С 1990 года печатается в России: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Собирание себя» (цикл эссе о становлении личности), авторский сборник эссе в обложке журнала «Русское богатство», «Выход из транса» (большая книга философских эссе), мемуарно-философская книга «Записки гадкого утенка», «Страстная односторонность и бессмертие духа» (сборник эссе, в основном о литературе).

Книги (16)

Работа любви

В книге собраны лекции, прочитанные Григорием Померанцем и Зинаидой Миркиной за последние 10 лет, а также эссе на родственные темы.

Цель авторов - в атмосфере общей открытости вести читателя и слушателя к становлению целостности личности, восстанавливать целостность мира, разбитого на осколки. Знанию-силе, направленному на решение частных проблем, противопоставляется знание-причастие Целому, фантомам ТВ - духовная реальность, доступная только метафизическому мужеству.

Идея Р.М. Рильке о работе любви, без которой любовь гаснет, является сквозной для всей книги. Впервые опубликовано под названием «Невидимый противовес» в 2005 г. в издательстве «Пик».

Сборник статей

А.Б. Зубов. «История религий». Встреча с прошлым-вечным
Бумажные маки
Государственная тайна пенсионерки
Догматы полемики и этнический мир
Долгая дорога истории
Живые и мертвые идеи
Одиноко прочерченный путь
Пауза созерцания
Переписка из двух кварталов
По ту сторону своей идеи
Поверх различий
Подступы к Преображению
Развертывание альтернатив
Разрушительные тенденции в русской культуре
Распадающаяся Вавилонская башня
Революционеры и диссиденты. Патриоты и сионисты
Серная спичка
Ступени глобализации

Следствие ведет каторжанка

Книга «Следствие ведет каторжанка» - попытка заполнить белое пятно, созданное группой фальсификаторов во главе с партийным идеологом Сусловым. Пятно было заполнено Комиссией Шверника, созданной при Хрущеве для расследования убийства Кирова и других сталинских преступлений. В комиссию входили: Шверник, председатель КГБ Шелепин, генпрокурор Руденко и Ольга Григорьевна Шатуновская, вызванная Хрущевым из послеколымской ссылки в 1954 г.

Фактически всем следствием руководила она, постоянно сталкиваясь с противодействием сталинистов. Когда Хрущев перестал ее поддерживать, Ольга Григорьевна была вынуждена подать в отставку, и из огромного дела в 64 томах важнейшие документы стали исчезать или подменяться другими. При журналистском расследовании, проведенном в период перестройки, удалось обнаружить только список документов, посланных в Политбюро за подписями Шверника и Шатуновской. Самих документов нет. Уцелели лишь записи рассказов Ольги Григорьевны детям и внукам, а также автору этой книги.

(1918-2013) — культуролог и публицист. Иррационалист, мистик-атеист.

В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, специалист по . В 1940/41-м учебном году читал лекции в Тульском пединституте.

Осенью 1942 г. вступает в компартию и становится комсоргом управления дивизии.

В 1949 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден на 5 лет. В лагере до 1953 г., реабилитирован в 1956 г. Работал библиографом в ИНИОН РАН. Автор статей в советской научной печати по востоковедению и сравнительной культурологии, выступает с докладами и лекциями в научных учреждениях и ВУЗах.

Участник диссидентского движения, активный автор самиздата.

В 1959-60 гг. вокруг Г.П. образуется полуподпольный философско-исторический и политэкономический семинар. Среди участников В.Н. Осипов.

Участник самиздатского сборника «Феникс-66» (статьи «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности»). Публикуется в эмигрантской печати («Грани», «Континент», «Синтаксис»). Во второй пол. 1970-х гг. Г.П. близок к редакции самиздатского неокоммунистического журнала «Поиски» (П. Егидес, Р. Лерт, Г. Павловский).

Благодаря публицистике А.И. Солженицына Г.П. заслуженно стал воплощением советского «плюралиста» и беспочвенного «образованца».

После «перестройки» Г.П. активно издается, выступает с докладами и лекционными курсами, в том числе в РГГУ, «Университете истории культур». Член Русского ПЕН-Центра.

________________

В своих сочинениях Г.П. исповедует иррационализм и нравственный и идейный плюрализм. Г.П. так описывает свою эволюцию: Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому , т.е. пришел к тому, откуда вышел.

