Болезни Военный билет Призыв

Таинственно волшебных дум. Стихотворение "Silentium! (Молчание! (лат.))" Тютчев Федор Иванович. История возникновения шедевра «Молчание»

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. В этих строках Тютчева заключается глубокий смысл. В душе у нас рождаются разные образы. Откуда они берутся? То ли это просто работа электромагнитных импульсов в мозге, то ли это Бог что-то вкладывает в нас. Когда-нибудь, люди узнают это лучше. Но если то, что мы думаем, чувствуем, не напрямую заимствовано из окружающего нас мира, то наши мысли и душевные движения нуждаются в том, чтобы быть сформулированными. Дело даже не в необходимости это кому-то рассказывать. Главное - самому распознать собственные идеи и чувства, разобраться кто ты сам таков. И довольно часто появление в голове, в душе каких-то идей требует и их внешнего выражения. Человек - социальное существо. Мы нуждаемся в том, чтобы обмениваться своими мыслеобразами, своими суждениями с другими людьми. Прежде всего, это нужно нам самим. Многие даже могут лучше разобраться в своих внутренних движениях, если будут их кому-то высказывать. "Как сердцу высказать себя?" Это не так легко во многих случаях! Как мы мыслим? Часто мыслим словами. Математики мыслят числами. Музыканты - звуками. Но чаще всего мы все мыслим образами. И если мы не понимаем их до самого конца, до самого донышка, то бывает очень трудно перевести их с языка образов на язык слов. Например, даже самая обычная фраза "я тебя люблю". Один человек, когда это говорит, подразумевает "мне приятно твоё общество". Другой человек под этими же самыми словами подразумевает "ты мне настолько нравишься, что я хочу тебя поцеловать". А третий человек вкладывает смысл: "я хочу, чтобы ты всегда был счастлив, и я готов положить жизнь на то, чтобы уберечь тебя от всех невзгод". И вот один человек говорит это другому, выражает своё сердце, подразумевает, например, приятное необременительное общение с поцелуйчиками. А другой человек в этот момент думает, что ему полностью отдали сердце и будут о нём заботиться всю оставшуюся жизнь. "Другому как понять тебя?" Человечество изобрело так много слов! А между тем, из до сих пор не хватает, чтобы выразить даже простые вещи. "Поймёт ли он, чем ты живёшь?" У каждого из нас своё воспитание, свои, если так можно выразиться, речевые привычки, словесные шаблоны. И почти каждое слово можно понять по-разному. Особенно, каждое важное, значимое слово. Мне очень нравится фраза "мысль изреченная есть ложь". В ней заключается какой-то трагизм и даже обречённость. Но на самом деле, в этой мысли заключается и большое обещание. Точнее, надежда, что постепенно в своей жизни ты можешь найти людей, которые будут понимать тебя по-настоящему. Которые вкладывают тот же смысл в слова, что и ты сам. Или даже которые могут понять тебя без слов. Такие люди - большая редкость и ценность. Поэтому я буду их беречь и любить.

ИЛЬЯ ТЮРИН МОЛЧАНИЕ ТЮТЧЕВА И МОЛЧАНИЕ МАНДЕЛЬШТАМА Вначале я хотел бы выписать оба стихотворения с тем расчетом, чтобы мы видели их вместе:
SILENTIUM ! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум: Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи!.. SILENTIUM Она еще не родилась, Она - и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день, И пены бледная сирень В черно-лазоревом сосуде. Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! Осип Мандельштам, 1910
Федор Тютчев, 1830 Они потому и нужны нам именно вместе, что представить их вместе в другой ситуации себе невозможно. Во-первых, между первым опытом и вторым прошло такое время, что за этот срок автор первого успел состариться и умереть, а автор второго, родиться и вырасти. Во-вторых, кроме случайного исследователя, никто, конечно, не вздумает бросаться на поиски первого опыта сразу после того, как прочтет второй, или наоборот. В-третьих, авторы обоих опытов никогда у специалистов не стояли в одном ряду. Таким образом, ситуация, противоречащая всему, с чем приходится сталкиваться литературе - времени, читателю и литературоведу, уникальна. Смею утверждать, что она уникальна еще по одной причине: она моделирует историю появления второго стихотворения. Дело не закончилось только тем, что Мандельштам прочел Тютчева. Он посчитал свой, второй, взгляд настолько отличным от тютчевского, первого, насколько вообще число 1 отличается от числа 2 - и число взглядов удвоилось. (Он спорил: это я говорю на том основании, что о согласии - если извещают - то извещают в прозе). Вся иноязычная часть стихотворения Мандельштама (то есть название) строится именно в стилистики второй реплики в разговоре. У Тютчева после "Silentium" поставлен восклицательный знак, а у Мандельштама стоит точка, что превращает "молчи" в "молчание"; иными словами, Мандельштам в ответ на призыв молчать действительно умолкает. Но в то время как он вежлив по-латыни, по-русски Мандельштам, как видим, еще и чрезвычайно осторожен сначала. Его, конечно, смущает неловкость положения (минимум дважды в истории некто вынужден говорить о молчании вслух), и он определяет неизреченное местоимением "она", сообщая: "я не знаю точно, о чем мы". Она еще не родилась, Она - и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Молчание можно выдать за все, что угодно. "Она" у Мандельштама созвучно "музыке" и "связи"; но "связь", стоя под ударением в конце, обладает перед "музыкой" преимуществом. К "музыке" же стихотворение еще обратится: И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, - отдавая "музыке" первородство по отношению к "слову", а конструкции возвращая равновесие. Кстати, это последние четверостишие интересно сразу многим. Мало того, что оно обнаруживает в местоимении "она" Афродиту, - оно еще словно осуществляет перевод первых четырех строк с языка "Silentium." на язык "Silentium!", демонстрирует различие между мгновением "до" и мгновением "после": Она еще не родилась, Она - и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. ... Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! И здесь Мандельштам почти дерзок с Тютчевым. Он говорит: "Повелительное наклонение - прежде всего знак упущенной вами секунды. Я наблюдаю молчание как участник, а вы - только как исследователь". Мандельштам выполняет требование Тютчева молчать с пользой для себя. 1997

«Silentium!» Федор Тютчев

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»

Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе. И лишь уговоры одного из сослуживцев, считавшего, что стихи Тютчева действительно восхитительны, заставили поэта опубликовать некоторые из них.

