Болезни Военный билет Призыв

Социально экономические инновации. Социальные инновации: кому это нужно? Руководитель задания д. с.н

Понятие «социальная инновация» можно определить как соз­нательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе разви­тия общества в соответствии с изменяющимися социальными ус­ловиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразова­ния в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими.

1. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разра­ботке материально-технических инноваций преобладает индиви­дуальное авторство.

2. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быст­ро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств.

3. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внеш­ней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осу­ществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни.

При классификации социальных инноваций используются различные основания.

1. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направлен­ие на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

2. По сферам общественной жизни выделяют инновации соци­альные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

3. По масштабу использования различают единичные социаль­ные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффуз­ные, распространяемые на многие объекты.

4. В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, за­нятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образо­вательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Американский социолог П.Друкер выделил семь основных источников нововведений:

1) неожиданное изменение ситуации, чей-то успех или неудача, реакция на непредвиденное внешнее воздействие;

2) несоответствие между изменившейся реальностью и представлениями, ожиданиями людей;

3) выявление недостатков в ходе, ритме, логике какого-либо процесса;

4) изменения в структуре производства или потребления;

5) демографические изменения;

6) изменения в общественном сознании (настроения, установки, ценности);



7) появление нового знания.

Источниками социальных инноваций являются (Холостова Е.И.):

1) изменения внешней среды,

2) возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами,

3) изменения потреб­ностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных со­циальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые способы решения социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний - социальная инноватика , исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений. Ее наиболее важная проблема - изучение процессов распространения нововведений.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые на­правлены на создание и материализацию нововведений в обще­стве, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Инновационные технологии существуют в двух формах:

а) в виде программ и документов и

б) как реально разви­вающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Человек стремится внести в окружающий его мир определен­ный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образ­цы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синте­зом», или «онтосинтезом», который становится основой и меха­низмом осуществления эффективных действий.



Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности соци­альных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии , ориентированной на выработку средств поиска и реализации принципиально новых технологий. Одним из таких способов является программное инновирование социальных систем, которое строится на основе ряда базовых принципов :

1) ориентация на обновление и трансформацию всей организа­ции и ее связей с непосредственной средой, так как измене­ние лишь отдельных частей и компонентов системы не может быть достаточно эффективным для всей системы;

2) принцип «предельной цели»: стратегические цели, разрабатываемые для данной организации ее представителями, должны быть на пределе возможного;

3) принцип «пульсирующего инновирования»: программная серия инновационных семинаров, проводящихся с небольшими перерывами, в ходе которых происходит интенсивное взаи­модействие консультантов и членов организации;

4) принцип «кумулятивной мотивации»: анализ и оценка ре­зультатов предшествующей инновационной работы, в результате чего у представителей социальной системы возрастает мо­тивация к дальнейшим позитивным изменениям, так как фик­сация успехов дает, с одной стороны, уверенность в собственных силах, а с другой стороны, неудовлетворенность при отсутствии успехов;

5) принцип «интегративного программирования»: формирование реальной стратегии интегративно, с учетом реальных результатов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления;

6) принцип «выращивания инновационного ядра»: изменение организации за счет изменения ее сотрудников посредством инициирования их потребности в таком изменении; в ходе программной работы «выращивается» инновационная коман­да организации, которая готовится выполнять функции но­сителя инновационной методологии, способного самостоятель­но реализовать ее на практике.

Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные систе­мы и отношения, содержащие механизмы, препятствующие воз­никновению кризисов и конфликтов.

Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов :

Наличие многосторонней информации об этих процессах,

Обеспечение социальными средствами регулирования,

Конструирование действенного организационного механизма для каждого конкретного случая. Исходя из этого заниматься иннова­ционными разработками в социальной и организационной сферах могут те специалисты, которые владеют информацией о данном объекте и в то же время обладают практическими знаниями о происходящем. Соответствующие специальности получили распро­странение особенно в последние годы - «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают и обучают практиков инновационным социальным технологиям.

