Болезни Военный билет Призыв

Сочинение на тему: в лес за чудесами. Тема: знаки препинания в предложениях с прямой речью

Диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики, подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзинку.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг.

(104 слова)

Задание:

1в- 7 предложение; 2 в-14 предложение

    Морфемный разбор слов.

1в – собираемся, плотно, тропинке

2в - расстилаются, аккуратно, берёзки

    Фонетический разбор.

1в – яркие; 2 в. – солнца

Контрольная работа по теме «Лексика»

1 вариант

    Выпишите из словаря по одному слову: заимствованное, устаревшее.

    Цвет фиалки и сирени –

    Заранее намеченный путь следования –

    Мысленно представить себе что-нибудь –

    Часть слова без окончания –

    Используя толковый словарь дайте толкование слова аккорд.

    Замените фразеологизмы синонимом: задрать нос, спустя рукава .

    Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.(К. Г. Паустовский)

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

    золотой

2вариант

    Выпишите из словаря по одному слову: диалектное, профессиональное.

    Определите слово по его лексическому значению:

    Очень большой –

    Жёлтый с красноватым оттенком –

    Знаки для обозначения звуков –

    Слова, употребляемые жителями одной местности –

3.Используя толковый словарь дайте толкование слова гамма.

4. Замените фразеологизмы синонимом: водить за нос, засучив рукава .

С одним из них придумайте и запишите предложение.

5. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой.

Надо было усердно приниматься за работу.

    Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

В саду горит костёр рябины красной.(С. Есенин)

Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.

    Выпишите синонимы из предложений.

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

    Составьте два предложения так, чтобы в одном из них слово хрустальный было употреблено в прямом смысле, а в другом – в переносном.

    В словаре найдите и выпишите однозначное слово, многозначное слово и омоним.

Контрольный диктант за I четверть.

Вечером.

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес.* Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на тропинку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

И вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.**

(по И. С. Тургеневу) (104 слова)

Задание:

    Синтаксический разбор предложения.

1в- * 2в - **

    Выписать из текста диктанта 2 слова с чередованием гласной в корне и обозначить орфограмму.

    Морфемный разбор слов.

1 в- пробираться, вечерняя, долина.

2в – догорала, равнина, летучие.

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

В лес за чудесами.

Вы любите осеннюю природу?* Я всегда радуюсь приближению осени**. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия.

«Советую тебе, Серёжа» присмотреться к осеннему лесу,»- говорил отец. Он приобрёл фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать всё интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку берёзки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. Лес подарил мне много счастливых находок. (108 слов)

Задание:

    Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

    Выписать из текста диктанта 3 слова с приставками пре-при, объяснить значение приставок.

    Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов.

1в- рассматривать, пригорок

2в –преспокойно, присмотреться

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Русская зима.

Хороши снежные зимы в России!* Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.**

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот пролетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

Задание:

1 в- * 2в-**

2. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммами, изученными по теме «Имя существительное» и обозначить орфограмму.

3.Морфологический разбор существительных.

1в- непогоду, подо льдом

2в- на ветках, по снегу.

Контрольный тест за I полугодие.

1 вариант.

͡ ^□^

    Пришкольный; 2. приготовился; 3. удивительный; 4. приближаться.

    Найдите слово, в котором написание гласной проверяется ударением.

    Выр…сли; 2. уг…реть; 3. бл…стеть; 4. р…скошный.

    о.

    Р…стение; 2. к…сание; 3. р…сток; 4. разг…реться.

4.Найдите слова с приставкой при.

и .

    К станци…; 2.на топол…; 3. о ёлк…; 4. в гербарии…

–щик .

    Перебеж…ик; 2. свар…ик; 3. рез…ик; 4. фасов…ик.

8.Найдите существительное с приставкой не- .

2. Вася – (не)ряха.

1 .

    Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

    Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты.

    Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей.

    Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции.

    Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

    вариант.

    Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

͡ ^□

1.Пришкольный; 2. приготовился; 3. удивительный; 4. приближаться.

2. Найдите слова с чередующийся гласной в корне..

1.Выр…сли; 2. с…лдат; 3. бл…стеть; 4. р…скошный.

    Укажите слова, в корне которых пишется а.

