Болезни Военный билет Призыв

6 кл открытый урок профессиональные слова. Урок на тему: "профессиональные слова". IV. Комментированное письмо

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны предложения:

ОПЫТНЫЙ лоцман ведет судно через фарватер.

Отданы швартовы.

Шесть склянок.

Корабль ищет левым галсом.

На палубе боцман, шкипер, часть команды.

Впереди тысяча миль опасного пути.

Учитель. Почитайте вслух предложения. Разбейтесь на группы н составьте на предложений текст.

Учитель дает детям время на выполнение . Затем вместе с учениками проверяет его. Выбирают самый удачный текст.

Шесть склянок. Отданы швартовы. Опытный лоцман ведет судно через фарватер. На палубе боцман, шкипер, часть команды. Корабль идет левым галсом. Впереди тысяча миль опасного пути.

Учитель. На накис две группы можно разделить слова, использованные в тексте?

Слова в тексте можно разделить на общеупотребительные и необщеупотребительные,

Учитель. Дайте определения общеупотребительных и необщеупотребительных слов.

Учитель. Назовите необщеупотребительные слова из текста, Склянок, швартовы, лоцман, фарватер, боцман, шкипер галсом, миль,

Учитель. Кем чаще всего используются эти необщеупотребительные слова?

Эти необщеупотребительные слова, чаще всего используются людьми, связанными с профессией мореплавателя.

Учитель. Скажите, как называются слова, связанные с той или иной профессией. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слова, связанные с той или иной профессией, называются . Значит, Тема урока сегодняшнем урока - «Профессионализмы».

Учитель записывает тему урока на доске.

Учитель, Сформулируйте цель урока, опираясь йа его тему. Используйте опорные фразы ва доске.

1} Узнать, что...;

2)учиться отличать... от....

Цель нашего урока: узнать, что такое профессионализмы: учиться отличать профессионализмы от других слов.

3. Изучение нового материала

Учитель. Разговор о профессионал на мах мы уже начали. Выяснили, что профессионализмы - это слова, связанные с особенностями работы той или иной профессии. У слова профессия есть синоним - слово специальность. Учитывая это, скажите, как по-другому могут называться профессионализмы.

Специальные слова.

Учитель. Значения профессионализмов, или специальных слон, разъясняются в особых словарях - справочниках, энциклопедиях. Но наиболее употребительные профессионализмы даются в толковых словарях. Может быть, кто нибудь обратил внимание, с какой пометкой они даются?

Ответы детей.

Учитель пишет на доске правильный вариант

Учитель. Кроме пометы спец. в словарях вы можете встретить и такие: морск., техн.. мед. и другие. На что указывают эти пометы?

Пометы морск., техн., мед. и другие указывают, с какими именно специальностями связаны те или иные профессионализмы.

Учитель, В тексте, который вы составили в начале урока, вам встретилось специальное слово склянка. У людей морской профессии оно обозначает полчаса времени. Встречалась ли вам это слово в другом значении? Если да, го в каком именно?

Слово склянка употребляется в значении небольшой стеклянный сосуд с узким горлышком.

Учитель, Слово склянка в значении сосуд откосится к общеупотребительным или профессиональным слонам?

Слова склянка в значении сосуд относится к общеупотребительным словам.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

Некоторые слова могут иметь общеупотребительное Значение и профессиональное.

Учитель. Как называются слова, которые имеют несколько или много значений?

Это многозначные слова.

Учитель. А теперь обобщите все, что вы узнали о профессионализмах, в порядке нашего рассуждения.

4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске)

Аллергия, рентген, верстак, миокард, бетон, астма, экскаватор. травматология, унция, бульдозер, рецепт.

Учитель. Прочитайте слова. Скажите, что в них общего?

Это профессионализмы.

Учитель. На какие две группы нх можно разделить?

В первую группу можно отнести профессиональные слова медиков, во вторую - строителей.

Учитель. Напишите эти группы слов. Если вы правильно распределите слова по группам, то и а первых букв специальных медицинских слов вы сможете составить еще одно слово, употребляемое строителями,

Какое слово у вас получилось?

Арматура.

Учитель. Что такое арматура?

Арматура - это стальные, соединенные между собой прутья, которые изнутри укрепляют бетонные сооружения.

Учитель. Продолжим разговор о профессионализмах. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте к этому упражнению.