Нововведения в социальных службах как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области создания методик и моделей и т.д. Новой является модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития техноло­гий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционно­го исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фаза анализа подразумевает обозначение проблемы, ее иден­тификацию и актуализацию. Далее производится обзор методов решения, после чего дается практическая оценка предполагаемых методов развития. Успешным завершением фазы анализа является принятие решения о возможности или невозможности (целесооб­разности) нововведения.

Фаза разработки состоит из следующих этапов: определение целей и направленности нововведения, установление потребности в нововведении; определение проблем, возникающих в ходе раз­работки; сбор и обработка информации; поиск и отбор альтерна­тивных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедур­ных вопросов его применения или описание способа использова­ния нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличи­вает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было раз­работано.

Фаза развития - это процесс исследования нововведения и его пробного применения, проверки его адекватности и (в случае необходимости) его доводки и переработки. Основное внимание в этой фазе уделяется составлению плана развития, в котором необходимо определить объем работ, состав и последовательность операций, а также подготовке условий для пробного использова­ния и тестирования. На этом завершается этап эволюционного исследования.

Фаза оценки является исходным пунктом для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения и внедрения. При этом оцениваются затраты, эффективность и про­дуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оцен­ки приводит в целом к положительным результатам, это означа­ет, что исследование - этоготовое к использованию нововведе­ние.

Фазы распространения и внедрения заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении.

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепри­нятым методам исследования и требуют особой подготовки и обу­чения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являют­ся негосударственная пенсионная система, основанная на стра­ховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии опре­деляется исходя из прогноза средней продолжительности жизни и т.д.


4. Процесс диффузии нововведений: понятие диффузии нововведений, типы процесса диффузии (Д. Шон), стадии процесса принятия инноваций (Е. Роджерс), элементы успешной инновационной программы (А. Бандура)

Инновации в одной сфере жизни социума могут вызывать совершенно неожиданные изменения и в других сферах. Так, некоторые ученые полагают, что изобретение стартера, позволившее женщинам самостоятельно заводить автомобиль, привело к тому, что женщины занялись бизнесом, а это в свою очередь открыло дорогу эмансипации.

Диффузия - процесс распространения инноваций внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой. Если в былые времена процесс распространения какого-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX века развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии. Следующий "большой скачок" будет связан с развитием компьютерных сетей связи.

Значительным разнообразием отличаются процессы диффузии, которые Д. Шон предложил типологизировать следующим образом:

1. Модель "центр - периферия". Распространение нововведения осуществляется и контролируется из одного центра. В этом случае эффективность процесса зависит от энергии и ресурсов центра, от его умения создавать и контролировать обратные связи. Данная модель имеет два варианта:

Модель магнита (например, в передовые страны Запада приезжают представители развивающихся стран, осваивают там какие-либо нововведения и, возвращаясь на родину, внедряют их);

Модель "средневекового барда", который путешествуя демонстрирует и внедряет нововведения.

2. Модель размножения центров. В этой модели по-прежнему главную роль играет центр, но процесс управления децентрализуется. На местах создаются локальные центры, которые самостоятельно распространяют нововведения, учитывая местную специфику. Д.Шон считает, что по этой модели распространялись колониализм и коммунизм. Эту же модель использует компания Coca-Cola и многие другие транснациональные корпорации.

Е. Роджерс проанализировал более 500 процессов диффузии и выделил следующие пять стадий процесса принятия инноваций :

1) осведомленности - индивид знает о новой идее, но не имеет достаточной информации;

2) интереса - индивид заинтересовался идеей и ищет дополнительную информацию;

3) оценивания - индивид принимает решение, оценивая пользу от нововведения в настоящем и будущем;

4)опробования;

5) усвоения.

