Болезни Военный билет Призыв

Кто такие фригийцы и откуда они взялись. Древний мир. Страны и племена. Фригия

Фри́гия, древнее государство в северо-западной части Малой Азии, основанное фригийцами - индоевропейским балканским народом, в 13-10 вв. до н. э. несколькими волнами мигрировавшим через проливы в бассейн реки Сангария и сопредельные районы, получившие затем название Фригии. Первая волна фригийского расселения (около 1250) сформировала раннефригийское царство (Ассува хеттских источников), вступившее в прочный союз с Троей и воевавшее на ее стороне сначала против царя хеттов Тудхалии IV, а затем, во время Троянской войны (около 1190), против ахейцев .

В ходе потрясений, последовавших за разгромом Трои, через область Фригии прошла, частично осев там, вторая волна фригийцев (в том числе «восточные мушки»), опустошившая затем Хеттское царство . Фригия, однако, уцелела; около 1120 она даже усилилась, окончательно разрушила Трою и захватила Троаду; в конце12 - 11 вв. это царство, по-видимому, занимало гористую землю от Дарданелл до бассейна озера Туз.

В начале 10 в. Фригия была занята последней, самой известной группой фригийцев (собственно фригийцы или так называемые «западные мушки»), переселившейся в Азию совместно с фракийцами - мисами и вифинами . Соединившись с родственным им местным населением, «западные мушки» образовали Фригийское царство (10-7 вв.; первоначально, видимо, это была племенная конфедерация) со столицей в Гордионе на р. Сангарии.

К концу 9 в. Фригийское царство, по-видимому, подчинило восточное побережье Эгейского моря, а около первой половины - середины 8 в. включило в свой состав сопредельные земли юга (Лидия) и востока (плато Конья и бассейн Галиса, заселенные предками каппадокийцев , или так называемыми народами «старофригийской керамики»; эта группа сформировалась в ходе смешения хетто-лувийцев с балканскими переселенцами 12 в., в том числе «восточными мушками»). В итоге фригийским царям подчинялась практически вся Малая Азия до гор Тавра (кроме южного побережья и Понта). Согласно позднему преданию, основателем государства был некий Гордий (около 750; в действительности это имя, как и имя Мидаса, носило несколько фригийских царей, возможно, и более древних), выходец из крестьян, овладевший «всей Азией» и сплетший знаменитый «Гордиев узел» ; тот, кто сумел бы его развязать, мог стать новым покорителем Азии (в 334 узел разрубил Александр Македонский , действительно покоривший после этого всю известную грекам Азию).

При сыне Гордия Мидасе I (около 725-696) Фригия переживает наивысший расцвет. Около 717 Мидас подчинил княжества Тавра и Киликии и вступил из-за них в войну с Ассирией , заключив против нее союз с Урарту ; однако из-за внезапно начавшегося вторжения кочевников (ираноязычных киммерийцев с северо-востока и фракийцев-треров с запада) уже в 713 Фригия, отброшенная на исходные рубежи, была принуждена к миру с Ассирией.

С этого момента начинается закат Фригии; Мидас II (около 685?-675) еще пытался лавировать между Ассирией, ее непокорными вассалами, Урарту и продолжавшими свои набеги киммерийцами, но в 675 был окончательно разгромлен союзными силами киммерийцев и Урарту. Различные области, ранее зависевшие от Фригии, освободились, были захвачены союзниками или завоеваны Ассирией, частично перехватившей «фригийское наследство» у Урарту; ассирийскую власть к 670 номинально признала и сама Фригия (точнее, ее остаток). Впрочем, с конца 650-х всякие связи с Ассирией пресеклись, и до середины 7 в. Фригию продолжали опустошать киммерийцы, обосновавшиеся в бассейне Галиса.

; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды . Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия », с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия », с городом Антиохией Писидийской . В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик . Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии .

География

Во Фригии находился исток реки Сангарий . Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были . Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Фригийское царство было основано во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства . Согласно мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. В кон. XII в. до н. э. основным противником фригийцев стала Ассирия . В конце 8 века до н. э. фригийцы пришли в столкновение с переселившимися из Европы вифинами и мисийцами . В 70-х годах 7 века до н. э. Фригия подверглась нашествию киммерийцев .

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию . Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами (фригийцы).

Культура

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой . Также были им знакомы перчатки и плащи . Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы .

Язык

Согласно ряду ученых, как например Ю. Откупщиков , язык древних фригийцев наиболее близок к древнегреческому языку. С древнегреческим его объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками .

Цари Фригии

  • Наннак до /1526 год до н. э. , правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э. ?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.
  • Мидас IV ок. 670 год до н. э.
  • Мидас V ок. 590 год до н. э. - ок. 570 год до н. э.
  • Гордий V ок. 570 год до н. э. - ок. 546 год до н. э.

царство упразднено и в составе Персии ок. 546 год до н. э. - 334 год до н. э.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фригия"

Примечания

Литература

  • Ramsay, «The Geography of Asia Minor» (1896);
  • Reber (1897) о фригийских каменных памятниках;
  • Maspero, «Histoire ancienne des peuples de l’Orient»;
  • Моммсен, «Римская история» (т. V).

Отрывок, характеризующий Фригия

Караффа был на редкость сильным и волевым человеком. Но его воля не могла вернуть ему молодые годы... Он был прекрасно образованным и умным. Но его ум не позволял ему продлить, так дико желанную, но уже потихонечку уходящую от него, драгоценную жизнь... И при всём при том, желая и не получая желаемого, Караффа прекрасно понимал – я знала КАК можно было дать ему то, за что он готов был платить самую дорогую на свете цену... Знала, КАК можно было продлить его ускользающую жизнь. И «святого» Папу до сумасшествия бесило то, что он также прекрасно знал – он никогда от меня не добьётся желаемого. Дикая жажда жить пересиливала любые его человеческие чувства, если таковые когда-либо у него и зарождались... Теперь же это был лишь «заболевший» одной-единственной идеей человек, устранявший любые препятствия, попадавшиеся на пути к его великой, но едва ли осуществимой цели... Караффа стал одержимым, который был готов на всё ради исполнения своего самого большого желания – жить очень долго, чего бы это ему ни стоило...
И я боялась... Каждый день ожидая, что его неугомонная злость обрушится вместо меня на моего бедного отца, или ещё хуже – на малышку Анну. Отец всё ещё находился в подвалах Караффы, который держал его там, не выпуская, но и не пытая, будто чего-то ждал. И это было страшнее, чем самая страшная реальность, так как больная фантазия «святого» Папы (по моему печальному опыту!) не имела границ, и было совершенно невозможно предугадать, что нас ожидало дальше...
Анна же пока что была в относительной безопасности, среди покоя и тишины, окружённая знанием, и охраняемая чистыми добрыми людьми... И могла находиться там до тех пор, пока её не востребует к себе непредсказуемый Святейший Папа.
Глубоко уйдя в свои невесёлые думы, я остановилась у открытого настежь окна...
Погода была на редкость приятной – мягкой, солнечной и тёплой. Пахло просыпающейся землёй и жасмином. Начиналась настоящая весна... Во внутреннем дворе замка, оживляя серость его хмурых высоких стен, пушистым ковром стлалась сочная молодая трава, на которой то тут, то там открывали голубые глаза робкие незабудки... По крышам носились «пьяные» от весеннего воздуха воробьи. Мир просыпался, широко раскрывая счастью свои тёплые, ласковые объятия... И только здесь, в заточении у страшного, жестокого человека, неизменно витала смерть... Мне не хотелось верить, что в такой светлый, радостный день в ужасающих Папских подвалах мучились и умирали люди! Жизнь была слишком ценной и прекрасной, чтобы по мановению чей-то «святой» руки можно было так просто её отнимать.
– Что вы здесь делаете, мадонна Изидора? Или вам не по душе ваши покои? – прервал мои грустные размышления неслышно появившийся Караффа. – Я ведь просил вас не покидать ваших комнат. Думаю, они достаточно просторны для одного человека?
Папа был недоволен. Он прекрасно понимал, что мне ничего не стоило сейчас же взять и «уйти», если бы только я этого захотела. И моё «условное» заточение бесило его, не позволяя иметь над моей душой полный контроль.
– Так что же вы ищете, Изидора? – уже более мягким тоном произнёс Караффа.
