Болезни Военный билет Призыв

Даниэль дефо и его герой робинзон крузо. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Литературная игра. Робинзон Крузо. История полковника Джека

Написанное в жанре авантюрного романа, самое известное произведение талантливого английского журналиста Даниэля Дефо имело оглушительный успех и послужило толчком к развитию такого направления в литературе, как заметки путешественника. Правдоподобие сюжета и достоверность изложения - именно этого эффекта пытался достичь автор, излагая события скупым, будничным языком, по стилю больше напоминающим публицистику.

История создания

Реальный прототип главного героя, шотландский моряк, в результате серьезной ссоры был высажен командой на необитаемый остров, где и провел свыше четырех лет. Изменив время и место действия, писатель создал удивительное жизнеописание молодого англичанина, попавшего в экстремальные обстоятельства.

Опубликованная в 1719 году книга произвела фурор и требовала продолжения. Спустя четыре месяца увидела свет вторая часть эпопеи, а позже - и третья. В России сокращенный перевод издания появился почти полвека спустя.

Описание произведения. Главные герои

Юный Робинзон, влекомый мечтой о море, вопреки воле родителей, покидает отчий дом. После серии приключений, потерпев катастрофу, юноша попадает на необитаемый остров, расположенный вдали от морских торговых путей. Его переживания, шаги по поиску выхода из сложившейся ситуации, описание предпринимаемых действий для создания комфортной и безопасной обстановки на затерянном кусочке суши, нравственное взросление, переосмысление ценностей - всё это легло в основу завораживающего рассказа, сочетающего в себе черты мемуарной литературы и философской притчи.

Главный герой истории - молодой обыватель, буржуа с традиционными взглядами и меркантильными целями. Изменение его характера, трансформацию сознания читатель наблюдает по ходу повествования.

Ещё одним ярким персонажем выступает дикарь Пятница, спасенный Крузо от расправы людоедов. Верность, храбрость, искренность и здравый смысл индейца покоряют Робинзона, Пятница становится хорошим помощником и другом.

Анализ произведения

Рассказ ведется от первого лица, простым, точным языком, позволяющим раскрыть внутренний мир героя, его моральные качества, оценку происходящих событий. Отсутствие специфических художественных приёмов и пафоса в изложении, лаконичность и конкретика добавляют достоверности произведению. События передаются в хронологическом порядке, но порой рассказчик обращается к прошлому.

Сюжетная линия разделяет текст на две составляющие: жизнь центрального персонажа дома и период выживания в дикой обстановке.

Помещая Робинзона на долгие 28 лет в критические условия, Дефо показывает, как благодаря энергии, духовной силе, трудолюбию, наблюдательности, смекалке, оптимизму человек находит пути для решения насущных проблем: добывает еду, обустраивает жилище, изготавливает одежду. Изоляция от общества и привычных стереотипов раскрывают в путешественнике лучшие качества его личности. Анализируя не только окружающую среду, но и изменения, происходящие в собственной душе, автор устами Робинзона, с помощью немудреных слов, даёт понять, что, по его мнению, на самом деле важно и первостепенно, а без чего можно с легкостью обойтись. Оставаясь человеком в сложных условиях, Крузо своим примером подтверждает, что для счастья и гармонии достаточно простых вещей.

Также одной из центральных тем повествования является описание экзотики безлюдного острова и влияние природы на человеческий разум.

Созданный на волне интереса к географическим открытиям, роман «Робинзон Крузо» предназначался для взрослой аудитории, но в наши дни он стал занимательным и поучительным шедевром детской прозы.

Введение

25 апреля 1719 года в Лондоне вышла книга с длинным и заманчивым заглавием: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, рассказанная им самим». Она сразу завоевала сердца читателей. Ею зачитывались все - и образованные люди и те, кто едва владел грамотой. Книга на века пережила своего автора и своих первых читателей. Ее читают и теперь с не меньшим интересом, чем в те годы, когда она появилась, читают не только в Англии, но и во всем мире. Это определяет актуальность выбранной темы контрольной работы.

Объект исследования: творчество Даниэля Дефо.

Предмет исследования: проблема «естественного» человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Цель исследования: определение роли романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» в знакомстве мирового сообщества с человеком-созидателем, человеком труда.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определение места Даниэля Дефо как художника в мировой литературе, поиск истоков его творчества и путей развития, выявление особенностей и своеобразия его авторской позиции в показе «естественного» человека.