Скорость диффузии, по мнению Е. Роджерса, также определяется пятью основными факторами:

1) относительными преимуществами новинки;

2) совместимостью с окружающей средой, существующими ценностями и прошлым опытом;

3) сложностью освоения;

4) возможностью опробования до принятия окончательного решения;

5) коммуникационной наглядностью - степенью, с которой результаты инновации могут быть увидены и оценены другими людьми.

Процессы диффузии инноваций в различных сферах жизни общества имеют свои специфические черты и особенности. В социальной культурологии инновация понимается как изобретение новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, выработка новых форм деятельности, организации общества или его институтов, появление нового стиля мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать пророки, мудрецы, правители, деятели культуры, ученые или новаторские группы, стремящиеся повысить свой статус, выделиться в данном обществе, часто являющиеся в нем "авангардом", "диссидентами" или "маргиналами". Среди носителей новаторства часто оказываются выходцы из других стран, а также представители активных слоев общества, не находящие себе достойного места в существующей общественной системе.

Эффективность диффузии нововведений во многом определяется социальной детерминацией, т.е. тем, насколько общество созрело для принятия новинки. Общество может жаждать перемен, но может и устать от неразберихи, вызванной внедрением предыдущей инновации. Спрос на новации зависит также от фазы жизненного цикла социальной системы.

Значительная часть работ в области инноватики рассматривает процесс диффузии нововведений как процесс обучения данной социальной системы (общества, института, фирмы, индивида). Процесс обучения включает в себя инновационное восприятие, оценку и принятие решений, т.е. целый спектр когнитивных факторов. Наиболее последовательно эта линия исследований проводится в социокогнитивной теории американского социального психолога А.Бандуры. Рассматривая социальные аспекты инноватики, американский ученый анализирует влияние нововведений на формы потребления, виды досуга, отдыха и в целом на изменение жизненного стиля. Он считает необходимым отдельное рассмотрение процесса знакомства с новинкой и процесса ее адаптации, т.е. практического использования. По его мнению, успешная инновационная программа должна содержать четыре элемента:

1) выбор оптимального момента для внедрения новинки;

2) предварительная подготовка благоприятных условий;

3) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки;

4) активное использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей, предполагаемое распределение выигрыша между членами социальной системы.

При прогнозировании решений, принимаемых индивидом, необходимо учитывать уровень его информированности, заинтересованности, понимания, имеющиеся у него ресурсы. Важную роль играют также процессы перехода от начальной неопределенности к последующей убежденности, индивидуальное восприятие риска.

А. Бандура подчеркивает неоправданность слепого поклонения новизне как таковой. Слишком велика доля скороспелых, недоработанных новинок, многие из которых не дают ожидаемого эффекта, а иногда приносят ощутимый вред.

Социально-экономическое явление это феномен современного развития общественных отношений, система жизнедеятельности, элементами которых являются взаимосвязанные и взаимодействующие между собой социальные и экономические институты. Социально-экономическое явление характеризует системные качества.

Социально-экономическое явление - явление, которое служит результатом совместной экономической деятельности людей. Инновации относятся к такой деятельности и включают в себя технологические, социальные, организационные, маркетинговые процессы. Инновации классифицируются по ряду признаков, характерных для социально-экономического явления. С точки зрения наблюдателя инновация как социально-экономическое явление может быть: постоянным, периодическим, эпизодическим.

Научно-исследовательская деятельность и инновации способствуют экономическому росту, конкурентоспособности и занятости населения страны. В инновациях государство играет свою роль путем создания инновационной политики и стимулов для поддержки научно-исследовательской деятельности, а организации и компании – развивают конкурентоспособность, занятость. Производительность компаний связана с их способностью пользоваться услугами, имеющими инновационную составляющую и компонент ноу-хау, делиться своими исследованиями, инновационным потенциалом, совместно работать с научно-исследовательскими центрами.

Инновационная политика

Инновационная политика может быть определена как любое вмешательство правительства, направленные на решение социально-экономических проблем путем содействия созданию или принятие нового решения, которое порождает новые экономические или социальные значения. Это определение предполагает, что дело уже сделано для государственного вмешательство и что существующий инновационный потенциал не может доставить необходимые решения без дальнейшего вмешательства в существующие системы инноваций. Инновационная политика имеет свой смысл в признании проблем, которые необходимо решить с помощью инноваций.