Надо написать специальные слова, которые используются в профессии мореплавателя, музыканта и в той профессии, которую вы выберете. Первую группу слов надо взять из текста, с которым мы работали в начале урока. Вторую и третью - из словаря или написать самостоятельно.

Работу над орфографией также проведем по группам. Первая группа расскажет о написании слов, в которых орфограммой является буква а; вторая будет работать со словами, в которых орфограмма - буква о; третья - со словами, в которых орфограмма - буква е.

Найдите в своих группах слово, в котором звуков меньше, чем букв.

5. Итог урока

Учитель. С какой лексической группой слов мы познакомились сегодня на уроке?

Мы познакомились с профессионализмами.

Учитель. Расскажите все, что вы узнали сегодня о профессионализмах. В качестве примеров приведите слова той специальности, о которой мы сегодня не говорили. Вам могут помочь ученики из вашей группы.

Ответы детей.

Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу школьников на уроке.

6 класс

Урок № 22. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Цели:

    Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях:

    Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профессиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;

    Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ход урока .

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Мотивация. Словарно-орфографическая работа .

Учитель: Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова – такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся. На доске записаны слова

Арм…тура, ген…рал, м…ляр, натюрморт, штук…тур, скальп…ль.

Вставьте пропущенные буквы . Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь толковым словарем на странице 237.

Все ли значения этих слов вам понятны?

Часто ли вы их слышите в речи? (ответы: нет, только у людей разных профессий)

Действительно ли эти слова ограничены в употреблении?

Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий? Как вы думаете, люди каких профессий используют эти солова?

Я открою вам секрет, все эти слова называют профессионализмами. А почему, вы догадались?

Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы , учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.

А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах? (стр. 29)

Чтение параграфа (стр. 30)

Что вы узнали о профессионализмах?

4. Закрепление.

1. Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами

2. Сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.

З. Выполнение упражнений 66, 67, 68 на стр. 30. В чем комичность рисунка? Что означают общеупотребимые слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника ).

Люди каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник )

Физминутка.

4.Игра «Следопыты». Определите профессию работника по словарю .

* Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение (альпинист)

* Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера (корреспондент)

* Ресепшн, компьютер, прием заявок, заказов, телефон (администратор)

* Накладная, маршрут пути, прием, доставка товара (экспедитор)

5.Работа с текстом .

Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.

«Еще раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет никак не получается, то пропустите его, а вот глиссандо все-таки постарайтесь отработать!»

Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что прослушали? (Ответы: музыкант, возможно, дирижер ансамбля, разговаривающий с гитаристом или моряк на парусном судне…)

По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальной профессии?

Как называются такие слова?

Понятно ли вам значение?

Вывод : Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.

6.. Итоги урока .

Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы». Что вы узнали сегодня о профессиональных словах (используются в речи людей определенных профессий )

К какой лексике они относятся? (к необщеупотребительной )

7. Домашнее задание .

1. Стр. 31 упр. 70

2.Составить словарик профессиональных слов, которыми пользуются родители в свое работе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА

Кибекбаева Жанар Умирзаковна

Преподаватель русского языка и литературы

Казалинский аграрно – технический колледж

Цели:

Обучающие :

1.Знать значение терминов: лексика, профессионализм.

2. Использовать межпредметные связи по русскому языку по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала.

3. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессиональных.

4.Знание специальных терминов и их значений, умение работать со словарем.

Развивающие:

1. Развитие творческих умений и сопсобностей студентов.

2. Усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

3. Развитие интереса студентов к своей профессии.

Воспитывающий:

1. Развитие коммуникативных способностей у студентов.

Тип: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный,

Форма: коллективная

Межпредметная: с о спецпредметами

Ход урока &

І . Организационный момент

-Приветствие;

-отметка отсутствующих студентов;

-проверка учебных принадлежностей.

ІІ .Проверка и опрос домашнего задания:

- Диалектные слова -это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенности речи жителей определенной местности. Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами

    Опрос по пройденному материалу :

1.Дайте определение диалектным словам.

2. Назовите основные группы диалектов в русском языке.

3. Что такое диалектизмы?

    Найдите в предложених диалектные слова:

а) Софья проснулась от громкого звука: в раскрытое окно ясно доносилось пение кочета.

б) Люба радовалась новому гашнику, он так красиво шёл к е ё красному платью.

в) Вокруг дерева были разбросаны разгрызанные шишки: это векша постаралась сверху.

