Болезни Военный билет Призыв

Сообщение ученые и их открытия. Великие открытия в физике. Кабельная телеграфная линия

С населением более 5 миллионов человек, тибетская национальность живёт в основном в Тибетском автономном районе на юго-востоке Китая и соседних провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань. Тибетский народ имеют свой собственный разговорный и письменный язык. Тибетский язык относится к камбоджийскому отрасли, сино-тибетской языковой системе.

Тибетские районы богаты природными ресурсами, и тибетский народ в основном проживают на повышение сельского хозяйства и акции. Большинство тибетцев являются набожными буддистами, и наблюдает тибетский буддизм. Ламаистские монастыри распространялись по всему тибетским областям, и обладают богатой культурой и превосходным мастерством строительства тибетцев. Дворец Потала на Зы Хуйшан (Marpo Ri) в Лхасе, столице Тибета, является дворцовым комплексом с самой высокой высотой в мире. Хорошо известно, для строительства стиля, религии, фрески, скульптуры искусства и драгоценных культурных реликвий.

История

В древние времена предки нынешних тибетцы жили вдоль Yaluzangbu (Брахмапутра) реки. В 6 веке вождь племени Ярлунг завоевал несколько соседних племен, чтобы стать королем. Он был известен как Zanpu (король), и установили династию Po. В начале седьмого века Сонгцен Гампо (внуку) единого весь Тибет и перенес столицу в Лхасу. Это, как известно, китайская история как Tupo царства. В 641 г., Сонгцен Гампо женился на принцессе Wencheng, династии Тан (618 - 907 н.э.), и получила титул «короля западе Китая». В 710 году, Xidezuzan (царь Тибета) женился на принцессе Jincheng династии Тан. Контакты между Тибетом и центральном Китае оказали сильное влияние на тибетском обществе в сферах политики, экономики и культуры. В 1934 году правительство Китайской Республики создана жителем агентству в управлении делами в Тибете, и в 1965 году, Тибетский автономный район был создан.

Предпочтения в еде

Цампу, як масло чайного и тибетского ячменя вина являются основным продуктом питания для тибетского народа. Люди также как и молочных продуктов и воздушно-сухой говядины и баранины. Тибетцы едят Цампу почти в каждой едой. Цампу является жареная ячменная мука смешивается с маслом яка чай или тибетский ячмень вина. Тибетцы обычно смешивают пищу с пальцами правой руки, и месить его на мелкие куски перед едой.

Як масло чай сделан из вареных листьев чая, соли и сливочного масла яка. Все смешивается и энергично месили в деревянных цилиндров до хорошо сочетаются. Як масло чайного тепло и питательные, и тибетцы пьют его в течение всего дня. Тибетское ячменное вино является очень популярным алкоголем в среди тибетцев. Этот мягкий алкоголь, приготовленный из местных вырос ячмень, вкус кисло-сладкий.

Архитектурный стиль

Замок-как дом является наиболее представительной в Тибете. Они часто являются камнем структуру древесины примитивной простоте, ищу достойную и стабильную. Даже стены, построенные тесно рядом с холма остается вертикальной устойчивости. Такой вид домов обычно в два-три этажа с круговым коридором построен внутри.
В выпаса области, люди обычно живут в палатках волос яка. В палатке, как правило, квадратной поддержке восьми вертикально столбы. Изготовлен из яка волос, палатки достаточно долговечна от ветра и метели. Между тем удобнее будет демонтирован, поднять и удалить, пригодных для жизни пастухов.
В какой бы тип дома, всегда есть алтарь для поклонения таблицы Будды. Это означает благочестие тибетцев с их религией.

Костюмы

Тибетского народа имеют очень характерный одежды. Вообще говоря, они носят короткие верхней одежды из шелка или ткани с длинными рукавами внутри, широкая и свободная одежда снаружи, так и длинные сапоги крупного рогатого скота шкуры. Для удобства работы или труда, они обычно подвергают свои правое плечо или обе руки, связывая пару рукава вокруг своей талии. И мужчина и женщина имеют косички, но человек всегда катушек до косичками на голове в то время как женщины расчески волосы либо на два или много мелких косички наводнения вниз на плече, в конце которого некоторые красивые украшения связаны. Женщина предпочитает носить фартук с красивыми узорами.
Тибетцы считают Hada как самый драгоценный подарок. Hada представляет собой полосу белоснежных шарф сделан из пряжи или шелка. Он символизирует добрую волю и уважение, и могут быть представлены в различных случаях праздника, прибытие и отъезд гостей и т.д. Однако, есть своего рода Hada с пяти цветов, синего, белого, желтого, зеленого и красного, соответственно, указывающие небо, облака, землю, реки и Бог отвечал за Дхарму Будды. Пять цветов Hada очень ценил дар и может быть представлена только в величайших мероприятий, таких как деятельность буддистов.

