Болезни Военный билет Призыв

Что значит фонетический разбор. Как делать фонетический разбор слова? Фонетическая транскрипция видео

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания - фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения - из слов, а слова - из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам - начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать - записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после - в звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п - [п] - это звук согласный, он глухой, парный, пара - [б], твердый;
  • о - [а] - это гласный звук, безударный;
  • к - [к] - звук согл., он глух., парн., [пара - г], твёрд.;
  • р - [р] - звук поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы - [ы] - это гласный, в данной позиции безударный;
  • в - [в] - звук этот согл., является звонким, пара его - [ф], твёрдый;
  • а - [а´] - гласный звук, в ударной позиции;
  • л - [л] - это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о - [а] - согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

Пример второй

Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз"й"а´]. И анализируем:

  • д - [д] - согласный, он звонкий и является парным, пара - [т], твёрдый;
  • р - [р] - согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у - [у] - гласный, безударный;
  • з - [з"] - согл., является звонким, имеет глухую пару - [с], мягкий и тоже парный: [з];
  • ь - звука не обозначает;
  • я - [й"] - полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а´] - гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

Пример третий

Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й"изы´к]. Разберите фонетически:

  • я - [й"] - полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
  • [а] - этот и безударный;
  • з - [з] - согл., звонкий, парный, пара - [с], твёрдый;
  • ы - [ы´] - гласный, ударный;
  • к - [к] - согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б"э´лка]. И произведите :

  • б - [б"] - согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
  • е - [э´] - гласный, ударный;
  • к - [к] - согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а - [а] - гласный, безударный.

В данном слове одинаковое количество букв и звуков - по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

Пример пятый

Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л"]. Теперь произведем анализ:

  • е - [й"] - полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л´] - согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
  • ь - звука не обозначает.

Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение: «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд"э´й"], «дождь» - [до´щ"]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з"н"ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр"иох"а´д"ирный"]. Как видим, ударный тут звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

Русский язык сложен не только для изучающих его иностранцев, зачастую и носители сталкиваются с определенными трудностями. Кажется, что сложного в обычном фонетическом разборе, ведь все мы учились в школе, где эта тема была преподнесена весьма доступно. Но когда пытаемся помочь отпрыскам с домашним заданием по русскому языку, сталкиваемся с рядом трудностей. Начинаем звонить друзьям, знакомым, учителям, но можно поступить намного проще и не искать информацию в школьных учебниках и всевозможных шпаргалках на бумажных носителях.

Здесь на помощь придет фонетический разбор слова онлайн бесплатно. Очень удобная система алфавитного поиска позволяет сразу же найти слово, вызвавшее затруднение при разборе.

Словарь полного фонетического разбора представляет анализ слов, который на каждой странице сделан в соответствие со всеми необходимыми требованиями. То есть последовательно выполнены все шаги, которые предполагает разбор слова онлайн.

Во-первых, дана запись слова в соответствие с орфографическими нормами. Затем определен ударный звук, что, кстати, позволяет использовать данный фонетический словарь при неуверенности в орфоэпических характеристиках. То есть если у вас есть сомнения в верной постановке ударения, развейте их, зайдя на страницу, посвященную сложному для вас слову.

Немаловажным является и деление слова на слоги. Если вы не знаете, как правильно перенести слово, используйте звукобуквенный анализ слова онлайн, где есть все необходимые сведения. Зайдя на сайт, найдите искомую страницу и проверьте – правильно ли был вами сделан слогораздел.

Фонетическая транскрипция слова пригодится и школьникам, но в большей степени студентам, углубленно изучающим современный русский язык и пытающимся постичь его фонетические и орфоэпические нормы.

И непосредственно звуковой анализ слова онлайн заключается в последовательной характеристике всех звуков в слове. Каждый из них записывается с новой строчки, определяется гласный он или согласный, а после этого рядом подробно описываются его свойства с точки зрения глухости/звонкости, твердости/мягкости. Для гласных звуков выделяются ударная или безударная позиции. Причем если слог в слове один, запись об ударности звука опускается, так как это очевидно. После того, как дана характеристика каждого из звуков, составляющих слово, подсчитывается и записывается количество букв и звуков.

Кроме того, в конце каждой статьи словаря дается ряд ссылок, направляющих посетителей в другие словари для ознакомления со статьями, касающимися данного слова.

