Болезни Военный билет Призыв

Восстание. Логическая цепь: бунт (мятеж) – восстание – революция

Орф. мятеж, -а, тв. -ом Орфографический словарь Лопатина

  • МЯТЕЖ - МЯТЕЖ - англ. mutiny; нем. Aufruhr. Массовое стихийное или организованное выступление соц. групп, направленное против существующего соц.-экон. порядка или властей, как правило, с применением насилия. Социологический словарь
  • мятеж - -а, м. Стихийное восстание, а также вооруженное выступление в результате заговора против государственной власти; бунт. Контрреволюционный мятеж. □ Вскоре узнали о быстром приближении русских. Народ стал говорить о сдаче. Малый академический словарь
  • Мятеж - Под этим названием в проекте уголовного уложения 1895 г. объединены постановления о посягательствах: 1) на жизнь, здоровье, свободу и вообще на неприкосновенность особы царствующего императора... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • мятеж - МЯТ’ЕЖ, мятежа, ·муж. Вооруженное выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти. Кронштадтский мятеж 1921 ·г. Фашистский мятеж генерала Франка в Испании в 1936 ·г. «Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  • мятеж - сущ., кол-во синонимов: 17 бролио 2 бунт 24 возмущение 16 восстание 17 востань 2 встань 2 выступление 27 инсурекция 3 инсуррекция 5 контрмятеж 1 крамола 7 повстание 2 путч 3 революция 5 рокош 1 смута 26 тумульт 1 Словарь синонимов русского языка
  • мятеж - МЯТЕЖ -а; м. Стихийное восстание, вооружённое выступление против власти; бунт. Поднять, подавить м. Толковый словарь Кузнецова
  • мятеж - Своевольный (Полежаев). Словарь литературных эпитетов
  • мятеж - мяте́ж ст.-слав. мѩтежь ταραχή, ζάλη, болг. мете́ж, сербохорв. ме́теж, словен. mȇtež "метель, вьюга", чеш. mětež "беспорядок, смятение". От мяту́, мути́ть; см. Бернекер 2, 44. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • ВОССТАНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ, ПУТЧ

    Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы, к тому же охватывающей не отдельную область, регион, но всю страну, нацию, то такой часто встречающийся политический процесс, как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые сущностные отличия (правда, их установление, выявление общих черт чрезвычайно затруднено прежде всего из-за многообразия их исторических форм). В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием, различаются по степени интенсивности, длительности, по возможностям успеха, уровням организованности, тем духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников.

    Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности и структуры, которые его обеспечивают, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя, как правило, весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Восставшие

    Руководствуются устойчивыми категориями мышления и речи (право, справедливость, народ, правда, воля), предпринимаются идейные усилия к оправданию восстания как законного дела. Все это придает восстанию определенное созидательное начало. В то же время необходимо иметь в виду, что многие восстания не носят политического характера, не направлены на преобразование политических институтов и даже не затрагивают центров власти, а под успехом такого социального действия, как правило, его участниками подразумевается замещение функции господствующей группы в старом обществе. Цели восстания в основном носят негативный характер, как писал Макс Штирнер: «Строить учреждения - дело революции, подниматься над ними, стать над учреждениями - цель восстания» , что в значительной степени предопределяет сосредоточенность восставших на какой-то конкретной, причем ограниченной цели, проблеме или территории.

    Степень организованности, управляемости восстания в зависимости от исторических и социальных условий весьма различна, но элемент целенаправленности в восстании всегда присутствует, чем оно и отличается от бунта - массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, проблемой, причиной его вызвавшей. Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов. Не перерастая локальных рамок, ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства, бунт себя и исчерпывает. По мнению А. Турэна; бунт отличается от восстания узким, ограниченным составом участников, отсутствием атаки на центры власти, неопределенностью политических целей, в основном оборонительным характером предпринимаемых действий. Лозунги, выдвигаемые в бунте, или слишком глобальны, неконкретны, или чрезвычайно заземлены.

    Мятеж по степени интенсивности эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Он носит вооруженный характер, ставка здесь делается на военную силу, и костяк мятежников обычно составляет армия, но с присоединением к его инициаторам более широкого состав;] участников он быстро теряет качество организованного, более или менее целенаправленного действия, приобретает такие черты, κ;ικ предельная широта предъявляемых обществу обвинений, нетерпимость к цивилизации, какому бы то ни было руководстр\ встает на путь тотального оспаривания; человек здесь подчиняем, я

    глубинным · психологическим импульсам, а само действие вес более теряет связь с наличными условиями, реальными возможностями и потребностями сложившейся политической ситуации. Мятеж при такой логике своего развития быстро приобретает качества бунта, исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

    Если же массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем, доказывающим, что «попытка восстания ничего, кроме кружка заговорщиков или нелепых маньяков, не обнаружила, никаких симпатий в массах не вызвала» , т.е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

    з. политический кризис

    Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего обострения противоречий в ней, когда необходимость ее преобразования приобретает основания необратимости, а требование перехода политической системы в новое состояние становится все более ощутимым. Так возникает ситуация, «в которой неприемлемы известные и применявшиеся до сих пор образцы деятельности, которая не может быть разрешена при помощи этих способов деятельности и существенные потребности индивидов или всей группы остаются неудовлетворенными» .