Таможня

Вручение Хада является своего рода очень часто вежливости в Тибете. Вручение Хада, чтобы показать чистоту, преданность, верность и уважение к приемникам. Даже когда люди отвечают друг с другом, они не забудут Хада. Они всегда прилагаю мини-Хада в письме для приветствия и выразил добрые пожелания. Что более интересно, что, когда тибетцы выходят они, как правило, занимает несколько Hadas с ними в случае, если они могут дать их друзьям и родственникам с которыми они сталкиваются в пути.
Буддийские верующие должны читать или повторять писания буддизма очень часто. Для неграмотных людей, что они могут сделать, это включить молитвы колеса, с писания внутри. Включение молитвенное колесо эквивалентно пение некоторых писаниях, и это стало рутинной работы для тибетского народа.

Фестивали

Самый важный праздник в Тибете тибетский Новый год, с 1 января по тибетскому календарю. Именно по говорил прощания с прошлым годом и приветствуя новые. С середины декабря люди начинают готовиться и делать фестиваль шопинга. После очистки и украшая дом, представляя жертву на алтарь семьи будет обедать вместе. Фейерверки и факелы горят, чтобы отпугнуть злых духов и неудачу. Они также будут идти по дороге, пока они не достигнут пересечения, которое они считают, может отказаться от злых духов и приносят удачу в наступающем году. В первый день Нового года, люди будут носить свою лучшую одежду, и приветствуют своих соседей и родственников, с наилучшими пожеланиями, и тост с ячменное вино. Существует интересный конкурс в этот день, для воды. Молодой человек из каждой семьи будет пытаться получить первое ведро воды из реки или колодца. Согласно тибетским традициям, в Новый год, первое ведро воды золото воду, второй серебряной воды ведром, и они принесут удачи, счастья и удачи для людей, которые получают их.

Есть много культуры мероприятий, проводимых на улицах Лхасы во время новогоднего праздника. Возьмите Основные Китай Тибет тур, чтобы испытать местные зрелища Тибета.

Shoton фестиваль (смотреть онлайн видео Shoton Festival) является самым оживленным фестиваль в летний период. Shoton, то есть йогурт Банкет в тибетском языке, возникла в монастыре Дрепунг как празднование конца месяца долгое отступление ламы. В прошлом ламы заперлись далеко, чтобы посвятить целиком буддизма в течение месяца в летний период. Когда срок закончился, ламы были встречены и приветствует местных жителей с йогуртами и спектакли. Shoton фестиваля падает с 1 июля по тибетскому календарю, и длится в течение 5 дней. Во время фестиваля люди в Лхасе будет выходить и собираться в Norbulingka. Они приносят продукты, такие как молочные продукты и чай маслом яка, разбили палатки и устраивать пикники там. Тибетское оперных трупп собираются давать спектакли там, так Shoton фестиваля также получила другое название, тибетский оперный фестиваль. Подробнее о фестивале Shoton

Основные моменты

Тибетский автономный район стал доступен иностранным туристам всего 30 лет назад. Несмотря на административные и природные препятствия, стоящие перед путешественниками: необходимость получать разрешение на въезд от китайских властей и разреженный горный воздух, число туристов из-за границы увеличивается из года в год.

Регион расположен на высокогорном плато, подавляющая часть территории находится на высотах более 4 тысяч метров. Тибет полон загадочности и таинства со своей тысячелетней историей. Тут воедино слились красоты гималайских гор и древние философские учения. Попав в Тибет, сразу чувствуешь, что мистические тайны этой страны не просто слухи. Они вокруг вас.


Природные достопримечательности Тибета


Монотонные пейзажи Тибета с плоскими долинами, лежащими между заснеженных гор, располагают к медитации. Наиболее выразительные природные объекты одновременно служат предметом поклонения буддистов. На пирамидальной горе Кайлас, достигающей в высоту 6714 м, по преданию, обитает одно из воплощений Будды. Добраться до места паломникам технически крайне сложно: нужно проехать несколько сотен километров к западу от города Лхасы, а потом передвигаться пешком, совершая кору, или ритуальный обход, вокруг горы.

На самую вершину Кайласа никто еще не поднимался: против попыток альпинистов бурно протестовали верующие со всего мира. У подножия горы лежит озеро Манасаровар, кора вокруг которого займет несколько дней. Еще одно почитаемое озеро, Ямдрок Тцхо, расположенное между Лхасой и Гьянгдзе, славится необычным цветом своих вод, постоянно меняющим оттенки.

Основная статья:

Тибетский пейзаж

История и современность

Сонгцен Гампо

На большем протяжении своей истории Тибет был независим, однако не всегда представлял собой единое государство. Первым, кто объединил страну под своей властью в VII в., был царь Сонгцен Гампо, взошедший на престол в 629 г.; этот год считается самой ранней исторически достоверной датой в истории страны. Впрочем, Сонгцен Гампо правил не всем нынешним Тибетом, а только районом долины Ярлунг вокруг Шигадзе и Лхасы, то есть, центром Тибета. Правда, этот царь совершал большие завоевательные походы. Долгосрочную славу Сонгцен Гампо снискал своей брачной политикой: он женился на непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Вэньчэн, установив родственные связи с соседними государствами, - ныне обе принцессы почитаются как святые покровительницы Тибета под именами Зеленая Тара и Белая Тара. Обеим приписывается значительная роль в распространении буддизма в стране.