– Ничего, Ваше святейшество. Просто здесь легче дышится. Воспоминания, знаете ли, не всегда оказываются приятными... Даже самые дорогие...
– Не согласитесь ли со мною отужинать, мадонна? В последнее время мне очень не хватает приятного общества... – неожиданно поменяв тему, светским голосом произнёс Папа.
Я совершенно опешила, не находясь, что ответить!.. Конечно же, каждый лишний момент, проведённый с Караффой, мог принести мне тот долгожданный счастливый случай, который помог бы избавить мир от его ужасающего присутствия. Поэтому, не долго думая, я согласилась.
– Простите мой туалет, Ваше святейшество, но у меня с собой нет слишком большого выбора, – так же светски ответила я.
Караффа лишь улыбнулся.
– Вы прекрасно знаете, Изидора, что для вас это не имеет значения! Даже в платье пастушки вы затмите любую разодетую королеву!
Он протянул мне руку, на которую, опираясь, я проследовала с ним рядом по потрясающей красоты залам и коридорам, пока мы не оказались в, опять же, почти что золотой, сплошь расписанной чудесными фресками комнате, в которой стоял накрытый, ломящийся от тяжёлой золотой посуды, длиннющий стол...
– О, я не предполагала, что вы ждёте гостей, ваше святейшество! – удивлённо воскликнула я. – Мой наряд по-настоящему не подходящий для званного ужина. Это может вызвать ненужные толки. Не лучше ли будет мне удалиться?
– Бросьте ваши формальности, Изидора! Я никого не жду. Это мой обычный, еженощный(!) стол, моя дорогая. Я люблю всегда и во всём иметь достаточный выбор, видите ли!
– Сколько же здесь всего блюд?.. – удивлённо разглядывая увиденное, не удержавшись, спросила я.
– Никогда не бывает менее двадцати пяти! – довольно ответил Папа.
О, Боги! Самому большому гурману на свете не понадобилось бы такое количество!.. Этот человек даже в еде не знал никаких границ!
– Располагайтесь, мадонна! Надеюсь, хотя бы одно из этих блюд удовлетворит ваш утончённый вкус?..
Я чувствовала себя настолько жутко, что вдруг, неожиданно для себя, захотела расхохотаться... Разве могла я когда-то себе представить, что в один прекрасный день смогу сидеть за одним столом с человеком, которого больше всего на свете желала уничтожить?!. И почувствовав странную неловкость, постаралась тут же заговорить...
– Что побудило вас пригласить меня сегодня, Ваше святейшество? – осторожно спросила я.
– Ваша приятная компания, – рассмеялся Караффа, и чуть подумав, добавил: – Я хотел побеседовать с вами о некоторых, важных для меня вопросах, мадонна, и предпочёл делать это в более приятной для вас обстановке.
Вошёл слуга, и низко поклонившись Караффе, начал пробовать первые блюда. Как же я в тот момент пожалела, что у меня не было с собою знаменитого Флорентийского травяного яда!.. Он был безболезненным и безвкусным, и определению не поддавался... Срабатывал этот яд только лишь через неделю. Им убивали принцев и королей... И он уж точно успокоил бы навсегда сумасшедшего Папу!!!
Я ни за что и никогда не поверила бы, что смогу так легко размышлять об убийстве... Душа медленно каменела, оставляя внутри только лишь место для правосудия. Я жила, чтобы его уничтожить. И не имело значения, как это сделать. В данном случае любые средства были хороши. Главное было Караффу убить. Чтобы не страдали больше невинные люди, чтобы не ходил по земле этот кровожадный, злой человек.
И поэтому я сидела сейчас с ним рядом, с улыбкой принимая угощения, и светски беседуя на самые разные темы... в то же время напряжённо выискивая хоть какую-нибудь слабинку, которая дала бы мне возможность наконец-то избавиться от его «святого» присутствия...
Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час.
Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал...
– Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли?
Именно это я и ожидала...
– Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях...

