Болезни Военный билет Призыв

Беседа за что я люблю осень цель. Конспект беседы «Осень наступила. Занятие – беседа «Осень»

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Программное содержание.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.

Предварительная работа .

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель. А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель . Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети . Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель . Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)

Воспитатель . Сколько месяцев в году?

Дети . 12 месяцев в году.

Воспитатель . Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель . Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети . Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)

Воспитатель . Как готовятся к зиме звери?

Дети . Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель . Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?

Дети . С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель . Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок).

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель . Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети . Листопадом.

Воспитатель . «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети . Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель . Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель . Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Дети . Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Ведущий . Какие улетают чуть позже?

Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.

Воспитатель . Какие птицы улетают последними?

Дети . Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Воспитатель . Какие птицы летят в одиночку?

Дети. Сокол и кукушка.

Воспитатель . Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?

Дети. Журавли летят клином.

Воспитатель . Утки как летят?

Дети. Утки летят правым фронтом.

Воспитатель . Как летят гуси?

Дети . Гуси летят косяком.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети. Перелетными птицами.

Воспитатель . А птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель . В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

Воспитатель . Чем занимаются люди в октябре?

Дети . Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.

Воспитатель . Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.

Физкультминутка «Снегирек»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Воспитатель . Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети . «Ворота зимы», «предзимник»

Воспитатель . Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети . Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Какие работы у людей в ноябре?

Дети . Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети . В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.


Бурухина Татьяна Сергеевна

Познавательно-творческий проект на тему: Осень для детей 3-4 лет

Познавательно-творческий проект «Осень в гости к нам пришла».


Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ детский сад №1 г. Гаврилов-Посад.
Описание: Познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы. Данный проект рассчитан на детей 3-4 лет, родителей, воспитателей.
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Актуальность темы: Природа - это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего слово «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он живет. Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т.д. Она является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и человеком. Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга, природа создала нас, она нас окружает. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная цивилизация, вольно или невольно, будет разрушать естественную гармонию в природе, то не стоит, потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к природе, чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам.
Цель проекта: Формировать познавательный интерес к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: - дать элементарные представление об осени, как времени года, её признаках и явлениях; - расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; - формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя;
- побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи; - развивать творчество.
Участие родителей в реализации проекта: совместное с детьми разучивание стихотворений об осени, наблюдения, беседы.
План реализации проекта:
1.Беседа «Приметы осени». 2.Беседа «Чем полезны овощи и фрукты?» 3.НОД по познавательному развитию «Осень».
4.Дидактические игры осенней тематики: «Быстро возьми», «Какое время года», «Что лежит в мешочке», «Так бывает или нет»,
«Разрезные картинки». 5.Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Магазин». 6.Подвижные игры: «Мы листики осенние», «С кочки на кочку», «Листопад», «Ветерок», «Солнышко и дождик», 7.Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Мы капусту рубим», «Овощи». 8.Прослушивание аудиозаписи П.Чайковского «Времена года» «Осень». 9. Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», М. Ивенсин «Падают листья», З. Александрова «Дождик», А. Плещеев «Осень наступила», сказка «Репка», Сутеев В. «Мешок яблок». 10. Загадывание осенних загадок. 11. Консультации для родителей: «Как одеть ребёнка осенью», «Осенние изменения в природе», «Осенние забавы», «Овощи и фрукты, полезные продукты».
Предполагаемый результат: Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах. Пополнится словарный запас детей. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках второй младшей группы МКДОУ детский сад №1, в совместной деятельности педагога и детей.
Продукт проектной деятельности:
Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Презентация проекта:
Праздник "Красавица осень"

Приложения к проекту «Осень в гости к нам пришла».
Беседа «Приметы осени ».
Цель: формировать знания о приметах осени, развивать речь, память, мышление.
Ход беседы:
Осень длится три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь. Дни осенью становятся короче. Дует холодный ветер. Часто идёт дождь. Листья на деревьях желтеют и опадают. Вянет трава и цветы. Птицы улетают в тёплые края. Люди надевают тёплую одежду, непромокаемую обувь. Природа вся преобразилась. На кустах и деревьях пожелтела листва, пожухла трава.Только ель и сосна по-прежнему стоят зелёные.