Жители Западного Тибета. В. Верещагин

Тибет продолжал крепнуть, и в VIII в. он даже покорил большие территории империи Тан, в том числе, на 67 лет овладел оазисом Дуньхуан. После эпохи распада государства, которой предшествовали гонения на буддистов в IX в., в XI в. буддизм вновь укоренился па этой земле. Собственная неповторимая версия тибетского буддизма сложилась только в XIV-XV вв. благодаря основанной реформатором Цонгкхапой «школы добродетели» или «школы желтых шапок» (гелугпа), в лоне которой в XVI-XVII вв. зародился институт Далай-ламы.

Проблема автономии

С 1722 г. Тибет принадлежал к империи маньчжуров. Ее представляли в Лхасе двое так называемых амбанов, которые осуществляли также политическое влияние; благодаря им владычество маньчжуров было не только формальным. В 1913 г. 13-й Далай-лама провозгласил независимость Тибета (который тем временем попал в сферу британского влияния), однако Республика Китай не признала ее.

13й Далай Лама в 1910 году

Неясный юридический статус подкреплялся противоречивыми фактами: Республика Китай никак не обозначала свою власть над Тибетом, для других же государств (кроме в какой-то степени Великобритании) Тибет во внешнеполитическом смысле не существовал. Расплата за отсутствие дипломатических сношений последовала в 1950 г., когда Китай насильно реализовал свои территориальные притязания на Тибет. Последний пробовал протестовать в рамках ООН, но союзнической поддержки практически не нашел.

Притеснения

Тибетский вопрос до сих пор стоит на повестке дня, и это связано не только с фактом китайского владычества, но и с тем, как оно осуществляется. Мао Дзэдун и коммунистическая партия, творившие произвол во всем Китае, распространили его и на Тибет, хотя здешнее население не признавало китайское правительство «своим» и оказывало чужеземной власти сопротивление.


Конфликт достиг своей кульминации в 1959 г., когда силой было подавлено народное восстание, в результате чего Далай-лама, а с ним и многие монахи, бежали из страны. С тех пор в городе Дхарамсала (Индия) действует «правительство Тибета в изгнании» и проблема Тибета приобрела международное значение. Еще хуже тибетцам пришлось в годы культурной революции, когда были распущены монастыри и «красная гвардия» Мао разрушила многие священные произведения искусства. Хотя эти варварские злодеяния творились не только в Тибете, но и по всему Китаю, здесь их несправедливость, в силу большего значения религии в общественной и повседневной жизни, сознавалась гораздо острее.

Непростые отношения Тибета и Китая в наше время

До наших дней дошли более поздние памятники религиозной архитектуры, построенные 300-400 лет назад, да и они серьезно пострадали в период маоизма, когда в Китае боролись с любыми проявлениями веры. К концу XX века правительство постаралось загладить свою вину перед Тибетом, восстановив древние достопримечательности в первозданном виде.

Предупреждение на трех языках: "Не распространять запрещенные мысли и предметы"

Широкая, по мнению китайцев, но недостаточная, как считают тибетцы, автономия была предоставлена району в 1965 году. Юные граждане получают начальное образование на тибетском языке, на нем же ведется делопроизводство. Время от времени Тибет охватывают волнения. Мировое сообщество на словах поддерживает их, но вмешиваться в процесс не рискует, учитывая вес Китая на международной арене.

Тибетский буддизм

Свой особый характер тибетско-буддистское учение поначалу приобрело вследствие того, что оно вобрало в себя элементы местной шаманистской религии бон, бытовавшей задолго до усвоения буддизма. К отличительным признакам относится важная роль ритуалов, которым приписывается магический эффект, практическое применение учения о реинкарнации для избрания духовных наследников покойных лам и гораздо более обширный в сравнении с китайским буддизмом пантеон с обилием наводящих ужас божеств, отчасти злых, отчасти добрых. Поэтому тибетская иконография очень сложна.

Храм Обезьян в Катманду

Согласно верованиям тибетских буддистов, носителем учения становится Далай-лама, воплощение Авалокитешвары, символизирующего сострадание. Самый почитаемый храм Тибета, Джоканг, расположен в Лхасе, столице района. Это центр притяжения для буддистов, совершающих поклонение, но и простым туристам вход в храмовые помещения не запрещен. Десятки важных религиозных объектов разбросаны по всему Тибету, к большинству из них проложены качественные автомобильные дороги. Иностранных послушников в тибетских монастырях не принимают, это связано и с сопротивлением китайской администрации, и с отсутствием такой традиции в местной ветви буддизма. В отсутствие Далай-ламы XIV, проживающего в изгнании в индийской Дармсале, высшим религиозным деятелем формально признается очередной Панчен-лама, проживающий в монастыре Ташилунпо, в городе Шигадзе.