Народа, переселившегося сюда с территории южных Балкан около 1200 г. до н. э. Со времени присоединения части Фригии к Ликаонии и Галатии , под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы её несколько изменялись), окруженную Карией , Лидией , Мизией , Вифинией , Галатией , Ликаонией и Писидией ; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды . Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия», с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия», с городом Антиохией Писидийской . В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик . Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии .

География

Во Фригии находился исток реки Сангарий (Афьонкарахисар (ил)). Топоним Геллеспонтская Фригия указывает, что северо-западной границей региона был Геллеспонт (пролив Дарданеллы), что подтверждается фактом участия фригийцев в Троянской войне . На юге граничила с Писидией в Таврских горах (Антиохия Писидийская). Восточной границей Фригии была река Галис , однако во времена своего расцвета власть фригийцев распространялась до Ассирии . На юго-западе от стран эгейского побережья (Лидия , Иония , Кария) Фригию отделяла река Герм . Страбон полагал, что Галатия образовалась из земель Фригии на которых поселились галаты . Также к Фригии относились и верховья реки Меандр . Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были . Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Приход фригийцев

Истоки индоевропейского народа фригийцев не ясны - скорее всего, он пришёл в северо-западную часть Анатолии с Балкан (территории Македонии или Фракии). Согласно античным мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. Так, по сообщению Геродота , фригийцы мигрировали в Малую Азию из Македонии приблизительно во время Троянской войны . Современные учёные также склонны искать прародину фригийцев в Юго-Восточной Европе. Некоторые из них отождествляют Фригию с такими географическими объектами из хеттских источников, как конфедерация Ассува или Хапалла, осколок царства Арцава . Другие указывают на популяризованную Иосифом Флавием классическую традицию, отождествляющей Фригию с библейской Фогармой , которая, в свою очередь напоминает по звучанию название древнего анатолийского города Тегарама.

По распространённому мнению, Фригийское царство было основано ещё во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства . Таким образом, фригийцы могли прибыть в Малую Азию в составе нашествия «народов моря », около 1200 г. до н. э. сокрушившего Хеттское царство . Однако ныне многие учёные склонны помещать данную миграцию на два-три века позднее крушения империи . Предположительно, фригийцы упоминаются в ассирийских (а также урартских и древнееврейских) источниках как «мушки », приводя к смешению фригийцев и собственно западных мушков.

Расцвет Фригии

Предела территориальной экспансии Фригия достигает в VIII в. до н. э., тогда же появляются первые надписи на фригийском . Свидетельством тому, что фригийцы уже вышли за пределы своих первоначальных земель, стала найденная у южной точки изгиба реки Галис надписи иероглификой на лувийском языке Гордия I, титулующего себя «царём Востока и Запада». Фригийские границы соприкоснулись с Ассирией на юго-востоке и Урарту на северо-востоке.

К этому же времени относятся раскопанные здания и курганные погребения фригийской столицы Гордион в долине реки Сангария (Сакарья) . Название Гордиона отводится к эпонимическому имени Гордия, слывшего основателем Фригии как великой державы. Согласно античной легенде, когда царство осталось без правителя, фригийцы обратились к оракулу за советом, кого выбрать царём. Оракул предсказал, что избрать нужно того, кого они первым встретят едущим на повозке по дороге к храму Зевса . Этим человеком оказался простой землепашец Гордий . Став царём Фригии, в основанной им столице в цитадели города он установил повозку, благодаря которой пришёл к власти, опутав ярмо повозки сложнейшим узлом из кизилового лыка . По преданию, считалось, что человек, который сумеет распутать этот «гордиев узел », станет властителем всей Азии; Александр Македонский , побывавший в Гордионе в 334 году до нашей эры , его попросту разрубил.

Помимо Гордия, распространённым именем фригийских царей было Мидас , как оно звучало в греческих источниках (в ассирийских - «Мит(т)а, царь мушков»). Мидас античной мифологической традиции считался сыном Гордия и богини Кибелы , превращавшим всё в золото одним своим прикосновением. В этом сюжете мог отобразиться стремительный рост богатства Фригии благодаря господству над богатыми золотыми месторождениями Лидии на речке Пактол, открытыми в послехеттское время.

Уже исторический правитель с именем Мидас / Мита (упоминаемый, с одной стороны, у классических авторов вроде Страбона , а с другой - в ассирийских хрониках; правил с 720 до 695 года до н. э. согласно Евсевию и до 676 года до н. э. согласно Юлию Африкану) был первым из негреческих царей, кто принес дар в общегреческое святилище в Дельфах ; характерно, что им был золотой трон. Это объясняется его тесными связями с греческими (эолийскими и ионийскими) полисами , находившимися в орбите фригийского влияния; принцесса одного из этих городов-государств стала супругой фригийского царя. О греко-фригийской торговле свидетельствуют находки в Греции фригийских (в Фригии процветала металлургическая, ткацкая, деревообделочная отрасли), прибывших через Фригию из Урарту или стилизованных фригийцами урартских изделий.

Подъём ассирийского могущества при Саргоне II заставил Мидаса, царя Урарту Русу I и последние независимые города-государства Северной Сирии и Тавра вроде Каркемиша искать антиассирийского союза. В 718-717 годах до н. э. Мидас отправил фригийские отряды к Средиземному морю, однако они потерпели поражение от ассирийцев, к тому же у Фригии появился новый противник - киммерийцы из евразийских степей. Ассирийская надпись 709 года до н. э., упоминающая Миту, заставляет предположить, что к этому моменту между Фригией и Ассирией установилось перемирие.

Падение Фригии

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию . Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами.

