Болезни Военный билет Призыв

Аристофан произведения. Аристофан биография. Начало театральной деятельности Аристофана

Аристофан (др.-греч.) (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии».

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э, но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю: Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11:

  • «Ахарняне»,
  • «Всадники»,
  • «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке),
  • «Осы»,
  • «Мир»,
  • «Птицы»,
  • «Лисистрата»,
  • «Женщины на празднике Фесмофорий»,
  • «Лягушки»,
  • «Женщины в народном собрании»
  • «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену).

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени; только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, называя комедиографа «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного, не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничего не стесняясь. Но таким образом комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как и во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Аристофан (рис. 6 ) родился примерно в 445 году до н. э. Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными. Свои творческие способности юноша проявил очень рано. Уже в 12-13 лет он начал писать пьесы. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.

Рис. 6. Аристофан

Написал Аристофан всего около 40 произведений. До наших дней дошло только 11 комедий, в которых автор ставил самые разные жизненные вопросы. В пьесах «Ахарняне» и «Мир» он ратовал за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой. В пьесах «Осы» и «Всадники» критиковал деятельность государственных учреждений, укоряя бесчестных демагогов, которые обманывали народ. Аристофан в своих произведениях критиковал философию софистов и методы воспитания молодежи («Облака»).

Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления. Такое положение вещей можно объяснить тем, что в греческом обществе назрел кризис рабовладельческой демократии. В эшелонах власти процветали взяточничество и продажность чиновников, казнокрадство и наушничество. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.

Но в комедиях Аристофана есть и положительный герой. Им является мелкий землевладелец, обрабатывающий землю при помощи двух-трех рабов. Драматург восхищался его трудолюбием и здравым смыслом, который проявлялся как в домашних, так и в государственных делах. Аристофан был ярым противником войны и выступал за мир. Например, в комедии «Лисистрата» он высказал мысль о том, что Пелопоннесская война, в которой эллины убивают друг друга, ослабляет Грецию перед угрозой со стороны Персии.

В пьесах Аристофана резко заметен элемент буффонады. В связи с этим актерское исполнение также должно было включать в себя пародию, шарж и буффонаду. Все эти приемы вызывали буйное веселье и смех зрителей. Кроме этого, Аристофан ставил персонажей в смешные положения. Примером может служить комедия «Облака», в которой Сократ приказал подвесить себя высоко в корзине, чтобы легче было размышлять о возвышенном. Эта и подобные ей сцены были весьма выразительными и с чисто театральной стороны.

Так же как и трагедия, комедия начиналась прологом с завязкой действия. За ним шла вступительная песня хора, когда он выходил на орхестру. Хор, как правило, состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом. За вступительной песней хора следовали эписодии, которые отделялись друг от друга песнями. В эписодиях диалог сочетался с хоровым пением. В них всегда был агон – словесный поединок. В агоне противники отстаивали чаще всего противоположные мнения, иногда он заканчивался дракой персонажей друг с другом.

В хоровых партиях присутствовала парабаза, во время которой хор снимал маски, делал несколько шагов вперед и обращался непосредственно к зрителям. Обычно парабаза не была связана с основной темой пьесы.

Последняя часть комедии, так же как и трагедии, называлась эксодом, в это время хор покидал орхестру. Эксод всегда сопровождался веселыми, задорными танцами.

Примером самой яркой политической сатиры может служить комедия «Всадники». Аристофан дал ей такое название потому, что главным действующим лицом был хор всадников, составлявших аристократическую часть афинского войска. Главным героем комедии Аристофан сделал лидера левого крыла демократии Клеона. Он назвал его Кожевником и представил наглым, лживым человеком, который думает только о собственном обогащении. Под видом старика Демоса в комедии выступает афинский народ. Демос очень стар, беспомощен, часто впадает в детство и поэтому во всем слушает Кожевника. Но, как говорится, вор у вора коня увел. Демос передает власть другому мошеннику – Колбаснику, который побеждает Кожевника.