Пахнет прелой листвой. Холодный ветер обрывает золотые листья и уносит их. Только могучий дуб ещё крепко держит свою листву. В эту пору все животные готовятся к зиме. Грачи, ласточки, скворцы, жаворонки, утки, журавли, гуси собираются в стаи и улетают зимовать в тёплые края.


Звери «надели» зимние шубы. Белки заготавливают на зиму орехи, жёлуди, грибы.


Насекомые прячутся в коре деревьев и опавших листьях, засыпают долгим сном до весны.

Беседа «Чем полезны овощи и фрукты?»

Цель: формировать знания о пользе овощей и фруктов.
Ход беседы:

Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом - они тоже богаты белком. Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями. Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала. А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде - это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква - родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа - сбора урожая.

Конспект НОД «Осень».

Цель: Расширять знания детей о временах года, основных приметах осени. Задачи:
Учить находить предметы по сходству.
Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш.
Материал: стихи, картинки с изображением осени, корзинка, овощи, фрукты, карандаши синего цвета.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к осени.
Миновало лето, Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
А. Плещеев Воспитатель: Ребята, наступила осень, но она не случайно к нам пришла. Одно время года сменяет другое. Каждое время года дарит людям что-то свое. Вот и лето закончилось, наступило другое время года. Посмотрите на картинки с изображением осени. Давайте послушаем музыку. (Прослушивание аудиозаписи П.Чайковского «Времена года» «Осень»).





- А скажите, какая музыка грустная или весёлая?
- Давайте с вами попробуем составить рассказ об осени. (Задать вопросы).
Осенью солнце светит, но греет меньше. Листья с деревьев опадают. Дует холодный ветер. Дни становятся пасмурными, на небе много туч. Часто идет мелкий дождь. Люди надевают тёплую одежду.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льется,
Это время года… Осенью зовется.
М. Ходякова -Как мы с вами уже говорили, осенью листья падают с деревьев. Это называется? (листопадом).
-А сейчас ребята мы с вами превратимся в осенние листочки. (Раздать детям листочки с разных деревьев.)

Проводится игра «Листопад».
- Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели!(Бегут и кружатся те дети, в руках которых тот листок, что и у воспитателя).

Осень принесла нам не только ненастную погоду, и заставила надеть теплые вещи, но и ещё что-то. Посмотрите, что у меня в корзинках. (Показать содержимое одной корзинки).
- Как можно назвать эти предметы одним словом? (фрукты). Какие фрукты вы еще знаете?
Показать содержимое второй корзинки.
- А как одним словом можно назвать эти предметы? (овощи). Какие овощи вы еще знаете?

Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим, рубим. (Ладошки движутся параллельно друг другу) Мы морковку трем, трем. (Кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим. («солим» щепоткой) Мы капусту жмем, жмем. (Пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладем и пробуем.
- Как мы с вами уже говорили, осенью часто идут дожди. А дождь всегда одинаковый бывает или нет? (Если дети будут затрудняться с ответом, помочь наводящими вопросами, активизирующими их опыт).
- Давайте попробуем его изобразить (рисование дождя рукой в воздухе). Но перед тем, как мы будем рисовать, давайте вспомним, как правильно нужно держать карандаш. (Показать)
-Ребята, посмотрите, какой бывает дождь. (Показать несколько приемов рисования дождя: короткие, длинные линии, точки).
- Возьмём в ручки синий карандаш и попробуем нарисовать дождь. (В процессе работы следить за использованием правильных приемов рисования).
Рассмотреть все рисунки вместе с детьми. Предложить выбрать те работы, на которых изображен сильный дождь и рисунки, на которых изображен тихий, небольшой дождь.

Описание настольных и дидактических игр, используемых в работе над проектом.
Д/игра: «Быстро возьми». Цель игры: - Развивать логическое мышление, наблюдательность. - Учить подбирать одинаковые листочки. Материал к игре: листья с разных деревьев. Описание игры: В игре могут участвовать 6 детей. Воспитатель показывает листок и дети должны быстро найти такой же. Примечание: Эта игра может использоваться в индивидуальной работе.

Д/игра: «Чудесный мешочек».
Цель игры: Закреплять умение правильно называть овощи (фрукты), лежащие в мешочке, описывать их цвет, форму. Учить детей чётко проговаривать слова. Материал: Непрозрачный мешочек, сшитый из ярких тканей; муляжи овощей (фруктов). Описание игры: Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами (фруктами), затем дают их описания. Потом необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус);
описать его так, чтобы другие дети отгадали его.

