Болезни Военный билет Призыв

Выразительные возможности грамматики. Выразительные и изобразительные возможности. Урок-конспектИзобразительно-выразительные возможности морфологических форм10 класс.Профильный уровень

Лексическая система языка сложна и многолика. Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности, её типов.

Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются ассоциативностью образного мышления читателя, которая во многом зависит от его предшествующего жизненного опыта и психологических особенностей работы мысли и сознания в целом.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Полная типология выразительности лингвистикой не разработана, так как она должна была бы отразить всю многообразнейшую гамму человеческих чувств и их оттенков. Но можно вполне определенно говорить об условиях, при соблюдении которых речь будет выразительной:

  • Первое - самостоятельность мышления, сознания и деятельности автора речи.
  • Второе - его интерес к тому, о чем он говорит или пишет.
  • Третье - хорошее знание выразительных возможностей языка.
  • Четвертое - систематическая осознанная тренировка речевых навыков.

Основной источник усиления выразительности - лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония. Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), многосоюзие, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называют в лингвистике тропами (от греч. tropos - слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Чаще всего тропы используют авторы художественных произведений при описании природы, облика героев.

Эти изобразительно-выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля. Однако существуют и общеязыковые тропы, возникшие как авторские, но со временем ставшие привычными, закрепившиеся в языке: «время лечит», «битва за урожай», «военная гроза», «совесть заговорила», «свернуться калачиком», «как две капли воды ».



В них прямое значение слов стирается, а иногда и утрачивается совсем. Их употребление в речи не рождает в нашем представлении художественного образа. Троп может перерасти в речевой штамп, если употребляется слишком часто. Сравните выражения, определяющие ценность ресурсов при помощи переносного значения слова «золото», - «белое золото» (хлопок), «черное золото» (нефть), «мягкое золото» (пушнина) и т.д.

Эпитеты (от греч. epitheton - приложение - слепая любовь, туманная луна) художественно определяют предмет или действие и могут быть выражены полным и кратким прилагательным, существительным и наречием: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль в многолюдный храм...» (А.С. Пушкин)

«Она тревожна, как листы, она, как гусли, многострунна...» (А.К. Толстой) «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои...» (Н. Некрасов) «Неудержимо, неповторимо все пролетело далече и мимо...» (С. Есенин). Эпитеты классифицируют следующим образом:

1) постоянные (характерны для устного народного творчества) - «добрый молодец», «красна девица», «зелена трава», «море синее», «лес дремучий» «мать сыра земля»;

2) изобразительные (наглядно рисуют предметы и действия, дают
возможность увидеть их такими, какими видит их автор) - «толпа пестрошерстная быстрая кошка» (В. Маяковский), «трава полна прозрачных слез» (А. Блок);

3) эмоциональные (передают чувства, настроение автора) - «Вечер черные брови насопил...» - «Заметался пожар голубой...», «Неуютная, жидкая лунность...» (С. Есенин), «...и юный град вознесся пышно, горделиво» (А. Пушкин).

Сравнение - это сопоставление (параллелизм) или противопоставление (отрицательный параллелизм) двух предметов по одному или нескольким общим признакам: «Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы» (В. Брюсов) - «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором обходит владенья свои» (Н. Некрасов). Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность. Этот троп в отличие от других всегда двучленен - в нем называются оба сопоставляемых или противопоставляемых предмета. В сравнении выделяют три необходимо существующих элемента - предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в строке М. Лермонтова «Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака...» предмет сравнения - облака, образ сравнения - горы снеговые, признак сходства - белизна облаков - Сравнение может быть выражено:

1) сравнительным оборотом с союзами «как», «словно», «будто», «как будто», «точно», «чем... тем»: «Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье, " Но, как вино - печаль минувших дней В моей душе, чем старе, тем сильней» (А. Пушкин);

2) сравнительной степенью прилагательного или наречия: «страшнее кошки зверя нет»;

3) существительным в творительном падеже: «Змейкой мчится по земле белая поземка...» (С. Маршак);

«Руки милой - пара лебедей - в золоте волос моих ныряют...» (С. Есенин);

«Я на нее вовсю глядел, как смотрят дети...» (В. Высоцкий);

«Мне этот бой не забыть нипочем, смертью пропитан воздух.

