Болезни Военный билет Призыв

Высокая эмоциональная устойчивость. Сформируйте свою собственную точку зрения. Будьте готовы выглядеть глупо

Есть люди, которые даже в самые неудачные дни умеют держаться так, как будто не произошло ничего особенного. Весь их секрет заключается в том, что у них довольно высокая эмоциональная устойчивость. Эта устойчивость помогает им находить решения в трудной ситуации, преодолевать все невзгоды и получать хорошие результаты – в жизни, на работе и в отношениях с людьми – даже тогда, когда дела идут плохо.

Очевидно, что такая устойчивость и способность справляться с неприятностями дает нам преимущество. Она делает нашу жизнь более полноценной и счастливой.

Что значит – быть эмоционально устойчивой?

По сути, это понятие описывает способность противостоять неблагоприятным факторам. Наша психика не только успешно справляется со стрессом, но и проявляет способность как можно скорее вернуться к обычному сбалансированному состоянию после некоторых эмоционально сложных событий. «Что не убивает меня, то делает меня сильнее», - говорил Ницше. Другими словами, каждый раз, как мы испытываем стресс и после этого возвращаемся в состояние равновесия, порог нашей устойчивости сдвигается вверх, и наша способность справляться с тяжелыми ситуациями повышается.

Это также означает, что мы развиваем нашу способность «обрабатывать» сложные события: то, что еще вчера казалось нам невозможным, сегодня мы уже вполне можем выдержать. Следовательно, завтра наш опыт станет еще более управляемым, хоть это и не значит, что мы перестанем испытывать боль. Просто завтра мы не станем паниковать и беспомощно распускать нюни из-за того, что вчера казалось просто невозможно пережить. Мы показали способность адаптироваться, учиться и расти.

Эмоциональная устойчивость динамична; долгое время она «строится» кирпичик за кирпичиком, и с течением времени она становится не такой, какой была при нашем рождении. Она определяет нашу способность адаптироваться и восстанавливаться от таких обстоятельств, как потери, лишения, травмы, угрозы, болезни, несчастные случаи и тому подобное. Сила устойчивости влияет на наше настроение и на физическое самочувствие во время кризиса, а также на длительность и силу воздействия на нас травмирующего события. Это позволяет формировать основные жизненные навыки, формирует наш характер и волю. Но выработка эмоциональной устойчивости у каждого из нас проходит по-разному, поэтому и реагируем на стрессовые ситуации мы все не одинаково. Порог устойчивости разный, вот и получается, что в одних и тех же условиях один человек будет «сильным», а другого назовут «слабаком». Но даже один и тот же человек в одной ситуации может быть «слабым», а в другой – «сильным».

Все зависит от нашего опыта, который, как известно, приходит со временем. Но ведь и опыт наш зависит от тяжести событий, которые мы должны пережить. Вот потерю любимого близкого человека, как это ни прискорбно, рано или поздно придется пережить буквально каждому – хотя бы раз в жизни. Но не всем же приходится «нажить» опыт аварий, трагедий насилия, стихийных бедствий или войны. У каждого свой опыт - так и получается, что эмоциональная устойчивость тоже у каждого своя. Но в любом случае, быть эмоционально устойчивой – вовсе не означает, что мы превращаемся в эдакие пуленепробиваемые жилеты и лишаемся способности испытывать душевную боль. Разница в том, что сильный человек держит себя в руках и умеет контролировать свои эмоции. И быстрее восстанавливается, конечно.

4 привычки, которые создают эмоциональную силу и стабильность

Если вы хотите узнать, в чем заключается выработка эмоциональной устойчивости, то вам надо составить себе представление о некоторых привычках, без которых трудно достичь в этом успеха. Постарайтесь развить их в себе! Они будут действовать как невидимый щит вокруг вас, помогая мотивировать себя, что бы ни происходило.

  1. Осведомленность: знайте свою ахиллесову пяту

    Ваша ахиллесова пята – это ваша личная слабость, ваше слабое звено. Она вечно делает вас козлом отпущения и заставляет постоянно искать оправдания. Вот, например, для кого-то это – время. Бывают такие дамы, которые никогда ничего не успевают сделать в намеченный срок. И не потому, что у них недостаточно времени, а просто потому, что они не умеют им правильно распоряжаться. Такой барышне следовало бы взять под контроль каждую минуту времени, буквально по пунктам расписать, что и когда ей необходимо делать. И даже если это покажется скучным и утомительным, взять, да и продержаться так несколько дней или недель. Она смогла бы сделать для себя удивительные открытия! Наверняка оказалось бы, что она слишком много времени тратит на второстепенные дела, в то время как главная работа остается невыполненной. Какая уж тут эмоциональная устойчивость, если начальство в очередной раз угрожает увольнением за невыполнение своих обязанностей по работе!

    После того как вы определите свои слабые стороны, начинайте воздействовать на них, чтобы не давать им брать над вами верх. Конечно, мы говорим об осведомленности как о привычке лишь в переносном смысле. Но, тем не менее, это очень полезное качество - уметь видеть свои слабости и уметь воздействовать на них. В конечном итоге это помогает восстановить ваш контроль над своими привычками и поможет укрепить стойкость.

  2. Личное развитие: инвестируйте в себя

    Если вы отчетливо понимаете, что ваши недостатки и слабые места мешают достичь в жизни намеченных целей - значит, необходимо развивать в себе недостающие качества. Вы, и только вы должны быть ответственны за свою жизнь, и только в ваших силах изменить ее в лучшую сторону. Подумайте, как вы могли бы улучшить свои личностные качества и навыки, и инвестируйте развитие в этом направлении. Так вы сможете увеличить свои шансы на достижение успеха в жизни.

