Болезни Военный билет Призыв

Место денег в жизни сценарий для дискуссии. Наши денежные сценарии, или как мы относимся к деньгам. Пару слов о сценариях

ГУ «Аршалынский отдел образования»
ГУ «Константиновская средняя школа»

Интегрированный урок
о Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат!»

Подготовили учителя:
учитель литературы - Коробкина О.В.
учитель музыки - Биденко А.А.
учитель ИЗО - Гричуха Т.Б.
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами поэзии; силой слова, живописи и музыки воздействовать на души детей.

: Задачи урока

 формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества
 способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, ИЗО), находить образные слова и выражения в рассказах о них
 содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, ИЗО)

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943).
Ход урока:
1. Орг. момент: проверка готовности учеников к уроку, запись домашнего задания (Выучить наизусть стихотворение по изученной теме, см. учебник). Предложить делать записи по ходу урока: фамилии писателей, исполнителей песен, названия стихов и песен.
2. Объявление темы урока, целей. Слайд.
3. Эпиграф. Слайд.
Учитель: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас
4. Проблемные вопросы:
- Нужны ли - Нужны ли песни о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со дня Победы? Надеюсь, что на эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего урока.
А вот на эти вопросы попрошу ответить сейчас:
- Каких поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, вы помните?
- А какие песни о войне знаете? Сегодня вы, надеюсь, пополните свои знания: познакомитесь с замечательными поэтами, исполнителями песен, услышите стихи и песни о Великой Отечественной войне. Постарайтесь запомнить как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Вы должны знать историю и культуру нашего народа.

5. Обзор книжной выставки по теме урока – библиотекарь школы.

Ученица
Пусть с малых лет учили нас прилежно,
Что мы скорбеть над павшими должны,
Я не могу заплакать безутешно.
Я никогда не видела войны.

Я никогда не видела сражений
И никогда не видела побед,
Не видела потерь и поражений.
Я заслужила право плакать? Нет!

И потому всегда глотаю слёзы,
Услышав даже слово о войне.
По выражению глаз, сухих, серьёзных,
Порой с ошибкой судят обо мне.

Порой меня считают бессердечной
И говорят, что я не понимаю
Тот подвиг незабвенный, бесконечный.
А я молчу и лишь в душе рыдаю…

Я сердцем верю: кровь лилась недаром,
Но голос мой не тронет тишины.
Кто помнит - знает, как я благодарна,
Что никогда не видела войны.
(Ася Апанасенко)

6. Вводное слово учителя по теме урока.
.
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Радуясь лету и миру
Утро встречала Москва
Вдруг разнеслось по эфиру
Памятные слова.
(звучит голос Левитана)
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала весна.
Недруг лихой, вероломный,
Встал у советских ворот,
тучей угрюмой и темной
К нашему солнцу плывет

До стихов ли, до песен ли в такое тяжкое время? Время показывает, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Эту песню по праву называли гимном Вов.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Учитель Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)
Учитель изо В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», «Родина-мать зовет!».
Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества, вслушайтесь в торжественные слова песни и вы почувствуете тревожную обстановку того времени

Учитель изо Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
К чему призывают эти плакаты?
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.
«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».
Плакат-символ того времени «Родина-мать зовет» можно было увидеть всюду, а из всех репродукторов-громкоговорителей звучала песня «Священная война». СЛАЙД – плакат И.М.Таидзе «Родина-мать зовет» и

Учитель литерат Война длилась четыре страшных года-1418 дней и ночей. Более20 миллионов сынов и дочерей потеряла страна в этой битве. Каждый девятый житель страны не вернулся с этой войны.
Поэты и писатели. Они ведь тоже были сыновьями и дочерьми своей Родины, поэтому тоже стремились на фронт. Многие воевали в действующей армии, а многие являлись военными корреспондентами, работали во фронтовых газетах и журналах. Те, кто не были на фронте, не могли не писать о войне, потому что в то время не было темы более важной. Очень многие писатели и поэты погибли на войне, потому что, стараясь донести правду своим читателям, часто оказывались в опасной обстановке, а иногда приходилось по-настоящему браться за оружие, оставив на время блокнот и карандаш. СЛАЙД – репродукция Х.Якупова «Фронтовые зарисовки» - краткая беседа.

