Болезни Военный билет Призыв

Точки зрения историков на монголо татарское иго. Оценка роли монголо-татарского нашествия на совершенствование цивилизационных процессов в россии в отечественной литературе. Суждения и оценки монголо-татарского иго на Руси

Не так давно Сергей Биец «воскресил» свой давний проект под названием «Революционная рабочая партия». Проект до этого существовал довольно-таки долгое время, а затем самоликвидировался, поскольку полностью исчерпал себя.

В какой-то период у Биеца было много соратников, затем мало, периодически все доходило даже до заморозки «партии». Но вот теперь, спустя время, все-таки известный активист решил возродить свое детище. И надо признаться, что этим он привлек на свою сторону некоторых «левых» активистов.

Привлекательность заключается в том, что в России нет влиятельной марксистской партии. По всей видимости, поскольку и типичные «левые» партийки вроде кажутся просто реакционными, люди часто принимают известное положение Эдуарда Бернштейна: «Движение - всё, цель - ничто».

И в итоге создается впечатление, что якобы это совершенно другая группа, якобы это альтернатива. Хотя на деле, если уж смотреть на ситуацию трезво, особую разницу заметить сложно. Возможно, именно невежество активистов порождает веру в РРП, и основа их «революционной деятельности» вовсе не идеология партии, а личные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ведь идеологов и теоретиков там нет.

Однако стоит разобраться, что это за организация, почему ее решили назвать «революционной»? Какие реальные цели ставят перед собой члены партии и, главное, как добиваются их реализации? I. К истории РРП

Когда речь идет о РРП, всегда нужно помнить, что это именно проект Биеца. Поэтому рассматривать партию отдельно от Биеца просто никак нельзя. А проектов он в своей жизни успел сделать несколько.

Прежде всего, политическую деятельность он начал в партии «Демократической союз». Примечательно, что речь идет о партии Валерии Новодворской . Но нельзя сказать, что Биец разделял ее взгляды, скорее дело заключалось в том, что просто не было трибуны для выражения политических взглядов. Формально он и тогда был левым, однако сам факт говорит о том, что если Биец и участвует в политике, то только в хвосте, что подтверждает также дальнейшая история.

В 1990 году он создает «Союз коммунаров», а затем партия переименовывается в «Комитет за рабочую демократию и международный социализм». Основная цель в том, чтобы присоединиться к международному троцкистскому движению – «Комитет за рабочий интернационал».

Биец, возможно, тогда искреннее верил в то, что это время великих свершений и что даже у небольшой группки, которая подвержена расколам из-за нелепых вопросов (вроде поддержки той или иной вооруженной группировки на африканском континенте), есть шанс изменить ход истории.

Лозунги тогда были радикальные: «революция!», «социализм!» и т. д. Но практика оставляла желать лучшего. Люди стояли с плакатами и раздавали листовки. Требования, как правило, заключались в том, чтобы поднять зарплату рабочим или повысить пенсию.

Так что многие люди вначале шли в партию, поскольку им казалось это чем-то новым, не косным, а затем выходили, поскольку на деле это просто раздача листовок и участие в акциях разного рода либералов (до развала СССР).

Соратники Биеца участвовали в событиях 1993 года. Биец о происходящем :
“Собственной стратегии не было. По сути дела коммунисты плелись в хвосте общедемократического, или как его принято было тогда называть, “патриотического” движения. При том, что наиболее активными бойцами на улице были коммунисты и комсомольцы – руководство движением контролировалось буржуазными патриотами из Фронта Национального Спасения”. На сегодня также ни одна партия не выдвинула действительно актуальную революционную рабочую программу. Так же как и двадцать лет назад так называемые революционеры не имеют связи с рабочим классом, и, как следствие, также “плетутся в хвосте общедемократического движения”.

В битве двух буржуазных группировок Биец выбрал почему-то защитников Белого дома. Сложно сказать, каким образом это связано с троцкизмом или революцией вообще. Речь шла о банальном госперевороте, дрались кланы буржуазии за передел собственности. Вряд ли пролетариату было важно, какому клану собственность достанется.

В том же году партийка Биеца раскололась. Повод был «важный» — вступать или не вступать в Комитет за рабочий интернационал. Короче, стали в России появляться клоны этой сомнительной организации, которые занимались тем же самым (т. е. раздавали листовки).

Затем расколы с разной периодичностью повторялись. Биец хотел примкнуть то к одному международному троцкистскому движению, то к другому. В чем смысл, понять сложно. Да и не особо это важно.

Сразу к РРП. Назвать организацию так решили в 1999 году на очередном съезде КРДМС. Примечательно, что именно на этом съезде из партии был исключен известный ныне либерал Борис Стомахин , который призывает убивать русских.

Чтобы понять комичность ситуации, стоит заметить, что исключили этого индивида по той причине, что он в одной своей статье назвал Ленина гомосексуалистом. В общем, «серьезная» организация.

К слову, если уж говорить о теоретическом уровне, то тут все пусто. Ни Биец за долгие годы своей деятельности, ни кто-либо еще из организации, так ничего и не выдал. Фактически никакой «революционной теории» у организации просто нет. Нужно следовать стихии, надеяться на авось. Такая тактика приводила только к расколу. В разное время существовало сразу несколько организаций с названием РРП (например, в 2000-х гг. в Перми действовала отдельная «пермская РРП» ) . Как правило, со временем эти люди либо отказались от подобной деятельности, либо участвовали в создании других одиозных организаций (например, РСД). Большая часть таких партиек со временем просто исчезла.

Кризис в РРП – штука закономерная. Если долгие годы по сути ничем не заниматься, прикрываясь громкими лозунгами, то и участвовать в такой деятельности будет все меньше человек. Биец и оставшиеся преданными ему активисты попросту зашли в тупик. Возникает вопрос: «Что делать?».

II. Заморозка проекта и открытый оппортунизм

В 2012 году появилась организация МОК (Межрегиональное объединение коммунистов). Суть заключается в том, что после многочисленных расколов в КПРФ разного рода оппортунисты, которым не достались доходные места, скажем, в парламенте или на любых других оплачиваемых должностях, публично отреклись от Зюганова.

Они вдруг вспомнили, что есть некий марксизм и что руководство КПРФ отошло от принципов. Удивительно тут только то, что члены данной организации прекрасно уживались с оппортунизмом Зюганова иногда 10 лет, иногда и 20, ничего их не смущало, порой они и сами выдвигали националистические лозунги.

В общем, все было хорошо, пока эти люди занимали положение, позволяющее им зарабатывать. Суть нового проекта заключалась в том, чтобы создать некую альтернативу КПРФ и занимать там ключевые позиции (т. к. не было конкурентов в лице приближенных Зюганова). Люди считали, что могут при помощи авторитета «настоящего коммунизма» взять места в Госдуме или хотя бы на местном уровне.

Естественно, сразу же к ним обратилось множество разных левых активистов. Ведь разница тут в том, что озлобленные бывшие члены КПРФ имели ресурсы и нужные связи, они могли лучше все организовать (лучше, по сравнению с деятельностью мелких групп).

Биеца это заинтересовало, его не смущало даже, что лидер МОК – Лакеев, бывший функционер КПРФ, который занимал ключевые позиции в данной партии. На это время РРП практически бездействовала, а Биец неоднократно участвовал в деятельности МОК.

В качестве примера можно привести выступление лидера РРП на совещательном съезде МОК . Он открыто заявляет, что с 2002 года «критически» поддерживает КПРФ! Это прямо-таки странно, учитывая тот факт, что нигде это не отражено, и КПРФ практически всегда именовалась оппортунистической организацией в среде активистов РРП.

Биец опустился до того, что поддержал кандидата в мэры Москвы от КПРФ:
“Наша поддержка кандидата от КПРФ на самом деле направлена против КПРФ, потому что мы сейчас заранее знаем, что результат Мельникова на выборах будет низкий. Но мы хотим, чтобы Рашкин и компания не имели возможности, показывая на нас пальцем, сказать, что он получил этот низкий результат, потому что мы ему мешаем. Мы ему не мешаем, мы поддерживаем – не проблема. Но он все равно будет иметь низкий результат. КПРФ настолько сгнила, что не ведет никакой избирательной кампании. Нельзя помочь тому, кто сам себе помочь не может. Наша поддержка Мельникова – демонстрация неприятия буржуазных кандидатов”.

Как видно, Биец доверяет выборам, пеняя на то, что плохая избирательная кампания. Возможно, он сам таким образом хотел предложить себя в качестве пиарщика для этой получерносотенной организации.

Но вопрос тут интересный: допустим, что КПРФ бы победила на выборах. Что бы изменилось? Любой марксист должен понимать, в интересах какого класса действует КПРФ и подобные организации, в чем можно убедиться неоднократно. В качестве примера можно вспомнить о победах подобных структур в мире. Например, в Молдове долгие годы такая организация возглавляла правительство. А КПРФ побеждала на парламентских выборах, затем депутаты принимали неолиберальный бюджет и говорили что-то о том, что революции в России больше никогда не будет.

Как можно заметить, в этот период Биец сильно изменился. Связано это только с тем, что он решил участвовать в новом проекте бывших участников КПРФ, которые вдруг, спустя десятилетия, вспомнили о том, как хорош коммунизм и какой оппортунист Зюганов.