Методы исследования: эмпирические, эвристические, обработки данных.

Контрольная работа базировалась на трудах: Е. Корнилова, М. и Д. Урновых, И.С. Чернявской.

Основная гипотеза о том, что образ Робинзона Крузо - яркий пример «естественного человека», одержавшего победу в единоборстве с природой, нашел свое подтверждение в процессе работы над темой контрольной работы.

Даниэль Дефо и его герой Робинзон Крузо

Автором нашумевшей книги был Даниэль Дефо (1660-1731). Впоследствии он любил утверждать, что в приключениях Робинзона Крузо он дал аллегорическое изображение собственной жизни. Не нужно, однако, понимать это утверждение буквально и искать в каждом эпизоде романа соответствие с тем или другим событием, пережитым самим Дефо. Ему никогда не пришлось испытать таких бедствий и страданий, которые перенес Робинзон на необитаемом острове, но чтобы прожить жизнь так, как прожил ее Дефо, борясь за то, so что он верил, требовалось мужества и воли, настойчивости и терпения не меньше, чем Робинзону в его одинокой схватке с природой.

Даниэль Дефо родился в Бристоле. Его отец, купец Джемс Фо (писатель сам уже в зрелом возрасте прибавил к своей фамилии частицу «де»), человек религиозный, мечтал сделать сына священником и, чтобы лучше подготовить его к этой деятельности, отдал его в учебное заведение, носившее название «Академия». Академия много дала юноше, который вынес из нее знание нескольких иностранных языков, астрономии, географии и истории.

Участвуя в школьных диспутах, он обучился искусству вести полемические споры, и это пригодилось Дефо впоследствии, когда он занялся журналистикой.

Наперекор воле отца Дефо решил стать купцом. Чтобы закончить образование и получить подготовку к практической деятельности, Дефо совершил путешествия по Испании, Португалии, Италии, Франции и Голландии. Еще мальчишкой бродил он по лондонскому Сити, центру деловой жизни Англии, и слушал рассказы бывалых людей об этих странах.

Во время своих путешествий он изучил быт и нравы, экономику европейских государств, различные национальные типы и характеры.

Купец из Дефо вышел плохой. Дела, которые он вел, иногда приносили ему богатство, но гораздо чаще - долги, убытки и разорение. Коммерция не могла удовлетворить широкие интересы Дефо, и он пренебрег ею, чтобы отдаться общественной и писательской деятельности, которую он начал как журналист в середине 80-х годов XVII века.

Деятельность Дефо - публициста и журналиста - развернулась после буржуазной революции 1688 года, когда вместо свергнутого Якова II королем Англии стал Вильгельм III, призванный к власти буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами. Новый король был чужеземцем, и реакционно-настроенные сторонники старой династии пользовались этим обстоятельством в своей пропаганде против короля и против новых, буржуазных порядков. В блестящем стихотворном памфлете «Чистокровный англичанин» (1701) Дефо осмеял дворян-роялистов, которые, кичась своим «чистокровным» английским происхождением, доказывали, что иностранец Вильгельм не имеет права быть королем Англии, Дефо опроверг аргументацию аристократов, напомнив историю формирования английской нации, образовавшейся в результате слияния многих народов. Памфлет Дефо был смелым выражением его демократических взглядов, ибо писатель утверждал, что личные качества и заслуги людей куда больше достойны уважения, чем все титулы и «благородство» крови. Аристократии Дефо смело противопоставил простого человека.

После смерти Вильгельма III, в 1702 году, снова подняла голову реакция. Она началась с религиозных преследований. Дефо ответил на возобновившуюся травлю диссентеров такой ядовитой сатирой на официальную церковь, что ему пришлось расплатиться за нее тюремным заключением, троекратным стоянием у позорного столба и денежным штрафом. Власти, конечно, не предполагали, что позорная гражданская казнь превратится для Дефо в триумф. Лондонцы восторженно приветствовали писателя и тогда, когда он шел к месту казни, и тогда, когда он стоял у позорного столба. В это время по Лондону уже распространился написанный Даниэлем Дефо в тюрьме «Гимн позорному столбу» - страстная защита свободы слова и печати.