За победу заплачено дорогой ценой. На фронт уходили молодые мужчины и совсем юные, о которых скажет потом поэт того поколения Н. Майоров, погибший в феврале1942года
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…

Поэты и писатели старшего поколения не были на фронте из-за своего преклонного возраста, но и их искусство было боевым и действенным. Одним из известных поэтов был во время войны Михаил Исаковский. СЛАЙД - портрет.

Многие его стихотворения стали популярными песнями. Сегодня мы поговорим только о двух: «Катюша» и «Враги сожгли родную хату».

В стихотворении «Враги сожгли родную хату» Исаковский рисует типичную картину того страшного времени: солдат с победой возвращается домой, а дома - нет, семьи – нет. Правдиво показано горе человека, прошедшего все муки ада во время войны и не нашедшего родного очага после возвращения. По воспоминаниям того времени, многие плакали, слушая песню на эти стихи.
-Какое произведение вы изучали с подобным сюжетом? («Судьба человека»)
Стихотворение читает ученик.
СЛАЙД – репродукция Ст. Косенкова «На пепелище».

Учитель изо- Что объединяет стихотворение и произведение живописи? Можно ли считать его иллюстрацией к стихотворению?

Позже появились стихи и песни с другой интонацией, с другой мелодией. Наибольшее признание получили песни в форме любовного послания. Одно из таких стихотворений поэт Алексей Сурков, находясь на фронте, написал своей жене, фактически это было письмо в стихах. СЛАЙД - портрет Суркова.

Позднее оно было напечатано под названием «В землянке», написана музыка, и стихотворение стало популярнейшей песней, которую пели и на фронте в минуты отдыха, и в тылу. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении Леонида Осиповича Утесова, но сначала несколько слов об исполнителе.
Леонид Осипович Утесов - это известнейший в свое время советский эстрадный певец, киноактер, народный артист СССР. Надо сказать, что артисты также не остались во время войны в стороне от общего дела. Они приближали победу своим трудом: создавали фронтовые бригады, выезжали в действующую армию с концертами, поддерживали моральный дух солдат. Леонид Осипович Утесов с эстрадным оркестром только за первый год войны дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии. В репертуаре артиста постоянно появлялись новые песни, только что созданные фронтовыми поэтами. Популярность Утесова в годы войны была необычайная. Послушайте песню «В землянке». СЛАЙД с портретом Утесова и песней.

Слайд с портретом Симонова. Перед вами поэт, прозаик, драматург, публицист Константин Симонов. В годы войны он работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его перу принадлежат стихи, очерки, пьесы, романы. Много стихов было создано на фронте. В декабре 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», которое стало настоящей молитвой для тех женщин, кто ждал своих мужей с войны. Он посвятил стихотворение своей жене, актрисе Валентине Серовой, но как только стихотворение было напечатано, этот факт уже не имел ни для кого значения. Стихотворение переписывали, заучивали, пересылали домой, своим женам и любимым женщинам. На стихи была написана музыка, и оно стало песней.
(Чтение стихотворения или прослушивание):
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:
-Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
СЛАЙД портрет Друниной.

Женщина на войне Женщинам на фронте было тяжелее, чем мужчинам, но они сознательно шли на трудности и лишения ради Отчизны, потому что так были воспитаны, так понимали свой долг.
Поэтесса Юлия Друнина после начала Великой Отечественной войны в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале, потом была санитаркой пехотного полка, получила звание «старшина медслужбы». Дважды была ранена, затем контужена и в ноябре 1944 года признана негодной к несению военной службы. Поражает ее настойчивость быть там, где и мужчинам-то приходилось несладко. Опыт войны лег в основу творчества поэтессы, а писать она начала еще на фронте. В стихотворении 1942 года она ясно определила причины, побудившие ее, дочь учителя истории и школьного библиотекаря, выпускницу московской школы№131, пойти на фронт.

Ученик:
- Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
«Россия»
Не могла сыскать.
Учитель изо (Прекрасная Дама – символ женственности в поэзии Блока, вы познакомитесь со стихами о ней в 11 классе).

Репродукция картины В.Артамонова «На дорогах войны» - беседа: Кто изображен на картине? Где находятся девушки? Почему? Как они выглядят? Во что одеты? Можно ли назвать картину строкой из стихотворения Друниной «Я ушла из детства»?