1.Р…стение; 2. к…сание; 3. р…сток; 4. разг…реться.

4.Найдите слова с приставкой пре.

1. Пр…пятствие 2. пр…сутствовать; 3. пр…школьный; 4. пр…огромный.

5.Найдите разносклоняемое существительное.

1.Санаторий 2. галерея; 3. пламя; 4. аллея.

6.Укажите существительные, у которых в окончании пишется е .

1.К станци…; 2.на топол…; 3. о ёлк…; 4. в гербарии…

7.Найдите существительные с суффиксом –чик .

1.Перебеж…ик; 2. свар…ик; 3. рез…ик; 4. фасов…ик.

8.Найдите существительные, в котором не – часть корня.

1.(Не) место красит человека, а человек место.

2. Вася – (не)ряха.

3. (Не)решительность шахматиста.

4. (Не)настье задержало нас в пути.

9.найдите среди данных слов заимствованное.

1 . Весна; 2. полотёр; 3. земля; 4. Акварель.

10.Найдите предложение, в котором нет пунктуационной ошибки.

    Женя положила ключ и телеграмму на край стола, и вышла из комнаты.

2.Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство отвлекает от грустных мыслей.

3. Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции.

4.Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Необычный стрелок.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами*. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны**. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся вокруг. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)

Задание:

1.Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

2.Обозначить разряды прилагательных:

1 в- в 1 абзаце; 2в-во 2 абзаце.

3.Морфологический разбор прилагательных.

1в- мелкие зёрнышки, бумажной бомбочки.

2в- непродолжительный шум, белогрудых птичек.

5.Выписать из текста диктанта сложные прилагательные, объяснить их правописание .

Изложение с цифровым материалом.

Рябинушка.

Немало песен сложено о деревьях, растущих на бескрайних просторах нашей родины. Но вряд ли есть ещё такое «песенное» дерево, как рябинушка. Именно так повсюду и называют его, не смотря на то, что это дерево ботаники называют просто «рябина обыкновенная».

Стройные деревца рябины, с белыми цветами весной, а осенью среди мелкой листвы с оранжево-пламенеющими плодами можно увидеть не только во многих лесах, но и парках, даже на улицах и, конечно, в садах.

Яркие плоды рябины начинают созревать в конце лета, их часто называют ягодами, хотя по своему строению они соответствуют плодам яблони. Каждое «яблочко» рябины по размеру не больше одного сантиметра в диаметре, все они собраны в гроздья по 25-40, а иногда и по 50 штук. Каждое«яблочко» рябины имеет 4-5 (а иногда и 8) мелких семян.

Плоды рябины терпкие, горько-кислые, замороженные они съедобны и даже вкусны. В своё время Мичурин вывел замечательные сорта рябины с крупными сладкими ягодами.

Доживает рябина до 100-150 лет.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты*. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые?

Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты?** Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И всё-таки с помощью бурения учёные установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса. (Из книги «Почемучка»)

(120 слов)

Задание:

1 . Подчеркнуть числительные как члены предложения.

1в- во 2 абзаце, 2 в – в 3 абзаце.

2.Синтаксический разбор предложения.

1в-* 2в-**

3.Морфологический разбор числительного:

1в- 15 километров 2в- 6370 километров.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.* Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто.** Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста. (119 слов).

Задание:

    Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

    Найти и выписать отрицательное, личное, притяжательное местоимения.

    Морфологический разбор местоимения.

1 в –за собой, все

2 в – у него, кто-то

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Ноябрь – предзимний месяц.* Он соединяет глубокую осень с зимой. Ноябрь – начало ненастий.** Ещё моросят в России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирая с неё спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Всё крепче забирает зима, всё чаще непогода. Крутится позёмка, переползает через дороги. Овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы. (109 слов)

Задание:

1 в- * 2в-**

2.Морфемный разбор

    в- соединяет, украшает

    в – приютились, заметить.

3.Морфологический разбор.

1 в – принялся, заметить

    в – забирает, моросят

Контрольный диктант за год.

Лес.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берёз едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются.* Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.**

Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветви деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зелёные листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити паутины блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь. (125 слов)

Задание:

1. Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

2.Морфемный разбор

    в- неподвижно, неизъяснимая, шевелятся

    в – тихонько, прошлогоднюю, светлеют.

