Болезни Военный билет Призыв

О природе эмоций и желаний. Как появляются желания

» Какова природа желания?

Какова природа желания?

Какова природа желания?

Вы когда-нибудь задумывались, чем отличается желание от намерения? Что общего между этими двумя понятиями? И есть ли различия? А может это синонимы?

Каждое утро просыпаясь, в нашей голове крутится множество желаний! От - хочу пописать, до - хочу миллион долларов или евро! Или хочу такую же крутую тачку как у соседа! Просто огромное количество «хочу»! Однако эти «хочу» только желания, и ничего больше. И никто не знает, как и почему, но каждый из нас очень многого хочет или желает! И каждый день этих желаний становится все больше и больше!

Так как же понять какие желания мы можем реализовать, а какие так и останутся желанием…Попробуем их классифицировать!

Кем быть? Вопрос, которым задается каждый нормальный человек на планете! Каким бы человеком вам хотелось быть? Может быть, вы хотите быть более красивым, ну как Бред Пит, или иметь более солидное резюме, а может быть у вас мало друзей, или вы всегда хотели лимузин с личным водителем? И так до бесконечности! Всегда найдется что-то в вашей жизни, что бы хотелось улучшить или поменять. Будь то материальное положение, ваш статус в обществе или ваше моральное состояние. Все хотят быть кем-то! Большинство девушек спят и видят, как они будут играть в кино главные роли, будут петь на большой сцене, или шагать по подиуму в одежде от Valentino . Это огромное желание быть популярным, любимчиком общества, все это - желания из серии «хочу быть». А вот подрастающее поколение парней желает власти, в большинстве своем. Они хотят быть крупными бизнесменами, депутатами, владельцами банков – это все желание быть всемогущим.

Желание владеть! О, это особенное желание! Владеть можно, чем хочешь автомобилем, собственным домом, а если много денег то и человеком! Ну, так чем же хотят владеть люди? Конечно имея собственную недвижимость, машину и возможность удовлетворять свои ежедневные потребности тела, человек начинает желать гораздо больше и изощряться в своих желаниях до невозможности.

Так из чего же вырастает желание владеть?

Может с рождением человека, ведь только-только рождаясь на свет, все мы желаем поесть и если нам этого не дать, то желание растет с геометрической прогрессией. Это необходимость, обусловленная нашим организмом. И так будет всегда, человек желает исходя из определенных потребностей, будь то физические или морально-психологические, их много и мы хотим, мы желаем.

Это происходит постоянно. Каков бы не был гардероб модницы, увидев, что подруга в новом красивом платье, она захочет иметь такое же! Вы когда-нибудь ловили себя на том, что вам захотелось купить машину или видеокамеру, а может быть плазменный телевизор, после того как вы увидели эту вещь у соседа или у коллеги по работе? Кто-то скажет зависть! Так ведь может дело не в этом, просто вы никогда не задумывались о явных преимуществах владельца той же машины? А как быть с рекламой? Которая так расписывает нам, как же хорошо нам будет, если приобрести тот или иной предмет.

Желание владеть! Заявить всем: «Я владею этим! Я хозяин этой вещи!»

Но есть и обратное желание! Желание избавится, отказаться, изжить! И таких вещей просто огромное количество! Люди избавляются от старой техники (в некоторых странах под каждый Новый Год), отказываются от людей (от партнеров по бизнесу, от сексуальных партнеров, от соседей), пытаются изжить из себя болезни, избыточный вес. Но есть в этом желании одна проблема, люди не понимают, что проблема не том, от чего они хотят избавиться, она в них самих, в этих людях. Например, есть много людей страдающих избыточным весом (или они думают, что они этим страдают), из этого вырастают комплексы, и человек уже не так сильно уверен в себе и в своих качествах. И начинается боязнь остаться одиноким, отсутствие навыков общения с людьми (а ведь они не кусаются, и у каждого есть свои страхи, только никто их не показывает!), заниженная самооценка, и в итоге им кажется, что никто их не любит и никому они не нужны! Приехали! Или другой вариант, человек думает, что он самый красивый, а все остальные, так, мимо проходили! И в итоге завышенная самооценка! А ведь китайская мудрость гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой!» И если бы большинство людей помнило об этом, изъявляя свои желания, то всем бы нам на планете Земля, жилось гораздо легче и радостнее! И помните желать не вредно, вредно не желать!

Кстати, если кто живёт в Санкт-Петербурге и желает моющий пылесос Karher , тот может купить его на clearspb.ru.


Об авторе

Для заказа статей можно обращаться по контактным данным:
e-mail: [email protected]
ICQ:496-192-545
Skype: angibest1


Какова природа желания?

Внутри каждого человеческого сердца существуют невероятно сильные желания, которые нельзя игнорировать, отрицать или подавлять: они должны быть удовлетворены. Просыпаясь по утрам, мы осознанно или неосознанно ведомы врождёнными желаниями, которые требуют внимания к себе и не дают нам откладывать их на потом. Эти стремления и желания присущи нам, людям. У нас есть побуждения, стремления и жажда, заложенная Богом для того, чтобы привлечь нас в Его благодать и присутствие. Когда мы понимаем, что источник этих желаний в Боге, мы начинаем сотрудничать с ними в соответствии с Его волей. Мы находим ответ на наши желания в Том, Кто в нас их заложил. И Его генеральный план распространяется даже на сферу наших эмоций.

На протяжении тридцати лет служения я усердно изучал человеческие эмоции и динамику их развития. Мне принесли удовольствие бесчисленные часы рассказов людей о том, что восхищает их сердца. Любопытно то, что человеческие желания и потребности не слишком отличаются друг от друга, они похожи. Мы видели тысячи людей, которые приезжали в наш духовный центр здесь в Международном Доме Молитвы в Канзас Сити. Некоторые из них были известными во всём мире служителями в возрасте семидесяти лет и старше, а другие - восемнадцатилетними студентами-практикантами, совершавшими свои первые большие приключения вдали от дома. Они были из очень разных семей, национальностей и культур, некоторые были частью Церкви, а некоторые нет. У некоторых из них было много денег, а другие едва насобирали достаточную сумму, чтобы доехать сюда. К нам приезжали на больших грузовиках или приходили с рюкзаками, поместив туда всё своё имущество. И хотя невозможно встретить даже двух одинаковых человек, я заметил у всех у них это сходство: их величайшие желания.

Не много слов в английском языке отражают такую глубину чувств при помощи нескольких слогов. Страстное желание - это не поверхностное хотение, которое можно было бы удовлетворить простым актом доброты. Такое желание - это даже не искренняя потребность, восполнение которой мы можем требовать. Жажда намного глубже этого. Страстное желание - это боль в сердце. Это трещина в духе, которая взывает о том, чтобы её заполнили. В самом глубоком смысле это слово и не настоящий глагол, и не настоящее существительное, а сочетании их обоих. Оно охватывает разрыв между эмоцией и искренней нуждой. Это неуловимое ощущение с приливами и отливами, но в то же время это конкретная реальность. Это невозможно подавить, отвергнуть или отрицать. Если не обращать внимание на такую жажду, оно захватит нас и поглотит целиком. Так или иначе, законным или противозаконным образом, глубочайшее желание человеческого сердца будет восполнено. Так должно быть.

Наблюдая за людьми и изучая Писание, я определил семь важнейших желаний, которые можно найти в сердце каждого человека. Эти желания являются всеобщими по всему миру, и они дают нам понимание о том, как нас задумал и сотворил Бог. В нашем духе заложена такая жажда, которая является неотъемлемой частью Божественного дизайна для нас. Эта жажда открывает гениальность Творца, Который поместил такие сильные желания в нас, чтобы они отражали Его собственный характер и вели нас к Нему, и возвращали нас к Нему. Мы созданы по Его образу, и Он преднамеренно насадил жажду так глубоко в наше сердце, и только Он может её удовлетворить. Он сконструировал нас так, чтобы мы могли нуждаться, хотеть и находить удовлетворение в Нём и только в Нём. Это воплощение самого разумного дизайна. Божий дизайн одновременно прекрасен и продуман до мелочей. И это свидетельствует о том, что Он есть Бог ревнитель, и Он не хочет отдавать нас никаким низменным удовольствиям. Мы созданы для Него.

