Болезни Военный билет Призыв

Физиологическая психология. Психофизиология включает в свой состав более широкий спектр научных проблем, чем физиология и психология в отдельности. Эта относительно новый раздел научного знания, именно поэтому исследования в области психофизиологии особен

1. Психофизиология и её определение

2. Цели и задачи психофизиологии

4. Психофизиологическая проблема

5. Сознание и распределенные системы

6. Возможные механизмы сознания

7. Психика и сознание как функция мозга

8. Современные представления об отражательной деятельности мозга

9. Соотношение рефлекса и психики

10. Механизмы памяти

12. Типы нервных сетей

13. Функциональная организация НС и ее генетическая детерминация

14. Распределенные системы нейронов

15. Социальное и биологическое в поведении человека

16. Стресс и его механизмы

17. Информационная модель

18. Биологические ритмы и их механизмы

19. Психические заболевания и их механизмы
1. Психофизиология и её определение (1, 8)

Психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы. Психофизиология - естественно-научная ветвь психологического знания. Наиболее близка к психофизиологии - физиологическая психология , наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. Задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).


В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия , служит поведение человека или животного . При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов , и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.
Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов , сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963).
Нейропсихология - это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов. Современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; что приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека. Благодаря послевоенным новациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях. В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс.

Переживая на этой основе период интенсивного роста, наука о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации, хронометрия процессов познавательной деятельности и др.
3 основых характеристики: активизм(отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия) , селективизм (дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами) и информативизм (отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией)
Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию . Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию . Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы. Предмет общей психофизиологии - физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология ), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Предмет возрастной психофизиологии - онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология - раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.
2. Цели и задачи психофизиологии (2, 9)

Цели психофизиологии человека


(а) Изучение естественных принципов управления в психофизиологических системах человека и принципов управления поведением человека в целом. Создание теоретической основы дисциплины: получение данных о психических и физических механизмах поведения человека, систематизация этих данных и синтез законов психофизиологии . Эти цели имеет фундаментальная, или теоретическая психофизиология .
(б) Использование теории психофизиологии для предсказания поведения человека , для оптимизации управления человека своим поведением и для морально оправданного эффективного внешнего управления поведением человека. Эти цели имеет практическая, или прикладная психофизиология .

Психофизиология призвана решать задачи , соответствующие ее главным целям.


(1) Задачами теоретической психофизиологии является описание организации отношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное - психическое - физическое ) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии .
(2) Задачами прикладной психофизиологии является разработка научно обоснованных мероприятий по структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и составляющих его систем в норме и при патологии.
3. Методы психофизиологии (3, 10, 14)

Центральное место в ряду методов психофизиологического исследования занимают различные способы регистрации электрической активности центральной нервной системы (головного мозга).


ЭЭГ - метод регистрации и анализа ЭЭГ, т.е. суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга. В 1929 г. австрийский психиатр Х. Бергер обнаружил, что с поверхности черепа можно регистрировать "мозговые волны". Электрические характеристики этих сигналов зависят от состояния испытуемого. Особенность ЭЭГ - спонтанный, автономный характер. Регулярная электрическая активность мозга может быть зафиксирована уже у плода (т.е. до рождения организма). Даже при глубокой коме и наркозе наблюдается особая характерная картина мозговых волн. Сегодня ЭЭГ является наиболее перспективным, но пока еще наименее расшифрованным источником данных. В стационарный комплекс для регистрации ЭЭГ и ряда других физиологических показателей входит звукоизолирующая экранированная камера, оборудованное место для испытуемого, многоканальные усилители, регистрирующая аппаратура. Важное значение при регистрации ЭЭГ имеет расположение электродов , при этом электрическая активность одновременно регистрируемая с различных точек головы может сильно различаться. При записи ЭЭГ используют два основных метода: биполярный и монополярный . В первом случае оба электрода помещаются в электрически активные точки скальпа, во втором один из электродов располагается в точке , которая условно считается электрически нейтральной (мочка уха, переносица). При биполярной записи регистрируется ЭЭГ, представляющая результат взаимодействия двух электрически активных точек (например, лобного и затылочного отведений), при монополярной (позволяет изучать изолированный вклад той или иной зоны мозга в изучаемый процесс) записи - активность какого-то одного отведения относительно электрически нейтральной точки (например, лобного или затылочного отведения относительно мочки уха). Выбор того или иного варианта записи зависит от целей исследования. Международная федерация обществ электроэнцефалографии приняла так называемую систему "10-20 ", позволяющую точно указывать расположение электродов. В соответствии с этой системой у каждого испытуемого точно измеряют расстояние между серединой переносицы (назионом) и твердым костным бугорком на затылке (инионом), а также между левой и правой ушными ямками. Возможные точки расположения электродов разделены интервалами, составляющими 10% или 20% этих расстояний на черепе. При этом для удобства регистрации весь череп разбит на области: F, O, P, T, C. 2 подхода к анализу ЭЭГ: визуальный (клинический) и статистический . Визуальной (клинический) анализ ЭЭГ используется, как правило, в диагностических целях. Статистические методы исследования электроэнцефалограммы исходят из того, что фоновая ЭЭГ стационарна и стабильна. Дальнейшая обработка в подавляющем большинстве случаев опирается на преобразование Фурье, смысл которого состоит в том, что волна любой сложной формы математически идентична сумме синусоидальных волн разной амплитуды и частоты. Преобразование Фурье позволяет преобразовать волновой паттерн фоновой ЭЭГ в частотный и установить распределение мощности по каждой частотной составляющей. В электрических процессах находит отражение синаптическая активность нейронов. Речь идет о потенциалах, которые возникают в постсинаптической мембране нейрона , принимающего импульс. Тк тормозные постсинаптические потенциалы коры могут достигать 70 мс и более. Эти потенциалы могут суммироваться.
МЭГ. Магнитоэнцефалография - регистрация параметров магнитного поля, обусловленных биоэлектрической активностью головного мозга. Запись этих параметров осуществляется с помощью сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков и специальной камеры, изолирующей магнитные поля мозга от более сильных внешних полей. Метод обладает рядом преимуществ перед регистрацией традиционной ЭЭГ. В частности, радиальные составляющие магнитных полей, регистрируемые со скальпа, не претерпевают таких сильных искажений , как ЭЭГ. Это позволяет более точно рассчитывать положение генераторов ЭЭГ-активности, регистрируемой со скальпа.
Вызванные потенциалы (ВП) - биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия. У человека ВП обычно включены в ЭЭГ, но на фоне спонтанной биоэлектрической активности трудно различимы. Регистрация ВП осуществляется специальными техническими устройствами, которые позволяют выделять полезный сигнал из шума путем последовательного его накопления, или суммации. При этом суммируется некоторое число отрезков ЭЭГ, приуроченных к началу действия раздражителя.