В конце комедии Колбасник отваривает Демоса в котле, после чего к тому возвращается молодость, разум и политическая мудрость. Теперь уже Демос ни за что не станет плясать под дудку бессовестных демагогов. Да и сам Колбасник впоследствии становится добрым гражданином, который трудится на благо своей родины и народа. По сюжету пьесы оказывается, что Колбасник просто притворялся, чтобы одержать верх над Кожевником.

Во время великих дионисий 421 года до н. э., в период мирных переговоров Афин со Спартой, Аристофан написал и поставил комедию «Мир». Современники драматурга допускали возможность, что это представление могло оказать свое положительное влияние на ход переговоров, которые завершились успешно в этом же году.

Главным героем пьесы стал земледелец по имени Тригей, т. е. «собиратель» плодов. Беспрерывная война мешает ему мирно и счастливо жить, обрабатывать землю и кормить свою семью. На громадном навозном жуке Тригей решил подняться в небо, чтобы спросить у Зевса, как он намерен поступить с эллинами. Если только Зевс не примет какого-либо решения, то Тригей скажет ему, что он предатель Эллады.

Поднявшись на небо, земледелец узнал, что богов на Олимпе больше нет. Зевс переселил их всех на самую высокую точку небесного свода, потому что разгневался на людей за то, что они никак не могли закончить войну. В большом дворце, который стоял на Олимпе, Зевс оставил демона войны Полемоса, предоставив ему право делать с людьми все, что захочется. Полемос схватил богиню мира и заточил ее в глубокой пещере, а вход завалил камнями.

Тригей позвал на помощь Гермеса, и, пока не было Полемоса, они освободили богиню мира. Сразу после этого прекратились все войны, люди возвратились к мирному созидательному труду и началась новая, счастливая жизнь.

Аристофан провел красной нитью через весь сюжет комедии мысль о том, что всем грекам следует забыть вражду, объединиться и жить счастливо. Таким образом, со сцены впервые прозвучало утверждение, адресованное всем греческим племенам, о том, что общего между ними намного больше, чем отличий. Кроме этого, была высказана мысль об объединении всех племен и общности их интересов. Комедиограф написал еще два произведения, которые были протестом против Пелопоннесской войны. Это комедии «Ахарняне» и «Лисистрата».

В 405 году до н. э. Аристофан создал пьесу «Лягушки». В этом произведении он критиковал трагедии Еврипида. В качестве примера достойных трагедий он называл пьесы Эсхила, которому всегда симпатизировал. В комедии «Лягушки» в самом начале действия на орхестру выходит Дионис со своим слугой Ксанфием. Дионис объявляет всем, что собирается спуститься в подземное царство, чтобы вывести на землю Еврипида, потому что после его смерти не осталось ни одного хорошего поэта. Публика после этих слов заливалась смехом: всем было известно критическое отношение Аристофана к произведениям Еврипида.

Стержнем пьесы является спор между Эсхилом и Еврипидом, происходящий в подземном царстве. Актеры, изображающие драматургов, появляются на орхестре, как бы продолжая спор, начатый за пределами площадки. Еврипид критикует искусство Эсхила, считает, что у него было слишком мало действия на сцене, что, выведя на площадку героя или героиню, Эсхил покрывал их плащом и оставлял сидеть молча. Далее Еврипид говорит, что когда пьеса переваливала за свою вторую половину, то Эсхил добавлял еще «слов ходульных, гривастых и нахмуренных, страшилищ невозможных, неведомых и зрителю». Таким образом, Еврипид порицал высокопарный и неудобоваримый язык, которым Эсхил писал свои произведения. Про себя же Еврипид говорит, что он показывал в своих пьесах повседневный быт и учил людей простым житейским делам.

Такое реалистичное изображение повседневной жизни простых людей и вызывало критику Аристофана. Устами Эсхила он обличает Еврипида и говорит ему, что тот испортил людей: «Теперь везде базарные зеваки, плуты, коварные злодеи». Далее Эсхил продолжает, что он, в отличие от Еврипида, создал такие произведения, которые зовут народ к победе.