    Необходимость платить часто становится причиной того, чтобы избежать или отсрочить обучение и личностное развитие. Хоть деньги и важны, просто подумайте о том, насколько дороже в итоге обойдется ничего не делать. Инвестиции в себя означают предоставление возможности взять на себя ответственность за улучшение своей жизни. И это привычка, которая позволяет гораздо проще достичь того, чего вы хотите добиться в жизни.

  3. Внутренний покой: останавливайте себя

    Наши внутренние монологи с самой собой определяют то, как мы смотрим на окружающий мир. А все ли ваши мысли положительны? Другими словами, не вертятся ли в вашей голове такие мысли, которые мешают осуществлению того, к чему вы действительно стремитесь? Такие мысли могут атаковать вас довольно продолжительное время, прежде чем вы поймете, что они начинают на вас влиять не лучшим образом. Что делать в таком случае?

    Поступать надо следующим образом. Представьте себе, что ваши мысли – это саундтреки, которые звучат у вас в голове. Что вы делаете обычно, когда в плеере звучит песня, которая вам не очень нравится? Вы ее выключаете, правда? Вот и саундтрек с отрицательной мыслью тоже останавливайте! Поначалу делать это будет не совсем просто, поэтому помогайте себе переключать мысли с помощью каких-то физических действий. Если вы в это время лежите в кровати – встаньте и напишите, например, список покупок на завтра. Если вы сидели на диване и смотрели телевизор – пойдите за пылесосом или начните мыть посуду. Ваша «звуковая дорожка» не будет сразу же исчезать, но постепенно вы заметите, что она становится все короче и короче. Останавливайте себя всякий раз, как поймаете себя на тревожных мыслях. Даже если вы поначалу уменьшите продолжительность прослушивания негативных «саундтреков» всего на два часа в неделю, то вы дадите себе за месяц восемь часов внутреннего покоя!

    Конечно, бывают весьма неприятные вопросы, которые решать необходимо. Но если у вас появится привычка останавливать тяжелые мысли, то и здесь она вам поможет. Вместо того чтобы постоянно думать об этом, вы запишете на бумаге, чтобы не забыть о необходимости решить вопрос, а все остальное время будете думать о том, что вы действительно хотите сделать сейчас. И как только вы обеспечите себе внутренний покой, то вполне вероятно, что и путь к преодолению проблемы найдете гораздо быстрее. Да и эмоциональная устойчивость станет у вас гораздо выше!

  4. Целостность: умение принимать плохие дни

    Иногда бывает так, что мы неожиданно сталкиваемся с какими-то препятствиями, и все идет совсем не так, как нам бы того хотелось. В такие дни все будет зависеть от того, как вы воспринимаете текущие события. Есть люди, которые опускают руки, сталкиваясь с неудачей, и даже впадают в депрессию. Они день за днем думают о том, что оказались неспособны противостоять трудностям, все более и более чувствуя себя ущербными.

    А есть такие люди, которые воспринимают неудачу, как сигнал к необходимости искать другие варианты действия. Вместо того чтобы занимать свой мозг мыслями о своей ущербности, они включают совсем другие «саундтреки» - обдумывают возможные решения проблемы. Они цельны, потому что никакая часть личности не пострадала в результате неудачи. Целостность не позволила им навешивать на себя ярлыки неудачников, а эмоциональная устойчивость личности стала только выше после перенесенного испытания.


Наращивание или восстановление устойчивости

Окружающая вас обстановка и круг общения являются главными факторами, которые формируют вашу способность иметь дело со стрессовыми ситуациями. Поэтому очень важно, чтобы вы точно знали, с какими ситуациями вы сможете легко справиться, а в каких ситуациях у вас могут возникнуть проблемы с их восприятием и переработкой. Для того чтобы выработка эмоциональной устойчивости происходила у вас как можно стабильнее, прислушайтесь к советам психологов:

  • Говорите о своих чувствах с людьми, которые вам близки и которым вы доверяете. Вы можете обнаружить, что люди, которые вас окружают, когда-то сталкивались с такими же обстоятельствами, от которых испытываете затруднения и вы. Они могут понять вас, разделить вашу тревогу и помочь советом, поскольку уже имеют опыт выхода из подобной ситуации.
  • Ищите все сведения о затруднительной ситуации, в которую вы предположительно можете попасть. Это даст вам возможность лучше понимать происходящее, и вы сможете рассматривать кризис не как безвыходную проблему, а как ситуацию, в которой вы можете решительно действовать, потому что знаете, что нужно делать. Хорошая ориентация в проблеме помогает бороться со страхом, который обычно бывает преувеличенным во время повышения уровня стресса.
  • Согласитесь с тем, что иногда бывают такие ситуации, которые мы не в силах изменить. Научитесь принимать такие ситуации, сохраняя свою личностную целостность.
  • Потратьте время на разработку, укрепление и поддержание отношений с партнерами, детьми, членами семьи, друзьями и знакомыми. Чем ближе и значимее будут ваши отношения, тем лучше будет ваша способность справляться с проблемами и со стрессом.
  • Развивайте в себе надежду и оптимизм. Визуализируйте положительные результаты своих действий. Даже в самое тяжелое время не забывайте о том, что в конце туннеля всегда есть свет.
  • Пусть ваша жизнь всегда идет своим чередом, и покажите всему миру, что никакие трудности и стрессы не смогут изменить обычное течение вашей жизни.
  • Придумайте для себя новое хобби – путь новые идеи и интересы наполнят ваше свободное время. Это значительно добавит вам положительных эмоций и замечательно отвлечет от проблем.
  • Помогайте другим людям, причем добровольно, не ожидая просьбы о помощи. Оказывая поддержку другим, вы увеличите свою способность справляться с трудностями. Это заставит вас чувствовать себя более уверенно.
  • Мысленно пересмотрите свои уроки из прошлого, проанализируйте, как вы справились тогда с событиями – это станет еще одной возможностью самопознания и принятия, а также поможет вам развить уверенность в своих способностях справляться с будущими проблемами.
  • Если у вас уже есть опыт выхода из стрессовых ситуаций, составьте для себя по следам тех событий комплекс мер для восстановления (например, проводить время с близкими друзьями), и будьте готовы повторить их при необходимости. Учтите, что во время восстановления необходимо отложить принятие важных решений.
  • Старайтесь улучшать свое физическое здоровье, стремитесь к здоровому питанию, занимайтесь спортом, не забывайте об отдыхе и обеспечивайте достаточный сон. Это поможет вам избежать стресса.