Д/игра «Какое время года?»
Цель: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Описание игры: Дети сидят. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит. - Когда это бывает?
На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают, Ручки, ручки согревают.
- Когда это бывает?
Солнце, солнце высоко! Нам от солнышка тепло. Тает снег от лучей, Звонко побежал ручей.
- Когда это бывает?
Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь -
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
- Когда это бывает?

Д/игра «Так бывает или нет».
Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. Описание игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...». «Осенью начинает оживать вся природа: на деревьях и кустарниках распускаются листочки, появляется трава…».

Д/игра «Разрезные картинки».
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части. Оборудование: Разрезные картинки из 4-х частей, овощи и фрукты Описание игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, свёкла, репа и т.д.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: яблоко и свёкла), которые они сравнивают с изображением. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.

Описание сюжетно-ролевых игр, используемых в работе над проектом.

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад»
«Одеваем куклу на прогулку»
Задачи: Учить детей играть с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Уточнить знание детей об одежде, о назначение вещей. Обогащать игровой опыт. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Формировать начало осознанного отношения детей к своему здоровью. Учить соблюдать последовательность при одевании.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
«Овощи и фрукты»
Задачи: Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Описание подвижных игр, используемых в работе над проектом.
П/игра: «Мы листики осенние».
Цель: развивать внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Описание игры:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

П/игра: «Ветерок».
Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умение координировать речь и движения.
Описание игры:
Ветерок, нас не пугай (грозят пальчиками правой руки, левая на поясе)
Лучше с нами поиграй (хлопают в ладоши)
Тучи с неба прогони (поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону)
С земли лужи убери (наклоняются вперед, машут руками вперед и назад)
Начался листопад (кружатся на месте)
Листья по ветру летят (мелкий бег на месте)
Раз листочек, два листочек
Покатились вдоль обочин
Дунул раз, дунул два,
Разлетелись, кто куда (разбегаются по площадке врассыпную, присаживаются, обхватывают руками колени).

П/игра «С кочки на кочку».
Цель: Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному. Приучать детей менять движения по сигналу воспитателя. Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
Описание игры:
Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу картонные кружки на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из кружка в кружок.
Указания к проведению. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.

П/игра «Листопад».
Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Описание игры:
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками). Листопад! Листопад! Листья красные летят! Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками). Покружились и тихо на землю сели. (Дети приседают). Сели и замерли. (Дети не шевелятся). Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети) Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и все листочки тихо опустились на землю.

П/игра для детей «Солнышко и дождик».
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Описание игры:
Дети стоят. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!», они бегут под зонтик. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Во время
прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

Описание пальчиковых игр, используемых в работе над проектом.
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, (загибать пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

«Засолим капусту».
Мы капусту рубим, рубим! (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз). Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку). Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад). Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту). Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем и разжимаем кулачки).

«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»).
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец).

Загадки, используемые в работе над проектом.

***
Она придет с дождем, с зонтами,
С овощами и грибами.
Разноцветною листвой нам махнет
И вновь уйдет. (Осень)

***
Осенью так тучка плачет.
Может целый день рыдать.
После в лужу соберется,
Не позволит нам гулять. (Дождь)

***
Эта вещь необходима,
Если дождик за окном.
Лишь его откроешь сразу,
Будто крыша над тобой. (Зонт)

***
Листья кружат и летят,
За окошком. (Листопад)
***
Как на нашей грядке выросли загадки – Крепкие, зеленые, хороши – соленые. (огурец)
***
Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).

Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?»

Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.
Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.
Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.
Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной.
Первый слой – майка, футболка.
Второй слой - трикотажная кофточка и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.
Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.
Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осенняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.
Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.
Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – каппиляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.
Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натуральная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенной, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.
Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, в резиновые сапоги, нужно надевать носки с хорошей впитываемостью. Например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. А также они не фиксируют ногу, что травмоопасно.
Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).
Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитер крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.
У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготки. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.
Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.
И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течение дня.

Консультация для родителей «Осенние изменения в природе».

Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года, повторите названия времен года и их очередность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью.
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зеленые, а теперь стали желтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнется листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвали листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживет, зазеленеет.
Меньше становится насекомых – не слышно кузнечиков, не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдения за улетающими птицами. Можно теперь легко ответить на вопрос детей, почему от нас улетают птицы осенью. Летом дети имели возможность наблюдать, как птицы гонялись за насекомыми – комарами, мухами, бабочками. Но сейчас насекомых стало меньше – дети это видят сами. Поэтому птицы должны улетать, чтобы не погибнуть от голода. Они улетают в теплые края, где даже в зимнее время тепло и нет недостатка в пище. Но весною вернутся снова.
Попробуйте разучить с детьми стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Консультация для родителей «Осенние забавы».

Вот и промелькнуло лето в своем ситцевом цветастом сарафанчике! На смену ему пришла красавица - осень! Осень - чудная пора! Еще стоят теплые солнечные денечки, а деревья стоят уже в своем золотом убранстве! Постарайтесь использовать их для наблюдений за природой, для игр и общения с ребенком.
Выберите одно из деревьев, и в течение месяца наблюдайте за ним. И увидите чудеса преображения: как листочки из зеленых превращаются в золотые и красные, а потом дерево постепенно теряет свое яркое убранство, пока ветви совсем не оголятся. Можно совместно с ребенком вести дневник наблюдений, в котором будете зарисовывать все изменения, происходящие с деревом.
Гуляя, обратите внимание ребенка на то, что происходит с растениями: цветы отцветают, листья на деревьях изменили свой цвет: пожелтели и покраснели. При малейшем дуновении ветерка они, кружась, падают на землю. Объясните ребенку, что это явление называется листопад.
Соберите букет из осенних листьев, дома засушите их или прогладьте утюгом через лист бумаги. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из осенних листьев. Для работы, прежде всего, составьте эскиз композиции, подберите материал, подходящий по цвету, форме, величине (ребенок должен тоже принимать в этом участие!). Для основы лучше всего взять плотную цветную бумагу (картон). Расположите композицию на фоне, проверьте правильность расположения и только после этого можно наклеивать листочки. Недостающие элементы изображений можно дорисовать.
Для того чтобы листья не меняли свою окраску при наклеивании используйте клей ПВА. Не забывайте хвалить ребенка, ведь этим Вы только подбодрите его.
Еще из засушенных листьев можно сделать гербарий: каждый из листочков приклеить на картон (один засушенный листочек на лист картона), подписать название дерева, вложить в файлы, а затем поместить в папку. Папку с гербарием можно назвать «Деревья нашего сада» или «Деревья нашего района (города)». Рассматривая гербарий, ребенок быстрее запомнит названия деревьев.
Отдельно соберите желуди, шишки, каштаны, крылатки ясеня, клена (плоды и семена тех деревьев, которые собраны в гербарии). Предложите ребенку поиграть в игру, «С какой ветки детки» - подобрать плод или семя к предложенному листочку и назвать его.
Предложите разложить семена (плоды) от самого маленького до самого большого.
Помните! Собирая природный материал нельзя обламывать ветки, вырывать цветы с корнем. Напоминайте детям, что природа живая, нельзя делать ей больно.
Попробуйте вместе с ребенком печатать листочками. Для этого вам понадобятся: листья с различных деревьев, гуашь, кисточка, лист бумаги, стаканчик с водой. Покрываем листочек гуашью, прикладываем окрашенной стороной для получения отпечатка на лист бумаги. Делаем несколько отпечатков в зависимости от задуманного сюжета, затем, чтобы получить законченный вид, дорисовываем гуашью необходимые детали.
Выразительно прочтите ребенку стихотворение об осени, предложите выучить его.
Это, конечно же, не все, чем можно заняться осенними днями. Главное – это то, что вы вместе со своим ребенком проводите время, учите его чему-то новому и учитесь вместе с ним!

Консультация для родителей «Овощи и фрукты, полезные продукты».

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.
Остановимся на самых известных.
Яблоки – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Употребление яблок стабилизирует деятельность кишечника, избавляет от запоров.
Груша содержит органические кислоты, регулирующие процесс работы желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит, а клетчатка, входящая в ее состав, способствует росу полезных бактерий в кишечнике.
Банан богат калием, полезным для работы сердечно-сосудистой системы, поднимает настроение.
Абрикос содержит железо и витамины, стабилизирует работу кишечника.
Виноград помогает при упадке сил, малокровии, расстройствах нервной системы, нарушениях обмена веществ (диатез).
Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.
Малина богата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.
Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.
Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.
Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.
Картофель укрепляет сердечно-сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.
Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню. Проект на тему Осень в средней группе детского сада

Елена Рыбакова
Интегрированное занятие «Беседа об осени» (старшая группа)

Задачи: закрепить и обобщить знания детей об осенних приметах: похолодание, листопад, день становится короче, ночь длиннее, о том как изменяется жизнь растений, животных и птиц осенью, как человек готовится к зиме; развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки, наблюдательность, умение анализировать, воспитывать культуру общения, любовь к природе, чувство прекрасного.