Системный подход к инновациям

Инновация как социально-экономическое явление в нашей стране еще не получила должного развития. До недавнего времени под инновациями понимались технологические изменения в выпуске продукции, сейчас инновации являются системными. Инновации возникают в результате сложных взаимодействий между многими людьми, организациями и средой. Инновации состоят из следующих взаимосвязанных областей: инновационные бизнес модели; инновационная организация; инновационные процессы; инновационные технологии; инновационный маркетинг; инновационные продукты. Системный подход к инновациям может быть использован для стимулирования и поддержки инноваций, а также преодоления ведомственных барьеров на пути интеграции.

Таким образом, инновация как система это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой человеческим капиталом, органами власти, потребителями и инновационным продуктом.

Технологические инновации стали одним из основных факторов прогресса. Инновации опирается на нематериальные активы, такие как творчество, знания и опыт. Эти нематериальные активы являются наиболее ценными ресурсами нашего времени, так же как сырье было в период индустриализации. Инновации рассматриваются как социально-экономическое явление. Социально-экономические инновации необходимы для удовлетворения насущных неудовлетворенных потребностей.

В инновационной деятельности для повышения производительности материальные ресурсы замещаются нематериальными активами, человеческим капиталом. Нематериальные активы стали социально-экономическими ресурсами в их собственном праве, принимая привилегированную роль, которую когда-то предоставляли сырьевые ресурсы.

Инновационная экономика включает в себя саму экономику, а также человеческий капитал, деятельность которого направлена на развитие современных, высокотехнологичных, высокопроизводительных конкурентоспособных производств по выпуску востребованной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Источником инноваций является человеческий капитал.

Социальные инновации

Термин «социальные инновации» в настоящее время является самым востребованным трендом в социологии, экономике, социальных и политических науках. Социальная инновация это новые идеи, которые работают для удовлетворения насущных неудовлетворенных потребностей и улучшения жизни людей. Социальные инновации это инновации, которые являются социальными в своих целях и средствах.

Социальная инновация представляет собой инициативу, сложный процесс внедрения новых высокотехнологических продуктов, процессов или программ, которые коренным образом изменяют основные процедуры, ресурсы, технологии производства, мировоззрение органов власти социальной системы или убеждения любой социальной системы (например, отдельные люди, организации, районы, общины, общества в целом). Социальная инновация является важным фактором общей социальной и экологической устойчивости. Социальные инновации являются благом для общества и побуждают общество к действиям.

Бедность, беспризорность, насилие все это примеры социальных проблем, которые нуждаются в специализированном решении. Социальная инновация решает эти задачи путем применения новых знаний и стратегий.

Инновации как социально-экономическое явление основываются на знаниях человеческого познания, психологии принятия решений, а также знаниях по математике социально-экономических явлений.

С экономической точки зрения социальные инновации относятся к инновационной деятельности и услуг, которые мотивированы в целях удовлетворения социальных потребностей и которые преимущественно распространяются через социальные организации.

Социальные инновации нельзя отожествлять с социальной экономикой, которая успешно измеряет экономические последствия.

Социально-экономическая инновация построена на некоммерческой составляющей социальной экономики и общественном экономическом развитии, которые сосредоточены на экономических последствиях инновации. Социально-экономические инновации исследуют новые подходы к сообществу и регионального развития, которые пересекают «социальные» и «экономические» области для создания нескольких результатов для сообществ и регионов. Развития знаний социально-экономических инноваций направлено на развитие инструментов, ресурсов и подходов, способных помочь практикам и политикам по-новому решать укоренившиеся проблемы.

В широком смысле социально-экономическое явление инноваций включает в себя политические, социальные, культурные, нормативные и переменные среды. Инновации можно охарактеризовать как взаимодействие социального прогресса и экономического успеха.