Большое спасибо за этот ресурс. Нужное слово легко и быстро находится. Удобно, что есть ссылки не на один, а сразу на несколько словарей. По роду своей деятельности постоянно вынуждена доставать с полки старый фонетический и долго перелистывать его в поисках нужного слова. А так как словарь еще и советского издания, то помогает он мне далеко не со всеми словами. С вашей помощью освободила кучу места на столе, работать стало проще, спасибо. Елена Александровна

Когда я еще училась в школе интернет еще не был в каждом доме, как сейчас, поэтому моей маме часами приходилось проверять мои уроки, вникать во все задания и заново учиться. Теперь можно воспользоваться услугами фонетического разбора слова онлайн, это значительно сократит время на проверку домашнего задания моего ребенка и поможет выполнить ему работу безупречно! Здесь можно найти огромный перечень слов, и кроме фонетического разбора слова онлайн, Вам предложат еще , да еще и не один, где можно посмотреть значение слова. Наталья

Очень полезный ресурс. Сейчас сынишка пошел в школу, и мы все время обращаемся к этому сайту. Это очень удобно: можно сделать фонетический разбор слова онлайн бесплатно. И не надо занимать рабочее место сына кипой книг и словарей. Недавно разбирали слово - без вашего словаря не справились. А главное, сайт прост в работе - справляется даже ребенок. Теперь домашнюю работу по русскому делаем быстро и без звонков другим родителям с просьбой о помощи. Алена Сафронова

Раньше как-то не задумывалась над полезностью фонетического словаря. Ну и так же произносим слова, зачем так внимание на правильности произношения, это же наш родной язык, как мы можем произносить по другому. А вот когда столкнулась с иностранцами, особенно с американцами, тогда то и поняла для кого наш русский язык очень сложен! И вот для них фонетический словарь русского языка просто настольная книга! Наталья

Раньше возникало много сложностей при решении вопросов относительно правил написания слов, приходилось перечитывать много литературы, сейчас на данном сайте можно узнать о лексическом, морфологическом и фонетическом составе слов онлайн, а так же даны ссылки на иные словарики, что очень удобно и позволяет экономить время. Интересовала транскрипция слов онлайн, здесь мы нашли ответы на все наши вопросы и почерпнули много нового о требуемом слове: транскрипцию, ударение, разбитие на слоги, что необходимо для правильного переноса слова, а так же было интересно почитать о происхождении слова в толковом словарике. Светлана

В нашем доме, как и во многих других, уже давно нет толстых словарей на полках. Поэтому при выполнении заданий по русскому языку приходилось звонить родителям, чтобы уточнить возникающие вопросы по разбору слова. Каково же было наше удивление, когда дочка стала делать уроки сама, используя фонетический разбор онлайн для проверки правильности выполненной домашней работы! Очень удобно, теперь наша бабушка спрашивает у внучек, как правильно пишется, произносится слово или ставится ударение.А для меня лично стала очень полезной информация о транскрипции слов и ударениях оказалось, что многие слова мы произносим неправильно. Оказалось, что сайт полезен не только школьникам, но и их родителям! СуперСвета

Раньше возникало много сложностей при решении вопросов относительно правил написания слов, приходилось перечитывать много литературы, сейчас на данном сайте можно узнать о лексическом, морфологическом и , а так же даны ссылки на иные словарики, что очень удобно и позволяет экономить время. Интересовала транскрипция слов онлайн, здесь мы нашли ответы на все наши вопросы и почерпнули много нового о требуемом слове: транскрипцию, ударение, разбитие на слоги, что необходимо для правильного переноса слова, а так же было интересно почитать о происхождении слова в толковом словарике. айк2000

Фонетический словарь онлайн сейчас наш помощник в семье и маме, и сыну. Когда я училась в школе, то мы все слова искали в фонетических словарях в библиотеке, словарей было не много и мы по очереди брали их на перемены. А сегодня очень часто пользуемся фонетическим словарем онлайн для подготовки домашнего задания сыну, он во втором классе и для себя. Я учусь в пед университете. А эти словари экономят уйму времени на проверку разбора слов. И удобно, что есть ссылки сразу на другие словари и выложено все по теме без лишней информации. Ведь часто как зададут что-то заковыристое, вот и проверяю себя, не хочется выглядеть глупо, сдавая работы с ошибками. Спасибо за доступную информацию. Tatjana

А мы уже давно пользуемся вашим ресурсом всей семьей. Для старшего сына при выполнении домашних заданий приходится частенько заглядывать и уточнять то написание, то ударение, то произношение в стихах. Вот, например, в понедельник и использовали ваш . А в разговорной ежедневной речи такие слова не произносишь или на автомате, и не задумываешься - как правильно. И действительно, на сколько быстро осуществлять поиск по словарях онлайн, а не бегать и заказывать словари книжные, а потом еще и долго листать. А в этом году вот и папа на заочное отделение поступил. А там и младшему скоро в школу. Так что мы с Вами подружились на долго.