Словарная работа: листопад, заморозки, ненастье, багряный, лиловый, золотая осень, перелетные и зимующие птицы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями (смена окраски листьев, листопад, растениями, насекомыми, птицами, за изменениями в одежде людей; ведение календаря природы, экскурсия в парк (сбор природного материала для поделок, составление осеннего букета, уборка листьев на участке, сезонные работы на огороде: сбор урожая, семян для посева и подкормки птиц, загадывание и отгадывание загадок об осени, чтение и заучивание стихотворений об осени А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.», А. Н. Плещеев «Осень», К. Бальмонт «Осень», рассматривание картин об осени «Золотая осень» И. Левитан, «Поздняя осень» И. Бродский.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: демонстрационный материал: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень, календарь природы, магнитофон, запись музыки «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского, разноцветные листья от разных деревьев, картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц, серия сюжетных картин «Труд людей осенью»; раздаточный материал: листы А4, карандаши, фломастеры, мелки (пастель, влажные салфетки.

Звучит музыка «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского.

В. : Несу я урожаи

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю

Не касаясь сосен

И елочек. Я….

Д. : Осень.

В. : Да, ребята, давайте поговорим сегодня об осени. Какие месяцы осени вы знаете?

Д. : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. : Осень бывает ранней и поздней, посмотрите на картину (показывает картину И. Левитана «Золотая осень») и скажите, какую осень изобразил художник?

Д. : Это ранняя осень.

В. : Почему вы так решили?

Д. : Еще много листьев на деревьях.

В. : Как по-другому называют раннюю осень?

Д. : Золотая осень.

В. : Почему так говорят?

Д. : Листья на деревьях желтеют, становятся словно золотыми.

В. : Золотую осень очень любил А. С. Пушкин. Он написал много стихотворений про осень. Какое стихотворение А. С. Пушкина вы знаете?

Д. : «Унылая пора! Очей очарованье»

В. : Наташа, прочитай нам это стихотворение (чтение стихотворения).

Д. : В. : Листья на деревьях не только желтеют осенью, как они еще меняют цвет?

Д. : Становятся разноцветными, багряными, лиловыми.

В. : Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай с какого дерева листок». (Воспитатель показывает осенние листья разных деревьев, дети угадывают)

В. : Листья желтые летят,

Падают кружатся

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

Как же называется это явление природы?

Д. : Листопад.

В. : Как опадают листья, как летят, с чем их можно сравнить?

Д. : Тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолетики, вертолетики.

В. : Почему происходит листопад?

Д. : Деревья сбрасывают осенью листья, так они готовятся к зиме, веткам деревьев без листьев легче будет выдержать снег зимой, они не сломаются под его тяжестью.

В. : Когда заканчивается листопад начинают часто идти дожди, дует холодный ветер, на улице становится сыро и холодно. Как называем мы такую погоду осенью?

Д. : Ненастье.

В. : Какие еще приметы осени вы знаете?

Д. : Дни становятся короче, а ночи длиннее, люди тепло одеваются, ночью бывают заморозки, лужи покрываются тонкой корочкой льда.

В. : Да, ребята, погода осенью становится холоднее и дождливее. Это хорошо видно на нашем календаре природы (рассматривание календаря природы). В сентябре было теплее, чем в октябре и ноябре. Значок – фигурка человека показывает, что в сентябре мы легко одевались, а в ноябре – поздней осенью стало намного холоднее и одеваемся мы почти по зимнему. Осенью день укорачивается, ночь становится длиннее. Утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали поздно, когда приходили домой, а теперь включаем уже в детском саду. Мы с вами увидели, что ранняя и поздняя осень сильно отличаются друг от друга. Давайте попробуем словами нарисовать портрет ранней осени, какая она?

Д. : Золотая, теплая, красивая, рыжая, багряная, пестрая, разноцветная.

В. : А поздняя осень, какая?