Семь величайших желаний, которые я определил, это: желание иметь уверенность в том, что Бог наслаждается нами; желание получать удовольствие от жизни и восхищаться чем-то удивительным; желание быть красивыми; желание стать великими и состояться в жизни общества; желание близости без стыда и стеснения; желание иметь исцелённое и страстное сердце; и желание оставить после себя глубокий и неизгладимый след в истории. Осознание этих желаний поможет нам лучше понимать наши внутренние борения и истинное предназначение жизни. Это те стремления, которые стратегически заложены в нас Богом, и именно они влекут нас в Его присутствие. И хотя враг пытается извратить и исказить эти желания, чтобы столкнуть нас во тьму, они в действительности являются удивительной движущей силой, направляющей нас к Самому Господу, Его сердцу и Его любви. Когда мы переживаем всю полноту духовного голода, жажды и душевного неудовлетворения, эти желания порождают в нас не только боль отчаяния, но и предвкушение истинного счастья, если мы найдём Его и растворимся в Нём. Если эти желания удовлетворяются не в Боге, то в нас остаётся такая пустота, боль, скорбь и неудовлетворение, с которыми невозможно наслаждаться жизнью. В нас, словно, встроен некий вакуумный отсек в форме Божьего сердца, который остаётся пустым до тех пор, пока мы не позволим Господу наполнить его исполнением наших самых глубоких желаний и чаяний. Этот непреодолимый голод можно утолить лишь прикосновением Самого Бога, и он никогда в полноте не угаснет в этом мире и в наше время. И потому, даже едва вкусив крупицы этого удовольствия и получив хотя бы малейшее понимание этого откровения, мы начинаем жить по-настоящему и познаём истинное счастье бытия.

Эта идея сотворённого в человеке желания и стремления не является для нас абсолютно новой или чужой. Когда отец маленького ребёнка впервые приносит его к бассейну с водой, он нежно поддерживает своё дитя. И так, не отпуская малыша из своих рук, он позволяет ребёнку пережить чувство адаптации, недолго самому поплескаться в воде, показывая ему, что это не игрушечная ванночка. И неважно то, насколько уверенными были шаги малыша на твёрдой поверхности земли, ведь теперь он находится в абсолютно другой среде, а здесь необходимо совсем другое поведение. Если ребёнок хочет выжить, ему нужно как можно крепче ухватиться за своего папу. С точки зрения малыша всё это может быть таким новым и пугающим, но он быстро научится и поймёт, что его стремление найти опору зависит только от крепких и надёжных рук отца. Мудрый папа создаёт условия для осознания потребности в нём, а затем проявляет себя как очевидный ответ на эту потребность в жизни дочери или сына. Ребёнок находит удовлетворение своего желания чувствовать безопасность, когда он ближе всего к своему отцу. В конечном итоге этот малыш становится бесконечно близок к родителям, и этого никогда бы не произошло, если бы у него изначально не было инстинкта самосохранения и желания чувствовать себя в полной безопасности и покое.

Бог не является каким-то недальновидным лидером или непрофессиональным дизайнером проектов. Всё, что Он делает, происходит в соответствии с Его мудрыми намерениями и совершенным планом. По Своей суверенной воле Он поместил эти семь главных желаний в нас, чтобы помочь нам практиковать всевозможные грани и привилегии роли Невесты Иисуса Христа. Он дал нам эту глубокую страсть для того, чтобы у нас появилась и потребность в Нём, и наполнение от Него, ведь близость с Богом приносит счастье абсолютно во все уголки человеческого духа и души! Я часто называю это состояние «превосходящими разумение удовольствиями истинного Евангелия Божьего». Бог изливает любовь в наши сердца Своим Словом до такой степени, чтобы мы отпустили всё недостнойное Его Царства, низменное или временное - второстепенные удовольствия этого мира. Это толкает нас стремиться и попадать в мир превосходящих разумение удовольствий Отца, которые приносят искреннюю, глубокую и непреходящую радость и наслаждение.

Наша реакция на эти желания определяет степень наш успех в жизни. Люди проводят неизмеримо длительное время в колебаниях между отвержением этих внутренних позывов и попытками удовлетворения этих желаний всевозможными нездоровыми способами, безбожными, а иногда даже разрушительными путями наполнения самих себя. Представьте себе, сколько времени и сил мы могли бы сэкономить, если бы признали эти величайшие желания как факт, как данные Богом мечты, и если бы мы решились получать удовлетворение и наслаждение именно таким способом, как это задумал для нас Папа Бог. Церковь должна осознать, что человечество не может каяться в том, что томится этими желаниями, а только в том, что пытается их неправильно удовлетворить. Мы больше не можем и не должны каяться в том, как нас сотворил Бог Отец, так же, как не можем бессмысленно сожалеть о строении своей ДНК. Никто из людей никогда бы не додумался просить у Бога прощения за то, что он или она выросли высокими, или имеют карие, а не серые глаза. Нам могут нравиться или не нравиться наши черты лица или цвет волос, но никто не рассматривает их как нечто греховное - мы просто такими родились, и это часть того, кто мы есть. Точно так же это касается и наших ключевых желаний в сердце. Когда мы научимся правильно и здраво относиться к этим желаниям и принимать их от Бога, позволяя Ему восполнять наши потребности и нужды Своим единственно истинным путём, тогда мы начнём прикасаться к наивысшим удовольствиям Евангелия и войдём в такую реальность радости свыше, для которой и были сотворены.

Существует идея, что если мы стремимся к настоящей свободе, то должны отказаться от всего, что привязывает нас к этому миру. У нее есть, так сказать, веские основания. Сам Будда покинул королевский дворец и отказался от всего в поисках свободы. Иисус говорил, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное, советовал раздать все бедным и следовать за ним. В индуизме существуют четыре стадии жизни и если следовать этой традиции, то на четвертой стадии следует оставить семью, работу и начать жизнь бродячего аскета, не имеющего ничего, кроме набедренной повязки. Мы знаем Раману Махарши, который не обладал никаким имуществом. Такие люди являются для нас примером непривязанности, внутренней свободы, покоя, гармонии, любви.

Отсюда возникает мысль, что если мы откажемся от всего, что имеем, раздадим все бедным, в интернат, церковь, больницу и т.д., то обретем состояние свободы. Но в подавляющем большинстве случаев это не работает. Поэтому Рамана Махарши обычно советовал своим преданным вернуться из ашрама назад к семье, на работу, к мирской жизни. Он говорил, что пытаясь стать саньясином, уединиться в пещере, мы берем свой ум с собой и это ничего не меняет. Будда тоже прошел путь аскезы и, увидев его бесперспективность, призвал к срединному пути.

Идея обретения свободы путем избавления от привязанностей не вызывает никаких сомнений. Привязанность и свобода - понятия несовместимые.

Привязанность неразрывно связана с желанием. Мы желаем что-то, поэтому мы к нему привязаны. Избавление от привязанности неотъемлемо от избавления от желания. Желание присуще нашему уму. Не избавившись от желания в уме, невозможно освободиться от привязанности. Если мы попытаемся избавиться от какого-либо имущества, полностью не избавившись от его желания в нашем уме, в конечном счете, это не приведет к свободе. Рано или поздно такое желание обязательно даст о себе знать.