Тибетская медицина

Народная медицина Тибета тесно связана с религиозными практиками. Многие путешественники приезжают в регион ради визита к врачу, чтобы услышать диагноз и пройти курс лечения. Желающие могут пройти краткосрочные курсы обучения основам тибетской медицины, но обольщаться насчет их ценности не стоит: истинные целители учатся своему ремеслу долгие годы.

Иллюстрации Традиционной Тибетской Медицины в пекинском музее Науки и Техники

Достопримечательности Лхасы

Туристам, приехавшим в Тибет всего на несколько дней, рекомендуется ограничиться Лхасой, сочетающей в себе черты китайского, непальского, индийского архитектурного стиля.

Самый узнаваемый объект города, расположенный на холме на высоте 3700 м над уровнем моря в западной части столицы, – гигантский дворец Потала, возведенный в XVII веке. Мощная крепость, предназначенная для защиты от чужеземцев, представляет собой обильно декорированное массивное прямоугольное здание из красного камня в окружении белых стен и лестниц. Резиденция Далай-лам вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе обширного комплекса.

Дворец Потала

Кроме Поталы, в него включена Норбулинка, или «Драгоценный парк», разбитый в 10 минутах езды к западу от Красного дворца. Летом и осенью здесь отмечаются светские и религиозные праздники. Самый популярный из них – августовский Фестиваль йогурта, или Шотон. По преданию, его придумали светские власти, чтобы подбодрить монахов, вынужденных проводить пол-лета в добровольном заточении из боязни наступить на порхающих на свежем воздухе насекомых. Во время торжества парк открыт всю ночь, в нем горят костры, выступают труппы с этническими песнями и танцами.

В храме Джоканг, который легко узнать по символу – двум золотым ланям, с двух сторон тянущимся к колесу дхармы, хранятся древние статуи Будды, привезенные в дар царю Сонгцэну Тампо, основателю тибетского буддизма. Фигуру монарха и его жен можно увидеть в соседнем зале Джоканга. Объект открыт для посещения с 8 утра до полудня ежедневно, часы работы во второй половине дня нужно уточнять на месте. Вокруг здания располагаются лавки ремесленников и торговцев сувенирами.

Второй по значимости монастырь Лхасы – Рамоче. В нем хранится бронзовая статуя юного Будды, по легенде, изготовленная мастером Вишвакарманом, заодно создавшим нашу Вселенную. На расстоянии примерно 10 км от города построены монастыри Сера и Дрепунг.

Паломники перед храмом Джоканг

Памятники Шигадзе

Город Шигадзе

Второй по величине город Тибетского автономного района, Шигадзе связан с Лхасой автомобильным и железнодорожным сообщением. Один из крупнейших монастырей тибетской ветви буддизма, Ташилунпо, служит резиденцией для Панчен-ламы, второго по значимости иерарха, наставника Далай-лам. Туристы приезжают сюда понаблюдать за повседневной жизнью монахов и полюбоваться 26-метровой золотой статуей Будды Майтрейи – «новоделом», которому недавно исполнилось 100 лет.

Светский памятник, городскую крепость-дзонг, в которой когда-то жили цари страны, в результате волнения 50-х годов и при маоистах полностью разрушили, но несколько лет назад в точности восстановили по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Гьянгдзе

Знаменитая ступа поселка Гьянгдзе

Скромный поселок Гьянгдзе, лежащий в 240 км езды к юго-западу от Лхасы, известен монастырем Пелкор Чедё с четырехэтажной ступой Кумбум. Внутри изящного культового сооружения нашлось место для 108 залов и алтарей. Населенный пункт, практически не подвергшийся китаизации, обычно посещают путешественники, направляющиеся из Тибета в Непал.

В каждом доме в Центральном Тибете развеваются флажки пяти разных цветов. Голубой цвет символизирует небо, белый - облака, красный - солнце, зеленый - воду, а желтый - землю. На многих дверях нарисован лежащий серп, между концами которого парит круг, от которого отходит огненный шлейф: это Солнце и Луна. Изображение скорпиона на стене дома защищает его обитателей от напастей.

Разноцветные тибетские флажки

Информация для туристов

Туристы будут чувствовать себя комфортно с поздней весны до конца осени, насколько это возможно на высоте 3000-4000 м над уровнем моря. Зимой путешественникам недоступны некоторые высокогорные районы. Для минимальной акклиматизации и осмотра Лхасы достаточно одной недели, отдаленные монастыри и природные объекты потребуют поездки на 2-3 недели. Категорически не рекомендуется находиться в автономном районе 10 марта – это памятный день Тибетского восстания, когда возможны беспорядки. Власти Китая обычно не дают разрешения на въезд в регион на эти числа.

Где остановиться

За последние годы в Лхасе и других городах построено немало приличных отелей. В горах можно снять комнату у местных жителей: особых удобств гостям не предложат, но чистоту гарантируют. С собой обязательно брать теплую одежду, поскольку перепады между дневной и ночной температурой в любых частях Тибета весьма значительны. Дожди идут в июле и августе, но они не слишком обильны.