Первоначально его применение в основном было связано с изучением сенсорных функций человека в норме и при разных видах аномалий. Позволяют отмечать в записи ЭЭГ изменения потенциала, которые достаточно строго связаны во времени с любым фиксированным событием. В связи с этим появилось новое обозначение этого круга физиологических явлений - событийно-связанные потенциалы (ССП). Количественные методы оценки ВП и ССП предусматривают, в первую очередь, оценку амплитуд и латентностей . Локализация источников генерации ВП позволяет установить роль отдельных корковых и подкорковых образований в происхождении тех или иных компонентов ВП . Наиболее признанным здесь является деление ВП на экзогенные и эндогенные компоненты. Первые отражают активность специфических проводящих путей и зон, вторые - неспецифических ассоциативных проводящих систем мозга. Длительность тех и других оценивается по-разному для разных модальностей. ВП как инструмент, позволяющий изучать физиологические механизмы поведения и познавательной деятельности человека и животных. Применение ВП в психофизиологии связано с изучением физиологических механизмов и коррелятов познавательной деятельности человека . Это направление определяется как когнитивная психофизиология. ВП в нем используются в качестве полноценной единицы психофизиологического анализа.

Топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ) область электрофизиологии, оперирующая с множеством количественных методов анализа электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов. Оно позволяет очень тонко и дифференцированно анализировать изменения функциональных состояний мозга на локальном уровне в соответствии с видами выполняемой испытуемым психической деятельности. Однако метод картирования мозга является не более чем очень удобной формой представления на экране дисплея статистического анализа ЭЭГ и ВП. Компьютерная томография (КТ) - новейший метод, дающий точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества. Можно получить множество изображений одного и того же органа и таким образом построить внутренний поперечный срез " этой части тела, в отличие от рентгена. Томографическое изображение - это результат точных измерений и вычислений показателей ослабления рентгеновского излучения, относящихся только к конкретному органу. Метод позволяет различать ткани, незначительно отличающиеся между собой по поглощающей способности. Измеренные излучение и степень его ослабления получают цифровое выражение. По совокупности измерений каждого слоя проводится компьютерный синтез томограммы. Завершающий этап - построение изображения исследуемого слоя на экране. Помимо решения клинических задач (например, определения местоположения опухоли) с помощью КТ можно получить представление о распределении регионального мозгового кровотока. Благодаря этому КТ может быть использована для изучения обмена веществ и кровоснабжения мозга.