Можно сказать об этом другими словами. Нельзя избавиться от желания путем его отрицания. Нельзя избавиться от желания путем его избегания. В этих случаях желание погружается в наше подсознание и благополучно ожидает там своего часа, чтобы выйти на поверхность и разрушить нашу мнимую свободу.

Интересно, что причиной нашей жизни в этом мире, на этой планете, в этой стране, в этом обществе, в этой семье являются нереализованные желания, скрытые в подсознании. Они еще называются склонностями, тенденциями, самскарами, васанами. Именно они руководят нашей жизнью и делают ее такой, как она есть. Рамана Махарши говорил, что избавляясь от васан, мы избавляемся от эго, васаны и есть эго.

Итак, для обретения свободы важно избавиться от желаний, при этом не отрицая и не избегая их. Иначе они прячутся в подсознании, ожидая там своего часа. Получается так, что если мы не будем избегать своих желаний и отказываться от них, то не сможем от них избавиться, и это значит, что они должны быть реализованы. Но это же означает вседозволенность! Мир не сможет существовать, если каждый будет делать, что хочет, это же полный хаос, бардак, насилие, выживает сильнейший и т.д. Все это так, поэтому в обществе существуют законы для того, чтобы упорядочить все эти желания и обеспечить стабильность. Поэтому в индуизме на первой стадии жизни упор делается на дисциплину и образование. Поэтому важное значение имеет воспитание, моральные ценности. Здесь можно вспомнить о Конфуции и его учении, построенном на таких ценностях. Можно добавить сюда и заповеди Моисея.

Такие законы совершенно необходимы на определенной стадии развития общества и цивилизации. Также необходимо и следование этим законам. Для этого существует институт государства. Все это абсолютно необходимо до тех пор, пока всеми членами общества не будет осознана природа желания. Именно желания руководят нами, обществом, цивилизацией в целом. Они - продукт наших желаний.

Но если воспринять идею избавления от желаний в буквальном смысле, то может показаться, что это само по себе приведет в состояние полной апатии и, в итоге, к исчезновению цивилизации, как таковой, ведь она зиждется на желаниях. Это продукт воображения. Наша цивилизация существует десятки тысяч лет. Ранее были другие цивилизации, существовавшие еще дольше. В нашей Вселенной наверняка есть более развитые цивилизации. Они не исчезли, не растворились в нирване...

Теперь давайте вернемся к мысли о том, что для избавления от желаний они должны быть реализованы. Реализация конкретных желаний требует соответствующих условий. Если я желаю чего-то в качестве человека, обычно это человеческое желание. То есть, я смогу пожелать только то, что имеется в моем человеческом сознании, и не могу пожелать того, о чем я просто не знаю и знать не в состоянии вследствие своей ограниченности. Мы понятия не имеем о том, что творится в голове у ангелов и архангелов, можно назвать эти существа каким-то Высшим Разумом. В то же время, редко у кого возникают примитивные желания на уровне животных. То есть, наши желания совпадают с уровнем развития нашего сознания. Не больше и не меньше. Поэтому каждый из нас находится на своем месте, в соответствии с этим уровнем. Отсюда следует, что тот мир, в который мы пришли и в котором живем, служит для осуществления наших желаний. И это именно так.

Мы проживаем жизнь за жизнью, приходя в проявленный мир в соответствии со своими нереализованными желаниями. Именно они вращают колесо самсары. Именно для этого существует этот мир, то, что называется Майей, Самсарой. Судя по тому, что цивилизации существуют очень долго, вместо одних возникают другие, они развиваются, это очень длительный процесс. На самом деле, у этого процесса вообще нет конца. Даже если речь идет о Вселенной, то после ее угасания возникает новая. Это подобно тому, как человек идет спать и пробуждается для нового дня. Он рождается и умирает. То же можно сказать и о Вселенной.

Теперь переходим к самому главному. Зачем нам нужно избавляться от желаний? Ответ прост - чтобы быть свободными. Но зачем нам нужна свобода? Чего мы хотим на самом деле? Что в действительности стоит за КАЖДЫМ желанием? Ответ очевиден и не вызывает сомнений. Все, абсолютно все существа хотят быть СЧАСТЛИВЫМИ. Счастье в первую очередь означает отсутствие страдания. Счастье - это состояние радости, безмятежности, самодостаточности, свободы. Это то состояние, которое мы обретаем после того, как реализовано наше желание. И если глубоко задуматься, то главным и определяющим для нас является именно это состояние, а не желание, которое к нему привело. Желая чего-то мы всегда всегда хотим именно это - радость, безмятежность, самодостаточность, любовь, свободу. Наше желание обусловливает обретение этого состояния, то есть, счастье ставится в зависимость от каких-то внешних факторов. Счастье всегда переживается только ВНУТРИ, а его обретение ставится в зависимость от чего-то СНАРУЖИ.

Наше желание счастья, которое всегда ВНУТРИ, приводит к его поискам СНАРУЖИ в проявленном мире. Мы рождаемся, пытаемся обрести счастье за счет исполнения желаний, кратковременно испытываем состояние этого счастья при реализации очередного желания, быстро его забываем и желаем чего-то еще, которое ну уж точно сделает нас счастливыми всерьез и надолго. Но этот подход не верен в принципе. В первую очередь потому, что мы ставим наше счастье в зависимость от того, что вовне, что даже теоретически не может быть постоянным. Поэтому, если мы на какое-то время обретаем состояние счастья вследствие реализации желания чего-то ВОВНЕ, то оно всегда временно, так как в проявленном мире нет ничего неизменного. В первую очередь, это счастье связывается с нашим телом. Но ведь его в любом случае постигнет смерть...

Каждая жизнь убеждает нас в том, что искать счастье, которое переживается внутри, за счет обретения чего-то снаружи - ложная идея. Это сложный и длительный процесс, сопровождающийся страданием. Уже который раз наступая на одни и те же грабли, мы постепенно подготавливаемся к тому, чтобы однажды услышать слова: "Царствие Небесное внутрь вас есть" и всерьез задуматься над ними. Конечно, к этому может привести переживание покоя и незатронутости, безмятежности и тонкого блаженства, которое однажды совершенно неожиданно приходит к нам. Затем это уходит и возникает большой вопрос, ведь не было ничего внешнего, что привело к этому состоянию. Можно привести множество примеров, все это очень индивидуально. Важно здесь то, что приходит понимание, что источник настоящего счастья - внутри нас и он совершенно не отделим от нас. Приходит понимание того, что к этому переживанию счастья приводит покой ума. Если ум тих и спокоен, если его не разрывают желания, если осознанно войти в состояние глубокого покоя даже на короткое время, то всегда за этим последует переживание счастья. Это становится не просто идеей, тем, что мы услышали от кого-то, это становится нашим практическим знанием.

И это переломный момент. Человек, который пережил состояние ни от чего не зависящего, необусловленного счастья, обычно это называют проблеском Истины, понимает на своем собственном опыте, что для переживания счастья нет необходимости в исполнении желаний. Именно это понимание позволяет ему обрести настоящую свободу и, так сказать, избавиться от желаний. Желания могут быть, но они уже не имеют ни силы, ни власти над таким человеком. Это может быть выражено фразой: "Мне и так хорошо, зачем мне что-то еще". Но эти слова понимаются не как апатия и полное безразличие ко всему. Совсем нет! Это состояние, когда все приветствуется таким, как есть, и при этом нет зависимости от внешних факторов. Это состояние гармонии, сонастроенности и самодостаточности. Желания присутствуют, но они исходят из этого состояния Целостности: "Если мне всегда и так хорошо, зачем мне желать кому-то зла, кого-то ненавидеть, пытаться повлиять на него силой и т.д." Желания становятся безболезненными, в них нет корысти и зависимости от результата. Это состояние подлинной свободы. В этом случае эго отсутствует.