В основном Г.П. остается верен кругу марксистских идей, дополнив их внеконфессиональным мистицизмом в духе движения New Age. Здесь встречаются отчетливые рецидивы , в частности, учение о прогрессе, «лучшем будущем» и соответствующем этому «светлому будущему» «новом человеке»: Во всех примитивных и архаических религиях старое лучше нового (сравните: «старое доброе время»). В еврейском мессианизме, в головах странников, оторванных от земли предков, торжество добра переместилось в будущее. Но только в христианстве идея лучшего будущего (для всех племен и народов) слилась с идеей нового, преображенного человека, человека, которого прежде не было .

В духе Л. Фейербаха Г.П. пишет: Богопознание есть открытие не видимой на поверхности и потому всегда неведомой глубины естественного - своей собственной глубины . Эта «глубина» — не Христианский Бог-Троица, поскольку в учении Г.П. Бог вообще не явление, не предмет, не отдельность. Бог есть наша собственная Суть. Наша и всего мироздания одновременно .

Собственно религиозная составляющая воззрений Г.П. близка к холизму New Age, когда утверждается, что в основе всех религий лежит одна и та же иррациональная «глубина», совпадающая с единой природой вещей: Богопознание - поиск реальности, в которой все мы составляем единое целое. Есть ли оно, это целое, не расчлененное на части, то, от чего мы не можем отделиться, не умерев? Если мы ответили на этот вопрос «да» - тогда для нас есть Бог. У Бытия есть общий центр. Мы открыли его внутри себя и, открыв его, перестали быть только собой, а причастились всему мировому целому .

С этой точки зрения все догматические истины веры являются несущественными, поскольку «глубина» доступна лишь абсолютному плюрализму: Критерий истины - в обретении этой глубины, сверхличной и сверхпредметной, единой для всех. И всякое стремление сделать этот критерий общим аршином, которым измеряют внешние предметы, или частной, произвольно субъективной мерой - является духовным искажением, отходом от богопознания .

Г. Померанц с самосвятом Яковом Кротовым на радиостанции «Свобода». Москва, 9 февраля 2008 г.

Настаивать на истинности догматов — это «фундаментализм», с которым Г.П. активно полемизирует. Религия, которая считает себя саму единственным подлинником, оказывается в тупике. Она не Путь и не Дверь.

Как иррационалист, Г.П. призывает людей не быть рабами своего ума, потому что ум несет в себе опечатки неизменных догматических истин: Сегодняшнее непосредственное чувство истины выше вчерашнего, воплощенного в слове, в законе. Важно, что человек перестает быть рабом созданий своего собственного ума . Этот бунт против разума и истины Г.П. приписывает учению Христа: Дух человеческий ставит Он выше всех авторитетов, вековых установлений, законов. Он напоминает людям о том, что законы творились духом, который внутри них самих, и призывает людей к высокой творческой свободе .

Исходя из этих воззрений, Г.П. является сторонником безбрежного , и, главным образом, борется с «национализмом» и «фундаментализмом», который видит в любом уклонении от исповедания «глубины».

Альтернативой «фундаментализму» является иррационализм, который сближает Г.П. с представителями богословского . в своем выступлении в Париже в 1974 году дал очень интересную формулировку: христианин должен следовать не принципам, а божьему следу. Божий след пересекает все принципы: этические, правовые, философские и богословские. Надо укорениться в Боге и идти по Божьему следу .

Или такой тезис: Понимание многогранности истины противоречит фундаментализму – иудейскому, христианскому и мусульманскому, но оно не противоречит Христу. Его (Христа) отношение к законам и принципам – скорее индийское, чем иудейское или византийское. Он свято почитал Моисея и смело отступал от него всякий раз, когда буква традиции становилась нравственным абсурдом. Так же относится к традиции и Антоний Сурожский. Его учение о Божьем следе – соль, которую можно выпарить из рассказов о поведении Христа, столкнувшегося с Законом .

Г.П. использует идеи Г.П. Федотова, и др. модернистов, беспорядочно воспроизводя модернистские клише , синергизма и т.п. Г.П. близки митр. Антоний Сурожский с его религиозным индифферентизмом и холизм .

Г.П. особенно привлекают антирелигиозные мотивы в богословском модернизме: Фальшь религии протоиерей Шмеман обличает почти на каждой странице своих дневников . В рамках атеистического мистицизма он легко находит общий язык, например, с : Я помню разговор, в котором участвовало несколько человек – там были и другие священники, но запомнил я о. Георгия, я бросил реплику: «Ну, что ужасного было в несторианстве?!» На что о. Георгий ответил: «А что ужасного было в монофизитстве?»

