Болезни Военный билет Призыв

11 средства связи частей в сложноподчиненном предложении. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении. "средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении" в книгах

Способы переноса значений слова

В зависимости от того, на каком основании и по какому признаку название одного предмета присваивается другому, различают три типа полисемии: метафору, метони мию и сине кдоху.

Метафора (гр. metaphora – перенос) – это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.

Сходство предметов, получающих одно и то же название, может проявляться по-разному: они могут быть похожи по форме (кольцо 1 на руке – кольцо 2 , дыма ); по цвету (золотой 1 медальон – золотые 2 кудри ); по функции (камин 1 – "комнатная печь" и камин 2 –"электрический прибор для обогревания помещения"). Сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост 1 животного – хвост 2 кометы ), в их оценке (ясный 1 день – ясный 2 стиль ), в производимом ими впечатлении (черное 1 покрывало черные 2 мысли ) также нередко служит основанием для наименования одним словом разных явлений. Возможны сближения и по другим признакам: зеленая 1 клубника – зеленая 2 молодежь (объединяющий признак – "незрелость "); быстрый 1 бег быстрый 2 ум (общий признак – "интенсивность "); тянутся 1 горы - тянутся 2 дни (ассоциативная связь – "протяженность во времени и пространстве").

Метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железная леди, золотые руки, пустая голова, и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья .

Нередко бывает так, что главное, исходное значение слова метафорически переосмысляется на основе сближения предметов по разным признакам: седой 1 старик – седая 2 древность – седой 3 туман; черное 1 покрывало – черные 2 мысли – черная 3 неблагодарность – черная 4 суббота – черный 5 ящик (на самолете).

Метафоры, расширяющие полисемантизм слов, принципиально отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор. Первые носят языковой характер, они частотны, воспроизводимы, анонимны. Языковые метафоры, послужившие источником возникновения у слова нового значения, в большинстве своем необразны, поэтому их называют «сухими», «мертвыми»: колено трубы, нос лодки, хвост поезда . Но могут быть и такие переносы значения, при которых отчасти сохраняется образность: цветущая девушка, стальная воля. Однако выразительность подобных метафор значительно уступает экспрессии индивидуальных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье чувств, пожар голубой.

Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова ; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал ), языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры – достояние художественной речи, их создают мастера слова.

Метонимия (гр. metonymia – переименование) – это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.

Так, метонимическим является перенос:

названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото, серебро - Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро );

названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс, аудитория Класс готовится к контрольной работе; Аудитория внимательно слушает лектора );

названия посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо вкусное блюдо );

названия действия на его результат (заниматься вышивкой красивая вышивка );

названия действия на место действия или тех, кто его выполняет (переход через горы подземный переход; защита диссертации играть в защите );

названия предмета на его обладателя (тенор молодой тенор );

Как и метафора, метонимия может быть не только языковой, но и индивидуально-авторской. Последние часто встречаются в художественной речи, например у А.С. Пушкина: Фарфор и бронза на столе, и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале; Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

Синекдоха (гр. synekdoche – соподразумевание) – это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша – "фруктовое дерево" и груша 2 – "плод этого дерева"; голова – "часть тела" и голова 2 – "человек умный, способный"; вишня созрела – в значении "вишни"; мы люди простые – так отзывается говорящий о себе самом.

На синекдохе основаны переносы значения в таких, например, выражениях: чувство локтя, верная рука, протянуть руку помощи, доброе слово, полет мысли и под.

В процессе развития переносных названий слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. Например, слово платье обозначает "одежду, которую носят поверх 6елья": магазин готового платья; Вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп (II.). Однако в результате сужения понятия это же слово может употребляться и в другом значении – "женская одежда особого покроя": Она была в белом платье с розовым поясом (Л.Т.). Слово основа вначале имело узкое значение: "продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани", но со временем объем значения этого слова расширился и оно стало означать - "главное, на чем строится что-либо, сущность чего-нибудь". Однако сужение этого, нового, значения придает слову терминологический характер: основа – "часть слова до окончания".