Компьютерная томография стала родоночальницей ряда других еще более совершенных методов исследования : томографии с использованием эффекта ядерного магнитного резонанса (ЯМР-томография), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функционального магнитного резонанса (ФМР) . Эти методы относятся к наиболее перспективным способам неинвазивного совмещенного изучения структуры, метаболизма и кровотока мозга. В ходе жизнедеятельности нейроны потребляют различные химические вещества, которые можно пометить радиоактивными изотопами (например, глюкозу). При активизации нервных клеток кровоснабжение соответствующего участка мозга возрастает, в результате в нем скапливаются меченые вещества и возрастает радиоактивность. Измеряя уровень радиоактивности различных участков мозга, можно сделать выводы об изменениях активности мозга при разных видах психической деятельности. При ЯМР-томографии получение изображения основано на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, расположенных вокруг тела человека. С помощью этого метода можно получить четкие изображения "срезов" мозга в различных плоскостях. ПЭТ сочетает возможности КТ и радиоизотопной диагностики . В ней используются ультракороткоживущие позитронизлучающие изотопы ("красители"), входящие в состав естественных метаболитов мозга, которые вводятся в организм человека через дыхательные пути или внутривенно. Активным участкам мозга нужен больший приток крови, поэтому в рабочих зонах мозга скапливается больше радиоактивного "красителя". На сочетании метода ЯМР с измерением мозгового метаболизма при помощи позитронной эмиссии был основан метод функционального магнитного резонанса (ФМР). Термоэнцефалоскопия. По частоте в ЭЭГ различают следующие типы ритмических составляющих: дельта-ритм (0,5-4 Гц); тэта-ритм (5-7 Гц); альфа-ритм (8-13 Гц) - основной ритм ЭЭГ, преобладающий в состоянии покоя; мю-ритм - по частотно-амплитудным характеристикам сходен с альфа-ритмом, но преобладает в передних отделах коры больших полушарий; бета-ритм (15-35 Гц); гамма-ритм (выше 35 Гц). Следует подчеркнуть, что подобное разбиение на группы более или менее произвольно, оно не соответствует никаким физиологическим категориям. Основные ритмы и параметры энцефалограммы: 1. Альфа-волна - одиночное двухфазовое колебание разности потенциалов длительностью 75-125 мс., по форме приближается к синусоидальной. 2. Альфа-ритм - ритмическое колебание потенциалов с частотой 8-13 Гц, выражен чаще в задних отделах мозга при закрытых глазах в состоянии относительного покоя, средняя амплитуда 30-40 мкВ, обычно модулирован в веретена. 3. Бета-волна - одиночное двухфазовое колебание потенциалов длительностью менее 75 мс. и амплитудой 10-15 мкВ (не более 30). 4. Бета-ритм - ритмическое колебание потенциалов с частотой 14-35 Гц. Лучше выражен в лобно-центральных областях мозга. 5. Дельта-волна - одиночное двухфазовое колебание разности потенциалов длительностью более 250 мс. 6. Дельта-ритм - ритмическое колебание потенциалов с частотой 1-3 Гц и амплитудой от 10 до 250 мкВ и более. 7. Тета-волна - одиночное, чаще двухфазовое колебание разности потенциалов длительностью 130-250 мс. 8. Тета-ритм - ритмическое колебание потенциалов с частотой 4-7 Гц, чаще двухсторонние синхронные, с амплитудой 100-200 мкВ, иногда с веретенообразной модуляцией, особенно в лобной области мозга. Важная характеристика электрических потенциалов мозга - амплитуда , т.е. величина колебаний. Амплитуда и частота колебаний связаны друг с другом. Амплитуда высокочастотных бета-волн у одного и того человека может быть почти в 10 раз ниже амплитуды более медленных альфа-волн. Ритмический характер биоэлектрической активности коры , и в частности альфа-ритма, обусловлен в основном влиянием подкорковых структур, в первую очередь таламуса (промежуточный мозг). Именно в таламусе находятся главные, но не единственные пейсмекеры или водители ритма. Одностороннее удаление таламуса или его хирургическая изоляция от неокортекса приводит к полному исчезновению альфа-ритма в зонах коры прооперированного полушария. При этом в ритмической активности самого таламуса ничто не меняется. Нейроны неспецифического таламуса обладают свойством авторитмичности. Большую роль в динамике электрической активности таламуса и коры играет ретикулярная формация ствола мозга. Она может оказывать синхронизирующее влияние, т.е. способствующее генерации устойчивого ритмического паттерна , и дезинхронизирующее, нарушающее согласованную ритмическую активность. А льфа-ритм - доминирующий ритм ЭЭГ покоя у человека. Считали, что этот ритм выполняет функцию временного сканирования ("считывания") информации и тесно связан с механизмами восприятия и памяти . Предполагается, что альфа-ритм отражает реверберацию возбуждений, кодирующих внутримозговую информацию и создающих оптимальный фон для процесса приема и переработки афферентных сигналов. Его роль состоит в своеобразной функциональной стабилизации состояний мозга и обеспечении готовности реагирования . Предполагается также, что альфа-ритм связан с действием селектирующих механизмов мозга, выполняющих функцию резонансного фильтра, и таким образом регулирующих поток сенсорных импульсов. Дельта-ритм у здорового взрослого человека в покое практически отсутствует, но он доминирует в ЭЭГ на четвертой стадии сна , которая получила свое название по этому ритму (медленноволновой сон или дельта-сон). Напротив, тэта-ритм тесно связан с эмоциональным и умственным напряжением . Его иногда так и называют стресс-ритм или ритм напряжения . У человека одним из ЭЭГ симптомов эмоционального возбуждения служит усиление тэта-ритма с частотой колебаний 4-7 Гц, сопровождающее переживание как положительных, так и отрицательных эмоций. При выполнении мыслительных заданий может усиливаться и дельта-, и тета-активность. Причем усиление последней составляющей положительно соотносится с успешностью решения задач. По своему происхождению тэта-ритм связан с кортико-лимбическим взаимодействием. Предполагается, что усиление тэта-ритма при эмоциях отражает активацию коры больших полушарий со стороны лимбической системы.
Переход от состояния покоя к напряжению всегда сопровождается реакцией десинхронизации , главным компонентом которой служит высокочастотная бета-активность . Умственная деятельность у взрослых сопровождается повышением мощности бета-ритма, причем значимое усиление высокочастотной активности наблюдается при умственной деятельности, включающей элементы новизны, в то время как стереотипные, повторяющиеся умственные операции сопровождаются ее снижением. Установлено также, что успешность выполнения вербальных заданий и тестов на зрительно-пространственные отношения оказывается положительно связанной с высокой активностью бета-диапазона ЭЭГ левого полушария. По некоторым предположениям, эта активность связана с отражением деятельности механизмов сканирования структуры стимула, осуществляемой нейронными сетями, продуцирующими высокочастотную активность ЭЭГ.
4. Психофизиологическая проблема (11, 20, 22)