Д. : Грустная, унылая, печальная, дождливая, холодная, хмурая, ветряная.

Физкультмину тка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

В. : Скоро белые метели снег подымут от земли,

Улетают, улетели, улетели журавли

Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел,

Аист крыльями полощет, улетает, улетел.

Куда же улетают птицы?

Д. : В теплые края?

В. : Почему они улетают?

Д. : Они питаются насекомыми, а насекомые от холода спрятались под кору деревьев, в щели домов - и птицам стало нечего есть.

В. : Все ли птицы улетают?

В. : Посмотрите, (на доске прикреплены картинки разных птиц) как много птиц, какие же из них улетят осенью, а какие останутся? Уберите картинки с теми птицами, которые улетают осенью. Таня, картинки с каким птицами вы убрали?

Т. : Ласточки, журавли, аисты, кукушки.

В. : Как мы называем этих птиц?

Д. : Перелетные птицы.

В. : А тех, которые остаются?

Д. : Зимующие.

В. : Назовите их.

Д. : Голуби, вороны, синицы, воробьи.

В. : Да, ребята, осенью происходят изменения в жизни птиц: перелетные улетают на юг, а зимующие остаются, прилетают ближе к жилью человека, чтобы легче было найти корм и пережить холодную зиму. А как же животные готовятся к зиме?

Д. : Белочки сушат грибы, собирают орехи желуди, медведь много ест, накапливает жир и присматривает себе берлогу, заяц меняет шубку с серой на белою, ежик собирает плоды, готовится к зимней спячке.

В. : И растения, и животные и птицы готовятся к зиме, Посмотрите на представленные картины и расскажите, а как это делают люди?

Д. : Утепляют квартиры, консервируют овощи и фрукты, убирают урожай, перекапывают землю, сгребают в парке листья, высаживают молодые растения.

3 часть

В. : Ребята, мы сегодня говорили с вами об осени, вспомнили ее приметы, нарисовали словами портрет ранней и поздней осени, вспомнили как готовятся к зиме растения, животные, птицы, люди. Ребята, как вы думаете, а за что мы любим осень?

Д. : за тихие солнечные последние деньки, золотой, багряный убор на деревьях, грибы, яблоки и т. д.

В. : Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Ребята, давайте представим, что мы попали в осенний лес и нарисуем его.

Звучит музыка «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского, дети рисуют.

Публикации по теме:

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» для второй группы раннего возраста «Кухонная посуда» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Образовательная область: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Цель: познакомить с предметами кухонной.

Конспект НОД «Овощи и фрукты» в образовательной области «Речевое развитие» (вторая младшая группа) КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Овощи и фрукты». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое.

Задачи: Образовательные:закрепить умение составлять описательные рассказы по мнемотаблицам (схемам, рассказывать выразительно, последовательно,.

Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС 1 слайд Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна. Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах.

НОД по математике и конструированию «Строим дом» (старшая группа) Тема: НОД "Строим дом" .Познавательное развитие (математика, конструирование). Цель:Закрепление представлений о свойствах и отношениях окружающего.

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Программное содержание.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.

Предварительная работа .

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель. А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель . Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети . Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель . Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)

Воспитатель . Сколько месяцев в году?

Дети . 12 месяцев в году.

Воспитатель . Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель . Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети . Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)

Воспитатель . Как готовятся к зиме звери?

Дети . Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель . Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?

Дети . С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель . Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок).

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель . Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети . Листопадом.

Воспитатель . «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети . Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель . Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель . Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Дети . Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Ведущий . Какие улетают чуть позже?

Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.

Воспитатель . Какие птицы улетают последними?

Дети . Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Воспитатель . Какие птицы летят в одиночку?

Дети. Сокол и кукушка.

Воспитатель . Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?

Дети. Журавли летят клином.

Воспитатель . Утки как летят?

Дети. Утки летят правым фронтом.

Воспитатель . Как летят гуси?

Дети . Гуси летят косяком.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети. Перелетными птицами.

Воспитатель . А птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель . В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

Воспитатель . Чем занимаются люди в октябре?

Дети . Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.

Воспитатель . Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.

Физкультминутка «Снегирек»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Воспитатель . Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети . «Ворота зимы», «предзимник»

Воспитатель . Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети . Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Какие работы у людей в ноябре?

Дети . Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети . В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Беседа об осени»

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Программное содержание.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.

Предварительная работа .