Еда

Цампа - традиционное тибетское блюдо

Кухня Тибета не создает дополнительной нагрузки на желудок: пряностями здесь, в отличие от других стран Азии, не злоупотребляют, предпочитают вареные блюда. Из-за особенностей местоположения в традиционном меню нет фруктов и рыбы. Алкогольных напитков, кроме слабого рисового вина и пива, не употребляют, пьют соленый чай с добавлением масла. Кредитные карты принимают в пределах столицы, в остальных случаях лучше брать с собой наличные мелкими купюрами.

Момо с курицей (похоже на наши пельмени)

Традиционная пища тибетцев - цампа, тесто из обожженного ячменя, которое едят с чаем и маслом яка, но это не ресторанное блюдо.

Популярны «момо», пельмени с начинкой; их можно заказать в любом из кафе Старого города. В Лхасе можно отведать также хорошую непальскую и индийскую, а также, разумеется, китайскую кухни.

Климат и здоровье

Восхождение на Эверест

Приезжающие в горные районы из Пекина туристы могут испытывать в пути кислородное голодание. В поездах на этот случай предусмотрены кислородные маски. Дышать в условиях высокогорья без привычки сложно даже спортсменам; сердечникам, гипертоникам, беременным женщинам и детям находиться здесь просто противопоказано. Чтобы облегчить адаптацию к недостатку кислорода, не рекомендуется во время путешествия употреблять алкоголь, переохлаждаться, нервничать, сидеть на диете или, напротив, переедать. Необходимо много пить, дозировать физическую нагрузку.

Уже в Лхасе, лежащей на высоте 3700 над уровнем моря, что для Тибета не очень высоко, может случиться приступ высотной болезни в форме сильных головных болей. После прибытия на самолете надо обязательно запланировать медленный процесс акклиматизации, в течение которого надо пребывать в покое - независимо от возраста и физического состояния. Тем более это касается более высокогорных районов. Также угрозу для здоровья представляют сильное солнечное излучение и большие перепады дневных и ночных температур. Помимо того, к северу от Трансгималаев зимой бывает холодно, как в Сибири.

Tibet Travel Permit

Как добраться

Для въезда в Тибетский автономный район, помимо обычной китайской визы, туристам необходимо получить «Tibet Travel Permit» – специальное разрешение на посещение Тибета. Его предоставляют только организованным группам от 5 человек, поэтому одиночкам приходится объединяться хотя бы на этапе выдачи въездных документов.

После въезда разрешение «Tibet Travel Permit» больше не понадобится. По отдельным регионам, включая Лхасу с окрестностями и Шигадзе, можно передвигаться свободно, для других же в свою очередь требуется другое разрешение, которое можно получить, например, в Лхасе через туристическую фирму, в которой вы заказываете тур.

При путешествии через Непал необходимо дополнительно оформлять двукратную непальскую визу, чтобы без проблем вернуться обратно в Катманду для вылета на родину.

В окрестностях Лхасы, в часе езды от столицы, открыт высокогорный аэропорт Гонггар, связывающий регион с Катманду и китайскими мегаполисами. Остальные аэропорты района предназначены для местных нерегулярных рейсов.

Из Пекина в столицу ежедневно отправляется поезд, добирающийся до места назначения через двое суток. Железная дорога со множеством туннелей и мостов, проложенная на высоте 4000 м, связывает Лхасу и Шигадзе. Крупные населенные пункты Тибета объединены сетью автомагистралей.

Тибето-бирманские народы в Китае по данным переписи 1953 г. насчитывают около 8.400 тыс. чел. (28.06% общей численности национальных меньшинств КНР) и являются второй по величине, после чжуан-дунских народов, группой. В группу входят: тибетцы, ицзу, бай, туцзя, хани, лису, наси, лаху, цзинпо, цян, пум и, куцун, ачан, ну, дулун, лоб а. Эти народы расселены в следующих провинциях КНР: Цинхай, Ганьсу, Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу, Хунань, в Тибетском автономном районе, в районе Чамдо, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Собственно бирманских народов на территории КНР нет, все они живут в Бирманском Союзе.

В языковом отношении тибето-бирманские народы КНР подразделяются на три подгруппы: тибетскую, ицзу, цзинпо. В тибетскую языковую подгруппу входят народы, говорящие на тибетском языке, а также на языках цзяжун, сифань, лоба, цян, ну и дулун. Языки ну и дулун некоторые китайские исследователи выделяют в самостоятельную подгруппу в тибето-бирманской группе или же относят их к языковой группе ицзу.

Возможно, языки дулун и ну занимают промежуточное положение между языковыми подгруппами ицзу и тибетской, однако небезынтересно отметить, что по материальной культуре дулун и ну сближаются с лису, а через них и с другими народностями подгруппы ицзу. Языковую подгруппу ицзу составляют языки ицзу, хани, бай, лису, наси, лаху, ачан. К этой же группе китайские лингвисты относят язык туцзя. Специфика этого языка во многом объясняется длительными контактами с китайцами.

Особую подгруппу составляет язык цзинпо, сохраняющий черты, которые сближают его с бирманским языком.