Биец в любом случае нужен подобным прохвостам, поскольку, хотя и небольшую кучку, но он может мобилизовать, у него есть некий «авторитет» прежде всего заключающийся в том, что он долгие годы потратил на бесполезную деятельность, как и все прочие члены будущей партии.

Партию создали, назвали «Объединенной коммунистической партией». Как и предполагалось, во главе стоят бывшие члены КПРФ, основные должности у депутатов (или бывших депутатов) и их помощников, т. е. у людей, которые получают большие деньги, практически ничего не делая, или занимаясь откровенным вредительством.

Однако ничего не вышло. Человек, который питал иллюзии по поводу раздачи листовок, точно так же ошибся, когда решил встать на путь открытого оппортунизма, поскольку проект провалился полностью. ОКП – клон КПРФ во всех смыслах . Просто это мини-версия.

В основном эти люди участвовали в ритуальных акциях и раздавали те же самые листовки. Ничем примечательным за весь период существования данная организация не отличилась. Кроме, разве что, «особого» отношения к ДНР и ЛНР, фактической поддержкой российского государства. И это речь идет про общую деятельность, а не о Биеце, который, надо признать, все же не поддерживал захватническую политику российского государства. Но вопрос тогда в том, почему он сразу не покинул эту партию, если все-таки речь уже шла о принципиальных расхождениях? Вместо этого он активно участвовал во многих акциях ОКП.

Глупость «вождей» доходила до прямого сотрудничества с партиями вроде «Другой России» и всякими ополченцами, т. е. преимущественно поклонниками белого движения. Но Биец умудрился и этот момент обойти. Он занимал почетную должность в партии, ожидая официальную регистрацию.

Но когда уже партию стали покидать активисты, когда все застопорилось, и уже стало понятно, чего можно ожидать в итоге, начались новые расколы, это стало уже основной темой. Повод найти было легко: ДНР, национализм, патриотизм и так далее.

Биец не знал, что делать в таких условиях. Он странно отреагировал на смерть Немцова:
«Кризисные явления нарастают. Это чувствует каждый бедняк в нашей стране. Совершенно не важно кто убил Немцова, равно как не имеют значения ни позиция Немцова, ни его прошлое — в сознании массы он известный оппозиционер, и он убит. Стало быть, он был против тех, кто делает меня сейчас беднее и мешает жить».

Но самое интересное, конечно, это «Автономное действие». Речь идет об организации анархистов, часть которых верит, например, в анархономику, часть считает, что идеальная организация общества – дикие африканские племена. Некоторые полагают, что после «бескровной революции» можно сразу отменить государство и тотально децентрализовать экономику, приближая общество ко времени первобытного обмена и малочисленных общин. Совершенно очевидно, что люди, разделяющие подобные взгляды (не все анархисты разделяют такие взгляды, но в целом децентрализацию и мгновенную «отмену» государства поддерживают практически все «левые» анархисты), являются идейными врагами марксизма. Подобные мелкобуржуазные идеи в действительности только уводят людей от революционной борьбы в сторону грёз. Существенные результаты возможны только в том случае, если человек опирается на научную теорию. А вот ее как раз анархисты зачастую игнорируют, идеализируя прошлое или вставая на позиции субъективного идеализма.

Это уже явно говорит о том, что никаких особых принципов у Биеца нет. Важнее то, что есть непонятная толпа, которая готова участвовать в любых протестах рабочих, мелких буржуев и даже либеральной интеллигенции.

Принципиально тактика Биеца ничем не отличается от тред-юнионистской. Фактически данная структура вписана в капиталистическое общество и направлена не на революционные преобразования, а на получение подачек от буржуазии. В.И. Ленин замечал: «…тред-юнионистская политика рабочего класса есть именно буржуазная политика рабочего класса» (В.И. Ленин. ПСС, т. 6, с. 96.)

Этим же занимаются отдельные «социалисты» из РСД и анархисты, которые со временем могут стать частью бюрократического аппарата профсоюза и получать зарплату, заключая договора как с директорами предприятий, так и с правительством. Подобных случаев история знает очень много. Никогда еще не было такого, чтобы подобная тактика приводила к революционным преобразования. Как правило, к перерождению конкретного человека (многие современные профсоюзные лидеры и бюрократы в прошлом были «левыми»).

Капиталистическая система выбирает правила, по которым можно с нею бороться. Биец и прочие принимают эти правила и попадают в ловушку. Из-за отсутствия теоретической подготовки они не замечают очевидных противоречий, и в итоге со временем могут просто разочароваться в идее и уйти на покой, как это сделали многие бывшие соратники Биеца по различным партийкам.

Буржуазия может спать спокойно, пока подобные Биецу деятели толкают рабочих на путь реформизма, выпячивают отдельные социальные проблемы, а не в целом борются с капитализмом. Особо важно подчеркнуть, что в защиту рабочих выступают также ультраправые и либеральные партии. Это общее место реформистской политики.

«Левые» даже помогают капиталистам, потому что в случае волнений они всегда могут сказать, что нужно составлять петиции, обращаться к президенту, надо как можно «спокойнее» решить ту или иную проблему с руководством.

Биец, как и большинство современных якобы марксистов – сторонники экономизма. Направление, ставшее в конце XIX века российским вариантом ревизионизма. Революционеры, под влиянием реформистских теорий Эдуарда Бернштейна и его соратников, сворачивали с пути на социальную революцию в сторону мелких подачек. Идя этой дорогой, европейские социал-демократические партии позже стали одной из главных опор империализма в своих странах.
Основная задача таких партий – дезорганизация революционного движения, ослабление классовой сознательности пролетариата. Неудивительно поэтому, что после революции 1917 года в развитых странах при поддержке правящего класса активно распространялись брошюрки сторонников подобных идей вроде Каутского, которые обрушивались на пролетарскую революцию с уничижительной критикой.

В интересах какого класса действовали сторонники экономизма? Кажется, это ясно и так, потому что даже если они добьются неких успехов, то капитализм все равно сохранит свое существование, возможно даже укрепится, а рабочие с определенного предприятия могут получить подачки, тогда как «издержки» могут взять с других.

Пример из истории: российская оппортунистка Е. Д. Кускова в 1899 г. опубликовала кредо, где заявила, что марксизм «устарел», что социальная революция не цель левого движения. Самое главное:
«пропагандировать рабочим свержение самодержавия… это значит подвергать их величайшей опасности, какая только была возможна в истории».
«Для русского марксиста исход один: участие, т. е. помощь экономической борьбе пролетариата, и участие в либерально-оппозиционной деятельности» (С. Рудник, Б. Павлов. Подлинная история РСДРП-РКП(б)-ВКП(б), стр. 96.)

Явление было повсеместным. Не удивительно, что Кускова и многие ее соратники в момент, когда революционное движение в действительности не получилось сдерживать (т. е. незадолго до революции 1905 года), сразу почти всем составом вошли в либеральную партию «Союз освобождения» с прочими «легальными марксистами».

Подобное поведение практически всегда было характерно для сторонников только экономической борьбы. Достаточно упомянуть хотя бы времена становления фашизма в Италии, когда марксисты действовали революционно, а лица, сторонники тред-юнионизма, в итоге просто сдались классовым врагам (случилось это на объединённой конференции социалистической партии и Конфедерации труда). Затем последовало некоторое «улучшение», т. е. увеличение зарплаты, но потом уже репрессии, уничтожение революционного движения, а затем и полный откат. Революционная организация не должна относиться компромиссно к реакционным профсоюзам, особенно принимать то или иное решение путем совместного голосования, где сторонники капитализма имеют право голоса. Совершенно ясно, что в интересах рабочего класса именно борьба с капитализмом, а не борьба за сиюминутные улучшения, которые зачастую достигаются при помощи угнетения рабочих из неразвитых стран, неравного обмена. Но особо обольщаться тут не стоит, поскольку как только рабочее движение перестает представлять угрозу, то и подачек не будет. V. Партия

Биец и ко утверждают, что у них партия ленинского типа. Чтобы доказать, что это заблуждение, надо вспомнить, что такое партия ленинского типа. Во-первых, надо помнить о том, как зарождается политическая марксистская партия.

В первую очередь все начинает с кружка. Как показывает история, обойти этот момент, отказаться от революционной теории, означает только то, что люди будут топтаться на месте, играть в те игры, которые им навязывает буржуазия, действовать только в рамках правил и законов. Насколько подобная тактика эффективна, свидетельствует история «левого движения» на постсоветском пространстве.

Именно характерные черты подобных партий – отказ от социальной революции и марксизма. То, что еще сохранились некие лозунги, на самом деле ни о чем не говорит. Те же самые социал-демократы, как правило, только в 50-е годы прошлого века официально отказались от марксизма, хотя совершенно ясно, что на практике они отказались от него, возможно, в отдельных случаях вообще практически с самого основания массовой организации парламентского типа.

Грубо говоря, наука стала не нужна, можно было просто вписаться в капиталистическую систему таким образом, чтобы получать с этого выгоду, опуская до признаний, что капитализм — «естественное» и даже «вечное» явление. Поэтому вместо того, чтобы изучать капитализм, критиковать политическую экономию правящего класса, лица с трибуны просто ограничивались популизмом. Это относится и к т. н. коммунистическим партиям, которые участвуют в парламентской деятельности, в случае чего «усмиряют» рабочих, заявляя, что нужно просто правильно голосовать на выборах.