§ 10. Средства связи частей
сложноподчинённого предложения
Придаточные предложения присоединяются к
главному или к другому придаточному подчинитель
ными союзами и союзными словами. Подчинитель
ные союзы не являются членами придаточных пред
ложений, а служат только для присоединения при
даточных к главному или другому придаточному:
Не забывай, что рядом с тобой человек.
Союзные слова не только прикрепляют придаточ
ное предложение к главному или другому придаточ
ному, но и являются членами придаточных предло
жений: Вспомни песни, что пел соловей.
(И. Бунин)
Что - дополнение.
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо пом
нить:
1) в некоторых случаях союз можно опустить,
а союзное слово нет: Когда он приедет, я поговорю
с ним
(Он приедет - я поговорю с ним );
2) союз можно заменить только другим союзом,
союзное слово можно заменить только словом само

51
стоятельной части речи: Когда он приедет, я не знаю
(например, скоро , завтра , поздно и др.);
3) к союзному слову можно задать вопрос и опре
делить, каким членом предложения оно является:
Зайцы отлично понимали, что значат следы со
бачьих лап на дороге.

(Д. Мамин Сибиряк)
(значит
что? - что );
4) кроме того, на союзное слово падает логическое
ударение: Кто может знать, что ждёт меня?
(А. Пушкин)
73. Внимательно изучите таблицу. Пользуясь данной информаци
ей, расскажите о средствах связи частей сложноподчинённого
предложения. Составьте и запишите предложения с несколькими
союзами и союзными словами, представленными в таблице.
74. Спишите, вставляя подходящие по смыслу подчинительные
союзы. Поставьте вопросы к придаточным предложениям .
1) Мы с Алёнкой очень хотели, ... отец как следует от
дохнул.
(В. Козлов )
2) Уже солнце начинало прятаться за
снеговой хребет, ... я въехал в Койшаурскую долину.
(М. Лермонтов )
3) Теперь то мы точно знаем, ... остров не
обитаемый.
(В. Козлов )
4) Герасим вырос большой и могу
чий, ... дерево растёт на плодородной почве.
(И. Тургенев )
Только подчинительные союзы
Только
союзные
слова
И союзы,
и союзные
слова
простые
составные
Чтобы, пока,
будто, словно,
если, раз,
лишь, точно
Оттого что, как буд
то, потому что, так
как, с тех пор как,
в связи с тем что,
лишь только с тем
чтобы, ввиду того
что, вследствие того
что
и др.
Кто, какой,
который,
каков, чей,
сколько, где,
куда, отку
да, почему,
зачем
и др.
Что,
когда, как

52
5) Журавли летели быстро быстро и кричали грустно, ...
звали с собой.
(А. Чехов )
6) В сенях дуло со всех сторон, ...
... едва не погасла свеча.
(А. Чехов )
7) В степи было тихо,
пасмурно, ... ... ... солнце поднялось.
(А. Чехов )
8) Я надел
старую шинель и взял зонтик, ... ... шёл дождь.
(Н. Гоголь )
Союзы для вставок
: чтобы, что, почему, когда, как,
хотя, потому что, так что, будто, несмотря на то что.
75. Спишите, вставляя вместо точек союзное слово который или
какой
в нужной форме . Укажите, какими членами предложения
являются союзные слова в придаточном предложении.
Образец: Был тот особенный вечер,

только на Кавказе.

(Л. Толстой)
1) В октябре установилась такая тёплая погода, ... бы
вает только в горных долинах. 2) Материал, ... был со
бран юными следопытами, заинтересовал редакцию га
зеты. 3) Больших успехов добиваются люди, ... отдают
все силы. 4) Внимание его привлёк звук, ... послышался
сверху. 5) Облака, ... медленно плыли по небу, исчезали
за лесом. 6) По вечерам из ущелья дует ветер, ... приносит
прохладу. 7) Спортсмены, ... успешно закончили состяза
ния, собрались улететь на родину. 8) Перед ним раскину
лось холмистое поле, ... заросло травой. 9) Пустынная по
левая дорога, по краям... росли абрикосы, яблони, тутов
ник, привела нас к прудам, заросшим камышом.
76. Прочитайте и сравните два предложения. Определите, в каком
из них что является союзным словом (на него падает логическое
ударение, оно отвечает на вопрос и является членом придаточного
предложения), в каком - подчинительным союзом (не отвечает на
вопрос, не является членом предложения, на него не падает логи
ческое ударение).
1) Я не знаю, что будет со мною.
(С. Есенин )
2) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
(В. Инбер )
какой бывает

