Болезни Военный билет Призыв

Консультационная психология. Виды психологического консультирования. Чем психологическое консультирование отличается от психиатрии

Психологическое консультирование профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни.

Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Психолог помогает человеку найти свои внутренние ресурсы, осознать ранее подавленные переживания и стереотипы поведения. На психологической консультации люди понимают причины своих трудностей и учатся с ними справляться.

Существует несколько видов психологического консультирования:

  1. Интимно-личностное консультирование. Предполагается работа с внутренними проблемами и состояниями клиента (поиск смысла жизни, повышенная тревожность, сложности во взаимодействии с людьми и т.д.).
  2. Семейное консультирование. Сюда относится не только непосредственная работа с парами, но и консультирование в добрачный период, а также в период развода. Кроме того, сюда же относят консультирование по вопросам детско-родительских отношений, а также взаимоотношений с родителями и родственниками мужа / жены.
  3. Профессиональное консультирование — это психологическая консультация по вопросам выбора профессии (профориентация).
  4. Организационное (производственное) консультирование направлено на решение вопросов взаимодействия в коллективе, эффективного управления, мотивации персонала и т.д.

Этические принципы психологического консультирования

Психолог-консультант в своей работе придерживается своеобразного "этического кодекса", соблюдение которого позволяет создать максимально безопасную атмосферу для продуктивной работы с клиентом. Ниже перечислены основные положения "Этического кодекса психолога".

  1. Конфиденциальность . Любая информация, полученная от клиента, не может быть передана третьим лицам (даже родственникам и друзьям) без предварительного согласия.
  2. Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту. Консультант внимательно слушает клиента, стараясь понять его и принимая таким, какой он есть, не давая собственных оценок совершённым действиям.
  3. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента , а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым.
  4. Отсутствие советов и готовых решений. Психолог помогает клиенту найти оптимальный для него выход из сложившейся ситуации. Но при этом никогда не даст готовых "рецептов" как поступить.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Отношения психолога-консультанта и клиента носят особый характер и сами по себе имеют некий терапевтический эффект. Поэтому присутствие других отношений между психологом и клиентом (дружеских, родственных, рабочих) является крайне нежелательным. По этой причине психологам запрещается консультировать близких друзей, родственников, супругов.

Существует мнение, что человек "должен" сам решать свои проблемы. Это справедливо для тех случаев, когда он действительно способен успешно это делать. Однако следует помнить, что человек вовсе не "должен" оставаться без помощи, когда она ему необходима. Принять психологическую помощь, тем более оказываемую в качестве профессиональной услуги, вовсе не зазорно. Это поступок сильного человека, заботящегося о своем здоровье, хорошем самочувствии и личной эффективности.

Психологическая помощь область практического применения психологии ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей. Согласно определению принятому Советом Правления АСА США в октябре 1997 года профессиональное консультирование представляет собой применение принципов психической гигиены психологии развития человека в ходе когнитивных аффективных


