Болезни Военный билет Призыв

Чему не учат в школе меня. Переговоры и дискуссии. Думаем и пишем

Помните песню “Чему учат в школе”?

Книжки добрые любить и воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

А вот о том чему не учат в школе и что с этим делать расскажет наш новый автор!

Оно может и так, но есть один навык, супер-важный, как оказалось, по жизни, которому в школе не только не учат, а скорее активно отучают. А он корень стольких побед, а когда чахнет, то и многих бедствий.

Потеряла запись источника этой цитаты: “Первые пять лет жизни ребёнка мы отводим на то, чтобы он научился ходить и говорить. Последующие десять, чтобы он сидел и молчал.” [перевод с английского автора].

Так выстроена наша система образования. Взрослые, думаю, из самых лучших побуждений, составили список того, что важно узнать юному члену общества, и настаивают, чтобы он этот список освоил.

Результат этого подхода плачевен тем, что мы тем самым отучаем его от самонаправления. Мой сын в школе (в обычной, вовсе не плохой, школе) научился распознавать, чего он не хочет: сидеть на скучных уроках, слушать про непонятно зачем-ему-нужный – что в его мире означает ненужный – список дат 16-го века . Ну и так далее. И научился отключаться от внешнего мира, занятого непонятно чем непонятно зачем, от окружающего его мира, который навязывает ему информацию, не заботясь пояснить, а для чего она нужна.

Хочу перемен или Линия наименьшего сопротивления

По счастью, научить меня “книжки добрые любить” моему школьному детству таки удалось. Книга Роберта Фрица “Линия наименьшего сопротивления” (Robert Fritz “The path of least resistance”) попала мне в руки всего несколько лет назад. Его фраза о том, что информация, не привязанная к конкретной задаче, бессмысленна и отфильтровывается мозгами автоматически, пронзила меня воспоминаниями детства. А ведь я была “любопытной губкой”, которой всё было интересно. Если даже у меня всплыли яркие воспоминания отвержения от напичкивания информацией “не про что”, то какого же должно быть мальчикам, которым свойственна гораздо более интенсивная фильтрация на важно-неважно. И выдумать задачку, чтобы продемонстрировать применение информации, помогает мало.

Фриц описал создающююся ситуацию так: у вас много “инструментов” (навыков, информации), которыми вы умеете пользоваться, но которым у вас нет применения, то есть, считайте, под кодовым названием “хлам”. И проследил последствия – вы не умеете и не привыкли исходить из поставленной задачи, и находить, или даже изобретать, инструменты, которые могут выполнить её. При встрече с подобной задачей у вас высокая вероятность испытывать ощущение бессилия, стресса, даже гнева, а также позыв спрятать голову в песок: “Это мы не проходили, это нам не задавали.”


Повторите этот цикл достаточно раз, и для вас любая “непройденная” (=новая, незнакомая) задача будет неприятна. Свои интеллектуальные способности вам будет соблазнительно использовать на то, чтобы её избежать, объяснив, почему этим не надо заниматься. Что проще всего сделать, отрицая любые свои интересы, кроме тех, на которые уже налеплена кнопка.

А молодняку тут ещё подбрасывают жару: кем ты хочешь вырасти, чем ты хочешь в дальнейшем заниматься? Голову в песок, и песню включить:

Тили-тили трали-вали

Это мы не проходили

Это нам не задавали

Такое направление развития юных мозгов устраивает компании компьютерных игр, может даже и многие другие компании, но не меня. Кстати, этим компаниям только пользователи такие нужны, а в работники они наверняка выискивают себе из тех, кто сумел избежать этой участи – а иначе на что они годны? Отвечаем: на выполнение инструкций, но не на выбор самостоятельно проложенного маршрута.

Что такое образование

Когда-то на вопрос внучки-подростка, что означает слово “образование”, мой дедушка перевёл его на латынь = “education”, корнем которого он назвал древне-греческое слово “educe” (которое до сих пор существует и на английском, можете проверить). “Educe” означает “выявлять, развивать”. Развитие умственных способностей никак не может обойти обучению мышлению, и в частности подходам к новым областям, к незнакомым задачам.