г)Баба Надя со своей соседкой могли доить до вечера.

д)Мама испекла вкусный курник.

Диалектные слова:

Кочет -петух

Гашник -пояс

Курник- пирог с курицей

Векша -белка

Баить -разговарить

Новая тема:

І.Мобилизующий этап

Прочитайте вслух предложения:

а) Артему в местной ветклинике врач посоветовал мастикур для лечения его собаки.

б)Мария – будущий ветеринар.

в)Мой отец, проработавший всю жизнь зоотехником, сам следил за рационом наших домашних животных.

г) Работники районной ветлаборатории провели в нашем селе дезинсекцию во всех загонах и коровниках.

Слово преподавателя:

Вопрос: на какие две группы можно разделить слова в предложениях?

Ответ: Все слова можно разделить на общеупотребительные и необщеупотребительные.

Общеупотребительные слова – это такие слова, которыми пользуются повседневно все люди.

Вопрос: Назовите необщеупотребительные слова из предложении.

Ответ: Мастикур, ветеринар, зоотехник, дезинсекция

Вопрос: Кем чаще всего используются эти необщеупотребительные слова?

Ответ: Эти необщеупотребительные слова, чаще всего используются людьми, связанными с профессией ветеринара.

мастикур- противомикробное средство для лечения животных.

ветеринар - врач,лечащий животного.

зоотехник- специалист, ухаживающий за животными и следящий за их питательным рационом.

- Слова, связанные с той иной профессией,называются профессионализмы. Значит,тема сегодняшнего урока

- Профессиональные слова или профессонализмы.

Цель нашего урока:

-узнать, что такое профессионализмы

-учиться отличать профессионализмы от других слов.

ІІ Изучение нового материала:

Профессиональные слова – это слова,употребляемые в речи людей,объединенных какой-либо профессией,специальностью.

Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описаниялюдей, их занятий.

Среди профессиональной лексики особую группу составляют термины. Они обозначают научные понятия.

Термин передает точно определенное научное понятие. Занчения профессионализмов или специальных слов разъясняются в особых словарях- справочниках, энциклопедиях. Даются с пометкой спец. Кроме пометки спец. В словарях вы можете встретить и также: морск., техн.,мед .и другие.Эти пометы указывают, с какими именно специальностям связаны те или иные профессионализмы.

ІІІ Закрепление нового материала:

1.Задание: Составьте с данными словами предложения.

-Прочитайте слова. Скажите, что в них общего?

-это профессионализмы.

Микотоксикоз пищевой - пищевое отравление кошек и собак.

Стерилизация - хирургическая операция,лищающая возможности иметь потомство.

Отодектоз -ушная чесотка.

Ветеринария -наука о болезнях животных, их лечении предупреждении.

Предложения:

    Моей кошке в клинике поставили диагноз: микотоксикоз пищевой.

    Среди бродячих собак и кошек ежегодно проводят стерилизацию.

    В колледже по нашей специальности мы будем изучать полный курс ветеринарии.

2.Задание : Вставить пропущенные буквы и определить значения слов.

Бл(а)о)стома, ал(а)о)пеция, (о)а) витаминоз, н(а)о)ркоз, вакц(и)е)нация, ант(и)е)биотики, ан(е)и)стезия.

Бластома опухоль

Алопеция – патологическое выпадение волосяного покрова

Авитаминоз – заболевание, развивающееся вследствие неполноценного питания и отсутствие в

рационе витаминов

Наркоз – полная анестезия- состояние специфического глубокого сна

Вакцинация - профилактическое мероприятие против инфекционных заболеваний домашних

животных.

Антибиотик -

Анестезия – уменьшение чувствительности какой –либо области тела или органа путем

инъекций

3.Задание: Определите специальность мамы Айжан. Какие слова помогли определить специальность?

Мама у Айжан хороший специалист в своей сфере. Она проводит в селе вакцинацию домашним животным. У нее в сумке всегда найдутся антибиотики , шприцы. Она всегда умело ставит диагноз животным. А также проводит на селе дезинсекцию.

Она против эвтаназии животных, потому что мама Айжан очень любит животных.

Кто она- мама Айжан?

Эвтаназия усыпление животных

Вакцинация - профилактическое мероприятие против инфекционных заболеваний домашних животных.

Антибиотики - вещества,способные подавлять рост микроорганизмов или вызвать их гибель.