Кружок – совершенно иная деятельность. В первую очередь в кружке должны состоять марксисты. Их задача – обоснование, формулировка и разработка важнейших вопросов. Учитывая тот факт, что все-таки в нынешнем состоянии большинство «левых» вообще не знакомы с марксизмом (а порой даже с основами естествознания, философии и общественных наук), задача очень важная – сформировать авангард рабочего класса.

В марксистках кружках прошлого, в первую очередь, изучали научную литературу. Причем не только работы вроде «Капитала» Маркса, но и научно-популярные книги. Все это изучали и конспектировали. Если кто-то заблуждался по тем или иным вопросам, товарищи непременно поправляли.

Ведь основа кружка, как правило, люди компетентные, образованные. Рабочий А. А. Соловьев описывает, что происходило в первых марксистских кружках в Российской империи:
«В глухой темной Гавани, в тесной комнатушке изучали законы вселенной, законы человеческого общества. В кружке занимались космографией и дарвинизмом, читали Манифест, брошюры Плеханова, издания группы «Освобождение труда» (Казакевич Р. А. Социал-демократические организации Петербурга конца конца 80-х – начала 90-х годов (кружки П. В. Точисского и М. И. Бруснева). Л., 1960. С. 143.)

Кто-то может подумать, что это положение устарело. Однако мы видим сегодня, что невежество, в том числе среди образованных граждан, — явление повсеместное. И марксистское просвещение в кружках, конечно, куда более полезное дело, чем участие в странных акциях, где могут вместе выступать леваки, националисты, ЛГБТ-сообщества и какие-нибудь православные фундаменталисты. Такая деятельность ни к чему не приведет.

А вот кружок может стать основой для создания партии. Ведь именно так появился «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», а впоследствии и РСДРП. Участники марксисткой партии ни в коем случае не ограничивались участием в акциях. Там были теоретики-марксисты, которые изучали общество, применяя научные методы. В результате находили решения, которые целесообразны в данный момент.

Партия ленинского типа – централистская организация, где, в первую очередь, учитываются не некие абстрактные представления, а научный принцип. Ленин прямо утверждает, что социалистическое сознание не заложено в рабочем классе, необходима работа с сознательными представителями пролетариата, чтобы такое сознание сформировалось. В противном случае речь идет о стихийном и бессмысленном бунте, который вряд ли закончится социальной революцией. А если и закончится, то из-за отсутствия компетентных кадров может просто повториться история с коммуной или же с многочисленными попытками построить «красную республику» с нуля, игнорируя враждебное окружение, объективные экономические законы.

Однако сомнения все же имеются, поскольку борьбу за локальные экономические требования можно наблюдать вообще всю историю, и ими, повторяюсь, прикрываются не только левые, но и ультраправые, и либералы. Революционный подъем без опоры на научную теорию не имеет особого смысла, и в итоге может завершиться банальным государственным переворотом или жесткой победой классового врага, установление жесткой буржуазной диктатуры.

Самое важное для Биеца:
«Наша организация имеет опору именно в трудовых коллективах. Это не оспаривается никем в современном политическом движении. Спорить об этом не интересно, ибо мы доказали практикой. Факты упрямая вещь. За нами идут, нашу программу поддерживают, и здесь нет предмета для дискуссии. В России нет организации, имеющий больший авторитет в рабочей среде, чем РРП » .

И что же дальше? Несомненно, Биец лжет, но представим на секунду, что это правда. Какие действия может предпринять некая «революционная» партия, когда она имеет наибольший авторитет в рабочей среде. Все верно: может ходить на акции и стоять рядом с рабочими, которые требуют повысить зарплату. Не выдвигать особо «радикальных» лозунгов, дабы не смутить социальную базу.

Но проблема даже не в том, что Биец и подобные деятели в принципе не занимаются теорией и не просвещают рабочих, а в том, что они сами нуждаются в просвещении, и вместо самообразования просто огрызаются по этому поводу, мол, не так оно и надо.

«Первое, старшее поколение большевиков было теоретически подковано. Мы зубрили «Капитал», конспектировали, спорили, друг друга проверяли. В этом была наша сила. Это нам очень помогло.
Второе поколение менее подготовлено. Люди были заняты практической работой, строительством. Марксизм изучали по брошюрам.
Третье поколение воспитывается на фельетонах и газетных статьях. У них нет глубоких знаний. Им надо дать пищу, которая была бы удобоварима. Большинство из них воспиталось не на изучении работ Маркса и Ленина, а на цитатах. Если дело дальше так пойдет, то люди могут выродиться. В Америке рассуждают: все решает доллар, зачем нам теория, зачем наука? И у нас так могут рассуждать: зачем нам «Капитал», когда социализм строим. Это грозит деградацией, это — смерть. Чтобы этого не было даже в частностях, нужно поднять уровень экономических знаний ».

Это действительно важное замечание, которое оказалось в каком-то смысле пророческим. Сторонники же Биеца, а особенно их социальная база, как правило, люди, которые не знакомы даже с цитатами, то есть деградация и вырождение налицо.

Что же в итоге мы имеем? Биец с группкой единомышленников в разные годы занимается «активизмом». Суть заключается в том, что эти деятели участвуют в акциях рабочих, либералов, мелкой буржуазии и так далее. Для них такой активизм самоценен.

Если рабочие выступают против правительства, то деятели из РРП могут просто стоять рядом, иногда поддакивать толпе. А если рабочие будут радикальнее обычного, то «левые» их успокоят, попросят составить обращение Путину, максимально сгладят противоречия, дабы избежать лишних проблем.

Подобная деятельность ни к чему не приводит. У Биеца состав организации менялся, вероятно, уже очень много раз. Люди, которые не могут найти левой партии, вступают в подобные организации, какое-то время участвуют в этой деятельности, а затем просто разочаровываются.

Проблема в том, что активисты даже не хотят задуматься, почему ничего не выходит, почему они топчутся на месте. Они даже не могут осознать того, что в действительности у них нет ни программы, ни теории. Они просто участвуют в организации человека, чей авторитет не подкреплен ни одним теоретическим трудом, ни даже революционной деятельностью. Он просто из года в год повторяет одно и то же, периодически вступая в союз с оппортунистами и участвуя в совместных акциях даже с нацистами, либералами и анархистами, если те хотят заработать политические очки.

Самое важное, что это явление довольно типичное, и совершенно очевидно, что люди, подобные Биецу, в конечном итоге выступают в интересах правящего класса, поскольку полностью и во всем играют по навязанным правилам, отказываясь от любой другой тактики, которая может хоть в какой-то мере хотя бы ослабить позиции буржуазии. Эти люди вписались в капитализм и в известном смысле даже в их интересах сохранение капитализма, особенно в том случае, когда такие люди добиваются постов (в парламенте, профсоюзной организации, кафедре и т. д.).

1. Период 1881 - 1917 гг. стал не только временем реакции, но и распространения марксизма в России, организованного рабочего движения, формирования и становления революционных партий.

Крупнейшими революционными партиями, зародившимися и окрепшими в этот период, стали:

    Всероссийская коммунистическая партия большевиков (первоначально - фракция большевиков Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП);

    Российская социал-демократическая рабочая партия (первоначально - фракция меньшевиков РСДРП);

    партия социалистов-революционеров (ПСР - эсеры).

Все три крупные революционные партии испытали на себе влияние марксизма, а в партии большевиков марксизм стал главной идеологической доктриной.

Марксизм - экономическое и политическое учение, разработанное немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) в 1880 — 1890-е гг., стало стремительно распространяться по России. Одновременно шло создание марксистских организаций.

Одним из первых теоретиков марксизма в России стал Г.В. Плеханов (1856 - 1918), который начал свою деятельность революционера в организации «Земля и воля», но впоследствии был вынужден эмигрировать из России. Находясь в Швейцарии, вместе со своими соратниками - П.Б. Аксельродом, Л.Г. Дей­чем, В.И. Играновым и В.И. Засулич, в 1883 г. Г.В. Плеханов создает группу «Освобождение труда». Целью группы было изучение и распространение идей марксизма, идеологическая подготовка к революции в России.

Наряду с этим по России происходит распространение большого числа находящихся под влиянием марксизма кружков и организаций. Наиболее известные из них:

  • «Партия русских социал-демократов» Д. Благоева;
  • «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» П. Точисского;
  • кружок Н. Федосеева в Казани;
  • «Социал-демократическое общество» М. Бруснева;
  • иные социал-демократические организации и кружки по всей России.

Главными причинами популярности марксизма в России, не прижившегося у себя на родине - в Германии, были:

  • дикий, «классический» характер капитализма в России, его начальная стадия;
  • подходящий менталитет народа, который некритически воспринял марксистские идеи.

В 1890-е гг. началось объединение социал-демократических кружков в России. Значительная роль в этом процессе принадлежит В.И. Ленину (1870 - 1924). В.И. Лениным в течение всей его жизни был разработан русский вариант марксизма - марксизм-ленинизм, который стал основной идеологией страны в следующем, XX в.

2. С именем В.И. Ленина также связано зарождение Всероссийской коммунистической партии большевиков - ВКП(б). Большевизм как политическое движение берет свое начало с 1903 г.

Как и меньшевизм, большевизм зародился в рамках Российской социал-демократической рабочей партии.

