Болезни Военный билет Призыв

События начала 20 века. История России XX век. Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

В конце 1857 г. рескрипты В.И. Назимову и П.Н. Игнатьеву были обнародованы, и в феврале 1858 г. Секретный комитет, существование которого давно перестало быть секретом для общества, был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губернии, на основании инспирированных властями дворянских ходатайств, рассылались высочайшие рескрипты с предписанием учредить комитеты. В течение 1858 г. открылось 45 губернских комитетов. В их составе работало около 1,5 тыс. человек, а в выборах членов комитетов приняло участие около 44 тыс. дворян 1 . Председательство возлагалось на губернских дворянских предводителей, кроме выборных членов в комитеты назначались представители от правительства. Таким образом, был сформирован механизм будущей реформы. Внутри губернских комитетов разгорелась борьба вокруг условий отмены крепостного права, возникали фракции «большинства» и «меньшинства». Чаще всего большинство составляли крепостнические, крайне консервативные силы. Исключением оказался тверской губернский комитет, который возглавил либеральный предводитель дворянства А.М. Унковский. Во избежание оппозиционных проявлений правительство установило полугодовой срок выработки губернских проектов и запретило комитетам выходить за рамки предназначенных к обсуждению вопросов.

Министерство внутренних дел пресекало попытки членов многих губернских комитетов ревизовать положения правительственной программы. Однако под натиском консервативных сановников весной 1858 г. Главный комитет и сам Александр II склонялись к «остзейскому» варианту отмены крепостного права. Недовольство властей вызывала печать,

Следуя идее безземельного освобождения, правительство дало «волю» удельным крестьянам, но те не приняли царского указа. «Остзейский образец» был окончательно дискредитирован восстанием эстляндских крестьян весной-летом 1858 г. Известия о жестокой расправе над восставшими достигли Западной Европы. Царь решил пересмотреть законодательство о прибалтийских крестьянах. «Колокол» А.И. Герцена призывал правительство отказаться от пассивного следования воле губернских комитетов, взять инициативу в свои руки и сохранить за крестьянами надельную землю при вознаграждении дворянства. Александр II, в ту пору постоянный читатель «Колокола», учел это мнение. Совершая в 1858 г. поездку по губерниям, он с похвалой отозвался о деятельности либерального тверского дворянства, выступавшего за обязательный едино­временный выкуп крестьянами полевой земли, и резко обрушился на крепостников московского губернского комитета, желавших до предела урезать даже размеры крестьянских усадеб. Ярость крепост­ников вызвали слова государя, сказанные в Москве, - Александр II пригрозил отказом защищать помещиков от крестьянских волнений, если дворянство будет и впредь отвергать выработанные правительством начала.

Ближайший друг царя - член Главного комитета генерал Я.И. Ростовцев (в молодости один из деятелей Северного общества, который препятствовал планам восстания и цареубийства, но остался верен старому товариществу) предложил проект новой правительственной программы, заключавшийся в выкупе крестьянами их усадебной и надельной земли, в организации мирского s самоуправления крестьян и упразднении вотчинной власти помещика. Крестьяне должны были превратиться в класс собственников, наделенных гражданскими правами. Так были сформулированы ключевые принципы реформы 1861 г. Ростовцева поддержал Ланской, и новая программа, несмотря на противодействие большинства членов Главного комитета, была утверждена царем 4 декабря 1858 г. Верховная власть отказалась от прежнего замысла, согласно которому отмена крепостного права должна была состояться постепенно на основе одних только разрозненных законодательных актов, предназначаемых для каждой конкретной местности. Смена правительственной программы существенно понизила роль губернских комитетов. Александр II, столкнувшийся с ожесточенным и невежественным фрондерством крепостников, замечал, что комитеты «просто срамят себя», представляют собой «жалкое зрелище». Поэтому их проекты не могли быть признаны окончательными. Правительство решило использовать представленные губернскими комитетами труды как рабочий материал и приступило к выработке комплексного законопроекта. «Общее положение» должно было стать единым, обязательным для всех законом, а «местные положения» соответствовать особенностям различных регионов.