В последствии, я не поленилась найти и трактацию слова школа = “school”. Само слово “school” на английском раньше означало просто “стая, косяк рыбы”, то есть школа была местом сборища деток, где их выпасали.

Современные переводы глагола “to school” скопировала сегодня из Google Translate:

обуздывать, дисциплинировать, приучать, школить, отчитывать, обучать, посылать в школу, и т.д.

Только на предпоследнем месте стоит “давать образование”, перед “собираться косяками”.

Откуда ноги растут?

Копаясь вокруг всего да этого, наткнулась я на интересные, но не очень знаменитые, детали западной истории. Образование для детей богатых существовало издавна, а вот “общее образование”, по крайней мере в Англии, было введено по ходу развития индустриальной революции, и с очень определённой целью: у Британской Империи, за счёт распространения территории и индустрии, создалась острая нехватка грамотных чиновников, администраторов, писарей, конторских служителей и т.д. Потому ранние версии “общего образования” были рассчитаны именно на создание нового класса чиновников – грамотных людей (подчеркну – не самоосознанных, образованных, самостоятельных людей, а армии “выполнителей” с канцелярскими навыками). С этой задачей система справилась, и справляется, достаточно успешно.

С тех пор уже много голосов твердят о том, что общему образованию нужно сдвинуться с мёртвой точки натаскивания выполнителей, что обществу не хватает людей с выдумкой, предпринимателей, первопроходцев, умеющих и поставить и достичь цели. Книга Фрица – результат многолетнего опыта выявления тех самых мыслящих, деятельных, творческих созидателей – и среди уже-разочарованных юных сердец, и из рядов почти-отчаявшихся странников постарше.

Свой “моторчик” заводить

Все мы знакомы с людьми, у которых собственный “моторчик” явно включён, и с другими, у кого он кашляет, простаивает, или даже настолько атрофирован, что кажется, что он проржавел, или отсутствует вовсе. И так легко считать, что у некоторых моторчик просто от рождения установлен, а другим, ну увы, меньше повезло от бога/генетики.

Но я не могла смириться с мыслью, что моему сыну просто “не дано” стать автором своих начинаний, вести активную жизнь, выбирать свой путь. Мой сын, тем временем, был из-рук-вон убедительной иллюстрацией проблемы, описанной Фрицем. На вопрос “А чего ты хочешь?” он не мог ответить. Совсем. На одной стороне страницы – длинный список, чего он хочет избежать, а на другой, отведённой на список его вожделений – пустое место.

Своими действиями, своими выборами занятий, он только подчёркивал дефицит. Без угроз, не из под палки, предоставленный собственным позывам, он усаживался на диванчик, включал экран, и отключался. Человека в полном смысле этого слова тут было ещё не разглядеть. “А чего ты хочешь?” – “Не знаю.”

Мучило меня в этой картине не только то, что траекторию дальнейшего не-до-развития легко просчитать. Гложило меня ещё и осознание, что у меня не было под рукой метода, как включить его моторчик, что я терялась в догадках, как накачать этот мускул самой. И потому размышления и опыт Фрица я читала в режиме “не оторвать”.

Фриц, по образованию композитор, в какой-то момент заинтересовался параллелью творческого процесса так-называемых “творческих профессий” – живописи, музыки и т.д. – и творческого процесса в любых других начинаниях. Скажем, как случаются открытия науки, как инженер выстраивает планы на подвесной мост, какого никто ещё никогда не строил. Словом, как ведут себя первопроходцы любого жанра.

По мнению Фрица, все творческие начинания начинаются именно с задачи, для выполнения которой у вас нет уже готового инструмента или методики. Это как-бы мир школы наоборот. Вот у нас есть задача, а формулы/теоремы, кем-то уже доказанной и т.д. – нет. Вот где уже надо мозговать! Вот где просыпается моторчик!

