Болезни Военный билет Призыв

Аппарат управления. Тестовые задания. XXVIII. Старосты и воеводы как органы общегосударственного управления в областях

После объединения основных земель Севере-Восточной Руси вокруг Москвы в середине 50-х годов XV в. началось создание государственного аппарата на основах, отличавшихся от тех, на которых строилось княжение предшественников Василия Темного. В первую очередь была изменена территориально-административная структура государства. Взамен уничтоженных уделов создавались новые, но уже не на родовой (потомки Калиты), а на семейной основе — все они принадлежали детям Василия II.

Но основная территория Московского княжества оставалась подвластной великому князю. Главной же особенностью этого периода стал переход уделов к системе уездов. Первоначально они появляются в московских землях, а в середине века их число значительно увеличивается за счет новоприсоединенных земель.

Власть в уездах концентрируется в руках наместников, которыми, как правило, становятся бояре великого князя По мере присоединения к Москве уделов власть наместников распространяется на удельные земли (Галич, Углич, Можайск и др.).

Права и привилегии наместников еще в предшествующий период определялись уставными наместническими грамотами, нормы которых восходили к Русской Правде. Но от времени правления Василия II таких грамот не сохранилось.

Создание местной администрации опережало изменения в центральном правительственном аппарате. Главой Московского великого княжества был Васлий II. Он не отличался ни решительностью, ни волей, не обладал он и полководческими талантами. После ослепления в 1446 г. Василий II вряд ли мог принимать деятельное участие даже в важнейших мероприятиях. Реальная власть в годы его правления принадлежала сначала его опекунам, а по достижении им совершеннолетия — боярским советникам.

Значительно возросла роль боярства. Бояре возглавляли Государев двор как военно-административную корпорацию. Руководство дворцового аппарата происходило из среды преданного великокняжеским интересам старомосковского боярства. На дворцовые должности назначались обычно пожизненно представители одного боярского рода.

В середине 40-х годов XV в. Государев двор разделился на Дворец, оставшийся хозяйственно-административной организацией, которая обеспечивала нужды великого князя и его семьи, и Двор — военно-административную корпорацию, ставшую ядром вооруженных сил Московского княжества.

К исполнению государственных поручений наряду с боярами и детьми боярскими (дворянами) стали привлекаться и потомки некогда самостоятельных русских князей (суздальских, ростовских, ярославских и других), так называемые служилые князья.

Определенные изменения претерпела судебная система. Суть их сводилась к сокращению судебных привилегий землевладельцев и передаче дел о значительных преступлениях в ведение аппарата наместников.

В середине века была проведена новая монетная реформа и возобновлен выпуск общегосударственной монеты на великокняжеском дворе. За образец были приняты монеты, чеканившиеся в период феодальной войны галицкими князьями, а вес монеты несколько увеличился.

Все эти меры способствовали дальнейшему укреплению власти великого князя Московского.
Правление Ивана III

После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич (1462 — 1505), ставший соправителем отца еще при его жизни. Именно на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса объединения русских земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь закончил собирание земель под власть Москвы.

Если в начале его княжения Московское государство было окружено суверенными владениями, землями «Господина Великого Новгорода», уделами независимых князей Тверских, Ростовских, Ярославских, Рязанских, то в конце XV столетия в Восточной Европе произошли колоссальные политические изменения. Московская держава стала непосредственно граничить со Швецией, немецкими владениями в Прибалтике, литовцами и остатками Золотой Орды на юге.

Иван III заложил основы российского самодержавства, не только значительно расширив территорию своего государства, но и укрепив его политический строй, государственный аппарат, резко возвысив международный престиж Москвы. Отражением нового статуса страны стало установление пышного придворного этикета и новых государственных символов.