Диагноз - нахождение или уточнение болезни.

Дезинсекция уничтожение микробов и клещей

4.Задание:

а)На всех ли картинках изображены работники ветеринарного дела?






б) Каких животных лечат ветеринары на этих картинках?




ІҮ Итог урока

Итак, ребята,сегодня на уроке мы познакомились с профессиональными словами.У всех профессий и специальностей есть свои профессиональные слова и термины.Мы с вами остановились на ветеринарной лексике. Но это только маленькое доля из слов и терминов в ветеринотерминологии. Ведь существуют большие тома словарей и энциклопедии по ветеринарному делу.Впереди у вас еще целых три года, за которые вы успеете освоить практически все профессинальные слова и термины. И я надеюсь,что из вас выйдут настоящие специалисты вы ветеринарной сфере,настоящие асы своего дела.И я надеюсь, что сегодняшний урок принесет кое-какую пользу в ваше дальнейшее обучение.

Ү. Домашнее задание.

-Написать мини –эссе о работе ветеринара с применением профессиональных слов.

ҮІ. Выставление оценок за урок.

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Лексика. Профессионализмы».

Метод проблемного обучения.

    Знать значение профессиональной лексики.

    Использовать межпредметные связи для лучшего усвоений по русскому языку и спецпредметам.

    Умение ставить перед собой проблемы и решать их.

    Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессионализмов.

    Употреблять в речи и знать значение профессиональных слов.

    Развитие творческого мышления и способностей учащихся.

    Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

    Расширение знаний о своей профессии.

Ход урока.

    Определение темы урока после работы с терминами.

    Основная часть.

1 задание.

Расставить буквы в данных словах и определить их значение (работают 3 группы):

А. Антибл..кировочная система, авт..сигнализация, дифф..ренциал,

Б. Климат – к..нтроль, крыло баб..чки, мин..вэн,

В. П..кап, пр..тектор, п..рктроник,

Г. Сп..дометр, турб..наддув, тах..граф,

Д. Хетчб..к, интард..р, датчик д..ждя,

Е. Внед..рожник, глуш..тель, кондиц..онер.

Ж. Круиз.. контроль, клир..нс, бортовой к..мпьютер.

2 задание.

Составить предложения с данными словами.

Определяем тему урока.

Что это за слова? Для чего они нужны? Что это за профессия? При чем тут урок русского языка?

Какие задачи ставим? (умение правильно писать, произносить и определять значение профессиональных слов).

(Пытаемся определить значения слов самостоятельно, но потом дается словарь профессиональных терминов).

Антиблокировочная система – система, предотвращающая блокировку колес транспортного средства при торможении.

Автосигнализация – электронное устройство, установленного в автомобиль, предназначенное для его защиты от угона.

Дифференциал – это механическое устройство, которое делит момент входного вала между выходными осями.

Климат – контроль – система автоматического переключения режимов работы и обдува кондиционера и печки в соответствии с заданными условиями в салоне.

Крыло бабочки – тип дверей в автомобилях высокого класса.

Минивэн – небольшой микроавтобус с тремя рядами сидений.

Пикап – грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом.

Протектор – элемент шины колеса, защищающий от прокола и служащий для сцепки с дорогой.

Парктроник – парковочный радар.

Спидометр – измерительный прибор для определения скорости движения автомобиля.

Турбонаддув – принудительная подача воздуха в цилиндры с помощью турбокомпрессора.

Тахограф – контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для контроля и регистрации скорости движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.

Хетчбэк – легковой автомобиль с двумя рядами сидений, с тремя или пятью дверьми.

Интардер – система торможения двигателем и трансмиссией, помогает контролировать обороты двигателя.

Датчик дождя – автоматическое включение дворников во время дождя.

Внедорожник (джип) - полноприводный автомобиль повышенной проходимости.

Глушитель – устройство, которое глушит работу двигателя.

Кондиционер – устройство, с помощью которого устанавливается определенная температура в салоне автомобиля.

Круиз – контроль – устройство, поддерживающее определенную скорость движения.

Клиренс – дорожный просвет или расстояние от низшей точки автомобиля до земли.

Бортовой компьютер – электронная система, которая отображает мгновенные параметры(текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру в салоне и наружного воздуха, остаток топлива в баке и др.).

3 задание.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

История профессии.

Первые сам..ходные к..ляски п..явились в восем..надцатом веке в разных странах мира.