Г.П. учит о Символе веры: Какое нагромождение византийских изощрений ума там, где в Евангелии ничего подобного нет .

В рамках атеизма Г.П. все религиозные вопросы являются открытыми. Он хвалит «Дневники» о.А. Шмемана – это блестящее создание человеческого ума, где вы живете в мире творческого переживания вопросов, оставшихся до сих пор не решенными в мировом религиозном сознании .

Основные труды

Квадрильон // Грани. 1967. № 64. С. 150-166

О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива // Грани. 1968. № 67. С. 134-143

Человек без прилагательного // Грани. 1970. № 77. С. 171-198

О сущности религии. Коммунисты и религия: (Из выступления философа Г. Померанца на дискуссии в Институте народов Азии) // Политический дневник. Амстердам, 1975. Т. 2: 1965-1970. С. 529-540

Модернизация незападных стран // в сборнике «Самосознание» (1976)

Толстой и Восток // Поиски. 1979. № 1. С. 275-284

Князь Мышкин // Синтаксис. 1981. № 9. С. 112-166

Акафист пошлости // Синтаксис. 1984. № 12. С. 4-54

Стиль полемики // Вестник РСХД. 1984. № 142. С. 288-297

Страстная односторонность и бесстрастие духа: Ст. 1-4 // Страна и мир. 1984. № 1. С. 101-114; № 2. СС. 70-78; № 3. СС. 77-90

Три измерения духа// Страна и мир. 1984. № 9. С. 70-86

Осязанием слепого // Страна и мир. 1987. № 1. С. 107-118; Риск надежды // Синтаксис. 1987. № 20. С. 4-10

Отвернувшееся поколение // Страна и мир. 1988. № 2. С. 42-50

Что сказать Иову?: Вокруг “Жизни и судьбы” Василия Гроссмана // Страна и мир. 1988. № 6. С. 138-151

Плюрализм или империя? // Время и мы. 1988. № 101. С. 155-163

Открытость бездне: Этюды о Ф.М. Достоевском (1989)

Живые и мертвые идеи в сборнике «Погружение в трясину: (Анатомия застоя)» (1991)

Собирание себя (1993)

Выход из транса (1995)

Записки гадкого утенка (1998)

Тринитарное мышление и современность (2000)

Великие религии мира (1995)

Источники

Солженицын А.И. Образованщина // Из-под глыб. Париж, 1974. С. 217-260

Солженицын А.И. Наши плюралисты // Вестник РСХД. 1983. № 139. С. 133-160

Награды и премии Сайт pomeranz.ru Цитаты в Викицитатнике

Григо́рий Соломо́нович Помера́нц (13 марта 1918 года , Вильна - 16 февраля 2013 года , Москва ) - российский философ , культуролог , писатель , эссеист . Участник Великой Отечественной войны . Член Академии гуманитарных исследований.

Биография

Родился в Вильно в незадолго до того провозгласившей независимость Литве , в семье бухгалтера Шлойме Гершоновича Померанца (1878, Граево - ?) и актрисы Пайи (Полины) Израилевны Померанц (урождённой Гинзбург; 1893, Вильна - ?) . Родители заключили брак там же в 1911 году. В доме говорили на идише , польском и русском языках . Жил с матерью, пока в 1925 году семья не воссоединилась в Москве (отец бежал из Польши в Москву ещё в 1922 году).

С детства был дружен с одноклассником Владимиром Орловым , впоследствии журналистом. После развода родителей жил с отцом; мать уехала в Харьков , где поступила актрисой в Харьковский государственный еврейский театр (Харьковский ГОСЕТ), а в 1934 году - в Киевский государственный еврейский театр (Киевский ГОСЕТ).

В 1940 году окончил литературный факультет ИФЛИ . В 1940-1941-м учебном году читал лекции в .

После начала войны подал заявление в военкомат добровольцем, но из-за ограничения по зрению его не призвали сразу. До призыва был в гражданской обороне - охранял обувную фабрику. 16 октября 1941 года был принят в ополчение в Коммунистические батальоны, сформированные по дороге на Шереметьево у деревни Новые Луки.