Главному комитету оказалось не под силу создать столь масштабные документы. Для этой цели 4 марта 1859 г.в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, на которые возлагалось рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, и составление проектов законов об освобождении крестьян. Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая - «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Но фактически обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование - Редакционные комиссии. Это был вневедомственный, «нетрадиционный» орган, который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений о крестьянах». Хотя он и числился при Главном комитете, но пользовался самостоятельностью, будучи подчинен непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. В их состав входили 38 человек: 17 - представители министерств и ведомств и 21 эксперт - от местных помещиков и ученых 1 . Это были компетентные и в своем большинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционных комиссий был назначен Я.И. Ростовцев - близкий к Александру II и «беспоместный» (не имевший ни земли, ни крепостных крестьян, следовательно, не принадлежавший ни к какой «помещичьей партии»). Он последовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни «справа», ни «слева» и пользуясь постоянной поддержкой Александра П.

Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылались ему из III отделения императорской канцелярии. «Колокол» Герцена постоянно лежал на столе Ростовцева. В 1859-1860 гг. было издано 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним (статистических данных о состоянии помещичьих имений). После смерти Ростовцева в феврале 1860 г. председателем Редакционных комиссий был поставлен министр юстиции В.Н. Панин, известный своими крепостническими взглядами. Однако он не мог сколько-нибудь существенно изменить деятельность комиссий и повлиять на содержание подготовленных к тому времени проектов 2 .

Обилие разнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А.И. Левшин, позже Н. А. Милютин - один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, сыгравший немалую роль и в Редакционных комиссиях, где он являлся, по свидетельству современников, «правой рукой» Ростовцева и «главным двигателем реформы».

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные корыстными интересами местного дворянства. Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределенный срок временнообязанного состояния крестьян и требовало при его прекращении возврата помещикам крестьянских наделов. Редакционные комиссии не пошли навстречу этим притязаниям. Но и в самих Редакционных комиссиях не было единства мнений: шла острая борьба по вопросам конкретных норм наделов и повинностей, о функциях крестьянского сельского управления.

Классовая борьба, разгоревшаяся вокруг реформы, заставила правительство изменить свою пер­воначальную программу. Под влиянием нарастающего крестьянского движения значительные слои помещиков стали думать о необходимости «развязаться с крестьянами» посредством выкупной операции. С точки зрения этого нового плана многие проекты губернских комитетов, составленные по старой программе, требовали значительной переработки. Правительство решило взять инициативу в собственные руки и образовало особое вспомогательное учреждение при Главном комитете - редакционные комиссии, создаваемые с целью свести воедино отредактировать заново материалы губернских комитетов В марте 1859 г. редакционные комиссии, составленные из представителей разных ведомств и приглашённых экспертов из среды помещиков, приступили к работе под фактическим руководством Н. А. Милютина.

Как учреждение государственное комиссии старались руководствоваться в своей работе преимущественно мотивами установленного «государственного» порядка, т. е. интересами помещичьего класса и самодержавной власти в целом. Но члены редакционных комиссий - как чиновники, так и приглашённые правительством «члены-эксперты» - были всё же помещиками, представлявшими интересы различных помещичьих групп; поэтому внутри редакционных комиссий продолжалась та же борьба, которая шла раньше в губернских комитетах.

В результате продолжительных прении были отвергнуты проекты безземельного освобождения крестьян, хотя сторонники освобождения без земли были и среди членов комиссий. Земельный надел должен был служить обеспечением не только «быта» крестьян, но и исправного отбывания ими государственных повинностей. Кроме того, наделение крестьян землёй должно было предотвратить образование «класса свободных, но бездомных и безземельных работников», т. е. пролетариата, наличие которого могло бы грозить опасностью для «государственного спокойствия». Сочувственно отнеслись комиссии и к вопросу о выкупе крестьянского надела в собственность, правда, при непременном условии согласия помещиков.

«Государственными» соображениями самодержавия редакционные комиссии руководствовались и при решении вопроса о размерах наделов и крестьянских повинностей. Редакционные комиссии приняли значительно более высокие нормы наделов, чем это предполагалось многими губернскими комитетами. Размеры повинностей были установлены, наоборот, меньшие, чем предполагали губернские комитеты. Помимо мотивов «общественного спокойствия» редакционные комиссии в этом вопросе исходили из того соображения, что крестьяне, чрезмерно обделённые землёю и непосильно обложенные повинностями в пользу помещиков, будут плохими плательщиками государственных налогов.