Такое состояние приходит не в результате отказа от желаний, их избегания. Оно приходит в результате понимания природы желания, понимания природы того, кто желает, и что очень важно - в результате практического переживания покоя ума, приводящего к состоянию необусловленного счастья. В состоянии этого покоя желания постепенно ослабляются. Они растворяются в присущем нам неотъемлемом настоящем Счастье (это совсем не то кричащее эмоциональное состояние, которое мы поначалу считаем счастьем), заслоняемом активностью ума. Здесь нет необходимости насиловать себя, нет необходимости прилагать усилия.

Это состояние покоя ума, называемое словами "Просто быть", совершенно естественно и как бы само собой приводит к растворению желаний. При этом они не прячутся в подсознании, они становятся безвредными. В данном случае совершенно не важно, есть ли у вас какое-то имущество, или нет. Растворение желаний, склонностей, тенденций, васан - это процесс растворения ума или нашего отождествления с телом/умом. Такое растворение совершенно необходимо для достижения настоящей свободы и счастья, которое ни от чего не зависит. Это называется просветлением и окончательным освобождением.

Ум - это отдельное тело, которое, наравне с физическим и эфирным телами, обладает своими свойствами, возможностями и структурой. Обычно расположение ума связывают с головой - потому что процесс мышления происходит как бы в ней. Но тело ума имеет куда больший объём, и он почти совпадает с объёмом эфирного тела, которое, подобно кокону, окутывает тело физическое. А то, что мыслительные процессы мы ощущаем в голове, объясняется тем, что в ней расположены органы чувств, получающие информацию из внешнего мира. Если вы зададитесь такой целью, то узнаете на собственном опыте, что думать можно, например, животом или грудью, причём сам процесс мышления поменяет место, но фактически не изменится. Так, можно читать молитву в сердце, и это не метафора, означающая, что вы во время молитвы направляете туда внимание - нет, имеется в виду, что молитва в данный конкретный момент произносится прямо в области сердца. То есть функция активного мышления сместилась в эту зону. Суфийский зикр, который смещается в сердце на одной из стадий практики с ним, означает то же самое - чтение его в сердце, а не мысленное перенаправление его туда из головы. Мистики, владеющие своим вниманием и не отождествлённые с умом, могут смещать процесс мышления во внутреннем пространстве тела ума, это не так уж сложно. Другое дело, что с практической точки зрения думать головой всё-таки удобнее.

Нередко ум путают с мозгом - всё из-за того же совпадения места мышления . Учёные бьются над загадкой мозга, но разгадать её им не под силу. Они пытаются найти в нём источник мышления, которого там нет, и вместо причины они всегда видят следствия, силясь создать из них целостную картину, объясняющую всё многообразие функций ума человека. Мозг - всего лишь проводник между телом ума и физическим телом, и процессы, происходящие в нём, есть отражение деятельности ума. Если мозг повреждён, то функция проводника нарушается, и потому при лоботомии мы видим явные нарушения мышления у того, кому она была сделана. Если ваши глаза слепы - это не значит, что света в мире нет, просто функция глаз оказалась нарушена. Практически то же самое происходит, когда при повреждении мозга у человека нарушается память, мышление и другие функции, источником которых является ум. Наука, которой подвластно лишь исследование материи, остаётся в вынужденном тупике и в вопросах мышления, и в вопросах сознания. Пока люди не поймут, что в них есть не один, а несколько разных уровней бытия, каждому из которых соответствует своё тело, ясности относительно того, что, как и почему происходит в человеке, достигнуто не будет.

Мозг получает импульсы от ума, проводя их в тело. Но есть и обратный процесс - сигналы от тела тоже получаются умом, и происходит реакция ума в виде мыслей и решений. Все три низших тела человека - физическое, эфирное и тело ума - в этом смысле очень тесно связаны, и потому различить сферы их проявлений и действия можно только взрастив в себе достаточно высокий уровень осознанности. Вот почему мистики, достигающие состояния полной осознанности, разбираются в людях куда лучше любых психологов.

В теле ума есть активная и пассивная части. К пассивной части относится память - этакое хранилище всех впечатлений, полученных человеком. Надо сказать, что впечатления являются пищей для тела ума, тем, в чём он нуждается для своего нормального функционирования. Как и физическая пища, впечатления могут быть разными по качеству, здесь можно провести аналогию. Если вы съедаете слишком солёную, острую или недоброкачественную пищу, то у вас может начаться расстройство желудка. Или же вы, например, объелись - тогда вам становится тяжело и тоже возникает дискомфорт. Примерно такое же действие на ум оказывают впечатления - есть такие, которые приводят его в состояние возбуждения, есть травмирующие или, наоборот, вдохновляющие. Если же вы получаете слишком много впечатлений за короткий промежуток времени, то ваш ум перегружается и устаёт.

Все без исключения впечатления хранятся в памяти. Они, собственно говоря, и создают её. Бывают впечатления, которые создают в вас сильную эмоциональную и ментальную реакцию. Например, родители вас наказывают ни за что. В этот момент вы испытываете сильную обиду, непонимание и страх. Всё это не выражается в силу ситуации - вам просто не позволяют этого выразить. Тогда в память откладывается впечатление, заряженное невыраженными энергиями - гнева, страха или какими-то другими. То есть это воспоминание станет вызывать к жизни соответствующую реакцию во всех телах. Оно неотработанное, оно как неразорвавшаяся мина сидит в вашей памяти. Ну, или как незажившая рана, которая время от времени начинает кровоточить. На основе подобных впечатлений формируются все фобии и неврозы.

Как и любая пища, впечатления могут быть грубыми и тонкими - и воздействие их, соответственно, тоже будет разным. Как физическая пища формирует физическое тело (например, избыток углеводов приводит к полноте), так впечатления будут влиять на формирование ума, на его восприимчивость, гибкость и так далее. Под воздействием грубых впечатлений ум будет развиваться одним образом, под воздействием тонких - другим. Искатели нередко сталкиваются с тем, что в процессе работы над собой их вкусы меняются. Им хочется слушать другую музыку, читать другие книги и бывать в каких-то других, ранее ничем не привлекавших их, местах. Так меняются потребности ума по мере продвижения искателя.

Там же, в памяти, хранится набор достаточно абстрактных идей, из которых формируется обусловленность человека. Обусловленность - это набор верований и представлений человека о мире и людях. Ни одна идея не будет работать в уме, если человек не принял её как истинную; если он в неё не поверил. Вы знаете довольно много разных идей, и к каким-то из них вы равнодушны, а какие-то вас возмущают. Есть ещё идеи, которые вы считаете правильными и готовы их отстаивать в спорах и биться за них насмерть. Вот это и есть идеи, которыми вы обусловлены и которые определяют ваше поведение и реакции. Исходя из этих идей вы совершаете выбор - как поступить в той или иной ситуации, и он, в результате, предопределён (то есть обусловлен) ими. Так работает человеческий ум.

Пассивная часть ума имеет значение только в связи с активной его частью, в которой осуществляются процессы мышления. Она состоит из трёх слоёв, каждый из которых играет свою роль в жизни человека. Когда начинаешь целенаправленно наблюдать активную часть ума, то сначала видишь первый его слой. Лучше всего представить себе три сферы, которые находятся одна в другой. Так вот, первый слой ума, в котором осуществляется сознательное мышление, которым мы можем управлять, будет внешней сферой. Здесь мы можем строить планы, мечтать, сочинять тексты, обдумывать произошедшие события. Здесь создаются субличности, хотя сразу после создания они уходят на второй слой ума, откуда и включаются по необходимости. И благодаря этому слою мы можем управлять вниманием, можем разделять его и взращивать осознанность. Для пущей простоты я буду называть этот слой сознательным умом . Так вот, именно он позволяет нам производить осмысленную деятельность, и благодаря его наличию у нас есть возможность реализовать свой духовный потенциал, став полностью осознанными. У животных нет сознательного ума, у них в активной его части присутствует только два слоя. Поэтому у них нет никакой возможности разделять своё внимание, и у них по полной программе работает слой, идущий у человека вторым - бессознательный ум .

