Болезни Военный билет Призыв

Япония в китае во время 2 мировой. Китай во второй мировой войне – потери и роль. Китай желал войны с Японией

Статус на вооружении Основные эксплуатанты ВКС России Годы производства с 1987 года Единиц произведено 4 Базовая модель Ил-86 Изображения на Викискладе Ил-80 Ил-80

Ил-80 (Ил-86ВзПУ , изделие «65с», по классификации НАТО : Maxdome ) - воздушный командный пункт (ВзПУ), разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина на базе пассажирского самолёта Ил-86 .

ВзПУ позволяет осуществлять управление формированиями родов войск (сил) видов вооружённых сил , отдельных родов войск , специальных войск и служб и так далее.

История

Первый полёт совершил 29 мая 1985 года с аэродрома Придача под управлением Станислава Близнюка .

Всего было выпущено 4 таких самолёта (регистрационные номера воздушных судов (РНВС) СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149). Все они находились в эксплуатации в отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й авиационной дивизии особого назначения , с 1997 года переданы в сформированную 3-ю авиационную эскадрилью (войсковая часть № 15650) (аэродром Чкаловский , ГЛИЦ).

Этот же самолёт принял участие в проходе во время празднования столетия ВВС РФ в Жуковском 12 августа 2012 года .

Один из самолетов (RA-93642) прошел модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ил-80"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ил-80

Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]

Ил-80 является воздушным командным пунктом, созданным на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-86 . Разработан в 1980-х годах для осуществления управления формированиями Вооружённых сил и Сил специального назначения. Другое название самолёта: Ил-86ВКП.

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса. Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Однако не следует делать поспешных выводов и обвинять в «кровожадности» или «агрессивных намерениях» наш Генеральный Штаб. Аналогичный самолёт (который и стал прототипом для разработки Ил-80) в США был разработан уже в начале 70-х и принят на вооружение в 1974 году под названием Boeing E-4. Так что создание Ил-80 стало также и естественной реакцией руководства СССР на своё отставание в данной области.

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2018 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Краткий обзор Ил-80 и его характеристики

Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и тремя основными. При этом для более равномерного давления на взлётно-посадочную-полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными тележками.

Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86 стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта «Судного Дня» установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования самолёта.

Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта, а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.

Лётно-технические характеристики Ил-80:

  • Двигатели:
    • 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
    • 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
    • Тактико-технические характеристики:
      • Экипаж — 5 чел. (летный состав)
      • Длина — 59,5 м
      • Размах крыла — 48,1 м
      • Высота — 15,8 м
      • Площадь крыла — 320 кв.м
    • Масса взлетная нормальная — 208000 кг
    • Скорость максимальная — 970 км/ч
    • Скорость крейсерская — 850 км/ч
    • Скорость посадочная — 275 км/ч
    • Дальность полета — 3600 км
    • Практический потолок — 11000 м
    • Оборудование – комплекс технических средств 83Т120.
    • На фюзеляже расположены следующие антенны:
      • КВ-приёмная антенна.
      • КВ-передающие антенны.
      • СДВ-передающие выпускные антенна.
      • СДВ-приёмная антенна.
      • Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.

    Достоинства и недостатки Ил-80

    Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня». Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

    Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

    Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Boeing E-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

    Заключение

    Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ДАННЫЕ НА 2012г. (стандартное пополнение)

Ил-80 / Ил-86ВКП / изделие 80 / 9А9675 - MAXDOME

Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5 марта 1987 г. (по западным данным). 10 июля 1991 г. между НПП "Полет" и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР по разработкеи созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета. Принят на вооружение в 1992 г. В этом же году впервые сфотографирован западными фотографами. Всего было выпущено 4 таких самолета - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. По неподтвержденным данным испытания самолетов завершены в 1995 или в 1997 годах. Все самолеты находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). В некоторых источниках самолет называется "Ил-87".

15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и ). Судя по всему, по состоянию на 2012 г. работы по выполнению требований заказчика по данному договору полностью не выполнены.


Посадка Ил-80 борт RA-86417, авиабаза Чкаловский, июль 2012 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id82030).


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 на взлете, авиабаза Чкаловский, июнь 2011 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id69905).


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 в полете, Липецк, 06.05.2010 г. (фото - Олег Сафонов, http://russianplanes.net/id20217 ).


Конструкция - самолет отличается от прототипа накладным отсеком в носовой части фюзеляжа, в котором размещено радиоэлектронное оборудование. На самолете отсутствуют иллюминаторы с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. На крыльях дополнительные гондолы с двумя электрогенераторами (длина 9.5 м, диаметр 1.3 м). Часть самолетов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная троссовая антенна радиостанции сверхдлинных волн (СДВ), которая применяется для связи с подводными лодками.


