Болезни Военный билет Призыв

Какие впечатления навевает на лирического. Анализ Стихотворения «Деревня. Композиция и стихотворный размер


Л.Н. Толстой – один из величайших писателей мира, мыслитель. Он написал много замечательных произведений. Рассказ «Бедные люди» произвёл на меня особое впечатление.

В произведении Л.Н. Толстого «Бедные люди» на первый взгляд говорится о бездольных, несчастных, брошенных людях. Но так ли это? Главными героями рассказа являются Жанна и её муж, рыбак.

У них есть пятеро детей. Все вместе они живут в рыбачьей, чистой, тёплой и уютной хижине.

Жанна очень хозяйственная и заботливая жена. Она тревожится за своего мужа, который не жалея себя, в холод и бурю ловит рыбу, лишь бы прокормить семью. Рядом с ними живёт соседка. Жанна сильно беспокоится за неё, ведь у неё двое детей, да тут ещё болезнь. Решив проведать её, она видит мёртвое тело, а рядышком двое маленьких, кудрявых, толстошеих ребятишек. Они были закутаны старым платком и платьем матери. Жанне стало жаль детей. Решившись на необдуманный поступок, она снимает колыбельку и несёт домой. Жанна сама не понимает, как и зачем сделала это.

Но она не могла пройти мимо чужого горя, так как знала, что матери было нелегко. Очень тяжело умирать, зная, что от тебя зависит будущая жизнь детей. Сначала она боялась о том, что скажет муж, ведь у них у самих то, немаленькая семья. Когда он вернулся, Жанна рассказала о том, что соседка умерла, и у неё остались дети. Недолго раздумывая, он принял решение взять их.

Это произведение настоящий пример добра, милосердия и благородности. Герои рассказа великодушные! Они взяли на себя серьёзную ответственность. Так бедны ли, эти люди на самом деле!? Я считаю, что эти два человека самые богатые! В их сердцах много любви, теплоты, искренности и понимания. Они богаты духовным миром! И совсем не важно, сколько у них материальных средств. Их чистые души и сердца помогут превзойти все невзгоды, неудачи и падения. Вместе они самая мощная сила-добро.

Автор хотел донести до нас то, что нужно жить в мире, согласии, помогать друг другу, творить добро! Эта маленькая тайна поможет тебе в жизни! Помогая людям, тебе самому будет приятно от этого. Дари улыбку людям, твори добро, и мир станет чуточку светлее и лучше!

Обновлено: 2017-11-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проследите, как меняются оттенки настроений лирического героя в то время, как горит сжигаемое письмо. Какое чувство остается при этом неизменным?

Как будто бы принятое решение (выполнить наказ любимой) вызывает в душе лирического героя стремление продлить расставание и оттянуть этот миг:

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…Как долго медлил я, как долго не хотелаРука предать огню все радости мои!..

Герой с тоской пристально следит за погибающим в огне "залогом любви", и постепенное исчезновение письма воскрешает в памяти "заветные черты" и превращает в пепел мечты о счастье, оставляя уныние и горечь потери. Неизменным остается чувство любви.

Какими словами переданы движения души поэта, какие интонации используются? Прокомментируйте, какова роль приема непосредственного обращения автора к горящему письму.

Движение души лирического героя поэт передает привычными для романтической поэзии словами и выражениями: душа моя не внемлет, утратя впечатление, заветные черты и т. п. Придают переживаниям возвышенный характер такие слова и выражения, как предать огню, приемлет, провиденье, а также инверсия (уж перстня верного утратя впечатленье). Интонационный рисунок строится на чередовании восклицаний и многозначных пауз, выраженных многоточиями. Роль непосредственного обращения героя к останкам письма сугубо символическая.

Понаблюдайте над особенностями звукописи в этом стихотворении. Какие звуковые сочетания наиболее часты, как они влияют на тональность стиха, передачу внутреннего состояния лирического героя, как воздействуют на восприятие стихотворения читателем?

Обращает на себя внимание с первой строки чередование слов с шипящими звуками (прощай, душа, свершилось) и различных сочетаний букв, включающих "л" (любовь, медлил, пепел), использованных в словах с ключевым смыслом. Таким образом, движение от одних печальных звуков, которые напоминают шуршание горящей бумаги, к другим, певучим и протяжным, - одновременно является душевным движением героя к расставанию с любовью, мечтой.

Почему в этом грустном, даже трагическом стихотворении вдруг появляется слово "отрада"? Можно ли найти в нем еще какие-либо проблески светлой печали?

