Болезни Военный билет Призыв

Внешнеполитическая обстановка и внутреннее положение в стране. Внешнеполитическая ситуация

Для Петра было совершенно ясно, что стать великой державой Россия сможет лишь выйдя к морю. Архангельск и Азов, расположенные на далеких окраинах государства, не могли иметь решающего значения для развития сношений с зарубежнами странами.

B своей «Истории русской армии» Керсновский отмечает, что завоевание Черноморского побережья для Петра І было не столь срочно и первостепенно, как приобретение «ок- на в Европу» на Балтийском море.

Прежде всего борьба с Турцией была немыслима без союзников. Союзники же по этой борьбе - Австрия и Польша отказывались от продолжения Азовской войны. Австрия была озабочена вопросом о только что открывшемся испанском наследстве, Польша не видела для с.ебя никаких выгод в походах на Молдавию.

Ho даже в случае победы над Турцией пользование Черным морем представляло, по мнению Петра, множество неудобств.

Выходы из него были в турецких руках, да и вели они в конце концов в Средиземное море, то есть в страны латинской культуры, к которой, равно как и к иезуитам, Петр питал устойчивое отвращение.

Он решил «искать света» на севере, у голландцев и англичан, а для этого надо было овладеть Балтийским побережьем, то есть выдержать борьбу со Швецией.

Петр наметил для себя союзников в этой борьбе ~ Данию и Польшу, которые имели свои счеты со шведским королем. Внешнеполитический курс России формировался нелегко, так как Россия не имела практически никакого опыта в дипломатии. Взаимоотношения иностранных государств были россиянам совершенно неизвестны.

Например, отправляя в 1701 году первого посла в Турцию, Петр наказывал ему узнать, «какое европейское государство турки больше уважают, какой народ больше любят».

O количестве войск и кораблей у иностранцев сведений также почти не имелось.

Лишь Великое посольство Петра, предпринятое им в 1697 - 1698 годах, позволило значительно расширить его кругозор.

Еще до того Петру удалось почерпнуть некоторые полезные сведения от иностранцев живших в России.

По свидетельству Керсновского, дружба с голландцами Брандтом и Тиммерманом пробудила симпатии Петра к Голландии и привела к предвзятой неприязни к врагу голландцев, Людовику XIV.

Победа англо-голландского флота над французским при Хуге, в 1692 году, была отпразднована в России иллюминацией и пушечной пальбой в Преображенском городке. Таким образом франко-русские отношения испортились раньше, чем успели завязаться.

Самой характерной чертойевропейской политики того времени было соперничество Франции и Австрии, начавшееся еще с конца пятнадцатого и начала шестнадцатого века. Турция и Швеция в этой борьбе выступали на стороне Франции.

По стечению обстоятельств именно эти два союзника Людовика XIV являлись естественными противниками России. Столкновение России с ними при возобновлении процесса ее государственного развития было неизбежным, и это обстоятельство предопределило характер франко-русских отношенийнавесьХѴІІІвек,

Причина русофобской политики Бурбонов кроется именно в этом. Внезапное появление России на международной арене, возобновление Петром традиционно великодержавной политики явилось для Франции событием в высшей степени нежелательным, которое могло ослабить ее союзников и лишить ее поддержки. Ведь если бы Карл XII не был поглощен борьбой с Россией, он обязательно принял бы участие в борьбе за испанское наследство, тем самым выручив Францию.

Потому, по утверждению Керсновского, на протяжении всего XVIII века версальскийкабинет являлся душой интриг против России.

B той же «Истории русской армии» утверждается, что Петр І не сходился слишком близко ни с одной из иностранных держав, благодаря чему при нем русская кровь не проливалась за чужие интересы. 18 августа 1700 года был подписан мир с Турцией. Уже на следующий день 19 августа Петр объявил войну Швеции.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Для Петра было совершенно ясно, что стать великой державой Россия сможет лишь выйдя к морю. Архангельск и Азов, расположенные на далеких окраинах государства, не могли иметь решающего значения для развития сношений с зарубежными странами.

В своей «Истории русской армии» Керсновский отмечает, что завоевание Черноморского побережья для Петра I было не столь срочно и первостепенно, как приобретение «ок­на в Европу» на Балтийском море.

Прежде всего борьба с Турцией была немыслима без союзников. Союзники же по этой борьбе - Австрия и Польша отказывались от продолжения Азовской войны. Австрия была озабочена вопросом о только что открывшемся испанском наследстве, Польша не видела для себя никаких выгод в походах на Молдавию.

Но даже в случае победы над Турцией пользование Черным морем представляло, по мнению Петра, множество неудобств.

Выходы из него были в турецких руках, да и вели они в конце концов в Средиземное море, то есть в страны латинской культуры, к которой, равно как и к иезуитам, Петр питал устойчивое отвращение.

Он решил «искать света» на севере, у голландцев и англичан, а для этого надо было овладеть Балтийским побережьем, то есть выдержать борьбу со Швецией.