3.Морфологический разбор.

1 в – берёз, хорош, белеет

2 в – дышит, местами, яркого.

Собиратель русских слов.

Владимир Иванович Даль был трудолюбивым и талантливым человеком. Он получил образование морского офицера, затем- врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, но стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собою цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

Изложение с изменением лица

«Витькина гайка»

Ходили мы на экскурсию на автозавод и там видели, как разными болтами и гайками на главном конвейере свинчивают машины.Бегут по конвейеру колёса, крывлья, моторы, а в конце цеха новенькие самосвалы с конвейера сходят.

Ходим мы по цеху, смотрим.оглядываемся назад: Вити Харитонова нет.

Витька! Витька! – закричали мы. А он выходит из-за станка и говорит:

Я гайку завинчивал. Мне рабочий позволил.

Вдруг глядим, с конвейера сходит новенький автомобиль. А Витька показывает на колесо и кричит:

Вот здесь моя гайка!

Мы ему не поверили и побежали к его знакомому рабочему. Тот улыбнулся и сказал:

Помочь хотите?Становитесь в очередь!

И каждый ученик из нашего класса завинтил по гайке на колесе.

Контрольный диктант за III четверть.

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман.* В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь.Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.**

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

(109 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

2.Указать форму глаголов (лицо, число, время, переходность) во 2 абзаце.

Выборочное изложение с описанием природы.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось. Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет он не видел своей родины. Берёзки, ткоторые при нём только что были посажены около забора, выросли теперь и стали высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, между которыми шла широкая дорога, тщательно выметаемая, был обращён в некошеный луг, на котором паслась лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он сумел пробиться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. (А. С. Пушкин)

Написать выборочное изложение.

Издание содержит диктанты и изложения и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей. Пособие предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Контрольные диктанты.
В лес за чудесами.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я снимаю красавца-дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

Осторожно, жизнь!
Давным-давно жил на свете мудрец. Самый каверзный вопрос не мог поставить его в тупик. Но однажды недобрый мальчишка задумал посрамить мудреца. Поймали небольшую птичку. Мальчик взял её в руки, спрятал за спину и спросил старца: «Живая у меня птица или неживая?» Расчет был нехитрый, но коварный. Стоит мудрецу сказать, что живая, мальчишка обезглавит её, а если ответит, что мертвая, он тут же выпустит её на волю. Только на секунду задумался мудрец, а потом сказал просто: «Птица в твоих руках.»
Эта легенда пришла к нам с незапамятных времен. Через всю свою историю человек пронес любовь к природе, доброту ко всему живущему. И прежде чем что-либо сделать, замахнуться на что-то, вспомните слова: «Осторожно, жизнь!»