Те же соображения руководили редакционными комиссиями и в вопросе об административном устройстве крестьян. Было решено не сохранять вотчинной власти, а создать особое крестьянское управление, подчинённое общим административно-полицейским органам. Комиссии мотивировали своё решение тем, что уничтожение вотчинной власти, «кроме непосредственного влияния на будущее благосостояние освобождаемых крестьян», «имеет первостепенную важность и в видах сохранения общего порядка и спокойствия».

В августе 1859 г. первоначальный проект «Положений о крестьянах» был закончен, но затем он подвергся изменению в связи с замечаниями депутатов от губернских комитетов, вызванных в Петербург для ознакомления с трудами редакционных комиссий. Депутатам было предложено представить письменные отзывы на проект редакционных комиссий, притом по каждой губернии отдельно; кроме того, председателю редакционных комиссий Ростовцеву было предоставлено право приглашать их «по своему усмотрению и по мере надобности» на заседания комиссий «для словесных объяснений». Такая постановка дела породила острое недовольство среди вызванных депутатов.

Первая группа депутатов от 21 губернии, уже закончивших составление проектов, не ограничилась резкими нападками на редакционные комиссии, а обратилась к Александру II с адресами, в которых выражала свои пожелания относительно дальнейшего хода крестьянского дела. 18 депутатов заявили, что предложения редакционных комиссий «не соответствуют общим потребностям», и просили разрешить им представить свои соображения относительно окончательных трудов комиссий до поступления их в Главныи комитет. Член Симбирского комитета Д. Н. Шидловский ходатайствовал о созыве под председательством царя «нарочито избранных уполномоченных от дворянства» для окончательного решения крестьянского вопроса. Пять либеральных депутатов во главе с А. М. Унковским указывали, что для окончательного завершения крестьянского дела необходимо провести ряд реформ в области печати, суда и ад­министрации. Адреса депутатов раздражили Александра II: «адрес пяти» Александр признал «ни с чем не сообразным и дерзким до крайности»; депутатам, подписавшим «адрес восемна­дцати», было «разъяснено», что они не должны были «утруждать его императорское величество» и что члены не имели права подавать подобную просьбу за «общим всех подписом». На адресе же Шидловского Александр II написал: «Вот какие мысли бродят в головах этих господ».

В феврале 1860 г. в Петербург были вызваны депутаты от остальных 24 губернских комитетов, которые также представили свои отзывы на проект редакционных комиссий. В это время после смерти Ростовцева председателем редакционных комиссий был назначен известный своим реакционным направлением крепостник министр юстиции граф В. Н. Панин. Домогательства крайних реакционеров нашли поддержку в лице нового председателя комиссий - при окончательном пересмотре проекта нормы земельных наделов для многих уездов были понижены, во многих губерниях повышены нормы крестьянских повинностей, причём было установлено, что размер оброка может быть пересмотрен через 20 лет (разумеется, в сторону повышения).

Реформа в Главном комитете и Государственном совете.

В октябре 1860 г. редакционные комиссии закончили свою работу, и проект поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где в него были внесены ещё некоторые изменения в интересах крепостников; нормы крестьянских наделов для многих местностей были ещё более понижены.

28 января 1861 г. началось рассмотрение проекта в Государственном совете, куда он поступил из Главного комитета для окончательного обсуждения. «Я надеюсь, господа,- сказал на этом заседании Александр II,- что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». Государственный совет, однако, нашёл, что можно ещё кое-что сделать в этом направлении. По предложению князя П. Гагарина в проект было внесено ещё одно дополнение в интересах крепостников: в тех случаях, когда крестьяне соглашались получить одну четверть нормального надела, он предоставлялся им в собственность немедленно и бесплатно; приманкой «даровщины» крестьяне побуждались брать ничтожные наделы, заслужившие впоследствии название «нищенских», «сиротских» или «кошачьих»