Sami Mahroum Innovation Policies and Socio-economic Goals: An Analytic-diagnostic Framework. INSEAD Abu Dhabi Campus P.O. Box 48049. 2012/35/IIPI [Электронный ресурс] URL: http://ssrn.com/abstract=2026444 (дата обращения: 28.10.2012).

Geoff Mulgan, The Process of Social Innovation, in «Innovations. Technology, Governance, Globalizations», Spring 2006, MITpress, Boston, p.146.

По материалам Wikipedia

К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

Данное понятие имеет множество пересекающихся значений. Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими, как методы и технологии источников открытого доступа. С другой стороны, они ассоциируются с такими социально-ориентированными новшествами, как микрокредиты и дистанционное обучение. Концепция «социальные инновации» применима к социальному предпринимательству (предпринимательство не обязательно должно быть инновационным, но оно может быть проводником инноваций), имеет отношение к процессам модернизации государственной политики и управления. Социальные инновации могут иметь место в государственном секторе, в коммерческом, некоммерческом и общественном секторах, а также в сферах взаимодействия между ними. Большое количество исследований посвящено созданию условий для межсекторального сотрудничества, нацеленного на социальные преобразования. Социальные инновации приобретают все большую значимость в научно-образовательной среде.

Выдающимися примерами социального предпринимательства являются деятельность Мухаммеда Юнуса, основателя банка «Грамин», открывшего новый способ оказания поддержки развитию инноваций посредством предоставления микрокредитов населению целого ряда развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, и Стивена Голдсмита, бывшего мэра Индианополиса, которому удалось привлечь частный сектор к участию в работе городских служб.

Социальные инновации обсуждались в трудах таких деятелей, как Питер Друкер и Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) в 1960-е годы. В 1970-е этот термин начали использовать французские авторы, в частности, Пьер Розанваллон, Жак Фурнье и Жак Аталли. Однако социальные инновации и их проявления возникли задолго до этого. Бенджамин Франклин, к примеру, предложил ряд модификаций, касающихся социальной организации общин, с помощью которых они могли бы решать свои повседневные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например Роберт Оуэн, которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а великие социологи, Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций приобрели популярность в 20 веке. Джозеф Шумпетер, например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг новыми способами. Начиная с 1980-х годов, в трудах, посвященных технологическим изменениям, все больше внимания уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Для периода 2000-х характерны такие проявления социальных инноваций, как блоги и веб-сайты, а также организации, ведущие свою деятельность на стыке академических исследований и практической реализации.

Основные направления социальных инноваций включают:

Инновации в сфере государственных услуг, впервые внедренные в ряде Скандинавских и Азиатских стран. Правительства все больше осознают необходимость модернизации в таких сферах, как здравоохранение, образование и развитие демократии.

Социальное предпринимательство, проявляющееся в создании новых социально-ориентированных организаций.

Бизнес – особенно в сфере оказания услуг.

Источники открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.

Комплексные адаптивные системы со встроенными механизмами, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям.

Коллективный подход, позволяющий объединить усилия всех заинтересованных сторон, например, акционеры и менеджеры, совместно принимающие решения о развитии бизнеса, или бизнес, взаимодействующий с органами государственного регулирования в целях совершенствования законодательства.

Распространение (диффузия) инноваций, проявляющееся в открытии новых областей применения и совершенствовании инноваций, продолжающихся после их внедрения.

Локальные аспекты, создающие благоприятные местные условия для внедрения инноваций.

Институциональная поддержка: на правительственном уровне, политическими и общественными деятелями, фондами, партнерскими организациями, объединяющими средства, предоставляемые государственным, частным и корпоративным секторами.

Социальные инновации являются ц ентральным элементом действий, направленных на благо общества, а также последним словом в области устойчивого развития. Но есть ли в этом что-то по-настоящему инновационное. Что-то такое, что могло бы направить бизнес на принципиально новый путь? Давайте рассмотрим, каким образом развиваются социальные инновации и какую выгоду они приносят непосредственно компаниям.