Главное, что вы должны помнить – это то, что хорошая эмоциональная устойчивость поможет вам справиться с любыми неприятностями. Поэтому не забывайте работать над собой!

В разном возрасте, при различных обстоятельствах палитра эмоционального мира человека меняется. Иногда эта палитра наполнена яркими красками, а иногда мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружения, но и для него самого.

«Человеческие эмоции - говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя»

В процессе развития человечества сложилось мнение, что без эмоции человек будет подобен роботу. Такому человеку неизвестны ни печаль, ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

На пути развития психологии эмоций не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Первая попытка была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные изменения, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма. В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих предпочтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические изменения в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии. Эмоции где понимаются как организующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.

В развитие теоретических знаний о природе эмоций огромный вклад внесли представители когнитивной психологии (К. Роджерс, Г. Арнольд и др.). К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два больших класса теорий. Это так называемые теории «Я», или теории самосознания, и теории, полагающие первопричиной или компонентом эмоции когнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий «Я» является понятие Я-концепции, которое трактуется как целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается большое значение в теориях «Я». Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность».

Современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, возможно, обусловлен теми представлениями о природе человека, которые уходят истоками к Аристотелю, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в том, что человек, изначально - существо рациональное, эмоциональное мешает ему, и разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, является теория Г. Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. В данном случае «воспринять» объект - значит «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. То есть эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия и оценки.

Для того чтобы лучше понять суть теории, давайте обратим внимание на схему №1

Событие 1

Восприятие

Негативная

Событие 2

Событие 3

Понимание

Позитивная

Эмоциональная

устойчивость

Стрессоустойчивость

Психологическая устойчивость

Жизнестойкость

Эмоционально – волевая устойчивость

адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций»

это сознательно выбранные реакции, позволяющие субъекту сохранять эмоциональную стабильность, умение ясно мыслить, принимать правильно решения

способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров

целостное интегральное качество личности проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в стрессовых ситуациях

Систему убеждений человека о себе, о мире, которая способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.

Способность личности подбирать нужную и адекватную эмоцию и реакции в широком спектре эмоции и реакции, которые возникают в стрессовых ситуациях

Способность личности правильно отражать действительность, при этом личность признает возможность отрицательных событий и воспринимает их как менее травматические события. При этом личность сохраняет активность для дальнейшего функционирования

Важным фактором, способствующим безошибочной и безаварийной работе, является эмоциональная устойчивость. Под эмоциональной устойчивостью субъекта понимают его способность сохранять самообладание и работоспособность при воздействии на него различных эмоциональных факторов высокой значимости (связанных с его жизнью и деятельностью). Эмоциональная устойчивость определяется такими психофизиологическими свойствами, как эмоциональная возбудимость и степень устойчивости нервной системы. В работоспособности выделяют интеллектуальную, эмоциональную, двигательную стороны. Эмоциональная сторона - чувства, которые сопровождают подготовительную деятельность работника (бодрость, уверенность в себе, трудовой подъем или усталость, вялость, подавленность, нежелание работать и др.).

В системе «человек-машина» качество переработки информации компьютером или другим техническим устройством не зависит от смыслового значения сообщений. Например: качество работы телефонного аппарата никаким образом не зависит от того, что передается с его использованием – радостная новость или драматическое известие. В отличие от этого, деятельность оператора и все связанные с нею информационные процессы подчинены содержанию решаемой задачи. Значимость информации определяется уровнем переживаний, которые порождаются у человека ее смыслом в связи с решаемой задачей. При этом эмоциональная реакция человека на поступившее сообщение будет различна в зависимости от того, способствует ли оно достижению цели или предупреждает о предстоящих трудностях. Информацию первого рода можно охарактеризовать термином «значимость-ценность», а второго – «значимость-тревожность».

Для опытного оператора достижение цели в управляющей деятельности является повседневным, привычным событием и не вызывает особых эмоций. Недостижение цели – редкое явление в деятельности оператора, оно обычно сопровождается либо порицанием начальства, либо другими негативными последствиями и вызывает значительные переживания. Поэтому информация, значимость которой субъективно оценивается оператором как значимость-тревожность, обычно побуждает более сильную реакцию человека, чем информация, характеризующаяся значимостью-ценностью.

В условиях деятельности, ограниченной по точности, значимость-тревожность информации оценивается по величине уклонения от заданного значения регулируемого параметра, которое может быть допущено в данных условиях. Чем более жесткие требования предъявляются к точности поддержания регулируемого параметра, тем выше уровень значимости-тревожности информации об отклонении от этого параметра.

При действиях с ограничениями по времени оператор оценивает значимость информации по возникающему в связи с ее получением представлению о времени, которым он располагает для предотвращения отклонения регулируемого параметра за допустимые пределы.