53
77. 1. Запишите предложения, распределив их на две группы:
а) предложения с союзами; б) предложения с союзными словами.
Вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.
1) С уд..вител..ной любовью и тонким вкусом укра
шали карелы бытовые предметы, которые окружали их в
повседневной жизни. 2) Очень красива восточная часть
края коми, где много холмов, реки довольно быстры,
чисты и пр..зрачны. 3) В 1930 году был создан Печо
ро Илычский заповедник, чтобы охр..нять и изучать
уникал..ную природу этих мест. 4) В начале XX века
промышленность в северных регионах России носила
кустарный и полукустарный характер, поэтому пр..д
приятий фабрично заводского типа было мало. 5) Мордо
вия - индустриально аграрная республика, чей вклад
в народно хозяйственный комплекс Российской Федера
ции занимает важное место. 6) У манси сохраняются по
стоя..ые и време..ые пос..ления, так как промысловое
хозяйство требует пер..езда с одного места на другое .
(Из сборника «От Карелии до Урала» )
2. Определите, каким членом предложения являются союзные сло
ва в сложноподчинённых предложениях.
78. Прочитайте предложения вслух с нужной интонацией. Спи
шите, определяя, чем придаточная часть присоединяется к глав
ной - союзом или союзным словом. Сравните произношение пред
ложений с союзами и союзными словами.
1) Павел Петрович спросил Аркадия, где его новый
приятель.
(И. Тургенев )
2) Всю ночь казалось, что кто то
ломится в дверь.
(И. Ильф, Е. Петров )
3) Теперь пусть са
мый сообразительный из вас скажет, какая разница
между буквой и звуком. 4) Зарядив винтовку, Андрей
вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда на
до стрелять.
(М. Бубённов )
5) Неравнодушен я к ней толь
ко потому, что она ко мне неравнодушна.
(И. Эренбург )

54
6) Я вернусь, когда раскинет ветви по весеннему наш бе
лый сад.
(С. Есенин )
7) Павлик остановился, раздумывая,
куда ему теперь направиться.
(А. Гайдар )
8) Всякий че
ловек знает, что значат добрые семена для хозяйства.
(В. Песков )
9) По колыхавшимся верхушкам лопухов
можно было догадаться, что кто то осторожно ползёт по
земле.
(А. Гайдар )
10) Не помню, где я слышал эту притчу,
но очень люблю её.
(В. Астафьев )
79. Прочитайте стихотворение, определите его основную мысль.
Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Укажите
средства связи придаточных предложений с главными. Выучите
стихотворение наизусть.
РАЗГОВОР С РОССИЕЙ
Окрасилась ярким румянцем осина,
Пылают рябины багряного дня.
- В чём сила твоя?
Отвечай мне, Россия!
- В том сила моя, что ты любишь меня!
Работают н
ˆа поле люди простые,
А в небе звучит журавлиная грусть.
- В чём слава твоя?
Отвечай мне, Россия!
- В том слава моя, что я честно тружусь.
(В. Боков )
80. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и со
юзные слова. Укажите, на какие вопросы отвечают союзные слова
и какими членами предложения являются.
1) Дайте дело такое чтобы сердце горело.
(Л. Ошанин )
2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незна
комый лес.
(А. Пушкин )
3) До Пушкина ещё никто не
писал таким лёгким и живым языком в котором соеди
нялись бы простота и поэтическая прелесть.
(Н. Чернышев

55
ский
4) Я ему молвить боялась как я любила его.
(Н. Не
красов
5) Что в ней тогда происходило я не берусь вам
объяснить.
(М. Лермонтов )
6) Он говорил о временах гря
дущих когда народы распри позабыв в великую семью
объединятся.
(А. Пушкин )
7) Я помню как детьми с румя
ными щеками по снегу хрупкому мы бегали с тобой.
(Я. Полонский )
8) Что она натура честная это мне ясно .
(И. Тургенев )
9) Я пригласил вас господа с тем чтобы сооб
щить вам пренеприятное известие.
(Н. Гоголь )
10) Из лес
ного оврага на дне которого бежал маленький родничок
неслось воркованье диких голубей.
(С. Аксаков )
81. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания и опреде
ляя средства связи. Союзы заключите в овал, союзные слова под
черкните как члены предложения.
1) Не откладывай на завтра то что можно сделать се
годня. 2) Кто любит трудиться тому без дела не сидится.
3) Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. 4) Куда ветер
дует туда и тучки бегут. 5) Если весело живётся работа
спорится. 6) Не всё то золото что блестит. 7) Каков у тебя
друг, таково к тебе и уважение. 8) Скучен день до вечера
если делать нечего. 9) Где силой взять нельзя там надоб
на ухватка. 10) Каков корень, таков и плод.
82. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения:
а) с союзами: чтобы, если, так как, пока ; б) с союзными словам: где,
куда, откуда
; в) с союзами / союзными словами: что, как, когда .
83. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения с сою
зами и союзными словами. Укажите, какими членами предло
жения являются союзные слова в придаточных предложениях.
МЕДИЦИНА
В Древней Греции поклонялись многим богам, среди
которых был бог, ведавший вопросами медицины , Аск
лепий.