Петр наметил для себя союзников в этой борьбе - Данию и Польшу, которые имели свои счеты со шведским королем. Внешнеполитический курс России формировался нелегко, так как Россия не имела практически никакого опыта в дипломатии. Взаимоотношения иностранных государств были россиянам совершенно неизвестны.

Например, отправляя в 1701 году первого посла в Турцию, Петр наказывал ему узнать, «какое европейское государство турки больше уважают, какой народ больше любят».

О количестве войск и кораблей у иностранцев сведений также почти не имелось.

Лишь Великое посольство Петра, предпринятое им в 1697 - 1698 годах, позволило значительно расширить его кругозор.

Еще до того Петру удалось почерпнуть некоторые полезные сведения от иностранцев живших в России.

По свидетельству Керсновского, дружба с голландцами Браидтом и Тиммерманом пробудила симпатии Петра к Голландии и привела к предвзятой неприязни к врагу голландцев, Людовику XIV.

Победа англо-голландского флота над французским при Хуге, в 1692 году, была отпразднована в России иллюминацией и пушечной пальбой в Преображенском городке. Та­ким образом франко-русские отношения испортились раньше, чем успели завязаться.

Самой характерной чертой европейской политики то­го времени было соперничество Франции и Австрии, начавшееся еще с конца пятнадцатого и начала шестнадцатого века. Турция и Швеция в этой борьбе выступали на стороне Франции.

По стечению обстоятельств именно эти два союзника Людовика XIV являлись естественными противниками России. Столкновение России с ними при возобновлении процесса ее государственного развития было неизбежным, и это обстоятельство предопределило характер франко-русских отношений на весь XVIII век.

Причина русофобской политики Бурбонов кроется именно в этом. Внезапное появление России на международной арене, возобновление Петром традиционно великодержавной политики явилось для Франции событием в высшей степени нежелательным, которое могло ослабить ее союзников и лишить ее поддержки. Ведь если бы Карл XII не был поглощен борьбой с Россией, он обязательно принял бы участие в борьбе за испанское наследство, тем самым выручив Францию.

Потому, по утверждению Керсновского, на протяжении всего XVIII века версальский кабинет являлся душой интриг против России.

В той же «Истории русской армии» утверждается, что Петр I не сходился слишком близко ни с одной из иностранных держав, благодаря чему при нем русская кровь не проливалась за чужие интересы. 18 августа 1700 года был подписан мир с Турцией. Уже на следующий день 19 августа Петр объявил войну Швеции.

послевоенный экономический реформа политический

Первое послевоенное десятилетие явилось весьма напряженным и интересным периодом в жизни нашей страны. В эти годы активно шло восстановление разрушенных в войну сел, городов и целых регионов, поднимались из руин фабрики, заводы, создавались новые отрасли промышленности.

К числу основных внешних факторов, оказавших огромное влияние на развитие страны, следует, прежде всего, отнести начало "холодной войны" между СССР и ведущими западными странами. К настоящему времени среди большинства российских и ряда иностранных историков сложилось мнение о том, что и советская и западная стороны несут равную ответственность за развязывание "холодной войны". Обе стороны исходили из своих геополитических интересов и стремились максимально использовать положение победителей для укрепления своих позиций в мире.

Что касается советской внешней политики, то в ней продолжало сказываться традиционное стремление партии большевиков ослабить позиции "лагеря империализма" на международной арене и оказать поддержку "мировому коммунистическому движению". Но с другой стороны действия советского руководства были во многом объективно обусловлены уроками только что завершившейся тяжелейшей войны. После победы в Великой Отечественной войне руководство СССР стремилось создать вокруг нашей страны пояс из дружественных ей государств.

На Западе подобные действия Советского Союза были расценены как проявления экспансии. К 1947 году администрация США провозгласила политику "сдерживания коммунизма", то есть противодействия Советскому Союзу. Конкретное выражение она нашла в принятой 18 августа 1948 года Советом Национальной безопасности США директиве № 20/1. Согласно директиве, Соединенные Штаты должны были стремиться "... а) свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений; б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России".

Отталкиваясь от провозглашенных политических целей, руководство США предложило военным разработать стратегию своих действий на случай войны с Советским Союзом. При этом, как администрация США, так и военное командование, полагаясь на созданное атомное оружие и мощную авиацию дальнего действия, не исключали развязывания превентивной войны, стремясь разыграть этот козырь, прежде чем аналогичные средства поражения будут созданы и Советским Союзом.

Политика, проводившаяся Соединенными Штатами Америки в отношении Советского Союза, находила полную поддержку и понимание в других западных странах. В конечном итоге это привело созданию в 1949 году военно-политического блока НАТО. Взятый правительствами США и их союзников курс на подготовку к войне с СССР требовал соответствующего разведывательного обеспечения. В этой связи основные усилия, как военных, так и внешнеполитических разведывательных служб стран-участниц блока НАТО были нацелены преимущественно на сбор информации о военном и экономическом потенциале Советского Союза, его мобилизационных возможностях.