При Главном комитете в марте 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии. Они должны были рассматривать материалы, присланные из губернских комитетов, и составлять проекты общих законов об освобождении крестьян. В сущности это была одна комиссия, которую возглавил Я. И. Ростовцев, близкий к Александру II генерал, чья карьера началась после того, как накануне 14 декабря 1825 г. он сообщил властям о планах заговорщиков, с которыми был близок и которых он предупредил о намерении оставаться верным присяге. После смерти Ростовцева, который твердо проводил волю императора, в феврале I860 г. новым председателем Редакционных комиссий был назначен известный крепостник В. Н. Панин. Однако к тому времени исход крестьянской реформы не вызывал сомнений. Выдающуюся роль в Редакционных комиссиях играли либеральные бюрократы Н. А. Милютин, П. П. Семенов, Н. X. Бунге, с ними деятельно сотрудничали включенные в состав комиссий славянофилы Ю. Ф. Самарин и В. А. Черкасский. Заметное влияние на решение крестьянского вопроса оказывал министр внутренних дел С. С. Ланской.
Разработанный Редакционными комиссиями проект «Положения о крестьянах» обсуждался депутатами от губернских комиссий, которые специально были вызваны в Петербург в августе 1859 и в феврале 1860 гг. Депутаты подвергли проект острой критике, смысл которой сводился к недовольству нарушениями прав дворянской собственности. Некоторые депутаты увязывали будущую реформу с преобразованиями местной администрации и судебной системы, среди них зрела мысль о возможности конституционного ограничения самодержавной власти в интересах дворянства. Александр II отверг дворянские притязания.
В октябре 1860 г. редакционные комиссии завершили работу над проектом «Положения», и он поступил на обсуждение в Главный комитет, а затем и Государственный совет. Александр II был настроен решительно и, открывая заседание Государственного совета, заявил: «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства». В Государственном совете было принято предложение князя П. П. Гагарина о «дарственном наделе», которое предусматривало передачу по взаимному соглашению помещиком крестьянам даром четверти душевого надела, что вело к сохранению земельного фонда за дворянством.
19 февраля 1861 года Александр II подписал Высочайший Манифест, где возвестил, что «крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей». Автором первого варианта Манифеста был Ю. Ф. Самарин, затем он был отредактирован московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Наряду с Манифестом было подписано «Положение 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое включало в себя 17 законодательных актов. Манифест был прочитан в церквах Российской империи 5 марта 1861 г.
По «Положению 19 февраля» крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом.
Правда, в течение двух лет они обязаны были отбывать практически те же повинности, что и прежде. Они оставались на положении временнообязанных до тех пор, пока не переходили на выкуп. Помещики сохраняли право собственности на всю принадлежавшую им землю, однако были обязаны предоставить крестьянам «усадебную оседлость» за выкуп, а также полевой надел в постоянное пользование. С точки зрения поместного дворянства, фактически речь шла о насильственном отчуждении части принадлежавшей ему земельной собственности. Дворянство не простило этого либеральной бюрократии.
Поземельные отношения крестьян и помещиков фиксировались уставными грамотами, добровольное подписание которых с обеих сторон было непременным условием перехода на выкуп. Для разбора споров между крестьянами и помещиками и надзора за возникавшими органами крестьянского самоуправления назначались мировые посредники из числа дворян данной губернии. Мировые посредники по-разному понимали свои задачи, среди них было немало либерально настроенных людей, но в целом они отстаивали дворянские интересы.
Крестьянское землепользование. Главным предметом споров в большинстве губерний был размер крестьянского надела. При подготовке реформы по настоянию Ю. Ф. Самарина и князя В. А. Черкасского было отвергнуто безземельное освобождение крестьян, которое могло привести к появлению сельского пролетариата. Земельный надел рассматривался как гарантия привязанности крестьянина к деревне, и одновременно он должен был удовлетворять вековое крестьянское требование земли.
Реформа 19 февраля решала земельный вопрос чрезвычайно запутанно. Нарушая право частной собственности помещиков на землю, она одновременно отвергала традиционное крестьянское воззрение, согласно которому вся земля, обрабатываемая крестьянином, принадлежала ему. Крестьяне получали надельную землю на правах общинного пользования, а после выкупа она становилась общинной собственностью. Противодействовать выкупу помещик не мог. Выход из общины был предельно затруднен, отказаться от надела крестьянин не мог.
Нормы земельных наделов устанавливались в зависимости от местных условий, прежде всего от плодородия почвы. Европейская Россия была поделена на три полосы — нечерноземную, черноземную и степную. Внутри каждой из полос было еще более дробное деление. Для нечерноземной и черноземной полос устанавливались «высшая» и «низшая» нормы земельных наделов, для степной предусматривалась одна, «указная» норма.
Если до освобождения крестьяне обрабатывали земли больше, чем им полагалось по нормам высшего душевого надела, то земля у них отрезалась. Если их фактические наделы не достигали низшей нормы, то земля к ним прирезалась. В черноземных губерниях отрезка доходила до 40-60% крестьянского землепользования и справедливо рассматривалась крестьянами как их жестокое обезземеливание. В целом по России отрезка составила свыше 20%. Прирезка, в основном в лесных районах Нечерноземья, не превышала 3%. Возвращение отрезков было главным требованием крестьян на протяжении всего пореформенного времени.
Особенно тяжелым было положение тех крестьян, кто согласился на получение бесплатного четвертного гагарин-ского надела. В основном это были крестьяне степных поволжских губерний. Развязав отношения с помещиком, крестьяне рассчитывали, что недостающую для правильного ведения хозяйства землю они будут арендовать у прежнего господина. В действительности арендная плата на землю стремительно росла, и крестьяне-дарственники оказывались в безвыходном положении. Именно в тех поволжских губерниях, где благодаря Гагарину дворянство сохранило за собой большую часть пахотной земли, крестьянские волнения отличались, особенно в Первую русскую революцию, размахом и жестокостью.
В целом крестьянская реформа привела к масштабному перераспределению земельного фонда, основная часть которого осталась за поместным дворянством, к обезземеливанию крестьянства и надолго сделала аграрный вопрос, вопрос о земле, главным вопросом русской жизни.