    была создана в 1898 г. на I учредительном съезде в Минске путем объединения нескольких социал-демократических организаций России;

    раскололась на два течения - большевиков и меньшевиков, на II съезде, прошедшем в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне и обсуждавшем стратегию будущей революции;

    большевиками были названы сторонники жесткой насильственной политики при проведении будущей революции (свержения самодержавия, диктатуры, построения социалистического общества), получившие большинство на II съезде {лидер В.И. Ленин);

    меньшевиками - сторонники умеренной политики при проведении революции (сохранения парламентаризма, демократии, буржуазно-демократических свобод), получившие на съезде меньшинство (лидер Ю. Мартов);

    в 1903 - 1912 гг. партия состояла из указанных конкурирующих группировок, которые то сближались, то расходились;

    в 1912 г., после Пражской конференции, фактически распалась на две отдельные партии - большевиков (после 1917 г. - ВКП(б) и меньшевиков (сохранившей прежнее название РСДРП).

3. Другой крупной революционной партией стала партия социалистов-революционеров (эсеров).

Эсеры, которые как единая партия оформились в начале 1906 г. (лидер - В.М. Чернов), быстро стали самой популярной революционной партией в России, конкурентом большевиков и меньшевиков. Кроме этого, в отличие от малочисленной РСДРП (на начальном этапе насчитывавшей всего несколько сотен человек), партия эсеров быстро стала многочисленной (более 100 000 человек).

Секрет популярности эсеров был в том, что данная партия:

    имела глубокие народные корни - была продолжателем «Земли и воли»и «Народной воли» (г. е. народников и народовольцев);

    делала ставку не на пролетариат, а на крестьянство;

    подобно народникам, признавала индивидуальный террор как эффективное средство борьбы. Имела боевую организацию ПСР, силовыми средствами заступалась за обиженных крестьян, физически расправлялась с самыми жестокими помещиками. Эсерами были осуществлены громкие политические убийства ненавистных в народе ключевых сторонников царского режима (министра внутренних дел Плеве, губернатора Москвы и брата Николая II Сергея Александровича; спровоцировавшего «кровавое воскресенье» попа Гапона, а в 1918 г. осуществлено покушение на В.И. Ленина);

    основу ее идеологии составлял не чужеродный марксизм, а славянофильство и идеи общинного социализма.

Партия эсеров оставалось самой популярной и в 1917 г. Большую часть времени эсеры возглавляли Временное правительство и самый влиятельный в России Петроградский совет. Через 2 недели после захвата власти большевиками в октябре (ноябре) 1917 г., эсеры одержали убедительную победу на выборах в Учредительное собрание - около 50 % голосов. Узурпация власти большевиками власти в январе 1918 г. не дали эсерам стать правящей партией по итогам народного волеизъявления. В 1918 - 1920 гг. партия эсеров была уничтожена большевиками.

Также - социалисты-революционеры, партия эсеров (от сокращения по первым буквам - с.-р.), эсеры.

Революционная, социалистическая политическая партия России первой трети XX в. Название «социалисты-революционеры», как правило, обозначало тех представителей российского социализма, которые связывали себя с политическими традициями и идеями «Народной воли». В то же время, этот термин позволял дистанцироваться как от реформистского народничества с его теорией «малых дел», так и от марксизма с его идеей обязательной эволюции социально-экономических отношений через капитализм к социализму.

В настоящее время термин социалисты-революционеры не используется. Термин же «эсеры», исключительно из-за совпадения первых букв в наименовании партии, журналисты, политические аналитики, деятели отдельных политических партий и движений, применяют к партии «Справедливая Россия». Однако никакой идейной и исторической преемственности от подлинных эсеров эта организация не имеет.

Развёрнутая характеристика

Партия социалистов-революционеров возникла в начале XX в. на основе объединения ряда революционных организаций, рассматривавших себя в качестве продолжателей политических традиций «Народной воли». Получив известность террористической деятельностью, участием в революционных событиях 1905 - 1907 гг., она стала одной из наиболее влиятельных революционных партией, соперником российской социал-демократии за влияние на умы рабочих, крестьянства, интеллигенции. В 1917 г. партия эсеров была наиболее массовой политической силой в России. Ее представители имели большое влияние в Советах, других органах местного самоуправления, входили в состав Временного правительства. Впечатляющим был и успех эсеров на выборах в Учредительное собрание. Тем не менее, партия пережила внутренний кризис, вызванный, в значительной степени, идейными разногласиями. Его итогом стал раскол ПСР на три самостоятельных течения. В ходе Второй Российской революции и гражданской войны эсеры потерпели поражение в борьбе с большевиками. В 1920-х - начале 1930-х гг. в результате репрессий со стороны большевистской диктатуры ПСР была разгромлена и окончательно сошла с политической арены в СССР. При этом часть партии продолжала свою деятельность в условиях эмиграции вплоть до конца 1960-х гг.

Исторический контекст

Первые организации эсеров появились в середине 1890-х гг. К ним относились Союз русских социалистов-революционеров (1893 г., Берн) и Союз социалистов-революционеров (ССР) (1895 - 1896 гг.), организовавшийся в Саратове, а затем действовавший в Москве. Первые, безуспешные, попытки объединить их в единую партию, были предприняты на съездах в Воронеже, Полтаве (1897 г.) и Киеве (1898 г.).

Разразившийся в 1890-е гг. экономический кризис поставил под сомнение оптимистический прогноз марксистов относительно прогрессивной роли капитализма, продемонстрировав, что политика индустриализации может быть успешной лишь при модернизации политического строя и сельского хозяйства. Эти обстоятельства способствовали росту влияния эсеров среди радикальной интеллигенции, сделав вновь популярными их идеи об особом пути России к социализму, о большом значении крестьянства в революции. Ревизия марксизма, осуществленная Э. Бернштейном и его последователями в 1890-е гг., также оказала влияние на теоретическую работу эсеров. Так, В.М.Чернов, ставший наиболее крупным теоретиком эсеровского движения, в своих работах опровергал представления о мелкобуржуазном характере трудового крестьянства, подчеркивая общность его социально-экономических интересов с промышленными рабочими.

В 1900 г. ряд эсеровских организаций на юге России объединяются в южную Партию Социалистов-революционеров. В то же время в Париже по инициативе В.М. Чернова была создана Аграрно-социалистическая лига (АСЛ). В начале декабря 1901 г. на конспиративной встрече в Берлине Е. Азеф и М. Селюк (представлявшие ССР), и Г.А. Гершуни (представитель южной ПСР) без согласования с членами своих организаций, приняли решение об их объединении во всероссийскую Партию социалистов-революционеров.

Сообщение об образовании ПСР было опубликовано в январе 1902 г. на страницах газеты «Революционная Россия». К 1905 г. в ее составе было более 40 комитетов и групп, объединявших около 2 - 2,5 тыс. чел. Социальный состав ПСР характеризовался преобладанием интеллигенции, учащихся и студентов. Лишь около 28 % ее членов были рабочими и крестьянами. В 1902 - 1904 гг. на местах были созданы ряд организаций, ориентированные на работу с различными слоями населения (Крестьянский союз ПСР, Союз народных учителей, рабочие союзы).

Руководящий состав и органы

Руководящим органом партии первоначально была комиссия по связи с заграницей (в составе Е.К. Брешковской, П.П. Крафта и Г.А. Гершуни), а затем Центральный Комитет, состоявший из двух отделений (Петербургского и Московского). К 1905 г. в его входило около 20 чел. Действовал также созываемый для решения экстренных тактических и организационных вопросов Совет партии, состоявший из членов ЦК, делегатов областных, а также Московского и Петербургского комитетов. Действовали более 10 областных комитетов, координировавших деятельность местных организаций. Центральным печатным органом ПСР первоначально была газета «Революционная Россия», с 1908 г. - «Знамя Труда». Ее лидерами были имевший право осуществлять кооптацию ЦК М.Р. Гоц и Е.Ф. Азеф, к тому времени уже активно сотрудничавший с охранкой, выдавая сведения о деятельности эсеров и одновременно ведя двойную игру в собственных интересах. Ведущим теоретиком ПСР являлся В.М. Чернов. Еще до образования единой ПСР Г.А. Гершуни начал формирование ее Боевой организации, предназначенной для ведения центрального террора против государственных деятелей, по мнению партийного руководства, наиболее дискредитировавших себя в глазах общественности. Она была полностью автономна в партии. ЦК не имел права вмешиваться во внутренние дела БО, лишь выбирая объект акции. Пост руководителя организации занимали Гершуни (1901 - май 1903 гг.) и Азеф (1903 - 1908 гг.). В апреле 1902 г. БО провела первый террористический акт (убийство С.В. Балмашовым министра внутренних дел Д.С. Сипягина). За время существования организации, в ее состав входили одновременно 10 - 30, а всего - более 80 чел.

Взгляды

Эсеры признавали плюрализм в сфере теории. В партии были как приверженцы идей субъективной социологии Н.К. Михайловского, так и адепты учений махизма, неокантианства и эмпириокритицизма. Основу идеологии ПСР составляла народническая концепция об особом пути России к социализму. Ведущий теоретик партии, В.М. Чернов, объяснял необходимость такого пути ее особым положением. тем что в своем развитии она находится между индустриальными и аграрно-колониальными странами. В отличие от развитых промышленных стран, российском капитализме, по его мнению, преобладали разрушительные тенденции, что особенно проявлялось в отношении сельского хозяйства.