А вот и второй новый ракурс: Фриц считает, что умение понять, чего ты хочешь – не автоматическая, рефлекторная, функция, а именно умение, навык, который может развиваться или атрофироваться. А развить задачу от общих мечтаний, вынашивать её до более конкретных очертаний, вплоть по составления плана, готового к выполнению, это пилотаж покруче.

А как-же узнать, чего ты хочешь? Можно ли развить этот навык нарочно? Фриц предлагает такую проверку кандидатов в список пожеланий: “Если было бы возможно, ты бы взял?” (If you could have it, would you take it?)

Что, ларчик так просто открывался?

Примеряю: видение сына, горящего проектами – взяла бы, с руками оторвала бы! Зачёт.

Так что, ларчик действительно так просто открывался? Есть клин, который частенько влезает даже на этой ранней стадии: наши представления о том, что возможно. Чтобы моторчик не сбивал, нужно, чтобы вы могли, хотя бы временно, отступиться от расчётов того, что вы считаете “выполнимым”. Интересно то, что вопрос выполнимости не отменяет ваших пожеланий.

Вот моя мечта видеть сына, целенаправленно идущего к собственной цели – это же пустые выдумки, такого в грустной “настоящей” жизни не бывает. Можно сразу поставить крест на таких “пустых” мечтаниях. Строка за строкой пересказов Фрица разговоров с людьми на эту тему бежали перед моими глазами, и мне пришлось признаться, что я сама привыкла душить свои помыслы рассказами о том, что мечты сбываются только в сказках. Тогда какой смысл настаивать, чтобы сын свои замыслы прорабатывал в жизнь, если я свои быстренько готова законсервировать под соусом “нереально”.

Сильное впечатление произвело на меня ещё одно наблюдение Фрица: не шибко важно, каков первый замысел, ему не нужно быть из темы “светлого будущего” и процветания всех народов. Пусть это будет приобретение первой кожаной куртки. Вера в свои силы и навыки успешного создания желанного результата, в его опыте, открывают диапазоны следующим задумкам. От “хочу купить кожаную куртку” к “хочу закончить школу с хорошими отметками”, или “хочу наладить более гармоничные отношения в семье”, или “хочу поступить в выбранный университет, потому что там лучше преподают предмет, который меня интересует”, или ” хочу организовать группу сьёмок видио-блога” происходит естественным путём. Ведь если можешь создавать весёлое и хорошее – дальше можно веселее и шире.

Передать всё драгоценное из книги Фрица – задача вне рамок этой статьи. Скажу лишь, что и дальнейшие ступени процесса создания (ну и созидания) описаны Фрицем с неожиданными подсказками и подмогой, отточенными годами вопросов и затруднений живых людей.

Обратно в будущее

С момента моей первой встречи с книгой Фрица сыну исполнилось ещё парочку лет. Его “мускулы” дерзать задумками развиваются потихоньку. Вот в математике задача из темы “не проходили” всё ещё ставит его в тупик. Хотя он уже меньше оспаривает мои заигрывания на тему “А если к задачке из школы подойти, как к собственной? Если считать, что учителя тебе в помощь, а ты сам рулевой своего образования?”

А есть и перемены более конкретные:

  • Вот уже больше года он подрабатывает себе на карманные деньги выступлениями по цирковому искуству
  • С прошлого лета вступил в драм-кружок, где набрал себе кучу новых друзей, которые, с подачи моего сына, устроили себе канал на Ютубе, где они выставляют короткометражные кино собственного производства
  • В прошлом марте мой сын прочитал короткую лекцию по психологии на местной конференции TEDx

Если бы можно было показать этот список той мне, мечтавшей о невозможном!

Ей пришлось бы поднапрячься и чтобы поверить своему будущему: лекция на конференции, выступления на сцене, новые друзья. Роль советчика и наставника, и не только сыну. Роль, награда которой – разделять гордость успехов друзей и подруг, глаза которых так недавно заливались слезами безнадежности.