Их состязание заканчивается тем, что происходит взвешивание стихов обоих поэтов. На сцене появляются большие весы, Дионис предлагает драматургам по очереди бросать на разные чаши весов стихи из своих трагедий. В результате стихи Эсхила перевесили, он стал победителем, и его Дионис должен вывести на землю. Провожая Эсхила, Плутон наказывает ему охранять Афины, как он говорит, «добрыми мыслями» и «перевоспитывать безумцев, каких в Афинах много». Поскольку Эсхил возвращается на землю, то просит на время его отсутствия в подземном царстве передать трон трагика Софоклу.

Умер Аристофан в 385 году до н. э.

С точки зрения идейного содержания, а также зрелищности комедии Аристофана – это феноменальное явление. По словам историков, Аристофан является одновременно вершиной древней аттической комедии и ее завершением. В IV веке до н. э., когда в Греции изменилась социально-политическая обстановка, комедия уже не обладала такой силой воздействия на публику, как раньше. В связи с этим В. Г. Белинский назвал Аристофана последним великим поэтом Греции.

Имя: Аристофан (Aristophanes)

Дата рождения: 446 г. до н. э.

Возраст: 60 лет

Дата смерти: 386 г. до н. э.

Деятельность: комедиограф, драматург, поэт

Семейное положение: был женат

Аристофан: биография

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.


Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес. В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты. В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально - учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.


Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного. В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – , высмеивая их за тягу к новому. Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях. Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.


Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским. Философ говорил, что эти существа слеплены,

«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».

Ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами. С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает

«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:

«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота. Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между и », то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.


Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э. заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне». Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.


«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны. Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев. Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.


Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.


Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон. Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца. Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.


Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика - враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу. Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.


Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки. В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством. Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду - возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.
Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.
Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.
Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Библиография

  • 425 до н.э. – «Ахарняне»
  • 424 до н.э. – «Всадники»
  • 423 до н.э. – «Облака»
  • 422 до н.э. – «Осы»
  • 421 до н.э. – «Мир»
  • 414 до н.э. – «Птицы»
  • 411 до н.э. – «Лисистрата»
  • 411 до н.э. – «Женщины на празднике Фесмофорий»
  • 405 до н.э. – «Лягушки»
  • 392 до н.э. – «Женщины в народном собрании»
  • 388 до н.э. – «Плутос»

Аристофан - «отец комедии»: биография, общий характер творчества.

Многие детали биографии Аристофана (446/445-388 гг. до н.э.) до сих пор не прояснены. Известно, что его отец был состоятельным землевладельцем в Аттике: это объясняет, почему сын, ставший комедиографом, хорошо знал быт и труд крестьян, близко к сердцу принимал их чаяния и проблемы, усугубленные разорительной Пелопоннесской войной (431 - 404 гг. до н.э.). Первую комедию Аристофан написал и поставил в 427 г. до н.э.; всего он сочинил 44 комедии, до нас дошли тексты 11-ти: «Ахар- няне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Плутос» («Богатство»). По античным меркам это немало! Тематика его комедий, содержащиеся в них общественные, политические, бытовые реалии убеждают: Аристофан пребывал в гуще общественных идеологических конфликтов, споров своего времени. Центральным событием, получившим прямой отклик в его комедиях, была Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.).

Комедии Аристофана - сатирическое зеркало афинской действительности на рубеже V-IV вв. до н.э. Их автор выставлял на всеобщее обозрение сутяг, демагогов, лжеученых и др.; вторгался в сферу судопроизводства, включался в литературную полемику и дискуссии о роли женщины в обществе. В политическом плане он был сторонником умеренной демократии, свободной как от радикальных крайностей, так и от власти олигархии, т.е. господства немногих знатных и богатых родов и семейств.