В середине января 1942 года в рядах 3-й Московской Коммунистической дивизии (добровольческой), ставшей к этому моменту 130-й стрелковой, был направлен на Северо-Западный фронт , под Старую Руссу . В первых числах февраля 1942 года был контужен и ранен в ногу при бомбёжке во время пребывания в медсанбате, где ему «обрабатывали царапину» .

Как указывает в своих воспоминаниях Померанц, «практически никто мной не руководил. Раз в две недели я приезжал в редакцию (помыться в тыловой баньке)». Дивизия в это время воевала под Сталинградом - 4 мая 1943 года за проявленный героизм она стала 96-й гвардейской стрелковой дивизией. 5 мая 1943 года, в День печати , стрелок 406 стрелкового полка 96-го гвардейской стрелковой дивизии, корреспондент дивизионной газеты красноармеец Померанц был награждён медалью «За боевые заслуги » . В сентябре 1943 года литературный сотрудник газеты 96-й гвардейской стрелковой дивизии красноармеец Померанц награжден медалью "За оборону Сталинграда".

До весны 1944 года служил в редакции литературным сотрудником. Во время доформирования дивизии в Белоруссии формально зачисляется сержантом в 291-й гвардейский стрелковый полк, а затем переходит на лейтенантскую должность комсорга в стрелковый батальон и становится младшим лейтенантом - после Сталинграда партработникам не рекомендовалось поднимать цепи в атаку .

Летом, получив звание младшего лейтенанта, перешёл на должность парторга в 3-й батальон 291-го гвардейского стрелкового полка и вновь начал участвовать в боевых действиях, материалы о которых оперативно публиковал в дивизионной газете «Знамя Победы». Дивизия в это время участвовала в освобождении Белоруссии , дойдя до Бреста и вступив на территорию Польши .

Приказом №: 35/н от: 12.08.1944 по 96 гв. сд 3 гв. ск 28 А 1 Белорусского фронта комсорг стрелкового батальона 291-го стрелкового полка 96-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии сержант Померанц награждён орденом Красной Звезды за проявленную отвагу, инициативу, мужество в боях за города Слуцк и Барановичи.

15 сентября 1944 28-ю армию, в состав которой входила 96-я гв. с. д., вывели в резерв Ставки ВГК , а 13 октября она была передана 3-му Белорусскому фронту , в составе которого участвовала в наступлении в Восточной Пруссии . В октябре 1944 года получил второе ранение в левую руку (осколки повредили палец и ладонь). Во время пребывания в госпитале ему был вручен орден «Красной Звезды » . Выписавшись из медсанбата был направлен литературным сотрудником дивизионной газеты в 61-ю стрелковую дивизию , где вскоре получил второй орден от начальника политотдела и звание лейтенанта. Описывая обстоятельства получения ордена в своей автобиографии, Г. С. Померанц приводит монолог начальника политотдела: «„Что ж тебе за три года ничего не дали?“ (глядя на мою пустую грудь, - медали „За боевые заслуги“ я не носил) и выписал мне орден».

Приказом №: 26/н от: 17.05.1945 года ВС 28-й армии 1-го украинского фронта гвардии лейтенант Померанц награжден орденом Отечественной войны 2-й степени за личную отвагу, проявленную в боях за г.Цинтен.

После войны

В декабре 1945 года был исключён из партии за «антисоветские разговоры», демобилизован и возвратился в Москву, где работал в «Союзпечати ». В 1949 году арестован по обвинению в антисоветской деятельности , осуждён на 5 лет. В лагере до 1953 года , после освобождения три года работал учителем в станице Шкуринской в Краснодарском крае , а после реабилитации в 1956 году (так и не восстановившись в партии) - библиографом в отделе стран Азии и Африки в .

Впоследствии Померанц вёл многолетнюю заочную полемику с Солженицыным , отстаивая ценности либерализма и духовной автономии личности против того, что он считает «почвенническим утопизмом » и национализмом писателя. Было замечено и его распространявшееся в списках эссе «Квадрильон ». Как философ Померанц считал религию и глубинную философию основами человеческого бытия. Путём выхода из духовных и политических кризисов современности он полагал «отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, „самостоянье“ личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе» . Вместе со второй женой Зинаидой Миркиной вёл собственный религиозно-философский семинар в Москве.