Слайды Дети ВОв
Учитель: Дети и война-несовместимое сочетание слов,но война соединила их.
Дети войны…Они рано и быстро постарели. Не детская это тяжесть-война, а они хлебнули ее полной мерой! Дети своего народа,они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти,и многие из них воевали, погибли,стали Героями. Среди них Марат Казей,Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и многие другие.

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать!Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!(Леонид Татаренко)

Учитель: В воспоминаниях известного детского писателя Юрия Яковлева есть такие строчки: «В моем путевом блокноте есть запись: могилка в лесу.Наташа Новикова.6 лет. Убита фашистами.» Вы спросите,какой же подвиг она совершила, шестилетняя девочка,еще не покинувшая мир сказок и игр,Она не стреляла в фашистов, не взрывала мосты. Но ее гибель от руки презренного врага уже сама по себе есть подвиг.
Агния Барто.

Ученик:Глаза девчонки семилетней,
как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая,тяжкая тоска.
Она молчит,о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ.
Как будто ей не семь,не восемь,
а много, много горьких лет…
гибли дети,старики, женщины.Казалось, фашисты воюют со всем миром.

Иосиф Уткин(погиб в 1944г.) «Я видел сам…»
Я видел сам…Но нет не верю,
Не верю собственным глазам,
Что б то, что я увидел сам,
Свершили люди,а не звери!
Не верю, нет! Но тише, тише…
Я видел сам…я видел их-
Невинных, мертвых и нагих
Штыками проткнутых детишек!
И, как слепой. Руками шаря,
Не веря собственным глазам.-
Их матерей в костре пожара,
Товарищи, я видел сам…
Учитель: Муса Джалиль-писатель,поэт,который знал о войне не понаслышке. В первый же день войны ушел в ряды Красной армии,а в июне 1942г. Тяжело раненный попал в плен,был в концлагере затем в тюрьме Маобит в Германии. Там он написал цикл стихов «Маобитская тетрадь». Поэта казнили в 1944г.,а в 1956г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец «Варварство » видео

Учитель: Дети воевали на фронте, работали и погибали в тылу.А еще ждали,ждали своих отцов и матерей,верили в их победу и писали им письма…
Елена Благинина «Письмо солдату»
Ученик:
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невридимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький,голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя,конечно,поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть!

Казахстан-фронту.видео фильм: учитель: В годы войны Казахстан послал на фронт около 1 млн.200тыс. человек.512 казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза,а летчики Бегельдинов, Бяда, Луганский, Павлов- дважды Герои. (на фоне песни «Журавли»)
- Кого из ветеранов нашего села вы знали?
Слайд фото ветеранов, музея.
Казахстанские писатели и поэты писали о войне. Это Жамбыл Жабаев, Габиден Мусрепов, Абдильды Тажибаев в ст. «Казахи под Москвой» писал:

Люди военной поры
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла

Уняться от плача: «мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Учитель изо
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.
Учитель И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.(слайд «Вечный огонь») .
Зажигают свечу и зачитывают цитаты из своих сочинений о войне.

Слайд «Вечный огонь на Мамаевом кургане».

Учитель: Мамаев курган можно поистине считать огромной братской могилой, в которой покоятся тысячи героических защитников Сталинграда. Из уроков истории вы помните, какое значение имела Сталинградская битва для Великой Отечественной войны. Неслучайно на Мамаевом кургане воздвигнут целый мемориальный комплекс в память о героических подвигах советских воинов. Вечный огонь, горящий там, как будто говорит нам, ныне живущим: «Помните! О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, пожалуйста, помните!»
Минута молчания
. Но вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец «Ветеранам войны посвящаю…»
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордиться ими вся страна-
Они свободу отстояли.

Все меньше остается их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года…

Идут ветераны в строю,
На них ордена и медали,
И те,что добыли в бою,
И те, которыми позже их награждали…

Если вы помните, я поставила в начале урока вопросы, на которые, я надеюсь, вы сможете сейчас ответить.
- Нужны ли были стихи и песни на войне?
- Только ли о войне они были?
- Нужны ли стихи, песни, фильмы о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со Дня Победы?

Вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю
Страшнее слова нету, чем «война»
Которое уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Не возвратился друг из боя
Спасибо им за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы будем помнить Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

Учитель. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках идет война, но люди не должны смириться с этим, они будут бороться за мир. Только всегда нужно помнить о цене победы.
- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

Методическое пособие по проведению дискуссионного занятия с подростками по фильму «Все хорошие люди» для специалистов и добровольцев в сфере профилактики употребления психоактивных веществ созданы РОО «Взгляд в будущее» при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями в виде гранта Санкт-Петербурга для общественных объединений, при информационной поддержке Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Над пособием работали:

Алексей Хмыров

Марина Орлова

Глеб Панфилов

Людмила Малышева

Евгения Пименова

Тираж: 200 экземпляров

© Все права защищены

Вступление

О дискуссии

План проведения занятия

Сценарий дискуссии

Приложение 1.

Организация и ведение дискуссии

Приложение 2.

Таблица психологических особенностей подростков

Приложение № 3.

Статьи уголовного кодекса в отношении наркотических веществ

Вступление

Уважаемый коллега!

Перед Вами методическое руководство для специалистов и добровольцев к короткометражному художественно-профилактическому фильму «Все хорошие люди»

Почему возникла идея создания фильма?

Очевидно, что острота любой проблемы определяется, прежде всего, тем, сколько людей в нее вовлечено. С ростом числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, увеличивается объем негативных социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность; увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, и сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь ВИЧ инфекции, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза. Наркомания – это явление, характерное не для каких–то замкнутых общностей, члены которых полностью деградированы в социально–нравственном отношении.

К сожалению, приходится признать, что потребление наркотиков стало частью молодежной культуры, одним из приемлемых способов существования. Сегодня наркотики не надо искать, человек с наркотиками может возникнуть в любую минуту могут на жизненном пути человека, совершенно независимо от того, в какой семье он живет, в какую школу он ходит, и с кем проводит свободное время.

Информирование, как единственный метод профилактики рискованного поведения в настоящий момент времени не является ни адекватным, ни эффективным средством. Как правило, предоставление информации ограничивается обзором и анализом вредных последствий употребления наркотиков, не уделяя внимания, куда более значимым для подростков вопросам. Да, и наличие этой информации не предохраняет молодых людей от рискованного поведения, так как у них зачастую не сформировано ответственное отношение к своему здоровью, не сформированы ценностные ориентиры и отношение к наркотикам формируется только тогда, когда появляются сами наркотики.

Именно поэтому мы предлагаем Вашему вниманию фильм, где нет нравоучений, где нет огромного потока информации о наркотиках и последствиях их употребления. Фильм и его обсуждение позволяют формировать у подростков негативное отношение к употреблению наркотиков через чувства и эмоции, через осознание опасности, через понимание того, что наркотики – это всегда зло.

Для кого предназначен фильм?

Данный фильм предназначен для совместного просмотра молодых людей в возрасте от 13 лет и старше и специалистов в рамках школьных, клубных профилактических мероприятий, при организации образовательных программ летних лагерей, и на профилактических мероприятиях медицинских учреждений и профильных некоммерческих организаций.

Условия просмотра:

Количество участников группы должно быть не больше 20 человек, обусловлено это тем, что помимо просмотра фильма, огромное значение будет иметь обсуждение фильма, важно чтобы у всех желающих была возможность высказаться, а специалист мог «разговорить» группу и управлять дискуссией. Мы рекомендуем Вам обсуждать фильм после его просмотра, т.е. не прерывать фильм для обсуждения каких-либо эпизодов, чтобы не потерять эмоциональный накал и включенность подростков.

Для проведения данного занятия вам понадобиться техника для просмотра фильма – DVD плеер и телевизор или ноутбук, экран и мультимедийное оборудование, диск с фильмом.

Для дискуссии вам понадобиться доска и мел, а лучше флипчарт, блокнот для него или ватманы и маркеры.

Прежде, чем смотреть фильм с подростками, посмотрите его сами, чтобы понять, как Вы хотите строить обсуждение, и что выбрать из предложенных в данном методическом руководстве вариантов обсуждения. И в первую очередь определиться с собственными ощущениями от фильма. После фильма вам предлагается провести дискуссионное занятие с ребятами.

О дискуссии.

Итак, что такое дискуссия? Дискуссия – это обсуждение определенной темы с определенной целью. В данном случае нашей целью является – формирование негативного, отрицательного, отвратительного отношения к наркотикам. Темой будет являться влияние наркотиков на мечты и судьбу, которые предполагают для себя подростки

Дискуссия выстраивается по следующим принципам (подробнее о ведении дискуссии Вы сможете прочитать в приложении № 1):

1. Умение задавать открытые вопросы, т.е. вопросы, предполагающие развернутые ответы. Вопросы, которые не имеют однозначных ответов, т.е. спорные вопросы, иначе Вы получите клише, возможно, и правильное, но не оставляющее никакого следа в душе человека.