«Лисистрата»: бунт женщин. Антивоенная тема в творчестве Аристофана - одна из главенствующих. Среди трех комедий, прямых откликов на Пелопоннесскую войну («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), последняя - наиболее оригинальная, популярная и имеющая богатую сценическую историю.

Главная героиня - молодая энергичная женщина по имени Лисистрата распускающая войско» или «прекращающая войны») решает с помощью подруг положить конец вооруженному конфликту между Афинами и Спартой, когда «копья в землю все воткнут копейщики». Замысел Лисистраты прост и рационален. Женщины договариваются отказывать мужьям в ласках до тех пор, пока тс не заключат мир. По настоянию Лисистраты ее единомышленницы произносят клятву: «При муже буду жить невинной девушкой». После этого женщины скрываются в Акрополе и накрепко запирают ее на засовы. Лисистрата провозглашает: «Они в Акрополь не добудут доступа, пока того, чего хотим, не сделают». В уста Лисистраты вложены принципиальной важности рассуждения о горестной женской участи:

Знай, для женщин война - это слезы вдвойне!

Для того ль сыновей мы рожаем,

Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей.

Сюжет выстроен как цепь комических, не лишенных фривольности эпизодов, в основе которых - неудачные попытки истосковавшихся мужчин захватить Акрополь. Впрочем, забастовка женщин тягостна и для ее инициаторов. Иные изобретают разные предлоги, чтобы уйти из Акрополя. Лисистрате приходится следить за тем, чтобы женщины не «расползались». Например, когда одна из них ссылается на беременность, Лисистрата разоблачает уловку, обнаружив, что неожиданно выросший у нее живот - это всего лишь спрятанный под платьем воинский шлем.

Комичен эпизод, когда афиняиии Кинессий приходит к своей жене Миррине и, распаленный ее ласками, соглашается заключить сепаратный мир и выйти из войны. Наконец, Вестник из Спарты прибывает с сообщением, что и спартанка Лампито подвигла своих подруг на аналогичный бунт. В конце концов, мужчины обеих воюющих сторон капитулируют, заключают мир. Финал комедии, как это бывает у Аристофана, - всеобщее веселье и пирушка. Лисистрата призывает навсегда покончить с кровопролитием. Так с помощью остроумного сюжета комедиограф утверждал: женщины могут играть весомую роль в антивоенных акциях.

«Всадники»: против демагогов. В этой комедии антивоенная тема соединилась с другой, не менее злободневной - изобличением бесстыдных политиканов, демагогов, дурачащих наивных сограждан и прибегающих разнообразными способами к обману и лести. Поводом к написанию послужил реальный эпизод, когда два стратега, Демосфен и Никий , осуществили удачные военные операции, однако лавры достались политику и демагогу Клеону .

В комедии Клеон действует под именем раба, имя которого переводится то как Пафлагонец , то как Кожевник. В сущности это «говорящее» имя, неологизм, буквально означающий «кожебрызжущий». Зрителям в Афинах было ясно, что перед ними известный политик Клеон, сын владельца кожевенной мастерской. Клеон снискал недобрую славу тем, что запугивал людей ложными доносами, обманывал граждан, вымогал взятки, был замешан в казнокрадстве, а произнося речи, кричал, ругался, брызгал слюной (отсюда и его комическое имя: кожебрызжущий).

В комедии действие разворачивалось перед домом старика Демоса (народа афинского). Власть над ним забрал пронырливый раб Кожевник. В итоге Демос совершенно «потерял рассудок». Раб Никий находит способ ограничить влияние Кожевника. Новый раб Агоракрит (колбасник) намеревается стать фаворитом у Демоса и «сразить» Кожевника. Старые рабы, знающие нрав Колбасника, так его аттестуют: «Буян, горлан, как мельница, грохочущий». Его извещают о новом назначении: он станет владыкой Афин, но Колбаснику, малограмотному, некультурному, трудно в это поверить. Демосфен призывает Колбасника смело браться за дело, ведь он «рожден быть демагогом».