Да. Это пушкинское настроение, афористично выраженное в стихотворении "На холмах Грузии": "Печаль моя светла, печаль моя полна тобой, одной тобой…" Проблески светлой печали можно найти в словах "На легком пепле их (т. е. листов. - Авт.) заветные черты белеют…". Видение заветных черт, осязание легкости пепла - более или менее светлые моменты, остающиеся в памяти на всю жизнь и напоминающие лирическому герою о былых радостях и муках.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Сожженное письмо» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
    Как вы уже знаете, стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ…" (1924) входит в цикл "Персидские мотивы". Этот шедевр лирики родился благодаря знакомству Есенина с молодой армянской учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян, которое состоялось в Батуме зимой 1924-1925 года. В стихотворении упоминается город Шираз, расположенный на юге Ирана. В одном из писем Есенин писал: "Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром
    Вам знакома инверсия - перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого. Что создает в каждой строчке инверсия? Приближался апрель к середине…Лоб его бороздила забота…Непочатого хлеба ковригу…Бил ручей, упадая с откоса… "Апрель приближался к середине…" - инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений. "Забота бороздила его лоб…" - инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот героя. "Ковригу непочатого хлеба…"
    Русь предстает здесь наполненной святынями и святостью ("хаты - в ризах образа", "как захожий богомолец", "по церквам твой кроткий Спас"), и восторженный поэт восклицает: …не надо рая,Дайте родину мою. Россия в этом стихотворении - живая, уподоблена родному человеку: "Гой ты, Русь моя родная". Это "малая родина" Есенина - родное село, знакомые с детства пейзажи. Выражение "синь сосет глаза" передает чувство грусти, заполнившее душу поэта, ностальгии. Теперь лирический герой "как захожий богомолец" в
    Стихотворение "Еще томлюсь тоской желаний…" посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Какие фразы и словосочетания характеризуют внутренний мир поэта, его переживания? Внутренний мир поэта полон глубочайших переживаний, для выражения которых он находит волнующие сердце читателя слова и словосочетания. Сам психологический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом глаголов, выстроенных по нарастающей, - томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состояние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сумраке воспоминаний. Как вы думаете, судя по
    Сказочные герои в этом стихотворении взяты из "бабушкиных сказок". Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей - герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер ("огонек"), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Леший, змей и ведьма -
    Можно ли инсценировать лирическое произведение? Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять. Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него? Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, приобретают часто общечеловеческую значимость, потому что содержат вневременные ценности, доступные и близкие большинству. Какой признак лирического стихотворения

Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
«Здесь барство дикое, без чувства, без закона»
(записанные на доске 2 эпиграфа)
Цели:
1) Совершенствование навыка литературного анализа лирического текста, формирование умения развивать и обосновывать мысль
2) Развивать осмысленность логичность речи, склонность к исследовательской деятельности
3) Воспитывать интерес к русской литературе
Активизация внимания. На доске – эпиграфы нашего урока. Что такое эпиграф? (изречение, характеризующее основную мысль). Откуда взяты эти строки? Ребята, используя эпиграфы и предложенные глаголы (заранее записанные на доске глаголы: узнать, изучить, проанализировать, исследовать) сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.
Ребята, а вы были в деревне? Какие ваши впечатления? Что больше всего понравилось? Хорошо, а теперь давайте узнаем, что думал в своё время Пушкин про деревню.
Предыстория создания стихотворения. Чтобы отдохнуть от суеты столичной жизни, которая очень скоро начала тяготить поэта, Пушкин летом 1819 едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашёл. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении «Деревня», в ней – все его мысли и чувства.
Выразительное чтение первой части стихотворения учителем.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Беседа. С чего начинается стихотворение? (описание мирной деревенской жизни, молодой поэт с любовью и очень подробно передаёт окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его взгляда)
Какие слова вам непонятны? (заранее раздать детям распечатанный словарик незнакомых слов) - лоно, Цирцея, скирда, овины, роптать, оракул.
Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется?
Сформулируйте вывод по первой части, продолжив предложение: «Деревня в первой части – это почти идиллическое место, где…»
Активизация внимания. Ребята, не всегда же всё бывает хорошо? Бывают и трудные моменты. Что видели плохого в деревне?
Предыстория ко 2 части. В первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретённой свободой. Но постепенно глаз его начинают «резать» узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. Поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крестьянства, а себя именует «другом человечества». Так рождается вторая часть стихотворения.
Выразительно чтение учителем второй части.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Беседа. Какие слова вам непонятны? (не внемля, пагуба, барство, ярём, витийство)
Что такое в изображении Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они – эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
О каком времени мечтает поэт? О чём мечтает?
Сформулируйте вывод по второй части, продолжив предложение: «Во второй части стихотворения Пушкин мечтает о…»
Как вы заметили, мы разделили стихотворение на 2 части. Что описывается в первой части? (идиллия, мирное существование). Что во второй? (ужасные пороки крепостничества)
Можно ли сказать, что эти части противопоставляются друг другу? Как называется такой художественный приём? (антитеза). Для чего нужны такие средства выразительности? (чтобы создать уникальный, неповторимый художественный мир произведения)
Задание. Ребята, а теперь попробуем составить кластер (схематичная форма систематизации информации, в которой мы проводим связи, аналогии и ассоциации). Работаем по вариантам, первый работает с первой частью стихотворения, а второй со второй частью.
Например: Праздники→ день рождения→ торт
Приют спокойствия ←Деревня для поэта→ Барство дикое
↓↓ ↓ ↓
лазурные равниныневежество
Выводы по уроку. Посмотрите ещё раз на эпиграфы. Какой больше подходит нашему уроку? Получилось ли у вас выполнить поставленную цель?
Домашнее задание. Составить кластер «что значит деревня для подростка 21 века»