Татьяна85

Интересно знать, на основе какого словаря сделан Ваш он-лайн словарь полного фонетического разбора. У Вас слово привезти разбирается как [бр"ив"ист"и] и все аналогичные слова!. Но по правилам русской орфоэпии глухие согласные озвончаются перед звонкими кроме [р, л, н, м, в], соответственно в транскрипции не должно быть б. Если для специалиста филолога Ваш разбор - пища для размышлений и повод заглянуть в учебник фонетики, то для школьника - это катастрофа. Евгения

Почему так важен анализ звуков, слогов, структур, ? Почему без этого тяжело изучить любой а русский - еще и довольно сложный язык? Потому что иначе не познать сам способ прочтения букв. Из сотен звуков нужно выбрать фонетически верные. Сформировать у человека правильный тандем: устная - письменная речь главнейшая задача школьного курса фонетики. В первую очередь нужно привить навык разграничения звуков с буквами. Это непросто! Несоответствие в словах русского языка соотношения: звук - буква бывает весьма существенным. Этот ресурс, с удобным, наглядным интерфейсом выполняет фонетический разбор слов весьма доступно и грамотно. Для облегчения поиска слова здесь весьма уместно, в верхнем поле, в один ряд, размещены буквы-кнопки. Это делает комфортабельным выбор слова.

Ольга малявская

Сочетание задач орфоэпического, фонетического и словаря ударений - три, так сказать, в одном - несколько нетипично, хотя и, несомненно, не лишено практичных удобств для пользователей. И все же вызывает немало вопросов, поскольку каждый из трех перечисленных типов лексиконов исполняет четко возложенные на него задачи, не претендуя на всеобъемлемость. Самая спорная из функций он-лайн словаря - транскрипция. Почему? Здесь немало языковедческих школ, отстаивающих свою позицию. До сих пор ведутся нескончаемые споры: московское или петербургское произношение следует признать нормативным, а отсюда, вероятно, вытекает необходимость предложить пользователям оба варианта с указанием источников. В целом же, конечно, данный словарь - неплохое подспорье. Евгений

В начально-школьном обучении много сил тратится на изучение звуков и букв. В учебниках, конечно, даются основы фонетико-графического анализа. На этом базовом уровне и основываются все уроки. Однако, результаты исследования проводимого обучения несколько печальны. Главная причина этого путаница звуков и букв, произношения и графики, письма и устной речи. Нередко, подсчитывая звуки дети, думая о буквах, называют именно их число. И происходит нарушение развития культуры языка. Формируются ошибочные навыки, которые впоследствии уже некому исправить. Поэтому фонетический разбор слова онлайн может быть полезен для совершенствования знаний, анализа ошибок, развития речевого опыта. К сожалению, встречаются молодые учителя, допускающие неточности и подменивающие понятия орфоэпии. Не потому, что они не знают, а потому что русский язык сложнейший. И багаж, который им дал ВУЗ, требует огромного усиления и выработки чутья. Виктор Седов

Хочется от души поблагодарить создателей данного сайта, в настоящее время в интернете огромное количество словарей, несущих в себе недостоверную информацию. А тут все, что необходимо любому школьнику собрано в одном месте. Можно сделать фонетический разбор слова онлайн бесплатно, найти однокоренные слова, афоризмы, почитать словари Даля и Ожегова. Думаю уже многих вы смогли выручить в трудной ситуации. Я как мама, могу сказать, что большинство правил русского языка изучаемых в школе, я не помню, а уроки у дочки проверять приходится, тут вы и выручаете. На сайте все последовательно и понятно, не требуется по 20 минут изучать словари, это в целом экономит и мое время, и время ребенка. Большое вам спасибо!