Классовая дифференциация общества, по мнению эсеровских теоретиков, определялась отношением к труду и источниками дохода. Поэтому в трудовой, революционный лагерь они включали рабочих, крестьян и интеллигенцию. Иными словами - людей, живущих своим трудом, не эксплуатируя других. Главной же его силой считалось крестьянство. При этом признавалась двойственность социальной природы этого слоя населения, поскольку крестьянин является как тружеником, так и собственником. Эсеры отмечали также, что рабочий класс, благодаря высокой концентрации в крупных городах России, представляет серьезную опасность для правящего режима. Связь же рабочих с селом рассматривалась, как одна основа рабоче-крестьянского единства. Российская интеллигенции, оценивавшаяся как антибуржуазная по своему мировоззрению, должна была нести идеи социализма в крестьянство и пролетариат. Будущая революция рассматривалась эсерами, как «социальная», переходный вариант между буржуазной и социалистической. Одной из ее основных целей была социализации земли.

Программа партии

Программа и временный организационный устав ПСР были утверждены на Учредительном съезде партии в Финляндии 29 .12.1905 - 4.01.1906 гг.

Предполагался созыв Учредительного собрания на демократических началах, приход партии к власти путем завоевания большинства на демократических выборах на местах, а затем и в Учредительном собрании. Переход же к социализму предполагалось затем осуществить реформистским путем. Важнейшими требованиями программы были: ликвидация самодержавия и установление демократической республики, политических и гражданских свобод. Эсеры выступали за введение федеративных отношений между национальностями, признание за ними права на самоопределение и автономию органов самоуправления. Центральным пунктом экономической части программы ПСР было требование социализации земли. Предполагалась отмена частной собственности на землю, а затем - ее превращение в общенародное достояние с запретом купли и продажи. Заведовать ей должны были органы народного самоуправления. Предусматривалось уравнительно-трудовое пользование землей (при условии ее обработки своим трудом, личным или коллективным). Ее распределение предполагалось по потребительской и трудовой норме. Социализация должна была Для решения «рабочего вопроса» программа ПСР провозглашала ограничение продолжительности рабочего дня 8-ю часами, введение минимума заработной платы, страхования работников за счет государства и владельцев предприятий, законодательной охраны труда под контролем выборной фабричной инспекции, свободы профсоюзов, права рабочих организаций участвовать в организации труда на предприятии. Предполагалось введение бесплатной медицинской помощи.

Признавалось разнообразные методы и средства борьбы. Среди них, как пропаганда и агитация, парламентская и внепарламентская борьба, в том числе - стачки, демонстрации, восстания. Для агитации, возбуждения революционных сил общества, а также в качестве меры борьбы с произволом правительства использовался индивидуальный террор. Террористические акты БО создали партии широкую известность. Наиболее известны среди них убийство министров внутренних дел Д.С. Сипягина (2.04.1902 г.) и В.К. Плеве (15.07.1904 г.). За жестокое подавившего крестьянские волнения весной 1902 г. был убит харьковский губернатор И.М. Оболенский (26.06. 1902 г.), а за расстрел рабочей манифестации в г. Златоусте - уфимский губернатор Н.М. Богданович (6.05.1903 г.). Активную агитационно-пропагандистскую работу эсеры вели среди рабочих, образуя кружки и участвуя в массовых демонстрациях и стачках. Было налажено издание литературы для крестьян, распространявшейся в Поволжье, ряде южных и центральных губерниях России.

В 1903 г. в ПСР появляется леворадикальная оппозиция, представленная группой «аграрных террористов», предлагавших основной центр внимания партии перенести с политической борьбы на отстаивание социальных интересов крестьянства. Предполагалось призвать крестьян к разрешению аграрного вопроса путем захвата земли, к применению «аграрного террора». В условиях ухудшения положения самодержавия в условиях поражений русско-японской войны и подъема либерального движения, руководство ПСР сделало ставку на создание широкого объединения политической оппозиции. Осенью 1904 г. В.М. Чернов и Е.Ф. Азеф приняли участие в конференции оппозиционных партий России в Париже.

В годы Первой Российской революции ПСР поставила основной целью своей деятельности свержение самодержавия. В феврале 1905 г. состоялся последний значительный акт БО - убийство великого князя Сергея Александровича, дяди Николая II, бывшего генерал-губернатора Москвы. Осенью 1906 г. БО была временно распущена и заменена летучими боевыми отрядами. Террор ПСР превратился в децентрализованный и направленный, прежде всего, против чиновников среднего и низшего звена. В это время эсеры участвовали в подготовке ряда важных революционных выступлений (стачки, демонстрации, митинги, восстания). наиболее известные среди них - Декабрьское вооруженное восстание в Москве, а также военные восстания в Кронштадте и Свеаборге летом 1906 г. При участии эсеров были созданы многие профсоюзы. В некоторых из них (Всероссийском железнодорожном союзе, Почтово-телеграфном союзе, Союзе учителей и ряде др.) преобладали сторонники ПСР. Партия завоевала преобладающее влияние среди рабочих ряда крупнейших петербургских и московских заводов, особенно - на Прохоровской мануфактуре. Многочисленные представители эсеров участвовали в Петербургском, Московском и ряде др. Советов рабочих депутатов. Велась активная работа эсеров в среде крестьянства. Так, в ряде Поволжских губерний и в Центрально-Черноземном районе были созданы крестьянские братства. При поддержке ПСР создавались Всероссийский Крестьянский союз и Трудовая группа в Государственной думе. В результате значительно выросла численность ПСР, достигшая 60 тыс. чел.

Подержав бойкот Булыгинской думы и приняв участие во Всероссийской октябрьской стачке, эсеры неоднозначно встретили Манифест 17 октября 1905 г. Большинство партийных лидеров, особенно Е. Азеф, предлагали перейти к конституционным методам борьбы, отказавшись от террора. Учитывая, что линия на вооруженное восстание и бойкот выборов в I Государственную думу не получила поддержки широких слоев крестьянства, эсеры приняли участие в новой избирательной кампании. В составе Думы была сформирована фракция социалистов-революционеров из 37 депутатов. Под аграрным проектом эсеров во II Думе было собрано 104 депутатских подписи. В 1906 г. эсеры призвали крестьянство к бойкоту столыпинской аграрной реформы, видя в ней угрозу идее социализации земли. Впоследствии были выдвинуты призывы к крестьянам бойкотировать хозяев хуторов и отрубов.

Раскол

В 1905 - 1906 гг. ПСР пережила раскол, в результате которого близкие к ней умеренно-народнические круги образовали Партию Народных Социалистов. В то же время, леворадикальное крыло, представленное сторонниками немедленного осуществления социалистической революции в России, выступавшее также с позиции радикализации революционного террора, образовало Союз социалистов-революционеров максималистов.

После поражения революции 1905 - 1907 гг. ПСР оказалась в состоянии кризиса. Новые тактические установки эсеров были основаны на том, что третьеиюньский государственный переворот вернул дореволюционное политическое положение в Россию. В силу этого сохранялась уверенность в неизбежности новой революции. ПСР официально начала бойкот Государственной думы. Также было принято решение об усилении боевой подготовки к будущим восстаниям и о возобновлении террора. Партийный кризис обострило разоблачение В.Л. Бурцевым провокаторской деятельности Е.Ф. Азефа. В начале января 1909 г. ЦК ПСР официально признал факт его сотрудничества с охранкой. Попытка Б.В. Савинкова воссоздать БО оказалась неудачной. Вследствие массовых арестов, разочарования и ухода ряда активистов, роста эмиграции, резко сократилась численность ПСР. На V Совете партии, проходившем в мае 1909 г., ушел в отставку старый состав ЦК. С 1912 г. функции Центрального комитета перешли к Заграничной делегации.

Усиливаются дискуссии и идейное размежевание в партии. Ряд теоретиков обратили свое внимание на роль кооперации в становлении социалистических отношений. Так, И.И. Фондаминский предполагал, что постепенное развитие кооперативных хозяйств приведет к социализации земли. Возникли левая фракция «инициативного меньшинства» (1908 - 1909 гг.) и правое крыло, группировавшееся вокруг журнала «Почин» (1912 г.) и объединявшее сторонников перехода к легальной деятельности. Группа «инициативного меньшинства» образовалась в Париже из членов местной группы эсеров, давно стоявших в оппозиции к партийной линии. В июне 1909 г. сторонники «инициативного меньшинства» вышли из партии, присоединившись к Союзу левых эсеров.

Рост рабочего движения и оппозиционных настроений в России способствовал росту рядов ПСР, организации которой в 1914 г. появляются на крупных предприятиях Санкт-Петербурга, Москвы и многих др. городов. Была возобновлена агитационно-пропагандистская работа партии среди крестьянства. В Петербурге стали выходить эсеровские легальные газеты («Трудовой голос», «Мысль»). Процесс консолидации ПСР был прерван началом Первой мировой войны.