Вследствие этого постепенно Советский Союз оказался охвачен по периметру своих границ не только военным базами, но и разведывательными органами стран бока НАТО. Разведывательные подразделения ЦРУ, СИС и некоторых других спецслужб действовали под прикрытием дипломатических представительств западных стран в Москве, а также с территории Японии, Южной Кореи, Ирана, Турции, Греции, Италии, Германии, Австрии, Швеции и Норвегии. Наглядным подтверждением этому могут служить операции американской и английской разведки по заброске в СССР агентов-нелегалов. Самолеты ВВС США и Великобритании стартовали с агентами на борту с территории Греции, острова Мальты, Западной Германии, Японии. В других случаях нелегалы проникали в СССР через сухопутную границу из Турции, Ирана, Финляндии и Норвегии. Приведенные факты позволяют говорить о том, что деятельность против СССР спецслужб стран-участниц блока НАТО и, прежде всего, Соединенных штатов Америки, постепенно приобрела на протяжении первого послевоенного десятилетия глобальный характер.

Другой отличительной чертой разведывательно-подрывной деятельности западных спецслужб против СССР в период 1945-1954 годов стало использование острых средств, форм и методов работы, что, впрочем, в определенной степени было характерно и для советской стороны. Попытки активизировать вооруженное националистическое подполье в западных регионах СССР, прорывы агентуры на территорию СССР через сухопутную границу с боем, похищение советских военнослужащих и гражданских лиц в Австрии и Германии с целью вербовки и другие подобные акции накаляли политическую и оперативную обстановку.

В условиях существовавшей в стране однопартийной политической системы фактическое руководство в сфере обеспечения государственной безопасности, военного строительства и т.п. сосредоточилось в послевоенный период руках узкого круга лиц, входивших в состав Политбюро ЦК ВКП (б). Органы "Смерш" - НКГБ-МГБ-МВД СССР находились под постоянным контролем лично И.В. Сталина, а также назначаемого из числа членов Политбюро ЦК ВКП (б) куратора. Ими в послевоенный период являлись поочередно А.А. Кузнецов, Г.М. Маленков и Н.А. Булганин.

Все важные решения в сфере правового регулирования деятельности органов госбезопасности принимались по устоявшейся с годами одной и той же схеме. Инициаторы - ими, как правило, выступали члены Политбюро и Центрального комитета ВКП (б), ЦК и обкомы партии союзных и автономных республик, краев и областей, центральный аппарат "Смерш "- НКГБ - МГБ - МВД СССР выходили со своими предложениями в Секретариат ЦК ВКП (б), который в качестве первой инстанции их рассматривал и утверждал. По второстепенным вопросам - назначениям руководителей местных органов госбезопасности, незначительным штатным изменениям и т.п. решения Секретариата ЦК ВКП (б) было достаточно и оно, оформленное в письменном виде, направлялось для выполнения в орган исполнительной власти - Совет Министров СССР, который принимал соответствующее постановление.

В материалах к проекту новой программы партии против текста, характеризующего послевоенную борьбу США за мировое господство, Сталин оставил следующую интересную запись на полях: «Теория "космополитизма" и образования Соед. Штатов Европы с единым пр-вом. "Мировое правительство"». Эта помета дает представление о том, как Сталин воспринимал послевоенную расстановку сил на мировой арене, чем объяснял необходимость борьбы с внутренним и внешним врагом, почему был убежден в необходимости дальнейшего укрепления аппарата власти, в том числе власти личной.

Известно, что в годы Великой Отечественной войны в силу исключительно сложной политической и оперативной обстановки борьба с так называемыми "антисоветчиками" носила очень жесткий характер. Органами НКВД - "Смерш"- НКГБ беспощадно пресекались всякие даже малейшие "антисоветские" проявления. После окончания второй мировой войны ситуация несколько изменилась. Победа над грозным противником и связанный с этим рост самосознания населения, солдат и офицеров вооруженных сил привели к появлению в послевоенном советском обществе надежд на перемены. Так в середине 1945 года среди деревенских жителей, части интеллигенции циркулировали слухи о том, что в скором времени согласно договоренности с союзниками будут ликвидированы колхозы, в стране под нажимом США и Англии будет допущена многопартийность, установится буржуазно-демократический строй.

Период некоторой "либерализации" в сфере идеологии оказался совсем коротким. Как представляется, одной из основных причин нового ужесточения борьбы с "антисоветчиками" стала начинавшаяся в период 1946-1947 годов "холодная война" с Западом. В условиях угрозы нового серьезного военного конфликта руководство страны и органов государственной безопасности вновь, как это было и в конце 1930-х годов, не ограничиваясь преследованием отдельных инакомыслящих, организовало и провело ряд "массовых операций" по "очистке" центральных и приграничных районов страны от "политически неблагонадежных" контингентов населения.