Ошибки оператора

Детальный анализ ошибок оператора является одним из основных путей решения инженерно-психологических задач. Ошибки оператора составляют один из важнейших разделов инженерной психологии, их изучению посвящено множество отечественных и зарубежных работ.

Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно. Это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче. Последствия ошибки различны. Во многих видах труда операторов цена ошибки чрезвычайно велика. Следствием ошибки оператора может быть травма, несчастный случай, авария, катастрофа, экологическое бедствие.

Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Ошибка должна быть определена как действие, выполненное вопреки плану. По месту в структуре деятельности можно выделить следующие виды ошибок:

ошибки восприятия - не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр., например, это контроль скорости, удаления препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование;

ошибки внимания - не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.;

ошибки памяти - сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации; забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.;

ошибки мышления и принятие решения - не понял, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.;

ошибки ответной реакции – управление двигателями, автопилотом, навигационными устройствами, ведение радиосвязи.

По виду нарушенных закономерностей выделяются следующие виды ошибок:

несоответствие процесса переработки информации (чрезмерный поток информации, недостаток информации, недостаток исходных данных; несоответствие интенсивности сигналов пороговым характеристикам анализаторов – органов чувств и соответствующих областей коры головного мозга; неправильная оценка вероятности появления информации, ее значимости);

несоответствие навыка (перенос навыка в условия, где он неприменим, недостаточный навык);

недостатки внимания (неправильное распределение внимания или его переключение, недостаточная концентрация, чрезмерная концентрация).

Причины, способствующие возникновению ошибки , вытекают из фундаментальных свойств личности оператора, состояния его здоровья, системы его подготовки, общей организации труда, условий его жизни и деятельности, взаимоотношений в коллективе и т.п.

в лияние эмоционального состояния оператора на возможность возникновения ошибки. По месту в структуре деятельности ошибка может быть ошибкой ответной реакции – неправильное удержание заданного параметра; по виду нарушенной закономерности – недостаток внимания, недостаточная его концентрация; главная причина ошибки – психическое состояние оператора; причина, способствующая возникновению ошибки – взаимоотношения с руководителем.

Ошибка предполагает выбор и ответственность. Субъект, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть последствия и необходимость нести ответственность. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем.

Изучение труда операторов-профессионалов показывает, что он идет большей своей частью автоматически, а сознательное планирование и исполнение профессионал ведет только в наиболее сложных участках. Именно там вероятнее всего ошибки, ошибочные действия. Действие предполагает точное исполнение. Но точное исполнение почти невозможно. Понятие точного исполнения предполагает допуски - пространственные и временные. Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью можно утверждать, что профессионал оказывается на грани, где переход от правильного действия к ошибочному становится почти неуловимым.

Известно требование абсолютной безошибочности, которое предъявляет к оператору администрация. При всей ясности тех причин, которыми определяется такое требование, оно выражает увеличение давления на специалиста и соответственно ведет к возрастанию тревожности, возрастанию напряженности операторского труда.

Контроль самого субъекта за исполнением своего действия - одна из важных функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм является отличительной чертой профессионального труда.

В устойчивых, неизменных условиях деятельности, при отсутствии признаков опасности или усложнения, двигательные автоматизмы выполняют основную часть трудовых процессов. В меняющихся, нестабильных обстоятельствах двигательные автоматизмы отступают назад, большее значение приобретают мыслительные процессы. В напряженных, сложных, крайних ситуациях значение двигательных автоматических процессов значительно снижается. Существенный вес приобретают сознательные действия.

За ошибки можно наказывать только в тех случаях, если выполнение задач не требует выхода за естественные пределы восприятия, памяти, мышления, внимания. Наказуемость, вменяемость зависит от того, насколько человек владеет этими функциями и соответствующими операциями. степень владения зависит от сознания и выражается в тех психических процессах, которые ему подвластны. Напротив, ошибки, обусловленные психическими процессами и функциями, которые проходят помимо воли субъекта и его сознания, не должны быть наказуемы.

велико влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. Путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.

Но когда специалист достиг потолка своего профессионального уровня, его профессиональное развитие прекращается. Если сложность задач выше этого потолка - специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что изо дня в день выполняет простые задачи и не имеет возможности накапливать опыт. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает как новичок.

Формирование профессионального опыта и совершенствование действия идет через преодоление ошибок к мастерству. Высший профессионализм предполагает высокую требовательность специалиста к себе, критическое отношение к совершенным ошибкам, усиление контроля за своими действиями после допущенной ошибки.

Повышение устойчивости к ошибкам связывается с осуществлением комплекса инженерно-психологических мероприятий, которые предусматривают три уровня решения проблемы.

1. автоматизмы поведения. Навык представляет собою автоматизированный способ совершения действия, закрепленный его многократным воспроизведением. Если поведение управляется структурой навыков, сохраняемых в нервной системе, автоматически, без активного участия сознания, то оно подчиняется физиологическим законам, в результате чего понятие ошибки теряет смысл. Требование работать усерднее, в строгом соответствии с инструкцией, не может привести к снижению числа ошибок. Если необходимо получить ровное, заученное поведение с низкой вероятностью ошибок, следует так спроектировать рабочую ситуацию, чтобы оператор мог легко различать признаки, побуждающие к включению автоматизмов: например, эти признаки должны определять ситуацию целиком и непосредственно, а не через ключи и условные знаки.

2. Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это поведение типично для относительно редких задач, возникающих в знакомой трудовой обстановке. Последовательность действий или стандартных операций управляется заранее составленными рабочими инструкциями, правилами, сохраняемыми в памяти человека: они связывают состояние системы со знакомыми действиями, осуществляемыми при активном участии сознания. ошибка проявляется в этих задачах как сознательное действие. В таких ситуациях разработчик инструкций несет ответственность за правильность последовательности действий оператора и должен снабдить оператора соответствующими ключами для контроля последовательности действий. Очень важно - не создавать помех из-за неправильной интерпретации ответа, выданного автоматикой.

3. Поведение, управляемое целью и основанное на знаниях. Это уровень "умного" решения задачи, который и объясняет присутствие оператора на автоматизированном производстве. Поведение оператора запускается незнакомыми событиями в системе, не прописанными детально в инструкциях. Содержание деятельности оператора состоит в том, чтобы оценить ситуацию и спланировать подходящую последовательность целенаправленных действий. Действия оператора зависят от знаний о процессах, функциях и структуре системы. В связи с этим возникает проблема: каким образом можно обновить знания оператора большой сложной системы и как поддерживать их в состоянии готовности к ответам в необычных, экстремальных ситуациях. Во многих случаях это потребовало бы изменений в структуре обучения, да и во всей организации деятельности операторов.

Эмоциональная устойчивость, самоконтроль. По мнению специалистов, эмоциональная устойчивость означает оптимальную стабильность в различных ситуациях, в том числе и стрессовых. Б.Кретти считает, что спортсмен сможет добиться успеха в стрессовых ситуациях только в том случае, если сумеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием. Он установил, что американские футболисты-студенты отличаются более высокой эмоциональной устойчивостью, чем обычные студенты того же колледжа. А. Сперлинг также обнаружил, что для спортсменов характерна более благоприятная личностная адаптация.

Обнаружены различия в эмоциональной устойчивости между спортсменами разных специализаций. Г.Слашер с помощью MMPI установил, что у пловцов невротичность ниже, чем у представителей видов спорта с физическим контактом с соперником. По данным Дж.Джонсона с сотр. оказалось, что борцы могут достаточно хорошо управлять своими эмоциями.

Однако у спортсменов могут быть выражены компенсаторные качества. Если они недостаточно эмоционально устойчивы, то у них более чем достаточно могут быть выражены такие качества, как твердость характера, потребность в достижении и другие, что обеспечивает им нужное оптимальное психическое поведение во время соревнований. Б.Кретти предполагает, что у спортсменов мирового класса либо эмоциональные проблемы находятся под эффективным контролем, либо они в личностном плане чрезвычайно эмоционально устойчивы.

По мнению Р.Кеттелла, индивид с выраженной «силой Я» отличается зрелостью, твердостью, настойчивостью, спокойствием, чувством реальности при решении проблем и незначительным уровнем так называемой «невротической усталости». А менее эмоционально устойчивый индивид характеризуется склонностью к невротизму, непостоянством, неспособностью выносить фрустрации. Он уклоняется от принятия решений и действует, как правило, импульсивно. Более того, неустойчивые индивиды часто испытывают утомление даже и при отсутствии значительных физических нагрузок. Подобный «синдром усилий» часто отмечается у чрезвычайно невротичных субъектов.

По мнению О.А.Черниковой, эмоциональная устойчивость как положительное психологическое качество выражается в том, что она в определенные ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной степени интенсивности, характеризуясь при этом стабильностью определенных качественных особенностей и имея устойчивую направленность на решение спортивных задач.

Оптимальный уровень интенсивности эмоциональных переживаний и состояний в течение спортивной борьбы не остается величиной постоянной. Она изменяется соответственно ситуации спортивных действий, их задачам. Однако этот «оптимум эмоций» должен быть относительно устойчивым, оставаясь в то же время динамичным, что и характеризует Эмоциональную устойчивость спортсмена.

Эмоциональная неустойчивость спортсмена часто становится причиной его неудачных выступлений на соревнованиях при неумении преодолевать неблагоприятные влияния возникающих эмоциональных состояний и отношений.

В.Э.Мильман в качестве личностных факторов стресса выделяет общие свойства личности, специальные свойства личности, индивидуальный стиль соревновательной деятельности, Он считает, что общие свойства личности являются тем, что Г.Оллпорт называет личностными чертами, а специальные свойства личности представляют собой ситуативные качества.

Ситуативное свойство-это свойство-состояние менее устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства имеют более глубокие психофизиологические основания; ситуативные качества автор характеризует как специфические внутренние способы действий.

По мнению автора, специальные свойства личности (ССЛ) отчетливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. В.Э.Мильман выделяет четыре основных качества этого типа.

Соревновательная эмоциональная устойчивость является согласно автору наиболее важным из специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Именно поэтому эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом (Л.М.Аболин, П.Б.Зильберман, О.А.Сиротин). Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.

Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения.

В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсменов на соревновании.

Стабильность - помехоустойчивость характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, неэкстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей этого свойства является степень сформированности той системы действия, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации. В.Э.Мильман характерные соревновательные проявления специальных свойств личности спортсмена сводит в определенные группы (табл. 2).

Таблица 2

Специальные свойства личности спортсмена

Соревновательная эмоциональная устойчивость

Положительный полюс

Отрицательный полюс

Относительно ровный эмоциональный фон в выступлении. Внешние события оцениваются трезво, рационально. Эмоции не вступают в противоречие с трезвым расчетом и намеченным планом действий

Эмоции оптимально регулируют энергетический потенциал в предстартовой ситуации и в ходе спортивной борьбы.

Большие перепады в эмоциональном фоне выступления. Внешние события вызывают сильные эмоциональные реакции.

Эмоции могут управлять спортивными действиями часто в противоречии с трезвым расчетом.

Возможна нерациональная трата энергии, в том числе «нервной», что может приводить к преждевременному утомлению, «перегоранию».