Тибето-бирманские народы являются древним населением западных районов материковой Восточной Азии. В материальной и духовной культуре их до настоящего времени прослеживается ряд общих элементов. Эта близость тибето-бирманских народов друг другу в значительной мере определяется общностью происхождения и единым в прошлом хозяйственно-культурным типом.

Вероятно, исторически и генетически они связаны с той группой «западных варваров», которые в древнейших хрониках назывались жуп, а затем цян и синанъи, и которые заселяли районы современных провинций Шэньси и Ганьсу (частично), Цинхай, Сычуань, северо-восточной Юньнани, восточного и юго-восточного Тибета.

Предки этих народов занимались скотоводством и отчасти мотыжным земледелием. Завоевание их территории войсками Цинь еще в IV в. до н. э. заставило часть этих народов переселиться в другие районы, в результате чего предки тибето-бирманских народов расселились на территории современных провинций Гуйчжоу (в ее западной части), Гуанси (на северо-западе), на северо-востоке и севере провинции Юньнань. 1 К VI в. н. э. в этих районах существовали шесть чжао - крупных этнических объединений, которые впоследствии послужили ядром при сформировании народов группы ицзу. Значительно раньше началось продвижение предков современных тибето-бирманских народов в западные районы (заселение Тибета), а наиболее древняя, отделившаяся от этого потока ветвь переселилась на территорию Бирмы, где составила основное ядро при формировании бирманцев. На основе другой, более поздней ветви сложились этнические группы, ставшие предками современных цзинпо.

До 1949 г. тибето-бирманские народы стояли на разных ступенях социально-экономического развития. Дулун и ну переживали разложение первобытнообщинного строя, зарождение и постепенное развитие феодальных отношений. Народность ицзу перешла к феодализму, однако.вплоть до 1956 г. в их общественном строе еще сильны были элементы рабовладельческого уклада. Народности лису, хани, лаху, видимо, перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному; к 1950 г. общественный строй этих народов был феодальным, но со значительными первобытнообщинными пережйтками. У тибетцев и цяп существовал развитый феодализм. В Тибете вплоть до 1959 г. господствовал крепостной строй при теократической форме правления. У скотоводческих тибетских народов сохранились значительные патриархальные пережитки.

ТИБЕТЦЫ

Численность и расселение

Общая численность тибетцев составляла более 2776 тыс. чел. Кроме Тибета, они живут в провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, а также в районе Чамдо. В Ганьсу тибетцы расселяются к юго-западу от г. Ланьчжоу; здесь они живут в Ганьнаньском тибетском автономном округе (178 397 чел.), в Тибетском автономном уезде Тяньчжу (20 077 чел.), в автономном уезде Сунань национальности юйгу (1674 чел.) и т. д.

В Цинхае тибетцы занимают около 70% всей территории провинции. Здесь они живут в следующих тибетских автономных округах: Хайбэй- ском (24489 чел.), Хайнаньском (81 280 чел.), Хуаннаньском (61 398 чел.), Юйшуском (125 309 чел.), Голо (100102 чел.), а также в Хайсиском монголо-тибетоказахском автономном округе (8744 чел.), в Хуалунском -автономном уезде народности хуэй (26 775 чел.), в Хучжуском автономном уезде народности салар (72 647 чел.) и др.

Небольшая группа тибетцев (около 500 чел.) живет в Эвенкийском автономном хошуне Хулун-Буирского аймака автономного района Внутренняя Монголия.

В Сычуани тибетцы расселены в Ганьцзыском тибетском автономном округе (450 314 чел.), в Абаском тибетском автономном округе (230 500 чел.), в Мулиском тибетском автономном уезде (24 393 чел.) и др.

В Юньнани тибетцы живут в Дицинском тибетском автономном округе (64 611 чел.), в Гуншаньском автономном уезде народностей дулун и ну (594 чел.) и т. д.

Тибетское население собственно Тибета (вместе с районом Чамдо) составляет более 1274 тыс. чел. В Тибете проживают также китайцы (в городах), хуэй и монголы.

Юго-восточную часть Тибета и южную часть района Чамдо занимают лоба - группа тибетоязычных народностей. В северо-западные районы Тибета иногда заходят кочевые скотоводы-уйгуры (таглыки) из Синьцзяна.

На занимаемой территории тибетцы расселены крайне неравномерно. Основная масса населения сосредоточивается в долинах рек и других пригодных для земледелия местах. На севере Тибета оседлого населения почти нет. Поселения в Тибете расположены не выше 4.5- 4.9 тыс. м над уровнем моря.

Самоназвание и название

Общее самоназвание тибетцев - бодпа, что в разговорной речи звучит как пёба. Однако более распространены самоназвания по месту обитания. Так, у жителей Цзана (юго-западный Тибет) существует самоназвание цзанба, у жителей Нари (запад Тибета) - нариба или дуйба, у жителей всего восточного Тибета - вэйба. Район верхнего течения р. Хуанхэ и к югу от него до р. Янцзы известен пбд местным названием Амдо, и население его называет себя амдоба. Тибетцы западной части Сычуани и Чамдо объединяются под названием камба (от Кам - исторического названия этой области).