Партия эсеров так и не смогла выработать общую партийную платформу по вопросу об отношении к войне. В итоге, среди эсеров были сторонники как оборонческой, так и интернационалистской позиции. Оборонцы (Авксентьев, Аргунов, Лазарев, Фондаминский) предлагали согласовывать тактику и формы борьбы с задачами обороны России. Победа Антанты над германским милитаризмом рассматривалась эсерами-оборонцами, как прогрессивное явление, способное повлиять на политическую эволюцию российской монархии. Позицию интернационалистов представляли Камков, Натансон, Ракитников и Чернов. Они исходили из того, что царское правительство ведет завоевательную войну. Социалисты должны были стать «третьей силой», которая добьется справедливого мира без аннексий и контрибуций.

Раскол парализовал деятельность Заграничной делегации. В конце 1914 г. противники войны среди эсеров начали издание газеты «Мысль» в Париже. Чернов и Натансон участвовали в Циммервальдской (1915 г.) и Кинтальской (1916 г.) международных конференциях интернационалистов. М.А. Натансон поставил свою подпись под Циммервальдским «Манифестом». Чернов отказался подписать его, поскольку были отклонены его поправки. Оборонцы эсеры вместе со своими единомышленниками из среды социал-демократов издавали в Париже еженедельную газету «Призыв» (октябрь 1915 - март 1917 гг.). По мере ухудшения внешнего и внутреннего положения России, нарастания политического кризиса, идеи эсеров-интернационалистов находили все больше сторонников. Многие эсеры в годы Первой мировой войны работали в легальных организациях, расширяя постепенно влияние партии.

Эсеры в 1917 году

В революционных событиях февраля 1917 г. участвовали эсеры во главе с П.А. Александровичем. Зензинов и Александрович были среди инициаторов создания Петроградского Совета. Представители ПСР вошли в первый состав Исполкома Петросовета. Во многих других городах эсеры также входили в состав Советов, возглавляли революционные органы самоуправления. Возвращение из ссылки и эмиграции лидеров и активистов партии способствовало ее возрождению. 2.03.1917 г. состоялась I Петроградская конференция эсеров, избравшая городской комитет, временно взявший на себя функции ЦК. В середине марта началось издание нового центрального органа ПСР - газеты «Дело народа». Создавались новые местные организации. В начале августа, в период наибольшей популярности партии, в нее входило 436 организаций в 62 губерниях (312 комитетов и 124 группы). Возрастала численность партии. Ее максимальная численность в 1917 г. составляла около миллиона человек. Орган ЦК ПСР «Дело Народа» с июня 1917 г. был одной из наиболее крупных российских газет. Ее тираж доходил до 300 тыс. экземпляров.

III съезд партии (25.05 - 4.06.1917 г.) завершил ее организационное оформление. Весной 1917 г. в ПСР оформились правое (лидеры - А.А. Аргунов, Е.К. Брешковская, А.Ф. Керенский) и левое крыло (М.А. Натансон, Б.Д. Камков и М.А. Спиридонова). Органом правых эсеров была газета «Воля народа». левое крыло партии выражало свою позицию на страницах газеты «Знамя труда». Официальный же курс ПСР определяла центристская группировка, возглавляемая В.М. Зензиновым, В.М. Черновым, А.Р. Гоцем и Н.Д. Авксентьевым. В основе разногласий лежали различные оценки перспектив развития революции в России и столь же разные взгляды на роль партии эсеров в этом процессе. Правые эсеры полагали, что в России, как и в большинстве стран мира еще не подготовлены предпосылки социалистического переустройства общества. В этих условиях основная задача революции - демократизация политического строя. Ее осуществление они видели возможным лишь в коалиции с либеральными кругами буржуазии и интеллигенции, представленными партией кадетов. Лишь единый фронт демократических сил, по мнению идеологов правых эсеров был средством преодоления экономической разрухи, достижения победы над Германией. Левые эсеры, напротив, считали возможным переход России к социализму при скорой мировой революции. Отрицая любое блокирование с либералами, они выдвигали идею однородного социалистического правительства и требовали радикальных социальных реформ. Среди них была передача помещичьей земли в распоряжение земельных комитетов. По-прежнему левое крыло партии оставалось на антивоенной, интернационалистической точке зрения. Эсеры-центристы выдвинули теорию особой, «народно-трудовой» революции, сохраняющей капиталистическую систему, но одновременно создающей предпосылки социалистического строя. Предполагалось сохранение временной коалиции со всеми силами, заинтересованными в установлении и развитии демократического строя. не исключался и временный блок с либеральными партиями. В качестве альтернативы диктатуре предполагался переход власти к коалиции социалистических партий путем завоевания большинства демократическим путем.

Хотя левые круги ПСР выступали против поддержки Временного правительства, участвуя в антиправительственных выступлениях на улицах Петрограда. В то же время многие правые и центристы одобряли вступление во Временное правительство А.Ф. Керенского. После апрельского кризиса руководство ПСР признало необходимым вступление социалистов в кабинет с целью корректировки его политического курса. Члены ПСР входили в состав трех коалиционных правительствах. В первом посты министра юстиции, а затем - военного и морского министра занимал А.Ф. Керенский, на посту министра земледелия был В.М. Чернов. Во втором составе правительства Керенский занимал должность министра-председателя, а также военного и морского министра, В.М. Чернов - министра земледелия, Н.Д. Авксентьев - министра внутренних дел. В третье коалиционное правительство входили Керенский, сохранивший те же посты и С.Л. Маслов, ставший министром земледелия.

ПСР официально заявляла и о поддержке Советов, воспринимая их не как органы власти, но как классовую организацию трудящихся масс, отстаивающую их интересы и контролирующую Временное правительство. Преобладающим влиянием эсеры пользовались в Советах крестьянских депутатов. Власть же на местах предполагалось передать городским, районным думам и земствам, избранным демократическим путем. Свою политическую задачу эсеры видели в завоевании большинства на выборах в эти органы самоуправления, а затем - в Учредительном собрании. В августе 1917 г. ПСР одержала победу на выборах в городские думы. При этом отвергалась идея непосредственного захвата власти ПСР, выдвинутое на VII Совете партии М.А. Спиридоновой.

Вопросу о войне была посвящена отражавшая позицию центристов резолюция III съезда партии, включавшая требование демократического мира. Но вплоть до окончания войны признавалась необходимость сохранять единство действий с союзниками по Антанте и содействовать укреплению боевого потенциала армии. Призывы к отказу от участия в военных действиях и к неповиновению приказам признавались недопустимыми. Левые эсеры подвергли критике эту позицию за сохранение элементов оборончества. Правое крыло партии, напротив, требовало полного разрыва с идеями Циммервальда.

По решению III съезда ПСР, аграрный вопрос должно было решить Учредительное собрание. Вплоть до этого момента признавалось необходимым передать землю в распоряжение земельных комитетов, которые должны были подготовить ее справедливое перераспределение. на тот момент ПСР ограничилось тем, что добилось отмены столыпинских земельных законов и принятия закона о запрете земельных сделок. Проекты передачи земель в ведение земельных комитетов так и не были утверждены Временным правительством. III съезд ПСР также признал необходимость государственного регулирования производства, контроля над торговлей и финансами.

Осенью 1917 г. достиг своего апогея кризис партии эсеров. Усилившиеся идейные разногласия вели к ее расколу. Правые эсеры 16 сентября выступили с воззванием, обвинив ЦК в пораженческой позиции. Они призвали своих сторонников готовиться к отдельному съезду. Н.Д. Авксентьев и А.Р. Гоц, отстаивая позицию правых эсеров, выступали на продолжении коалиции с кадетами. В.М. Чернов, напротив, доказывал, что эта политика чревата утратой популярности партии. Тем не менее, большинство членов ЦК в конце сентября поддержало тактику коалиции. Процесс организационного объединения своих сторонников начали левые эсеры, недовольные этим решением.

В ответ на октябрьский переворот, ЦК ПСР уже 25.10.1917 г. выпустило воззвание «Ко всей революционной демократии России». действия большевиков были подвергнуты осуждению, как преступный акт и узурпация власти. Фракция же эсеров покинула II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов . По инициативе ЦК для объединения действий демократических сил был создан «Комитет спасения Родины и революции », возглавляемый А. Гоцем . Эсерам принадлежала определяющая роль и в Союзе защиты Учредительного собрания , возглавлявшегося членом ПСР В.Н. Филипповским . Представители левого крыла, напротив, поддержали действия большевиков и вошли в состав Совета Народных Комиссаров. В ответ постановлением ЦК, а затем решением проходившего в Петрограде 26.11. - 5.12.1917 г. IV-го съезда ПСР левые эсеры были исключены из партии. В то же время съезд отверг политику коалиции антибольшевистских сил и подтвердил решение ЦК об исключении из партии крайне правой группы эсеров-оборонцев.

Эсеры и Советская власть

Эсеры одержали победу на выборах во Всероссийское учредительное собрание , получив 370 мест из 715. Председателем ВУС, открытого 5.01.1918 г. и проработавшего один день, был избран лидер ПСР Чернов. После роспуска Учредительного собрания большевиками главным лозунгом партии становится борьба за его восстановление. VIII Совет ПСР, состоявшийся в Москве с 7 - 16.05. того же года, ориентировал партию на свержение большевистской диктатуры силами массового народного движения. Часть ответственных работников ПСР выехало за границу. В марте - апреле 1918 г. Н.С. Русанов и В.В. Сухомлин отправились в Стокгольм, где вместе с Д.О. Гавронским образовали Заграничную Делегацию ПСР. В начале июня 1918 г., опираясь на поддержку восставшего Чехословацкого корпуса , эсеры образовали в Самаре Комитет членов Учредительного собрания , председателем которого стал В.К. Вольский . Началось формирование Народной армии КОМУЧа . К ПСР принадлежало и большинство членов Сибирской областной думы в Томске. Образованное по ее инициативе Временное Сибирское правительство также возглавил эсер П.Я. Дербер. В ответ на открытое участие эсеров в антибольшевистской вооруженной борьбе, решением ВЦИК от 14.06.1918 г. они были исключены из Советов всех уровней.