А с небосвода бесшумным дождем падали звезды» (В. Высоцкий).

«Звезд этих в небе - как рыбы в прудах...» (В. Высоцкий).

«Как Вечным огнем, сверкает днем вершина изумрудным льдом...» (В. Высоцкий).

Метафора (от греч. metaphora) означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства, это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет ~ не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо утверждение: метафора ~ не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову ~ возникает метафора, грубоватая, но выразительная.

Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостью такого отгадывания. И чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, очевидно, сама метафора. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второй компонент. Это и придает образность и компактность тропу. Метафора - один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами и явлениями может быть основано на самых разнообразных чертах: цвет, форма, размер, назначение.

Метафора, может быть, простой, развернутой и лексической (мертвой, стертой, окаменевшей). Простая метафора построена на сближении предметов и явлений по одному какому-либо общему признаку - «заря пылает», «говор волн», «закат жизни».

Развернутая метафора построена на различных ассоциациях по сходству: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (М. Горький).

Лексическая метафора - слово, в котором первоначальный перенос уже не воспринимается - «стальное перо», «стрелка часов», «дверная ручка», «лист бумаги». Близка к метафоре метонимия (от греч. metonymia - переименование) - употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть

1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: «Янтарь в устах его дымился» (А. Пушкин);

3) между действием и орудием этого действия: «Перо его местью
дышит» (А. Толстой);

5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: «Театр уж полон, ложи блещут» (А. Пушкин).

Разновидностью метонимии является синекдоха (от греч. synekdoche - соподразумевание) - перенос значения с одного на другое по признаку количественного отношения между ними:

1) часть вместо целого: «Все флаги в гости будут к нам» (А. Пушкин); 2) родовое название вместо видового: «Ну, чего ж, садись, светило!» (В. Маяковский);

3) видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку» (Н. Гоголь);

4) единственное число вместо множественного: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Лермонтов);

5) множественное число вместо единственного: «К нему и птица не летит, и зверь нейдет» (А. Пушкин).

Суть олицетворения состоит в приписывании неодушевленным предметам и отвлеченным понятиям качеств живых существ - «Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей, читая воли» (А. Пушкин); «И сердце готово к вершине бежать из груди...» (В. Высоцкий).

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - стилистическая

фигура, состоящая в образном преувеличении - «наметали стог выше тучи», «вино лилось рекой» (И. Крылов), «В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский), «Весь мир на ладони...» (В. Высоцкий). Как и другие тропы, гиперболы могут быть авторскими и общеязыковыми. В повседневной речи мы часто используем такие общеязыковые гиперболы - сто раз видел (слышал), «испугаться до смерти», «задушить в объятиях», «танцевать до упаду», «двадцать раз повторить» и т.д.Противоположный гиперболе стилистический прием -литота (от греч. litotes - простота, худоба) - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении, недоговоренности: «мальчик с пальчик», «...Нижетоненькой травиночки надо голову клонить...» (Н. Некрасов).

Литота является разновидностью мейозиса (от греч. meiosis -уменьшение, убывание).

Мейозис представляет собой троп, заключающийся в преуменьшении

интенсивности свойств (признаков) предметов, явлений, процессов: «ничего себе», «сойдет», «приличный», «терпимый» (о хорошем), «неважный», «вряд ли пригодный», «оставляющий желать лучшего» (о плохом). В этих случаях мейозис является смягчающим вариантом этически неприемлемого прямого наименования: ср. «старая женщина» - «женщина бальзаковского возраста», «не первой молодости»; «некрасивый мужчина» - «трудно назвать красавцем». Гипербола и литота характеризуют отклонение в ту или иную сторону количественной оценки предмета и в речи могут совмещаться, придавая ей дополнительную выразительность. В шуточной русской песне «Дуня-тонкопряха» поется о том, что «Дунюшка куделюшку три часа пряла, три нитки напряла», и нитки эти «потоньше колена, потолще полена». Кроме авторских существуют и общеязыковые литоты - «кот наплакал», «рукой подать», «не видеть дальше собственного носа».