Психофизическая проблема. Как подчеркивает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский (1996), Декарт, Лейбниц и другие философы анализировали в основном психофизическую проблему. При решении психофизической проблемы речь шла о включении души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, о ее связи с Богом. Иными словами, для философов, решающих эту проблему, важно было собственно место психического (сознания, мышления) в целостной картине мира. Таким образом, психофизическая проблема, связывая индивидуальное сознание с общим контекстом его существования, имеет, прежде всего, философский характер. Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями. В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы:

психофизиологическая идентичность, которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма , при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень - желчь". Психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния. Психофизическая проблема в широком смысле - вопрос о месте психического в природе; в узком - проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов . Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической . Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга . Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т.Гоббс и Б.Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов (см. Эпифеноменализм ). Спиноза , полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции - природы. Г.В.Лейбниц , совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма , согласно которой душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д.Гартли и других натуралистов. Психофизический параллелизм приобрел большую популярность в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов . Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У.Джеймс ). В конце XIX - начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно которой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует П. п., исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности (учение о локализации высших психических функций , об идеомоторных актах , данные ряда разделов нейро- и патопсихологии , психофармакологии , психогенетики и др.). Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи ХХ в. Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг можно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого в крайнем случае параллельна разным формам психической деятельности. Целью психофизиологического исследования, согласно их мнению, должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Витгенштейн

Психофизиология.

« Границы моего языка определяют границы моего мира»

План лекции: Сегодня мы с вами рассмотрим следующие вопросы:

1. Понятие о психофизиологии как отрасли психологических знаний.

2. Предмет, задачи и цели науки.

3. Исторический экскурс в истоки психофизиологических знаний.

4. Связь психофизиологии и других наук.

5. Методология науки.

Психофизиология (далее предлагаю вам сокращать ПФ) возникла на стыке психологии и физиологии. Психофизиология (от греч. psyche «душа», physis «природа», и logos «наука») – научная дисциплина, изучающая физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Батуев (акад., доктор биол. Наук), например подчеркивает, что психофизиология как одна из областей современной науки о человеке, является междисциплинарной отраслью знаний и базируется на достижениях как естественных так и гуманитарных дисциплин.

Дж. Хессет говорит, что предмет психофизиологии – сложное поведение в контексте которого изучаются физиологические процессы. Другими словами, предметом психофизиологии он выделяет нейронные механизмы психических процессов и состояний. Некоторые современные российские ученые: Л.В. Черенкова, Е.И. Краснощекова, Л. В. Соколова, в качестве предмета психофизиологии считают структуру психофизиологических факторов (биологических и социальных) и особенности их влияния на процесс исторического и индивидуального развития человека. Эволюция представления о предмете ПФ в отечественной науке связана также с именем Соколова. Его позиция состоит в том, что предмет ПФ это изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний. Мы же с вами будем изучать механизмы речевой деятельности.

Психофизиология изучает поведение человека или животного, т.е. психофизиология целостных форм психической деятельности, возникшая для объяснения психических явлений с помощью физиологических процессов.

Таким образом, мы видим с вами, что психофозиология - это область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, рассматривает взаимоотношения мозга и психики (нарисовать схему на доске стр.10 Батуев).

Е.Н. Соколов характеризует психофизиологию как науку о нейронных механизмах психических состояний. Она является областью пересечения психологии, нейрофизиологии и кибернетики. Психология задает общие функциональные зависимости между сигналами на входе и макрореакциями на выходе из системы. Первоначально это была физиологическая психология, опиравшаяся на объективные физиологические методы. Психофизиология изучает также физиологические, биохимические изменения происходящие в нервной системе.