Уже не ждать перемен

Закончу опять песней. “Мы ждём перемен” Виктора Цоя звучало по стране, когда моя семья собиралась уезжать за границу.

И я много лет с тех пор тоже ждала перемен. Название книги Роберта Фрица о том, как и воде, и жизни, свойственно течь по проложенному, или устоявшемуся, руслу – и о том, как прокладывать новые русла. О том, как можно не ждать новой системы образования, а дополнять её пробелы по надобности, о том, как можно браться за задачи, готовых решений для которых ещё может и не существует. Может даже и о том, как, если фантазией поднапрячься, можно в космосе летать чуть ли не на ложках и верёвке, что ни в каком учебнике не описано – но зачем русским об этом рассказывать, мы ведь и сами на выдумки горазды.


Стоит признать, что большая часть того, чему учат в школе, в жизни никогда не понадобится. Общество, стиль жизни, технологии и всё, что связано с повседневной жизнью меняются очень быстро, а школьная программа всё та же. В результате стены школы все покидают с аттестатом, но без практических знаний, которые помогут понять мир и выжить в нём.


Возможно, необходимость формирования этого умения вызовет удивление, но иногда в случае опасности или чрезвычайной ситуации нужно, чтобы тебя услышали. Это может стоить жизни. Поэтому засовываем пальцы в рот и учимся.


Есть постоянно вне дома, в кафе и ресторанах – дорогое удовольствие, домашняя еда поможет сэкономить много денег, но для этого нужно научиться готовить. Начинаем с простых, базовых рецептов и ни в коем случае не отходим далеко от плиты.


Если после дружеских посиделок выворачивает наизнанку, значит, пить не умеем. Нужно научиться определять свою дозу, которая поможет избежать неприятных последствий не только в плане физического, но и морального самочувствия.


Если норма алкоголя превышена, придётся искать лекарство от похмелья. Надёжных средств, которые спасают по утрам, множество. Так что выбрать лучшее невозможно, а вот действенное каждому придётся подбирать индивидуально. Для кого-то это будет рассол, а кого-то к жизни вернёт обычный куриный бульон.


Существует десятки «надёжных» средств от икоты, вот только в ответственный момент они почему-то не спасают. А учёные установили, что ключ к решению проблемы заключается в повышении уровня СО2 в крови. Так что придётся дышать секунд 30 в пластиковый пакет.


Для неопытного водителя пробитое колесо – это ночной кошмар, хотя на самом деле большой проблемы в этом нет. Главное, чтобы в багажнике оказалось, запасное.


Красно-белое сочетание смотрится потрясающе, если речь идёт не о вине и белой блузке или рубашке. Посыпаем ткань толстым слоем кухонной соли, которая впитает вино, а через час её можно будет убрать.


Умение вести переговоры – необходимость, а в школе, к сожалению, этому не учат. А ведь это зачастую и цена на машину поменьше, и карьерная лестница не такая крутая, и наказание не такое жёсткое, а ещё масса возможностей в бизнесе.


Рукопожатие может многое рассказать о человеке, поэтому здороваться нужно научиться правильно.


Жизнь – это не одиночество в джунглях. В жизни нам нужны люди, а мы нужны им. Вот только искусство общения с людьми в школе не преподаётся. А связи непременно понадобятся. Знания и умения – это хорошо, а знакомство с нужными людьми намного важнее.


Впечатление, произведённое на собеседовании, может стоить хорошей карьеры, поэтому к нему непременно нужно серьёзно готовиться. Начать нужно с поиска общей информации о компании, а закончить можно тренировкой улыбки перед зеркалом.


Страна проживания или ведения бизнеса не имеет значения, налоги придётся платить везде. Поэтому стоит научиться считать и оптимизировать их. Возможно, придётся обратиться к профессионалу.