Передовые взгляды, высказанные Дефо в его произведениях, были свойственны многим писателям, философам и ученым XVIII века, принадлежавшим к прогрессивному буржуазно-демократическому движению, получившему название Просвещения. Всех просветителей объединяла ненависть к феодализму и его порождениям, защита прав народа, вера в человека, во всемогущество разума, в силу просвещения. Просветители - это идейные вожди молодой и прогрессивной буржуазии, и все они, борясь за победу буржуазного общества, против феодализма, были искренне убеждены в том, что действуют во имя счастья народа.

Уже старым человеком Дефо написал свой первый роман - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719), даже не ожидая, что книга будет встречена с таким восторгом. В тот же год он выпустил «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а затем добавил и «Серьезные размышления Робинзона Крузо» (1720). Затем последовали и другие романы: «Приключения капитана Синглтона» (1720), «Молль Флэндерс» (1722), «Записки чумного года» (1722), «Полковник Жак» (1722), «Роксана» (1724). В реалистических картинах жизни, в образах героев воплотились и жизненный опыт Дефо и его убеждения. Урновы М. и Д. Современный писатель //Дефо Даниэль Робинзон Крузо: Роман. - М.: Худож. лит., 1981. - С.6.

Таким образом, герой Даниэля Дефо несет в себе духи характерные особенности самого автора. В приключениях Робинзона Крузо он дал аллегорическое изображение собственной жизни

Терпение и труд

У нас на корабле были две кошки и собака.

Кошек я перевез на берег еще на первом своем плоту, а пес просто прыгнул в воду и поплыл вслед за мной. Долгие годы он верно служил мне и был добрым товарищем, дарил минуты радости и заменял общение с людьми. Мы понимали друг друга с полувзгляда; единственное, чего мне недоставало, так это то, что пес не мог говорить.

Я решил записывать все, что со мной происходило, и всячески экономил чернила, хотя понимал, что со временем они все равно закончатся, а вместе с ними придет конец и моим записям.

Время шло, и я лишился ниток, иголки затупились и сломались, одежда истрепалась; несмотря на большой запас всевозможных вещей, мне многого не хватало. У меня, например, не было ни лопаты, ни заступа, ни кирки; мне нечем было обрабатывать почву, – а я подумывал заняться земледелием.

На то, чтобы окончательно устроиться на острове, содержать в порядке мой склад и еще более основательно укрепить ограду, понадобился почти год. Самая трудная и изнурительная работа заключалась в том, чтобы нарубить в роще толстых сучьев и молодых стволов, обтесать, распилить, а затем дотащить до площадки. Вбивая колья изгороди, я поначалу использовал увесистый сук, но затем вспомнил, что у меня есть железный лом, и дело пошло намного быстрее. Впрочем, особенно спешить мне было некуда. Покончив с частоколом и погребом и приобретя надежную крышу над головой, я стал чаще обычного бродить по острову с ружьем в надежде подстрелить какую-нибудь дичь. Именно тогда я и принял решение записывать в дневник все, что ежедневно происходило со мной…

Вначале, словно в бухгалтерской книге, я перечислил все отрицательные и положительные стороны своей нынешней жизни. Я беспристрастно сопоставил злое и доброе, горестное и отрадное, плохое и хорошее:

Эта первая запись свидетельствовала, что в любой ситуации, в какой бы ни оказался человек, есть свои минусы и плюсы. Когда я понял, что помощи ждать неоткуда, и перестал пристально всматриваться в морской горизонт, то жизнь с ее ежедневными хлопотами и заботами полностью захватила меня. Я даже стал находить в ней приятные стороны и маленькие радости…

Моя палатка уже была приспособлена для жилья. С частоколом я покончил, и теперь мое обиталище выглядело как укрепленный форт. С внешней стороны я насыпал вдоль частокола земляной вал высотой в два фута. Кроме того, я соорудил навес из ветвей, и мой дворик оказался как бы под кровлей, защищавшей его от дождя. Так как вещей у меня было превеликое множество и они загромождали палатку, я принял решение углубить пещеру, где находился мой погреб. Кроме погреба мне нужна была просторная кладовая. Опыт у меня был, и работал я легко, вынося, как и прежде, вынутую землю наружу. Теперь я знал, что хищников опасаться не стоит, и мне в голову пришла мысль прорыть еще и подземный ход, ведущий за пределы ограды. Я осуществил задуманное, и у меня получилась сводчатая галерея, которая впоследствии служила мне не только дорогой к палатке, но и значительно расширила мою кладовую. Я постоянно пользовался своим потайным ходом, возвращаясь с охоты или с берега моря.