Эсеры имели большинство и на Государственном совещании, проходившем в Уфе в сентябре 1918 г. В состав образованного по его итогам Всероссийского Временного правительства (Директории) вошли Н.Д. Авксентьев и В.М. Зензинов. ЦК ПСР подверг критике политику Директории. После переворота, совершенного 18.11.1918 г. в Омске, Авксентьев и Зензинов были арестованы и высланы за границу. Пришедшее же к власти правительство А.В. Колчака развернуло репрессии против эсеров.

Последствием колчаковского переворота стали решения, принятые в начале 1919 г. Московским бюро ПСР и конференцией партийных деятелей. Отрицая как возможность соглашения с РКП(б), так и с белогвардейскими силами, эсеровские руководители определили опасность справа, как наибольшую. В итоге они приняли решение об отказе от вооруженной борьбы с Советской властью. Группа эсеров во главе с В.К. Вольским вступила в переговоры с большевиками о тесном сотрудничестве, подверглась осуждению. В то же время Уфимская делегация призвала признать Советскую власть и объединиться под её руководством для борьбы с контрреволюцией. Однако партийное руководство осудило ее позицию. В конце октября 1919 г. группа Вольского она вышла из ПСР, приняв название «Меньшинство партии социалистов-революционеров » (МПСР).

Решением 26 февраля 1919 г. партия эсеров была легализована на территории Советской России. Но вскоре преследования эсеров возобновились, как реакция на критику Советской власти с их стороны. Издание «Дела народа» было прекращено, ряд членов ЦК ПСР арестованы. Несмотря на это пленум ЦК (апрель 1919 г.) и IX Совет партии (июнь 1919 г.) подтвердили решение об отказе от вооруженного противостояния с Советской властью. При этом объявлялось о продолжении политической борьбы с ней вплоть до устранения большевистской диктатуры силами массовых народных движений.

Еще в апреле 1917 г. от ПСР отделилась Украинская партия социалистов-революционеров . Часть эсеров на территориях Юга России и Украины, контролируемых деникинцами, легально работала в общественных организациях. Часть из них подвергалась репрессиям. Так, например, Г.И. Шрейдер, издававший в Екатеринодаре газету «Родная земля», был арестован. Его же издание было закрыто. Также эсеры занимали руководящие позиции в «Комитете освобождения Черноморской губернии», возглавившем направленное против деникинцев крестьянское движение под левыми и демократическими лозунгами. В 1920 г. ЦК ПСР призвал членов партии продолжать политическую борьбу с большевиками. При этом главными противниками были объявлены Польша и сторонники П.Н. Врангеля. При этом руководители партии эсеров осудили Рижский мирный договор , как предательство национальных интересов России.

В Сибири эсеры сыграли видную роль в деле борьбы против диктатуры адмирала А.В. Колчака. Член ЦК ПСР Ф.Ф. Федорович возглавил «Политический центр », подготовивший в Иркутске вооруженное восстание против колчаковского режима, осуществленное в конце декабря 1919 - начале января 1920 гг. Политцентр на некоторое время взял власть в городе в свои руки. Также эсеры входили в коалиционные органы власти, действовавшие на Дальнем Востоке в 1920 - 1921 гг. - Приморскую областную земскую управу , а затем в правительство Дальневосточной республики .

К началу 1921 г. ЦК ПСР прекратил свою деятельность. Руководящая же роль в партии в августе того же года, в связи с арестами цекистов, перешла к сформированному еще в июне 1920 г. Центральному Организационному Бюро. Часть членов ЦК, в том числе В.М. Чернов, к этому времени находились в эмиграции. Х Совет партии, прошедший в Самаре (август 1921 г.) признал наиболее насущной задачей эсеров накопление сил, призывал удерживать рабоче-крестьянские массы от стихийных выступлений, распыляющих их силы и провоцирующих репрессии. Тем не менее, в марте 1921 г. В.М. Чернов, призвал трудящихся России к всеобщей стачке и вооруженной борьбе в поддержку восставших кронштадтцев.

Летом 1922 г. прошел московский процесс над членами ЦК ПСР, обвиненными в организации террористических актов против лидеров РКП(б) в 1918 г. В августе 12 человек, в том числе 8 цекистов, были приговорены Верховным трибуналом ВЦИК условно к смертной казни. Было объявлено, что приговор будет приведен в исполнение, если ПСР применит вооруженные методы борьбы против Советской власти. 14.01.1924 г. этот приговор был заменен 5-летним тюремным заключением с последующей 3-летней ссылкой. В начале января 1923 г. под контролем ГПУ «инициативная группа» эсеров провела совещание, принявшее решение о роспуске Петроградской организации ПСР. Таким же образом, в марте того же года в Москве был проведен Всероссийский съезд бывших членов ПСР, принявший решение о роспуске партии. Осенью 1923 г. ОГПУ разгромила группу Б.В. Чернова в Ленинграде. В конце 1924 г. Е.Е. Колосов воссоздал новое ЦБ партии, имевшее связи с организациями эсеров в на Обуховском заводе, в пединституте им. Н.К. Крупской, а также - в Колпине, Краснодаре, Царицыне и Череповце. В начале мая 1925 г. был арестован последний состав ЦБ ПСР. Однако и после этого деятельность эсеров на территории СССР не завершилась. Как пишет М.В. Соколов, «многие находившиеся в ссылке и вновь арестованные твердо называли себя членами ПСР или сообщали, что разделяют ее платформу». По мере возможностей, они поддерживали друг с другом связи, обсуждая политическую ситуацию в России. Весной - летом 1930 г. находившиеся в ссылке в Средней Азии члены ПСР вели разработку и обсуждение новой платформы партии, призванной отразить социально-экономические и политические реалии СССР. В августе - сентябре 1930 г. ОГПУ провело аресты среди ссыльных эсеров в Средней Азии, а также бывших и действующих членов ПСР в Москве, Ленинграде и Казани. После этого деятельность ПСР продолжалась лишь в эмиграции.

Эмигрантские организации и издательства эсеров продолжали существовать до 1960-х гг. в Париже , Берлине , Праге и Нью-Йорке . За границей оказались многие деятели ПСР. Среди них - Н.Д. Авксентьев, Е.К. Брешко-Брешковская, М.В. Вишняк, В.М. Зензинов, О.С. Минор, В.М. Чернов и др. С 1920 г. начинают выходить периодические издания ПСР за границей. В декабре этого года В. Чернов начал издавать журнал «Революционная Россия» в Юрьеве, а затем - в Ревеле, Берлине, Праге. В 1921 г. в Ревеле эсерами издавался журнал «За народ!». Позднее также издавались журналы «Воля России» (Прага, 1922 - 1932 гг.), «Современные записки » (Париж, 1920 - 1940 гг.) и др. Большая часть тиражей эсеровских изданий нелегально доставлялась в Россию. Издания распространялись и в эмигрантской среде. В 1923 г. состоялся первый, а в 1928 г. - II съезд заграничных организаций ПСР. Литературная деятельность эсеров в эмиграции продолжалась до конца 1960-х гг.

Эсеры в научной литературе

В настоящее время выходят многочисленные исследовательские работы и документальные публикации, посвященные истории партии эсеров, жизни и деятельности ее лидеров. Серьезное влияние на современное позиционирование эсеров оказывает «террористическая» репутация, в силу чего оценка ее роли в истории России многими современными историками, но особенно - публицистами, писателями, кинорежиссерами, окрашено в негативные тона.

Борьба Партии эсеров получила отражение в художественной литературе России еще в начале XX в. Прежде всего, тема террора эсеровской БО освещена в романе Б.В. Савинкова «Конь бледный» (1909 г.). Сюжетная линия другого романа, «То, чего не было» (1912 - 1913 гг.), связана с деятельностью ПСР в период Первой Российской революции. В этом романе отражена деятельность боевых дружин эсеров, террористической деятельности, провокации. Целый ряд сюжетов из истории ПСР получил отражение и в романах М.А. Осоргина «Свидетель истории» (1932 г.) и «Книга о концах» (1935 г.).

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX в. в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались "Союзы борьбы за освобождение рабочего класса". Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г.В. Плехановым, Ю.О. Цедербаумом (Л. Мартов), В.И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900 г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету "Искра". Она объединила разрозненные кружки и организации. В 1903 г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В программе предусматривалось два этапа революции. На первом - программа-минимум - реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, ограничение рабочего дня 8 часами; введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и других демократических свобод; возвращение крестьянам отрезков и предоставление им права свободного распоряжения землей; отмена выкупных платежей, возвращение крестьянам сумм, взятых в форме выкупных и оброчных платежей. На втором - программа-максимум - осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные (программные) и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова).

Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. В.И. Ленин стал признанным теоретиком и политическим вождем большевиков. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

До своего II съезда, состоявшегося в Брюсселе и Лондоне летом 1903 г., РСДРП не имела официально утвержденной партийной программы и устава, а также Центрального Комитета (три члена ЦК, избранные на I съезде РСДРП в Минске, вскоре были арестованы полицией, и с тех пор ЦК не воссоздавался). При этом социал-демократическая работа велась довольно кустарно, организации различных районов страны действовали разобщенно, вяло, часто подвергались полицейским репрессиям.

Большую роль в их сплочении и выработке единой партийной линии сыграла издававшаяся за границей с декабря 1900 г. газета "Искра".

"Искра" стала идейно-организационным центром РСДРП, объединила действия эмигрантских и российских партийных организаций, обеспечила победу "политиков" над "экономистами", выработала (не без острой борьбы внутри редакции) проект программы партии и подготовила созыв II съезда РСДРП. Но к концу его работы, в ходе обсуждения организационных вопросов и выборов центральных органов партии, делегаты раскололись на сторонников Ленина, оказавшихся в незначительном большинстве и получивших название большевиков, и сторонников Мартова - так называемых меньшевиков.

В дальнейшем между большевиками и меньшевиками возникли также разногласия по вопросам тактики. К весне 1905 г. обе фракции фактически превратились в самостоятельные революционные партии: большевики провели свой съезд в Лондоне, а меньшевики ответили на него конференцией в Женеве; большевики издавали газету "Вперед", а меньшевики - "Искру" и т.д. Но под влиянием революции позиции большевиков и меньшевиков сблизились, что позволило им весной 1906 г. провести в Стокгольме объединительный съезд. Однако после спада революционной волны стало ясно, что достигнутое с таким трудом единство носит в значительной мере формальный характер. В 1912 г. пути большевиков и меньшевиков снова - и теперь уже окончательно - разошлись, и в 1917 г. в России официально оформились две марксистские рабочие партии - РСДРП (большевиков) и РСДРП (объединенная), где сосредоточилась большая часть меньшевиков.

Если меньшевики в общем и целом тяготели к той модели социалистической партии, которая сложилась в Западной Европе в эпоху II Интернационала (эталоном для них, бесспорно, была германская социал-демократия), то большевики под руководством Ленина строили революционную партию нового типа, нацеленную на захват власти и превращение в руководящую партийно-государственную структуру, жестко контролирующую всю экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь России.

Для большевиков с самого начала приоритетами были: предельно централизованная и строго дисциплинированная партийная организация, сплоченная вокруг своего вождя - Ленина; использование самых радикальных методов политической борьбы; приход к власти. При этом во имя скорейшего достижения поставленной цели они готовы были идти на нарушение некоторых морально-этических и демократических норм. Большевики отличались особой агрессивностью, торопливостью, часто прямолинейностью и полнейшей нетерпимостью к инакомыслию.

Меньшевики расставляли приоритеты иначе: массовая, преимущественно рабочая по составу и демократическая по своему духу партия; особое внимание к легальным организациям и парламентским формам борьбы; доверие к стихии массового революционного движения. Для них понятия "революция" и "нравственность" были неразделимы, а свою главную задачу в период подготовки революционного переворота меньшевики видели в развитии социальной активности пролетарских масс, их сознательности. Меньшевики были более осторожны в своих действиях, чем большевики, но зато и менее решительны при принятии ответственных решений, чаше проявляли политический импрессионизм, сомневались и колебались, что давало дополнительные козыри их оппонентам.

Судьба неонароднического течения в России складывалась трудно и драматично. Путь от "Народной воли" к Партии социалистов-революционеров (эсеров) занял около 20 лет. Возрождение народнических организаций в эмиграции и в самой России началось в 90-х гг. XIX в. Они были тогда малочисленны, оторваны от рабочих и крестьянских масс, объединяли в основном радикально настроенную интеллигенцию. Эсеровская альтернатива марксизму теоретически была еще не разработана, хотя для решения этой задачи уже интенсивно работали В.М. Чернов, А.В. Пешехонов и другие.

В январе 1902 г. было объявлено о слиянии Союза социалистов-революционеров, созданного в 1896 г. в Саратове, и Южной партии эсеров, оформившейся в Харькове в 1900 г. Так возникла общероссийская Партия социалистов-революционеров, центральным печатным органом которой стала издававшаяся в Париже под редакцией В.М. Чернова газета "Революционная Россия" Политическая история России: Учебное пособие. - М., 1998. - С.343..

В основу эсеровской идеологии была положена народническая концепция особого пути освободившейся от гнета самодержавия России к демократическому социализму через крестьянскую общину и различные виды кооперации. При этом в отличие от марксистов, эсеры не связывали социализм с высоким уровнем развития капитализма, отрицали мелкобуржуазный характер трудового крестьянского хозяйства, считали его экономически устойчивым и перспективным и не видели принципиальных различий между крестьянином-тружеником и городским рабочим. I съезд Партии социалистов-революционеров состоялся лишь в самом конце декабря 1905 - начале января 1906 г. на территории Финляндии. На нем были представлены более 40 местных эсеровских организаций. Съезд принял программу и устав партии, избрал ее ЦК.

Но эсеры не избежали той же участи, что и РСДРП: в 1906 г. их левое крыло оформилось в Союз социалистов-революционеров максималистов, а правое во главе с А.В. Пешехоновым - в Трудовую народно-социалистическую партию. Максималисты были близки к анархистам, принципиально отрицали любую программу-минимум, требовали создания "трудовой республики", обобществления не только земли, но и фабрик и заводов, пропагандировали широкомасштабный политический и аграрный террор, экспроприации. Народные социалисты (энесы), напротив, были горячими сторонниками мирного, эволюционного продвижения России к социализму.

Помимо общероссийской эсеровской партии существовало еще несколько крупных национальных неонароднических организаций: армянский "Дашнакцутюн" ("Союз"), возникший в эмиграции еще в 1890 г.; Белорусская социалистическая Громада, оформившаяся в конце 1903 г.; Партия социалистов-федералистов Грузии (1904); Социалистическая еврейская рабочая партия - СЕРП (1906). Террористическая тактика до некоторой степени роднила с эсерами и Польскую социалистическую партию - ППС.

Таким образом, российский социализм представлял собой в начале XX в. очень пеструю мозаику различных течений, которые находились в состоянии конфронтации не только с самодержавным режимом и буржуазией, но и между собой, расходуя на взаимные упреки, споры и "войну компроматов" неоправданно много сил и средств.

Но были здесь и некоторые новые моменты: так, между неонародничеством и марксизмом действовали не только силы взаимного отталкивания, но и силы взаимного притяжения. Неонародничество постепенно "европеизировалось", теряло свой прежний славянофильский привкус и многое заимствовало из марксистской социологии. Марксизм же в лице большевизма делал энергичные шаги в сторону синтеза доктрины Маркса с русской домарксистской революционной традицией, то есть прежде всего с народничеством. Недаром Плеханов неоднократно упрекал Ленина в том, что он думает и действует, как народник.

Социалистические революционные партии - Партии социалистов-революционеров (эсеры), РСДРП (большевики), РСДРП (меньшевики)

Способы решения главных вопросов революции

Большевики

Меньшевики

1. Политический строй

Демократическая республика

Власть рабочих и крестьян, переходящая в диктатуру пролетариата

Демократическая республика

Максимум демократических прав и свобод

Демократия только для трудящихся классов

Безусловный характер всех демократических прав и свобод

3. Крестьянский вопрос

Ликвидация помещичьего землевладения, передача её в собственность общин и раздел между крестьянами по трудовой или уравнительной норме

Национализация всей земли и раздел её между крестьянами по трудовой или уравнительной норме

Муниципализация земли, то есть передача ее местным органам власти с послелуюшей арендой крестьянами

4. Рабочий вопрос

Производственные коммуны по всей стране с широким народным самоуправлением

Рабочий класс - гегемон революции и творец нового социалистического общества, защита его интересов - высшая цель партии

Защита интересов рабочего класса от произвола капиталистов, предоставление ему всех политических прав и социальных гарантий

5. Национальный вопрос

Федерация свободных республик

Право наций на самоопределение, федеративный принцип устройства государства

Право на культурно-национальную автономию

Либеральные демократические партии - Союз 17 октября (октябристы) и Партия конституционных демократов (кадеты)

Способ решения главных проблем России

Октябристы

1. Политический строй

Конституционная монархия по образцу Германии

Парламентская монархия по образцу Англии

2. Политические права и свободы

Максимум политических прав и свобод при сохранении прочного государственного порядка и единства страны

Максимум демократических прав и свобод вплоть до провозглашения республики

3. Аграрный вопрос

Решение крестьянского вопроса в русле Столыпинской аграрной реформы

Требование об отчуждении части помещичьих земель за выкуп, приемлемый для крестьян

4. Рабочий вопрос

Невмешательство государства во взаимоотношения предпринимателей и наёмных рабочих, право последних на забастовки, за исключением стратегически важных предприятий

Создание при участии государства примирительных камер для улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями, право рабочих на стачки и забастовки

5. Национальный вопрос

Сохранение унитарного российского государства с небольшой автономии для Польши и Финляндии

Программа культурно-национальной автономии, предоставляющей полную свободу культурного развития для всех народов при сохранении территориальной целостности страны