Представьте себе, что каждая из трёх сфер, помещённых одна в другую, вращается независимо от других, и каждая - со своей скоростью. Тогда внешняя сфера активного ума будет вращаться со средней скоростью, средняя, вторая по счёту, - с очень высокой, а вращение третьей, внутренней сферы, будет очень медленным. Эта картинка даёт представление о том, что происходит в слоях активной части нашего ума. И если скорость вращения первых двух сфер может то ускоряться, то замедляться, то внутренняя сфера движется с одинаковой скоростью, на которую ничто не влияет.

Второй слой - бессознательный ум - имеет огромную скорость, и он, по сути, поддерживает человеческую бессознательность. Это слой автоматических реакций, здесь - все ассоциативные связи, все стереотипные движения; здесь всё, что не требует сознательного участия - все автоматизмы, привычки и навязчивые мысли. Помните песенку, которая крутится у вас в голове и от неё никак не избавиться? Это работа бессознательного ума. Он тесно связан с памятью, и все ассоциации, которые всплывают у вас во время, например, разговора - продуцируются им. Все повторяющиеся состояния, все невротические реакции закрепляются и поддерживаются бессознательным умом. Когда вы вырабатываете в себе навык контроля над эмоциями, этим занимается сознательный ум. Он обучается их подавлению. Но как только вы овладели этим навыком, он тут же переходит под власть бессознательного ума, и подавление происходит уже без вашего сознательного участия. Бессознательный ум забирает себе все усвоенные вами навыки, и ровно поэтому вы можете оставаться неосознанными во время выполнения любой привычной работы. Благодаря ему человечество может продолжать «спать» на ходу.

В силу того, что скорость бессознательного ума куда выше скорости ума сознательного, его реакции очень часто остаются неотслеженными, скрытыми от вас. Вы видите только их последствия в виде ухудшения самочувствия или изменения настроения. Механистичность психоэмоциональных реакций человека возникает благодаря бессознательному уму. Вам что-то говорят, сознательный ум это слышит, но не успевает ещё толком оценить входящую информацию, как в дело вступает бессознательный ум, в котором на неё уже идёт соответствующая реакция. Если информация неприятная, то включится подавление отрицательных эмоций и защитное поведение. Активируется жалость к себе и привычные упаднические мысли. Весь психологический фон изменится почти мгновенно, и сам момент этого перехода вы не уловите, просто констатируете, что ваше настроение испортилось, может быть, даже не связав его изменение с полученной вами информацией. Когда чувства подавляются, то увидеть, из-за чего вы вдруг расстроились, бывает довольно сложно, потому что запрет на их выражение имеет под собой обоснование, идею, которая противостоит признанию истинного положения дел. Например, вы считаете себя смелым и сильным (ну или хотите им быть) и попадаете в ситуацию, где вам стало страшно. Ваш бессознательный ум подавил страх, а сознательный начал отрицать, что вам вообще было страшно. И вы начинаете думать, что давление у вас подскочило просто так, без видимой причины.

Сознательным умом управляете вы, а бессознательный управляет вами. Причём то, что вы решаете в сознательном уме, потом осуществляется в бессознательном. Например, вы решили никогда больше не демонстрировать своей слабости - ни в чём вообще. Решение принимается сознательно, но исполнение отходит к бессознательному уму, который и поддерживает в вас сопротивление по отношению к миру и людям. Так во всём - сознательный ум воспринимает новую информацию, анализирует её и принимает решение. Если оно долговременное, то его воплощением занимается бессознательный ум. Поэтому одним из основных усилий искателя в работе с умом становится выведение автоматических действий бессознательного ума в сферу сознания.

Когда я говорю, что сознательным умом управляете вы, то это, до некоторой степени, условное утверждение. На деле он сам управляет собой. В нём существует структура вашей личности, вашего эго, из которой он сам себе выдаёт указания. Ваше «я» - тоже ум, и это нужно понимать вполне ясно. Другое дело, что вы - больше, чем просто ум, но ваше «я» зафиксировано и существует только в нём . Это своеобразный парадокс, суть которого становится понятной и очевидной по мере роста осознанности.

Третий слой активного ума можно назвать молчащим умом , потому что в нём, когда вы наблюдаете его, практически ничего не происходит. Во время бодрствования он никак не участвует в происходящем, но в глубоком сне вы опускаетесь именно в него, на какой-то период он становится главным. Больше о нём и сказать-то особенно нечего.

В «Книге об очевидном и неочевидном» я описывал практику наблюдения этих слоёв ума и прохождения через них. Некоторые читатели решили, что если им удастся дойти до осознания молчащего ума, то все их проблемы с механистичностью бессознательного ума разрешатся сами собой. Это не так. Практика, описанная в книге, даёт возможность познакомиться со строением вашего ума, но избавления от автоматизмов не приносит. Вы начинаете лучше видеть движения слоёв своего ума, меньше отождествляться с ним, но для того, чтобы освободиться от конкретной механистической реакции, вам нужно осознавать её во всей полноте - включая впечатления, на основе которых она возникла. Это другая практика.

Когда вы устаёте, сознательный ум слабеет и проявления бессознательного ума становятся более яркими. Так, если в вашем уме начался поток бессвязных мыслей и ассоциаций, всплыли песенки, которые вы слышали накануне, значит, энергия вычерпалась, и вам следует отдохнуть. Особенно это важно для искателей, стремящихся к работе с вниманием, потому что в таком состоянии делать что-либо с ним почти невозможно. Отдохните, и тогда способность к разделению внимания снова появится.

Существует мнение, что человеческий ум творит реальность каждого человека. При этом зачастую имеется в виду внешняя реальность, внешний мир. На этом допущении строятся многие современные учения по достижению успеха и личного счастья. Наша реальность сложна, и в ней существует немало дыр, благодаря которым возможно всякое. Но утверждать, что наши мысли прямо влияют на внешнюю реальность вокруг нас или что целенаправленным думанием её можно изменить - это, конечно, перебор. При этом не будет никаким преувеличением, если мы скажем, что ум полностью выстраивает нашу внутреннюю реальность. Внешняя реальность для всех одна и та же, а вот внутренняя - у каждого своя. Наш активный ум подобен призме, только она не преломляет солнечный свет, а меняет наше восприятие, отсекая одни влияния и впечатления и усиливая другие. Ум создаёт нам страдание, ум ставит перед нами цели, он может создать внутри нас целые миры, которые нам будет трудно отличить от настоящих.

Мне довольно часто приходят письма с описаниями духовных переживаний и разного рода видений. Большая часть их настолько фантастична, что там и комментировать практически нечего. Разве что сказать, что не нужно позволять своему уму впадать в буйные фантазии. Но порой этого просто не избежать. Когда вы ищете цель, которой нет в реальности, то ум создаст вам переживание её достижения внутри себя. И вы не сможете отличить, насколько реально ваше переживание, если ваша осознанность находится в зачаточном состоянии. Например, вы ищете пресловутое высшее «я» или стремитесь увидеть источник осознания. Подобный поиск обречён на неудачу, потому что нет внутри нас таких центров. Но вы практикуете и смотрите внутрь с одной единственной целью - обнаружить «это». Если вы стараетесь, то через некоторое время начнёте ощущать некую точку, которая вот «оно» и есть. И, смещая внимание в неё, вы будете входить в изменённое состояние, в котором ум вроде бы замолчит, но ничего больше не произойдёт. И ничего произойти и не сможет, потому что ум выполнил свою задачу - нашёл вам то, что вы ищете, внутри себя самого. И даже если «это» находится в животе или грудной клетке, то вспомните о том, что тело ума у нас большое. Если вы хотите видеть энергии или общаться с высшими сущностями, то ум может создать вам и это тоже. Он - мастер иллюзий, и чем больше вам хочется в них верить, тем больше их появится. Не забывайте об этом и всегда относитесь критически к подобным переживаниям, потому что большинство из них, поверьте моему опыту, рождены вашим собственным умом и ничем больше. Осознавайте себя, уводите внимание из ума в тело, а не идите за ним, потому что ни к чему кроме новых иллюзий ум вас не приведёт.