В 2014 году, объединяя корпоративных лидеров, инвесторов, и руководителей в области развития, Всемирный экономический форум запустил Совет по осуществлению глобальной повестки дня в области социальных инноваций . Общепринятого определения термина «социальные инновации», тесно связанного с такими понятиями как КСО, социальное предпринимательство и благотворительность, пока что не существует. Всемирный экономический форум толкует его как «применение инновационных, практических, устойчивых, деловых подходов, приводящих к положительном социальным и/или экологическим изменениям» .

Некоторые рассматривают социальные инновации в качестве продуктов, разработанных для общественной пользы. Другие же утверждают, что бизнес не должен вмешиваются в сферу социальных инноваций, так как основная цель рыночных подходов — прибыль, а не благосостояние людей.

Социальные инновации, внедренные в рамках стратегий КСО, не только позволяют компаниям продемонстрировать свою гражданскую позицию, но и дают возможность развивать новые продукты и направления, создавать эмоциональную связь между брендом и потребителем, тем самым способствуя росту лояльности.

Топ-5 трендов социальных инноваций 2015 года

В 2015 году количество сходящихся тенденций позволяет создать оптимальную среду для развития и поддержания социальных инноваций. Основываясь на своих исследованиях и наблюдениях, а также обратной связи членов Leadership Council и CLASSY Awards Nominees , компания Classy составила топ трендов социальных инноваций 2015 года:

1. Увеличение капитала, направленного на инновации.

Растущее влияние Поколения Y (родившиеся после 1981), быстро развивающийся рост краудфандинговых платформ и все большее число институциональных спонсоров, желающих инвестировать в инновации, способствуют увеличению капитала, доступного для социальных инноваций.

Инновационный краудфандинг на онлайн площадках:

- Lava Mae предоставляет мобильные душевые для бездомных.

- Kite Patch защищает людей от москитов.

- Luminaid распространяет легкие, дутые, водонепроницаемые фонари.

2. Сосредоточенность мобильных решений на индивидуальных возможностях.

Масштабный рост использования мобильных устройств становится катализатором для новой категории социальных инноваций, ориентированных на сообщества и индивидуальные возможности.

3. Отдача приоритета инновационной деятельности со стороны крупных НКО.

Непрерывные инвестиции в инновационные лаборатории и совместные форумы иллюстрируют все большее участие крупных НКО и международных учреждений в продвижении социальных инноваций.

«Социальный сектор нуждается в большем количестве НКО, агентств, партнеров и спонсоров, приверженцев долгосрочных и кропотливых усилий, направленных на решение сложных проблем. Это потребует уникальных в своем роде сотрудничеств, уравнивания различных учреждений, уменьшения внимания к конкуренции за ресурсы, и увеличение к коллективным устойчивым обязательствам, направленных на решение социальных вопросов и проблем » — Todd Reeve , Bonneville Environmental.

4. Трансформация Data intelligence способов решения социальных проблем.

Расширение сотрудничества с группами по анализу данных приводит к настойчивому принятию такого вида анализа как Data intelligence, направленного на изменение способов решения социальных вопросов.

5. Вовлеченность корпораций в решение социальных проблем.

Tim Cook , Mark Benioff , Mark Zuckerberg и растущее число видных бизнес лидеров, отстаивающих подход «заинтересованных сторон против акционеров» будут стимулировать корпорации увеличивать размер инвестиций, направленных на решение социальных проблем.

Также, вы можете ознакомиться с рейтингом топ-50 журналов Fast Company и Forbes «Самые инновационные компании мира за 2015 год».

Рейтинг Fast Company «Самые инновационные компаний мира» дает понимание об инновационных звездах будущего. Однако нужно не забывать, что перечисленные компании являются не более чем субъективным мнением редакции Fast Company. Кроме того, редакция не предоставляет никаких пояснений, касающихся составления данного рейтинга и отбора компаний. Методология составления рейтинга и тот факт, что его развитие и сравнение еще долгое время будет невозможным является значительным недостатком для заинтересованных читателей.

