Болезни Военный билет Призыв

Военные реформы 20 века. Военные реформы ссср и россии. Предпосылки военной реформы

ЛИЧНОСТИ

А.А.Брусилов - генерал. В годы Первой мировой войны командовал Юго-Западным фронтом. Провёл успешный Брусиловский прорыв. В мае- июле 1917- верховный главнокомандующий. Один из первых генералов признал Советскую власть.

С.Ю. Вите- министр финансов в 1892-1903, Председатель Кабинета министров в 1903-1905 и Совета министров в 1905-1906.В экономике ставил цель догнать европейские страны за 10 лет. Установил винную монополию в 1894, провёл денежную реформу в1897, способствовал привлечению иностранного капитала. Подписал в 1905 году Портсмутский договор , подготовил манифест 17 октября 1905 . С 1906- в отставке.

Г.А.Гапон - священник, агент охранного отделения, с 1902 г. связан с шефом Особого отдела департамента полиции С.В.Зубатовым. Инициатор демонстрации к Зимнему дворцу 9 января 1905 г.Был повешен рабочими по подозрению в связи с полицией в 1906.

Н.Д.Голицын - последний Председатель Совета министров Российской империи (с декабря 1916- февраль 1917)

И.Г.Горемыкин - министр внутренних дел в 1895-1899,Председатель Совета министров в 1914-1916 г.

С.В.Зубатов - начальник Московского охранного отделения с1896 и Особого отдела департамента полиции. Создатель системы политического сыска.

В.Н.Коковцев – товарищ министра финансов в 1896, министр финансов в 1904, 1906-1914, Председатель Совета министров в 1911-1914.Сторонник курса С.Ю. Вите и П.А.Столыпина.

С.О.Макаров - русский флотоводец, полярный исследователь. Руководитель двух кругосветных плаваний. В начале войны с Японией командовал Тихоокеанской эскадрой, погиб на подорвавшемся на мине броненосце «Петропавловск» в1904.

В.К.Плеве - министр внутренних дел и шеф жандармов в 1902-1904.Применял полицейский террор, расстрел демонстрантов, карательные экспедиции в районы крестьянских восстаний. Сторонник агрессивной политики на востоке, надеясь вывести Россию из революционного кризиса путём «маленькой победоносной войны». Убит эсером Е.Сазоновым в 1904.

Г.Е.Распутин – «старец», царский фаворит. Крестьянин из Тобольской губернии. Имел огромное влияние на царскую семью, в том числе и в политических вопросах..Часто по его рекомендации сменялись министры, главы правительства. военные лидеры. Убит в ночь с 16 на 17 декабря 1916.

А.В.Самсонов - генерал-лейтенант. В 1909-1914- туркестанский генерал-губернатор, в Первую мировую войну командовал 2-ой армией Северо-Западного фронта. Погиб в 1914.

А.М.Стессель – генерал-лейтенант, до 4 марта 1904- комендант крепости Порт-Артур. В годы войны с Японией – начальник укреплений Порт-Артура. Отличался бездарностью, трусостью и карьеризмом.20 декабря 1904 года сдал Порт-Артур японцам, за что приговорён к 10 годам заключения в Петропавловской крепости. Освобождён в 1909.

П.А.Столыпин – в 1906-1910- Председатель Совета министров. Автор аграрной реформы и жёсткой внутренний политики. Период 1907-1911- период реакции в России. Убит в 1911.

А.Ф.Трепов – управляющий Министерства путей сообщения в 1915, Председатель Совета министров в ноябре-декабре 1916,боролся с влиянием Г.Распутина.

20 октября 1894, в 26 лет, Николай принял корону в Москве под именем Николая II. 18 мая 1896 во время коронационных торжеств, произошли трагические события на Ходынском поле. Организаторы не готовились к принятию такого огромного количества людей, вследствие чего, образовалась страшная давка.

Правление Николая Александровича пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904 – 1905, Кровавое воскресенье, Революция 1905 – 1907 в России, Первая мировая война), Февральская революция 1917).

В период царствования Николая II Россия превращалась в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Николай поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости.

Не будучи по натуре реформатором, Николай II был вынужден принимать важные решения, которые не соответствовали его внутренним убеждениям. Он считал, что в России еще не наступило время для конституции, свободы слова, всеобщего избирательного права. Однако, когда возникло сильное общественное движение в пользу политических преобразований, он подписал Манифест 17 октября 1905, провозглашавший демократические свободы.