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель. А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель . Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети . Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель . Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)

Воспитатель . Сколько месяцев в году?

Дети . 12 месяцев в году.

Воспитатель . Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель . Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети . Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)

Воспитатель . Как готовятся к зиме звери?

Дети . Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель . Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?

Дети . С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель . Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок).

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель . Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети . Листопадом.

Воспитатель . «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети . Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель . Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель . Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Дети . Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Ведущий . Какие улетают чуть позже?

Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.

Воспитатель . Какие птицы улетают последними?

Дети . Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Воспитатель . Какие птицы летят в одиночку?

Дети. Сокол и кукушка.

Воспитатель . Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?

Дети. Журавли летят клином.

Воспитатель . Утки как летят?

Дети. Утки летят правым фронтом.

Воспитатель . Как летят гуси?

Дети . Гуси летят косяком.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети. Перелетными птицами.

Воспитатель . А птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель . В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

Воспитатель . Чем занимаются люди в октябре?

Дети . Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.

Воспитатель . Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.

Физкультминутка «Снегирек»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Воспитатель . Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети . «Ворота зимы», «предзимник»

Воспитатель . Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети . Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Какие работы у людей в ноябре?

Дети . Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети . В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.


Занятие – беседа «Осень»

Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

Расширять и активизировать словарный запас детей

Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

Воспитывать бережное отношение к природе,

Развивать память, внимание, мышление,

Развивать умение работать сообща.

Оборудование: Альбомные листы, сухие листья деревьев, карандаши цветные, геометрические фигуры.

Соц.работ.

ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

Татьяна Бокова

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка -

Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай -

Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

Ребята. Сегодня мы с вами будем говорить на нашем занятии о Королеве «Осень». Увидим, какие дары она нам приготовила.

Ребята давайте вспомним про осень и ответим на вопросы:

Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь).

По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.) .

Молодцы ребята вспомнили о золотой осени.

Ребята, я предлагаю вам поиграть:

«Найди такой же» У вас на столах лежат геометрические фигуры, я буду называть вам любой фрукт или овощ, а вы мне будите показывать геометрическую фигуру на которую они будут похожи.

Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня припасены кое- какие.

1Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2.

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

4.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

Предлагаю, поиграть ещё в одну интересную игру она называется «Где растёт?» Если, я называю фрукт, то вы поднимаетесь со стульчиков на ноги, а если это, овощ то вы садитесь на стульчики.

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый

Ребята давайте мы с вами сделаем красивые осенние коврики и подарим их на праздник «День пожилого человека» своим бабушкам и дедушкам. У вас на столе лежат осенние листочки, альбомные листы, карандаши.(дети делают поделки придумывая свои узоры).

Ну что, ребята, вам понравилось наше занятие? Что для вас было самым интересным? (ответы детей)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие – беседа «Осень»

Задачи:

Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

Расширять и активизировать словарный запас детей

Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

Воспитывать бережное отношение к природе,

Развивать память, внимание, мышление,

Развивать умение работать сообща.

Оборудование: Альбомные листы, сухие листья деревьев, карандаши цветные, геометрические фигуры.

Соц.работ.

ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

Татьяна Бокова


Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,


И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка -


Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,


запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай -


Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

Ребята. Сегодня мы с вами будем говорить на нашем занятии о Королеве «Осень». Увидим, какие дары она нам приготовила.

Ребята давайте вспомним про осень и ответим на вопросы:

Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь).

По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.) .

Молодцы ребята вспомнили о золотой осени.

Ребята, я предлагаю вам поиграть:

«Найди такой же» У вас на столах лежат геометрические фигуры, я буду называть вам любой фрукт или овощ, а вы мне будите показывать геометрическую фигуру на которую они будут похожи.

Молодцы.

Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня припасены кое- какие.

1Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

Предлагаю, поиграть ещё в одну интересную игру она называется «Где растёт?» Если, я называю фрукт, то вы поднимаетесь со стульчиков на ноги, а если это, овощ то вы садитесь на стульчики.

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый

Ребята давайте мы с вами сделаем красивые осенние коврики и подарим их на праздник «День пожилого человека» своим бабушкам и дедушкам. У вас на столе лежат осенние листочки, альбомные листы, карандаши.(дети делают поделки придумывая свои узоры).

Ну что, ребята, вам понравилось наше занятие? Что для вас было самым интересным? (ответы детей)