СОДЕРЖАНИЕ
ДИКТАНТЫ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Словарные диктанты 9
Выборочные диктанты 9
Объяснительные диктанты 10
Контрольные диктанты 10
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова
Словарные диктанты 11
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Словарные диктанты 12
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Словарные диктанты 12
Выборочный диктант 13
Контрольные диктанты 13
Буквы И, У, А после шипящих
Словарные диктанты 14
Выборочный диктант 15
Контрольный диктант 17
Разделительные Ъ и Ь
Словарные диктанты 17
Выборочный диктант 18
Раздельное написание предлогов с другими словами
Словарные диктанты 18
Выборочные диктанты 19
Объяснительный диктант 19
Проверочные диктанты 20
Контрольные диктанты 20
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Словарные диктанты 21
Объяснительные диктанты 21
Творческий диктант 22
Выборочный диктант 22
Проверочный диктант 22
Контрольный диктант 23
Личные окончания глаголов
Словарные диктанты 23
Выборочный диктант 24
Творческие диктанты 24
Объяснительный диктант 25
Контрольные диктанты 25
Употребление Ь на конце существительных после шипящих
Словарный диктант 26
Выборочный диктант 26
Объяснительный диктант 27
Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
Словарные диктанты 27
Выборочный диктант 27
Объяснительный диктант 28
Проверочный диктант 28
Контрольный диктант 28
5 КЛАСС
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -3 (-С)
Словарные диктанты 29
Выборочный диктант 30
Объяснительный диктант 30
Контрольные диктанты 30
Буквы 3 и С на конце приставок
Словарные диктанты 31
Выборочные диктанты 31
Объяснительные диктанты 32
Проверочные диктанты 32
Контрольные диктанты 33
Буквы О-А в корне -ЛАГ ЛОЖ-
Словарные диктанты 34
Выборочный диктант 34
Объяснительный диктант 34
Проверочный диктант 34
Буквы О-А в корне -РАСТ-
Словарные диктанты 35
Выборочный диктант 35
Объяснительный диктант35
Проверочный диктант
Контрольные диктанты 36
Буквы Ё-О после шипящих в корне слова
Словарные диктанты 38
Выборочный диктант 39
Объяснительный диктант 39
Проверочный диктант 39
Контрольные диктанты 39
Буквы И-Ы после Ц
Словарные диктанты 42
Выборочный диктант 42
Объяснительный диктант 42
Контрольные диктанты 43
Большая буква и кавычки в именах собственных
Объяснительный диктант 45
Проверочный диктант 45
Контрольный диктант 46
Буквы Б и И в окончаниях имен существительных
Словарные диктанты 46
Выборочный диктант 47
Объяснительный диктант 47
Проверочный диктант 47
Контрольные диктанты
О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Словарные диктанты 48
Выборочный диктант 49
Объяснительный диктант 49
Проверочный диктант 49
Контрольные диктанты 50
Правописание падежных окончаний прилагательных
Словарные диктанты 52
Объяснительный диктант 53
Выборочный диктант 53
Проверочный диктант 53
Контрольные диктанты 54
Краткие прилагательные с основой на шипящую
Словарные диктанты 54
Объяснительный диктант 55
Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Проверочный диктант 55
Творческий диктант 56
Контрольный диктант 56
НЕ с глаголами
Словарные диктанты 56
Выборочный диктант 57
Проверочный диктант 57
Контрольные диктанты 58
Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и 2-м лице единственного числа
Словарные диктанты 58
Объяснительный диктант 59
Проверочный диктант 59
Контрольные диктанты 59
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Выборочный диктант 60
Объяснительный диктант 61
Проверочный диктант
Контрольные диктанты
Буквы £ и И в корнях с чередованием
Словарный диктант 62
Выборочный диктант 63
Проверочный диктант 63
Объяснительный диктант 63
Контрольные диктанты 63
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Словарный диктант 64
Выборочный диктант 65
Объяснительный диктант 65
Контрольные диктанты 66
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Объяснительный диктант 67
Контрольные диктанты 68
Запятая при однородных членах предложения
Объяснительный диктант 69
Проверочный диктант 70
Обобщающие слова при однородных членах
Объяснительный диктант 71
Проверочный диктант 71
Контрольные диктанты 72
Запятая и восклицательный знак при обращении
Объяснительный диктант 73
Проверочный диктант 74
Контрольные диктанты 74
Запятая в сложных предложениях
Объяснительный диктант 75
Проверочный диктант 75
Контрольные диктанты 76
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Объяснительный диктант 77
Проверочный диктант 77
Контрольные диктанты 77
Итоговые контрольные диктанты 78
ИЗЛОЖЕНИЯ
Мини-изложения 81
Тексты для подробного изложения 86
Тексты для сжатого изложения 134.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Диктанты и изложения по русскому языку, 5 класс, Макарова Б.А., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