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3225. Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы 171.72 KB
Целью работы является исследование понятия «грант» и социологическое исследование степени участия учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых конкурсах.
2472. Медико-социальные проблемы охраны детства. Организация медицинской помощи детям. Принципы оказания медицинской помощи детскому населению. Функции, задачи детской городской поликлиники 18.54 KB
Охрана детства – это система мер государственного муниципального общественного и частного характера направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. VI этап охрана здоровья школьника Организация обследования и лечебнооздоровительных мероприятий детям поступающим в школы; медицинский контроль за санитарногигиеническими условиями внешней среды: медицинский контроль за состоянием здоровья детей проведение плановой диспансеризации организация санитарнопросветительной работы среди родителей школьников...
20458. Консультирование в управлении современной организации 30.25 KB
Развитие консультирования в России Говоря о том что управленческое консультирование является новым видом деятельности для России некоторые авторы отмечают наличие необходимого но недостаточного в сравнении с западным уровнем опыта у российских консультантов. Акцент нужно сделать на том что как такового опыта консультационной поддержки...
5576. Клинико-психосоматическое консультирование и принципы взаимоотношений 16.01 KB
С одной стороны это классическое консультирование психосоматических пациентов и пациентов с психическими проблемами а с другой стороны специализированное обсуждение проблем пациентов и психотерапевтическое сопровождение их дальнейшего обслуживания. Целенаправленное требование междисциплинарной кооперации как опорного пункта службы консультаций и взаимодействия направлено...
676. Кадровое консультирование как элемент развития кадровой службы 262.09 KB
При этом в современных условиях проблема управления персоналом является ключевой в перестройке системы управления любого предприятия организации фирмы т. В настоящее время прослеживается тенденция к усложнению структурного и функционального состава организаций что неизбежно формирует запрос на внедрение более эффективных форм и методов управления персоналом. Появилась потребность в качественно новых задачах развития персонала при этом обнаруживается недостаточный уровень подготовки службы управления персоналом к этой работе.2 ...
11276. Психологическое здоровье учащихся 9.83 KB
Программы психологического здоровья: Вместе не страшно для учащихся первых и вторых классов. Линия роста для учащихся среднего звена Программа Изменения Программа Мы против наркотиков Линия жизни для учащихся старших классов МЫ для детей инвалидов Психологическая программа Вместе не страшно Программа психологического содействия...
21165. Психологическое манипулирование сознанием избирателя 18.29 KB
Психологическое манипулирование сознанием избирателя Рудаков Леонид Владимирович Государственный морской университет имени адмирала Ф. В статье рассмотрены проблемы психологической сущности манипулирования сознанием избирателя через призму законов манипулирования сознанием системы психологического манипулирования сознанием масс посредством различных форм и методов побуждения избирателей к голосованию. В условиях идеологической неоднородности и использования властью психологических технологий манипулирования социумом актуальность темы...
11020. Влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка 159.43 KB
Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Роль отца в формировании личности ребенка. Эмпирическое исследование влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка...
13375. Психологическое развитие и особенности личности в подростковом возрасте 7.92 KB
Характерной чертой этого возраста является любознательность пытливость ума стремление к познанию и информации подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний но не обращая порой внимания что знания надо систематизировать. Как правило подростки направляют умственную деятельность на ту сферу которая больше всего их увлекает. Когда говорят что ребёнок взрослеет имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей причём как равноправного участника этой жизни. Все так же в семье к ребенку относятся...
101. Омонимы (homos – один) 7.67 KB
Классификация омонимов: Лексические собственно омонимы – слова имеющие одинаковую форму звучание написание но разные по лексическому значению. Полные лексические омонимы – слова которые совпадают во всех грамматических формах гриф – птица гриф – музыкальный инструмент гриф – печать гриф – штанга. Неполные частичные – слова принадлежащие к одной части речи но у которых система грамматических форм совпадает не полностью лук – овощ лук – оружие; зреть – спеть зреть видеть.

Психологическая помощь - широкое понятие, включающее многообразные теоретические и практические направления. Со­держание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки лич­ности или группы в трудных ситуациях.

По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответствен­ность за достоверность и форму сообщения несет психолог), психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная про­грамма), психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

Виды психологической помощи

Психологическая помощь может классифицировать­ся по разным показателям

1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, кон­фликтов (психологические консультации);

2) по направленности: прямая - направленная не­посредственно на клиента, на его обращение за помо­щью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуа­цию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консульта­тивная; терапевтическая;

5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

6) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом.

Консультирование - это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Консультирование отказывается от концепции болезни, то есть признает право человека на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его активности работы над собой, что является одной из задач психотерапии. Подготовка консультанта не ориентирована на глубокое освоение методов психотерапии. Также отмечается функция психолога-консультанта как посредника между клиентом и психотерапевтом.

Цель психологического консультирования - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная ана­лизировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом.

Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индивидуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с клиентом – от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу с клиентом.

В психотерапии (в отличие от практики психологического консультирования) активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто воспринимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психологическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиентами в отличие от консультирования проводимая психотерапевтическая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других видах психотерапевтической практики психолог несет личную ответственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в самой консультационной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессионально владеть ее методами, так как в их применении и заключается основная часть его работы.

Скалли и Хопсон. Целесообразно оделить консультирование от других страте­гий психологической помощи:

    предоставления информации;

    прямого действия - осуществления конкретных действий, направленных на оказание помощи клиенту (например, в кризис­ных ситуациях, в случаях самодеструктивного поведения или ре­альной угрозы психическому и/или физическому здоровью лю­дей);

    обучения - помощи в приобретении умений и навыков, не­обходимых клиенту в конкретной ситуации;

    системных изменений - оказания направленного воздействия на ту систему, которая явилась причиной возникновения труд­ностей;

совета - высказывания собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, в которой находится другой человек.

Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога практика, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Психологическое консультирование, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки для специалиста оказывающего подобные психологические услуги, которые нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях.

Психологическое консультирование это вид профессиональной деятельности психолога ориентирован на психически здоровых, нормальных людей, у которых возникли сложные жизненные психологические обстоятельства, требующие психологической помощи в разъяснении и преодолении этих обстоятельств. Если человек самостоятельно не может справиться с навалившейся психологической проблемой, он обращается к частному психологу - психоаналитику Помазкину Антону Сергеевичу.

Чем психологическое консультирование отличается от психиатрии?