В конце XIX века Российская империя считалась могущественным государством в мире с сильной экономикой и устойчивой политической системой. Однако в новом столетии страну ожидала революция и длительная борьба за установление конкретной модели государственности.

В начале XX века в стране происходит засилье разнообразных партий с совершенно разными программами и политическими лидерами. Кто же возглавил будущее революционное движение, и какие партии вели наиболее интенсивную и длительную борьбу за власть?

Основные политические партии страны в начале XX века

Название политической партии и дата ее основания

Лидеры партии

Основные политические позиции

РСДРП (Б) или «Большевики» (дата образования — 1898, дата раскола — 1903 год).

В.У. Ленин, И.В. Сталин.

Большевики особенно ратовали за свержение самодержавия и отмену любых классовых сословий. По мнению лидера партии Ленина, существующая монархическая власть тормозит потенциальное развитие страны, а сословное деление демонстрирует все огрехи царских политических взглядов. Большевики настаивали на революционном решении всех проблем в стране, а также настаивали на необходимости диктатуры пролетариата. В дальнейшем, к убеждениям Ленина прибавилась необходимость внедрения всеобщего, доступного образования и проведения революции во всем мире.

РСДРП (М) или «Меньшевики» (дата основания партии - 1893 год, дата раскола - 1903 год)

Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, П.Б. Аксельрод

Несмотря на то, что сама партия РСДРП раскололась в 1903 году, у двух ее направлений сохранились преимущественно общие взгляды. Меньшевики также ратовали за всеобщее избирательное право, за отмену сословий и свержение самодержавия. Вот только меньшевики предлагали чуть более мягкую модель решения существующих политических проблем. Они считали что часть земель следует оставить государству, а часть раздать народу, что с монаршей властью нужно бороться путем последовательных реформ. Большевики придерживались более революционных и резких мер борьбы.

«Союз русского народа» (дата образования - 1900 год)

А.И. Дубровин, В.М. Пуришкович

Данная партия придерживалась куда более либеральных взглядов, чем большевики и меньшевики. «Союз русского народа» настаивал на сохранении существующей политической системы и укреплении самодержавия. Также они настаивали, что необходимо сохранить существующие сословия, а государственные реформы следует решать посредством последовательных и осторожных реформ.