Спортивная саморегуляция

Умение произвольно настроить себя перед началом, в перерывах и в ходе спортивной борьбы.

Умение произвольно планировать свои действия, четко следовать намеченному плану, хороший самоконтроль своих действий.

Умение при необходимости отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Недостаточное умение настраивать себя и управлять своими эмоциями. Неумение четко планировать свои действия, точно следовать намеченному плану, недостаточный самоконтроль своих действий.

Неумение отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Соревновательная мотивация

Точная (возможно завышенная) постановка целей и задач.

Выступление с отдачей, желанием, эмоциональным зарядом.

Сложные ситуации активизируют.

Плохое, заниженное осознание собственных целей и задач.

Вялое выступление, без эмоционального заряда, неполная отдача. Снижение внимания в простых ситуациях.

Стабильность - помехоустойчивость

Отсутствие спонтанных колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители существенно не влияют на выступление. Уверенность в себе.

Наличие достаточно резких колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители действуют сбивающее.

Недостаточная уверенность в себе.

По мнению В.Э.Мильмана, если общие свойства личности представляют собой внутренние условия деятельности, то специальные свойства можно рассматривать как внутренние средства, которые субъект может целенаправленно развивать и в большей или меньшей степени управлять ими. Поэтому специальные свойства личности теснее связаны со спецификой спортивной деятельности и могут более существенно влиять на результаты, в первую очередь на надежность выступлений. Однако эти влияния также нельзя считать однозначными, а между специальными свойствами и параметрами деятельности автор выделяет еще один «слой» - личностной регуляции.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности в целом понимается та оптимальная форма организации психических и психофизиологических проявлений, которая должна способствовать наилучшему приспособлению индивидуальных качеств в целях достижения высокой эффективности и надежности деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин).

В.Э.Мильман индивидуальный стиль соревновательного поведения спортсмена в целом рассматривает как способ организации специфических средств деятельности, где в качестве специфических средств выступают специальные свойства личности спортсмена и их отдельные компоненты, в частности динамика эмоционального возбуждения, характер эмоциональной регуляции соревновательного поведения.

Типы индивидуального стиля соревновательной деятельности автор основывает на двух параметрах: характере эмоциональной регуляции деятельности и на характере ориентации в деятельности.

Типы эмоциональной регуляции он подразделяет на «ровный» и «взрывной». При «ровном» типе выступление и все соревновательное поведение характеризуется относительно ровным, без значительных колебаний, эмоциональным фоном, минимальной выраженностью значительных периодов расслабления и последующих резких подъемов. При «взрывном» типе для выступления характерны эмоциональные всплески, чередующиеся с периодами значительных спадов.

Автор типы ориентации в наиболее общем виде подразделяет на «внешний» и «внутренний». «Внешний» тип ориентации связан с преимущественной направленностью внимания в ходе выступления (а также в предстартовый период) на внешние моменты: тактики выступления, особенности поведения соперников и партнеров, окружающие условия. «Внутренняя» ориентация характеризуется основной направленностью внимания спортсмена на динамику своего внутреннего состояния и двигательного поведения. Дальнейшее детализация типов ориентации может быть направлена на выделение «узкого» и «широкого» типов внимания (как предлагает Р.Найдиффер). Особенности стиля каждого конкретного спортсмена определяются, с одной стороны, его индивидуальными характеристиками, с другой - требованиями вида спортивной деятельности.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности складывается на достаточно высоких ступенях спортивного мастерства, При этом параметры индивидуального стиля специализируются в соответствии со спецификой спортивной деятельности, с одной стороны, и индивидуальными особенностями спортсмена- с другой. Опосредующую роль в этом процессе играют специальные свойства личности и чувствительность к стресс-факторам. Тенденция влияний при этом такова:

  • - специальные свойства определяют преимущественно тип эмоциональной регуляции стиля деятельности. Эмоциональная устойчивость влияет скорее на развитие «ровного» типа. Эмоциональная неустойчивость коррелирует с «взрывным» типом. «Взрывность» также может быть связана с высокой соревновательной мотивацией;
  • - чувствительность к стресс-факторам значительно влияет на характер ориентации. «Внешний» или «внутренний» тип ориентации в большей степени определяется характером стрессорности, в первую очередь чувствительностью к стрессорам неопределенности.

Эмоциональная устойчивость - это очень ценное качество, свойство, умение личности, являющееся крайне необходимым в современном мире. Человек, которому оно не свойственно, по жизни подвергается воздействию самых разных раздражителей, что негативно влияет на его жизнь и моральное состояние.

На эту тему можно долго рассуждать, но сейчас следует затронуть вниманием лишь самые важные аспекты, которые ее касаются.

Определение

Для начала нужно разобраться с терминологией. Считается, что эмоциональная устойчивость - это свойство человека, которое проявляется в разной степени чувствительности по отношению к психологическим раздражителям.

Однако данное определение не является единственным. Также считается, что этим термином называют неподверженность эмоциональных процессов и состояний деструктивным влияниям внешних и внутренних условий.

Соответственно, данное качество сводит к минимуму негативное воздействие сильных эмоциональных потрясений, предупреждает стресс, а еще способствует появлению готовности действовать в любых напряженных ситуациях.

Важно оговориться, что хоть тема и касается психологии, но физиологический аспект она затрагивает непосредственно. Потому что эмоции практически в один момент объединяют в единое целое все функции организма. Они - это сигнал вредного или полезного воздействия. И срабатывают эмоции раньше, чем оказываются определены локализации воздействий и механизм ответной реакции.