    Зримыми проявлениями кризиса служат состояния, когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его частями в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма; а структура государственных институтов формируется вопреки традициям и историческому опыту народа.

    Существует множество лежащих вне сферы политики проблем, отсутствие решения которых стимулирует кризисное развитие: среди них и длительные экономические неурядицы, и экологические катастрофы, и военные поражения. Но нас в данном случае интересует комплекс политических причин, его вызывающих. Их тоже, конечно, может быть множество, но все они в той или иной степени выражаются в неспособности институтов политической системы отразить требования складывающейся политической ситуации, в нарастающем разрыве между различного рода декларациями, намерениями и реальными делами, которые

    за ними следуют. Основные проблемы, существующие в обществе, пробуждающие активность людей, обходятся, не решаются несмотря на многочисленные действия и резолюции властных структур.

    Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы, к тому же охватывающей не отдельную область, регион, но всю страну, нацию, то такой часто встречающийся политический процесс, как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые сущностные отличия (правда, их установление, выявление общих черт чрезвычайно затруднено прежде всего из-за многообразия их исторических форм). В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием, различаются по степени интенсивности, длительности, по возможностям успеха, уровням организованности, тем духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников.

    Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности и структуры, которые его обеспечивают, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя, как правило, весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Восставшие

    руководствуются устойчивыми категориями мышления и речи (право, справедливость, народ, правда, воля), предпринимаются идейные усилия к оправданию восстания как законного дела. Все это придает восстанию определенное созидательное начало. В то же время необходимо иметь в виду, что многие восстания не носят политического характера, не направлены на преобразование политических институтов и даже не затрагивают центров власти, а под успехом такого социального действия, как правило, его участниками подразумевается замещение функции господствующей группы в старом обществе. Цели восстания в основном носят негативный характер, как писал Макс Штирнер: «Строить учреждения - дело революции, подниматься над ними, стать над учреждениями - цель восстания» , что в значительной степени предопределяет сосредоточенность восставших на какой-то конкретной, причем ограниченной цели, проблеме или территории.

    Степень организованности, управляемости восстания в зависимости от исторических и социальных условий весьма различна, но элемент целенаправленности в восстании всегда присутствует, чем оно и отличается от бунта - массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, проблемой, причиной его вызвавшей. Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов. Не перерастая локальных рамок, ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства, бунт себя и исчерпывает. По мнению А. Турэна; бунт отличается от восстания узким, ограниченным составом участников, отсутствием атаки на центры власти, неопределенностью политических целей, в основном оборонительным характером предпринимаемых действий. Лозунги, выдвигаемые в бунте, или слишком глобальны, неконкретны, или чрезвычайно заземлены.

    Мятеж по степени интенсивности эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Он носит вооруженный характер, ставка здесь делается на военную силу, и костяк мятежников обычно составляет армия, но с присоединением к его инициаторам более широкого состав;] участников он быстро теряет качество организованного, более или менее целенаправленного действия, приобретает такие черты, κ;ικ предельная широта предъявляемых обществу обвинений, нетерпимость к цивилизации, какому бы то ни было руководстр\ встает на путь тотального оспаривания; человек здесь подчиняем, я

    ==226

    глубинным · психологическим импульсам, а само действие вес более теряет связь с наличными условиями, реальными возможностями и потребностями сложившейся политической ситуации. Мятеж при такой логике своего развития быстро приобретает качества бунта, исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

    Если же массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем, доказывающим, что «попытка восстания ничего, кроме кружка заговорщиков или нелепых маньяков, не обнаружила, никаких симпатий в массах не вызвала» , т.е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

    з. политический кризис

    Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего обострения противоречий в ней, когда необходимость ее преобразования приобретает основания необратимости, а требование перехода политической системы в новое состояние становится все более ощутимым. Так возникает ситуация, «в которой неприемлемы известные и применявшиеся до сих пор образцы деятельности, которая не может быть разрешена при помощи этих способов деятельности и существенные потребности индивидов или всей группы остаются неудовлетворенными» .