Население обширной территории, простирающейся от северо- западной части Сычуани до истоков р. Хуанхэ, объединялось под общим названием голоки (голо). Существуют также названия в зависимости от рода хозяйства. Так, кочевники-скотоводы известны под общим названием докба (жители пастбищ), а земледельцы - ронба (жители долин). Монголы называют тибетцев тангит и тибот, китайцы - изан или изанизу.

Исторические сведения

Предки современных тибетцев еще в эпоху позднего неолита были расселены на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай. По-видимому, с ними можно связать цянов - один из древнейших народов на территории Китая.

Впервые упоминания о цянах содержатся в надписях на гадательных костях, датируемых XIV-XI вв. до н. э. В то время цяны обитали на территории современных провинций Ганьсу и Шэньси (соответственно в восточной и западной частях). Они занимались кочевым скотоводством и охотой. По сообщению китайских летописей (VI-IV вв. до н. э.), у цянов, живших по соседству с китайцами, земледелие нередко являлось основным занятием.

С глубокой древности цяны то расширяли свою территорию, то под натиском китайцев отступали на запад. В начале н. э. цяны были окончательно вытеснены с территории современной Шэньси в Ганьсу и далее к западу и юго-западу. Еще приблизительно в IV в. до н. э. племена танмао и фацян отделились от основной массы племен цян (к этому времени их насчитывалось, по данным китайских летописей, около 150) и переселились от истоков р. Хуанхэ на территорию современного Тибета.

Древние племена цян в процессе своей истории постоянно сталкивались и смешивались на всей обширной территории своего расселения с современными им народами и племенами - сюнну, юэчжи, жунами, ди, древними китайцами и рядом других. Цяны были основным компонентом не только в этногенезе собственно тибетцев, но оказали также известное влияние на этногенез других тибетских народностей Восточной Азии.

С конца V-начала VI в. н. э. на территории Тибета начинается процесс объединения населявших ее цянских племен. Наиболее сильным племенем к этому времени были туфани.

Постепенно они подчинили себе другие племена цянов, и к VII в. н. э при царе Сонгцзангамбо (Сонг-цэн-гам-по) сложилась тибетская держава. Колыбелью ее была долина р. Ярлунга.

История Тибета связана с историей его соседей. В VII в. политические, экономические и культурные связи Тибета и Китая становятся довольно тесными. В это время прибывшие в Тибет китайские мастера передали тибетцам свои познания в области земледелия и различных ремесел. Тибетцы создали календарь по образцу китайского и первый свод законов.

В царствование Сонгцзангамбо в Тибете начал распространяться буддизм, проникший сюда из Китая, Индии и Непала.

В последующее время усиление могущества Тибета привело к столкновению с Китаем. Продолжительная борьба закончилась в 822 г. подписанием мирного договора. В X в. тибетское государство из-за внутренних междоусобиц распалось на множество княжеств и отдельных владений. Часть земель Туфань вошла в состав тангутского государства Си Ся. Только в 1015 г. тибетцы вновь объединились под властью правителя Го- сыло, но феодальные смуты продолжались и после этого. Государство получило прежнее название Туфань. В 1131 г. оно было покорено чжурчжэнями. В 1253 г. войска хана Мункэ захватили Тибет, который вошел в состав складывавшейся монгольской империи. В 1275 г. император Хуби- лай передал светскую и духовную власть в Тибете Пакба-ламе, что способствовало дальнейшему усилению там буддизма. Монгольские власти реорганизовали управление Тибетом - разделили эту часть своей империи на провинции и уезды, создали там почтовые станции. Тесные связи между Тибетом и Китайской империей поддерживались и после свержения Юаньской династии.

В конце XVI в. верховный ламаистский жрец принял титул далай- лама, вскоре после этого появился титул панчен-лама - второго лица в иерархии Тибета. В 1652 г. Далай-лама V, прибыв в Пекин, был признан правителем Тибета первым императором маньчжурской (цинской) династии Китая. Таким образом, тибетские власти признавали свою зависимость от императорского Китая. С этого времени государственный строй в Тибете стал принимать более четко выраженные теократические формы правления.

В 1791 г. в Тибет вторглись гурки из Непала. Тибетские войска совместно с китайскими изгнали захватчиков. В 1792 г. императорское правительство Китая издало «Положение об упорядочении Тибета». Внешние сношения Тибета стали осуществляться только через китайских представителей - амбаней (их должность в Тибете была учреждена около 1725- 1727 гг.), для посещения иностранцев Тибет был закрыт. Избрание нового далай-ламы стало контролироваться цинским правительством.

С конца XVIII в. Тибет стал объектом экспансии со стороны Англии. В 1888 г. Англия осуществила прямое вооруженное вторжение в Тибет. Массовое сопротивление тибетского народа вынудило англичан отказатьсяют расширения агрессии. По соглашению 1893 г. Англия получила право вести торговлю в Тибете и другие льготы .