Эсеры (дата образования - 1902 год)

А.Р. Гоц, В.М. Чернов, Г.А. Гершуни

Эсеры настаивали на актуальности демократической республики, в качестве наилучшей модели для управления страной. Также они настаивали на федеративном устройстве государства и на полном свержении самодержавия. По мнению эсеров, от всех классов и сословий следует избавляться, а землю необходимо передать в собственность народу.

Партия русских конституционных демократов или «кадеты» (дата основания - 1905 год)

П.Н. Милюков, С.А. Муромцев, П.Д. Долгоруков

Кадеты настаивали на необходимости последовательной реформации существующего государственного строя. В частности, они настаивали на сохранении монархии, но преобразовании ее в конституционную. Разделение власти на три инстанции, снижение существующей роли монарха и уничтожение сословного деления. Несмотря на то, что позиция кадетов была довольно консервативной, она нашла широкий отклик среди населения.

Д.Н. Шилов, А.И. Гучков.

Октябристы придерживались консервативных взглядов и ратовали за создание конституционного монархического строя. Для того чтобы повысить эффективность работы правительства, они настаивали на создании государственного совета и государственной думы. Также поддерживали идею сохранения сословий, но с некоторым пересмотром всеобщих прав и возможностей.

Прогрессивная партия (дата основания - 1912 год)

А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков

Данная партия выделилась из «Союза 17 Октября» и настаивала на более революционном решении сложившихся государственных проблем. Считали, что необходимо отменить существующие сословия и подумать над демократическим строе общества. Данная партия имела немного последователей, но все же оставила свой след в истории.

Русская монархическая партия (дата основания - 1905 год)

В.А. Грингмут

Как понятно из названия партии, ее ставленники придерживались консервативных взглядов и настаивали на сохранении существующего государственного строя, делая лишь незначительные поправки. Члены партии считали, что Николай II должен сохранить все имеющиеся у него права, но при этом рассмотреть пути решения экономического кризиса в государстве.

Наличие разнообразных государственных партий, как с резко революционными, так и с либеральными взглядами на будущее страны, напрямую свидетельствовало о кризисе власти. В начале XX века Николай II еще мог изменить ход истории, добившись того, чтобы все названные партии прекратили свое существование. Однако бездействие монарха лишь дополнительно подстегивало политических активистов.

В результате, страна пережила две революции и буквальное раздирание на части со стороны меньшевиков, большевиков и эсеров. Победу в итоге удалось одержать большевикам, но лишь ценой многотысячных потерь, резкого ухудшения экономического состояния и снижения международного авторитета страны.

К началу XX века политическая активность в России достигла своего максимума. Все общественно-партийные организации, существовавшие на тот момент, делились на три основных ветви: социалистические течения, либеральные и монархические. Каждое из течений отражало настроения основных слоев населения.

На рубеже двух веков российский капитализм стал перерастать в свою высшую стадию — империализм. Буржуазные отношения, став господствующими, требовали ликвидации пережитков крепостничества и создания условий для дальнейшего прогрессивного развития общества. Уже сложились основные классы буржуазного общества — буржуазия и пролетариат, причем последний был более однороден, связан одними и теми же невзгодами и трудностями, сконцентрирован в крупных промышленных центрах страны, более восприимчив и мобилен по отношению к прогрессивным новшествам. Необходима была лишь политическая партия, которая могла бы объединить различные его отряды, вооружила бы его программой и тактикой борьбы.
В начале XX века в России сложилась революционная ситуация. Происходило размежевание политических сил страны на три лагеря — правительственный, либерально-буржуазный и демократический. Либерально-буржуазный лагерь представляли сторонники т.н. «Союза освобождения», ставившие своей задачей установление в России конституционной монархии, введение всеобщих выборов, защиту «интересов трудящихся» и т.д. После создания партии кадетов (конституционных демократов) «Союз освобождения» прекратил свою деятельность.
Социал-демократическое движение, появившееся в 90-х годов XIX века, представляли сторонники Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), в 1903 г. разделившейся на два движения — большевиков во главе с В.И.Лениным и меньшевиков. Кроме РСДРП сюда входили эсеры (партия социалистов-революционеров).
После смерти императора Александра III в 1894 г. на престол вступил его сын Николай И. Легко поддающийся посторонним влияниям, не обладающий сильным и твердым характером, Николай II оказался слабым политиком, чьи действия во внешней и внутренней политике страны ввергли ее в пучину бедствий, начало которым положило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Бездарность русских генералов и царского окружения, пославших в кровавую бойню тысячи русских
солдат и матросов, еще больше накалила обстановку в стране.