Анастасия

Уважаемые создатели сайта.Обратите, пожалуйста, внимание на раздел с фонетическим разбором слов. Разбор слова "Ключ", как [глуч] и слова "Вьюга", как [фйуга], вызвали, мягко говоря, недоумение. Кто скажите мне произносит слово "ключ" через букву "г"? и слово "вьюга" через "ф"? Такое ощущение, что у человека, делавшего разбор этих слов, логопедические проблемы. Пожалуйста, контролируйте такие вещи, ведь ваш сайт используют школьники, которые делают ошибки, благодаря вам, вместо того, чтобы научиться чему-то. Спасибо. Светлана

Спасибо за очень полезный и удобный ресурс. Использую его при затруднениях в переносе слов и морфемной разборе слов. Но есть проблема. Постоянно дискутируем с коллегами по поводу переносов. Хотим познакомиться с правилами современного переноса слов, на которые опирается ваш ресурс. Где их найти?

Людмила

меньше пишите больше показывайте. данек епт

Спасибо за этот сайт. Давно уже пользуюсь.Он становится все лучше и лучше. Без него бы не справлялась. Помогает улучшать знания русского языка! Особенно хорошо я пользуюсь фонетическим разбором и однокоренные слова часто ищу. Очень помогает. Спасибо. Юлия Добрая

Владимир

фонетический разбор слова онлайн это незаменимый помощник для нашей школьницы, мы разбирали слова всегда самостоятельно, но не всегда это было правильно, теперь благодаря сайту мы может проверить фонетический разбор слова онлайн бесплатно1, мы делаем разбор слова самостоятельно, потом проверяем на сайте, и делаем работу над ошибками, сейчас моя дочь приносит одни пятерки по русскому языку и все благодаря Вашему сайту. Владимир

Мне больше все нравится работать на Вашем сайте, столько много сейчас нового в русском языке и все вопросы на Вашем сайте. Мне помогает звуко буквенный разбор слова для занятий с моим ребенком. Это очень просто и легко сделать, все рассмотрено многогранно и легко запоминается. Такая большая помощь для нас детей и родителей в изучении русского языка. Мои знакомые тоже уже по моей рекомендации пользуются этим словарем. Оксана Соколова

Фонетический анализ включает перечень изучаемых вопросов. Один из них разделение на слоги. На этом сервисе проводится только слогоделение с целью переноса. Но фонетика первоочередным подразумевает, учитывая суть проводимой работы, все-таки анализ фонетических компонентов. Слоги как единицы фонетики нередко отличны от слогов для переноса, и это нужно указывать. Например, Авиа: фонетические слоги а-ви-а, при этом перенос слова исключен. Ирина Леонидовна

Звуки обладают множеством качеств, среди них - парность. Эта характеристика имеет отношение к их твердости или мягкости. Она может определяться также к глухости (звонкости). Фонетический разбор слова направлен на четкое обозначение звуковых качественных свойств. На этом сервисе не конкретизируется тип парности-непарности. Но такой анализ обязателен, учитывая вероятность обладания звуком парностью по мягкости, не имея парного к себе глухого или звонкого. Ирина Леонидовна

Учась в гимназии, не понимала, почему учительница все время делала акцент на то, что русский язык является очень сложным при изучении и в разговоре. Тем более, что им владеет так много людей на постсоветском пространстве. Потом в университете столкнулась со студентами из Африки, которых спасал разбор слова по звукам и буквам онлайн. Для них это просто находка и нет необходимости брать из библиотеки ценный, бумажный и толстенный словарь, оставляя в залог студенческий. СловарьОнлайн

Вот уж действительно, домашние задания без контроля зря потраченное время. Проверяю дочкины уроки, дошли и до русского языка. На повестке дня фонетический разбор. Смотрю, половину неправильно сделала. Указываю на ошибки. Доченька утверждает, что им так учительница поясняла. Начинаем разбираться и спорить. И вот здесь ваш сервис приходит на помощь. Запускаю фонетический разбор нужного слова и наглядно показываю дочке, где допущены ошибки. Кстати, на поверку временами оказывается, что и я могу ошибаться. А напоследок закрепляем материал, перечитывая правила. Дарья Бильчик

Работа с фонетикой начинается еще на подготовительных занятиях с дошкольниками. Не зная букв, дети уже учатся анализировать их звуковое качество, рисуют соответствующие схемы слов. Фонетический анализ разноплановый, включает множество изучаемых вопросов. При этом он неоднозначен: допускает иногда вариативность постановки ударения, произношения слов зависимо от литературного, разговорного стиля или диалекта. Ирина Леонидовна

Нелогичность, по словам иностранцев, русского языка требует напряженного внимания, горячего желания его выучить. Если такое желание рождается, то комфортно пользоваться сервисом фонетический разбор онлайн. Вместо того, чтоб загромождать стол словарями, просто открыть сайт для уточнения транскрипции, произношения. Внизу каждой страницы дотошные пользователи оставляют свои дополнения к разбору. Это ценно и полезно. СловарьОнлайн