Когда с кладовой и подземным ходом было покончено, я принялся за изготовление мебели, прежде всего стола и стульев, без которых я так и не привык обходиться. Я не мог ни пообедать как следует, ни сделать запись в дневнике, ни отдохнуть, особенно если погода стояла сырая и дождливая. До этого я никогда в жизни не столярничал, но деваться было некуда – за что только ни возьмешься, если испытываешь потребность в той или иной вещи! Я умел вычислять и рассчитывать, имел инструменты, остальное же зависело от моего трудолюбия и терпения.

На стол и пару стульев пошли короткие доски и бортовая обшивка – их я привез с корабля; когда эта мебель была готова и расставлена в палатке, я принялся за полки и скамью для кладовой. Корабельные доски я употребил все до единой, поэтому новые мне пришлось изготовить самому с помощью пилы, топора и рубанка. Именно эти простые инструменты помогли мне соорудить массу нужных вещей, хотя никто до меня не столярничал таким образом и не тратил на это столько времени. Мне снова приходилось отправляться в рощу, выбирать подходящее дерево, валить его, очищать ствол от веток, распиливать на доски и только затем обрабатывать рубанком.

Полки я приладил в погребе и кладовой, одну над другой, в несколько рядов, на скамье расставил ящики и бочонки, а в кладовой разложил по полкам свои инструменты, гвозди, бурав, молоток и прочую мелочь. Также я вбил в стены деревянные колышки – для ружей.

Если бы мои владения посетил гость, мне не пришлось бы краснеть: у меня все было под рукой и в полном порядке, сияло чистотой, и я не стал бы скрывать, что горжусь собой. Размышляя, я увлекся и стал мечтать о том, как когда-то смогу показать кому-нибудь плоды своего труда. Я был готов принимать желаемое за действительное: однажды, когда я сидел на берегу моря, мне даже показалось, что у самого горизонта промелькнул парус. Сердце мое сжалось, и я горько расплакался. Сквозь слезы я жадно всматривался туда, где по-прежнему было пусто, – как вчера, как много дней подряд…

По завершении благоустройства моего дома жизнь вошла в привычное русло и потекла своим чередом. Я начал свои записи и вел дневник до тех пор, пока не иссякла последняя капля чернил.

В литературе 18 века нет более всеобъемлющего характера, чем Робинзон Крузо.

TillardE. M. W

Цели:

  • обобщение знаний учащихся о романе Д. Дефо «Робинзон Крузо», о характере главного героя;
  • привитие интереса к культуре страны изучаемого языка через знакомство с художественной литературой.

План урока:

1. Вступительное слово.
2. Литературная игра «Робинзон».
2.1. Аукцион.
2.2. Дневник Робинзона.
2.3. Профессии Робинзона.
2.4. Робинзон – кулинар.
2.5. Знаете ли Вы…?
2.6. Сундучок.
2.7. Календарь.
2.8. Переводчик.
3. Подведение итогов.

Оснащение урока:

  • Портрет Д. Дефо.
  • Буквы слова «робинзон» трех цветов.
  • «Ромашка».
  • Бумага, фломастеры.
  • Каша (просеянная перловая, ячменная, овсяная).
  • Выставка книг.

Сценарий занятия

1. Вступительное слово

Обратите внимание на книжную выставку. Подумайте и скажите, что, по вашему мнению, объединяет эти книги? (В. Ананян «Пленники Барсова ущелья», Ж. Верн «Таинственный остров», У. Голдинг «Повелитель мух», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Я.Мартель «Жизнь Пи», В. Г. Уэллс «Остаться в живых»). Как бы вы предложили назвать эту выставку?
(Эти книги объединяет тема путешествий и приключений. Книги рассказывают о том, как человек выживает в экстремальных обстоятельствах. Выставку можно назвать «Робинзонада»).
Откуда к нам пришло это слово «робинзонада», и что оно обозначает?
(Слово «робинзонада» вошло в русский язык еще в XVIII веке, когда во многих европейских странах стали появляться одна за другой десятки книг, написанных под влиянием «Робинзона Крузо»).
Робинзонада (от имени главного героя Д. Дефо «Робинзон Крузо») – художественное произведение, сюжетом которого служит история благоустройства героя или группы героев, оторванных от цивилизации.
(Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. Яз.,– 1988.–608с.).