в душе моей любовь!... (Тютч.). 2. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так (же) создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых (Булг.). 3. Ты произнес свои слова так, как (будто) ты не признаешь теней, а так (же) и зла (Булг.). 4. Только обыватели, сидя в полумраке своего жилища, любят думать, что путешествия уже не раскрывают никаких тайн; на самом деле горный ветер так (же) будоражит кровь, как и всегда, и умереть, пускаясь в достойную авантюру, всегда было законом человеческой чести (Наб.). 5. В то (же) время из чащи раздался злобный лай лисицы (Биан.). 6. Здесь все то (же), то (же), что и прежде, здесь напрасным кажется мечтать (Ахм.). 7. Он то (же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.).II. 1. За что купил, (за) (то) и продаю (Посл.). 1 На то и щука, что(бы) карась не дремал (Посл). 3. - Как же смотреть правильно: сразу на весь лес или на отдельные деревья? - (И) так (и) так (Биан.). 4. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что (бы) делало твое добро, если бы не существовало зла, и как (бы) выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? (Булг.). 5. (И) так, почти все объяснилось, и кончилось следствие, как вообще все кончается (Булг.). 6. Ложка нужна, что (бы) суп хлебать, а грамота, что (бы) знания черпать (Посл.). 7. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). Упражнение 5. Перепишите, раскрывая скобки.1. (По) тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце... (Б. П.). 2. Нельзя гнать человека только (по) тому, что вы подозреваете его в чем-то (Ч.). 3. (От) того ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда было мало (Купр.). 4. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 5. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 6. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как (будто) то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 7. (И) так, все было готово (Сол.). 8. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так (же) одна очень странная, не виданная мною доселе рыбка (Купр.). 9. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за) чем он так распространился перед этим барином (Г.). 10. (По) тому, что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 11. Тут было (от) чего волноваться (Сол.). 12. Иногда молний было так много, что они сливали свой свет в долгое сияние, но это сияние освещало лишь бугры могучего мрака на небе, (от) чего было еще страшнее (Пл.). 13. Хотя я обладал некоторыми сценическими навыками, но настоящей профессиональной актерской техники, конечно, у меня не могло быть, (по) чему мне и приходилось затрачивать очень много физических усилий (Черк.). 14. Вам не случалось быть (при) том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Тв.). 15. Наташа была так (же) влюблена в своего жениха, так (же) успокоена этой любовью и так (же) восприимчива ко всем радостям жизни (Л. Т.). 16. Говорить о том, что (бы) было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно, что говорить о том, что (бы) было, если бы осенью сделалась весна (Л. Т.).
Упражнение 6. Перепишите, раскрывая скобки.I. Послышался легкий звон струн, как (бы) от гитары, упавшей на ковер (Т.). 2. Солнце ярко светило и резало своими лучами (кое) где белевшие пласты залежавшегося снега (Ч.). 3. И долго еще раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, что (бы) он рассказал еще что (нибудь) о лесах. (Пауст.). 4. Решив спастись во что (бы) (то) (не, ни) стало и (не) желая рисковать, он [Синцов] выпил несколько пригоршней болотной воды и заполз в кустарник (Сим.). 5. Для дяди Васи не было тайной, что воспитанники чуть (ли) (не, ни) в глаза смеются над ним (Купр.). 6. То (же) самое чувство природы... было и во мне при изображении... севера (Пришв.). 7. Погода сейчас в Москве как в марте, оглядываешься кругом на улицах, где (бы) купить мимозу (Пришв.). 8. Март и апрель проходят, как (будто) спускаются с горной высоты (Пришв.). 9. И тут (то) вот на одетый лес прилетела кукушка... (Пришв.). 10. Дети какой (то) школы принесли мне множество цветов... (Пришв.). 11. Скука была в деревне страшная, и Авилов постоянно и усиленно искал хоть какого (нибудь) развлечения (Купр.). 12. Как (то) вечером, встретившись с Харитиной в сенях, Авилов обнял ее. Девушка молча отбросила его руки от своей груди и так (же) молча ушла (Купр.).

(1) Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. (2) Были темно. (3) - Как же вы поживаете? спросила

Екатерина Ивановна.

(4) - Ничего, живем понемножку, - ответил Старцев.

(5) И я ничего не мог больше придумать. (6) Помолчали.

(7) Я волнуюсь, - сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, - но вы не обращайте внимания. (8) Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. (9) Сколько воспоминаний! (10) Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.

(11) Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней ее прежнее детское выражение. (12) И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. (13) И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдркг стало грустно и жаль прошлого. (14) В душе затеплился огонек. (15) - А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? - сказал он. (16) - Тогда шёл дождь, было темно...

(17) Огонёк все разгарался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...

(18) - Эх! - сказал он со вздохом. (19) - вы вот спрашиваете, как я поживаю. (20) Как мы поживаем тут? (21) Да никак. (22) Старимся, полнеем, опускаемся. (23) День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... (24) Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. (25) Что хорошего?