Центральный эпизод комедии - знаменитый спор (агон) между Пафлагонцем и Колбасником. Оба извергают друг на друга поток ругательств, желчных обвинений, грубостей, стараясь преуспеть в похвальбе и оскорблениях. Оба раба наперебой потчуют Демоса разными яствами: лепешкой, похлебкой, вырезкой, пирогом. Но Демосу захотелось зайца. Колбасник ворует его и зажаривает. После этого Парод велит Пафлагонцу снять венок и передать его Колбаснику в знак победы.

В финальной сцене (эксоде) Колбасник сообщает, что сварил Демоса и сделал безобразного старика моложе на целых шестьдесят лет. Таким образом он вернул его к временам победы над персами при Марафоне, т.е. к поре расцвета демократии.

«Облака»: против лженауки. Это одна из самых остроумных комедий Аристофана. Ее тема - критика модной философской системы - софистики.

Софистами, или мудрецами, называют представителей влиятельного направления в древнегреческой философии, популярной в аристофановскую эпоху, в V- IV вв. до и.э. Одним из ее представителей был Протагор , утверждавший, что «человек есть мера всех вещей», что каждый предмет можно характеризовать двояким образом, в зависимости от способа аргументации. Значительное внимание софисты уделяли преподавательской деятельности, в частности риторике. В условиях демократической системы, возросшей роли судов софисты учили искусству выступать на процессах, аргументировать свою точку зрения. Вместе с тем среди тех, кто учил красноречию, встречались крючкотворы и шарлатаны, откровенно дурачившие своих клиентов. Именно они и стали объектом сатиры у Аристофана.

В «Облаках» осмеянию подверглась широко известная личность - близкий к софистам философ Сократ (470-399 гг. до н.э.). Одна из ярких фигур своего времени, мыслитель, он не оставил после себя сочинений; они переданы в изложении его учеников, среди которых был и великий Платон.

Сократ призывал к самопознанию, самоуглублению, постижению внутренней сущности. Один из его афоризмов - «Познай самого себя». Человек нс без странностей, Сократ был любим своими учениками, но и имел немало недругов. Когда Пелопоннесская война закончилась поражением афинян, враги избрали его козлом отпущения. Ему вменяли безбожие и критику многих сторон афинской жизни, что якобы вызвало гнев богов, наказавших афинян поражением. Против Сократа был затеян судебный процесс; его обвинили в том, что он сотворил из себя «божество», «совращая молодежь», слушал голос «демона». Большинством голосов (280 против 220) он был признан виновным и приговорен к смерти. Суд над Сократом (это было уже после выхода комедии) показал, что далеко не всегда большинство, сложившееся в результате демократического голосования, право. Когда Сократ находился в тюрьме, его навещали ученики, предлагали план побега. Сократ отказался и мужественно выпил чашу с ядом.

В комедии Аристофана не исторический Сократ, а карикатура на философа.

Бывший крестьянин Стрепсиад, переехавший в город, страдает от того, что его сын Филиппид, подражая «золотой молодежи», увлекся дорогостоящим конным спортом, залез в долги, а старика-отца одолевают кредиторы. Стрепсиад не знает, как от них отбиться, и сын посылает родителя в «мыслильню» Сократа, где ловкие крючкотворы научат доказывать, что черное - это белое. Мыслильня - странное заведение. Сократ висит в корзине, «паря в пространстве», размышляя о «судьбе света». О нем и его учениках Филиппид отзывается так: «Негодяи бледнорожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херсфонт помешанный». В мыслильне Стрепсиад наблюдает, как Херефопт ставит эксперимент, изучая длину прыжка блохи, и решает вопрос о «комарином пенье»: «Трубит комар гортанью или задницей».

Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада Сократом. Аристофан представляет в пародийном виде схоластическую «аргументацию» философа, которую никак не может уразуметь Стрепсиад.