Иван III явился фактическим создателем Московского государства.
Присоединение земель Новгорода к Москве

Важнейшей задачей, стоявшей перед Иваном III в объединении русских земель, было присоединение обширных земель Великого Новгорода, на которые также претендовало Великое княжество Литовское. Новгородское боярство, находясь под постоянным давлением двух мощных, соперничающих между собой держав — Москвы и Литвы, понимало, что сохранить независимость Новгорода можно только заключив союз с одним из них. При этом московскую партию в основном составляли простые новгородцы, видевшие в московском князе прежде всего православного государя. А литовскую партию поддерживало абсолютное большинство бояр и «лучших людей», которые стремились сохранить свои традиционные привилегии.

В 1471 г. новгородские власти заключили с Литвой договор, по которому польско-литовский король Казимир IV Ягайлович обязался защищать Новгород от Москвы и направить в Новгород своего наместника. Инициатором этого договора явилась вдова новгородского посадника и фактическая глава боярства Марфа Борецкая.

Узнав о переходе Новгорода к Литве, в мае 1471 г. Иван III принял решение о походе на вольный город.

При этом войне с Новгородом был придан вид похода за веру православную, против отступников. Московское войско возглавил князь Даниил Холм-ский. Казимир IV не решился на открытую войну с Москвой и обещанная им помощь так и не была оказана. Авангард московских войск сначала сжег город Русу и на берегу Ильменя разгромил передовые новгородские отряды. 14 июля 1471 г. на р. Шелони состоялось решающее сражение, в котором московские рати наголову разбили новгородское ополчение.

Дорога на Новгород была открыта. Понимая безнадежность своего положения, новгородские власти сдались на милость победителя. Великий князь московский простил отступников, обязав их выплатить огромный выкуп — 15,5 тыс. рублей (при этом цена нескольких крестьянских дворов составляла в то время 2 — 3 рубля). Новгород с этого времени признавал себя отчиной Ивана III, которому было отдано право суда над новгородцами.

Новгородские власти полностью отказывались от каких-либо сношений с Литвой. Однако смуты продолжались. Тогда 23 ноября 1475 г. Иван III въехал в Новгород в сопровождении большой свиты, играя роль справедливого судьи, защищающего обиженных. Были произведены аресты среди новгородских бояр. А в 1477 г. новгородские послы признали Ивана III своим государем, что означало безоговорочное подчинение Новгорода власти Москвы.

После этого великий князь потребовал прямого управления Новгородом и ликвидации его самостоятельности. Сначала новгородцы отказались подчиняться. Но Иван III в январе 1478 г. осадил город, и вскоре его жителям пришлось капитулировать. Вечевой колокол был увезен в Москву, посадничество ликвидировано, а управлять городом стали московские наместники. В 1484 — 1499 гг. земли новгородских бояр были конфискованы, а сами землевладельцы выселены в центральные районы Московского государства. Новгородская республика прекратила свое существование.

Псков пока еще сохранял свое самоуправление, но также находился под жесткой рукой великого московского князя.
Укрепление государственного строя при Иване III

Объединение русских земель вокруг Москвы представляло собой качественно новый этап в развитии русской государственности. Территория Московского государства, значительно выросшая, требовала централизованной системы управления. Пытаясь возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью, правительство Ивана III последовательно формировало многоступенчатую систему служилых людей. Бояре, присягая на верность великому князю, заверяли свою преданность особыми «клятвенными грамотами».

Московский государь получил права налагать на бояр опалы, удаляя их с государственной службы, конфисковывать их вотчины или, наоборот, даровать им новые. Постепенно усложнялись функции государственного управления, что предопределило отделение дворцового хозяйства. Уже с середины XV в. выделяется «казна» (впоследствии казенный двор). А с 1467 г. появляются должности казенного дьяка и подьячих, ведающих делопроизводством этого учреждения, которое занималось не только финансами, но и посольскими, поместными, ямскими и другими делами.

С конца XV в. оформляется государственный орган централизованного государства — Боярская дума. В ее состав помимо бояр московского князя входили и бывшие удельные князья. Дума решала важнейшие дела и была законосовещательным органом.

Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности, в 1497 г. был составлен новый свод законов — Судебник Ивана III, установивший единые нормы налоговой ответственности и порядок ведения следствия и суда. Он был направлен прежде всего на защиту жизни и собственности феодальных землевладельцев, а также государства в целом.

Характерно, что одна из статей Судебника (57-я) ограничивала право кретьян уходить от своего феодала на другие земли строго определенным сроком — за неделю до Юрьева дня (осеннего — 26 ноября) и в течение недели после, с обязательной выплатой «пожилого» — платы за прожитые годы в сумме около 1 рубля. Судебник также ограничивал холопство в городе. Таким образом увеличивалось количество тяглецов, или налогоплательщиков, среди городского населения.

Росту авторитета великого князя Московского способствовал второй брак Ивана III (на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье). Его активно поддерживал папский престол, так как по замыслу папы римского такой союз способствовал бы объединению католичества и православия. Но этот замысел встретил резкое сопротивление русского духовенства.

1 ноября 1472 г. Софья Палеолог и Иван III обвенчались в Москве по православному обряду. После этого при московском дворе были введены новые пышные церемониалы, а в качестве государственного герби -византийский двуглавый орел. Особыми признаками государева достоинства стали бармы и шапка Мономаха.
Завещание Ивана III

Своим первым наследником и соправителем Иван III объявил своего сына от первой жены — Ивана Молодого, но в 1490 г. тот умер, оставив после себя 6-летнего сына Дмитрия. В результате оказалось два претендента на престол — Дмитрий и 10-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий.

Возник династический кризис: Иван III объявлял своим наследником то внука, то сына, в зависимости от развития придворных интриг, пока, наконец, весной 1502 г. Дмитрий Иванович вместе с матерью не был отправлен в заточение. Наследником государя и великого князя московского был провозглашен Василий Иванович.

В своей духовной грамоте Иван III подвел итоги своего более чем 40-летнего царствования. Он передал Василию в наследство более 60 городов, в то время как все остальные его сыновья получали 30 городов. Младшие братья Василия не имели права чеканить монету, судить в своих уделах уголовные дела, выморочные владения также переходили Василию. Братья дали присягу повиноваться Василию во всем, а в случае его смерти подчиниться его старшему сыну — своему племяннику.
Социально-экономическое развитие России в XV веке

В XV в. бояре полностью потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а великому московскому князю и присягали ему в этом. Число бояр в Московском государстве росло по мере расширения его границ.

XV век был временем активного роста помещичьего землевладения. Со второй половины XV в. начинается процесс распространения и юридического оформления поместной системы. Расширение социального слоя помещиков способствовало усилению централизованного Московского государства.

Первые элементы юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV в. С середины века сохранились наиболее ранние княжеские грамоты, запрещавшие выходы крестьян от своих владельцев, однако пока они носили фрагментарный характер.

Первым общегосударственным юридическим актом, ограничивавшим свободу крестьянских переходов, был Судебник 1497 г., согласно которому крестьяне могли «отказываться» от боярина или помещика только один раз в году. Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси. Попытки ограничения свобод крестьян проявлялись и в политике финансового закабаления. Получив от помещика или феодала кредит, крестьянин уже не мог его покинуть до выплаты долга, а это нередко растягивалось на многие годы и десятилетия. Наиболее бесправная часть должников получила название кабальные люди (первые упоминания о них приходятся на конец XV в.).

В XV в. интенсивно развивается экономика Руси. Изменения затронули и ремесленное производство, и строительство, и сельское хозяйство. Основой прогресса в сельском хозяйстве служил практически повсеместный переход на трехполье. Перелог, т.е. «забрасывание» земель на несколько лет, использовался только при обработке новых земель. Применение органических удобрений стало необходимой составляющей сельскохозяйственных работ.