56
У бога врачевания было много детей. Среди них бы
ли две дочери богини, которые помогали отцу враче
вать.
Одну звали Панацея, в её обязанности входило исце
ление больных. Её именем начали называть все силы,
способные оказывать помощь страдающим. Мы и сейчас
нередко говорим панацея от всех бед , понимая под этим
средство, помогающее во всех случаях жизни.
Вторую дочь звали Гигиея. Её задачей было следить,
чтобы люди не теряли здоровья. Гигиея изображалась
молодой женщиной со змеёй, которую она кормила из
чаши. В наши дни чаша со змеёй - эмблема медицины.
Отрасль медицины, которой ведала богиня Гигиея, стали
называть гигиеной.
Так уже задолго до нашей эры люди догадались,
что медицина должна иметь два направления: одно -
лечить больных, второе - сохранять здоровье здоро
вых.
(Из Интернета )
§ 11. Роль указательных слов
в сложноподчинённых предложениях
В главной части сложноподчинённого предложе
ния иногда употребляются указательные слова: тот,
там, туда, тогда, оттуда, столько, все, всё,
каждый, всякий, везде, никто
и др. Они являются
членами главного предложения, указывают на то,
что при главной части имеется придаточная, помога
ют выяснить тип придаточного, выделить в главном
то слово или словосочетание, которое поясняется
придаточным. Например: Успевает всюду тот
(кто?), кто никуда не торопится .
(М. Булгаков)

57
84. Прочитайте предложения. Достаточно ли представленной в них
информации для понимания смысла? Какие слова указывают на то,
что ситуация отражена неполно и требует пояснения? Поясните глав
ные предложения с помощью придаточных предложений в скобках.
Укажите, к какому слову в главном относится придаточное.
1) Важно было то...
2) Слово должно соответствовать тому...
3) Мы все любили его за то...
4) Дождь прошёл так быстро...
5) Он взглянул туда...
6) Река так ярко блестит на солнце...
7) Ветер дул с такой силой ...
(что глазам больно, куда показала Ольга, что земля
не успела промокнуть, что стоять было невозможно, что
он не похож на всех, что оно выражает, что его никто не
заметил).
85. Найдите в предложениях указательные слова. Определите, ка
кими членами предложения они являются и какими частями речи
выражены.
1) Было так тихо, что жук слышал шелест листа пе
ред собой.
(К. Паустовский )
2) Пустыня покоряется тем,
кто не боится её суровых будней.
(В. Песков )
3) Грей так
задумался, что позабыл о хозяине.
(А. Грин )
4) Половину
царства я отдам тому, кто меня вылечит.
(Л. Толстой )
5) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
(Л. Толстой )
6) Близкого человека только тогда и поймёшь
вполне, когда расстанешься с ним.
(И. Тургенев )
7) Вы
стрелы раздавались на дворе того барского дома, в кото
ром Петя был вчера ночью с Долоховым.
(Л. Толстой )
8) Простое человеческое горе так наполнило мою жизнь,
что для других чувств места больше не было.
(В. Набоков )
9) Вещи лежали в тех небрежных положениях, которые
они принимают в отсутствие людей.
(В. Набоков )
10) О та