В итоге Сократ изгоняет своего горе-ученика, «старикашку, бестолкового и забывчивого». Вернувшись домой, Стрепсиад посылает в мыслильню своего отпрыска, который оказывается более восприимчивым к искусству «правду делать кривдой». Он применяет эти «знания» в общении с явившимися к нему кредиторами, которые «отчаливают носом», так и не получив долгов. Вскоре после этого между отцом и сыном вспыхивает спор на литературную тему, Филиппид оказывается противником Эсхила, зато восхваляет Еврипида, который, естественно, не нравится Стрепсиаду, приверженцу старины.

Полемика между стариком и сыном завершается потасовкой, во время которой Филиппид начинает «душить, давить, тискать» Стрепсиада. Когда же отец упрекает Филиппида за то, что тот поднял руку на него, сын заявляет, что имеет право побить также и собственную мать.

Нс в силах вытерпеть такого Стрепсиад заявляет, что их обоих «попутали» мерзостные Хсрсфонт и Сократ. Решив «подкалить безбожников», Стрепсиад поджигает мыслильню Сократа, призывая слугу «колоть, рубить тех, кто богов бесчестили».

В комедии отразились идейные дискуссии аристофановской эпохи, столкновения приверженцев старых и новых воззрений. Что до Сократа, отношение к которому у его современников было разноречивым, от поклонения до неприязни, то для автора комедии он - не реальная историческая фигура, а персонификация типа лжеученого. Значение комедии шире, чем критика софистов. Это сатира на лженауку и псевдоученых, которые не перевелись. В этом актуальность комедии.

«Лягушки»: спор о природе театра. Аристофан - автор первого сатирического произведения, посвященного проблемам драматического искусства и эстетики, - комедии «Лягушки», написанной в печальном 406 г. до н.э., когда афинская сцена потеряла двух великих трагиков: сначала Еврипида, затем Софокла.

В комедии отчетливо выделяются две части: в первой - путешествие Диониса в загробный мир, чтобы вернуть на землю своего любимца Еврипида. Во второй - полемика оказавшихся в Аиде Эсхила и Еврипида. Еврипид заявляет о своем праве быть первым на поэтическом троне. В их полемике, в которой Дионис выступает в роли арбитра, отразились художественные вкусы того времени. Заметно, что Аристофан симпатизирует Эсхилу: упреки, высказанные Еврипиду, характерны для отношения афинян к автору «Медеи».

Первым в словесный бой ввязывается Еврипид. Он укоряет Эсхила за тяжеловесность, за то, что он вывел на сцену молчаливых героев, «трагических чучел». Себе в заслугу Еврипид ставит то, что он поэзию Эсхила «подсушил», приблизил трагедию к жизни, позволил высказаться представителям всех слоев общества, и «женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». Но сердцевина - назначение поэзии, т.е. драмы. В широком плане взгляды драматургов, в сущности, близки. На вопрос Эсхила: «За что почитать мы должны и венчать похвалою поэтов?», - Еврипид отвечает:

За правдивые речи, за добрый совет И за то, что разумней и лучше Они делают граждан родимой земли.

Но если они исповедают общие цели, то методы воздействия на граждан, ими провозглашаемые, различны. Эсхил - сторонник искусства возвышенного, героического. Он бросает обвинение Еврипиду в том, что тот подтачивал общественную мораль, изображал женщин, предававшихся «страстям нечестивым», «изменявших мужьям». Эсхил, относивший себя к наследникам «Гомера богоравного», прославлял возвышенные идеалы: «Воинский подвиг; оружье, мужей». «О прекрасном должны мы всегда говорить», - утверждает Эсхил. Конечно, изображение Еврипидом негативных явлений в быту, - отнюдь не свидетельство безнравственности драматурга.

В финале Дионис предлагает обоим спорящим читать свои стихи, а потом бросить их па весы. Стихи автора «Орестеи» - весомей, Дионис забирает Эсхила на землю, а тот на драматургическом троне оставляет своим заместителем Софокла.