Стремясь усилить свои позиции в Тибете, британское правительство во второй половине 1903 г. послало туда вооруженную экспедицию.. Англия навязала цинскому Китаю договор, по которому она получила право иметь торговые представительства в главных городах Тибета, потребовала возмещения расходов в сумме 500 тыс. фунтов стерлингов, связанных с посылкой войск в Тибет, и т. д. Успеху Англии в немалой степени способствовало то, что английские колонизаторы сумели создать свою агентуру среди правящей верхушки Тибета. Политика угнетения, проводившаяся правительством цинского Китая в отношении национальных меньшинств страны, в свою очередь также способствовала разрыву этих связей.

После I мировой войны Англия, опираясь на проанглийскую партию, сумела установить контроль над экономикой Тибета и его армией. Сепаратистские круги Тибета повели вооруженную борьбу против Китая, затянувшуюся на длительное время.

Во время и особенно после II мировой войны Тибет стал объектом американской экспансии. Англо-американский блок, отводивший Тибету важное место в своих стратегических планах, стремился к отторжению его от Китая. В 1949 г. местное правительство Тибета, возглавлявшееся проимпериалистически настроенными лицами, провозгласило «независимость» Тибета.

В это время патриотически настроенные представители тибетского народа обратились к Центральному народному правительству КНР € просьбой направить в Тибет армию для его освобождения. В октябре 1950 г. части Народно-Освободительной армии Китая начали освободительный поход в Тибет. Центральное народное правительство гарантировало защиту жизни и имущества тибетского населения, свободу вероисповедания, развитие Тибета в политическом, экономическом и культурном отношениях.

23 мая 1951 г. в Пекине между Центральным Народным правительством КНР и местным правительством Тибета было подписано «Соглашение по мирному освобождению Тибета». Тибетскому народу по этому соглашению обеспечивались необходимые условия для создания национальной автономии, для развития экономики и культуры. Вопрос о времени проведения социальных реформ в Тибете целиком отдавался на усмотрение тибетского народа и его руководителей. Соглашение гарантировало сохранение политической системы, существовавшей в Тибете, уважение обычаев и религиозных верований населения; сохранялись статус, функции и полномочия далай-ламы и панчен-ламы.

«Тибетцы» - обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато отнюдь не было изолировано: напротив, издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы - из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган.

Тибетская семья: от многожёнства до многомужества

У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила таким образом за своё унижение и покушения на нового мужа.

Тибетские практики секса

Смысл традиционных тибетских сексуальных приёмов заключается в длительном половом акте при задержке эякуляции. Особо престижным считается заниматься сексом несколько часов, не пролив ни капли спермы. Тибетцы верят, что такой способ помогает сохранить мужское здоровье на долгие годы.

Народ без фамилий и возраста

У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни. Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало. Даты своего рождения и точного возраста Тенцинг Норгей не знал, ориентируясь только на слова матери и логическую связку с сельскохозяйственными работами – считается, что май 2014 года.

Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

Национальная пища тибетцев: часуйма и цампа

Традиционная пища народов Тибета – чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

Кровавые жертвоприношения и буддизм

В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма». Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

Около 800 лет назад на территорию Тибета проник буддизм. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

Музыкальные инструменты из человеческих костей

В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

Жизнь в разреженном воздухе и главная тайна альпинистов

Самый высокогорный народ мира – шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря. С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они. Гид по имени Апа Шерпа был на вершине Эвереста 21 раз!

Як – удивительное и опасное животное

Основой тибетского хозяйства исторически являются яки – высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся. Но это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

Необычная погребальная традиция

На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании. Поэтому выработалась своеобразная традиция: труп выкладывают на специальную площадку, чтобы его съели хищные птицы. Тело раньше доставляли на яках, сейчас это может быть мотоцикл или машина: ведь китайцы повсеместно прокладывают хорошие дороги. Сначала надрезают мясо, а затем разрубают кости. Занимается этим особый специалист: рогьяпа. Он читает специальные молитвы, подыгрывая себе на инструментах из человеческих костей. Грифы там толстые, прикормленные, и толпятся вокруг рогьяпы, как куры. Когда они растаскивают тело, это считается хорошим признаком: значит душа человека благополучно вознеслась и скоро возродится вновь. Китайское правительство пыталось запретить эту традицию, но по «многочисленным просьбам трудящихся» вновь её разрешило.

Обряд вокруг горы Кайлас

В Тибете находится священная гора Кайлас (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 м, но эзотерики утверждают, что это ровно 6666 метров. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов. Каждое движение строго регламентировано: сначала ладони складываются перед грудью, затем поднимаются вверх, человек становится на колени и ложится ничком, вытянув руки вперёд. Даже десяток таких поклонов – тяжёлая нагрузка, а тибетцы их делают сотни и тысячи. Единственная поблажка, которую они себе позволяют – делают шаги как можно больше.

Далай-лама – агент монголов

Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Норвежские тибетцы

В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки. Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».