58
кой дружбе, которая не выдерживает прикосновения го
лой правды, не стоит и жалеть.
(Д. Писарев )
86. Прочитайте текст. Найдите сложноподчинённые предложения
с указательными словами и дайте им полную характеристику.
Перед человеком раскинулся большой город, кото
рый легко помещается на письменном столе. Это только
макет. Но архитектор уже видит движение на его ули
цах. Он думает, что вот этот перекрёсток, который нахо
дится в центре города, нужно раздвинуть, чтобы свобод
но проходили автомашины. Детский сад придвинуть
ближе к тому большому дому, в котором будет жить мно
го ребятишек. А в пространстве между домами хорошо
бы предусмотреть такую спортивную площадку, чтобы
хватило места ребятам и зимой, и летом.
Чтобы замыслить новый город, нужно знать не толь
ко законы архитектуры. Архитектор должен хорошо
знать и любить тех, для кого он «придумывает» город.
(Из газеты )
87. Прочитайте. Укажите главные и придаточные предложения.
Спишите, расставляя знаки препинания и включая, где это необ
ходимо, в главное предложение указательное слово. Подчеркните
указательные слова как члены предложения, сверху укажите, ка
кой частью речи они выражены.
1) Я не сразу обнаружил на небе... созвездие о кото
ром нам рассказывали в планетарии. 2) Мы шли по...
тропинке, которая вела к реке. 3) Он рассказал нам...
как живут оленеводы. 4) Я... устал что не мог идти.
5) Нас встречали... где был назначен общий сбор участ
ников соревнований. 6) Мать была довольна... как я
отлично закончил полугодие. 7) Докладчик начал своё
выступление с... что задал нам несколько вопросов.
8) Ты должен мне помочь... когда я тебя попрошу.

59
ЧИТАЕМ, ГОВОРИМ, ПИШЕМ
88. 1. Прочитайте текст.
Начинался подъём на хребет. Я взял направление по
отрогу
, покрытому осыпями. Интересно наблюдать,
как приспосабливаются деревья, растущие на камнях.
Кажется, будто они сознательно ищут землю и посыла
ют к ней корни по кратчайшему направлению. Через час
мы вступили в область произрастания мхов и лишай
ников
.
Откуда мхи и лишайники добывают влагу? Вода
в камнях не задерживается, а между тем мхи растут
пышно. На ощупь они чрезвычайно влажны. Если мох
выжать рукой, то из него капает вода. Ответ на заданный
вопрос нам даёт туман, потому что он то и есть постоян
ный источник влаги. Мхи получают воду не из земли,
а из воздуха. Так как в Зауссурийском крае летом и вес
ною туманных дней несравненно больше, чем солнеч
ных, то пышное развитие мхов среди осыпей становится
вполне понятным.
Но вот и мхи остались позади. Теперь начались гольцы .
Это не значит, что камни, составляющие осыпи на вер
шинах гор, голые. Они покрыты лишаями, которые тоже
питаются влагой из воздуха. В зависимости от времени
года они становятся или сухими, или делаются мягкими
и влажными.
(По В. Арсеньеву )
Отр
ˆог - боковая часть горной цепи, отделившаяся
от главного хребта.
Лиш
ˆайник - растение, растущее на камнях, коре де
ревьев.
˜Осыпь - осыпавшиеся обломки горных пород.
Гольц
ˆы - название безлесных горных вершин в Си
бири.

60
2. Найдите в тексте ответы на вопросы.
1) Что было интересно наблюдать, поднимаясь на хре
бет?
2) Что загадочно во мхах?
3) Откуда мхи берут влагу?
4) Что одинаково в произрастании мхов и лишайников?
3. Озаглавьте текст.
4. Укажите сложноподчинённые предложения. Назовите средства
связи их частей. В каких предложениях использованы двойные
союзы?
5. Смысл приведённых предложений выразите сложноподчинён
ными предложениями.
1) Я взял направление по отрогу, покрытому осыпя
ми. 2) Камни, составляющие осыпи на вершинах гор, не
голые, они покрыты лишаями.
6. Из простых предложений составьте сложноподчинённые с сою
зом или союзным словом, используя указательные слова.
1) Мхи растут пышно. Весною много туманных дней.
2) Путешественники шли. Вершины гор покрыты ли
шаями.
3) Интересно наблюдать. Деревья, растущие на кам
нях, приспосабливаются.
7. Перескажите текст, употребляя сложноподчинённые предложе
ния.
8. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, ис
пользуя указательные слова, а также союзы и союзные слова.
1) тот - кто
5) там - где
2) то - что
6) туда - где
3) такой - какой
7) туда - куда
4) такой - который
8) так - чтобы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Найдите сложноподчинённое предложение. (Знаки препи
нания не расставлены.)