Таким образом, в комедии Аристофан утверждает высокую воспитательную роль, которую играл в Афинах и во всей Элладе театр.

Поэтика Аристофана: палитра сатирических приемов. Автор «Лиси- страты» - классик, стоящий у истоков как античной, так и западноевропейской сатиры. Аристофан аккумулировал все богатство комических приемов и форм, заложенных в народной Смеховой культуре: гротеск, фантастику, шарж, карикатуру, гиперболу. Он с успехом использует сказочный сюжет, «перелицовывает» миф, из фольклора берет таких «массовидных» персонажей, как «хвастун», «глупец», «шарлатан».

Аристофан умел воплотить абстрактную идею в конкретном образе. Метафора туманной философии софистов - это бегущие к небу, меняющие форму облака, которые ассоциируются с белыми развевающимися одеждами хора. Выразительны и говорящие фамилии: в комедии «Осы» протагонист-сутяга носит фамилию Филоклеон (т.е. «любитель Клеона»); его сына, носителя здравого смысла, зовут Бдиклеон (т.е. «ненавидящий Клеона»); Филиппид означает «любитель коней». Комедии Аристофана имеют немалое познавательное значение. Когда знаменитый философ Платон находился у сицилийского правителя Дионисия, а тот попросил у него текст конституции Афин, Платон подарил ему том комедий Аристофана.

Язык Аристофана богат и колоритен. Он прибегает к «сплаву» литературного стиля с «низким» (вульгаризмами и просторечием). Важный элемент стиля - пародия, комическое обыгрывание языка высокой трагедии или ученой дискуссии.

В истории мировой литературы Аристофан - пример художника слова, открыто тенденциозного, «политизированного», отважно вторгающегося своими произведениями в обсуждение жгучих проблем, волнующих людей. Многие мастера сатиры, начиная с Рабле, Мольера, Свифта, вплоть до художников XX в., таких, как Брехт, Оруэлл, Воннегут и другие, обращались к художественному опыту Аристофана - «отца комедии» и «отца сатиры».

(ок. 446-ок. 385 г. до н. э.) древнегреческий драматург

Комедии великого древнегреческого драматурга входят в золотой фонд мировой культуры наравне с другими величайшими памятниками античности - трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, историческими повествованиями Геродота и Фукидида, философией Демокрита и Аристотеля, скульптурами Фидия и Поликлета. Аристофан - единственный представитель древней комедии, произведения которого (правда, только 11 из приписываемых ему 44) дошли до нас почти целиком. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

Творческое наследие «отца комедии» Аристофана всегда высоко оценивалось выдающимися деятелями культуры. Они называли его величайшим мастером сатиры, обличителем всего косного и отживающего. Значение творчества Аристофана для нашей современности с наибольшей полнотой раскрывается в решении, принятом ЮНЕСКО о праздновании 2440-летия со дня рождения Аристофана.

Одиннадцать комедий драматурга да несколько отрывков из несохранившихся пьес его самого и его современников - вот все, что дошло до нас от первого в истории мировой литературы комедийного жанра - так называемой древнеантической комедии.

Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины. «Древней» ее назвали уже сами античные ученые, для того чтобы подчеркнуть резкое отличие произведений Аристофана и других комических поэтов его времени от комедий, созданных позднее, в период, когда Афины уже утратили свое политическое первенство в Греции и стали одной из «периферийных» областей Македонской империи.

Античные свидетельства о жизненном пути Аристофана не отличаются полнотой. Так, только путем косвенных расчетов удалось установить время его рождения - около 446 года до нашей эры.

Аристофан был афинянином. Родители его - люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Хотя отец будущего драматурга имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, Аристофан, судя по его комедиям, значительную часть своего времени проводил в Афинах: он великолепно знал и каждодневную политическую жизнь, и все городские слухи об известных общественных деятелях, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан.

Писать он начал рано: первая его пьеса была поставлена в 427 году до н. э. и получила вторую премию. С самого начала театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан. Его комедии и сейчас поражают бесстрашием сатиры.