В 1906 начала работать учрежденная царским манифестом Государственная дума. Впервые в отечественной истории император стал править при наличии выборного от населения представительного органа. Россия постепенно начала преобразовываться в конституционную монархию. Но несмотря на это император по-прежнему обладал огромными властными функциями: Николай II имел право издавать законы (в форме указов), назначать премьер-министра и министров, подотчетных лишь ему, определять курс внешней политики, был главой армии, суда и земным покровителем Русской Православной Церкви.

Переломным рубежом в судьбе Николая II стал 1914 год - начало Первой мировой войны. Царь не хотел войны и до самого последнего момента пытался избежать кровавого столкновения. Однако 19 июля (1 августа) 1914 Германия объявила войну России.

В августе (5 сентября) 1915, в период военных неудач, Николай II принял на себя военное командование, ранее эту должность исполнял великий князь Николай Николаевич (Младший). Теперь царь бывал в столице лишь изредка, большую же часть времени проводил в ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве.

Война обострила внутренние проблемы страны. На царя и его окружение стали возлагать главную ответственность за военные неудачи и затянувшуюся военную кампанию. Распространились утверждения, что в правительстве «гнездится измена». В начале 1917 высшее военное командование во главе с царем Николаем II (совместно с союзниками - Англией и Францией) подготовило план генерального наступления, согласно которому намечалось окончить войну к лету 1917. В марте 1917 года адмирал Колчак готовил высадить десант на Константинополь и захватить проливы Босфор и Дарданеллы.

К концу ХIХ века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен контрреформистским курсом консервантов после трагической гибели Александра II в 1881г. Необходим был новый цикл реформ.

На рубеже ХIХ-ХХ веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Очередная попытка уйти от реформ посредством «маленькой победоносной войны» с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С.Ю.Витте и П.А.Столыпин, считает Н Эйдельман («Революция сверху» в России»). О реформах последнего царствования писали также А. Я Аврех («П. Я. Столыпин и судьба реформ в России»), А. П. Корелин («Россия на рубеже веков: исторические портреты»), Б. Н. Миронов («Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства») и др.

По мнению А. П Корелина, среди реформаторов рубежа веков выдающейся фигурой является С. Ю. Витте. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста первой половины ХIХ века Ф. Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского - ученых с мировым именем. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

Витте пришлось неоднократно отстаивать свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новыми элементами. В 1899 и 1900 годах им были подготовлены два всеподданнейших доклада, в которых он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы расширить ее, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороны землевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства. К этому времени относится окончательное складывание его концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобретает целенаправленный характер - в течении примерно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов в виде займов и инвестиций, за счет внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активизации русского экспорта.

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40 процентов всех действовавших к началу ХХ века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружении которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевому потреблению оставалось еще весьма значительным (А. П. Корелин).

Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.

В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в российской деревне.

Однако вскоре Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострявшегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности

В ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными помещичьими и бюрократическими кругами Витте проиграл и вынужден был оставить пост министра финансов. Но разработанная им программа по крестьянскому вопросу сыграла немаловажную роль в процессе выработки правительством нового курса аграрной политики, предвосхитив в основных чертах последующие столыпинское законодательство.

Витте не был по достоинству оценен своими современниками. И только после смерти величие этого непростого человека и его огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

Во главу угла своих преобразований П. А. Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер подчеркивал главную задачи реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству.

Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить - упор на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом. Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909-1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного Совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.

Так, согласно концепции А. Я. Авреха, закон «обеспечивал процесс по худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал «зеленую улицу» «американскому», фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в рамках буржуазного общества».

Б. Н. Миронов рассматривает сущность столыпинской аграрной реформы и, следовательно, сущность ее основных нормативных актов, по-иному. Он считал прусский вариант наиболее приемлемым для стабилизации социально-политической обстановки в России.

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон решил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен через полосных земель отдельный компактный участок - отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Необходимо, однако, заметить, что условия продаж были довольно жесткими - за просрочку платежей земли у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. Как считает Б. Н. Миронов, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом. Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. По мнению Н.Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей, обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был, во-первых, принять город, а во-вторых, окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства, как предполагалось, опору самодержавия.