Специфика и соотношение с темпераментом

Многие уверены: эмоциональная устойчивость - это то, с чем человек родился. Одни люди более прохладно воспринимают те или иные ситуации, неожиданности и изменения. Другие остро переживают практически каждое более-менее эмоциональное событие.

Это даже в младенчестве и в ранние годы можно проследить по поведению ребенка. Как правило, данное качество стабильно на протяжении всей жизни. Считается, что его специфика варьируется в зависимости от пола и возраста.

Можно сказать, что эмоциональная устойчивость - это психофизическое качество. И зависит оно во многом от темперамента, который также является врожденным. Безусловно, его можно корректировать, меняя условия жизни и придерживаясь определенных принципов воспитания, однако глобальных изменений добиться не удастся.

У темперамента есть ряд свойств. К ним относят темп, силу, ритм, переключаемость психических процессов, а также устойчивость чувств.

Холерик, например, склонен бурно реагировать на все происходящее вокруг, в отличие от флегматика. Тот, в свою очередь, может в ответственный момент впасть в ступор и долго затем раскачиваться. Можно ли в таком случае считать его эмоционально устойчивым? Отнюдь. Конечно, бурных реакций с его стороны ожидать не приходится, но это вовсе не значит, что человек успешно справился со стрессом и вышел из ситуации победителем.

Таким образом, эмоционально-психологическая устойчивость не определяется только темпераментом. Во многом она зависит от имеющихся у человека навыков саморегуляции. А вот этому как раз можно научиться.

Как выглядит реакция?

Поскольку речь идет о способности к эмоциональной устойчивости, надо рассмотреть сам механизм проявления данного качества.

Допустим, возникает стрессовая ситуация. Вот по какой схеме переживает ее человек, являющийся эмоционально устойчивым:

  • Появившаяся «задача» в виде стресса порождает мотив, который влечет выполнение тех или иных действий, направленных на его реализацию.
  • Происходит осознание трудности, вызвавшей негативное эмоциональное состояние.
  • Человек начинает искать способ, который помог бы ему ее преодолеть.
  • Уровень негативных эмоций снижается, психическое состояние улучшается.

Допустим, человек лишился по какой-то причине работы. Это, безусловно, стресс, так как его привычный образ жизни нарушается. Человек осознает этот факт, а также то, что пока он будет сидеть без дела, денег заработать не удастся. Ему плохо, но он прекрасно понимает, что бездействие и погружение в депрессию никакого результата не дадут. А потому человек приступает к поиску источника дохода. Вернув себе привычный образ жизни, он, что называется, выдыхает с облегчением.

Это пример эмоционально-волевой устойчивости. Как же обстоят дела в обратной ситуации? Первые два этапа аналогичны. Но потом человек начинает не осознанно, а хаотично искать способ преодоления сложившейся ситуации. Положение усугубляется, негативные эмоции крепчают и возрастают, психическое состояние ухудшается. Возможен и срыв, который приведет к тому, что человек погрязнет в депрессии, у него не останется абсолютно никаких сил на какие-либо действия.

Как себя контролировать?

Развитие эмоциональной устойчивости интересует многих людей. Что же нужно сделать для ее формирования? Научиться не избегать эмоций, а, наоборот, встречаться с ними лицом к лицу.

Даже обычное их словесное обозначение существенно снижает интенсивность переживания. Такой простой прием помогает как бы «локализовать» эмоцию. Ведь всегда намного проще обращаться с явлением или предметом, если у него есть название.

К сожалению, далеко не каждый человек способен понять, что именно он сейчас чувствует. Как ни странно, но часто причиной становится осуждение или запрет на проявление эмоций. Это колоссальная ошибка общества, семей, образовательных учреждений и т. д. Многие люди действительно считают, что гневаться нельзя, грустить плохо, а бурно радоваться и вовсе неприлично. Разумеется, они привыкают подавлять эмоции, маскировать их, выдавать одно за другое. С возрастом такая модель поведения крепчает, у человека стираются истинные представления о своих чувствах. Он и сам может не понимать, что за его гневом стоит глубокая печаль, а за сильным страхом - возбужденность, тревога.

Поэтому важно каждый раз обращаться к самому себе с вопросом: что я чувствую? Нельзя подавлять эмоции. Потому что они - это энергия. И если она не находит выхода из-за того, что человек ее подавляет, то просто начинает уничтожать его изнутри.

Взаимодействие с другими людьми

Немного внимания нужно уделить и этой теме. Формирование эмоциональной устойчивости зависит не только от осознания, обдумывания и принятия своих чувств. Важно также научиться улавливать все подобные проявления и в других людях.

Конечно, считывать чужие эмоциональные реакции намного сложнее. Но это лишь поначалу. Достаточно помнить, что все мы - люди. Если один человек как-то определенно реагирует на ту или иную ситуацию - почему другой не может отзываться на нее так же? Достаточно проявить немного наблюдательности и эмпатии, и со временем навык разбираться в других людях придет.

Коммуникация станет намного понятнее и четче. Человек заметит, как его связи с людьми (особенно с близкими) трансформируются. Ведь именно эмоции связывают нас между собой.

Изменение мышления

В рамках темы, касающейся устойчивости эмоционального состояния, надо поговорить о том, что без преобразования своего собственного восприятия усилить это качество не получится.

Человек, желающий стать «крепче», обязан осознать: если он не может изменить обстоятельства, то переменить испытываемое к ним отношение ему подвластно.

Допустим, во время прогулки он заметил собаку, лающую на кого-то. Человек не станет раздражаться - просто пройдет мимо, потому что через 1-2 минуты лай перестанет до него доноситься. Точно так же и со сложными ситуациями. Надо прекратить воспринимать их как нечто, что происходит лично ему во вред. Они просто имеют право на существование.