61
а) Странный старичок говорил очень протяжно звук
его голоса также изумил меня.
б) Лось ушёл зато рядом раздавался звук, издаваемый
слабым существом.
в) Живопись Левитана как считают искусствоведы
отражает неброскую красоту средней полосы России.
г) Деревья кругом куда ни взглянешь были все золо
тые или красные.
2. Укажите сложноподчинённое предложение.
а) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы
намело выше окон.
б) То падал как будто туман, то вдруг припускал ко
сой крупный дождь.
3. Укажите сложноподчинённое предложение.
а) С приближением к морю всё больше исчезали ши
роколиственные древесные породы, зато преобладаю
щим сделались славянская ель, белокорая пихта.
б) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чаши.
4. Укажите, какая часть сложного предложения является при
даточной.
(1) Я опустил руку в воду, (2) чтобы узнать направле
ние течения.
(В. Арсеньев )
а) 1;
б) 2.
5. Укажите, какая часть сложного предложения является
главной.
(1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица
села на ветку клёна в саду.
а) 1;
б) 2.

62
6. В каком ряду все перечисленные слова являются подчини
тельными союзами?
а) который, куда, также;
б) если, так как, чтобы;
в) и, однако, откуда.
7. Определите, чем являются выделенные слова - союзами
или союзными словами.
а) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я ды
шал и жил.
б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он
гостил этим летом.
в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно
ложилось на музыку.
г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его
не сможет забыть.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой
(3) недавно собирал грибы.
а) 1;
б) 1, 3;
в) 3;
г) 2, 3.
9. Определите место придаточной части в предложении.
Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском ог
ней, роскошью декораций и костюмов, эффектными ми
зансценами, а идеями драматурга.
а) перед главным предложением;
б) после главного предложения;
в) в середине главного предложения .

63
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нам понадобится проводник (1) в надёжности
(2) которого (3) не было бы сомнений.
а) 1;
б) 2, 3;
в) 3;
г) 1, 3.
11. В каком предложении допущена пунктуационная ошиб
ка?
а) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль,
прежде всего нужно найти зерно художественного обра
за.
б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда
над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.
в) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если
в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно
надо ждать затяжного дождя.
12. Сделайте синонимическую замену простого предложе
ния с причастным оборотом сложноподчинённым предложе
нием.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают
богатые урожаи кукурузы.
13. Какое предложение соответствует схеме: (), ?
а) Если вы будете изучать русский язык, страстно лю
бить его, то вам откроется мир безграничных радостей,
ибо безграничны сокровища русского языка.
б) Когда идёт снег, не очень то хочется идти домой.
14. Какая схема соответствует предложению? (Знаки препина
ния не расставлены.)

64
Пока я одевался солнечное пятно на полу исчезло сов
сем.
а) (), .
б) , ().
в) [, (), ].
15. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Умение сказать именно то что нужно и именно так
чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения вели
кое умение которое даётся очень немногим и которым
никто не имеет права пренебрегать.
16. Придумайте начала и запишите полученные предложе
ния.
а) ..., как будто хотел мне что то сказать.
б) ..., что слушали, не проронив ни слова.
17. Допишите сложноподчинённые предложения.
а) Узнайте, пожалуйста, ... .
б) С тех пор как мы поселились у озера , ... .
в) Девушка так мило улыбалась, ... .
г) Мне нравятся песни, ... .
18. Соедините придаточные предложения с главными.
1) Через 10 лет я приехал туда,
а) комната наполнилась арома
том сирени.
2) Когда я открыл окно,
б) мы выбежали босиком на
улицу.
3) Я не знаю,
в) где прошло моё детство.
4) Как только кончился тёплый
летний ливень,
г) где проходит граница между
Европой и Азией.