(26) - Но у вас работа, благородная цель в жизни. (27) Вы так любили говорить о своей больнице. (28) Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. (29) Теперьвсе барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. (30) И конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. (31) Я только о вас и думала. (32) Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. (33) Какое счастье! - повторила екатерина Ивановна с увлечением. (34) - Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...

(35) Старцев вспомнил про денежные купюры, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.

(36) Он встал, что бы идти к дому. (37) - Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, - продолжала она. (39) - Мы будем видеться, говорить, не правда ли? (40) Обещайте мне. (41) Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть ни говорить о музыке.

(42) Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращённые на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: "А хорошо, что я тогда не женился".

(43) Он стал прощаться

(По А. П. Чехову*)

А28 Какую проблему автор затрагивает в тексте и какие аргументы можно использовать при написании сочинения?

Общение помогает при решении личных проблем.

Часто меня спрашивают о том, как помириться с любимой, другом, родными, соседями, учителями.

Что ж, попробуем разобраться!

Почему произошла размолвка? Кто виноват? Что стало поводом, а что было причиной? Вы можете ответить на эти вопросы?

Как правило, когда ссорятся люди, то по-своему прав и тот, кто обидел другого человека, и тот, кого обидели.

Как же быть?

Во-первых, постараться простить. Если вас обидел тот, кого вы любите, то нужно успокоиться и, всё проанализировав, подумать, как погасить ссору, как помириться.

Вы кому-то сказали что-то неприятное. Началось выяснение отношений. Вместо того чтобы промолчать, успокоиться, вам в ответ припомнили все ваши былые прегрешения. Не так ли?

Как быть? Опять же простить и понять: сиюсекундная реакция не всегда верная.

Грубое слово совсем не обязательно говорит о подлинном отношении к вам другого человека. Если вам сказали что-то резкое - это может быть эмоциональная реакция, не более. На самом деле человек относится к вам отлично, но считает, что вы ему уделяете мало времени, не замечаете, и он, чтобы привлечь к себе внимание, как-то растормошить вас, начинает говорить гадости, придираться. Да-да, иногда говорят гадости, искренне любя человека.

Если человек вам дорог, то нужно его простить. И первым сказать: давай помиримся, давай забудем плохое, давай посмотрим друг на друга и улыбнёмся…

Нет сил так поступить? Пусть первым, считаете вы, окажется другой - тогда вы его простите. Многие так рассуждают. Ну и будете дуться друг на друга день, два, неделю, месяц, и трещинка в ваших отношениях постепенно станет пропастью. Надо ли? Кто первый должен попросить прощения, предложить помириться? Тот, кто умнее!

Есть и другой способ помириться - написать письмо.

Честно признать: я погорячился, я был скорее всего не прав, мне жалко тебя терять. Я протягиваю тебе руку. Не отвергай меня. Мы нужны друг другу.

Родители, друзья, влюблённые, коллеги, которых вы обидели, конечно, поймут вас и простят.

Почему письмо лучше разговора?

Да потому, что в разговоре вас могут неправильно понять, прервать, возразить, а вы не найдёте, что ответить.

Устное слово выскочило и улетело. Написанное остаётся на бумаге (можно воспользоваться и электронной почтой). Ваше послание прочтут два-три раза, подумают о написанном, высказанном.

Да и вы, пока пишете письмо, постараетесь найти верные слова, исправите неточности, что-то дополните и, прежде чем отправить послание, перечитаете его два-три раза.

Не должны ссориться родные, не должны расходиться влюблённые, не должны из-за мелочей и пустяков разрывать дружбу настоящие друзья. А так бывает.

Кто-то не выдержал и накричал.

Кто-то замотался и забыл позвонить.

Кто-то устал и невнимательно выслушал другого человека.

Кто-то завертелся и не выполнил в очередной раз просьбу друга.

Кто-то не так себя повёл, а другой обиделся.

Разве это повод для серьёзных размолвок?

Если вы запутались в жизни, если вам всё опостылело, даю невероятно простой и одновременно сложный рецепт, как выйти из создавшегося положения.

Только, пожалуйста, не удивляйтесь, а постарайтесь последовать совету. Нужно сесть и написать подробное письмо себе. Рассказать о себе всё, проанализировать сложные ситуации. А потом - отправить письмо. Обычно это помогает.