Перифразой (от греч. periphrasis - от вокруг и говорю) называется

описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова («пишущий эти строки» вместо «я»), или троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты («царь зверей - лев», «туманный Альбион» - Англия, «Северная Венеция» - Санкт-Петербург, «солнце русской поэзии» - А. Пушкин).

Аллегория (от греч. allegoria - иносказание) заключается в иносказательном изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В литературе аллегории появляются в средние века и своим происхождением обязаны древним обычаям, культурным традициям и фольклору. Главный источник аллегорий - сказки о животных, в которых лиса есть аллегория хитрости, волк - злобы и жадности, баран - глупости, лев - мощи, змея - мудрости и т.д. С древних времен и до нашего времени аллегории чаще всего используются в баснях, притчах, других юмористических и сатирических произведениях. В русской классической литературе аллегориями пользовались М.Е. Салтыков-Щедрин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, И. А. Крылов, В.В. Маяковский.

Ирония (от греч. eironeia - притворство) - троп, заключающийся в употреблении наименования или целого высказывания в косвенном смысле, прямо противоположном прямому, это перенос по контрасту, по полярности. Чаще всего ирония употребляется в высказываниях, содержащих положительную оценку, которую говорящий (пишущий) отвергает. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - спрашивает герой одной из басен И.А. Крылова у Осла. Ироничной может быть и похвала в форме порицания (см. рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», характеристика собаки).

Анафора (от греч. anaphora -ana вновь + phoros несущий) -единоначатие, повторение звуков, морфем, слов, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк.

Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища (А.С. Пушкин) (повторение звуков) ...Черноглазую девицу, Черногривого коня! (М.Ю. Лермонтов) (повторение морфем).

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.А. Есенин) (повторение слов)

Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой. (А.С. Пушкин).

Конспект урока

2 класс

Тема: Выразительные возможности графических материалов.

Цели и задачи:

Знакомство с графикой – видом изобразительного искусства;

Овладение новыми инструментами (пером, палочкой, чёрным карандашом, углём);

Овладение техникой (штриховкой, растушевкой);

Развитие наблюдательности и внимания к природе;

Укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – изображение сказочного леса, цель – создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав).

Регулятивные:

Постановка учебной задачи;

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

- общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав, отображая индивидуальные особенности в их строении, проявляя творчество, фантазию); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

- постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

Социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем.

Вид деятельности : фронтальная и групповая работа.

Оснащение урока:

Для учителя: учебная таблица «Ближе – дальше», Учебная таблица «Линии и способы штриховки»; загадки, рисунки, фотографии различных пород деревьев, кустарников, трав; репродукции художников И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж», А. М. Грицай «Половодье», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Л. Киселёва «Первый снег», В. М. Кондашевич «Дуб», В. А. Фаворский иллюстрация к «Слово о полку Игореве», Ю. И. Пименов «Разлив», Н. С. Гаев «Очарование».

Для учащихся: тонированная бумага, уголь, мел, пастель, тушь, перо, палочка, салфетка, ластик.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу? (Лес – это не только деревья, в лесу есть много кустарников, трав, цветов, грибов, ягод, там водятся животные и птицы.)

Конечно, ребятя, без грибов, ягод, муравьёв, птиц и зверей лес не лес. Эти жители леса – его неотделимая часть. А вы знаете, что в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только считают не снизу вверх, а сверху вниз, и называются они – ярусы.

Самый первый ярус – самый высокий, и называют его древостоем. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев 1-го яруса, там могут произрасти ели, пихты, кедры и липы. А что растёт в 3-м ярусе?

(В 3-м ярусе растут кустарники.)

Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, рябину, иву, малину. Что может расти ниже кустарников ? (Ниже кустарников растут травы, цветы.)

Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? (Лес даёт нам древесину для отопления и строительства, для изготовления тары и бумаги.)

А вы знаете, что для 270 экземпляров 190-страничной книги требуется целое большое дерево? Изготовляют из древесины лекарство, резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей. Как же мы должны относиться к лесу? (Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага – пожара. Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу.)

Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадает загадку.

Дом со всех сторон открыт

И резною крышей крыт!

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём ! (Лес.)