Платить кредиткой очень удобно, но чревато последствиями. Плата наличными – более болезненный процесс с психологической точки зрения, расставаться с большой суммой в этом случае тяжелее. Да и потратить больше, чем есть, практически невозможно. А в целом нужно научить соизмерять свои доходы и траты.


У каждого должна быть заначка, её вид и размер не имеют значения. Она просто должна быть. Для этого придётся научиться на чём-то экономить. К сожалению, в школе не учат правильно распоряжаться деньгами.


Споры по поводу необходимости чаевых и их размера не утихают, хотя давно принято, что они составляют 15% от счёта, а при хорошем обслуживании 20%.


Правильно распоряжаться временем – важное умение, которое в школе не формируется. А зря. Оно бы помогло не только эффективно учиться при минимально затраченном времени, но во взрослой жизни тоже бы пригодилось.


Даже для тех людей, у которых активная личная жизнь, первое свидание с новым партнёром – это стресс. Что уж говорить о молодых мальчиках и девочках. Нужно учиться строить отношения с противоположным полом, а без практики никак не обойтись.


Первое свидание далеко не всегда ведёт к развитию отношений и созданию семьи. Рано или поздно приходится прощаться и уходить. Вот только никто не готовит, и школа в том числе, к тому, как пережить столь сложный в эмоциональном плане период.


Одно дело инициировать разрыв, совсем другое – пережить тот факт, что тебя бросили. Придётся испытать невероятно широкую гамму чувств.

Как путешествовать с минимальными затратами

Завязывать галстук должен уметь каждый мужчина, вот только на практике всё оказывается далеко не так.


Природные катаклизмы происходят в самый неподходящий момент, а застать могут в любом месте. Поэтому просто необходимы хоть минимальные знания по выживанию.


Все видели в фильмах или читали в книгах о том, как можно разжечь костёр с помощью лупы или кремня. А ведь стоит не просто почитать или посмотреть, лучше всего научиться.


Умение справляться со стрессом в современной жизни необходимо всем без исключения, как детям, так и взрослым.
Хотя стоит признать, что иногда школа не просто не учит нужным вещам, но порой даёт и неправдивую информацию. Часто приходится жить с вынесенными из стен школы.

Многому в школе, все-таки учат.

Не нужно слишком уж ворчать на наше обучение.

Перечень дисциплин, изучаемых в школе велик.

Математика, физика, история, литература…

Но есть навыки, полезные навыки, которые в школе не изучаются.

Или изучаются мало.

Есть маловажные навыки, которые нужны не всем.

Например, в школе не учат разводить костер и готовить на нем еду. Не всем это нужно, хотя и полезно уметь.

Есть важные и полезные навыки.

Например, дружить, общаться, готовить еду.

Этому обучать в школе не нужно, потому что этому учат родители.

И каждая семья этому учит детей, как кому вздумается. И это хорошо. Обучение происходит разными способами и дети получаются разными. Что тоже хорошо. Кто-то более уверен в себе, кто-то менее. С разной силой воли, разными ценностями.

От воспитания в семье напрямую зависит и обучение в школе. Кто-то более заинтересован в обучении, кто-то менее. Разное стремление к знаниям, разная дисциплина и самодисциплина.

В чем-то родители надеются на школу, в чем-то школа надеется на родителей.

Есть и такие навыки, которым ребенок обучается сам, с более-менее посторонней помощью:

  • Уверенность в себе
  • Смелость
  • Сила воли
  • Лидерство
  • Харизма и др.

Конечно же, и родители прилагают к этому усилия.

Но не все и не всегда.

И в школе учителя об этом говорят.

Да, бывает, говорят.

Но учителям не ставится задача делать детей, к примеру, смелыми и уверенными в себе.

Умные, смелые, уверенные дети учителям довольно-таки мешают.

Да, в школе много говорят о воспитании, о личности. Что-то даже рассказывают. Но задача обучить этому учеников не ставится – поэтому нет никакого результата.

Вот и получается, что человек, обычно, обучается этому сам, не надеясь на школу и родителей.