Повышение производительности труда в сельском хозяйстве привело к увеличению городского населения, что в свою очередь способствовало росту ремесла и торговли. Каких-либо новых технологий на Руси в XV в. не появилось, за исключением производства огнестрельного оружия. Но на протяжении всего столетия происходил как количественный, так и качественный рост ремесленного производства, углублялась специализация, увеличивалось число ремесленных слобод и городов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Система чинов и должностей в коллегиальном управлении России в соответствии с «Табелем о рангах» (1722г)

2. Высшие органы централизованного государства: Боярская Дума, земские Соборы (XV - XVI вв.)

3. Феодально-иерархическая система и великокняжеское управление в Русском государстве

3.1. Приведите название отряда воинов, объединившихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX - XI веках

3.2 Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции

3.3 Назовите государя (великого князя, царя), в правлении которого была ликвидирована система кормления

3.4 Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое

3.5 Приведите название феодально-иерархической системы в Русском государстве (XI - XVII веков), официально регулировавшей служебные отношения между членами служилых фамилий на военной и административной службе, а также при дворе великого князя (царя)

Список используемой литературы

1. Система чинов и должностей в коллегиальном управлении России в соответствии с «Табелем о рангах» (1722г.)

Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», - гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ? штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов.

Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства.

Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе - только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника.

В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

Табель о рангах

Чины гражданские (статские)

Чины военные

Чины придворные

Канцлер (Штатс-секретарь)

Действительный тайный советник 1-го класса

Генералисимус

Генерал-фельдмаршал

Генерал-адмирал

Действительный тайный советник

Вице-Канцлер

Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)

Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)

Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)

Генерал-аншеф (1763--1796)

Генерал от артиллерии (с 1796)

Инженер-генерал (с 1796)

Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар (1711--1720)

Обер-камергер

Обер-гофмаршал

Обер-шталмейстер

Обер-егермейстер

Обер-гофмейстер

Обер-шенк

Обер-церемониймейстер (с 1844)

Обер-форшнейдер (с 1856)

Тайный советник (с 1724)

Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)

Генерал-поручик (1741--1796)

Вице-адмирал

Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)

Гофмаршал

Гофмейстер

Шталмейстер

Егермейстер

Обер-церемониймейстер (с 1800)

Обер-форшнейдер

Тайный советник (1722--1724)

Действительный статский советник (с 1724)

Генерал-майор

подполковник гвардии (1748--1798)

Генерал от фортификации (1741--1796)

Шаутбенахт на флоте (1722--1740)

Контр-адмирал на флоте (с 1740)

Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)

Камергер (с 1737)

Статский советник

Бригадир (1722--1796)

Капитан-командор (1707--1732, 1751--1764, 1798--1827)

премьер-майор гвардии (1748--1798)

Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)

Церемониймейстер (с 1800)

Камер-юнкер (с 1800)

Коллежский советник

Военный советник

Полковник

Капитан 1-го ранга на флоте

секунд-майор гвардии (1748--1798)

полковник гвардии (с 1798)

Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)

Камер-фурьер (до 1884)

Камергер (до 1737)

Надворный советник

Подполковник

Войсковой старшина у казаков (с 1884)

Капитан 2-го ранга на флоте

капитан гвардии в пехоте

ротмистр гвардии в кавалерии

Кригскомиссар по снабжению (до 1868)

Коллежский асессор

Премьер-майор и секунд-майор (1731--1798)

Майор (1798--1884)

Капитан (с 1884)

Ротмистр в кавалерии (с 1884)

Войсковой старшина у казаков (1796--1884)

Есаул у казаков (с 1884)

Капитан 3-го ранга на флоте (1722--1764)

Капитан-лейтенант на флоте (1907--1911)

Старший лейтенант на флоте (1912--1917)

штабс-капитан гвардии (с 1798)

Титулярный камергер

Титулярный советник

Капитан в пехоте (1722--1884)

Штабс-капитан в пехоте (с 1884)

Поручик гвардии (с 1730)

Ротмистр в кавалерии (1798--1884)

Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)

Есаул у казаков (1798--1884)

Подъесаул у казаков (с 1884)

Капитан-поручик на флоте (1764--1798)

Капитан-лейтенант на флоте (1798--1885)