У некоторых наших соотечественников, еще не привыкших к принципам работы капиталистического общества, может сформироваться ложное представление о сути психологических услуг. Сразу возникают страхи по поводу постановки на учет психиатрического диспансера и вытекающих отсюда ограничений. На самом деле, все совсем не так, и индивидуальное психологическое консультирование серьезно отличается от медицинского лабиринта.

Во-первых, психологическое консультирование может носить краткосрочный характер (достаточно нескольких очных или по телефону консультаций с психологом, чтобы человек осознал проблему и самостоятельно с ней справился, руководствуясь информацией, полученной от специалиста)!

Очный или по телефону сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся ровно 50 минут. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, старается вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время психологической консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему. Поэтому вам нужно уже сейчас позвонить мне, частному психологу, психоаналитику и записаться на психологическую консультацию!

Во-вторых, в психологическом консультировании различается подходы к работе, как у психиатров, так и как у психологов-консультантов. Первые дают клиенту, который, скорее, является пациентом, учитывая длительность взаимоотношений, строго медикаментозное лечение.

Психологическое же консультирование - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода внутренних психологических проблем, а так же связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. И суть психологического консультирования состоит в том, что психолог консультант, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресован исключительно психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития и душевного спокойствия.

Цель психологического консультирования?

Психологическое консультирование зависящее от конкретной психологической задачи и его целей состоит в том, чтобы объяснить клиенту психологическую основу его проблем. Оказываемая психологом консультантом клиенту консультация нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием так называемых инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни. Обязательно позвоните мне и вы тогда сделаете правильный выбор.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Человек, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и оказывает помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — это психологическая помощь человеку в решении его психологических проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Психологическое консультирование проходит в определенных пространственных и временных условиях, условия которых были изначально обговорены между клиентом и психологом, что считается для повышения эффективности психологического консультирования существенное значение. В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, является специально оборудованный кабинет позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором отсутствуют элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от терапевтического процесса.

Время и пространство, так же имеет большое значение для эффективности и успешности психологического консультирования. Во-первых, у клиента и психолога-консультанта должно быть достаточно времени, и выбор этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и «на свежую голову» участвовать в консультативном сеансе. Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса. Часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета консультанта позволят напоминать всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим необходимо работать активно и динамично. Идеальная среда для очной психологической консультации является психологический центр на Цветном бульваре. Так же подойдет родная и домашняя обстановка для консультации с психологом по телефону. А вы уже решили когда будете звонить мне?

Задачи психологического консультирования?

Во всех практических случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

  1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся обратившейся человек.
  2. Информирование клиента о сути возникшей у него психологической проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)
  3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой или для этого потребуется дополнительный психологический анализ.
  4. Четкое формулирование рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его психологическую проблему.
  5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
  6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем, т.е. задача психопрофилактики личности.
  7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. Психолого-просветительское информирование клиента.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психологопедагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Обсудим их.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психологаконсультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути

семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое, что только что было сказано относительно психолого-педагогического консультирования, касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.

УСЛОВИЯ результативности психологического консультирования

Для того чтобы психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий.

Раскроем суть и поясним эти условия.

Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности.

Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог-консультант сможет помочь лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желание как можно скорее от нее избавиться. Если же клиент достаточно хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении, то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психологконсультант.

Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью обратился клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта, как и от врача, прежде всего требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно.

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе

с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога.

Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологуконсультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.

Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.

Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. О том, какой должна быть эта обстановка, специально будет сказано дальше, а сейчас следует заметить, что в большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке кон фиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и

клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.

Упражнения

Если у вас еще нет собственного опыта проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие задания:

1. Определите, каким из видов психологического консультирования вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?

2. На что в первую очередь необходимо обратить внимание для того, чтобы ваше первое психологическое консультирование оказалось достаточно результативным?

Практические задания

Если у вас уже имеется личный опыт проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие два задания:

1. Вспомните, с какими проблемами к вам за консультацией обращались клиенты в течение двух последних месяцев.

2. В соответствии с приведенной в данной главе классификацией установите, какими по своим индивидуальным психологическим особенностям чаще всего оказывались те люди, которые обращались к вам за консультацией. Попробуйте объяснить, почему именно эти люди и именно к вам обратились за психологической помощью.

Ключевые слова

Психологическое консультирование. Психолог-консультант. Клиент. Место проведения психологической консультации. Время проведения психологического консультирования. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом.

Зона повышенного риска. Жизненные неудачи. Эмоциональные отклонения. Разочарование. Фрустрация. Тяжелый период жизни. Состояние душевного расстройства. Моральная поддержка. Профессиональный долг психолога-консультанта.

Индивидуальная и групповая психотерапия. Коррекционная работа. Частота, непрерывность и длительность контактов психолога-консультанта с клиентом. Активность психолога-консультанта и клиента в процессе проведения консультирования. Ответственность психолога-консультанта и