65
19. Расставьте запятые, начертите схемы предложений.
а) Уже смеркалось когда мы приехали домой.
б) С тех пор как я себя помню помню и Наталью Са
вишну.
в) Вот и теперь когда я вошёл в комнату Карл Ивано
вич взглянул на меня исподлобья.
г) Где любовь и совет там и горя нет.
20. Из двух простых предложений составьте сложное.
а) Я учился в школе. Брат работал на заводе.
б) Кончился дождь. Всё стихло, как будто замерло.
в) Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
21. Сконструируйте из двух простых предложений сложнопод
чинённые, начертите схемы.
а) Мы прибежали на вокзал. Поезд уже отправлялся.
б) Ночная роса и горный воздух освежили мою горя
чую голову. Мысли пришли в обычный порядок.
в) Сломя голову он кинулся туда. Доносились крики
о помощи.
г) Я нашёл гриб. Гриб оказался боровиком.
22. Дополните простые предложения придаточными. Преобра
зуйте предложения.
а) Я летел самолётом туда...
б) Они свернули в сторону и шли по скошенному
лугу...
в) В школе сообщили о том...
г) Из результатов опыта ясно...

66
Виды сложноподчинённых
предложений в русском языке
По значению и строению сложноподчинённые
предложения делятся на три группы, которые соотно
сятся с тремя группами второстепенных членов пред
ложения: определительные, изъяснительные, обсто
ятельственные.

I. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы. Это подчинительные союзы, союзные слова и соотносительные слова (указательные слова, корреляты).

Подчинительные союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части, не являются её членами, а служат только для связи придаточной части и главной: Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.). Подчинительные союзы делятся на семантические и синтаксические. Семантические союзы (однозначные) точно указывают на тот или иной вид отношений (хотя, ибо, так как, так что ). Синтаксические (многозначные) союзы не указывают однозначно на определенный вид отношений, они выражают только зависимость одной части от другой (что, чтобы, как и др.). Они могут употребляться в различных по значению сложноподчиненных предложениях: Мы знали, что он вернется. Мы так просили его, чтобы он вернулся. Мне стыдно, что он вернулся. В 1-ом предложении выражаются объектные отношения, во 2-м - степени и следствия, в 3-м – причинные. По составу подчинительные союзы бывают простые (если, что, хотя, как ) и составные (потому что, после того как, для того чтобы) .

Кроме союзов в сложноподчиненном предложении могут быть союзные слова .

Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, которые служат для присоединения придаточной части к главной, т.к. это части речи, то они являются членами предложения в придаточной части и обеспечивают более тесную связь частей, чем союзы. Среди союзных слов (кто, что, как, который, какой, чей, куда, где, откуда, когда, почему, отчего, зачем, сколько, настолько ) есть омонимичные союзам, их немного – что, как, когда ; но их нужно отличать от соответствующих союзов.

1. Союзные слова что, как отличаются от союзов тем, что на них падает логическое ударение. К ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

2. Их нельзя изъять из предложения без нарушения его смысла;

3. Их можно заменить синонимичным союзным словом.

4. При разграничении союзного слова когда и союза когда следует опираться на значение придаточных частей, которые они присоединяют: придаточные части времени, условия, уступки присоединяются союзом когда , а придаточные определительные и изъяснительные, как правило, союзным словом когда : Онвошел в хутор, когда дележ семенного хлеба был в полном разгаре – придаточная часть имеет значение времени, поэтому когда – союз. Его можно заменить синонимичным союзом в то время как . Он спросил, когда будетсобрание . – Изъяснительное придаточное.



5. Следует обратить особенное внимание на синтаксическую функцию союзного слова который , т.к. чаще всего допускается здесь ошибка.

6. Оно может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, несогласованным определением.

7.Чтобы легче определить его функцию, нужно выяснить, какое слово оно заменяет, и подставить вместо союзного слова это слово: Дом, в котором я живу. Союзное слово в котором употребляется вместо слова дом – в доме я живу, в котором – обстоятельство места.

· Я вспомнил, чтó вчера произошло . (На слово чтó падает логическое ударение и к нему можно поставить смысловой вопрос (произошло что?). Это слово выполняет функцию подлежащего. Если его изъять, то смысл предложения изменится: Я вспомнил: вчера произошло. Что же произошло? Неизвестно.

· Я знаю, кáк можно решить эту задачу. (На слово кáк падает логическое ударение, к нему можно поставит смысловой вопрос как? каким образом? Это слово выполняет функцию обстоятельство образа действия. Устранение его изменяет смысл предложения. Союзное слово как можно заменить сочетанием каким образом .