Культура

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой (впрочем, «фригийский колпак», в будущем ставший символом Великой французской революции и свободы, видимо, был не местного происхождения, а появился вместе с киммерийцами или иными завоевателями). Также были им знакомы перчатки и плащи . Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы .

Язык

Фригийский язык засвидетельствован надписями, сделанными особым алфавитом, родственным древнегреческому, начиная с VIII в. до н. э. В истории языка выделяют два периода - старофригийский (VIII в. до н. э. - V в. до н. э.) и новофригийский (I в. н. э. - III в. н. э.). В последний раз фригийский язык как живой упоминается в источниках V в. н. э., но существуют предположения, что окончательно язык вымер только после арабского вторжения в VII в. н. э. От старофригийского периода сохранилось около 340 надписей, примерно 250 из которых было найдено в окрестностях Гордиона. Новофригийских надписей найдено 113, практически все они представляют собой эпитафии, сопровождающиеся проклятьями в адрес возможных осквернителей и грабителей могил . Самая длинная древнефригийская надпись состоит из 285 букв . Кроме того, фригийские слова засвидетельствованы в виде глосс в древнегреческих источниках, в первую очередь у Гесихия , и в качестве заимствований в грекоязычных надписях во Фригии.

Научное изучение фригийского началось в 1820-е годы. В рамках греко-фригийской гипотезы согласно ряду ученых, как например Ю. Откупщиков , язык древних фригийцев наиболее близок к древнегреческому языку. С древнегреческим его объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками

, Ликаонией и Писидией ; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды . Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия », с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия », с городом Антиохией Писидийской . В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик . Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии .

География

Во Фригии находился исток реки Сангарий . Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были . Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Фригийское царство было основано во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства . Согласно мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. В кон. XII в. до н. э. основным противником фригийцев стала Ассирия . В конце 8 века до н. э. фригийцы пришли в столкновение с переселившимися из Европы вифинами и мисийцами . В 70-х годах 7 века до н. э. Фригия подверглась нашествию киммерийцев .

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию . Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами (фригийцы).

Культура

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой . Также были им знакомы перчатки и плащи . Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы .

Язык

Согласно ряду ученых, как например Ю. Откупщиков , язык древних фригийцев наиболее близок к древнегреческому языку. С древнегреческим его объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками .

Цари Фригии

  • Наннак до /1526 год до н. э. , правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э. ?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.
  • Мидас IV ок. 670 год до н. э.
  • Мидас V ок. 590 год до н. э. - ок. 570 год до н. э.
  • Гордий V ок. 570 год до н. э. - ок. 546 год до н. э.

царство упразднено и в составе Персии ок. 546 год до н. э. - 334 год до н. э.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фригия"

Примечания

Литература

  • Ramsay, «The Geography of Asia Minor» (1896);
  • Reber (1897) о фригийских каменных памятниках;
  • Maspero, «Histoire ancienne des peuples de l’Orient»;
  • Моммсен, «Римская история» (т. V).

Отрывок, характеризующий Фригия

– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать.
Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.

Начавшиеся с XII в. до н. э. передвижения греческих, фракийских и западных малоазийских племён имели своим последствием гибель Хеттской державы , заселение греками западного побережья полуострова и появление во внутренней его части многочисленных племён, которые покорили местное население. У ряда покоренных народов классовое общество сложилось ещё в период существования Хеттской державы (XVI-XIII вв. до н. э.). Это обстоятельство ускорило общественное развитие вторгшихся племён и содействовало возникновению у них государств.

Из крупных государств первым по времени - не позже VIII в. до н. э.- сложилось Фригийское государство, ядро которого находилось в долине реки Сангарии (ныне Сакарья), к западу от реки Галиса. Фригийцы, как повествует греческий историк Геродот, назывались бригами до тех пор, пока жили в Европе по соседству с македонцами, а после переселения в Азию переменили вместе со страной и имя бригов на фригийцев. Фригийский язык, как можно установить по надписям и именам собственным, входил в состав языков индоевропейской семьи, находясь, как полагают, в родстве с фракийским и иллирийским языками и имея некоторую связь с греческим языком.

В состав Фригийского государства входили также мушки (у греков - мосхи) - племя, говорившее, возможно, на кавказском языке картвельской группы. Ассирийские и урартские источники даже называют Фригию “страной мушков”. Проникновенно племен мушков на восток вплоть до долины Верхнего Евфрата отмечается ассирийскими источниками ещё в XII в. до н. э. Однако позже влияние мушков (Фригии) не распространялось обычно далее гор Тавра на востоке.