2. Литературная игра «Робинзон».

Условия игры:

  • Класс делиться на 2 команды (например, «Робинзончики» и «Робинзонята»);
  • Ответы оцениваются с помощью букв разного цвета (красный – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно);
  • Каждому заданию соответствует одна буква слова «Робинзон».

Задание №1 (Буква «Р»). Аукцион

Перед чтением романа дома каждый из вас получил закладку – рифмовку с вопросами «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?». По ходу чтения романа вы записывали вопросы. А теперь мы проведем аукцион. На лепестках ромашки записаны вопросы. Нужно оторвать лепесток и предложить цену (сколько придумано вопросов). Побеждает тот, кто больше придумал вопросов.

Где? Где Робинзон Крузо разрабатывал плантации сахарного тросника? (Бразилия)
Когда? Когда Робинзон отправился в роковое путешествие?
Куда? Куда направился Робинзон, когда увидел на песке след голой человеческой ноги?
Откуда? Откуда на острове появился Пятница?
Почему? Почему Робинзон назвал своего дикаря Пятница?
Зачем? Зачем Робинзон делал ограду на своем поле?
Как? Как Робинзону удалось избавиться от прожорливых похитителей его урожая?

Задание №2 (Буква «О»). Дневник Робинзона

На протяжение всего своего вынужденного одиночества Робинзон Крузо вел дневник. Но случилось так, что дневник попал в воду, и часть записей была испорчена. Восстановите утраченные записи.

Дневник Робинзона

Дневник Робинзона

Зло
Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.
Я отделен от всего человечества, я отшельник, изгнанный из общества людей.
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело
Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Мне не с кем перемолвиться словом, и некому утешить меня.

Добро
Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа, смерть пощадила меня, и тот кто столь чудесным образом спас меня от серти, вызволить и из этого безотрадного положения.
Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем пропитаться.

Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежду, даже если бы она у меня была.

На остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки,
что было бы со мной, если б меня выбросило туда?
Но бог сотворил чудо, пригнав наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих потребностей, но и получить возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.)

Задание №3 (Буква «Б»). Профессии Робинзона

Чтобы выжить, Робинзону пришлось многому научиться. Какими профессиями овладел герой романа Д. Дефо? Заполните его «трудовую» книжку.

Сведения о работе

(Профессия Робинзона Крузо: столяр, землекоп, охотник, строитель, гончар, фермер, пекарь, точильщик, рыбак, корзинщик, дрессировщик, животновод, кораблестроитель, портной, угольщик, свечник, оружейник, учитель, повар, проповедник и т.д.).

Задание №4 (Буква «И»). Робинзон – кулинар

Человек может долгое время обходиться без каких – то вещей, но он не может жить без пищи. За годы, проведенные на острове, Робинзон стал неплохим поваром. Попробуйте и определите, какую кашу любил и чаще всего готовил Робинзон Крузо. (Участники с завязанными глазами должны попробовать разные каши и назвать любимую кашу Робинзона).
(Любимая каша Робинзона – просяная).

Задание № 5 (Буква «Н»). Знаете ли Вы…?

Блиц-турнир. Какая команда быстрее ответит на вопросы. Каждый правильный ответ – одно очко.