Лейтенант на флоте (1885--1906, с 1912)

Старший лейтенант на флоте (1907--1911)

Камер-юнкер (до 1800)

Гофкурьер

Коллежский секретарь

Капитан-поручик в пехоте (1730--1797)

Штабс-капитан в пехоте (1797--1884)

Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)

Штабс-ротмистр в кавалерии (1797--1884)

Цейхвартер в артиллерии (до 1884)

Поручик (с 1884)

Подпоручик гвардии (с 1730)

Подъесаул у казаков (до 1884)

Сотник у казаков (с 1884)

Лейтенант на флоте (1722--1885)

Мичман на флоте (с 1884)

Корабельный секретарь (по 1834)

Корабельный секретарь на флоте (до 1764)

Губернский секретарь

Поручик (1730--1884)

Подпоручик в пехоте (с 1884)

Корнет в кавалерии (с 1884)

Прапорщик гвардии (1730--1884)

Сотник у казаков (до 1884)

Хорунжий у казаков (с 1884)

Унтер-лейтенант на флоте (1722--1732)

Мичман на флоте (1796--1884)

Камердинер

Мундшенк

Тафельдекер

Кондитер

Кабинетский регистратор

Провинциальный секретарь

Сенатский регистратор (1764--1834)

Синодский регистратор (с 1764)

Подпоручик в пехоте (1730--1884)

Прапорщик в пехоте (с 1884, только в военное время)

Секунд-поручик в артиллерии (1722--1796)

Гардемарин на флоте (1860--1882)

Коллежский регистратор

Фендрик в пехоте (1722--1730)

Прапорщик в пехоте (1730--1884)

Корнет в кавалерии (до 1884)

Штык-юнкер в артиллерии (1722--1796)

Хорунжий у казаков (до 1884)

Мичман на флоте (1732--1796)

Военные чины выше табели о рангах:

Генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах

Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).

Фельдфебель, вахмистр, кондуктомр.

Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).

Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

2. Высшие органы централизованного государства: Боярская Дума, земские Соборы (XV - XVI вв.)

Значительные перемены в системе государственного управления произошли в ходе завершения процесса образования Российского государства в конце XV - начале XVI века. Взаимодействие классов-сословий и классовая борьба также оказали воздействие на перестройку государственного строя и законодательную деятельность государства.

Свойственные периоду феодальной раздробленности отношения сюзеренитета-вассалитета заменяются единодержавной властью князя. С конца XV века главой русского централизованного государства был великий князь, обладавший широким кругом прав и полномочий. Он издавал законы, руководил государственным управлением, имел полномочия высшей судебной инстанции. Княжеская власть с течением времени всё более укрепляется.

Первоначально свои законодательные, административные, судебные функции великий князь мог осуществлять в пределах своего княжества. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властителем всей территории государства. Но говорить о самодержавии ещё рано. Власть монарха ещё ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.

Боярская дума

Боярская дума составляла круг ближайших советников и сотрудников царя и долгое время стояла во главе древнерусской администрации. Боярство в XVI--XVII вв., было высшим «чином», или рангом, которым государь «жаловал» своих ближайших помощников. Однако он никогда не жаловал в боярский чин людей «худородных». Существовало несколько десятков знатных фамилий, преимущественно княжеских, члены которых (обычно -- старшие члены) «бывали в боярах». Вторым чином в думе были «окольничие» -- так же по «жалованию» царя. Эти два первых думских «чина» пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. были единичные случаи пожалования боярства людям из среднего служилого слоя (как Матвеев или Ордин-Нащокин при царе Алексее).

Беглый московский подьячий Котошихин рисует такую картину заседаний думы:

«А лучится царю мысль свою о чем объявити, и он им объявя приказывает, чтобы они бояре и думные люди помысля к тому делу дали способ; и кто из тех бояр побольши и разумнее, или кто из меньших, и они мысль свою к способу объявливают; а иные бояре, брады своя уставя, ничего не отвещают, потомучто царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студированые; однако сыщется и окроме их кому быти на ответы разумному из бомльших и из меньших бояр. А на чем которое дело быти приговорят, приказывает царь и бояре думным дьяком пометить, и тот приговор записать».

Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превышало 50 человек. Кроме главного, аристократического, элемента в состав думы входило несколько думных дворян и трое или четверо думных дьяков, секретарей и докладчиков думы.

Права и полномочия думы не были определены специальными законами; широкая сфера ее компетенции определялась старым обычаем или волею государя. «Дума ведала очень обширный круг дел судебных и административных; но собственно это было законодательное учреждение» (Ключевский). Законодательное значение думы было даже прямо утверждено царским Судебником; ст. 98-я Судебника гласила:

«А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати».

Обычная вводная формула новых законов гласила: «государь указал и бояре приговорили». Нужно, впрочем, иметь в виду, что такой порядок законодательства не был формально обязательным для государя. Иногда он решал дела и издавал распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично; иногда он обсуждал и решал их с небольшим кругом советников, -- так называемая ближняя или комнатная дума государя. В общее собрание думы дела поступали или по указу государя или по докладам из приказов. Согласно Уложению 1649 г., дума является высшей судебной инстанцией для тех дел, которые в приказах решить «не мочно».

В заседаниях думы иногда присутствовал сам царь (такие заседания назывались «сиденьем царя с боярами о делах»), иногда дума решала дела по указу и полномочию государя, в его отсутствие. Для решения особо важных дел собиралось соединенное заседание думы и «освященного собора», состоявшего из представителей высшего духовенства.

По мере надобности из общего состава думы выделялись особые комиссии - «ответные» (для переговоров с иноземными послами), «уложенная» (для составления проекта нового Уложения), судная и расправная. В конце XVII в. «Расправная палата» превратилась в постоянно действующее учреждение.

Служба бояр окольничьих и думных людей (так назывались думные дворяне и дьяки) не ограничивалась их «сиденьем» в думе. Они назначались послами к иностранным государям, начальниками («судьями») важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в большие и важные города.

Во второй половине XVI века при Иване IV, ведшем борьбу с боярской оппозицией, начинается созыв Земских соборов - сословно-представительных органов. В это время складывается так называемая «Избранная рада» (Ближняя дума) - совет при царе. Расширяется сеть приказов, преимущественно военного характера: стрелецкий, пушкарский. После разделения страны на опричнину и земщину возникают свои опричные и земские приказы, независимые друг от друга.

Земские соборы

Земские соборы, или «советы всея земли», как их называли современники, возникают одновременно с московским царством. «Уложенный» собор 1648--49 гг. принял основы государственного законодательства. Соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве. В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла весьма важную роль в деле восстановления разрушенного Смутой «великого Российского царствия».

Первый московский царь, через три года после принятия царского титула созвал (в 1549 г.) первый земский собор, на котором он хотел примирить представителей населения с бывшими областными правителями, «кормленщиками», перед отменой «кормлений». Впрочем, наши сведения о первом земском соборе слишком кратки и неопределенны, и нам мало известно о его составе и деятельности. Зато известен, по документам, состав второго земского собора, который Иван IV созвал в 1566 г., (во время Ливонской войны) для решения вопроса о том, следует ли мириться с королем польским и великим князем литовским на предложенных им условиях. Собор высказался за продолжение войны, предоставляя решение вопроса царю: «а во всем ведает Бог да государь наш…; и мы государю своему изъявили свою мысль…».