2. Вовлечение в дискуссию всех, кто любит, умеет и хочет поговорить.

3. Вовлечение в дискуссию тех, кто молчит, но внимательно слушает

4. Дискуссия это не «базар», а управляемое обсуждение, поэтому ограничения по времени, перевод тем, очередность высказываний, порядок высказываний, выводы определят ведущий – в нашем случае учитель или доброволец, проводящий занятие.

5. Ведущий имеет право на собственное мнение, это может быть частью дискуссии, но не узурпирует это право полностью. Выражает свое мнение только, как одно из множества других мнений.

6. Дискуссия имеет методологию

7. Перед обсуждениями следует принять правила (Приложение № 1)

8. Дискуссия должна иметь строго обозначенное время, а значит и выступления участников должны быть тоже ограничены по времени, выводы должны кратко записываться на доске или флипчарте.

9. Было бы хорошо, если бы Вы нашли возможность поощрить наиболее активных участников дискуссии, хотя бы словом или конфетой в конце.

10. Результаты дискуссии – это не всегда разрешенные вопросы, проблемы, задачи. Озабоченность проблемой – это тоже результат, отношение – это тоже результат, изменение поведения – это тоже результат.

11. Дискуссия имеет план, но следование плану должны быть гибким, и если в процессе дискуссии возникает вопрос, обсуждайте его тогда, когда он актуален, а не тогда, когда он у вас написан в плане.

План проведения занятия:

1. Приветствие, объявление темы.

2. Просмотр фильма

3. Принятие правил дискуссии

4. Дискуссия

Вопросы для дискуссии:

    Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

    С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

    Как вы оцениваете поведение Риты и Димы? Заметили ли вы в какой момент фильма начинают раскрываться их характеры?

    Что, по вашему мнению, произошло на допросе ребят у следователя?

    Как вы думаете, какой выбор сделает врач, стоя перед дверью в кабинет следователя? И почему?

    Скажите, пожалуйста, а какие перспективы дальнейшей судьбы героя, если конец фильма это еще не финал?

    Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?

    Как не попасть в ситуацию в которой может возникнуть риск употребления наркотиков?

5. Подведение итогов. Заключение.

В заключении поблагодарите участников за их искренность и ответы на вопросы.

Подводя итоги, постарайтесь избегать нравоучений и личных выводов. Можно использовать формулировки, в которых будет говориться о том, что выбор в подобных ситуациях остается за самими участниками, они сами ответственны за свою безопасность.

Например, «…любого из нас жизнь может поставить в сложные ситуации, в которых нам нужно будет постоять за себя и свою безопасность. Очень хочется, чтобы вы были к ним готовы и смогли сделать для себя правильный выбор…»

Сценарий дискуссии:

Дискуссия строится на вопросах:

Основной вопрос ведет дискуссию в том или ином направлении, к нему имеется несколько ответных реакций, которые могли бы быть у участников, после реакций в дискуссию вбрасываются несколько уточняющих или провокационных вопросов, которые позволяют поднять накал общения. В конце каждого блока обсуждения делается вывод. На одно обсуждение выделяется не более 6-8 минут, после чего делается вывод и коротко записывается на доске или флипчарте.

    Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вызвал?

Ответы могут быть разными, и дальнейшее обсуждение Вы строите, исходя из ответов участников. Например: кто-то скажет, что это распространенная ситуация. Кто-то будет настаивать на том, что так в жизни не бывает.

Ведущий:

Что именно показалось вам знакомым в событиях, разворачивающихся в фильме?

Выслушивайте ответы участников.

Например:

Кто-то из участников: «Я знаю похожую ситуацию…».

Выслушайте историю участника дискуссии.

Кто-то из участников: Такого не может быть! Герои ведут себя не естественно.

Ведущий:

Кто именно? Почему? Что в поведении этого героя кажется наигранным?

В зависимости от ответов обсудите предложенные несоответствия и ведите дискуссию к тому, что люди, находящиеся в стрессовой ситуации, могут думать и поступать совсем по другому, чем в обычной жизни.

2. Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

Выслушайте ответы.