(В) течение длительного врем..ни они видоизм..нялись и сов..ршенствовались. Но как всякий м..ханизм они треб..вали ухода и р..монта в случа.. п..ломки. Этим могли занимат..ся только люди хорошо разбирающиеся во внутре(нн/н)ем устройстве автом..биля. Так появилась новая профес..ия – автом..ханик.

Эта профес..ия позв..ляет ув..личивать сроки эксплу..тации автом..биля пров..дить своевреме(нн/н)ую проф..лактику его функциональн..го состояния обеспечивающ..го без..пасность д..рожного дв..жения.

(Проверка текста в группах).

4. Историческая справка. (Сообщение обучающегося).

История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека. В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания на английском горючем газе, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания. Машины, работающие на электричестве ненадолго появились в начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.

Немецкий инженер Карл Бенц, изобретатель множества автомобильных технологий, считается изобретателем и современного автомобиля. Четырёхтактный бензиновый (газолиновый) двигатель внутреннего сгорания, который представляет самую распространённую форму современного самоходного движения - разработка немецкого изобретателя Николауса Отто. Подобный четырёхтактный дизельный двигатель был также изобретён немцем Рудольфом Дизелем. Водородный топливный элемент, одна из технологий, провозглашённых как замена для газолина в качестве источника энергии автомобилей, в принципе был обнаружен другим немцем Шёнбейн Кристиан Фридрихом в 1838 году. Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением одному из изобретателей электрического мотора венгру Аньош Йедлику и изобрётшему в 1858 году свинцово-кислотную батарею Гастону Планте.

Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»).

Что интересного вы узнали о своей профессии?

Что нового услышали из истории автомобиля?

5 Задание: выберите слова и словосочетания, относящиеся к профессии автомеханика и запишите их в тетрадь.

Автомеханик.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; творческое мышление; хорошее пространственное воображение; психическая неуравновешенность; хорошая моторная память (память на действия); доброта; безответственность; физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; недобросовестность; хорошая координация движений; способность конструировать; аналитическое мышление.

Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надежность; утомляемость; исполнительность, аккуратность, систематичность в работе; дисциплинированность; терпеливость; ответственность за выполняемую работу; беспечность; сознание и самоконтроль; упорство, настойчивость.

    Заключение. Рефлексия.

Составляем небольшой текст: «Как я буду работать автомехаником».

Тема: Лексика. Фразеология

Урок: Слова, ограниченные в употреблении. Жаргонизмы и профессионализмы

В лексике современного русского языка есть слова, специально придуманные людьми определенной социальной или возрастной группы и употребляемые ими при общении друг с другом. Тайный смысл этих слов понятен небольшому кругу лиц, объединенных общими интересами и времяпрепровождением.

Прочитайте стихотворение. Вы узнаете, как в лексикологии называются ограниченные в своем употреблении слова, которые, словно пыль, засоряют нашу речь.

Как трудно понять

Разговор нам порой,

Когда вместо «плохо»

Нам скажут «отстой» .

Когда вместо «точно»

Услышишь «верняк» .

Что значит «тащусь» ,

«Оттянусь» и «ништяк» ?

Слова эти, словно нахальная моль,

Влетают к нам в речь,

Причиняя ей боль.

Слова эти прочно живут в языке,

Как мелкие мошки в пшеничной муке.

Они пролезают во все уголки:

В газеты, в журналы, в романы, в стихи.

Они - жаргонизмы, их так называют.

Они нашу речь, словно пыль, засоряют.

Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой, - это жаргонизмы .

Существует жаргон молодежный, который включает в себя студенческий и ученический сленг. Так, на языке студентов, общага - это общежитие, стипуха - стипендия, хвост - несданный зачёт, экзамен, забить на пару - прогулять лекцию. Школьники, общаясь друг с другом, часто говорят: прикинь - представь себе, зашибись - лучше некуда, стрёмный - некрасивый, домашка - домашняя работа. Есть жаргон воровской, на котором липа означает фальшивка, крыша - защита, шмон - проверка. Свои жаргонизмы придумали программисты и компьютерные пользователи: Айболит - антивирусная программа, Клава - клавиатура.

Итак, жаргонизмы - слова, придуманные и используемые при общении людьми, которых объединяют общность интересов, совместная профессия, общее времяпрепровождение.

Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь. В этом легко убедиться, если провести следующий лингвистический эксперимент. Давайте сравним текст знаменитого стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева и его перевод на молодежный жаргон:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

В переводе на молодежный сленг это стихотворение в прозе звучит так:

Когда типа кумарит, когда в натуре рвет башню от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой, отпадный, чисто пацанский русский базар!

Как вы видите, чрезмерное употребление жаргонизмов засоряет нашу речь, делает её малопонятной. Их использование говорит о невысокой культуре человека.

Проведем еще один лингвистический эксперимент. Определим, в чем состоит различие между двумя вариантами современного прочтения следующего отрывка из известного произведения:

Первый вариант:

Аськи форточку’95 , дурачина, Не хочу быть чайником, Хочу творить, что душеньке угодно,

Чтоб с ваксой не возиться, А писать на лазаре Разные красивые штучки.

Второй вариант:

Как узрела Старика Старуха- Разругалась хуже system message : «Дурачина, ты, простофиля! Выпросил OS , дурачина, Не хочу быть системным программистом, Хочу творить, что душеньке угодно, Чтоб с ассемблеро м не возиться, А писать на чистом Pascal’е Разные красивые штучки…

В первом варианте современного прочтения отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А.С Пушкина используются жаргонизмы, употребляемые в речи компьютерщиков:

Аська - это программа обмена мгновенными сообщениями; Форточка’95 - Windows’95; Чайник - начинающий пользователь; Вакса - VAS - операционная система; Лазарь - лазерный принтер. Во втором варианте текста вместо жаргонизмов использованы компьютерные термины: system message - сообщение системы, OS - операционная система, системный программист, ассемблер - запись машинных кодов, Pascal - язык программирования.

Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессионализмами . Например: врачебные профессионализмы - это скальпель, капельница, шприц.

В отличие от профессиональных жаргонизмов, профессионализмы, или специальные слова, разъясняются в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них ставится помета - спец. (что значит специальное). Другие пометы указывают, с какой специальностью связан профессионализм. Например,

СКАЛЬПЕЛЬ, -я, м. Спец. мед. Небольшой хирургический нож.

Домашнее задание

Задание №1

Попробуйте определить, кем работают люди, которые употребляют в своей речи следующие профессионализмы:

1. Твэлы (тепловыделяющие элементы), период полураспада, долгоживущие изотопы, облучение нейтронами, ядра плутония, активная зона, теплоноситель, цепная реакция, ядерное топливо, заглушенный реактор, гамма-излучение.

2. Фрегат, шхуна, тайфун, штиль, рея, такелаж, нордвест.

3. Электрохимическая коррозия, окисные пленки, ион, водно-химический режим, борная кислота, жидкий поглотитель нейтронов, гидрат окиси калия, щелочь, аммиак.

В юмористической статье, помещенной в газете «Университетская жизнь», укажите жаргонизмы и просторечные слова, уточняя их значение в толковых словарях русского языка.

Хаммурапи по новой стал гнуть пальцы на Ларсу и в натуре ее загасил. Рим-Син проявил себя дятлом. Он прикинулся батоном и пробовал залупаться, но получил по рогам и припух. Тамошний Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он оказался корявым лохом и заглох, как фанера.

Правда, он пытался еще рыпаться и делать пальцы веером, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба - и ему, и всей его хевре.

Короче, при Хаммурапи по всему Междуречью царил полный кукан: вавилоняне щемились повсюду, везде устраивали разборки и наводили на всех шороху. Все линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Однако, когда Хаммурапи откинул копыта, в Вавилонии началась лажа. Наследником Хаммурапи был Самсуилуна. Этот братило еще пытался качать права, но остальным это уже было параллельно. На юге все конкретней балдели эламиты, позже они даже уперли черный базальтовый столб с Хаммурапиной ксивой. Все резче наезжали касситы, на западе митанийцы вовсю раскатали губу трамплином, вконец охамев. В городах пошли левые базары. Каждый забитый шланг стучал себя пяткой в грудь и воротил телегу. Самсуилуна, конечно, обламывал все эти лоховские рисовки, но общее положение в Вавилонии было стремным. В экономике царил полный маразм, аристократов косила шиза, население качало права. Крутой наезд хеттов в 1600 г. до н.э. окончился полным обломом вавилонян. Таким образом, старовавилонскому царству пришли кранты.

Газета «Университетская жизнь» от 09.12.91 г.

2. Культура письменной речи ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.