Самой существенной чертой творческого облика Аристофана является общественная активность автора. Уже вторая его комедия «Вавилоняне», поставленная с огромным успехом на Великих Дионисиях 426 года, была посвящена такому злободневному политическому вопросу, как взаимоотношения между афинянами и их союзниками. Критика деятельности афинских должностных лиц, содержавшаяся в комедии, была настолько острой, что глава радикального крыла демократии Клеон даже пытался привлечь поэта к судебной ответственности.

Аристофан в своих комедиях поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В ряде произведений он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой. При этом поэт хорошо знал, что не все его зрители были убежденными сторонниками заключения мира со Спартой или хотя бы ведения мирных переговоров.

В совершенно необычном освещении тема мира предстает в комедии «Лисистрата», где инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции.

Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга. Прежде всего это вопрос о судьбах афинской демократии.

Аристофан писал в то время, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии. В обществе стали развиваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность сикофантов (доносчиков). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Нападки его на демократическую систему никак не свидетельствуют о том, что он ее не приемлет. Он не берет под сомнение сущность демократических порядков - он хочет только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, какой был в героические времена Марафона и Саламина.

Положительный герой комедий Аристофана - мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии - вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». Остро подмечая и высмеивая пороки общественной нравственности, Аристофан вместе с тем убежден, что причиной их является война и бедственное положение земледельцев.

Он не мог не видеть грозных симптомов социального расслоения, грозившего гибелью афинскому демократическому полису. Наблюдательным глазом художника драматург видел, что угрозу полису составляет именно концентрация частной собственности в руках немногих представителей рабовладельческой верхушки. Ее политическими представителями и являлись те демагоги, лидеры радикальной демократии, которые в результате неизбежного развития рабовладельческой экономики пришли к власти в первые годы Пелопоннесской войны.

Не боясь показать афинскому демосу его слабости и заблуждения, видя в народе защитника идей демократизма, Аристофан не смог в полной мере осмыслить ограниченность афинской демократии. Как истинный сын своего времени, гражданин рабовладельческой республики, он считал совершенно естественным и закономерным такие явления, как эксплуатация рабского труда, взимание податей с союзников, привилегированное положение «исконных» афинских граждан по отношению к неполноправным чужеземцам. С наибольшей ясностью эти взгляды раскрываются в комедии «Осы».

Из всех современников Аристофана наиболее ожесточенным нападкам комедиографа подвергались, кроме Клеона, Сократ и Еврипид. Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? Причина кроется в непримиримом отношении Аристофана к идейному кризису афинской демократии, выразителями которого явились софисты. Самого Сократа сближал с софистами метод доказательств, которым он стремился обосновать относительность общепринятых представлений. Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках.

Непримиримость Аристофана по отношению к ряду новых явлений, порожденных идейным кризисом афинской демократии, ярко раскрывается и в его оценке Еврипида. Еврипид по своим политическим взглядам не являлся противником афинской демократии. В некоторых трагедиях он изображал Афины прибежищем гонимых и притесняемых, оплотом свободы в Греции. Его общественный идеал - «крестьянская» демократия, независимые земледельцы, живущие честным трудом. Но, как честный художник, он отразил в своем творчестве наиболее существенные признаки разложения полисной нравственности: падение старинного благочестия, кризис гражданской морали, развитие индивидуализма и скептицизма.

В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии. Поэтому на протяжении двадцати лет - от первой дошедшей до нас комедии «Ахарняне» (425 г. до н. э.) и до «Лягушек» (405 г. до н. э.) - он не оставляет в покое своего современника. Иногда выступления Аристофана против Еврипида носят характер личных нападок, но в основе их лежит различие этических и эстетических принципов обоих драматургов.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады.

Творчество Аристофана отличается как богатством идейного содержания, так и театральной выразительностью. Это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В IV веке до нашей эры, когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В. Г. Белинский говорил, что Аристофан - «последний великий поэт Греции».