Мы с вами, уважаемые читатели, живем в очень интересное время, когда мировое сообщество находится в поисках новых решений, когда старые алгоритмы уже не работают, а новые еще не надежны, когда люди в некотором замешательстве, так как нельзя все менять радикально-это чревато последствиями. Наука подсказывает, что нужно адаптировать то, что имеется, под новые вызовы времени. Социальные инновации могут быть актуальной попыткой. Что это такое, и будет ли это работать? Эти вопросы мы рассмотрим в статье.

Автором термина считают Мухаммада Юнуса. Очень незаурядный профессор экономики из Бангладеш, а также пионер микрофинансовой деятельности и хитрый банкир, получивший Нобелевскую премию мира за развитие социальной и экономической модели «снизу».

В его работе социальные инновации характеризуются тремя основными критериями:

– новые идеи, технологии и различные стратегии,

– содействуют в решении социально-значимых задач,

– провоцируют социальные изменения.

Мухаммад Юнус, управляющий директор Банка “Грамин” в Бангладеш. World Economic Forum / flickr.com (CC BY-NC-SA 2.0)

При соблюдении всех трех критериев, определенная технология может называться социальной инновацией. Зачастую, к этому феномену относят современные системы здравоохранения, образования, социальные системы, а также коммуникационные системы и технологии, которые используют инновационные методы.

О таких системах и значении социальных перемен говорило немало ученых и общественных деятелей таких, как Бенджамин Франклин, Макс Вебер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Йозеф Шумпетер.

Внимание ученых к этому вопросу говорит о необычайной актуальности этой темы еще в прошлом, но для нас самое важное понять: какова роль социальных инноваций в наше время.

Компания Frost & Sullivan, которая специализируется на консалтинге в области глобального развития совместно с японским гигантом Hitachi, производящем всевозможную технику, провела любопытное исследование.

Они прогнозируют, что половина населения мира будет жить в мегаполисах, а сами эти города будут «умными», будто мы к 2020 году шагнем в мир «Звездных Войн» и некоторые из нас будут иметь световые мечи.

Это социальный медиа проект, который вовлекает огромное количество канадцев в диалог о том, кто такие канадцы и кем они хотят быть.

Шутки шутками, но, тем не менее, данное исследование предлагает концепцию социальных инноваций, которая подразумевает технологии и новые бизнес модели, призванные помогать улучшать качество жизни и состояние инфраструктур с целью создания процесса устойчивого развития общества, где в равной мере удовлетворяются экологические и экономические потребности.

Дитер Реннерт (исполнительный директор Hitachi) свято верит в то, что бизнес призван помочь в этой непростой задаче. Но это исследование не учитывает уровень сознательности общества, такое возможно только там, где уверенное в себе гражданское общество управляет законами рынка. Однако давайте не будем забегать вперед, все это звучит слишком не конкретно, что бы делать какие-либо выводы.

Сперва необходимо, так сказать, «пощупать» это явление, а именно разобраться на существующих примерах.

Начнем с такой канадской организации, как Center for Social Innovation. Благодаря ее деятельности и деятельности ей подобных, Торонто стал одним из самых комфортных мест для жизни в мире по версии одного из рейтингов.

Зайдя на главную страничку их сайта socialinnovation.org, сразу бросается в глаза девиз: «Наше видение- это где мы ставим планету и людей на первое место». Это изречение очень емко определяет антропологическое отношение, так называемого, «западного мира» к современному миропорядку. На основе именно этого понимания строится современный социализм. Интересно, что одна фраза скрывает столько смыслов, что, кроме понимания мира, в ней еще заложена глубокая сознательность общества, а самое важное, предпринимателей -основных двигателей экономического развития.