Историки в основном считают, что результаты реформ Столыпина были очень далеки от ожидаемых. По мнению Б. Н. Миронова, реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере - около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось.

Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним - приноровленным к кабале и отработкам, а не к новейшей агрикультуре указа 9 ноября.

Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. из вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.

По мнению А. Я. Авкрха, главную задачу - сделать Россию страной фермеров - решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности, предопределило развитие событий в 17 году

Здесь ярко проявляется основная причина неудач буржуазных реформ - попытка их проведения в рамках феодальной системы. Можно встретить утверждение, будто Столыпиными реформам просто не хватило времени для положительных результатов. Большинство учёных считают, что эти реформы по своей сущности не могли быть реализованы эффективно в той ситуации. Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

Витте и Столыпин, разными путями вышли на политическую арену страны. И каждый по-своему решал проблему выхода из тупика. Деятельность Витте и Столыпина не была однозначной, было много просчетов и ошибок. В целом они были, несомненно, крупными государственными деятелями, людьми с большим темпераментом и храбростью, видели гораздо дальше и глубже других представителей элиты.

О реформах Николая II привожу материал из книги: Альфред Мирек "Император Николай II и судьба православной России.".

(Это выписка из книги, приведенная в интернете одним из пользователей)

(Приложение помещено в сборнике "Как уничтожали Русь")

Во второй половине XIX века в России отмечается прогрессивное стремление монархической власти к реформаторству во всех областях государственной деятельности, что приводит к бурному расцвету экономики и росту благосостояния страны. Три последних Императора - Александр II, Александр III и Николай II - своими могучими руками и великим монаршим умом подняли страну на небывалую высоту.

Результаты реформ Александра II и Александра III здесь я не затрону, а сразу остановлюсь на достижениях Николая II. К 1913 году промышленность и сельское хозяйство достигли таких высоких рубежей, что советская экономика смогла их достичь только спустя десятилетия. А некоторые показатели были перекрыты только в 70-80 е годы. Например, энерговооруженность СССР достигла дореволюционного уровня только к 1970-1980-м годам. А в некоторых областях, таких как производство зерна, так и не догнала Николаевскую Россию. Причиной этого взлета были мощнейшие преобразования, проводимые Императором Николаем II в самых различных сферах страны.

1. Транссибирская железная дорога

Сибирь была хоть и богатым, но удаленным и малодоступным краем России, туда, как в огромный мешок, ссылали преступников - и уголовных, и политических. Однако Российское правительство, горячо поддерживаемое купечеством и промышленниками, понимало, что это огромный кладезь неисчерпаемых природных богатств, но, к сожалению, очень трудный для освоения без хорошо налаженной транспортной системы. Более десяти лет обсуждалась сама необходимость проекта.
Заложить первый, Уссурийский участок Транссиба Александр III поручил сыну - Цесаревичу Николаю. Александр III оказал своему Наследнику серьезное доверие, назначив председателем строительства Транссиба. По тем временам это было, пожалуй, самое объемное, трудное и ответственное гос. дело, находившееся под непосредственном руководством и контролем Николая II, которое он начал еще Цесаревичем и успешно продолжал в течение всего своего царствования. Транссиб по праву можно было бы назвать "Стройкой века" не только на Российском, но и на международном уровне.
Императорский Дом ревностно следил,чтобы строительство велось русскими людьми и на русские деньги. Железнодорожную терминологию вводили преимущественно русскую: "разъезд", "путь", "паровоз". 21 декабря 1901 г. началось рабочее движение по Транссибу. Быстро стали развиваться города Сибири: Омск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток. За 10 лет, благодаря дальновидной политике Николая II, и внедрению в жизнь реформ Петра Столыпина, и за счет возможностей, открывшихся с появлением Транссиба, здесь резко возросло население. Огромные богатства Сибири стали доступны для освоения, что усилило экономическую и военную мощи Империи.
Транссибирская магистраль и сегодня самая мощная транспортная артерия современной России.

2. Денежная реформа

В 1897 году, при министре финансов С.Ю.Витте, была безболезненно произведена крайне важная денежная реформа - переход на золотую валюту, упрочивший международное финансовое положение России. Отличительной чертой этой финансовой реформы от всех современных было в том, что никакие слои населения не понесли финансовых потерь. Витте писал: "Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II". В результате реформ Россия получила свою крепкую конвертируемую валюту, занявшую ведущее положение на мировом валютном рынке, что раскрыло огромные перспективы для экономического развития страны.