Соприкасаясь с местным населением, состоявшим ранее в тесном общении с Хеттской державой, фригийские племена быстро достигли уровня цивилизации древних обществ Передней Азии.


Фригийская скальная гробница, имитирующая фасад жилого дома
(так называемая "Могила Мидаса"). VIII – VII вв. до н.э.

На основании археологических материалов следует считать земледелие экономической основой фригийского общества. Столица Фригии-город Гордий, по-видимому, не имел защитных стен, но по всей Фригии имелись многочисленные укрепления, которые, очевидно, являлись для фригийцев средством удержания в подчинении покорённого и эксплуатируемого местного населения и служили для населения округа убежищем в случае военной опасности.

Обнаруженная при раскопках во Фригии керамика отражает влияние различных ремесленных традиций предшествующего времени. В ней можно установить элементы техники и орнаментации гончарного ремесла не только Хеттской державы и западной части Малой Азии, но также и Кипра.

Первоначально цари и знать погребались в курганах, которые встречаются во Фригии сравнительно в большом количестве. Освоение более высокой ремесленной техники местного населения дало возможность фригийским строителям сооружать скальные гробницы. В каменную архитектуру они переносили орнаментику, свойственную архитектуре деревянной. Это видно, например, по фасадам наиболее богатых гробниц.

Торговля связывала Фригию с греческими городами-государствами западного побережья Малой Азии; тем самым возникали предпосылки для культурного сближения греческого и фригийского общества.

Ассирийские и греческие источники упоминают лишь два фригийских царских имени - Гордий и Мидас. Некоторые исследователи полагают, что они не являются именами собственными, а были лишь царскими титулами. При Мидасе, сыне Гордия, в конце VIII в. до н. э. Фригийское государство стало серьёзным противником Ассирийской державы . В надписях ассирийского царя Саргона II (722-705) Мидас называется Мита; в них сообщается, что Мита в 5-м году правления Саргона II (717 г. до н. э.) вступил во враждебную Ассирии коалицию, в состав которой входили кроме Фригии мелкие государства юго-восточной части Малой Азии и Северной Сирии , а также Урарту . После поражения, нанесённого в 714 г. войсками Саргона II урартскому царю Русе I, фригийцы в 713 г. заключили мир с Ассирией. Несомненно, к заключению мира с Ассирией Фригию побудила и угроза со стороны надвигавшихся с северо-востока киммерийских племён , пришельцев из степей Северного Причерноморья.

Так как Ассирия была для киммерийцев слишком сильным противником, они устремились в конце VIII в. до н. э. на запад, против Фригии. В начале VII в. до н. э. фригийское войско потерпело от киммерийцев, выступавших, по-видимому, совместно с урартами, сокрушительное поражение, а сам царь Мидас, потеряв надежду на спасение, покончил самоубийством.

Паши сведения о фригийской культуре немногочисленны. Древнефригийский алфавит является вариантом греческого алфавита, что свидетельствует о тесной связи Фригии с культурой Греции. В легендах древней Греции фригийский царь Мидас играет весьма значительную роль. Так, по греческой легенде, Мидас имел свойство обращать в золото всё, к чему ни прикасался,-отголосок воспоминаний о богатстве Фригийского царства. Древнефригийские надписи, открытые преимущественно в долине реки Сакарьи, были найдены также и на нескольких городищах в Западной Малой Азии и в Каппадокии. Из этого следует, что Фригийское государство в период своего расцвета, очевидно, расширило свои границы далеко на запад и восток. Через долину Герма, надо полагать, греческая культура проникала во Фригию, но тем же путём оказывала своё воздействие на греческое население западного побережья Малой Азии и культура Фригии. Фригийская музыка, в том числе религиозная, была воспринята греками и имела большое значение в истории древнегреческой культуры.

Во Фригии был распространен культ богини-матери Кибелы, восходивший своими корнями к культу древних хурритских племён, почитавших божество Кубабу (иначе Хубаба). Аттис, возлюбленный Кибелы,-умирающий и воскресающий бог, связанный с религиозными культами древнейшего населения Малой Азии,- согласно мифу, был вынужден оскопить себя, став прообразом для жрецов богини Кибелы, являвшихся евнухами. Этот культ носил оргиастический и изуверский характер. Впоследствии, с распространением в Средиземноморье различных восточных религиозных учений во времена позднего рабовладельческого общества, получил широкую известность также и культ Аттиса и Кибелы.