Когда человек позволяет событиям идти так, как «задумано Судьбой» - они так и проходят мимо. Если он «цепляется» за все, ситуация усугубляется. Это философский подход, не всем он близок, но для многих является подходящим.

Также эмоциональная устойчивость человека зависит от условий, в которых он живет. Если у него от природы реактивный тип нервной деятельности, то лучше ему вести интенсивный образ жизни. Без возможности выплеснуть свою энергию такой личности будет очень дискомфортно. А психика человека устойчива лишь тогда, когда его образ жизни соответствует его природным предрасположенностям.

Еще очень важно систематически разгружать свою нервную систему. Особенно это важно людям, занятых на таких работах, которые требуют повышенной эмоциональной устойчивости (педагоги, врачи, предприниматели, спасатели и т. д.). Постоянное давление оказывает негативное влияние на психику. Следствием становится постоянная усталость, нервозность, раздражительность. Это сильно ослабляет нервную систему. И когда случается какая-либо стрессовая ситуация (пусть даже незначительная) - человек не в силах с нею справиться.

Главное - позитив

Для повышения эмоциональной устойчивости очень важно формировать положительное отношение к самому себе. Почему это важно? Потому что если человек сам для себя является позитивным персонажем, то он целостен внутри.

Речь идет о гармонии. Человек, живущий в согласии со своим мировоззрением, убеждениями и принципами, является психологически удовлетворенным. Поэтому важно заниматься любимым делом, тратить время на интересующие хобби, всегда стремиться к духовному совершенствованию и саморазвитию. Все перечисленное оказывает непосредственное конструктивное воздействие как на самого человека, так и на его жизнь.

Все люди, живущие с позитивом, намного реже воспринимают стрессовые ситуации как чрезвычайные, нестабильные и негативные. Они умеют сохранять спокойствие всегда. И это - важнейший психологический фактор эффективности, надежности и успеха в экстремальной обстановке.

Эмоции как сигналы

Есть еще один момент, заслуживающий внимания. Как уже говорилось ранее, эмоции непосредственным образом связаны с инстинктами и потребностями. Это проводники, указывающие человеку на то, в чем он нуждается, на его потребности.

Эмоциональная устойчивость личности помогает не только справляться со стрессовыми ситуациями, но еще и осознавать полноту собственной удовлетворенности, правильность направления, в котором осуществляются те или иные действия.

Допустим, человек испытывает постоянную злость. О чем это говорит? О хроническому неудовлетворении его потребностей. Что в данной ситуации нужно? Абстрагируясь от всего, определить свою потребность, а затем позаботиться о ее удовлетворении. Проблема будет решена, внешний раздражитель уйдет, а вместе с ним исчезнет и злость.

Навыка распознания потребностей нет либо человек просто привык, что за их удовлетворение на себя берет ответственность кто-то другой (в силу воспитания)? Или, может, он и вовсе считает постыдным испытывать какие-то из них? В таком случае безответственность и неосознанность по отношению к своим потребностям ведут к треугольнику Карпмана: Преследователь → Жертва → Спасатель. Это самая настоящая драматичная игра. Спасатель, например, вообще не осознает своих потребностей, но зато «знает», в чем нуждается Жертва, а потому «причиняет» ей добро вместо того, чтобы заниматься личной жизнью.

Самая ответственная позиция подразумевает принятие на себя ответственности за личные потребности и уважение чужих личностных границ.

Тест

Наверняка многим хотелось бы узнать свой уровень эмоциональной устойчивости. С этой целью можно пройти один из многочисленных простых тестов. Некоторые из них включают в себя всего 10 вопросов. Вот пример такого теста с вариантами ответов и баллами:

  • Часто ли Вас мучают ночные кошмары? (Нет - 1; да - 2).
  • Легко ли Вы скрываете свои чувства? (Нет - 1; да - 0).
  • Часто ли возникает чувство вины? (Нет - 0; да - З).
  • Раздражает ли многолюдное общество? (Нет - 0; да - З).
  • Нужны ли Вам люди, способные утешить, одобрить или понять? (Нет - 1; да - 2).
  • Легко ли обижаетесь на шутки, которые адресованы в Вашу сторону? (Нет - 1; да - З).
  • Часто ли меняется настроение? (Нет - 1; да - 2).
  • Легко ли удается освоиться в кругу новых людей? (Нет - 2; да - 0).
  • Близко ли к сердцу Вы принимаете все происходящее вокруг? (Нет - 0; да - З).
  • Легко ли Вас вывести из себя? (Нет - 1; да - 2).

Ответив на эти вопросы, можно будет определить, какая эмоциональная устойчивость у человека (высокая или низкая), а также насколько сильна его психологическая защита.

Результаты

Что же получается по итогам данной тестовой методики? Эмоциональная устойчивость может быть четырех уровней:

  • Высокий (до 7 баллов). Человек имеет стабильную психику. Вряд ли ему страшны хоть какие-то эмоциональные стрессы. Это неплохо, но рекомендуется все равно поддерживать свою нервную систему в таком же состоянии.
  • Средний (8-9 баллов). Человек довольно уравновешен, умеет адекватно реагировать на подавляющее большинство ситуаций, вызывающих стресс. У большинства людей уровень именно такой.
  • Низкий (15-20 баллов). Чрезмерная эмоциональность отличает человека - ему не помешало бы обрести навыки психической саморегуляции. Может быть, даже стоит принимать успокаивающие травяные сборы.
  • Критический (21-25 баллов). Людям с таким показателем присуща крайняя степень возбудимости. У них очень низкая психологическая защита, а их нервы «обнажены». Таким лицам часто показаны транквилизаторы. Многие ходят к психотерапевтам.