3. Гаагская конференция

Николай II в течение своего царствования много внимания уделял обороноспособности армии и флота. Он постоянно заботился о совершенствовании всего комплекса экипировки и вооружения рядового состава - основы в то время любой армии.
Когда для русской армии был создан новый комплект обмундирования, Николай лично сам опробовал его: надел и прошел в нем 20 верст (25 км). Вернулся вечером и утвердил комплект. Началось широкое перевооружение армии, резко поднимающее обороноспособность страны. Николай II любил и пестовал армию, жил с ней одной жизнью. Не повышал себе звания, оставаясь до конца жизни полковником. И именно Николай II впервые в мире, как глава сильнейшей на тот момент европейской державы, выступил с мирными инициативами по сокращению и ограничению вооружений главных мировых держав.
12 августа 1898 года Император выступил с нотой, которая, как писали газеты, "составит славу Царя и Его царствования". Величайшей исторической датой стал день 15 августа 1898 года, когда молодой тридцатилетний Император Всероссийский по собственной инициативе обратился ко всему миру с предложением созвать международную конференцию, чтобы положить предел росту вооружений и предупредить возникновение войны в будущем. Однако сначала это предложение было принято мировым державами насторожено и особой поддержки не получило. Местом ее созыва была избрана Гаага, столица нейтральной Голландии.
От автора выписки: "хочется здесь между строчками вспомнить выдержку из воспоминаний Жильяра, которому во время долгих задушевных бесед Николай II как-то сказал: "Ах, если бы добились возможности обходиться без дипломатов! В этот день человечество достигло бы огромного успеха".
В декабре 1898 года Государь обратился со вторым своим более конкретным конструктивным предложением. Надо подчеркнуть, что через 30 лет на конференции по разоружению, созванной в Женеве Лигой Наций, созданной после I мировой войны, повторялись и обсуждались те же вопросы, что и в 1898-1899 годов.
Гаагская мирная конференция заседала с 6 мая по 17 июля 1899 года. Был принят ряд конвенций,в том числе конвенция о мирном разрешении международных споров путем посредничества и третейского разбирательства. Плодом этой конвенции, явилось учреждение Гаагского международного суда, действующего и поныне. 2 конференция в Гааге собралась в 1907 году также по инициативе Государя Императора России. Принятые на ней 13 конвенций о законах и обычаях войны на суше и на море имели большое значение, а некоторые из них действуют до сих пор.
На базе этих 2 конференций в 1919 году была создана Лига Наций, цель которой - развитие сотрудничества между народами и гарантия мира и безопасности. Те, кто создавали Лигу Наций и организовывали конференцию по разоружению, не могли не признать, что первый почин бесспорно принадлежал Императору Николаю II, и этого не могли стереть со страниц истории ни войны, ни революции нашего времени.

4. Реформа сельского хозяйства

Император Николай II, заботясь всей душой о благополучии русского народа, большую часть которого составляло крестьянство, дал поручение выдающемуся гос. деятелю России, министру П.А.Столыпину сделать предложения по проведению аграрной реформы в России. Столыпин выступил с предложением провести целый ряд важнейших государственных реформ, направленных на благо народа. Все они были горячо поддержаны Государем. Важнейшей из них стала знаменитая аграрная реформа, которая началась царским указом 9 ноября 1906г. СУТЬ РЕФОРМЫ - перевод крестьянского хозяйства с малорентабельного общинного на более производительный частный путь. И делалось это не принудительно, а добровольно. Крестьяне могли теперь выделить в общине свой личный надел и распоряжаться им по своему усмотрению. Им возвращались все социальные права и гарантировалась полная личная независимость от общины в управлении своими делами. Реформа помогала включить в сельскохозяйственный оборот большие площади неосвоенных и заброшенных земельных участков. Следует также отметить, крестьяне получили равные гражданские права со всем населением России.
Преждевременная смерть от руки террориста 1 сентября 1911 года помешала Столыпину завершить реформы. Убийство Столыпина произошло на глазах Государя, причем Его Величество проявил такое же мужество и бесстрашие, как и его Августейший дед Император Александр II в момент злодейского покушения на него. Роковой выстрел прогремел в Киевском оперном театре, во время торжественного спектакля. Чтобы остановить панику, оркестр заиграл народный гимн, и Государь, подойдя к барьеру царской ложи, встал у всех на виду, как бы показывая, что он тут, на своем посту. Так он простоял, - хотя многие опасались нового покушения, - пока не смолкли звуки гимна. Символично, что в этот роковой вечер шла опера М. Глинки "Жизнь за Царя".
Мужество и воля Императора проявились и в том, что, несмотря на смерть Столыпина, он продолжал внедрение в жизнь основных идей прославленного министра. Когда реформа заработала и стала набирать государственный размах, в России резко возросло производство сельскохозяйственных продуктов, стабилизировались цены, а темп роста народного состояния был значительно выше, чем в других странах. По объему роста народного имущества на душу населения к 1913 году Россия оказалась на 3 месте в мире.
Несмотря на то, что начавшаяся война замедлила ход реформ, к тому моменту, когда В.И. Ленин провозгласил свой знаменитый лозунг "Землю - крестьянам!", 75% российского крестьянства уже владело землей. После октябрьского переворота реформу отменили, крестьяне полностью лишились земли - она была огосударствлена, затем был экспроприирован скот. Около 2 млн зажиточных фермеров ("кулаков") были уничтожены целыми семьями, в основном в сибирских ссылках. Остальные были загнанны в колхозы и лишены гражданских прав и свобод. Они были лишены права переезда на другие места жительства т.е. оказались в положении крепостных крестьян советской власти. Большевики раскрестьянили страну, и до сих пор в России уровень сельскохозяйственного производства не только значительно ниже, чем был после проведения столыпинской реформы, но даже ниже, чем до реформы.

5. Церковные преобразования

Среди огромных заслуг Николая II в самых различных государственных областях видное место занимают его исключительные заслуги в вопросах религии. Они связаны с главной заповедью для каждого гражданина своей родины, своего народа чтить и сохранять свое историческое и духовное наследие. Православие духовно-нравственно скрепляло национально-государственные начала России, для русского человека оно было больше, чем просто религией, оно было глубокой духовно-нравственной основой жизни. Русское Православие развивалось, как живая вера, состоявшая в единстве религиозного чувства и деятельности. Оно являлось не только религиозной системой, но и состоянием души - духовно-нравственным движением к Богу, включавшим все стороны жизни русского человека - государственную, общественную и личную. Церковная деятельность Николая II была весьма широкой и охватывала все стороны церковной жизни. Как никогда раньше, в годы царствования Николая II получили распространение духовное старчество и странничество. Росло число построенных церквей. Увеличилось число монастырей и монашествующих в них. Если в начале царствования Николая II существовало 774 монастыря, то в 1912 году 1005. В его царствование Россия продолжала украшаться обителями и церквами. Сравнение статистических данных за 1894 и за 1912 годы показывает, что за 18 лет было открыто 211 новых мужских и женских монастырей и 7546 новых церквей, не считая большого количества новых часовен и молитвенных домов.
Кроме того благодаря щедрым пожертвованиям Государя,в эти же годы во многих городах мира сооружаются 17 русских храмов, выделявшихся своей красотой и ставших достопримечательностями тех городов, в которых они построены.
Николай II был истинным христианином, бережно и благоговейно относящимся ко всем святыням, прилагавшим все усилия для их сохранения для потомков на все времена. Затем, при большевиках, происходит тотальное разграбление и уничтожение храмов, церквей и монастырей. Москва, которую по обилию церквей называли златоглавой, потеряла большую часть своих святынь. Исчезли многие монастыри, создававшие уникальный колорит столицы: Чудов, Спасо-Андроньевский (уничтожена надвратная колокольня), Вознесенский, Сретенский, Никольский, Ново-Спасский и другие. Некоторые из них с большими усилиями сегодня восстанавливаются, но это только небольшие фрагменты благородных красавцев, некогда величественно возвышавшихся над Москвой. Некоторые монастыри полностью сровняли с землей, и они потеряны безвозвратно. Такого урона русское православие не знало за свою почти тысячелетнюю историю.
Заслуга Николая II в том, что он приложил все свои духовные силы, ум и талант, чтобы возродить духовные основы живой веры и истинного Православия в стране, которая была в то время самой могущественной православной державой мира. Николай II прилагал огромные усилия к восстановлению единства Русской церкви. 17 апреля 1905г. накануне Пасхи он издает указ "О укреплении начал веротерпимости", которым была положена основа преодоления одного из самых трагических явлений российской истории - церковного раскола. После почти 50-летнего запустения были распечатаны алтари старообрядческих храмов (запечатанные при Николае I) и в них разрешено служить.
Государь, отлично знавший церковный устав, хорошо понимал, любил и ценил церковное пение. Сохранение истоков этого особого пути и дальнейшее его развитие позволило русскому церковному пению занять одно из почетных мест в мировой музыкальной культуре. После одного из духовных концертов Синодального хора в присутствии Государя, как вспоминает исследователь истории синодальных училищ протоиерей Василий Металлов, Николай II сказал: "Хор достиг самой высшей степени совершенства, дальше которого трудно себе представить, что можно пойти".
В 1901 году Император повелел организовать комитет попечительства о русской иконописи. Его основные задачи формировались так: сохранить в иконописи плодотворное влияние образцов византийской древности и русской старины; установить "деятельные связи" между официальной церковной и народной иконописью. Под руководством комитета создавались пособия для иконописцев. В Палехе, Мстере и Холуе были открыты иконописные школы. В 1903 году С.Т. Большаков выпустил иконописный подлинник, на 1 странице этого уникального издания автор писал слова благодарности Императору за его державное покровительство русской иконописи: "...Мы все надеемся видеть поворот в современном русском иконописании к древним, освященным веками образцам..."
С декабря 1917 года, когда еще арестованный Николай II был жив, вождь мирового пролетариата начал расправу над духовенством и разграбление церквей (по терминологии Ленина - "очищение"), при этом повсеместно иконы и вся церковная литература, в том числе и уникальные ноты сжигались на кострах возле церквей. Это делалось более 10 лет. При этом многие уникальные памятники церковного пения бесследно исчезли.
Заботы Николая II о церкви Божией простирались далеко за пределы России. Во многих церквах Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Черногории, Турции, Египта, Палестины, Сирии, Ливии имеется тот или иной дар мученика. Дарились целые комплекты дорогих облачений, иконы и богослужебные книги, не говоря уже о щедрых денежных субсидиях на их содержание. Большинство Иерусалимских храмов содержались на русские деньги, а знаменитые украшения Гроба Господня были дарами русских Царей.

6. Борьба с пьянством

В 1914 году, несмотря на военное время, Государь решительно приступил к осуществлению своей давнишней мечты - искоренению пьянства. Уже давно Николай Александрович проникся убеждением, что пьянство - порок, разъедающий русский народ, и что долг Царской власти вступить в борьбу с этим пороком. Однако все его попытки в этом направлении встречали упорное сопротивление в Совете Министров, так как доход от продажи спиртных напитков составлял главную статью бюджета - одну пятую гос. доходов. Главным противником этого мероприятия стал министр финансов В.Н.Коковцев, ставший преемником П.А.Столыпина на посту премьер-министра после его трагической кончины в 1911 г. Он считал, что введение сухого закона нанесет серьезный удар по российскому бюджету. Государь глубоко ценил Коковцева, но, видя непонимание им этой важной проблемы, решил с ним расстаться. Усилия Монарха соответствовали в то время общему народному мнению, принявшему запрет спиртных напитков как избавление от греха. Только условия военного времени, опрокинувшие всякие нормальные бюджетные соображения, позволили провести меру, которая означала отказ государства от самого крупного из своих доходов.
Ни в одной стране до 1914 года еще не принималась такая радикальная мера борьбы с алкоголизмом. Это был грандиозный, неслыханный опыт. "Прими, Великий государь, земной поклон народа своего! Народ твой твердо верит, что отныне былому горю положен конец!" - заявил председатель Думы Родзянко. Так твердой волею Государя был положен конец государственным спекуляциям на народном несчастье и заложены гос. основы для дальнейшей борьбы с пьянством. "Прочный конец" пьянству продержался до октябрьского переворота. Начало повального спивания народа было положено в октябре при взятии Зимнего дворца, когда большая часть "штурмовавших" дворец направилась в винные погреба, причем там перепились до такой степени, что пришлось "героев штурма" выносить за ноги наверх. 6 человек умерли - это и были все потери в этот день. В дальнейшем революционные вожди напивали красноармейцев до беспамятства, а потом посылали грабить церкви, расстреливать, громить и совершать такие нечеловеческие кощунства, которые бы в трезвом виде люди сделать бы не посмели. Пьянство по сегодняшний день остается самой страшной российской трагедией.

Материал взят из книги Мирек Альфред "Император Николай II и судьба православной России. - М.: Духовное просвещение, 2011. - 408 с.

Огромное количество циркулировавших по стране бумажных денег, неконтролируемая эмиссия, хаотичное управление финансами страны, отсутствие единой схемы отчетности по выделенным ассигнованиям – все это привело в результате к чудовищному количеству различных злоупотреблений со стороны государственных чиновников. Стране требовалась не только денежная реформа, способная сделать рубль твердой и надежной валютой, но полноценное переустройство всего государственного финансового аппарата. Попытку такого реформирования предпринял В.А. Татаринов, министр финансов при Александре II.

Предпосылки николаевской реформы. Реформа Татаринова

К числу самых успешных с финансовой точки зрения денежных преобразований историки относят так называемую реформу Витте или реформу Николая II. Основная задача, которая была поставлена – и достаточно удачно решена – заключалась не только в повышении стоимости бумажных денег и доведения ценности кредитных билетов до номинальной. Главным успехом было урегулирование общего денежного потока в стране и возведение рубля на уровень мировой валюты.

Однако прежде, чем говорить о реформе Николая II стоит упомянуть и предыдущую реформу, редко упоминаемую историками. Ее предпринял В.А. Татаринов, министр финансов Александра I, в 1862-1866 годах.

Называть преобразования Татаринова только денежной реформой было бы неверно, особенно в свете того, что каких-либо существенных, глобальных перемен в монетно-денежном отношении они не принесли. Главное, на что были направлены усилия министра финансов – наведение порядка в принципах и схемах ведения финансового оборота. Татаринов начал величайшее дело в истории империи — кардинальную переделку всего денежного управления, подчинение денежных потоков единому органу – министерству финансов, выработка единой системы отчетности о потраченных и выделенных средствах. Словом, государство решило взяться за весьма сложную задачу – уничтожение финансового произвола, злоупотреблений и махинаций. Централизация денежных потоков, начало которой положил Татаринов, легла в основу той финансовой схемы, которой государство пользуется и поныне.

Однако одной из основных целей реформы было по-прежнему укрепление курса бумажного рубля. Для решения этой задачи был сделан грандиозный займ в 16 млн. фунтов стерлингов, так как внутренних ресурсов страны явно не хватало. Курс рубля предполагалось укрепить путем обмена бумажных денег на металлические эквиваленты, причем с возрастающим коэффициентом. Кредитные билеты государство обменивало на полуимпериалы и серебряные рубли по завышенному курсу, который объявлялся заранее.

По задумке финансистов, население, видя, что государство в течение нескольких лет выкупает бумажные рубли выше указанного на них номинала, должно было предпочесть хранить сбережения не в металлических деньгах, а в бумажных. Однако Татаринов не учел, что большая часть той огромной массы бумажных денег, бывших на тот момент в обороте, будет предъявлена к обмену. В результате на металлизированный обмен был потрачен не только заемный фонд, но и часть сформированного предшественником Татаринова металлизированного запаса.

Затем нужды государства, вступившего в русско-турецкую войну, заставили вновь прибегнуть к испытанному средству – выпуску бумажных денег. Это свело к нулю все положительные моменты проведенной реформы и еще больше обесценило кредитные билеты.

Реформа Николая II

Реформа Николая II была одной из самых продуманных и тщательно подготовленных финансовых операций. Результатом стало упрочившееся положение России.

Реформа С.Ю. Витте или реформа Николая II, проведенная в 1895-1897 годах, не просто повысила доверие к бумажным деньгам, но и сделала российский рубль одной из самых надежных и устойчивых валют на финансовом рынке Европы.

Последняя досоветская масштабная денежная реформа и, по мнению большинства историков, самая успешная из всех, это реформа 1895-1897 годов. Подготовленная и проведенная С.Ю. Витте, выдающимся финансистом и аналитиком своего времени, она осуществлялась поэтапно и вводилась в действие в течение нескольких лет. И успех проведенной реформы оказывал свое действие на экономику страны вплоть до начала Первой мировой войны, когда финансовая система государства вновь пошатнулась.