Тема урока. Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня».

Цель :

· выявить гражданскую позицию автора, проявившуюся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком; дать понятие о двусложных стихотворных размерах;

· формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развивать речь учащихся;

· воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся, активную жизненную позицию.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ об А.С.Пушкине.

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Деревня» написано в июле 1819 г. в Михайловском под впечатлением от «псковского хамства» - крепостнического быта и тяжкого положения закрепощённых крестьян. Пушкин смог опубликовать под заглавием «Уединение» только первую часть стихотворения (до слов: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает», затем следовали четыре строки многоточий), вторая получила широкое распространение в списках.

2.Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Деревня».

Комментарии слов и словосочетаний «друг человечества», «вития», «сей», «овин», «оракул», «рыбарь», «почто».

3.Сообщение ученика о Кирке.

Ки́рка (др.-греч. Κίρκη; в латинизированной форме Цирце́я) - в греческой мифологии дочь Гелиоса и океаниды Персеиды. Колдунья, богиня луны, представительница чародейства.

По Гомеру, она жила на острове Ээе (Aiaia, местоположение острова в сказаниях о Кирке географически неопределимо). Местопребывание Кирки позднее было перенесено с дальнего востока на запад, к Тирренскому побережью: именем её был назван мыс на Италийском берегу (в Лации). Обитала у Тирренского моря, прибыла на остров в колеснице Гелиоса.

Кирка вышла замуж за царя сарматов, отравила мужа зельями. Став царицей, учинила жестокости по отношению к придворным, отчего утратила царскую власть. Бежала на просторы Океана и поселилась на острове вместе с сопровождавшими её женщинами.

Известны также два сказания о безнадёжной любви Кирки к морскому богу Главку, которому Кирка отомстила тем, что силой своих чар обратила в чудовище его возлюбленную Скиллу, и к царю авзонов, сыну Сатурна Пику, который богиней был превращён в дятла.

Кирка и Одиссей

На её остров был занесён во время своих блужданий по морю Одиссей. Когда часть спутников последнего, отправившаяся для исследования острова, была обращена Киркой в свиней, Одиссей отправился один к дому волшебницы и с помощью данного ему Гермесом чудесного растения победил чары богини, которая, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться с ней на острове. Одиссей склонился на предложение богини, но прежде заставил её поклясться, что она не замышляет против него ничего дурного, и вернуть человеческий образ его спутникам, обращённым в свиней. Прожив год на острове в неге и довольстве, Одиссей, по настоянию товарищей, стал просить Кирку отпустить их на родину и, получив согласие богини, отправился сперва, по её совету, в область Аида, чтобы узнать от прорицателя Тиресия о предстоящих ему испытаниях.

Получив от Тиресия желанные сведения, Одиссей вернулся на остров Кирки и, предупреждённый ею об опасностях, которые ожидают его у острова Сирен, в проливе, где обитают Скилла и Харибда, и на острове Тринакрии, пустился в дальнейшее плавание. Она научила Одиссея делать узлы.

По Гесиоду, от Одиссея у Кирки родились сыновья Агрий и Латин (Гомер этого не упоминает).

Позднее Кирка вышла замуж за Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону.

4. Слово учителя.

В поэзии Пушкина представлены все лирические жанры, в системе которых элегия занимает прочное место. Внутри жанра элегии выделяют следующие разновидности: сюжетную, историческую и руистическую (сельскую). «Деревня» относится к последней.

5. Определение элегии.

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями.

Родина элегии – Древняя Греция. Фольклорная основа – причитающий плач над умершим. Без одухотворявшей его прощальной печали мир был бы неполным, незавершённым.

А.С.Пушкин, обращаясь к элегии, открыл возможность парадоксального утверждения бытия печалью.

6.Выявление первоначальных читательских впечатлений.

Какова тема и идея стихотворения?

Какое настроение преобладает в стихотворении?