Термин психофизиология был предложен философом Н. Массиасом в начале XIX века. Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология, основанная Вундтом и этот термин обозначал психологические исследования заимствовавшие методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время, физиологическая психология это отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней её организации.

В становление психофизиологии как науки определяющий вклад внесли русские ученые. В середине XIX - начале XX столетия наряду с аналитической физиологией, традиционным предметом которой было изучение рефлекторной природы тех или иных функций и рассмотрение рефлекса как чуть ли не единственного механизма организации поведенческих актов, активно стала развиваться и синтетическая физиология целостного организма, пытающаяся выявить психологическую основу регуляции поведения как совокупность внутренних и внешних детерминант. Трудами И. М. Сеченова, И.П. Павлова, В. М. Бехтерева, А.А. Ухтомского были заложены основные представления о движущихся факторах поведения. Такое поведение стало пониматься как диалектическое единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Идеи А.А. Ухтомского стали своеобразным «аккумулятором» лучших традиций русской физиологической мысли. Ухтомский стоял у истоков создания целостной концепции повеления, объединяющей его объективные и субъективные стороны, материальное и идеальное как главные и неразрывные составляющие единого психофизиологического портрета.

Психофизиологию принято определять как науку о протекании физиологических процессов при изменяющихся психологических состояниях. С этой точки зрения в психофизиологии основное внимание уделяется динамике тех физиологических реакций, которые существенно меняются при изменении психических состояний человека. Сюда относятся кожно-гальванические, сердечно-сосудистые, электорэнцефалографические реакции, а также вызванные потенциалы мозга, сетчатки, улитки и некоторых поверхностно расположенных нервов (Е.Н. Соколова). С периода 80-х годов 20 столетия в психофизиологии развивается новое представление относительно предмета психофизиологии, которая рассматривается как наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Такое понимание стало возможным благодаря исследованиям электрической активности нейронов человека в клинике. Формой представления теории, объединяющей данные психологии и нейрофизиологии в единое целое, является модель, построенная из нейропсихических элементов и реализующая исследуемую психическую функцию.

Теоретико-экспериментальную основу психофизиологического направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина. С идеей функциональных систем связан принцип саморегуляции физиологических процессов (Н.А. Бернштейн). В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований именуемой системной психофизиологией.

Цель психофизиологии состоит в том, чтобы показать человека по всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений.

Главные задачи психофизиологии:

· причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов,

· исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом, молекулярном уровнях,

· изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека. (схема на доске Батуев стр. 12).

В современной психофизиологии выделяют следующие направления: сенсорная психофизиология, психофизиология организации движений, психофизиология активности, психофизиология памяти и обучения, психофизиология речи, психофизиология мотивации и эмоций, психофизиология сна и стресса, психофизиология функциональных состояний и др..

Каким же образом психофизиология связана с другими науками?

Соотношение ПФ и нейропсихологии . По определению нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившееся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины и физиологии, и направленная на изучение мозговых механизмов ВПФ в связи с локальными поражения головного мозга. Современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Это приводит к тому, что границы между нейропсихологией и ПФ практически стираются.

Соотношение физиологии ВНД и ПФ. Физиология ВНД – представляла собой физиологию психической деятельности, т.е. психофизиологию. В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента (появление ЭЭГ – эксперимента) стал расширяться фронт экспериментальных исследований. ПФ стало уделяться очень много внимания. В связи с этим наука переживает период интенсивного роста и вплотную подошла к решению таких проблем, которые раньше были недоступны для исследований. Например физиологические механизмы памяти. Б.И. Кочубей выделяет 3 новых характеристики ПФ: активизм, селективизм и информативизм.

Активизм – предполагает отказ от представления о человеке, как о существе пассивно реагирующим на внешние воздействия. Человек – активная личность. С целям и способная к саморегуляции.

Селективизм – характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологичевских процессов и явлений.

Информативизм – отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена на обмен информацией.

Т.о., современная ПФ – область знания, которая объединяет физиологическую психологию и физиологию ВНД, нормальную нейропсихологию и системную ПФ.

Предмет общей ПФ – физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека.