По смерти царя Федора Ивановича, с которым прекратилась династия Рюрика на русском престоле, земский собор должен был получить учредительный характер: в Москве не стало более «природного» царя, и собору предстояло избрать нового царя и основать новую династию (в 1598 г.). Собор, которым руководил патриарх Иов, избрал царем Бориса Годунова; правда, чтобы обосновать и оправдать акт избрания царя подданными, избирательная грамота содержит фантастическое утверждение, что оба последних царя старой династии «приказали» или «вручили» свое царство Борису, и подчеркивает родственную связь Бориса с «царским корнем», но в то же время грамота заявляет: «…и вся земля снидохомся и поставихом достойна суща царя и великого князя Бориса Федоровича, всея Руси самодержца, Российской земли государя»; мало того: «патриарх же глаголя: глас бо народа, глас Божий»…

В наступивших затем бурях Смутного времени «глас народа» из риторической фикции превратился в реальную политическую силу. Когда в 1606 г. вступил на престол боярин князь Василий Шуйский «без воли всея земли», то многие отказались признать его своим царем и повсюду вспыхнули восстания против него; «всеа России земля восколебася на него ненавистью, за еже без воли всех градов воцарился бе».

В 1610 г., когда московские бояре и «служилые и жилецкие люди», находясь «между двух огней» (между поляками и русскими «воровскими людьми») согласились принять на царство польского королевича Владислава, они заключили с ним договор, который формально ограничивал его власть и который предусматривал совет всей земли, как нормально действующий законодательный орган: …»суду быти и совершатись по прежнему обычаю и по судебнику Российского Государства; а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и Государю на то поволити, с думою бояр и всей земли, чтоб было все праведно».

В ляпуновском ополчении 1611 г. «строить землю и всяким земским и ратным делом промышлять» должны были трое воевод, «которых избрали всею Землею по сему всее Земли приговору»; «а буде бояре, которых выбрали ныне всею землею для всяких земских и ратных дел в правительство, о земских делах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду, …и нам всею Землею вольно бояр и воевод переменити, и в то место выбрати иных, говоря со всею Землею».

Во втором земском ополчении князя Пожарского, во время его пребывания в Ярославле (весною 1612 г.) образовался постоянный «совет всея земли», который представлял собою временное правительство для ополчения и для значительной части страны. В переписке городов между собою и военных вождей с городами в 1611 - 12 гг. постоянно выражается мысль о необходимости избрания государя «общим советом», «всею Землею», «всемирным советом», «по совету всего государства» и т. д. Такой «всемирный совет» и был созван в Москву немедленно по освобождении ее от поляков, «и всякие служилые и посадские и уездные люди, для государского обиранья в царствующий град Москву на совет съехалися». Мы знаем, что после долгих споров и разногласий, выборные люди согласились на кандидатуре Михаила Романова, и собор «по всему мирному благосоюзному общему совету» провозгласил Михаила царем (в 1613 г.).

Новый царь удержался на престоле во многом благодаря поддержке земских соборов, которые в течение первых 10 лет его царствования заседали почти непрерывно. Возвратившийся из польского плена отец царя Филарет, ставший в 1619 г. патриархом Московским и соправителем своего сына, также находил нужным сотрудничество правительства и выборного органа.

С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в., с ростом бюрократизации управления и с ослаблением земского самоуправления на местах земские соборы приходят в упадок.

В состав земских соборов входили три элемента: «освященный собор» из представителей высшего духовенства, боярская дума и представители служилого и посадского классов Московского государства (обыкновенно около 300 - 400 человек). В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, но преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть ответственными исполнителями этого решения. В эпоху Смутного времени соборное представительство могло быть, конечно, только выборным, и при новой династии главным элементом на соборе являются те «добрые, разумные и постоятельные люди», которых выберет земля.

«Вообще состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации» (Ключевский). Постоянными элементами соборного представительства были представители служилого и посадского населения (в разном числе и в разных комбинациях). Свободное северное крестьянство, которое образовало с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было также представлено на соборах, но масса крепостных крестьян там представлена не была.

3 . Ф еодально-иерархичес кая система и великокняжеское управление в Русском государстве

3.1 Приведите название отряда воинов, объединившихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феода льного общества в IX - XI веках

Дружимна - княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками и слугами князя.

Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества - а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют.