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 в полете, авиабаза Чкаловский, 2011 г. (фото - Кирилл Виноградов, http://russianplanes.net/id39158).


Двигатели :
- 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
- 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями - обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.

ТТХ самолета :
Экипаж - 5 чел (летный состав)

Длина - 59,54 м
Размах крыла - 48,06 м
Высота - 15,81 м
Площадь крыла - 320 кв.м

Масса взлетная нормальная - 208000 кг

Скорость максимальная - 970 км/ч
Скорость крейсерская - 850 км/ч
Скорость посадочная - 275 км/ч
Дальность полета - 3600 км
Потолок практический - 11000 м

Оборудование : комплекс технгических средств разработки НПП "Полет" 83Т120 / ОКР «Звено-2» (ист. - Судебные дела ).

На фюзеляже расположены антенны радиостанций ():
1. Антенна КВ-приёмная, внизу за центропланом в виде двух параллельных прямоугольных «гребней», установлены на всех четырёх самолетах.

2. Антенны КВ-передающие, в наплывах законцовок стабилизаторов, но всего скорее внутри радиопрозрачного обтекателя щелевые антенны со штыревым вибратором, установлены на всех самолетах. Окраска облупленный оранжевый с проступающим белым цветом радиопрозрачного материала.

3. Антенна СДВ-передающая выпускная (проволока длиной около 4 км) с конусом на законцовке. Конус и пилон на разных бортах имеет разный цвет, т.к. краска облупляется до диэлектрика.

4. Антенна СДВ-приёмная наверху перед килем, установлена на всех самолетах.

5. Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН у каждого самолета разные (расположенные сверху и снизу фюзеляжа).


После ремонта в 2009-2010 г.г. на самолете Ил-80 / Ил-86ВКП RA-86147 изменены конструкции антенн над фюзеляжем.


Ил-80 / Ил-86ВКП RA-86147 после ремонта, 9 мая 2010 г. (фото - Федор Борисов, http://airliners.net).


Статус : СССР / Россия
- 1990 г. лето - с посадочного комплекса "Юбилейный" космодрома Байконур совершался испытательный полет Ил-80 / Ил-86ВКП борт СССР-86146 с управлением пуском МБР в полете. Испытания прошли успешно.


Взлет Ил-80 / Ил-86ВКП СССР-86146 с аэродрома "Юбилейный" космодрома Байконур, лето 1990 г. (фото - Сергей Грачев, http://www.buran.ru).

1991 г. 10 июля - дата заключения договора №1945/62/1 между министерством обороны СССР и НПП "Полет" на выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)». Общая стоимость работ по договору в 2009 г. была определена в сумму 1179,9 млн.руб. (ист. - Судебные дела ).

2005 г. - начало эксплуатации и относительно интенсивных полетов Ил-80 в новейшей истории.

02.08.2010-30.10.2011 г.г. - государственные испытания объекта 9А9675 (Ил-80). Объект вероятно является результатом выполнения ОКР «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)» (см.выше). Сдача объекта заказчику оформлена Актом от 15.02.2012 г. (ист. - Судебные дела ).

2010 г. 9 мая - Ил-80 с бортовым номером 86147 принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.


Реестр Ил-80 / Ил-86ВКП (по состоянию на 12.07.2012 г.):

№пп Наименование Сер.№ Зав.№ Борт № Первый полет Примечание
01
Ил-80
51483205042
СССР-86146
RA-86146 (с 1993 г.)
29.05.1985
Не
- ноябрь 2009 г. (и ранее) - в эксплуатации.
- 2011 г. - по западным данным производится ремонт двигателей.
02 Ил-80 51483205043 СССР-86147
RA-86147 (с 1993 г.)
1985 г. Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский.
- с 2001 г. - находится на хранении в Чкаловском
- с 2007 г. - в эксплуатации
- 2012 г. - в эксплуатации.
03 Ил-80 51483205046 СССР-86148
RA-86148 (с 1993 г.)
1985 г. Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский.

- с 2009 г. - в эксплуатации
- ноябрь 2011 г. - в эксплуатации.
04 Ил-80 51483205048 СССР-86149
RA-86149 (с 1993 г.)
1985 г. Базирование - Чкаловский.
- с 2001 г. находится на хранении в Чкаловском
- с 2005 г. - в эксплуатации
- лето 2009 г. - в эксплуатации


Источники :
Ил-80. Сайт