В целом, не смотря на определенные издержки, следует признать, что в условиях разгоравшейся "холодной войны" органы государственной безопасности СССР оказались на высоте требований момента. Пресекая разведывательно-подрывную деятельность иностранных разведок и незаконных вооруженных формирований, они внесли существенный вклад в дело обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны, сохранение завоеванных СССР в ходе второй мировой войны международных позиций.

Гонка вооружений была добровольно приостановлена к середине 60-х годов. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.

С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

«Холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так, например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. «Холодная война» была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: «Красный рассвет», «Америка», «Рембо, первая кровь, часть II», «Железный орел», «Вторжение в США». В СССР же сняли: «Ночь без милосердия», «Нейтральные воды», «Случай в квадрате 36 - 80», «Одиночное плавание» и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие «они» и какие хорошие парни служат в нашей армии. Своеобразно и очень точно, проявление «холодной войны» в искусстве отразилось в строке из популярной песни «и даже в области балета, мы впереди планеты всей...»

Достаточно очевидно, что огромные затраты, которые несли сверхдержавы, не могли продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние двух систем решалось в экономической сфере. Именно эта составляющая оказалась, в конечном счете, решающей. Более эффективная экономика Запада, позволяла не только поддерживать военный и политический паритет, но и удовлетворять растущие потребности современного человека, которыми в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средств производства, экономика СССР, не могла, да и не собиралась конкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось на политическом уровне, СССР начал проигрывать борьбу не только за влияние в странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.

Соревнование двух систем развертывалось и в экономической сфере, причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: выгоднее были стартовые позиции, причем в США в годы второй мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более совершенной была и система кооперации развитых стран, тогда как в «социалистический блок» входили, помимо СССР, страны, игравшие несущественную роль в мировом хозяйстве, многие из которых понесли огромный ущерб в годы войны. Затяжное формирование механизма международного разделения труда в рамках СЭВ мешало координации народнохозяйственных планов и осуществлению совместных проектов. В результате уже в середине 80-х годов в Западной Европе уровень международного разделения труда оказался на порядок выше, чем в Восточной. Крупным шагом вперед в интеграции стран СЭВ явилась принятая в 1971 году комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Наиболее масштабными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», участие союзных стран в освоении сырьевых ресурсов Сибири и Средней Азии, строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 году 8,3 млн. т. нефти, в 1975 году - около 50 млн., а к началу 80-х годов - 508 млн. т. Цены на советскую нефть были значительно ниже мировых цен, так как СССР взял на себя обязательство поставок сырья по более низким расценкам.

Активно развивалось сотрудничество в рамках организации Варшавского Договора (ОВД). Почти ежегодно в 80-е годы проводились общие маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР.

Частичные реформы «советской модели социализма» ни в одной из стран восточноевропейского блока не привели к качественному росту эффективности производства.

«Доктрина Брежнева» признала наличие слабых звеньев в социалистическом фронте, возможность реставрации капитализма в силу объективных трудностей и ошибок субъективного характера, вероятность войны с империалистическим окружением, чрезвычайность такой акции как военная помощь дружественной стране в защите социалистического суверенитета. Л. Брежнев подчеркнул, что суверенитет социалистического государства есть общее достояние всех марксистов-ленинцев: «Когда возникает угроза делу социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран». Политика « невмешательства», по его мнению, прямо противоречила интересам обороны братских государств. Для того чтобы не уступить, не отдать буржуазии ни грана завоеванного, не допустить отступления от марксизма-ленинизма требуется прочно придерживаться «общих закономерностей социалистического строительства».

Взаимосвязи с развитыми капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х годов начали улучшаться отношения с Францией, что стало отправным моментом для политики разрядки, особенно в Европе. Последовавшие затем соглашения с ФРГ получили развитие в ряде договоров европейских государств. К середине 70-х годов к процессу нормализации отношений с СССР ненадолго присоединилась Англия. Особое значение имело Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году. Активизировались переговоры по ряду конкретных проблем, связанных с ограничением вооружений. В 1972 году была подписана, а в 1975 году вступила в силу конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении - первая в истории международных отношений реальная мера по разоружению.

В 1973 году в Вене начались переговоры 19 государств о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Обсуждение строилось на принципах равенства обязательств, не нанесения ущерба безопасности какой-либо из сторон, отказа от односторонних военных преимуществ.

Значительный прогресс был достигнут в советско-американских отношениях. В ряде соглашений, положивших начало процессу разрядки международной напряженности, согласовывались принципы советско-американского взаимодействия в сфере стратегических вооружений, снижавшие угрозу войны. В 1974 г. был подписан договор об ограничении испытаний ядерного оружия под землей.

Во второй половине 70-х годов разрядка напряженности пошла на убыль. В 1979 году США создают «силы быстрого развертывания», провозглашают «новую ядерную стратегию» со ставкой на «упреждающий» удар. Очевидной ошибкой политического руководства СССР было введение в 1979 году «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан.

После Крымской войны Англия, пользуясь ослаблением России, активизировала свои экспансионистские устремления вблизи её южных границ, стремясь укрепиться в Персии. В районе Персидского залива по настоянию Пальмерстона в начале 1857 г. были высажены английские войска. Под угрозой английской оккупации персидский шах подписал выгодный для Англии торговый договор .

Борьба России с Англией за влияние на Персию и Турцию велась и на Кавказе. Можно сказать, что турецкий и персидский вопросы во внешней политике России были в какой-то степени кавказским вопросом. Английские агенты на Кавказе всячески поддерживали борьбу горцев против России, снабжая их всем необходимым. Англия хотела как можно больше затянуть Кавказскую войну, чтобы и истощить военные и экономические ресурсы Российской империи. В 1857 г. планировалась отправка на Кавказ нескольких английских кораблей с большим грузом военного снаряжения для горцев .

Однако русским дипломатам стало известно об этом. Горчаков предпринял ряд мер для борьбы с происками английских и турецких агентов на Кавказском побережье. В специальной докладной записке он изложил свои взгляды на Кавказскую войну и на её связь с политическим курсом России на Западе, указывая на то, что внешняя политика России на Востоке тесно связана с её политикой на Западе. Говорилось, что необходимо держать крупные силы и на Кавказе, и на западной границе, чтобы продемонстрировать западным державам, что Россия готова защищать свои интересы на всех направлениях .

Немалое внимание уделялось политике России в отношении Турции и на Балканах. Были восстановлены русские консульства в Молдавии, Валахии и Турции. 30 июня 1856 г. Горчаков направил в Константинополь тайного советника Бутенева, хорошо знавшего Турцию и Балканы, с особым поручением к султану. 7 июля 1856 г. была назначена комиссия для уточнения границ с Азиатской Турцией. Одновременно в Бухарест был направлен русский представитель для тщательного изучения внутреннего состояния княжеств Молдавии и Валахии. Но поскольку Россия была ослаблена Крымской войной, Горчаков старался соблюдать осторожность во внешней политике на Балканах и Ближнем Востоке .

Первоначально казалось, что союзником России могла бы стать Франция, не получившая территориальных выгод в Крымской войне и мечтавшая расширить свои границы путем присоединения левого берега Рейна, Ниццы и Савойи. Ещё задолго до Парижского конгресса Горчаков мечтал о тесном союзе с Францией. Послом России во Францию был назначен граф П. Д. Киселёв, сторонник сближения с этой страной. Интересы России и Франции во многом совпадали. Основы обнародованного Горчаковым внешнеполитического курса России после Парижского конгресса отвечали дипломатическим планам Наполеона III. Общей была позиция, занимаемая обеими странами по отношению к Австрии. Россия была возмущена тем, какую враждебную позицию по отношению к ней занимала Австрия в годы Крымской войны. Наполеон III искал в России некоторый противовес дальнейшему усилению Англии, хотя и не собирался в тот период идти на разрыв Англией. Кроме того, Россия, как и Франция, была заинтересована в ослаблении влияния Турции, Австрии и Англии на Ближнем Востоке. Во время свидания Наполеона III и Александра II в Штутгарте в 1857 г. было положено начало сотрудничеству двух стран . Горчаков в своей записке о секретных переговорах в Штутгарте дал подробную характеристику международной обстановки, предшествующей заключению франко-русского договора 1859 г. Её суть заключалась в том, что ни Англия, ни Россия, ни Франция не собирались поддерживать Австрию. Александр II заявил представителю Наполеона III о готовности оказать ему дипломатическую поддержку в войне с Австрией .

Первым результатом начавшегося сближения Франции и России было успешное преодоление очередного кризиса на Балканах. Этот кризис был связан с событиями в Сербии (а именно с продолжающимся династическим противоборством между Обреновичами и Карагеоргиевичами) и в Дунайских княжествах .

В Сербии скупщина низложила в конце 1858 г. князя Александра Карагеогриевича, ставя ему в вину тот факт, что Сербия придерживалась нейтралитета в ходе Крымской войны. Вместо него был вновь избран Милош Обренович. Возникла угроза военного вмешательства Австрии и Турции. Ещё в апреле 1858 г. начались боевые действия Турции против Черногории, куда вторглась 20-тысячная османская армия. Однако уже 13 мая она была разбита у Грахова. Турция согласилась на приостановку боевых действий, но добилась международного признания Черногории частью своей территории. К балканскому побережью Адриатического моря были отправлены русская и французская эскадры. В результате совместных действий Петербурга и Парижа сербский и черногорский вопросы получили мирное разрешение: султан был вынужден пойти на уступки и согласиться на мирное урегулирование спорных пограничных вопросов в пользу Черногории и признать смену династии в Сербии. После смерти в 1860 г. Милоша князем вновь стал его сын Михаил .

Русско-французское сближение способствовало и выведению турецких и австрийских войск с территории Дунайских княжеств в 1857 г., что позволило им восстановить самоуправление и перейти к процессу объединения, что вызывала особенную поддержку со стороны Наполеона III. В январе 1859 г. в Молдавии и Валахии прошли выборы господарей. На оба престола был избран полковник Александр Иоанн Куза, что нарушало положения договора 1856 г., а Порта в виде исключения пожаловала князю Кузе двойную инвеституру 23 декабря 1861 г.

В связи с назревавшим военным конфликтом в конце 1850-х гг. между Францией и Австрией по итальянскому вопросу французский император Наполеон III искал поддержки у России. Россия охотно пошла на сближение с Францией, чтобы оторвать ее от антирусского блока. 3 марта 1859 г. в Париже между Россией и Францией был заключен секретный договор, по которому Россия обязывалась соблюдать нейтралитет во время войны Франции с Австрией. Россия также обязывалась удержать Пруссию от вмешательства в войну . Обезопасив себя от вмешательства других держав, Франция открыто повела дело к обострению конфликта и ловким манёвром спровоцировала Австрию на объявление войны. В апреле 1859 г. Франция и Сардинское королевство объявили войну Австрии. Но попытка Наполеона III втянуть в военный конфликт и Россию не удалась, хотя Россия и была заинтересована в ослаблении Австрии. Россия обязалась лишь выставить на границе с Австрией армию из 4 корпусов, чтобы нейтрализовать 150-тысячную австрийскую группировку в Галицию . Также Россия обещала занять благожелательный Франции нейтралитет и способствовать сохранению нейтралитета другими державами, и прежде всего Пруссией. Франция же обещала в ответ договориться с Австрией об изменениях в существующих договорах. Однако России не удалось выполнить требования относительно военной демонстрации у австрийских границ. Причиной послужил тот факт, что для концентрации 4 корпусов необходимо было не менее пяти с половиной месяцев. Попытка мобилизации на Волыни закончилась неудачей: было собрано только 30 тыс. человек. Предложение Горчакова перебросить на запад часть 300-тысячной Кавказской армии натолкнулось на противодействие наместника А. И. Барятинского и потому не было реализовано . Как следствие, австрийцы начали перебрасывать войска из Галиции в Италию, оставив там только 30-тысячный корпус. И всё же нейтралитет России облегчил победу Франции и Сардинии над Австрией. Ещё до начала боевых действий Россия и Франция не поддержали политический демарш Великобритании и Пруссии, которые выступили с инициативой одностороннего разоружения Сардинии, опасаясь чрезмерного усиления Франции. Австрийская дипломатия оказалась неспособной вести длительную игру. Ей не удалось предотвратить начало войны, которая началась 29 апреля и ознаменовалась целым рядом поражений австрийской армии. Разгром Австрии послужил сигналом к революционной борьбе в Италии за ее национальное объединение. Только страх Наполеона III перед итальянским национально-освободительным движением спас Австрию от полного краха. 12 июля 1859 г. был заключён Виллафранкский договор, завершивший войну .

Кавказская армия после заключения Парижского мира активизировала усилия по замирению Чечни и Черкесии. Положение осложнялось тем, что практически полностью отсутствовала морская блокада побережье. По причине этого русским удавалось перехватывать не более 2% военной контрабанды. В 1857 г. Черкесского побережья достигло 2,5 - 3 тыс. турецких мелкосидящих судов, в 1858 г. - около 800 . Однако успехи русских войск, с одной стороны, и усталость местного населения от непрерывных военных действий, с другой, стали приносить свои плоды. Спрос на военные товары стал падать, и в 1859 г. количество судов, прошедших незаконным образом к Кавказскому побережью, сократилось до 198. Это, соответственно, сказалось и на ходе боевых действий. В 1858 г. Шамиль в очередной раз предложил переговоры, надеясь таким образом выиграть время. Однако Барятинский ответил решительным отказом, и тогда 25 августа 1859 г. Шамиль, будучи окружённым в высокогорном ауле Гуниб, сдался .

Однако после франко-итало-австрийской войны 1859 г. в отношениях между Россией и Францией возникли серьезные осложнения. Наполеон III не выполнил своих обещаний по отношению к России, мотивируя это тем, что она не смогла предотвратить переброску австрийских войск из Галиции, но тем самым подорвал доверие к нему со стороны Горчакова и Александра II. Тем не менее, стороны сохраняли видимость сотрудничества. Горчаков надеялся, что в будущем произойдёт переход от видимости к реальному и взаимовыгодному союзу. Однако Александра II начал сомневаться в возможности такой перспективы. Бруннов высказал мысль, что лучше всего не иметь императора Франции «ни среди друзей, ни среди врагов». Но русский император сказал, что «полезнее иметь его среди союзников, если бы мы могли положиться на него» .