Почему? Да потому, что, получив собственное письмо и прочитав его, вы посмотрите на себя со стороны, спокойно всё проанализируете, к тому же уже прошло какое-то время - и вы успокоились, так что прочтёте послание не в состоянии нервного потрясения (а размолвки приводят и к стрессу), а спокойно.

А ещё лучше, если у вас есть магнитофон, пересказать всю историю на плёнку и прослушать через двадцать четыре часа. Невероятно положительный результат бывает.

Не верите? Попробуйте.

И, возможно, вы простите своих друзей, родных, возлюбленных и снова начнёте улыбаться, радоваться, многое успевать, и жизнь покажется удивительной. Вы перестанете ругать себя и других, вы перестанете думать об одном и том же: почему другие люди так несправедливы к вам, почему вас никто не понимает? Вы попытаетесь сами понять других.

Если я не могу изменить мир и других людей, то, может быть, я могу измениться сам?!

Подумайте на эту тему!

Я вас люблю, - хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье.
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Помогите написать сочинение
Вот темы
1. Любое явление языка способно стать в стихотворении средством раскрывающим образ лирического героя
2. Отбор и сочетание языковых средств в художественном произведении напрямую связаны с выражением его художественного содержания

1)определите тип предложения:

Тропинки в лесу замело снегом.
2)Какая схема соответствует предложению: Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
3)найдите предложение, в котором допушена пунктуационная ошибка:
Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
Уже смеркалось,и в комнате стало темно.
Прочитайте гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
4)определите тип предложения:Лёд как сахар.
В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.
5)Какая схема соответствует предложению:Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Объяснительный диктант

Найдите прямую речь и подчеркните. Составьте схемы предложений с прямой речью.

1. То кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет буря!" (М. Горький)

2. Брат сказал: "Я хочу с тобой поехать".

3. "Твоя собака?" - спросил капитан бакенщика. (К. Паустовский)

4. Ещё накануне Дерсу говорил мне: "В этих местах бродит много тигров". (В. Арсеньев)

5. "Славная погода завтра будет", - заметил я. (И. Тургенев)

6. "Кто же это в окошко стучал?" - спросил Дымов. (А. Чехов)

7. "Кто там?" - сурово окликнул часовой.

8. Сын успокоил её: "Ты не тревожься, мама".

9. "Что же вы теперь делать будете?" - спрашивала Мария Яковлевна сыновей.

Проверочный диктант

1. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" (С. Есенин) 2. "Добро пожаловать, мой сын", - сказал с улыбкой он Руслану. 3. А царь, улыбаясь, ему говорит: "Садко, моё милое чадо, поведай, зачем так печален твой вид?" (А. Толстой) 4. "Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть?" - нерешительно спросил я. (С. Маршак) 5. Казбич нетерпеливо прервал его: "Поди прочь, безумный мальчишка!" (М. Лермонтов) 6. "Что же ты здесь притаился?" - спросил Дубровский кузнеца. (А. Пушкин) 7. "Это лошадь моего отца", - сказала Бэла. (М. Лермонтов)

Контрольные диктанты

В лес за чудесами

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.

"Советую тебе, Серёжа, присмотреться к осеннему лесу", - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я снимаю красавца-дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

(Из журнала "Юный натуралист")

Осторожно, жизнь!

Давным-давно жил на свете мудрец. Самый каверзный вопрос не мог поставить его в тупик. Но однажды недобрый мальчишка задумал посрамить мудреца. Поймали небольшую птичку. Мальчик взял её в руки, спрятал за спину и спросил старца: "Живая у меня птица или неживая?" Расчет был нехитрый, но коварный. Стоит мудрецу сказать, что живая, мальчишка обезглавит её, а если ответит, что мертвая, он тут же выпустит её на волю. Только на секунду задумался мудрец, а потом сказал просто: "Птица в твоих руках".

Эта легенда пришла к нам с незапамятных времен. Через всю свою историю человек пронес любовь к природе, доброту ко всему живущему. И прежде чем что-либо сделать, замахнуться на что-то, вспомните слова: "Осторожно, жизнь!"

(По А. Виноградову)

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}