1. Настоящая фамилия Робинзона Крузо. (Крейцнер) .
2. Какое образование получил Робинзон Крузо? (Домашнее воспитание, бесплатная городская школа) .
3. С каким государством торговал Робинзон Крузо? (Гвинея) .
4. Сколько лет провел в плену Робинзон Крузо? (2 года) .
5. Как Робинзон Крузо назвал остров, на котором очутился после кораблекрушения? (Остров Отчаяния) .
6. Какие вещи, предметы Робинзон Крузо не мог сам делать в первое время нахождения на острове? (Пиво, бочки, свечи, корзины) .
7. Что стало причиной обращения Робинзона Крузо к Библии? (Болезнь, сон) .
8. Перечислите три основных занятия Робинзона Крузо на острове. (Работа, чтение Библии, охота) .
9. Через сколько лет жизни на острове Робинзон обнаружил человеческие следы? (15 лет) .
10. Роковая дата для Робинзона Крузо. (1 сентября 1651, 1653 годы) .
11. О какой профессии для сына мечтали родители Робинзона Круза? (Юрист) .
12. Как провел свой первый день на острове Робинзон Крузо? (В слезах и жалобах на свою злосчастную судьбу) .
13. Лекарство Робинзона Крузо от лихорадки. (Ромовая настойка с табаком) .
14. Как провел Робинзон Крузо день первой годовщины пребывания на острове? (Строгий пост и молитва) .
15. Первая лодка, построенная Робинзоном, была оставлена как памятник … (глупости) .
16. Почему Робинзон отказался от охоты на дикарей? (Не имел права взять на себя роль судьи и палача; не мог подвергать себя риску) .

Задание № 6 (Буква «З»). Сундучок.

Робинзону после кораблекрушения удалось спасти некоторые вещи с разбитого судна. Из предложенных Вам вещей отберите только те, которые Робинзон взял с собой на остров.
(Количество предметов не ограничено. От каждой команды один участник).
(Робинзон взял с собой: пилу, сухари, рис, пистолет, гвозди, отвертку, чернильницу, географические карты, бумагу).

Задание № 7 (Буква «О»). Календарь.

Герой романа Д.Дефо вел точный счет времени своего пребывания на острове Отчаяния. Как он это дела? Нарисуйте календарь, которым пользовался Робинзон Крузо? (От каждой команды 1 участник).
(«С тех пор я каждый день делал на своем столбе зарубку в виде короткой черточки. Через шесть черточек я делал одну длиннее – это означало воскресенье; зарубки же, обозначающие первое число месяца, я делал ещё длиннее. Таким образом я вел мой календарь, отмечая дни, недели, месяцы и годы.»).

Задание №8 (Буква «Н»). Переводчик.

Роман Д.Дефо написан на английском языке, мы знакомимся с ним в переводе К. Чуковского. Переведите на русский язык полное название романа.
«In life and wonderful adventures of Robinson Cruso, the sailor from York written by himself, the story about Robinson’s life during 28 years on the uninhabited island, situated near the American shore and near the estuary of Orinoco, where he had been trown out after the shipwreck and death of all crew, and about his unexeptable release by pirates is told”.
(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»).

Обобщение.

Ответьте на вопросы.
Какие черты характера Робинзона Крузо помогли ему выжить на острове и остаться человеком?
(Мужество, стойкость, воля, целеустремленность, оптимизм, способность преодолевать трудности и добиваться всего своим трудом, трудолюбие, ум, смекалка, здравый смысл, вера в бога, вера в себя, предприимчивость, энергия, изобретательность, практичность, любовь к жизни).
Как изменился Робинзон за время пребывания на острове Отчаяния? Что помогало ему?

3. Подведение итогов игры

Побеждает команда, у которой в слове РОБИНЗОН больше букв красного цвета.

Награждение победителей.

Варианты дополнительных заданий:

1) Составьте меню Робинзона Крузо. (Козлятина, рыба, черепашье мясо и яйца, рисовые лепешки, пудинг, фрукты, изюм, хлеб, пиво)
2) Разгадайте кроссворд «Робинзон».

По горизонтали:

1. Естественное углубление в скале, около которого находился загон для стада Робинзона. (Грот)
3. Животное, которое составляло стадо Робинзона. (Коза)
4. Племя дикарей, пытавшееся съесть Пятницу. (Канибалы)
5. Кем, по религиозным убеждениям, был пленник, спасенный Робинзоном и Пятницей от дикарей? (Христианин)
6. Национальность человека, спасенного Робинзоном и Пятницей от дикарей. (Испанец)
7. Как называл Робинзон свое жилище в последние годы пребывания на острове? (Замок)
8. Кем провозгласил себя Робинзон, когда число жителей острова Отчаяния увеличилось до четырех человек? (Король)
9. Одна из зерновых культур, успешно выращиваемых Робинзоном на острове. (Ячмень)

По вертикали:

2. «…моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве…» (Робинзон).