    Зримыми проявлениями кризиса служат состояния, когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его частями в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма; а структура государственных институтов формируется вопреки традициям и историческому опыту народа.

    Существует множество лежащих вне сферы политики проблем, отсутствие решения которых стимулирует кризисное развитие: среди них и длительные экономические неурядицы, и экологические катастрофы, и военные поражения. Но нас в данном случае интересует комплекс политических причин, его вызывающих. Их тоже, конечно, может быть множество, но все они в той или иной степени выражаются в неспособности институтов политической системы отразить требования складывающейся политической ситуации, в нарастающем разрыве между различного рода декларациями, намерениями и реальными делами, которые

    за ними следуют. Основные проблемы, существующие в обществе, пробуждающие активность людей, обходятся, не решаются несмотря на многочисленные действия и резолюции властных структур.

    У А.А. Проханова есть провидческий дар распознавать в политической суете, информационной суматохе и всякой иной нынешней общественской (именно так) возне, зёрна будущих судьбоносных событий, обнаруживать их скрытый смысл и определять им название. Интуиция не подвела писателя и на этот раз в его комментариях, связанных с моим арестом и заключением в тюрьму. Отвечая на вопрос, является ли Квачков революционером, А.А. Проханов ответил, что революционеры – это другой тип людей, а я – бунтарь. Мистическая проницательность здесь заключается в том, что Проханов подсознательно и мгновенно уловил самое важное – родовую связь революции и бунта, хотя в контексте его ответа революционер явно противопоставляется бунтарю. Тем не менее, дискурсионно, то есть по направлению к истине, его мысль абсолютно точна.

    Бунт – восстание – революция. Это неразрывные звенья одной волевой и логической цепи. Начнём с логической связи. Чтобы не путаться в терминах, условно договоримся, что бунт, восстание и мятеж являются относительными синонимами, означающие различные виды противозаконных выступлений против государственной власти. А отличие и взаимосвязь революции с ними установим в ходе размышлений.

    Бунт – есть открытое стихийное или недостаточно подготовленное насильственное выступление некоторой группы людей против установленного государственной властью порядка в каком-то одном месте с целью достижения отдельных политических, административных, социально-экономических и других частных требований, и, как правило, заведомо обречённое на неудачу. Успешно продолженный бунт отменяет ограниченность самого себя и переходит в восстание, становясь его началом.

    Угроза перерастания бунта в восстание, может заставить власть пойти на уступки.

    Восстание – есть подготовленные и (или) самоорганизующиеся вооруженные, слабо-вооружённые и даже невооружённые массовые выступления людей, объединённых целью либо смены действующей власти в определённой местности, либо свержения государственной власти в целом или на части территории страны. Восстание, изначально имеющее своей целью свержение в стране государственной власти, называется революционным восстанием. Восстание, либо, расширяясь и развиваясь, действительно превращается в революцию, либо подавляется государственной властью. В отдельных случаях, когда восстание начинается с сепаратистскими целями, оно может победить на определённой части страны с образованием отдельного государства.

    Восстание, которое не имеет перед собой целью стать революцией, обречено на неудачу. Поэтому одной из первоочередных задач революционного восстания является формирование нового высшего органа государственного управления (или его прообраза), декларация о нелегитимности старой власти и начале перехода народа и общества к новой законности и новой государственности.


    Мятеж представляет собой военную разновидность бунта или восстания и всегда является вооружённым выступлением против власти. Как правило, мятеж поднимает и начинает какая-либо воинская часть, корабль или другая организационно-штатная структура правительственных войск (сил) под руководством своих командиров (начальников) или части офицеров, или иной инициативной группы. Мятеж, поддержанный другими воинскими частями, соединениями и объединениями, переходит либо в участие Вооружённых Сил и других войск в общем народном восстании, либо в случае самостоятельного решения армией вопроса о свержении власти превращается в военный переворот . В определённом смысле такой переворот можно назвать военно-государственным переворотом.

    Коренные изменения в духовной, политической и социально-экономической жизни страны могут наступить в результате административно-государственного, или так называемого «дворцового переворота».

    Административно-государственный переворот заключается в принуждении высшего должностного лица и (или) его ближайшего окружения в передаче властных полномочий другим лицам, как правило, внутри правящих руководящих органов и других высших структур государственной власти и осуществляется либо непосредственно специальными службами государства, либо с их решающим участием. Административно-государственный переворот может проводиться как в скрытой форме – без видимых для общества нарушений конституции и других законов, так и в открытой форме путча, то есть с явными нарушениями действующего законного порядка передачи государственной власти.