· И наконец наступает тот час , когда сказказаносится на бумагу. – Час какой? – придаточное определительное, поэтому когда является союзным словом. Его нельзя устранить, т.к. иначе изменится смысл предложения.

Союзные слова могут быть разными членами придаточного предложения в зависимости от их формы и семантики.

Соотносительные слова (указательные слова, корреляты) – это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия (там, туда, тот, такой, оттуда, тогда, так, настолько, сколько и т.д.). Эти слова находятся в главной части и сложноподчиненного предложения и завершают её, но, не являясь полнозначными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. Эти соотносительные слова как бы предвестники и посредники между придаточной частью и главной. При этом уже само наличие этого слова в главной части лишает главную часть независимости, заставляют ждать продолжения предложения: Но я делал то, что считал необходимым .

В СПП расчлененной структуры соотносительные слова перемещаются в придаточную часть и сливаются с подчинительным союзом, при этом возникают сложные союзы более тонких значений:

– соотносительное слово так сливается с союзом как или что , образуя сложные союзы так как, так что ;

– в союзах потому что, оттого что, для того чтобы окончательного слияния соотносительного слова с союзами что, чтобы не произошло, поэтому возможно параллельное употребление слов потому, оттого, для того то в качестве соотносительных слов в главной части, то в составе сложных союзов: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору . Петербург становился еще более неприятным оттого , что в нем жила Нехаева .

– соотносительные слова могут употребляться как в главной части, так и сливаться с союзами, образуя сложные союзы: с тех пор как, в то время как, по мере того как: Разошлись по домам после того , как отряд остановился в центре города. После того как взошло солнце, я снова задремал.

– в уступительном союзе несмотря на то что указательное слово обычно сливается с союзом.

II. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями СПП могут служить и другие средства: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным. У одних СП части могут быть переставлены и даже одна часть может вставляться в другую. Это предложение гибкой структуры : К вечеру он узнал, что Долинник арестован петлюровцами (Н.Ост.). Что Долинник арестован петлюровцами, он узнал к вечеру. Он узнал, что Долинник арестован петлюровцами, к вечеру.

В других СПП части или не могут быть переставлены, или одна часть не может быть вставлена в другую. Это предложения негибкой структуры : Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета (Пан.).

1. Если придаточная часть стоит после главной, то она распространяет главную при помощи указания на причину, условие, время, цель и др. обстоятельственные значения: Я нанялся к нему в подмастерья, так как жить было нечем.

2. Если придаточная часть стоит перед главной, то сообщение, заключенное в ней, предваряет сообщение, заключенное в главной части, влияет на него, как бы вызывает его. Главная часть в этом случае не имеет самостоятельного характера. Обе части оказываются взаимообусловленными, имеющими более сложные отношения: Иван Петрович остановился в гостинице, так как не хотел беспокоить своих знакомых (причинные). Так как Иван Петрович, не хотел беспокоить своих знакомых , он остановился в гостинице (придаточная часть – причинные, главная – следствия).

3. Если придаточная часть находится в интерпозиции, то есть в середине главной части, разрывая её, то эта часть по значению приближается к вставной конструкции: Мужчина (если он настоящий мужчина) не способен здраво рассчитывать в любви.

Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является дополнительным средством их связи.

Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.) глаголам главной части оторвался и улетел в форме прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

Временные и модальные планы предикативных частей в СП находятся в определенном соотношении. Например, для выражения отношений одновременности в сложносочиненных предложениях с союзом и глагол-сказуемое в предикативных частях должен быть несовершенного вида : Блестело море все в ярком свете, и грозно волны о берег бились .

При выражении значения ирреального условия и следствия в СП глагол-сказуемое должен быть в форме сослагательного наклонения: Приехал бы ты раньше, и мы успели бы в театр. Если бы ты приехал раньше, то мы успели бы в театр.

Есть ряд ограничений в употреблении временных и модальных форм в придаточных частях. Так, в придаточных цели глагол-сказуемое может быть только в форме прошедшего времени или инфинитива, т.к. наличие в союзе чтобы частицы бы препятствует употреблению в этих придаточных частях глаголов в форме других времен.

В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда выступают некоторые особые лексические элементы . Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как что касается... то; дело в том, что.. . Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы: Дело в том, что нет на свете ничего практичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова , к которому относится придаточная часть (контактные слова ). Так, существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова – изъяснительную: После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.); Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.).

Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.

Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.