Дети. Мы будем рисовать лес.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Графика – вид изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, чёрный карандаш, уголь, мелки), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка.)

Как могут передать красоту окружающего мира художники-графики?

Учитель обращает внимание учащихся на репродукции Н. С. Гаевой, В. М. Конашевич, Л. Киселёвой и В. А. Фаворского.(см.Приложение)

Какими выразительными средствами пользовались эти художники, чтобы передать красоту природы ? (Художники-графики используют линию, штрих, пятно, силуэт, свет, тень, ритм.)

Учитель обращает внимание на таблицу «Линии и способы штриховки».

Прежде чем приступить к работе, обратим внимание на последовательность выполнения изображения деревьев, кустарников, трав, их строение и композицию.

Если дерево находится ближе к нам, то оно будет выше или ниже нижней части альбома? (Оно будет ближе к нижнему краю альбома.)

Сравним ритм линий: он может быть быстрым и плавным, спокойным и тревожным.

Вы знаете, что у человека бывает злой или добрый характер, нежный или жестокий. А как вы думаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите эти ветки. Какие они? (Ветки дуба – мощные, корявые, грубые.)

У какого дерева ветки тонкие, гибкие, нежные? (Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы.)

Кто знает боярышник? Какие у него ветки? (У боярышника - колючие, жёсткие, страшные.)

А у ивы? (Гибкие, длинные, ровные.) .

Игра «Юный натуралист».

Учитель. А теперь проведём игру «Юный натуралист».

Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной характеристикой его силуэта.

1) ЕЛЬ Пушистая, густая, зелёная;

2) БЕРЁЗА Стройная, гибкая, белоствольная;

3) ДУБ Мощный, толстый, ветвистый;

4) ИВА Поникшая, «длинноволосая».

Деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми.

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх.)

Дунул ветер – полетели. (Движения руками из стороны в сторону.)

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. (Дети приседают.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Кружатся на месте.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Правила изображения деревьев.

Учитель приступает к рисованию мелом на доске и комментирует сказку.

«Однажды художник отправился в далёкое путешествие мир посмотреть да себя показать. Долго ли, коротко ли шёл художник и наконец, дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев художника встретили три богатыря – три дерева с прямыми, как стрела, стволами. (Педагог рисует на доске эти деревья.) Они были стройными, крепкими и сильными. Вдруг деревья заговорили человеческим голосом:

Зачем ты пожаловал к нам, художник?

Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, - ответил он.

Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль с миром пришёл, то проходи.

Раздвинули деревья-великаны свои ветви, художник вошёл в лес и увидел на высоком холме старый дуб. (Педагог рисует на доске.) Нарисовал его художник и пошёл дальше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомиться. Хочется им, чтобы художник их нарисовал. Берёзка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее…» (Педагог на доске изображает берёзку.)

А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит, над рекой склонившись. (Педагог изображает иву небольшого размера, поясняя, что она вдалеке, и поэтому, кажется меньше тех деревьев, которые стоят вблизи.) Тут мохнатый можжевельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ёжик, своими иголками: «Меня-то художник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего». – прошипел он. Но художник с большим интересом нарисовал пушистый, мохнатый можжевельник, внимательно рассматривал и рисовал другие деревья, которые встречались ему на пути. (Далее можно в образной форме описать и нарисовать любые деревья.) Скоро у него появилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру».

4. Практическая работа.

Создав на доске галерею графических изображений деревьев, педагог предлагает учащимся изобразить свой сказочный лес. Учащиеся работают в группах (4 группы) на тонированной бумаге. Учащиеся 1 группы рисуют тушью, используя палочку, перо. Учащиеся 2 группы рисуют углём. Учащиеся 3 группы рисуют чёрным карандашом. Учащиеся 4 группы рисуют кистью и чёрной краской.

Учитель включает музыку, которая дополняет переживаемую ситуацию.

Дети изображают сказочный лес, в котором разные по характеру и внешнему виду деревья (большие или маленькие, толстые или тонкие, старые или молодые и т. п.), кустарники, трава, выявляя индивидуальные особенности в их строении, проявляя своё творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону, моделируя их штрихами, тоном и пятном. Учитель ведёт наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается.