Возможные варианты ответов: «поддался на уговоры друзей», «не хотел потерять девушку», «взяли на слабо», «подсыпали», «повлияла атмосфера», «заставили».

Обсудите варианты.

Ведущий:

Причины могут быть разными. Но все они являются просто оправданием первой пробы. На самом деле, все зависит от личной позиции человека. Если у него сформировано аргументированное отрицательное отношение к употреблению наркотиков, то никакие друзья и их уговоры, а также атмосфера, не смогут заставить его попробовать наркотики. Скорее всего, у такого человека вообще не будет друзей, вовлеченных в проблему наркопотребления.

Очень редко встречаются ситуации, когда первая проба происходит не добровольно. Так как, чаще всего, наркотики в первый раз предлагают те люди, которым человек доверяет и не ожидает от них ничего плохого.

Если человек сам еще не употребляет наркотики, но слушает истории об употреблении, проводит время с потребителями, не выражает своего отрицательного отношения к потреблению и не покидает эту компанию, то все это является проявлением социальной зависимости, зависимости от тех людей, которые употребляют и, возможно, распространяют наркотики. Обратили ли вы внимание на девушку, которая вышла из машины?

Выслушайте ответы.

Да, это и есть пример четко сформулированной отрицательной позиции по отношению к употреблению наркотиков. И один из лучших способов избежать риска, связанного с предложением употребления наркотиков – просто уйти.

3. С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

Возможные ответы: «не верил в то, что Саша может попасть в такую ситуацию», «не представлял себе, что мальчик из хорошей семьи попадет под влияние окружения», «находился в стрессовом состоянии».

Ведущий:

Действительно, когда мы узнаем какую-либо негативную информацию о близком человеке, нам сложно совместить наши представления об этом человеке и его поступки. Кажется, что материальное благополучие семьи гарантирует не попадание в зону риска. И многие родители стараются предоставить своему ребенку максимальные блага и возможности, занять его различными делами по максимуму, упуская при этом повседневное дружеское общение и взаимопонимание.

Наш герой просто не ожидал, что такой хороший мальчик (поступает в ВУЗ, английский в совершенстве, водительские права) способен на необдуманные поступки.

Сценарий классного часа

«Деньги и наше к ним отношение»

Кошман Л.С. –

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБ ПОУ «ВПТ»

Цель : - обсудить со студентами значение денег в жизни человека, диагностировать

их знания в форме опросов и викторины;

Способствовать формированию интереса к нумизматике, истории денег,

здорового отношения к деньгам, умения ими распоряжаться.

Подготовительная работа:

    Объявляется конкурс презентаций на темы: «История денег», «История российских денег», «Самые…», «Валюты мира».

    Подбираются поговорки и пословицы о деньгах.

Оборудование: мультимедийный комплекс.

Педагогические технологии: Технология защиты презентаций (информационно-

коммуникационные технологии); проблемные технологии;

технология анкетирования, дифференцированная технология.

Ведущий: Мы пользуемся деньгами каждый день, монетами или бумажными банкнотами. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. Для развития человечества их появление было не менее важным, чем изобретение паровой машины, железной дороги или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

Но, в то же время, деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими. Их жажда доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с ними! Вспомним «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина:

Барон смотрит на свое золото:

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь поток – я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

В старину говорили, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах, как порождение сатаны, пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

Парадокс!... С одной стороны, деньги – великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, - это зло, от которого нужно избавляться.

Представление и защита презентаций:

«История денег», «Самые…»

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежными эквивалентами выступали различные продукты:

в древней Мексике – какао-бобы,

в Перу и Боливии – перец,

на Филиппинских островах – рис,

на побережье Западной Африки – раковины каури,

на Руси – скот, мех.

Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форму слитков. Так денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 гр. Гривна делилась на 20 ногат, 20 куп, 50 резан.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. до н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин «монета». Монета – денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском – штемпелем на монете удостоверяет чистоту и вес металла.

На Руси монеты собственной чеканки по виду похожи на монеты Византии и появились в конце Х в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, их можно было легко подделать.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VII – начале VIII в. В России бумажные деньги появились в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило широкое распространение. Это было безопасно и удобно.

Большое распространение на Западе получила система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитования. Это деньги, перемещающиеся по скоростью света в масштабах земного шара.

Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 году, ее размеры 2х2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством в 10 тысяч долларов отчеканена из платины в 1943 году в Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тыс. долларов уплачена 30 июня 1974 года на аукционе в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.