Одно из самых цитируемых высказываний Померанца посвящено воздействию социальной полемики на общество:

Только в 1970 году, вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими «Бесами», я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела... Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца». В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат: «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создаёт цивилизацию». Догматы полемики

Григорий Соломонович умер 16 февраля 2013 года в Москве, на 95-м году жизни. Похоронен на Даниловском кладбище .

Семья

Диссертации

Первая (курсовая) работа была написана Г. С. Померанцем ещё до начала Великой Отечественной войны ; в ней рассматривались произведения Ф. М. Достоевского . Но в 1949 году, после ареста по обвинению в антисоветской деятельности , диссертация была ликвидирована «как документ, не относящийся к делу» .

Кандидатская диссертация «Некоторые течения восточного религиозного нигилизма » была написана Померанцем в 1968 году . На 500 страницах текста рассматривалась по большей части буддийская школа дзэн . Диссертация стала первым советским научным текстом, описывающим данную школу настолько подробно. Но перед самым началом защиты в Институте востоковедения Академии наук Померанц поставил свою подпись в защиту участников демонстрации 25 августа 1968 года против введения в Чехословакию войск СССР , состоявшейся на Красной площади . После этого защита не состоялась по формальной причине «отсутствия кворума в Учёном совете», фактической причиной стал «приказ сверху». Автореферат диссертации , однако, был уже опубликован . Позднее рукопись диссертации активно использовал Андрей Тарковский при работе над «Сталкером » .

В дальнейшем Померанц отказался от новых попыток написания диссертаций.

Отзывы

Буддолог Н. В. Абаев выражал благодарность Г. С. Померанцу за большую помощь в ознакомлении с учением и культурой школы чань в период обучения Абаева в аспирантуре Института востоковедения, а также указывал, что Померанц является «выдающимся философом Новейшего Времени», который в значительной степени специализировался на дзэнской школе .

Награды

  • Орден Красной Звезды (16 августа 1944 года)
  • Орден Отечественной войны II степени (17 мая 1945 года)
  • медаль «За боевые заслуги» (22 декабря 1943 года)
  • медаль «За оборону Сталинграда» (20 декабря 1942 года)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • юбилейные медали СССР

Библиография

  • Некоторые вопросы восточного религиозного нигилизма. Автореферат диссертации на соискание звания кандидата философских наук. М., 1968.
  • Неопубликованное. Мюнхен: Посев, 1972.
  • Открытость бездне: этюды о Достоевском. Нью-Йорк, 1989.
  • Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М. : Советский писатель, 1990. - 384 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-265-01527-2 .
  • Померанц Г. С. Выход из транса. - Юрист., 1995. - С. 576. - 11 000 экз. - ISBN 5-7357-0028-5 .
  • Зинаида Миркина , Григорий Померанц. Великие религии мира. - Рипол., 1995. - С. 406. - ISBN 5-87907-016-6 .
  • Померанц Г. С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. - Университетская книга., 1998. - С. 618. - ISBN 5-7914-0035-7 .
  • Померанц Г. С. Записки гадкого утёнка. - Российская политическая энциклопедия., 2003. - С. 464. - ISBN 5-8243-0430-0 .
  • Померанц Г. С. Следствие ведёт каторжанка. - ПИК., 2004. - С. 288. - ISBN 5-7358-0270-4 . (Переиздание: Центр гуманитарных инициатив, 2014. Серия: Письмена времени.)
  • Померанц Г. С. Некоторые течения восточного религиозного нигилизма: Дисс. / под общ. ред. М. А. Блюменкранца. - Харьков: Права человека , 2015. - 312 с. - ISBN 978-617-7266-11-1 .

Биографические очерки и мемуары:

  • Записки гадкого утёнка (автобиография). - М.: Московский рабочий, 1995; 2-е издание. - М.: Росспэн, 2003.