5. Итог урока. Рефлексия.

По завершении работы учащиеся придумывают название для своей графической композиции и представляют её. Обсуждают композиции учащихся других групп.

Во время описания образов деревьев учитель может предложить детям перевоплотиться в то или иное дерево и пластически обыграть образы деревьев:

Я – стройная красавица-берёзка.

Я – дуб ветвистый, корявый.

А я – клён со сломанной веткой.

Я – маленькая пушистая ёлочка.

Я – плакучая ива, до самой земли склонившая свои ветки-руки.

Ребята обычно всегда с интересом выполняют это задание: пластическими движениями собственного тела выразительно передают образы деревьев.

Приложение


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Линия и ее выразительные возможности

Цель: познакомиться с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Линия – основное средство художественной выразительности в графике

ЗАДАНИЯ: Для выполнения заданий вам потребуется 3 листа бумаги.

По почерку мы можем узнать о характере человека

1 упражнение Своим обычным почерком Как очень аккуратный человек Как человек, который спешит Словно вы экономите место, скупо, убористо. Твёрдо, решительно Сравните варианты написания. Чем они отличаются? Напишите слово «Здравствуй» или своё имя:

2 упражнение Изобразите несколько линий на одном листе. «Музыкальные» «Лёгкие», «Воздушные» «Жёсткие» «Ломаные» «Колючие» «Витиеватые» «Спиральные» «Лучистые» «Волнообразная» Какое настроение создаётся, когда вы видите разные по характеру линии? Что этому способствует?

3 упражнение Разделить лист на две части и изобразить, не используя конкретных предметов: Гнев Радость

Выразительные возможности линии Характер Выразительность Ритм Рисунок И.И. Шишкина «Упавшее дерево

Ритм Одно из основных композиционных средств в графике – ритм линий и пятен. Ритм – это чередование элементов композиции. обычно ритм построен на неравномерном изменении свойств элементов композиции, ритм линий придаёт динамику композиции

Выполните зарисовку пейзажа, передавая через изображение деревьев и трав состояние природы: сильные порывы ветра; лёгкий шелест листвы; спокойствие. Используйте разные выразительные возможности линии. 4 упражнение

Изобразите фантастическое дерево, которое показывало бы ваш характер, применяя знания о линии и используя фактуру дерева. Можно включать предмеры, которые нравятся вам Используйте разные выразительные возможности линии. 5 упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

6 класс 3 урок "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 6 класс, урок №3 по теме " Линия и её выразительные возможности"...

Открытый урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему: Графика – вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Учащиеся знакомятся с разнообразными линиями, с применением ли...

Каждая линия - отпечаток нашей личности! Ведь даже по нашему почерку графолог может достоверно описать любого из нас. Так же и любая другая линия.

Я провела три линии одним карандашом с разной скоростью и силой нажима. Слайд5

- Какие линии знаете вы?

-Какими могут быть линии по начертанию

Слайд№6

- Как вы думаете,может быть у линии характер?

- Какой характер может быть у линии

Предлагаю вам наделить линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумайте лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер.(работа с презентацией) Слайд№7

Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

- Что мы обозначаем линией?

- Зачем художнику столько разных линий?

- Для чего он их использует?

-Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

Рассматривание изображений.

предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина.

- Мы хорошо видим различия в стиле их рисунка, темперамент автора и характер.

Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работах многих художников.

-Посмотрите несколько графических листов разных художников!

-Это Рембрандт. Какая динамичная линия! Какое множество штрихов! Уверенно и быстро они "лепят" объемную форму. Слайд№8

-Это портрет матери работы Альбрехта Дюрера. Он прославился своими гравюрами. Не правда ли, очень спокойная, отточенная линия? Работа гравера и требует усидчивости - линию, нанесенную резцом на металл, не исправишь. Здесь нужно быть уверенным в каждом движении! Слайд№9

Еще один портрет. Это Николай Фешин, великолепный живописец, портретист начала 20 века. Его линия какая-то невесомая, утонченная, очень романтичная. Слайд№10

И еще один художник, которого не могу обойти своим вниманием. Потому что линия у него просто виртуозная! Динамичная, одним движением формирующая силуэт и образ.Это рисунки Валентина Серова. Слайд№11

-Посмотрите внимательно на картину.

«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс. Слайд№12

- Какие впечатления у вас от этого женского образа?

- Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

-Сравните картины: чем они похожи. отличается?

Слайд№13

Ветки дуба – толстые, корявые, березы – тонкие, гибкие, нежные, боярышника – колючие, жесткие, ивы – гибкие, плавные, длинные и т.д.

Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение Роберта Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями различных деревьев и произведения художников), определите:

Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение Роберта Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями различных деревьев и

произведения художников), определите:

имеют ли свой характер разные деревья

какими художественными средствами изображает это поэт. Слайд№14-21

Cтраница 1


Выразительные возможности этого языка относительно слабы, но именно поэтому разрешимы в самой общей постановке следующие задачи: об эквивалентности двух (произвольных) конечных автоматов и об остановке (завершении работы) конечного автомата.  

Выразительные возможности образцов достаточно велики, в частности, подстановки алгоритмов Маркова и операторы языка Рефал являются образцами специального вида. Однако с точки зрения способности к развитию система рбразцов недостаточно выразительна.  

Выразительные возможности рекурсии уже видны из приведенных выше содержательных и занимающих мало места определений.  

Выразительные возможности пространственно-графической модели определяются связью плана содержания и плана выражения. Каждая линия при ее воссоздании на модели вводится в контекст семантической структуры формы. Но этот процесс сопровождает и определенную перестройку синтактической структуры: появляются многочисленные связи новой линии с имеющимися на изображении элементами.  

Выразительные возможности анализа предикатов обогащаются еще большим введением понятия переменных.  

Поэтому выразительные возможности таких форм гораздо уже, чем у глаголов, и часто эти существительные ведут к двусмысленности.  

Пролог предоставляет большие выразительные возможности для точного и ясного представления программ, но программист должен научиться использовать эти возможности. Глава 9 в связи с этим охватывает вопросы тестирования, отладки и документирования программ на Прологе. Эти темы, по моему мнению, не были должным образом освещены в большинстве учебников по Прологу.  

Это уменьшает выразительные возможности обобщенных описаний с неограниченной О-функцией принадлежности. Поэтому далее, если не оговорено особо, будем считать, что функция MV (X) ограничена на первичном множестве v, т.е., что значение Mv (v) определено.  

Рассмотренный пример Пролог-программы иллюстрирует высокие выразительные возможности языка Пролог. Мы видим, что правила имеют вполне естественный вид и выражают отношения реального мира примерно так же, как это представляется нам самим.  

Рассмотрим теперь, следуя , выразительные возможности канонических исчислений или, другими словами, насколько богат класс рекурсивно перечислимых множеств.  

Именно потому, что алгоритмический язык имеет богатые выразительные возможности, четкое, недвусмысленное определение этого языка представляет собой сложную проблему. Развитым аппаратом для таких целей служат формальные грамматики, исследованием и разработкой которых занимаются многие ученые.  

Еще одно важное свойство реляционных ЯД - их высокие выразительные возможности для представления поискового критерия запроса. В частности, такой пре дикат может связывать практически произвольное число отношений БД. Элементами поискового предиката являются квантифицирован-ные переменные (строки отношений) и функции на отношениях. Благодаря этому в реляционной модели данных практически исключается использование сложных процедур, составленных из предложений ЯД.  

Употребляются они как средство воздействия на адресата силой авторитета культуры. Выразительные возможности крылатых слов велики, так как по набору выражаемых оценок (от иронии до патетики) они превосходят пословицы и поговорки, назидательные по своей направленности. В тексте они занимают то же место, что и пословицы и поговорки: заглавие, эпиграф, зачины и концовки всего текста или его фрагментов.  

Традиционные языки программирования громоздки, сложны и негибки. Их ограниченные выразительные возможности не оправдывают их пространности и дороговизны.  

В приведенном правиле объект задан не явно, а в виде переменной, которая означивается по текущему дереву контекстов. Отмеченные особенности увеличивают выразительные возможности правил, что весьма важно в связи с необходимостью указать в предпосылке все условия применимости правила.