Викторина «Валюты мира»

(На 10 - 15 слайдах денежные знаки различных стран.

Необходимо узнать и назвать их).

Проблемная беседа «Природа денег»

Ведущий: Есть еще один парадокс, в котором кроется причина непонимания феномена денег. Деньги созданы человеком , однако ведут себя подчас как природная стихия , причем опасная.

Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно «чувствовать».

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учится всю свою жизнь. Как воспитывают детей богатые американцы? Папа – миллионер, а сын стоит у конвейера, заворачивает гамбургеры или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулах. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги – воспитательное средство .

В детстве Маргарет Тэтчер все свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, но игрушек и обновки почти не видела.

За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом . Они, как не громко звучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей своей жизни и не совершать ради них безумства.

В 90-е годы 19 века электрическая компания Детройт приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над новой машиной.

Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе, он писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути».

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили, что деньги – зло. Сегодня распространено мнение, что деньги – самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. И это печально.

Конкурс – аукцион знатоков народной мудрости

Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Ведущий: Народная мудрость неоднократно обращалась к деньгам и отношению к ним. Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сложили люди.

Деньги счет любят.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Богатство разум рождает.

Долг платежом красен.

Долго спать – с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра – посыпь серебра.

Тот мудрен, у кого карман ядрен.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Денежка нет бог, а бережет.

Денег наживешь – без нужды проживешь.

Лишние деньги – лишняя забота.

Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег – меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

Общий язык с деньгами можно найти, если не делать их накопление смыслом всей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении к ним, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми: там, где используются деньги.

Анкетирование

Ведущий: Попробуйте определить, можете ли Вы подружиться с деньгами. По каждому высказыванию необходимо просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

Тест «Можете ли вы подружиться с деньгами?»

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1 балл)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое. (1 б)

4. Деньги – самое важное в жизни. (7 б)

5. Я могу работать по 10 – 12 часов в сутки, даже если работа мне неприятна.

6. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к

прерванной работе. (1б)

7. Если разбогатею, я решу все свои проблемы. (7 б)

8. Любая компания признает себя лидером. (5 б)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство. (4 б)

10. Я хочу получить в будущем высшее образование. (2 б)

11. Бедность – следствие недостатка способностей. (5 б)

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1 б)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (3 б)

14. Я – хороший организатор. (3 б)

15. Мне не нужно времени на «раскачку» перед работой. (1 б)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1 б)

17. Я не рискнул бы начать собственное дело вместо работы на кого-то еще. (3 б)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5 б)

19. Я не могу сидеть без дела. (1 б)

20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1 б)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1 б)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4 б)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4 б)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7 б)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3 б)

26. У меня очень много знакомых. (3 б)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5 б)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1 б)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык. (1 б)

30. Я почти никогда не опаздываю.

Подсчет результатов

Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждет успех.

Более 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Подведение итогов

Задумайтесь над последней фразой всерьез.

Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье. Поэтому экономьте на пирожных и сладком, но не на обедах. Экономьте на сверхмодной одежде, но не на хорошей книге или музыке. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Далеко не все на свете продается и покупается.

Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Советы обучающимся

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал,

сколько ему требуется на содержание дома, сколько на путешествия и сколько –

на любимую женщину.

2. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть

3. Планируйте расходы, будьте сдержанны.

4. Не экономьте на заботе о своих близких. Подарки обрадуют их и вас: ведь

подарки так же приятно дарить, как и получать.

5. Если вы в состоянии дать в долг – дайте и никогда не настаивайте, если ваш

должник тянет с возвращением.

6. Старайтесь не влезать в долги!

Подведение итогов

Цель.
Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Задачи.
1). Ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами;
2). Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами;
3). Объяснить необходимость денег, способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Оформление.
Плакаты, схемы, стенгазеты по теме: «Деньги», «История денег».

Ведущий: Ребята! Первого сентября в нашей стране отмечается праздник — День Знаний! За лето вы подросли, повзрослели и, конечно, поумнели. Посмотрите друг на друга — вы улыбаетесь друг другу, потому что рады увидеться вновь после долгих летних каникул, — вы уже не те, что были год назад. Этим летом многие из вас не только отдыхали, но и помогали взрослым. Вы знаете, что отдых не может быть бесконечным, правда? Почему? (В ответах звучит: «Нужны деньги»).
Учитель: Да, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Все вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще — всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. А поскольку сегодня День Знаний, девиз которого: «Знание — сила», попробуем узнать побольше об истории денег, о том, что же такое деньги, какие бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными помощниками. Итак, мы начинаем.