Статьи

  • Одиноко прочерченный путь // Дельфис № 29(1/2002)
  • Басё и Мандельштам // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1970. С. 195-202.
  • Диалог религиозных культур, или к читателям нашей книги // Дельфис № 11(3/1997)
  • Дзэн // Дебитор - Евкалипт. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 8).
  • Дзэн и его наследие // Народы Азии и Африки , 1964, № 4.
  • Европейское наследие в становлении глобального диалога культур // Актуальные проблемы Европы. - , 2000. - № 2 . - С. 15-35 . - ISSN 0235-5620 .
  • Парадоксы дзен (О течении буддизма) // Наука и религия . - 1989. - № 5.
  • Традиция и непосредственность в буддизме чань (дзэн). // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. Культура: Скончался философ Григорий Померанц |Lenta.ru
  3. Скончался философ Григорий Померанц (неопр.) . «Православие и мир » (16 февраля 2013). Проверено 16 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  4. Григорию Соломоновичу Померанцу исполняется 90 лет
  5. Записи о бракосочетании родителей и другие метрические записи соступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org.
  6. Григорий Померанц «Живучесть древних основ»
  7. Диалог: Григорий Померанц
  8. Киевский государственный еврейский театр: Полина Померанц
  9. Моисей Лоев «Воспоминания о Киевском Государственном Еврейском Театре имени Шолом-Алейхема: Поля Померанц» (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 17 февраля 2013. Архивировано 2 февраля 2009 года.
  10. Эмиль Каганов «Еврейские театры»
  11. Киевский ГОСЕТ
  12. «Записки гадкого утёнка»: «В райвоенкомате мне предложили ждать повестки (рядовой необученный, ограниченно годный по зрению). Я пошёл в комсомольский комитет ИФЛИ, попросил взять меня снова на учёт (накануне войны я снялся и прикрепился по месту жительства, как все лица без постоянной работы). Меня послали сперва подсобным рабочим на 24-й завод - там что-то строили, потом охранять обувную фабрику».
  13. «Записки гадкого утёнка»: «Наконец, хлопнуло по заду, как бы палкой. Я встал и пошел на перевязку. На медпункте залепили царапину. Вдруг раздался ужасный грохот, одна из потолочных балок рухнула, голову моего напарника сразу залило кровью, он дико закричал; а меня стукнуло по обеим рукам и по ноге. И вот теперь навалился страх. Показалось, что сейчас непременно крыша обрушится на голову. Судорожным рывком, как обезглавленная курица, я выскочил из избы, схватился за столбик крыльца и больше не мог сделать ни шагу. Онемела раненая нога».
  14. «Записки гадкого утёнка»: «Беребисский задумался; видимо, перед его умственным взором развернулось штатное расписание. Потом в глазах мелькнуло „эврика“: „Я вас прикомандирую к редакции с зачислением в трофейную команду “».
  15. «Записки гадкого утёнка»: «В это самое тягостное для меня время помначполитотдела по комсомолу, высокий красивый юноша, весь в блестящих ремнях, вдоль, поперек и крест-накрест, предложил мне стать комсоргом управления дивизии. Новые обязанности мои были несложны: один раз в месяц собрать членские взносы и иногда написать рекомендацию в партию от имени общего собрания (которое я ни разу не собирал). За взносами я заходил в штаб дивизии (комсомолец-переводчик), в прокуратуру (комсомолец-следователь)».
  16. Память народа:: Документ о награде:: Померанц Григорий Соломонович, Медаль «За боевые заслуги» (неопр.)
  17. Память народа:: Документ о награде:: Померанс Григорий Соломонович, Медаль «За оборону Сталинграда» (неопр.) . pamyat-naroda.ru. Проверено 24 ноября 2017.
  18. «Записки гадкого утёнка»: «Незадолго до этого Черемисину кто-то указал, что человек ниоткуда, нигде не числящийся, в армии невозможен, и меня оформили сержантом, командиром отделения 291 гв. с. п. Сержант с наганом - это не хуже, чем младший лейтенант с автоматом (Ванька-взводный). Вполне гожусь на офицерскую должность… я пошёл в политотдел и написал заранее обдуманный текст: „Прошу направить меня комсоргом стрелкового батальона“. Уже по лицу писаря я увидел, что дело мое в шляпе. Комсоргов стрелковых батальонов всегда не хватало. Должность эта была некадровая. Кадры имели звание старший лейтенант (бывшие политруки) или капитан (бывшие старшие политруки). А комсорг стрелкового батальона - только лейтенант. После Сталинграда политработникам не велено было подымать стрелковые цепи».
  19. Память народа:: Документ о награде:: Померанц Григорий Соломонович, Орден Красной Звезды (неопр.) . pamyat-naroda.ru. Проверено 24 ноября 2017.
  20. «Записки гадкого утёнка»: «Из госпиталя я съездил в штаб армии, предъявил справку о награждении орденом Красной Звезды и получил знак. Одной здоровой рукой трудно было прикрепить звездочку к гимнастерке. Я положил её под подушку, пошёл обедать, и больше своего ордена не видел. Его украли».