Зато, став родителями, мы обязательно обучим своих детей столь важным для жизни навыкам.

  • Мне интересно Ваше мнение, уважаемый читатель! Что Вы думаете по этому поводу? В чем согласны, а в чем нет? Напишите об этом, пожалуйста, в комментариях!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

«Жизнь пройти — не поле перейти», — гласит знакомая пословица. Каждый из нас набивает кучу шишек, проходя эту трудную и интересную жизнь… И, после очередного крутого жизненного виража, ловишь себя на мысли, что если бы знать какие-то секреты чуть раньше, можно было бы соломку подстелить. Так и воспитывает нас жизнь, награждая то взлетами, то падениями, делая нас закалённее, увереннее в себе, и готовыми к преодолению новых препятствий. А что, если бы нас многому из того, чему нас учит жизнь, нас научили бы еще в школе, ошибок меньше бы было? Давайте разберемся, чему нас не учат в школе, и что можно было бы узнать намного раньше?

Я знаю, что об этом задумываются многие. Система образования не шагает в ногу со временем, к большому сожалению, а для современного человека сегодня необходим целый набор навыков, которые необходимо тренировать самостоятельно для того, чтобы быть многофункциональным.

Для чего учиться в школе?

Не знаю, как вам, но нам говорили, что учиться нужно для того, чтобы быть грамотным и образованным. Спросите сегодня у своих детей, для чего они учатся в школе? Какие ответы вы услышите? Мой одиннадцатилетний племянник честно признается, что он не знает, для чего он учится в школе. Начинаешь задавать наводящие вопросы, и с ужасом понимаешь, что у маленького человека отсутствуют цели. А раз целей нет, то и учиться он будет из под палки, нехотя. Думаю, что картина всем знакомая.

Умение управлять своим временем

Распорядок дня — отличная вещь, он хотя бы процентов на 40 оправдывает приобретенные привычки по выполнению задач в течение дня. Но этого так мало… Многие школьники и слова-то такого не слышали — тайм-менеджмент, не говоря о том, что оно значит. А ведь для нас так важно научиться управлять своим временем, и уметь планировать и делать все вовремя.

Принимать решение

Кого в школе учили принимать решение? Наверное, кто-то даже не задумывался о том, что этому можно научить. Страшно… Вдруг что-нибудь натворят дети. Помню, как в 7 классе мы приняли коллективное решение, что соберемся классом одни, и поздравим наших мальчишек с 23 февраля. Праздник удался на славу только до того момента, как нас «застукала» завуч. Итог плачевный — классная за то, что без ее ведома мы устроили вечеринку, решила от нас отказаться. Было море слез, родительское собрание, позор, который опустился на наши головы, но это было своеобразное проявление командной инициативы, которая тут же была наказуема.

Разбираться в законах

Это умеют юристы, вернее они этому учатся целых 5 лет. А как же быть нам, обычным гражданам нашей страны, которые так далеки от этого. И какой имеем результат? Не знаем свои права и свои обязанности. Сколько неприятностей свалилось на нас после того, как мы окончили школу и стали самостоятельными людьми, только из-за того, что были настолько невнимательны к оформлению деловых бумаг, прочтению договора, незнанию законодательства страны, в которой мы живем… Сегодня мы обязаны быть многофункциональными и многопрофильными, а значит мы должны быть юридически грамотными людьми. Это тоже, своего рода навык, и его так же нужно тренировать.

Общаться и договариваться

Знание основ психологии нужны каждому человеку, мы живем в социуме, и для полноценного взаимного общения психология может стать помощницей и союзницей и дома, на работе. К слову сказать, в общении с различными людьми полезными будут не только знания психологии, но многих других наук. Как правильно попросить повышения зарплаты? Как быть убедительным в общении с инвестором? Как продать выгодно товар, идею, свой талант? Этому не учат в школе. Этому мы учимся самостоятельно.