Мои слова сильно разгневали мою матушку. Она сказала, что бесполезно и заговаривать с отцом на эту тему, так как он слишком хорошо понимает, в чем моя польза, и не согласится на мою просьбу. Она удивлялась, как я еще могу думать о подобных вещах после моего разговора с отцом, который убеждал меня так мягко и с такой добротой. Конечно, если я хочу себя погубить, этой беде не пособить, но я могу быть уверен, что ни она, ни отец никогда не дадут своего согласия на мою затею; сама же она нисколько не желает содействовать моей гибели, и я никогда не вправе буду сказать, что моя мать потакала мне, когда отец был против.

Впоследствии я узнал, что хотя матушка и отказалась ходатайствовать за меня перед отцом, однако передала ему наш разговор от слова до слова. Очень озабоченный таким оборотом дела, отец сказал ей со вздохом: «Мальчик мог бы быть счастлив, оставшись на родине, но, если он пустится в чужие края, он будет самым жалким, самым несчастным существом, какое когда либо рождалось на земле. Нет, я не могу на это согласиться».

Только без малого через год после описанного я вырвался на волю. В течение всего этого времени я упорно оставался глух ко всем предложениям пристроиться к какому нибудь делу и часто укорял отца и мать за их решительное предубеждение против того рода жизни, к которому меня влекли мои природные наклонности. Но как то раз, во время пребывания моего в Гулле, куда я заехал случайно, на этот раз без всякой мысли о побеге, один мой приятель, отправлявшийся в Лондон на корабле своего отца, стал уговаривать меня уехать с ним, пуская в ход обычную у моряков приманку, а именно, что мне ничего не будет стоить проезд. И вот, не спросившись ни у отца, ни у матери, даже не уведомив их ни одним словом, а предоставив им узнать об этом как придется, – не испросив ни родительского, ни Божьего благословения, не приняв в расчет ни обстоятельств данной минуты, ни последствий, в недобрый – видит Бог! – час, 1-го сентября 1651 года, я сел на корабль моего приятеля, отправлявшийся в Лондон. Никогда, я думаю, злоключения молодых искателей приключений не начинались так рано и не продолжались так долго, как мои. Не успел наш корабль выйти из устья Гумбера, как подул ветер, и началось страшное волнение. До тех пор я никогда не бывал в море и не могу выразить, до чего мне стало плохо и как была потрясена моя душа. Только теперь я серьезно задумался над тем, что я натворил и как справедливо постигла меня небесная кара за то, что я так бессовестно покинул отчий дом и нарушил сыновний долг. Все добрые советы моих родителей, слезы отца, мольбы матери воскресли в моей памяти, и совесть, которая в то время еще не успела у меня окончательно очерстветь, сурово упрекала меня за пренебрежение к родительским увещеваниям и за нарушение моих обязанностей к Богу и отцу.

Между тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны, хотя эта буря не имела и подобия того, что я много раз видел потом, ни даже того, что мне пришлось увидеть спустя несколько дней. Но и этого было довольно, чтобы ошеломить такого новичка в морском деле, ничего в нем не смыслившего, каким я был тогда. С каждой новой накатывавшейся на нас волной я ожидал, что она нас поглотит, и всякий раз, когда корабль падал вниз, как мне казалось, в пучину или хлябь морскую, я был уверен, что он уже не поднимется кверху. И в этой муке душевной я твердо решался и неоднократно клялся, что, если Господу будет угодно пощадить на этот раз мою жизнь, если нога моя снова ступит на твердую землю, я сейчас же ворочусь домой к отцу и никогда, покуда жив, не сяду больше на корабль; я клялся послушаться отцовского совета и никогда более не подвергать себя таким невзгодам, какие тогда переживал. Теперь только я понял всю верность рассуждений отца насчет золотой середины; для меня ясно стало, как мирно и приятно прожил он свою жизнь, никогда не подвергаясь бурям на море и не страдая от передряг на берегу, и я решил вернуться в родительский дом с покаянием, как истинный блудный сын.