Основной задачей психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний, является изучение закономерностей функционирования нейронных структур, реализующих психические процессы и определяющих функциональные состояния. Модели исследуемых функций, построенные из нейроноподобных элементов, обладают бионической ценностью. Эта ценность особенно велика в связи с задачами создания интегральных роботов, обладающих элементами искусственного интеллекта. Психофизиологический подход обещает развитие новых методов диагностики сенсорных процессов, движений и процесса обучения. Наиболее существенным элементом психофизиологии является возможность увидеть за протеканием внешних реакций функционирование нейронных систем. Это позволяет более глубоко анализировать различные формы сенсорных функций, процесса обучения и организации движений

Методология

В самом общем виде методы психофизиологии можно представить схемой «человек-нейрон-модель».Исследование начинается на психофизиологическом уровне путем регистрации речевых, двигательных, вегетативных и электроэнцефалографических реакций. Посредством сопоставления этих реакций выявляются те из них комбинации, которые представляют работу определенных функциональных систем, и устанавливается, как выявленные функциональные системы зависят от внешних стимулов и состояний организма (Анохин,1968) Затем выясняется склад различных типов нейронов в реализацию данных функциональных систем. Анохин в 1968 г., Асратян в 1970, Виноградова в 1961 изучали полиэффекторную регистрацию реакций как метод психофизиологии, который позволяет увидеть за отдельными реакциями те функциональные системы, в которые эти реакции входят в качестве компонентов. Для того, чтобы установить связь между сосудистыми реакциями и ощущениями человека, используют комбинации вербальных рангов оценок стимулов с регистрацией сосудистых изменений. При этом слабые раздражители вызывают ориентировочный рефлекс. Приведем пример: если использовать тепловой раздражитель в виде инфракрасного облучения кожи руки, с которой не ведется регистрация сосудистых изменений, то можно заметить, что едва заметные пороговые облучения вызывают неотчетливые ощущения, которые сопровождаются сужением периферических сосудов и расширением мозговых сосудов. При усилении облучения тепловой раздражитель достигает болевого порога. Тогда возникает сужение периферических, и мозговых сосудов, что указывает на включение оборонительного рефлекса. Нетермические стимулы, например звуковые, вызывают только ориентировочные реакции, которые сменяются оборонительными при максимально сильных звуках.

Физиологические процессы, как правило, скрыты от внеш­него наблюдения, поэтому они длительное время остава­лись вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблю­дения проявлений поведения человека. Однако многие мо­дели психической деятельности человека носили бы чисто умозрительный характер, а психология оставалась бы «безмозглой», если бы психологи не заинтересовались ней­рофизиологическими процессами, лежащими в основе ис­следуемой ими реальности [Швырков, 1995]

С другой стороны, в нейрофизиологии постоянно воз­никала потребность описать организацию физиологиче­ских процессов в терминах, определяемых в психологиче­ских концепциях и теориях. Происходило и происходит вза­имное обогащение двух наук о человеке как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами (см. Предисловие) Что же дает изучение физиологических по­казателей работы нервной системы? Во-первых, в силу сво­ей объективности физиологические показатели становятся надежными элементами, используемыми при описании изу­чаемого поведения. Во-вторых, они позволяют эксперимен­таторам включить в сферу своих исследований скрытые для прямого наблюдения проявления активности организма, ле­жащие в основе поведения. И, как оптимистично заявил Ж. Пайяр, «помимо более полного объективного описания явлений, в основе обращения к физиологическим показате­лям лежит смелое устремление, которое продолжает направ­лять усилия современных психологов объяснить психоло­гические явления на органической основе» .

В психофизиологии основными методами регистра­ции физиологических процессов являются электрофизио-логические методы. В физиологической активности кле­ток, тканей и органов особое место занимает электричес­кая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровож­дающие все основные жизненные процессы, и поэтому яв­ляются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов [Коган, 1969]

Надежность электрических показателей по сравнению с другими, по мнению А Б. Когана, особенно демонстративна, «когда они оказываются единственным средством обнару­жения деятельности» [там же, с. 13] Единообразие потенци­алов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышеч­ной клетке как у человека, так и у животных говорит об уни­версальности этих показателей Точность электрических показателей, т. е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являю­щихся неотъемлемым компонентом физиологических про­цессов в нервной или мышечной структуре.

К перечисленным преимуществам электрических пока­зателей физиологической активности следует добавить и

неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электро­дов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который ском-мутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. И, что важно для психофизиологии, большую часть этих показателей можно регист­рировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект иссле­дования. К наиболее широко используемым методам относятся регистрация импуль­сной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокарди­ография. В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистра­ции электрической активности мозга - магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография).

Томография – получение срезов мозга искусственным путем. Для построения срезов используется просвечивание, например рентгеновскими лучами.

Общий принцип томографии был сформулирован Дж. Родоном. Операции, которые выполняются при томографии называются прямым и обратным преобразованием. Прямое – описание мозга и мозговых процессов в форме срезов. Восстановление модели мозга и его работы по срезам – обратное преобразование.

Позитронно-Эмисионная Томография (ПЭТ) основана на выявлении распределения в мозге различных химических веществ, которые участвуют в метаболизме мозга. Для этого используют короткоживущие радиоизотопы C11, O15, N13, F18. замещение соответствующего элемента на такой изотоп не влияет на химические свойства вещества, но позволяет проследить его движение. Меченое вещество вводится в вену или изоляционно.

Перечисленные изотопы – позитронноизлучающие. Явление позитронной эмиссии – исход из ядра позитронов, в которой нарушен баланс между позитроном и электроном.