7.Работа с учебником. Чтение статьи «В мире пушкинского стихотворения».

8. Слово учителя.

Попробуйте представить усадьбу поэта в Михайловском, обустроенную дедом А.С.Пушкина, Осипом Абрамовичем Ганнибаллом. Это небольшая территория, которая с севера ограничена крутым обрывом к реке Сороти, с юга – Михайловскими рощами.

От столетних лип по небольшому склону аллея ведёт к пруду с перекинутыми через него горбатым деревянным мостком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами. От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности. Здесь невольно вспоминаются пушкинские строки, в которых угадывается этот пейзаж:

Я твой - люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда...

9.Прослушивание аудиозаписи. Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня».

10. Анализ стихотворения.

Какие чувства вызывает у лирического героя этот вид?

В каком слове обозначено это настроение? (Довольство)

Выпишите слова и словосочетания, соотнесённые с этим понятием, из первой части стихотворения.

Пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья; лоно счастья и забвенья, мирный шум дубов, тишина полей, праздность вольная, прохлада и цветы, душистые скирды, светлые ручьи, озёр лазурные равнины, парус рыбаря, нивы полосаты, хаты, бродящие стада, овины дымные и мельницы крылаты; труд, истина, блаженство, свободная душа.

Составьте ассоциативный ряд со словом «довольство».

Довольство – достаток, богатство, обеспеченность.

Одно из значений слова «довольство» в русском языке XVIII – начала XIX в. – достаточное количество чего-либо, обилие, множество.

В «Словаре языка Пушкина» слово «довольство» прочитывается однозначно: «достаток», «материальная обеспеченность».

Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: деревня в первой части – это почти идиллическое место, где… (продолжите).

Меняется ли это настроение во второй части элегии?

Вторая часть элегии эмоционально отлична от первой. Образный строй пушкинского стихотворения меняется: лирический герой испытывает чувство негодования и возмущения и страстно желает видеть народ освобождённым.

Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?

«Мысль ужасная» противопоставлена умиротворённому настроению первой части.

Найдите в тексте понятия, противопоставленные по смыслу «довольству».

Омрачает, печально, убийственный позор, слёз, стона, пагуба, барство дикое, без чувства, без закона, насильственный, покорствуя, рабство тощее, неумолимого, тягостный ярем, до гроба, бесчувственный, злодея, измученные рабы, рабство.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Друг человечества печально замечает…» до слов «Дворовые толпы измученных рабов».

Какова интонация первой и второй части стихотворения?

В первой – описательная, во второй – ораторская.

При помощи каких изобразительных средств создана описательная интонация? (Описательная интонация создана при помощи эпитетов: нивы полосаты, овины дымные, мельницы крылаты, озёр лазурные равнины, светлые ручьи).

Какими изобразительными средствами передано негодование лирического персонажа при виде «барства дикого»?

Во второй части стихотворения присутствуют оценочные прилагательные: свободною душой, толпы непросвещенной, застенчивой мольбе, насильственной лозой, рабство тощее.

Образ лирического героя почти совпадает с образом автора. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие этот тезис.

Я твой - я променял порочный двор Цирцей…

Я твой - люблю сей темный сад…

Я здесь, от суетных оков освобожденный…

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

Почто в груди моей горит бесплодный жар…

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…

Личные и притяжательные местоимения, глаголы в первом лице единственного числа свидетельствуют о намерении поэта подчеркнуть собственную позицию.

11. Чтение статьи учебника «Стихотворные размеры (метры)».

12. Определение размера стихотворения «Деревня» (разностопный ямб).

IV. Подведение итогов урока.

О чём мечтает Пушкин, о каком времени и о каком отечестве? Какова гражданская позиция поэта? Найдите строки, в которых она проявляется.

Выразительное чтение последнего четверостишия.

Пушкин пытается поэтически осмыслить реальную жизнь и увидеть прекрасное будущее.

В финале стихотворения отчётливо обозначена гражданская позиция автора, проявившаяся в призыве к единомышленникам разделить тревогу за судьбу отечества.

Свои надежды на благотворные перемены А.С.Пушкин связывает прежде всего с упразднением «барства дикого», торжеством свободы и просвещения.

V. Домашнее задание.

Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение «Гурзуф и Каменка в жизни А.С. Пушкина»;

Подготовить экскурсию по выставке репродукций зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др.

Сочинение

Лирика А. С. Пушкина очень разнообразна. Поэт затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы, пейзажная лирика.

Интересно, что природные зарисовки у Пушкина — это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа — неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.

Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный Позор.

Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.

Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия" — емкий символ.

Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море — это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».

Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.

Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.

Стихотворение «На холмах Грузии…» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.

Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных «его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».

Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.

Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках — тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.

Другие сочинения по этому произведению

«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» (1824)