Риторика

Литература — это хорошо, только сегодня одного урока литературы школьнику мало. Уметь грамотно выразить свою мысль не только в сочинении, но и в общении с другими людьми — ключевой навык для любой творческой профессии.

Систематизировать деятельность

Только последовательность действий способна принести определенный результат. Не хаотичность, не «как получится», или еще одно любимое выражение «война план покажет», а привычка планировать и систематизировать практические действия способны привести к успеху. Этому навыку нельзя научиться в каком-то одном уроке, это результат комплексного обучения. К примеру, интеллект-карты позволяют всю «кашу в голове» систематизировать, привести в порядок, и разложить по полочкам. И вообще, интеллект-карты, это очень мощный инструмент, с помощью которого можно принимать верные и правильные решения.

Вся жизнь — игра?

В некоторых школах есть такой предмет — Театр. Кто-то воспримет такой предмет, как детскую забаву. А между тем, смысл детского театра совершенно в другом: в игровой форме выражать способы взаимодействия друг с другом. Основы театрального мастерства могут привить нам умения управлять своим телом, голосом, эмоциональным состоянием. Это очень важно, особенно в свете раскрытия детских талантов.

Как быть хорошим родителем?

Как построить полноценную ячейку общества, и что значит хорошая семья и хорошие родители? Воспитываясь своими родителями, мы переносим семейные традиции и устои в жизнь своей семьи, часто — в усеченном варианте. Моральный дух семьи во многом зависит от качества морали супругов и родителей. Нелишним было бы школьникам узнать общие принципы построения семейных отношений, и быть морально готовым к этому ответственному жизненному шагу.

Экономика и финансы

В немецких школах учат детей вести домашнюю бухгалтерию, тем самым, прививая привычку ответственно относиться к ведению учета денежных средств. Как вы считаете, разве лишними бы для подрастающего поколения стали бы знания о том, как обращаться с деньгами?

Список можно продолжать еще долго, и у каждого человека может быть свой перечень тех вещей, которым не учат в школе. Все мы разные… Я знаю, что в некоторых школах, есть интересные системы и программы обучения, но и обучение в этих школах стоит недешево. Под силу ли такое обучение всем без исключения? Навряд ли. Такое впечатление складывается, что нас специально не учат качественно жить потому, что необразованной массой людей легче управлять.

Сколько лет у человека проходит в неведении, пока он не найдет ответы на все свои вопросы? Говорят, что мудрость приходит со временем. Но время сегодня — это непозволительная роскошь, которого и так все время не хватает. Неужели главный закон джунглей — «выживает сильнейший», является главным законом жизни в нашем обществе, обществе современных и цивилизованных людей 21-го века?

Но не все так грустно, друзья, ведь жизнь бьет ключом тех, кто к этому готов))) Давайте не станем ждать кардинальных изменений в школьной программе, а самостоятельно заниматься науками, самообразованием и саморазвитием. Польза от этого — огромная! Но при одном условии, если вы все это будете делать с интересом и с удовольствием! Как хорошо подметил старик Эйнштейн: «Образование - это то, что остается, когда забывается все, чему нас учили».

В любимом Ералаше я нашла выпуск «Школа моей мечты», хотите посмотреть? Присоединяйтесь!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Школа - то место, где нас учат базовым знаниям, которые должны помочь преуспеть в этом мире. Но по какой-то причине нам не дают действительно необходимых навыков, которые пригодятся в будущем. Поэтому обучать им должны родители, чтобы их ребенок в будущем был успешным.

сайт расскажет про 14 вещей, которым нас не учат в школах, а должны бы.

В какой стране бы вы ни жили, налоги и коммунальные услуги придется оплачивать везде. Расскажите вашему ребенку, какие бывают налоги, какие из них платите вы сами, какие можно вернуть. Оплачивайте вместе коммунальные услуги, чтобы ребенок хотя бы примерно представлял, что это такое и как это делается.

Самые важные налоги, которые позволят вернуть часть потраченных денег, - это на лечение, обучение и жилье.