Звучит запись группы ABBA «Money, Money». Выходят два мальчика и две девочки, одетые одинаково: светлые (белые). рубашки с галстуками, в руках папки.

1-й ученик: Когда точно появились деньги, никому не известно. Кто их изобрел, сказать невозможно. Ученые предполагают, что произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых предметов обихода. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто? Давайте попробуем.

Проводится игра: всем ребятам раздаются карточки с изображением различных предметов, причем указано, на что можно обменять и что нужно выменять. Время задается — 10 минут.

2-й ученик: Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. Например, у многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство — скот, главный подвиг — угон его от соседей». Но не только скот являлся главной и единственной денежной единицей в прежние времена.
3-й ученик: Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и так далее.
4-й ученик : А вот еще удивительная единица — фея, но это сказочный персонаж в воздушных одеждах, с прелестным личиком, нежным голосом и умением творить добрые волшебства. Фея — это самая крупная и странная форма каменных денег, с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Феи — это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты — феи лежали перед домом владельца, свидетельствуя о его богатстве.
1-й ученик: Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой, и, как правило, его нельзя делить на части. Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.
2-й ученик: Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря — Лидии на рубеже VIII—VII веков до н.э. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.
3-й ученик : В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название — рубль. Когда товар стоил дешевле, рубили на части и рубль: пополам — получались две полтины, или же на пятьдесят резаний. А вот название копейки связывают с изображением на серебряной монете Московского княжества Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Ее приравняли к рублю в соответствии 100: 1.
4-й ученик: Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось. Курьезный факт из нашей истории: императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М. В. Ломоносова пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.
1-й ученик: Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но, когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему не верили. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трехсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.
2-й ученик: А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходили от латинского слова «ассигнацию» — «назначение» (в смысле "назначить", «вводить в обращение»). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».
3-й ученик: Для денег не существует границ и для их названий тоже. Название американского доллара, например, произошло от слова «таллер». Так называлась серебряная монета, которая чеканилась сначала в Германии, а позже и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую «внешность»: рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским.
4-й ученик: Кроме американцев, жители одиннадцати других стран называют свою валюту словом «доллар». Не только французы, но и жители еще семи государств называют собственную валюту — «франк». Европейские государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, так называемой «евро». К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.
Ведущий: Итак, мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах, о том, как к ним относиться, было написано немало научных трудов. Но и во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание — литературную викторину.

Вопросы к викторине:
1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад — это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.
— А зачем?
— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
— Я? Про запас.
— Вот и они про запас».
(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.
«Все скорлупки золотые.
…Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету»).

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).

Ведущий: Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот как об этом написал А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре»:
Барон смотрит на свое золото.
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Да! Если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных.
А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».
Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья.
Я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас на столе карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком и запишите ее на доске.
(Денег куры не клюют. Без копейки рубля не бывает. Захочешь добра — посыпь серебра. С деньгами мил, без денег постыл. Не хвались серебром, хвались добром. Без нужды живет, кто деньги бережет. Долго спать, с долгом встать. И слова не скажи, только грош покажи. Есть грош, будет и рожь. Денежка не бог, а бережет. Через золото слезы льются. Без денег сон крепче. Тот мудрен, у кого карман ядрен).

Ведущий: Да, природа денег оказывается достаточно сложной, об этом в свое время Уильям Ю. Глад-стон, премьер-министр Великобритании, заметил: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег». Казалось бы, деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас как природная стихия. Предпринимателям известно — когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение — это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому часто говорят, что деньги нужно чувствовать.
Ведущий: Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Выходят два мальчика.

1-й ученик: Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.
2-й ученик: Культура общения с деньгами — часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются деньги.
1-й ученик: А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попадать в полную от них зависимость, неплохо бы следовать таким советам:

Поочередно выходят семь ребят, у каждого плакат с текстом, который они озвучивают.

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.
2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.
5. Старайтесь не влезать в долг! Никогда и ничего не просите, говорит один из главных героев романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
7. Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь — выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.

Ведущий: Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен, прежде всего, тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Ф. Бэкон: «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».