10 - 14 (22 - 26) октября 1860 г. произошла встреча Александра II с австрийским императором и прусским принцем-регентом в Варшаве, куда Франц Иосиф был приглашён в знак примирения. Российский император отказался давать какие-либо гарантии безопасности и целостности Австрии в случае новой австро-итальянской войны, столкновения с Францией или восстания в Венгрии, предложив решать все спорные вопросы, прежде всего в Италии, путём достижения договорённости с Францией. Апелляции к консервативному единству вновь не были приняты, хотя они и прозвучали на фоне очередного подъёма польского национального движения . Таким образом, Россия ещё сохраняла верность курсу на сближение с Францией, несмотря на начавший намечаться разрыв.

Русско-французское сближение опять было вызвано к жизни осложнением на Востоке. В 1861 г. после смерти султана Абдул-Меджида на престол взошёл Абдул-Азис, проводивший политику жестокого подавления антиосманских выступлений в Сирии, Боснии, Герцеговине, Сербии и Черногории. Вновь началась череда кризисов на Балканском полуострове .

Летом 1861 г. турецкие войска начали блокаду Черногории, которая оказывала помощь восставшим сербам в Герцеговине. Франция и Россия в очередной раз оказали поддержку черногорцам. Благодаря их усилиям блокада Черногории была фактически сорвана: княжество продолжало получать продовольствие, боеприпасы и оружие от обеих стран. В следующем году турки вторглись на территорию Черногории и опустошили значительную её часть. Однако черногорцы оказали героическое сопротивление и в очередной раз сумели сорвать планы установления турецкого контроля над их страной .

Одновременно возник кризис и в Сербии. 15 июня 1862 г. солдаты турецкого гарнизона, стоявшего в белградской крепости Кале-Мейдан, убили серба. Возмущённые жители Белграда блокировали и осадили крепость, в ответ артиллерия крепости произвела 5-часовой обстрел города .

В 1862 г. к Наполеону III был послан с чрезвычайным поручением барон А. Ф. Будберг, сменивший на посту П. Д. Киселёва. Будберг был сторонником союза с Пруссией, но ему удалось продолжить дело своего предшественника. В результате согласованных действий России и Франции удалось смягчить условия, выдвинутые Турцией по отношению к Черногории. 29 августа 1862 г. был заключён мирный договор на тяжёлых для Черногории условиях. Однако княжеству была дана возможность для мирной передышки. Союзникам удалось добиться сокращения числа турецких крепостей в Сербии с шести до четырёх. 4 сентября 1862 г. произошла их эвакуация. Для усиления сербской армии Россия предоставила Сербии заем в 300 тыс. австрийских дукатов, 39,2 тыс. ружей и 3 тыс. сабель. В 1862 г. постоянная армия Сербии составляла 3100 чел. при 12 орудиях, а резерв ополчения - 50,5 тыс. чел. при 36 орудиях .

Затишье было недолгим. В октябре 1862 г. в Афинах начались волнения, поддержанные армией. 10 октября 1862 г. король Оттон был вынужден отречься от престола. Благодаря совместным действиям России и Франции удалось не допустить избрания на греческий престол принца Альфреда, сына королевы Виктории. 18 марта 1863 г. Народным собранием Греции было предложено стать королём принцу Вильгельму Георгу Датскому. 10 октября 1863 г. он короновался на престол Греции .

Относительно спокойно разрешился лишь кризис в Дунайских княжествах. 5 февраля 1862 г. Александр Куза объявил об унии княжеств Молдавия и Валахия, в результате чего было создано новое государство - Румыния .

После послания президента РФ Федеральному Собранию и завершившихся с невероятной помпезностью очередных выборов ВВП на международных площадках стала складываться, а точнее, продолжаться с удвоенной скоростью противостояние Либерального Глобализма и Империализма. Российская Федерация, пытающаяся из Либерального глобализма 90х годов вернуться в стадию Империализма столкнулась с очень серьёзным противодействием со стороны Либерального Глобализма, так называемого «цивилизованного» западного альянса. С усердием, достойного лучшего применения евроатлантический альянс пытается вернуть РФ в Либеральный Глобализм. Провозглашается как одно из главных направлений борьбы личность ВВП, якобы узурпатора власти, подавителя интересов «гражданского общества», и вообще душителя свобод. На деле же этот конфликт значительно глубже, чем его пытаются представить политологи как западного разлива, так и доморощенные.