3.2 Наместники в великокняжеском управлении исполняли фун кции

1). Главы всей княжеской администрации;

2). Кандидата на должность (на «место);

3).Представителя княжеской администрации в других городах;

4). Управляющего княжеским двором

Ответ 3).Представителя княжеской администрации в других городах

3. 3 Назовите государя (великого князя, царя), в правлении которого была ликвидирована система кормления

Кормлемние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Ликвидировано при Иване IV Грозном земской реформой 1555 - 1556 гг. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

3. 4 Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое

Соборное Уложение - свод законов, принятый Земским собором в 1648-1649 гг. при Алексее Михайловиче.

3. 5 Приведите название феодально-иерархической системы в Русском государстве (XI - XVII веков), официально регулировавшей служебные отношения между членами служилых фамилий на военной и административной службе, а также при дворе великого князя (царя)

Тамбель о рамнгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Список используемой литературы

1. Пресняков А. Е. «Российские самодержцы» М., 1999.

2. Ерошкин Н. П. «История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции» М., 1995.

3. «Развитие Русского права в XV - первой половине XVII веков» М., 1996.

4. «Российское законодательство X - XX веков. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства» М., 1998., том 2.

5. Карамзин Н. М. «Предания веков» М., 1988.

6. Титов Ю. П. «История государства и права России» М., 1996.

Подобные документы

    Предмет науки истории отечественного государства и права. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы. Создание советского государства. Трудности в становлении российской государственности. Формирование правовой системы.

    методичка , добавлен 08.07.2009

    Основы правового государства. Система разделения властей в правовом государстве. Верховенство закона в РФ. Права и свободы человека в системе ценностей. Взаимная ответственность личности и государства. Практика становления правового государства в России.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Механизм государства, организация и деятельность государственного аппарата. Органы государства, как элемент механизма государства. Принципы теории разделения властей и построения правового государства. Система механизма государства Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Правовое положение население Башкортостана. Политика царского правительства в крае. Система царской колониальной администрации и местное башкирское самоуправление. Система права.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2009

    Процесс образования Русского централизованного государства. Этапы политического объединения на Руси. Причины складывания неограниченной монархии, монгольское и византийское влияние. Судебники 1497 и 1550 гг.: их общая характеристика и источники.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2013

    Место и значение истории государства и права в системе общественных наук. Средневековая литература о государстве и праве Европы и Востока. Политико-правовая мысль об эволюции государства и права в Новейшее время, модели современной интерпретации.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2009

    Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве. Верховенство закона. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2002

    Место и роль теории государства и права в системе наук, ее предмет и методология. Причины возникновения государства и права. Признаки и типология государства, виды государственного устройства и политических режимов. Представительные органы власти.

    шпаргалка , добавлен 09.01.2011

    Развитие понятия о государстве в ходе истории. Анализ основных признаков государства. Понятие, основы и система государственной власти, ее субъекты. Проблема соотношения государственной власти, права и государственного управления. Функции государства.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    История становления и развития государственной службы в России; образование русских сословий со времени Петра Великого, его отношение к ним. Система военных и военно-морских чинов согласно Петровской Табели о рангах. Образование привилегий дворянства.

Приведите название отряда воинов, объединившихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX - XI веках

Дружимна - княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками и слугами князя.

Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества - а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют.

Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции

  • 1). Главы всей княжеской администрации;
  • 2). Кандидата на должность (на «место);
  • 3).Представителя княжеской администрации в других городах;
  • 4). Управляющего княжеским двором

Ответ 3).Представителя княжеской администрации в других городах

3.3 Назовите государя (великого князя, царя), в правлении которого была ликвидирована система кормления

Кормлемние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Ликвидировано при Иване IV Грозном земской реформой 1555 - 1556 гг. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

3.4 Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое

Соборное Уложение - свод законов, принятый Земским собором в 1648-1649 гг. при Алексее Михайловиче.

3.5 Приведите название феодально-иерархической системы в Русском государстве (XI - XVII веков), официально регулировавшей служебные отношения между членами служилых фамилий на военной и административной службе, а также при дворе великого князя (царя)

Тамбель о рамнгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).