Ядерно-Магнитно-Резонансная томография (ЯМР) основана на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, расположенных вокруг тела человека. Данные ЯМР-томографии дают информацию об изучаемых головного мозга как анатомического, так и физико-химического характера.

Преимущества:

нет ионизирующего излучения;

возможно многоплоскостное исследование;

большая разрешающая способность.

МагнитоЭнцефалоГрафия (МЭГ) – регистрация параметров магнитного поля организма человека и животного. При помощи МЭГ можно регистрировать основные ритмы ЭЭГ и ВП. Запись осуществляется с помощью сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков;) в специальной камере, изолирующей магнитные поля мозга от более сильных полей.

Преимущества:

много датчиков → пространственная картина распределения электромагнитных полей

бесконтактная запись → различные составляющие магнитных полей, регистрируемые со скальпа, не претерпевают таких искажений, как при записи ЭЭГ.

ЭЭГ . Регистрация суммарной электрической активности с поверхности головы. Основные ритмы:

Альфа-ритм (частота 8-13 Гц): ритм относительного покоя.

Бета-ритм (частота 14-30 Гц): сменяет альфа-ритм при сенсорной стимуляции, т.е. в состоянии активного бодрствования (внимание, эмоциональной и интеллектуальное напряжение). Альфа-ритм → бета-ритм – десинхронизация ЭЭГ .

Тета-ритм (частота 4-7 Гц): эмоциональное напряжение и медленноволновой сон.

Дельта-ритм (частота 1-3 Гц): расслабление, медленноволновой сон, очаговое поражение мозга.

Гамма-ритм (30-170 Гц): контролируемые когнитивные процессы, произвольное внимание. 40 Гц: кошка следит за мышкой J.

ВП . ВП (внутримозговой потенциал) – биоэлектрические колебания, возникающие в ЭЭГ в ответ на однократное раздражение рецепторов. Амплитуда ВП не велика, поэтому, чтобы выделить его из общего рисунка ЭЭГ суммируют и усредняют участок ЭЭГ, который следует до и после раздражающего стимула. ВП длиться около 300 мс. ВП делятся на первичные ответы (возникают в течение 100 мс после предъявления стимула) и вторичные ответы (возникают через 100 мс и позже). ПСС – потенциалы, полученные в различных экспериментальных ситуациях. ПСС: моторный потенциал (колебания, связанные с активностью двигательной коры), Е-волна (изменение электрического потенциала в передних отделах мозга, связанное с состоянием намерения произвести какое-либо действия, или, напр., воспринять что-то), колебания потенциала, возникающие в момент, когда пропускается ожидаемый стимул.

Термоэнцефалоскопия. Этим методом измеряют локальный метаболизм мозга и кровоток по теплопродукции. Мозг излучает теплолучи в инфракрасном диапазоне. Водяные пары воздуха задерживают значительную часть этого излучения, но есть частоты (3-5 и 8-14 мкм), в которых тепловые лучи распространяются на большие расстояния, и их можно регистрировать. Инфракрасное излучение мозга улавливается на расстоянии от нескольких см до метра термовизором с автоматической системой сканирования. Сигналы попадают на точечные датчики. Каждая термокарта содержит 10-16 тысяч дискретных точек. Процедура измерений в одной точке длится 2,4 мкс. В работающем мозге температура отдельных участков непрерывно меняется. Построение карты дает временной срез метаболической активности мозга.

Таким образом мы с вами видим, что феномен человека есть продукт истории, т.е. всей совокупности эволюционных процессов (некоторые из данных моментов вы наверное учили на АиФ), подготовивших человека и последующее его существование в условиях им же созданной культуры. Следовательно, в жизнедеятельности человека концентрируется весь итог развития оргнаического мира и вместе с тем приобретает ведущую роль социальные факторы человеческого бытия. Однако преобразование биологического под воздействием социальных факторов человеческого бытия. При этом биологическое в человеке предстает в самой природе социального. Поэтому, когда речь идет об общем контексте жизнедеятельности человеческой личности необходимо рассматривать и ту и другую стороны как единое целое. Психика (сознательная и бессознательная) выступает как активное отражение в мозгу человека картин объективного мира и самого себя в этом мире, обеспечивая возможность воздействия на мир, его преобразования и целенаправленного поведения в нем. Психофизиология как наука и является той областью знаний, которая призвана изучать как внутренние так и внешние детерминанты поведения и психики человека, т.е. субъективные и объективные стороны его существования.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. physiological psychology) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «Ф. п.» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А. Н. Ждан.)

Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Ф. п.», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей «Ф. п.» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология».