Иллюзии возникают на почве обусловленности, когда мир представляется вам оплотом греха, например, а люди в нём - сплошь содомиты. Мир может быть страшным, интересным, безразличным - ваш ум создаёт его версию для внутреннего использования вами же. Люди вокруг - тоже творение вашего восприятия, в том смысле, что вы воспринимаете их избирательно, согласно своим представлениям о добре и зле или о вреде и пользе, проецируя на них свой собственный сон. Так живут практически все люди.

Конечно же, ум творит иллюзии не просто так, а на основе ваших желаний. Вот тут-то и пришло время поговорить о них. Желания являются плодом ума, но не возникают в нём. Сила желаний - это жизненная сила, которую мы получаем каждую ночь во время сна. Жизненная сила приходит к нам с Нисходящим Потоком Творения. Я писал о Потоках Творения в своих книгах, и здесь подробнее останавливаться на этом вопросе не буду. Так вот, жизненная сила приходит к нам в чистом виде, никак не оформленная. Для того чтобы её использовать, ей нужно задать направление, нужно найти канал, в который она будет направлена. И ум как раз-таки и занимается оформлением её в новое, например, желание. Или направляет в уже готовый канал реализации старого желания, требующего воплощения. Тут нужно учесть, что существуют длинные и короткие желания. Если вы хотите стать просветлённым, то это - длинное желание, поскольку его реализация потребует длительного времени и большого количества усилий. Если же вам захотелось сходить в кино - то это желание короткое, которое может быть выполнено прямо сейчас и о котором потом можно просто забыть, потому что оно исполнено. Так вот, вновь поступающая жизненная сила может быть направлена как в канал старого желания, которое пока ещё не пришло к своему полному осуществлению, так и в создание нового желания.

Каждое желание содержит в себе импульс жизненной силы, которая должна быть потрачена на действия по его осуществлению. И потому действовать без желания или идти против своих желаний так трудно. Я бы сказал, что это практически невозможно, но ситуация такова, что в процессе воспитания и взросления нам в ум закладывают массу идей, которые призывают к ограничению или отказу от тех или иных желаний. И здесь надо понять, на основе чего желания вообще возникают, откуда ум берёт темы для оформления импульсов жизненной силы в желания. Существует всего две такие темы - наши нужды и наши идеи. Для продолжения существования в теле нам необходим ряд условий. Мы должны питаться, иметь определённый уровень комфорта (тепло, сон, отсутствие длительных стрессов и так далее), у нас есть потребность в близости, самовыражении, в новых впечатлениях, в конце концов. Но основе этих потребностей и возникают те или иные желания. Мы не можем пожелать то, о чём не знаем, потому что наш ум оперирует только известным. Поэтому и желаем мы, отталкиваясь от впечатлений - от увиденного, услышанного или пережитого ранее. Мы можем захотеть пищу, которую уже пробовали, потому что нам понравился её вкус. В другом случае нам кто-то её так расхвалил, что желание попробовать её возникло прямо в процессе разговора. Так это происходит, и когда мы ведёмся на очередную новинку, здесь, помимо прочего, проявляется потребность ума в новых впечатлениях. В новых ощущениях, которые нас до некоторой степени насыщают.

Идеи, которые лежат в нашем уме и в которые мы верим, тоже дают нам возможность создавать желания. Если мы верим в идею свободного рынка, значит, мы хотим, чтобы он, во-первых, имелся в нашей стране, а во-вторых, чтобы он действительно был свободным. И если ничего такого нет и в помине, то нам придётся страдать, потому что желание наше останется неудовлетворённым. Идей, за которые держатся люди, - немало, и у каждого из них существует свой индивидуальный набор тем, за которые он переживает всей душой. Из идей рождаются идеалистические желания, которые в принципе невозможно удовлетворить. Например, очень популярная в России идея справедливости. Человек, обусловленный ею, будет страдать регулярно, потому что его желание того, чтобы всё было по справедливости, никогда не сбудется. Чем больше идеалистических желаний несёт в себе человек, тем более принципиальным и значимым он себя чувствует, и тем больше беспокойства они ему приносят.

Сами по себе желания не плохи и не хороши. Они отражают ваши потребности, вашу неудовлетворённость и те сущностные склонности, с которыми вы родились. Кто-то любит читать, кто-то смотреть, а кто-то - пить водку в бане, предварительно хорошенько распарившись. Сексуальные желания становятся извращёнными ровно потому, что вам внушили запрет на них, и тогда естественное течение энергии оказывается нарушенным, а сексуальное влечение начинает проявлять себя совершенно неожиданным образом. Хорошие и плохие желания - это ваше отношение к ним, основанное на вашей же обусловленности. Другое дело, что выполнение некоторых желаний влечёт за собой тяжёлые последствия именно для вас. И тут уже вы сами делаете выбор, нужны ли они вам.

Если у вас нет возможности удовлетворить своё желание, то вы будете страдать, потому что его энергия требует выхода, она должна быть потрачена в действии. Но даже не само нереализованное желание приносит вам страдание, а его следствия в виде гнева, печали и страха. Гнев возникает на того, кто мешает воплощению вашего желания, печаль приходит позже, когда становится понятно, что в ближайшее время оно не может быть реализовано, а страх становится тем фоном, на котором желание существует. Вы боитесь, что у вас никогда не получится достигнуть желаемого, вы испытываете страх остаться ни с чем. И наоборот, если вам удалось воплотить желаемое в жизнь, возникает реакция радости и удовлетворения.

С теми желаниями, которые реализуются легко и просто, проблем нет. А вот с теми, которые по тем или иным причинам выполнить невозможно, возникают определённые затруднения, потому что не очень понятно, что с ними тогда делать. Обычно данная проблема разрешается двумя способами: если желание нельзя реализовать из-за внутреннего запрета на его осуществление, то оно подавляется. Подавленное желание лежит в теле ума как энергетический сгусток и ждёт своего часа. Когда их скапливается слишком много, напряжение растёт как в бессознательном уме, так и в теле ума в целом. Ум становится скованным, негибким, в нём могут начаться расстройства в виде, например, неврозов или маниакально-депрессивных состояний. Иногда дело доходит даже до серьёзных психических заболеваний.

Когда желание не запрещено обусловленностью или действующими законами, тогда оно откладывается. Например, вам хочется купить машину, но не хватает денег. Тогда это желание даёт вам силу на то, чтобы их зарабатывать, но само его выполнение отложено. Или вы не можете осуществлять желания из-за внешних причин, например, вы сидите в тюрьме или служите в армии. Тогда они откладываются до момента возвращения домой, а до той поры живёте короткими желаниями, которые должны удовлетворить ваши текущие потребности. И если отложенные желания время от времени напоминают о себе, снова появляясь в поле зрения сознательного ума, то подавленные загоняются во внутреннюю тьму как можно глубже, чтобы, по возможности, забыть их напрочь. Зато от подавленных желаний куда меньше печали или гнева, в отличие от тех, которые вы отложили на потом. Когда желание подавляется в зародыше, оно не успевает вызвать эмоциональную реакцию эфирного тела, а значит, гнева, печали или страха, связанных с этим желанием, внутри нас нет. Зато есть другой страх, связанный с запретом на проявление желания, из-за которого оно, в общем, и подавляется.