Школьники неоднократно испытывают сложности, выполняя домашние задания. Этим сервисом удобно пользоваться как справочником. К словарю Фонетический разбор слова онлайн полезно обращаться для уточнения вопроса. Зная, что автоматический сервис может содержать ошибки, нужно внимательно изучать спорные вопросы. Моменты, которые вызывают в словаре сомнения, стимулируют к тому, чтобы вернуться к правилам фонетики. Кузнецова Ирина

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о

Умение анализировать слово с точки зрения его произношения поможет школьнику понять случаи несоответствия того, что мы слышим, тому, что мы пишем, поможет систематизировать знания о фонетике и орфографии (в частности, о принципах орфографии), научит правильно произносить и правильно писать слова. Наиболее распространённым видом такого анализа является фонетический разбор, для которого необходимы сведения о звуках речи.

Фонетический разбор начинается с правильной записи слова, деления его на слоги, постановки ударения.

Затем нужно записать слово так, как оно звучит, то есть сделать его транскрипцию.

Чтобы не ошибиться, нужно произносить слово вслух, обращая внимание на то, как оно и помнить основные правила:

Например, слово МОРОЗ:

мо-рОз, ударение падает на второй слог.

В этом слове оно одинаково: букв 5 и звуков 5.

План фонетического разбора

Таким образом, фонетический разбор делается по следующему плану:

  1. Запись слова, деление на слоги, постановка ударения.
  2. Транскрипция.
  3. Характеристика звуков.
  4. Объяснение случаев несовпадения звуков и букв, изменения звуков.
  5. Подсчёт количества букв и звуков, объяснение в случае несовпадения.

Фонетическая транскрипция видео

Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора

С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию (под ударение), рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т. д.


Примеры фонетического разбора

Милиция – ми-лИ-ци-я

7 букв, 8 звуков; буква Я обозначает 2 звука, так как находится после гласной.

Будто — бУд-то

5 букв, 4 звука; звуки Д и Т сливаются в долгий [т¯], происходит оглушение звука Д.

Примеры заданий с элементами фонетического разбора

Возможны занимательные задания, помогающие пробудить интерес школьников к фонетике и орфоэпии, внимательное отношение к орфографии.

Например: определите, какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят? Код, араб, ель, рай, лёд.

(Ответы: ток, пара, лей, яр, толь).

Для выполнения задания детям нужно записать транскрипцию слова и затем прочитать её наоборот: рай — [рай] — [йар] – яр.

Или задание такого типа: определите, сколько раз в предложении «Не трудиться – так и хлеба не добиться» встречаются мягкие согласные.

(Ответ 5: [н’] – 2 раза, [д’] [л’] [б’] – по 1 разу).

Для выполнения этого задания ученикам нужно записать транскрипцию всего предложения. Необходимо помнить, что в потоке речи звуки влияют друг на друга, изменяются. Например, КАК БЫ будет звучать [кагбы], то есть происходит озвончение звука [к] под влиянием последующего звонкого [б]. Подобные задания могут встретиться в олимпиадах по русскому языку.


Правильное деление на слоги помогает переносить слова с одной строки на другую, но необходимо помнить, что деление на слоги не всегда совпадает с делением слова на части для переноса. Правила переноса представлены в таблице:


Начать обучение следует с определения сущности данного явления. Ученики должны четко понимать отличие фонетического разбора от морфологического, синтаксического или иного другого.

Под требуемым видом разбора понимается:

  • указание гласных и согласных звуков;
  • обозначение ударных гласных звуков;
  • указание мягких и твердых, звонких и глухих, парных и непарных согласных;
  • определение количества букв и звуков.

Первым шагом к знакомству школьников с фонетическим разбором становится проверка знаний по таким темам, как:

  • определение гласных и согласных звуков. При этом необходимо учитывать, что Ъ и Ь не имеют звуков, а значит, не могут иметь характеристик, которыми обладают гласные или согласные звуки;
  • определение характеристик согласных звуков. Значимой чертой данной темы являются всегда твёрдые и всегда мягкие звуки, которые необходимо запомнить;
  • умение отличать букву от звука;
  • деление слова на слоги.

Если у школьников есть прорехи в знаниях по данным темам, изучение фонетического разбора будет весьма затруднительным, поэтому, лишь подкорректировав все необходимые для разбора навыки, можно приступить к фонетическому анализу простых слов, постепенно наращивая сложность заданий.