Без сомнения любой психолог, который занимался историей предмета психологии, может не согласиться с выделением семи волн психологии. Многие наверное скажут, что первым предметом психологии являлись содержания и акты собственного сознания и пальма первенства в вычленении предмета принадлежит интроспективному направлению и философской рефлексии предмета психологии как таковой. С одной стороны, интроспективное направление основательно репрезентировано известными школами В. Вундта, структурной психологией Э. Титченера, психологией акта Ф. Брентано, Вюрцбургской школой, а также отечественными исследователями Л. М. Лопатиным и Г. И. Челпановым. Но с другой стороны, мы должны очень хорошо понимать, что метод утонченной интроспекции в течение многих тысячелетий использовался как метод самопостижения в духовных традициях. Все попытки интроспекционалистов преодолеть ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя, выглядят смешными по сравнению с вышколенными практиками дза-дзень или випассаны. На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология.

Именно по этой причине мы считаем, что началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии - физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были реально физиологическими и медицинскими.

Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 году первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий; и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.

Не нужно думать, что физиологическая психология, дав первый предмет психологии (психофизиология органов чувств) и научный метод (эксперимент) сошла с научной арены. Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойств, состояний и процессов психического - психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т.д.

Более того - именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки.

">25. "> Историческая роль В. Вундта в развитии психологии. «Физиологическая психология» Вундта. Культурно-историческая психология.

">Историческая роль В. Вундта в развитии психологии

">1. Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">Основания физиологический психологии ;font-family:"Cambria Math"">≫ "> ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уде-

">ляя предмету, методам и задачам этой науки.

">2. В1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.

">3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.

">4. При участии Вундта создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый психологический журнал ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">Психологические исследования ;font-family:"Cambria Math"">≫ ">. Психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей и концепций.

">5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования.

">6. Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта - объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих "> ">критериев по сей день строится любое психологическое исследование.

">7. Интроспективная направленность и ориентация на элементаризм концепции Вундта породили множество дискуссий в научных кругах и стимулировали проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения его учения, и эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

">8. Научно-организаторская деятельность Вундта сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.

">«Физиологическая психология» Вундта

">Отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века. Термин физиологическая психология ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии нервной системы и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «физиологической психологии» Вундта трактовала с позиций дуализма. Вундт ограничивал область физиологической психологии лишь элементарными психическими процессами — ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил физиологическую психологию на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

">В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри физиологической психологии выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии физиологическая психология строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Физиологическая психология получает дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и других, в зарубежной науке крупными представителями физиологической психологии являются Д. Хэбб и П. Милнер.

">Добавление: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «физиологическая психология», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных синонимов для настоящей «физиологической психологии» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология».

">Культурно-историческая психология

">Предмет: психика, преобразованная культурой

">Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

">Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

">Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.

">Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.

">Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

">натуральной,

">культурно опосредствованной.

">В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

">Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

">Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

">Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

">Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

">26.Исследования Г. Эббингауза.

">Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил метод эксперимента к исследованию высших психических функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза заключался в использовании бессмысленных слогов для изучения объема запоминания. Были сформулированы

">следующие законы работы памяти.

">1. Объем запоминания, который человек без труда воспроизводит после однократного прочтения материала, равен 6-8 бессмысленным слогам.

">2. Чем больше количество единиц в списке, тем больше времени необходимо для его запоминания.

">3. На качество и специфику запоминания информации влияет ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">эффект края ;font-family:"Cambria Math"">≫ ">: стимулы, находящиеся в начале и в конце общего материала, запоминаются легче, поскольку испытывают ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">тормозящее ;font-family:"Cambria Math"">≫ "> влияние других слогов только с одной стороны.

">4. Существует кривая забывания информации: наибольшая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается, неповторяемый материал забывается быстрее.

">6. Запоминание и заучивание осмысленного материала происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между собой бессмысленных слогов.

">7. При увеличении нагрузки на память снижается работоспособность, поэтому оптимально разделять время, необходимое для заучивания, на несколько коротких этапов.

">8. Тренировка в запоминании одного материала повышает качество запоминания другого.

">Опыты Эббингауза по изучению памяти расширили предмет изучения психологии, так как ранее считалось, что память - это сложная функция сознания и потому для ее изучения невозможно применение эксперимента. Эксперимент стал использоваться как основной метод исследования. Выводы и законы запоминания материала, сформулированные Эббингаузом, имели прикладное значение для многих отраслей психологии: в педагогике были созданы результативные методики обучения, тесты умственного развития по принципу незаконченных предложений. Задачей экспериментатора теперь стало не изучение интроспективных высказываний испытуемого, а наблюдение и анализ его поведения.

">27.Психология акта Ф. Брентано.

">Австрийский философ Ф.Брентано (1838 – 1917) в труде “Психология с эмпирической точки зрения” (1874). Основными чертами психологии интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал, что нужно изучать не содержание сознания, ощущения, а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов. Выделял три вида духовных актов: 1)акты представления; в представлении предметы презентируются сознанию сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. представлению принадлежит ведущая роль среди этих. 2)акты суждения; в суждении объект мниться как истинный или ложный. 3)акты чувства; в актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Метод – внутреннее восприятие (непредвзятое и непосредственное). Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены он противопоставлял физическим. психические феномены как акты и являются предметом психологии: видение, слышание и т.д.