Иногда человеку приходится подавлять желание, хотя запрета на его выражение нет. Например, он хотел стать хорошим музыкантом, но у него ничего не вышло. Часть энергии желания тратится на действия, которые не приносят желаемого результата. Потом человек понимает, что у него ничего не получается, и тогда он либо перестаёт качать энергию жизненной силы в этот канал, либо подавляет остатки своего желания, чтобы оно перестало о себе напоминать. Ещё чаще подобные вещи происходят в отношениях. Вы влюбляетесь и хотите быть рядом с объектом своей любви, но не получаете взаимности. Тогда вам нужно либо прожить отказ, побыть в гневе и печали, а потом осознать всю невозможность осуществления данного желания и освободиться от него, либо нужно его подавить, чтобы оно не сводило вас с ума. Есть ещё вариант долгих терзаний, страданий и душевных мук, но он совсем мазохистский, хотя многие люди выбирают именно его. Тут, что называется, всё зависит от вашего психотипа. Психопаты в таких случаях предпочитают подавлять, а невротики - мучаться.

Проблема с нереализованными желаниями - неважно, отложены они или подавлены - заключается в том, что их энергия, будучи неистраченной, никуда не девается. Детское желание, которое сформировалось, но не осуществилось, столь же живо, как и тридцать лет назад. Подавление - это консервация, а не избавление. Импульс жизненной силы, заключённый в желании, существует столько, сколько вы живы. Их энергия рассеивается только после вашей смерти. При этом существует способ, как рассеивать её, не дожидаясь своей кончины. На нём основана духовная работа во всех без исключения традициях, где избавление от желаний считается главным условием достижения высших состояний бытия. Единственная сила, которая может помочь вам в избавлении от любого уже сформировавшегося желания, - сила вашего Сознания. В практиках осознания вы можете очистить своё внутреннее пространство от любых подавленных или нереализованных желаний.

Осознание - метод, но есть и ключи к работе с желаниями. То, что подавляется, ум прячет от нашего внимания, и запретные желания попадают в его «слепую зону». Ум в этом смысле - великий волшебник. Поэтому обнаружить их, просто захотев этого, сразу ни у кого не получается. Здесь нужно двигаться за хлебными крошками, используя вместо них эмоциональные реакции эфирного тела. Начинать придётся с простого. Например, у вас возникло раздражение, которое есть ни что иное, как контролируемое проявление гнева. Если вы понимаете, что гнева без желания не бывает, то сразу можете отследить момент, в котором он появился, и понять, что его спровоцировало. Как только вы увидите причину раздражения, вам станет легко понять желание, которое вами в тот момент двигало, оно станет для вас очевидным. Люди настолько часто живут и действуют «на автомате», что частенько не могут отследить в себе очень простых вещей. Особенно если эмоциональные проявления гнева или печали у них тоже под запретом. Так или иначе, через осознание момента, в котором внутри вас появился гнев, вы можете увидеть желание, которому кто-то помешал осуществиться. Сначала, возможно, у вас будет получаться отслеживать истинные причины своих эмоциональных всплесков только задним числом, но по мере роста осознанности вы начнёте видеть их сразу, прямо в момент появления. Наблюдая свои реакции, изменения своего настроения и внутренних состояний, вы придёте к их причинам. И чаще всего причинами этих перемен будут желания и страхи. Контроль и подавление хорошо отслеживаются через тело - как только вы замечаете, что у вас выросло напряжение в плечах или, например, в животе - это служит сигналом, говорящим вам о том, что в данный момент вы что-то в себе контролируете. То есть подавляете. Или же, если вы уже научились осознавать процесс своего дыхания, по нему тоже можно узнать, что сейчас происходит в вашем уме. Если дыхание стало поверхностным, менее глубоким, чем обычно, значит, прямо в этот момент вы не позволяете чему-то проявиться. Через сдерживание дыхания вы тоже контролируете эмоциональные проявления, и, начиная поверхностно дышать, вы ослабляете их энергию. Если вы всегда дышите поверхностно, значит, вы живёте в постоянном контроле своих желаний и эмоций.

Так, через наблюдение своих реакций и обращения внимания на то, что их вызывает, вы придёте и к осознанию работы своего бессознательного ума, и к тем желаниям, которые были до этого от вас скрыты. Сама же работа с конкретным желанием проста в описании, но трудна в исполнении. Вы позволяете желанию подняться, дать ему развернуться в вашем внутреннем пространстве, вы даёте ему захватить ваш ум. При этом вы не идёте за мыслями, которые тут же сосредотачиваются на способе, каким можно воплотить желание в жизнь, но смотрите на них и на ощущения, которые возникают у вас внутри. Желание будет требовать действий, но вы остаётесь неподвижными. Желание будет требовать воплощения, но вы остаётесь наблюдателями. Вы просто сидите и пребываете в нём, не отождествляясь с умом, не впадая в фантазии или в построение планов. Тогда энергия вашего Сознания будет рассеивать энергию желания, и, если вы сумеете смотреть на него достаточно длительное время, оно исчезнет, как будто бы его и не было. Иногда на работу с желанием требуется час или два. Иногда несколько дней кряду вам придётся держать на нём часть своего внимания. Есть, однако, один закон, которого здесь не обойти. Если вы на самом деле не хотите от него избавиться, если у вас есть надежда, что оно всё-таки сбудется, то избавиться от желания не получится. Вы бессознательно станете его защищать, не вкладываясь в практику с необходимой самоотдачей, и тогда оно на время ослабнет, но не исчезнет. А потом ваш ум вкачает в него новую порцию жизненной силы, и оно вернётся к вам во всей своей иррациональной красе. Только поэтому у многих искателей не получается работа по избавлению от очевидно бессмысленных желаний: где-то внутри им всё-таки верится, что они могут и должны сбыться.

Не все желания обязательно нужно рассеивать. Есть такие, которые проще выполнить, относясь к этому делу как к практике. Те, например, на которые вам жалко денег или времени. Те, которые кажутся вам глупыми и ненужными. Такие желания, кстати, следует выполнять в первую очередь, потому что глупыми и ненужными ваши желания становятся в силу программы их отрицания, на которой стоит весь комплекс неполноценности. Начав с них, и наблюдая реакции своего ума в момент их удовлетворения, вы уже приступите к работе по принятию себя - пусть даже в виде своих желаний. Которые кстати, никогда не являются глупыми - все они, так или иначе, отражают какие-то ваши потребности. Идеалистические желания в принципе выполнить невозможно, поэтому все они должны быть осознаны и рассеяны. А одновременно с этим нужно потерять свою привязанность к тем светлым идеям, на основе которых они возникли. Если вы продолжаете верить в идею справедливости, то у вас не получится избавиться от желания, чтобы справедливость восторжествовала, но через работу с желанием вы можете глубже осознать пагубное влияние этой идеи на себя и ограниченность её применения в мире. Тогда избавиться и от желания, и от идеи будет куда проще.

Используйте эти знания для того, чтобы изменить свою ситуацию, чтобы бессознательный ум и нереализованные желания не превращали вашу жизнь в бег по кругу под аккомпанемент негативных эмоций. Если знаешь, на что смотреть, то осознавать себя и доходить до сути вещей становится намного проще. Может быть, кому-то покажется глупой сама затея с рассеиванием энергии желаний и освобождением от них, но не менее глупо иметь такую возможность и не воспользоваться ею. Мы же, в отличие от животных, можем разделять своё внимание, можем не отождествляться с движениями ума и выходить за его пределы. Мы можем очень многое изменить в себе, если по-настоящему этого захотим. Так что смело создавайте новое желание - осознать себя и освободиться от механических реакций бессознательного ума, а также - очистить внутреннее пространство от подавленных желаний. И - за работу!

У каждой эпохи свои идеалы привлекательности. Сейчас в моде чувственность пухлые губы, большая грудь, здоровая кожа, длинные ноги. Сексуальность демонстративная, сценическая, показная… Но маятник, похоже, уже качнулся в другую сторону. И мы стали двигаться к потаенной, спрятанной женской сексуальности, которая не на виду, до которой еще надо добраться.