Оставим в стороне абсолютно бездоказательные наезды глобалистов и неуклюжие попытки российских национал-патриотов доказать свою правоту точным исполнением неких международных договорённостей. Дело в том, что капитализм, достигший своей высшей стадии развития при Империализме, ясно осознаёт, что развитие производства приведёт объективно к гибели капитализма, как общественно-экономической формации. Поэтому капитализм, вступивший в стадию либерального глобализма пытается повернуть историю вспять и повести человечество по нисходящей спирали, сохраняя капиталистический способ производства через неофеодализм к неорабовладению. На самом деле мы это прекрасно видим. Взаимоотношения внутри Евроатлантического альянса представляют собой взаимоотношения сюзерена и вассалов. Отсюда и требования с вымыванием рук по Атлантической солидарности, требования увеличения аллодиума через повышение взносов в НАТО. В качестве идеологического обоснования предложена теория Фукуямы о конце истории. В качестве обеспечения либерального глобализма созданы наднациональные структуры. Первое, финансовые: Международный Валютный Фонд и Международный Банк Реконструкции и Развития. Второе, экономические: Транснациональные корпорации. Третье, торговые: Всемирная Торговая Организация. Четвёртое, судебные: Международный трибунал в Гааге и Суд по правам человека. Пятое, силовые: НАТО и Интерпол.

Обратите внимание, что все вышеперечисленные организации требуют верховенства своих уставов над национальными законодательствами, причём признание этого верховенства должно быть закреплено в конституциях национальных государств. Таким образом объективно оценивая сложившуюся ситуацию можно сказать, что мир вступил в эпоху всеобщего кризиса капитализма. Поэтому-то субъекты либерального Глобализма вцепились в смертельной схватке с субъектами империализма (РФ, КНР, ИНДИЯ). Остальные страны мира, находящиеся в различных стадиях капитализма – от капитализма свободной конкуренции до Либерального Глобализма внимательно приглядываются кто окажется победителем, к кому примкнуть. После демонстрации в послании некоторых образцов новых систем вооружений РФ (какие в действительности, а какие нет – будущее покажет) и выборов в России население народов мира находятся в ситуации резкого обострения конфликтов и реальной угрозой войны. Причём войны н мировой, а череды локальных войн, которые неизбежно охватят страны, которые находятся на периферии капитализма. Поэтому на наш взгляд резко актуальным становится предложение Ленина о превращении империалистических, а в нынешнем состоянии просто капиталистических войн в свержение капиталистической общественно-экономической формации на Земле.

Для того, чтобы предотвратить истребление народов в навязанных им прокси-войнах (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия) коммунистам необходимо разъяснять народам своих стран сущность конфликта. Не обращая внимание на капиталистов разных стран, пытающихся рассказывать своим народам, что де «они хорошие, а враги плохие» бороться за ликвидацию капиталистического способа производства, базирующемуся на частной собственности на средства производства. Именно частная собственность на средства производства в системе способа производства порождает ежечасно и ежеминутно капитализм. Надо бороться не с симптомами, а с болезнью.

Ситуация показывает нам, что пора опять восстанавливать систему пролетарского интернационализма. Причём не только в масштабах одной страны, но в масштабах мировых. Для этого необходимо разъяснять наёмным работникам, что, выдвигая только экономические требования, они ставят себя в заранее проигрышное положение. Только на базе политических требований и единых для всех трудящихся можно выстроить эту систему пролетарского интернационализма. Когда политические требования, выдвинутые неважно где, осознаются трудящимися как их общие политические требования и когда поддержка этих политических требований будет принимать всё более и более массовый характер, вот тогда-то и начнётся складываться система и структура пролетарского интернационализма и пролетарской солидарности. Для наёмных работников врагом является не народ соседнего государства, а те, кто его эксплуатирует, отчуждая в свою пользу их труд. И не важно, какая фамилия у эксплуататора и эксплуатируемого, совершенно не важно, что у того и другого вписано в графе национальность. Есть реальное антагонистическое противостояние между эксплуататором и эксплуатируемым. Трудящимся должно быть абсолютно безразличны разборки между собой капиталистов разных стран и разных стадий капитализма. Они не должны умирать сами и умирать их дети за интересы того или иного капиталистического клана. Конечно, вопрос защиты Родины от нападения двойного толкования не имеет. Трудящийся должен защищать свою Родину, но не должен участвовать в агрессивных нападениях капиталистов друг на друга. В свете этого, например, межвидовые разборки между государствами РФ и Украина – это одно, а защита трудящихся на Украине от фашистов – это совсем другое.

Главное – не перепутать одно с другим. В заключение же хочу сказать. Всё выше перечисленное наглядно доказывает, что наступило время решающих битв против капитализма, как общественно-экономической формации. Не улучшение капитализма, а его уничтожение является главной задачей для коммунистов. Улучшатели же капитализма в том числе и участники самых разнообразных буржуазных игр есть ничто иное как прислужники капитализма и один из его отрядов по разобщению наёмных работников между собой по национальному признаку. Как бы эти участники себя не называли, какие бы эвфемизмы и бренды в названии своих организаций они не использовали – на деле они являются охвостьем капитализма, его социал-прислужниками. Так и надо к ним относиться. И так же вести с ними решительную борьбу, как и с капитализмом различных толков и обоснований.

Конца истории не будет, будет решительная борьба пролетариата против капитализма и его окончательная победа.