Технологии настолько облегчают нашу жизнь, что когда у гаджета садится батарея, мы в буквальном смысле становимся беспомощными. Научите вашего ребенка преодолевать трудности, не прибегая к помощи цифрового друга .

Например, чтобы найти дорогу, не обязательно пользоваться гуглом, ведь можно полагаться на свою память, помощь прохожих или даже бумажную карту. Времени это займет больше, зато даст важный жизненный опыт.

Нет, речь не о публичных выступлениях. Способность поддерживать формальную, интеллектуальную беседу с другими людьми можно даже назвать формой искусства. И независимо от того, чем занимается человек в жизни, это один из самых важных навыков, которые можно приобрести.

Говорите и учите разговаривать вашего ребенка на самые разные темы - это не только разожжет любопытство к определенным вещам, но и поможет лучше понимать друг друга. Расскажите про язык тела и научите его распознавать простые знаки, которые подают люди при общении.

Возможно, на первый взгляд это не настолько нужное умение. Однако в жизни бывает всякое, и, возможно, кредитная карточка будет единственным вариантом решения проблемы.

Конечно, не стоит заставлять учить сложные термины и читать кредитный договор ребенку, но в старшей школе он уже способен понять, что такое процентная ставка, первоначальный взнос и как отличить выгодное предложение от невыгодного.

Важный навык, который мы начинаем особенно ценить в университете. Ведь правильное распределение своего времени может оказывать прямое влияние на результат теста или контрольной.

Завести дневник и записывать туда важные и не особо важные дела будет верным шагом , который научит правильно распоряжаться своим временем.

Умение делать нужные и выгодные покупки дорогого стоит.

Научитесь сами и научите вашего ребенка тому, как отличить хорошую вещь от плохой и качественный продукт от некачественного, - это даст понимание того, что траты нужно делать с умом и выгодой для себя.

Поиск новой работы может быть сложной задачей, особенно если она первая. Время на объяснение того, что такое резюме, как его составлять и где искать работу, будет потрачено не зря. В будущем это не только сэкономит силы, но и, возможно, поможет найти лучшую вакансию.

Нельзя полагаться только на помощь посторонних людей, их может просто не оказаться рядом в опасной ситуации. Многие родители относятся отрицательно к секциям боевых искусств, а зря. Совсем не обязательно несколько лет ходить на занятия по карате, куда важнее знать, как себя вести в опасной ситуации, слабые места людей ну и пару приемов, не требующих отточенной техники.

Неизбежно, что ваш дом время от времени будет нуждаться в ремонте, будь то замена обычной лампочки или покраска стен. А вызов плотника, сантехника или электрика ради какой-то мелочи может надолго затянуться. Поэтому важно знать методы и пользоваться правильными инструментами, чтобы исправить мелкие повреждения самостоятельно.

Расскажите и покажите вашему ребенку, как правильно чинить простые вещи, это поможет избежать массу неприятностей и лишних трат в будущем.

Приготовление пищи - один самых важных жизненных навыков, которые должен иметь любой независимый человек. Это не только дешевле, но и, как правило, более полезно, чем купленные полуфабрикаты или фастфуд.

Научите вашего ребенка делать покупки и готовить, пробуйте новые кулинарные рецепты и экспериментируйте. Это сделает его более уверенным и независимым в будущем.

Умение строить отношения, будь то романтические или дружеские, - это сложный навык со множеством нюансов и тонкостей, которому мы с детства учимся как можем. И ошибок тут не избежать.

Однако введение в школьную программу уроков психологии могло бы значительно облегчить задачу. Хотя бы на уровне общих вопросов: как защитить себя и свои границы, как уважать границы других людей, чем отличается мышление девочек от мышления мальчиков, насколько важно рассчитывать только на себя и не ждать помощи от других.

Знать свои права и обязанности намного важнее, чем думают многие люди. В жизни постоянно происходят ситуации, неприятных последствий которых можно избежать, всего лишь зная закон