Мужчина и женщина разные, но построены на принципе взаимодополнения: чего не хватает у одного, в избытке есть у другого. Мужская сексуальность всегда на виду, а женское начало скрыто внутри. Мужская энергия векторная, резкая, направленная на цель, а женская – волновая: нежная, текучая, заполняющая все пустоты.

Секс – это обмен: женщина получает мужскую, грубую энергию, а делится своей тонкой энергетикой. Мне нравится сравнение женщины с вишней: внешне она мягкая, соблазнительная, сочная, но все держится на жесткой основе – косточке. Мужчина же похож на орех: внешний слой – твердая скорлупа, а внутри – мягкая сердцевина.

Еще сто лет назад идеи женского оргазма не существовало. Сейчас все наоборот: его отсутствие беспокоит, а психологи помогают женщине научиться получать удовольствие от секса. Для мужчины оргазм – это цель, так природа заинтересовала самца совокупляться, а секс – разрядка: он с удовольствием займется любовью, чтобы снять стресс.

Для женщины оргазм – лишь приятное дополнение, ей важнее сам процесс: наслаждение контактом, общением, тактильностью, близостью… Избавиться от стресса она предпочтет не в контакте с мужчиной, а с помощью вкусной еды, душа, ванны.

Откуда приходит желание? У женщины оно формируется задолго до того, как она оказывается в чьих-то объятиях. Ей очень важно то, что, казалось бы, имеет весьма отдаленное отношение к сексу: все ли получилось на работе, все ли дела сделаны, все ли в порядке с детьми, чувствует ли она себя любимой…

Женщина первой дает невербальный сигнал о том, что готова к контакту

Ее желание рождается постепенно, накапливается, достигает апогея и еще долго блуждает в теле: она не может мгновенно выйти из сексуального возбуждения, ее тело и после оргазма еще напряжено и отзывчиво.

Как и кого она выбирает? Мужчина видит женщину и сразу понимает, хочет он ее или нет. Женщина, конечно, также анализирует внешние данные, но ей важно почувствовать, что партнер надежен, потому что она неосознанно выбирает не только любовника себе, но и отца своим детям.

Способность отвечать за возможное потомство важна в женском выборе партнера, это влияет и на сексуальность, и на любовные отношения. Женщины любят говорить: «Он посмотрел на меня, и я растаяла». Это правда... но не совсем. Женщина первой дает невербальный сигнал о том, что готова к контакту (не сексу, хотя и к нему тоже). Если мужчина не уловит этот сигнал, он не решится на знакомство.

Женские страхи – наследственные и эволюционные, их много, они сплетены в клубок… Женщина всегда была вынуждена думать о последствиях, в том числе и о беременности, отвечать не только за себя, но и за жизнь своего потомства. Плюс родительские запреты, навязанный кодекс поведения, пуританское отношение к сексу, которое культивировалось в нашей стране очень много лет.

Матери не говорили с девочками о сексе, считали эту тему постыдной, запретной. Сами были зажатыми и тревожными и это передавали своим детям. Именно поэтому многим женщинам так сложно расслабиться, забыться, отпустить себя. А это необходимо, чтобы получать удовольствие от секса и хотеть им заниматься.

Сексуальность, принесенная в жертву

Отношения с матерью влияют на сексуальность дочери и ее личную жизнь. Слишком тесные, напоминающие зависимость, полное слияние, могут стать для девушки настоящей проблемой.

«Иногда дочь сознательно предпочитает оставаться для матери маленькой девочкой, чтобы та могла радоваться и продолжать выполнять свои материнские функции, – отмечает психоаналитик и сексолог Катрин Блан. – Это происходит, когда дочь слишком боится потерять любовь матери, а та не может лишить себя своей единственной отрады.

Сексуальность дочери в таких случаях остается лишь подразумеваемой, но не воплощенной в тело и эмоции. Она слишком верна своей матери, чтобы полюбить кого-то еще». В результате к сексологам обращаются женщины, обеспокоенные своей фригидностью, оставшиеся до зрелого возраста девственницами или чувствующие, что что-то мешает им раскрыться полностью.

«Сексуальность отдаляет нас от родителей, – продолжает сексолог. – Эти женщины не позволили ей развиться, а если и позволили, то постоянно мучаются страхом потерять из-за этого контакт с матерью. В данном случае задача сексолога состоит в том, чтобы помочь им дать самим себе право любить и испытывать сексуальное желание».

Стереотипное представление о пассивной роли женщины в сексе тоже имеет значение: у некоторых неосознанный страх показаться легкодоступной или распутной легко подавляет первые признаки пробуждающегося желания.

А вдруг оно захлестнет меня с головой? Что будет, если, возбудившись, я перейду все допустимые границы – позволю себе то, чего мне хочется, но зайду слишком далеко, буду кричать слишком громко, окончательно потеряю голову? Все эти сомнения заставляют тело сопротивляться, а разум – контролировать поведение. И то и другое – путь мимо удовольствия.

Материнство помогает женщине принять себя, меняет ее статус, повышает самооценку. И все это работает на ее сексуальность

Почему женщины симулируют оргазм – причин тому очень много. Тревога и недоверие к себе и мужчине, желание показаться сексуальной, «вкусной», профи… А может быть, спрятаться за свободным поведением от зажатости и неопытности. Хорошо, если женщина начинает находить в этом «театре» то, что интересно ей самой. Если однажды ей удастся полностью расслабиться и забыть обо всем, тогда у нее все получится.

Материнство меняет ее сексуальность. Во время беременности, «опьяненная» гормонами, она бывает ненасытна в сексе. А после родов, наоборот, может остыть и забыть обо всем – в какой-то момент ей может быть даже странно представить, что прежде она так легко отдавалась своей страсти. Почти весь первый год молодую мать интересует только ее младенец и все, что с ним связано. Муж при этом часто чувствует себя забытым.

Обычно женщине требуется от нескольких месяцев до года, чтобы прийти в себя. И зачастую она понимает, что стала другой: более уверенной в себе и одновременно более чувственной. Материнство помогает ей принять себя, меняет ее статус, повышает самооценку. И все это работает на нее, на ее сексуальность, раскрепощение и изгнание страхов.

Деньги остаются в паре одним из главных табу. Как правило, работающая и зарабатывающая женщина самодостаточна, гораздо больше ценит себя. Это помогает ей быть привлекательной, сексуальной и получать больше удовольствия от отношений с мужчинами. Однако финансовую независимость она часто обретает в бизнесе, а там ей приходится играть по мужским законам: быть волевой и жесткой, уметь быстро решать сложные вопросы, конкурировать.

Но если женщина долго говорит на мужском языке, это отражается на ее сексуальности – она начинает терять женственность, приобретая черты брутальной, мужеподобной особы. Если жена зарабатывает больше, муж часто бывает этим уязвлен, и тогда в семье возникают конфликты и неосознанная борьба за власть.

Порой, чтобы взять верх над женой, муж начинает попрекать ее работой: «Сидишь в своей бухгалтерии и сиди». А она его «делает» в сексе, отвечая телом: «Что ты вообще можешь?» Если женщина любит мужа, она будет стремиться разрешить ситуацию мягко, не унижая и не обижая его.

Для женщины главное в сексе – доверие, прежде всего к самой себе, затем – к своему партнеру. А для этого ей необходимо разобраться в своих желаниях, изучить потребности и перестать их бояться. И находиться, конечно, в таких отношениях, где есть ощущение безопасности, где каждый может говорить о своих чувствах, где партнеры уважают потребности друг друга, оба готовы их обсуждать. Женщина согласится быть для своего мужчины всем, если будет чувствовать его любовь и желание.

Об эксперте