– ставить людей и планету на первое место;

– быть решительным новатором;

– делать упор на взаимодействие и сотрудничество;

– быть собой;

– создавать социальные изменения и получать удовольствие от этого;

– быть оптимистом;

– быть открытым и приветливым;

– «взорви мозг людям» (в хорошем, творческом смысле этого выражения!);

– изменения происходят, когда люди решаются их сделать.

Премьер Онтарио Kathleen Wynne в Center for Social Innovation, Торонто, 2015. Jason Hargrove / flickr.com (CC BY 2.0)

Эти принципы дают нам возможность понять, что эта за организация. А именно: это сообщество людей с социальными задачами, активных предпринимателей, которые помогают друг другу. Но как?

Давайте перед ответом на этот вопрос рассмотрим несколько организаций, входящих в это сообщество, которое состоит из 1000 некоммерческих, благотворительных и социально направленных компаний, где работают более 2500 человек и имеют совокупный оборот $250 млн.

Одна из них называется «ZooShare», их основной слоган «Zoo and poo», что в переводе означает «зверинец и фекалии». Эта организация собрала $2,2 млн. с граждан, которые живут поблизости, для того что бы построить первый зоопарк, который будет создавать энергию из отходов жизнедеятельности животных, а за- одно и заработает приличную сумму для живущих вблизи инвесторов.

В России тоже имеются интересные примеры социальных инноваций.

Другая организация – «Challenge for Change» (С4С). Это социальный медиа проект, который вовлекает огромное количество канадцев в общественный диалог о том, кто такие канадцы и кем они хотят быть. Эта организация помогает мобилизовать гражданское общество для того, чтобы решения правительства были легитимными и основывались на мнении жителей страны.

Теперь пришло время разобраться, чем же помогает Center of Social Innovations своим членам. Существует три основных направления, ради которых компании готовы платить немалые членские взносы. Первое – это, так называемые, «Акселераторы бизнес модели», то есть – это постоянная обучающая программа, в основу которой положено большое количество работающих бизнес моделей.

Уже более 20 000 петиций победили в 196 странах мира.

Второе- это предоставление беспроцентных кредитов до $25 000, и, в завершении – предоставление рабочего пространства, где находится большое количество потенциальных партнеров, живущих совместной идеей добра и социальной справедливости, а также готовых работать, не жалея себя. По большому счету найти единомышленников не так уж и просто, а тут вам предлагают такое пространство.

Вообще, такие организации существуют по всему миру и создают определенное направление развития. К примеру, организация под названием B-Lab, которая сертифицирует различные бизнес модели, как «B-corporation». «В» понимается как benefit, таким образом, это корпорации, от которых можно получить пользу.

Это НКО старается создать международное движение людей, использующих коммерцию как силу добра. К числу Би-Корпораций относится сайт change.org, где вы можете создать петицию и найти единомышленников, готовых ее подписать. Уже более 20 000 петиций победили в 196 странах мира.

Что же с этим направлением происходит в нашей стране? У нас в стране существует федеральная программа для социальных предпринимателей – «социальные инновации», а также Агентство Социальных Инвестиций и Инноваций. Однако анализ сайтов вышеназванных команд дает возможность сделать вывод, что мировой тренд добра у нас немного исковеркан. Основной акцент сделан на предпринимательстве, а не на инновациях и социальной идее, тем не менее, так называемых «кейсов», конкретных примеров социальных предпринимателей на сайте практически невозможно найти.

Тем не менее, в России тоже имеются интересные примеры социальных инноваций. Одним из самых ярких является «Ecopad». Идейный вдохновитель компании Алексей Травин работал в типографии и быстро заметил, что множество бумаги не используется и выбрасывается. Он начал собирать ее, нанял штат молодых мам в декрете, которые не хотели сидеть без дела, и начал создавать оригинальные блокноты и тетради из этой бумаги.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что крайне оптимистично звучит мысль о том, что люди начали думать друг о друге, создавать условия и улучшать качество жизни. Однако не стоит забывать, что не желание социальных перемен движет этим процессом, а сознательное гражданское общество. Без этого общества нельзя достичь ни одной социально – значимой задачи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .