Болезни Военный билет Призыв

Вечный мир с польшей в 17 веке. «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. История в лицах

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

Русское зарубежье

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально - экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

В 1686 году Россия и Польша заключили Вечный мир. Он положил конец многочисленным и длительным войнам соседних стран за влияние в приграничных регионах. Договор закреплял усиление России и возвращение ей части Украины и Смоленска.

Шаткий мир

В 1654-1667 гг. Россия и Речь Посполитая находились в состоянии изнурительной войны. Державы спорили за приграничные земли, на которые претендовала каждая из стран. Вечный мир с Польшей 1686 года стал договором, подтвердившим итоги этого конфликта. Фактически он дублировал положения документа, подписанного в деревне Андрусово в 1667 году. Если первый договор был лишь временным 13-летним перемирием (что было зафиксировано в одном из пунктов), то Вечный мир с Польшей 1686 г. закреплял примирение двух стран и их политическое сближение.

Согласно достигнутым договоренностям, Россия получила Новгород-Северский, Смоленск, и Киев (расположенный на правом берегу Днепра). Для царя Алексея Михайловича в свое время это был самый настоящий исторический триумф. Он вернул земли, которые когда-то были частью единого Древнерусского государства. Они были присоединены к Литве, когда восточнославянские княжества были раздробленными и не консолидированными. В конце XIV в. правители Вильно заключили унию с Польшей, после чего Москва, а потом и Россия получила у своих западных границ мощную силу.

Воссоединение с Украиной

Особенно важным было то, что Вечный мир с Польшей 1686 года возвращал России Смоленск. Этот город сначала был отвоеван у Литвы Василием III, а потом вновь потерян в эпоху Смутного времени. С восстановлением стабильности в России на московском престоле оказались Романовы. Второй царь из этой династии - Алексей Михайлович - теперь восстановил историческую справедливость, а при его дочери Софье она была закреплена.

Во второй половине XVII века польскую Украину стали сотрясать восстания местных националистов, тяготевших к Москве. Их лидером стал гетман Богдан Хмельницкий. Многолетняя борьба закончилась, только когда был заключен Вечный мир с Польшей. 1686 год стал праздничной датой для украинцев. Их конфликт с поляками зрел на почве конфессиональных (одни были православными, а другие католиками) и языковых отличий.

Раздел казачьих земель

Тем не менее за Польшей сохранялась Правобережная Украина. Раздел только увеличил пропасть между двумя частями страны, границей между которыми стал Днепр. Закреплению нового политического положения вещей в регионе способствовал Вечный мир с Польшей (1686). Итог длительных переговоров заключался и в том, что стала буфером между двумя державами. Это был важный регион, в котором проживало вольное казачество. Атаманы и их армии были надежной защитой от Османской империи, усиливавшей свое влияние в Причерноморье.

Турция стала той самой силой, которая поспособствовала сближению Польши с Россией и заключению их обоюдного мирного договора. В 1672 году, когда уже закончились переговоры в Андрусово, и было еще непонятно, как будет развиваться ситуация, мусульмане захватили Каменец-Подольский, до этого принадлежавший Речи Посполитой. После этого турки стали систематически нападать на казачьи земли, находившиеся в зоне интересов России. Стало ясно, что двум христианским странам пора сгладить собственные противоречия и объединить усилия в борьбе против османской угрозы.

Турецкая угроза

Турки продолжали воевать со всей Европой. В 1683 году они даже попытались осадить Вену - столицу Австрии и могущественной Стала складываться всеобщая коалиция против Стамбула. которая находилась в самом уязвимом положении, до этого не хотела признавать результаты последней войны с Россией, после которой Романовы вернули Смоленск и другие важные русские земли.

Но в новых условиях, когда южные страдали от набегов турок и татар, монархия решила пересмотреть свое отношение к договоренностям с Москвой. Центральная власть, чувствуя приближение развязки, даже созвала в столице последний в истории страны Земский собор. На его заседании должны были быть обсуждены условия Вечного мира с Польшей 1686 г.

Подписание договора

Заключительный этап переговоров с поляками пришелся на период регентства царицы Софьи - старшей дочери Алексея Михайловича. Она поставила во главе Посольского приказа своего фаворита князя Голицына. Он, непосредственно контактируя с присланными иностранными делегатами, настаивал на том, что Россия присоединится к антитурецкому союзу, только если Речь Посполитая окончательно подтвердит условия прежнего Андрусовского договора.

Эти предложения и были приняты. Королевские послы решили не торговаться в условиях, когда их страна была на грани разорения из-за войны с турками. Так был согласован Вечный мир с Польшей (1686). Где подписан этот важный для отечественной истории документ? Он был заключен в Москве 6 мая. Согласно договоренностям, Россия присоединилась к союзу европейских стран, воевавших с Османской империей. В 1687 и 1689 годах состоялись знаменитые во главе которых стоя все тот же князь Голицын.


Договор о Вечном мире между Россией и Польшей. 1686 год

1686 год. 6 мая (26 апреля ст.ст.) между Россией и Польшей был заключен Вечный мир

«Вечный мир 1686 года - заключён 6. V между Россией и Речью Посполитой. - Со времени Андрусовского договора 1667 года Польша неоднократно делала попытки заключить с Россией союз против Турции. Московское правительство также было заинтересовано в создании антитурецкого союза и ещё в начале 70-х годов предпринимало дипломатические шаги в этом направлении. Война 1676-81 гг. с Турцией усилила стремление Москвы к созданию такого союза. Тем не менее неоднократные переговоры по этому вопросу не достигли результата; одной из важнейших причин этого было сопротивление Польши русскому требованию окончательно отказаться от Киева. С возобновлением в 1683 году войны с Турцией Польша, в союзе с которой выступали Австрия и Венеция (с 1684 года), развила оживлённую дипломатическую деятельность с целью привлечения России к антитурецкой лиге. В начале 1686 года в Москву прибыло специальное посольство, возглавляемое познаньским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. С русской стороны переговоры вёл В. В. Голицын. Голицын использовал настоятельную потребность в русской помощи для Польши и сумел превратить русское требование об окончательном закреплении приобретений России на Украине в предварительное условие переговоров о союзе. Переговоры закончились подписанием договора о "Вечном мире" и союзе обоих государств против Турции.

"Вечный мир" подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это компенсацию в 146 тысяч рублей Россия разрывала сношения с Портой и должна была послать войска в Крым. "Вечный мир" 1686 года гарантировал свободу вероисповедания для православных в Речи Посполитой и признал за Россией право представлений в их защиту. Договор 1686 года получил действительную силу немедленно, но ратифицирован польским сеймом он был лишь в 1710 году. "Вечный мир" урегулировал русско-польские отношения и этим развязал России руки в борьбе с турецко-татарской угрозой. В то же время "Вечный мир" способствовал окончательному оформлению антитурецкой коалиции в Европе».

Цитируется по: Дипломатический словарь. Под ред. А. Я. Вышинского и С. А. Лозовского. М.: ОГИЗ, Государственное изд-во политической лит-ры, 1948

История в лицах

Грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в Новгород боярину и воеводам Петру Васильевичу Шереметеву с товарищами о заключении вечного мира с Польшей:
От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцев в нашу отчину в Великий Новгород боярину нашему и воеводам Петру Васильевичю Шереметеву с товарыщи. В прошлом во 175-м году у отца нашего, великих государей, блаженные и вечно-достойные памяти у великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича учинено было с Полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть меся-цов. А потом у брата нашего великих государей, блаженные ж памяти великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича учинено было с Полским же Яном Третием королем перемирье ж на другую на тринатцать же лет и на шесть месяцов. И в те перемирные лета уступили они, великие государи, их царское величество в сторону короля Полского и Речи Посполитой городов: Полоцк, Витепск, Дино-борк, Лютик, Резицу, Велиж, Невль, Собеж со всеми уездами и землями. Да с теми ж городами дано в Полскую сторону в два перемирья денежной казны четыреста тысечь рублев. А Смоленск с пригородки и Черкаские городы оставлены были в стороне нашего царского величества толко на те ж перемирные лета, на время, такж и город Киев по первому перемирью удержан был в державе нашего царского величества толко на два года, а по выхождении дву лет договорено ево отдать королю ж Полскому и Речи Посполитой. И на том отец великих государей, блаженные памят великий государь, царь.и великий князь Алексей Михайлович и брат наш, великих государей, блаженные ж памяти великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич пред святым евангелием трижды свое царское обещание учинили, что Киев отдать королю Полскому. И те перемирные лета ныне выходили. А что в тое прошедшую войну с королевством Полским и княжеством Литовским наши, великих государей, будучие в Польше и в Литве ратные люди поимали в полон и вывезли в Росийские государства Полского и Литовского народу мужеска и женска полу шляхецкого и служилого чину и мещан и пашенных крестьян многие сот тысечи, также и костелных всяких утварей и украшеней и колоколов, и из городов и на боях пушек и всяких воинских орудей в те времена взяли, и то все, по тем же вышепомянутым перемирным договором, оставлено было в стороне нашего царского величества толко на те перемирные лета; а по выхождении перемирных лет, то все отдать было в сторону короля ж Полского и Речи Посполитой. И в нынешнем во 194-м году, милостию всемогущаго в Троице славимаго бога и предстательством надежды християнские пресвятые богородицы и всех святых молитвами, а нашим, великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны, и всего нашего государского дому счастием, будучи при нашем великих государей нашего царского величества дворе в царствующем великом граде Москве, Польского короля великие и полномочные послы Хриштоф Гримультовский воевода Познанский и канцлер великого княжества Литовского князь Марцыян Огинский с товарищи с нашими, царского величества, ближними бояры царственные большие печати и государственных великих посолских дел со сберегателем з ближним боярином и намесником Новгородцким со князем Васильем Васильевичем Голицыным, з ближним боярином и намесником Вяцким з Борисом Петровичем Шереметевым, з ближним боярином и наместником Суздалским с Ываном Васильевичем Бутурлиным, з ближним окольничим и намесником Шацким с Петром Дмитреевичем Скуратовым, з ближним окольничим и намесником Муромским с Ываном Ивановичем Чаадаевым да з думным дьяком с Емельяном Игнатьевым сыном Украинцовым с товарищи, будучи в ответе о вечном миру и о святом покое, имели многие розговоры и трудности. И на тех розговорах о вечном миру и о святом покое согласно поговорили и постановили и утвердили, что междо нами, великими государи, нашим царским величеством, и королевском величеством вечному миру и покою християнскому и обновленной и постоянной и утвержен-ной дружбе и доброй верности быть навеки непорушимо. И по тому договору уступили и написали нам, великим государем, на шему царскому величеству многие прибылые славные у всех християнских государей титла, то есть нас, великих государей, писать в титлах пресветлейшими и державнейшими великими государи. Да они ж уступили писатися нам великим государем вечно Киевскими и Черниговскими и Смоленскими великими государи. Да по тем же договором быть вечно королевскому величеству святым церквам божиим и епископъям Луцкой, Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белоросийской, и при них монастырям архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным игуменствам и братствам, в которых обреталось и ныне обретаетца во всей коруне Польской и великом княжестве Литовском употреблении благочестивой грекоросийской веры всем живущим людем никакова утеснения и к вере римской и к унее принуждения не чинить и чинить не велеть, но по давным правам во всяких свободах и в вольностях церковных блюсти.

«Вечный мир» 1686, договор между Россией и Речью Посполитой, заключённый 6(16) мая в Москве. Подтвердив условия Андрусовского договора 1667, «В. м.» навсегда закрепил за Россией г. Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Православное население Речи Посполитой получило право свободного вероисповедания. Россия обязалась войти в антитурецкую коалицию, состоявшую из Речи Посполитой, Австрии, Венеции и Рима, и выступить против Турции и её союзника - крымского хана. В силу принятых обязательств Россия предприняла 2 похода в Крым - в 1687 и 1689. «В. м.» урегулировал отношения между Россией и Польшей и послужил основой для будущего русско-польск. союза в Северной войне 1700-21, облегчил борьбу России со Швецией за выход к Балтийскому м. «В. м.» отразил новую расстановку сил на междунар. арене, сыграл значит, роль в борьбе народов Вост. Европы против тур.-тат. агрессии.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Литература:

История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. М., 1967, о. 145 - 146;

Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в. М., 1955;

История Польши. Т. 1. М., 1954;

Белов М. И. К истории дипломатических отношений России во время Крымских походов (1686-1689 гг.).- «Учен, зап. ЛГУ», 1949, № 112. Сер. ист. наук, вып. 14.