Первая русская революция

Крайне ухудшившееся положение народа, полная неспособность правительства разрешить насущные проблемы развития страны, поражение в русско-японской войне стали главными причинами первой русской революции. Поводом к ней стал расстрел демонстрации рабочих в Петербурге 9 января 1905 г. Этот расстрел вызвал взрыв негодования в широких кругах российского общества. Вспыхнули массовые беспорядки и волнения во всех районах страны. Движение недовольства по-степенно приняло организованный характер. К нему присоединилось и российское крестьянство. В условиях войны с Японией и полной неготовности к таким событиям у правительства не хватило ни сил, ни средств для подавления многочисленных выступлений. В качестве одного из средств снятия напряженности царизм объявил о создании представительного органа — Государственной думы. Факт пренебрежения интересами масс с самого начала поставил Думу в положение мертво-рожденного органа, так как полномочий у нее практически не было.
Такое отношение властей вызвало еще большее недовольство как со стороны пролетариата и крестьянства, так и со стороны либерально настроенных представителей российской буржуазии. Поэтому к осени 1905 г. в России были созданы все условия для назревания общенационального кризиса.
Теряя контроль над ситуацией, царское правительство пошло на новые уступки. В октябре 1905 г. Николай II подписал Манифест, даровавший россиянам свободу печати, слова, собраний и союзов, что закладывало основы российской демократии. Этот Манифест внес раскол и в революционное движение. Революционная волна потеряла свою широту и массовость. Этим можно объяснить поражение Декабрьского вооруженного восстания в Москве 1905 г., которое являлось высшей точкой развития первой русской революции.
В сложившихся условиях на первый план вышли либеральные круги. Возникли многочисленные политические партии — кадеты (конституционные демократы), октябристы (Союз 17 октября). Заметным явлением было со-здание организаций патриотического направления — «черносотенцев». Революция шла на спад.
В 1906 г. центральным событием в жизни страны стало уже не революционное движение, а выборы во II Государственную думу. Новая Дума не смогла противостоять правительству и была разогнана в 1907 г. Так как манифест о роспуске Думы был обнародован 3 июня, государственный строй в России, продержавшийся до февраля 1917 года, получил название Третьеиюньской монархии.

Россия в Первой мировой войне

Участие России в Первой мировой войне было обусловлено обострением российско-германских противоречий, вызванных образованием Тройственного союза и Антанты. Убийство в столице Боснии и Герцеговины городе Сараеве наследника австро-венгерского престола стало поводом для начала военных действий. В 1914 г. одновременно с действиями германских войск на западном фронте русское командование предприняло вторжение в Восточную Пруссию. Оно было остановлено германскими войсками. Зато в районе Галиции войска Австро-Венгрии потерпели серьезное поражение. Итогом кампании 1914 г. стало установление равновесия на фронтах и переход к позиционной войне.
В 1915 г. центр тяжести боевых действий был перенесен на Восточный фронт. С весны по август русский фронт по всей своей протяженности был взломан германскими войсками. Русские войска были вынуждены оставить Польшу, Литву и Галицию, понеся тяжелейшие потери.
В 1916 г. ситуация несколько изменилась. В июне войска под командованием генерала Брусилова прорвали австро-венгерский фронт в Галиции на Буковине. Это наступление было остановлено противником с большим трудом. Военные действия 1917 г. происходили в условиях явно назревшего политического кризиса в стране. В России произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в результате которой пришедшее на смену самодержавию Временное правительство оказалось заложником прежних обязательств царизма. Курс на продолжение войны до победного конца привел к обострению ситуации в стране и к приходу к власти большевиков.