    Революция является конечным, завершающим итогом успешного восстания и заключается в свержении (аресте, уничтожении или бегстве) бывшего правительства и других высших руководящих органов страны и овладении восставшими наиболее важными пунктами государственного управления; государственными (общенациональными) системами связи и массовой информации в столице страны. Совокупность этих двух фактических обстоятельств – свержение органов управления и овладение пунктами управления – составляют само событие революции, её победу и знаменует переход государственной власти к новому высшему распорядительному органу управления страной.

    Если революционное восстание началось в столице или столичной области и завершилось там победой революции, тогда дальнейший ход революции есть по существу процесс перехода под контроль новой власти областных, краевых и других местных органов и пунктов управления на всей территории страны.

    Если революционное восстание началось не в столице, а в каком-то другом месте на территории страны, тогда содержанием ближайшей задачи, или первого этапа восстания становится расширение земельного и информационного пространств, находящихся под контролем новой революционной власти, объявление и проведение всеобщей мобилизации, формирование и подготовка войск и сил, необходимых для овладения столицей, организация взаимодействия с подпольными революционными организациями, автономными группами и другими структурами в столице. Содержанием второго этапа, или последующей задачей восстания становится проведение революционной общевойсковой специальной операции по овладению столицей и свержению государственной власти.

    Общевойсковой характер революционной операции определяется составом привлекаемых войск, сил и средств и заключается в применении руководством восстания соединений и частей всех видов вооружённых сил и родов войск (мотострелковых, воздушно-десантных, танковых, артиллерийских, ракетных, авиационных и т.д., а на приморских направлениях и сил флота), действующих совместно с народными иррегулярными вооружёнными формированиями ополчения и других повстанческих войск и сил.

    По опыту проведения операций революционных сил в современных военно-политических условиях, специальный характер революционной операции определяется её целями, задачами, применяемыми способами действий и заключается в сосредоточении основных усилий не на решительном разгроме противостоящих правительственных войск, полицейских и других карательных сил в открытых боях, а на лишении старой государственной власти способности к организованному сопротивлению путём дезорганизации в столице систем энерго-, водо- и газоснабжения, нарушения работы систем телефонной связи, городского уличного движения и уличного освещения, расстройства работы метро и других видов городского транспорта, воспрещения работы аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций действиями революционных диверсионно-разведывательных групп и небольших отрядов.

    В соответствии с единым замыслом и планом в определённое время начинается массированное проникновение и вступление в город с разных направлений различных штурмовых групп и отрядов в составе, необходимом для нанесения поражения непосредственной охране и захвата ключевых объектов государственного управления, связи, телевидения, радио и других средств массовой информации. Важное значение имеет также организация связи и поддержание взаимодействия с молодёжными и другими автономными группами и отрядами городского сопротивления, действующими в городе скрытно (подпольно). В случае недостатка у революционного восстания войск, сил и средств для захвата ключевых объектов столицы в течение первого дня операции, штурмовые отряды и группы закрепляются в занятых ими районах города, начиная с окраины, постепенно снимая кольцо окружения (блокирования, изоляции) вокруг объектов государственного управления, расположенных, как правило, в центре столицы, постепенно решая задачи по овладению ими. Факт победы революции можно считать свершившимся только после низвержения старой власти и захвата пунктов государственного управления. Пока не захвачены главные пункты управления, не сделано ничего! Это самое опасное, самое жертвенное, но и одновременно – самое весёлое время победоносного революционного восстания.

    В целом анализ хода революционного процесса заставляет признать необходимость обязательного роста масштабов успеха, неуклонного расширения революционного пространства и увеличения охвата революционным действием активных слоёв и групп народных масс, что позволяет сделать следующий вывод. Революция по сущности своего процесса есть продолжительный или стремительный, но всегда последовательный переход от первоначального тактического успешного действия (бунт, мятеж, городское или районное восстание) к успешным действиям оперативного масштаба (восстание в одной или нескольких областях), а от них – к стратегической победе революционного восстания в столице. Но всегда и везде революция начинается с первого революционного толчка, исходящего от небольшой группы людей в какой-то скрытой исходной точке. Даже тогда, когда революционное восстание начинается в столице и завершается там победой в течение нескольких часов или дней, всё равно революция в своём развитии идёт или бежит по лестнице успеха от первоначального революционного импульса, в одном или нескольких местах к овладению ключевыми объектами и потом – к полному взятию государственной власти.

    Акт завоевания политической власти в стране, в сущности, означает завершение революции и начало перехода к революционным преобразованиям в духовной, политической и экономической сферах жизни человека, семьи, общества и государства.

    В этом последнем смысле - революционных изменений в образе жизни нации – действительно «есть у революции начало и нет у революции конца». Но саму революцию, как форму и способ завоевания политической, государственной власти можно считать оконченной. Такова в целом нарастающая последовательность логического процесса зарождения, развития и окончания революции.