Как сделать фонетический разбора слова

Фонетический разбор слова в учебниках и пособиях обозначается цифрой 1 и производится по алгоритму, описанному ниже.

Шаг 1 : слово записывается в соответствии с орфографическими нормами языка.

Шаг 2 : производится деление на слоги с указанием ударного слога. Для выполнения этого пункта слово необходимо произнести вслух и указать в скобочках количество произнесенных слогов и номер слога, на который падает ударение.

Шаг 3 : определяются все возможные варианты переноса слова.

Шаг 4 : осуществляется фонетическая транскрипция слова. Для ее выполнения слово записывается в столбик буква за буквой, а в квадратных скобках указывается транскрипция, или звук, каждой буквы. Для букв, не имеющих звуков (Ъ и Ь) ставится прочерк. Важно обратить внимание, что некоторые буквы могут звучать как дифтонги, то есть звуки, состоящие из 2 отдельных частей.

Шаг 5 : происходит определение всех характеристик звуков. Для гласных — ударность и безударность, для согласных — мягкость и твердость, глухость и звонкость.

Шаг 6 : подсчёт количества звуков и букв.

Друзья¹ — дру - зья́ (2 слога, 2-ой слог ударный) → [друз"й"а]

Перенос: дру - зья

д [д] - согл., твёрдый, звонкий парный (д/т)

р [р] - согл., звонкий непарный, сонорный, твёрдый

у [у] - гл., безударный

з [з"] - согл., звонкий парный (з/с), мягкий

я [й"] - согл., звонкий непарный, мягкий непарный

[а] - гл., ударный

6 букв, 6 звуков.

Игры по теме «фонетический разбор слова»

Опытным путем доказано, что научить ребенка чему угодно легче и полезнее в процессе игры. Даже, казалось бы, неигровая тема анализа слоговой структуры и звукового соответствия может стать интересной для ученика при правильном выборе методов ее преподнесения и контроля.

Детям всегда нравится угадывать и искать что-то, поэтому следующие задания будут как нельзя кстати.

Игра «Сундучок звуков» для фонетического разбора слова

Для развития конкуренции и повышения азарта игры, а значит и ее продуктивности, следует . У каждой команды будет импровизированный сундучок, который можно нарисовать на доске или бумаге, или вовсе склеить из картона. Можно сделать красивый сундучок и постоянно использовать его.

Задача каждой группы детей придумать слово, в котором будет наибольшее количество звуков. Соответственно, слова с твердым и мягким знаками могут уменьшить шансы на выигрыш, а вот присутствие букв Ё, Я и Ю, наоборот, будет ключом к победе. В каждом туре преподаватель называет тему, которой будут соответствовать слова, например, животные, профессии, спорт и т.п.

Временные рамки следует указать в зависимости от возраста ребят, для учеников младших классов средней школы это может быть 5-8 минут, а для старшеклассников — 3-4 минуты. Количество звуков в сундучке суммируется, а в конце выявляется команда-победитель, которую можно поощрить отметкой «отлично».

Фонетическая игра «Поиск потерявшихся слов»

Игру можно построить как в неподвижной форме, когда ребята будут сидеть за партами и искать слова на доске, так и в движении, запрятав листочки со словами на всей территории кабинета и позволив детям ходить и отыскивать их. Лучше всего разделить класс на команды, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью единого целого.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а ). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т ) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З ], а пишем С ) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Гласными называются звуки , в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - а, о, у, э, ы, и , но на письме они обозначаются десятыо буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа - ехать - [j"э ]хать, ёжик- [j"о ]жик, юла - [j"у ]ла, яма-[j"а ]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j" ].

Согласные звуки

Согласными называются звуки , которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат ], [хлеп ], [морос ], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба ], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные четыре звонких - р, л, н, м и четыре глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые.

Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие" ч, щ - всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда" не пишется (палец, колодец, огурец ), а после шипящих ж, ш , а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож ).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо ;
2) постановкой после согласного букв и , е , ё , ю , я ; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц ") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый .

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий ). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла ).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе -рестора н, торго во-промы шленный ).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни" га, бума" га, переде" лка ).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской ).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка ).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у же и уже , засы пать и засыпа ть , дома и до ма ).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j"и-вo ] 2 слога, второй ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б" ] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика » предлагается сделать частичный фонетический разбор .