Этих трезвых и благоразумных мыслей хватило у меня на все время, покуда продолжалась буря, и даже еще на некоторое время; но на другое утро ветер стал стихать, волнение поулеглось, и я начал понемногу осваиваться с морем. Как бы то ни было, весь этот день я был настроен очень серьезно (впрочем, я еще не совсем оправился от морской болезни); но к концу дня погода прояснилась, ветер прекратился, и наступил тихий, очаровательный вечер; солнце зашло без туч и такое же ясное встало на другой день, и гладь морская при полном или почти полном безветрии, вся облитая сиянием солнца, представляла восхитительную картину, какой я никогда еще не видывал.

Ночью я отлично выспался, и от моей морской болезни не осталось и следа. Я был очень весел и с удивлением смотрел на море, которое еще вчера бушевало и грохотало и могло в такое короткое время затихнуть и принять столь привлекательный вид. И тут то, словно для того, чтобы разрушить мои благие намерения, ко мне подошел мой приятель, сманивший меня ехать с ним, и, хлопнув меня по плечу, сказал: «Ну что, Боб, как ты себя чувствуешь после вчерашнего? Пари держу, что ты испугался, – признайся: ведь испугался вчера, когда задул ветерок?» – «Ветерок? Хорош ветерок! Я и представить себе не мог такой ужасной бури!» – «Бури! Ах ты чудак! Так, по твоему, это буря? Что ты! Пустяки! Дай нам хорошее судно да побольше простору, так мы такого шквалика и не заметим. Ну, да ты еще неопытный моряк, Боб. Пойдем ка лучше сварим себе пуншу и забудем обо всем. Взгляни, какой чудесный нынче день!» Чтоб сократить эту грустную часть моей повести, скажу прямо, что дальше пошло как обыкновенно у моряков: сварили пунш, я напился пьян и потопил в грязи этой ночи все мое раскаяние, все похвальные размышления о прошлом моем поведении и все мои благие решения относительно будущего. Словом, как только поверхность моря разгладилась, как только после бури восстановилась тишина, а вместе с бурей улеглись мои взбудораженные чувства, и страх быть поглощенным волнами прошел, так мысли мои потекли по старому руслу, и все мои клятвы, все обещания, которые я давал себе в минуты бедствия, были позабыты. Правда, на меня находило порой просветление, серьезные мысли еще пытались, так сказать, воротиться, но я гнал их прочь, боролся с ними, словно с приступами болезни, и при помощи пьянства и веселой компании скоро восторжествовал над этими припадками, как я их называл; в какие нибудь пять-шесть дней я одержал такую полную победу над своей совестью, какой только может пожелать себе юнец, решившийся не обращать на нее внимания. Но мне предстояло еще одно испытание: Провидение, как всегда в таких случаях, хотело отнять у меня последнее оправдание; в самом деле, если на этот раз я не понял, что был спасен им, то следующее испытание было такого рода, что тут уж и самый последний, самый отпетый негодяй из нашего экипажа не мог бы не признать как опасности, так и чудесного избавления от нее.

На шестой день по выходе в море мы пришли на ярмутский рейд. Ветер после шторма был все время противный и слабый, так что мы подвигались тихо. В Ярмуте мы были вынуждены бросить якорь и простояли при противном, а именно юго-западном, ветре семь или восемь дней. В течение этого времени на рейд пришло из Ньюкасла очень много судов. Ярмутский рейд служит обычным местом стоянки для судов, которые дожидаются здесь попутного ветра, чтобы войти в Темзу.

Мы, впрочем, не простояли бы так долго и вошли бы в реку с приливом, если бы ветер не был так свеж, а дней через пять не задул еще сильнее. Однако, ярмутский рейд считается такой же хорошей стоянкой, как и гавань, а якоря и якорные канаты были у нас крепкие; поэтому наши люди нисколько не тревожились, не ожидая опасности, и делили свой досуг между отдыхом и развлечениями, по обычаю моряков. Но на восьмой день утром ветер еще посвежел, и понадобились все рабочие руки, чтоб убрать стеньги и плотно закрепить все, что нужно, чтобы судно могло безопасно держаться на рейде. К полудню развело большое волнение; корабль стало сильно раскачивать; он несколько раз черпнул бортом, и раза два нам показалось, что нас сорвало с якоря. Тогда капитан скомандовал отдать шварт. Таким образом мы держались на двух якорях против ветра, вытравив канаты до конца.