Среди первых произведений, которые были напечатаны в российских журналах, стоит отметить стихотворение «Silentium!», название которого в переводе с латинского означает «Молчи!». Это произведение претерпело несколько редакций, так как автор считал его довольно откровенным и очень личным для того, чтобы представлять на суд читателей. Тем не менее, именно это произведение принесло начинающему поэту и состоявшемуся дипломату славу очень тонкого, романтичного и не лишенного философских мировоззрений литератора.

Стихотворение «Silentium!» увидело свет в 1830 году, однако предполагается, что создано оно было гораздо раньше. И поводом для написания столь необычного как по форме, так и по содержанию произведения послужила женитьба Тютчева на Элеоноре Петерсон через несколько лет после поступления на дипломатическую службу. Поэт был безумно влюблен в свою молодую жену и после свадьбы считал себя по-настоящему счастливым человеком. Однако предчувствие неминуемой беды все же не давало Тютчеву покоя. Именно осмыслению своих тревог и переживаний, попыткам понять, что же именно вызывает в нем смутное чувство тревоги, посвящено стихотворение «Silentium!» .

Начинается оно весьма нетипично для поэта, которому впоследствии суждено было стать родоначальником русского романтизма. Первые строчки – это призыв молчать, скрывая свои чувства и мысли, что можно объяснить родом деятельности Тютчева-дипломата. Однако далее поэт развивает свою мысль, отмечая, что мечты напоминают ему звезды в ночи, которые также эфемерны и далеки. Поэтому автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». Под вторым участником этого странного диалога многие исследователи творчества Тютчева подразумевают его супругу Элеонору. Однако обращения поэта адресованы не женщине, а мужчине . С учетом того, что Тютчев свои первые стихи вообще не планировал кому-либо показывать, нетрудно догадаться, что эту необычную беседу автор ведет сам с собой. И именно самому себе он приказывает молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье, свои надежды и мечты от посягательств. При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе, быть гораздо более сдержанным в беседах, поступках и суждениях.

Если сопоставить факты, то получается, что именно в это время поэт знакомится со своей будущей супругой и делает ей предложение. Он не тешит себя надеждой, что урожденная графиня Ботмер согласиться стать его женой. Однако, вопреки ожиданиям, получает разрешение на брак со стороны родственников Элеоноры и долгое время не может поверить своему счастью. Тютчев настолько благодарен судьбе за этот неожиданный подарок, что боится спугнуть лишним словом или же мыслью свое семейное благополучие. Именно поэтому, изредка отрываясь от своих «таинственно-волшебных дум», поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!» . Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно. И действительно, в 1838 году, после неудачного возвращения в Россию, сопровождавшегося крушением парохода, Элеонора Тютчева умирает на руках у поэта. Таким образом, его опасения становятся реальностью. По воспоминаниям очевидцев, после смерти жены Федор Тютчев стал совершенно седым за несколько часов. И – полностью расстался с иллюзиями относительно того, что сможет быть счастливым.

Читать стих “Silentium!” Тютчева Фёдора Ивановича сложно и легко одновременно. Это глубокое философское произведение увидело свет в 1830 году. Однако написано оно было несколько раньше, после чего неоднократно редактировалось самим автором. Он крайне трепетно отнесся к этой работе, поскольку она стала проявлением его внутренних чувств и понимания жизни. Кроме того, творение раскрывало личные особенности жизни поэта. Именно тогда Тютчев испытывал некоторые сложности в отношениях со своей будущей супругой Элеонорой Петерсон. Свои тревоги и волнения он решил выразить на бумаге. Именно эта искренность стала причиной того, что стихотворение принесло автору огромную популярность.

В начале произведения Фёдор Иванович побуждает читателя молчать о своих чувствах и эмоциях. Учитывая дипломатический род деятельности поэта, такая жизненная философия абсолютно логична. Однако проявления романтизма в следующих строчках крайне нетипичны для него. Он пишет о мечтах, о звездах ночью и прочих явлениях, которые так далеки от прагматичной реальности. Судя по тому, что текст стихотворения Тютчева “Silentium” обращен к мужчине, можно предположить, что поэт говорит сам с собой. Ведь он не собирался демонстрировать своё творение публике. Говоря о лживости высказанной мысли, автор, скорее всего, взывает к библейским мотивам. Только богу подвластно то, что происходит в голове человека. Слова же доступны и дьяволу.

Произведение вызывает противоречивые ощущения. Возникает теория о том, что поэт сам боится своих мыслей. Он говорит о том, что им необходимо “внимать”, но высказывать их не стоит. Ведь только тогда счастье и радость останутся внутри. Спугнуть их так просто, а Тютчев боится потерять ту, которую так любит. Стихотворение очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть его онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи!..