Болезни Военный билет Призыв

Роман рудин краткое содержание по главам. Рудин. Художественный фильм по роману Тургенева. Знакомство с Рудиным

Молодая и состоятельная вдова Александра Павловна Липина живет в селе Семеновка со своим братом – отставным штаб-ротмистром Сергеем Павловичем Волынцевым, который управляет ее имением. Александра Павловна славится красотой и добротой на всю губернию. Солнечным утром она идет в соседнюю деревню, чтобы проведать больную крестьянку. Липина содержит больницу для неимущих, но старая женщина очень плоха и перевозить ее нельзя. Поэтому Александра Павловна сама носит ей продукты и лекарства.

На обратном пути Липина встречает своего брата вместе с Константином Пандалевским. Этот молодой человек живет у помещицы Ласунской в приживалах. Он обаятелен, ловок, хорош собой, недурно музицирует и умеет ладить с дамами. Ласунская послала его за Липиной и Волынцевым, чтобы пригласить их к обеду.

Договорившись с Александрой Павловной о визите, Пандалевский возвращается назад. По дороге в поместье он встречает учителя Басистова, который прогуливается со своими учениками. Некрасивый, но хорошо образованный молодой человек воспитывает сыновей Ласунской. Между Басистовым и Пандалевским существует давняя вражда. Интеллигентный учитель терпеть не может пустышку и прилипалу Константина, который не пропускает ни одной юбки. Даже мимолетная встреча на дороге не обошлась без ссоры. Сердитый Пандалевский возвращается в поместье и садится музицировать.

II

Дарья Михайловна Ласунская лет 25 назад была первой красавицей Москвы. Это женщина светская, умная, но недобрая и несколько странная. Лето она проводит в деревне с детьми: двумя сыновьями и семнадцатилетней дочерью Наташей. Провинциальное общество Ласунскую недолюбливает. Ее считают высокомерной и беспринципной.

Пандалевский спускается к обеду, где уже начали собираться домочадцы и гости Ласунской. Кроме хозяйки дома, ее дочери, сыновей и учителя, здесь были старая гувернантка и сосед – желчный старик Африкан Семенович Пигасов. Он всегда во всех несчастьях винит женщин, постоянно ворчит и ругается, чем чрезвычайно развлекает Дарью Михайловну. С появлением Александры Павловны и ее брата все выходят в сад, чтобы прогуляться перед обедом. Ждут еще одного гостя – барона из столицы. Но знатный господин так и не появляется. Вместо барона приезжает его приятель Дмитрий Николаевич Рудин. Он извиняется за друга, которого срочно вызвали в Петербург.

III

Рудин производит благоприятное впечатление. Это красивый мужчина тридцати пяти лет, скромно, но элегантно одетый. Он быстро ставит на место наглого Пигасова, его ум и сдержанность очень нравятся хозяйке. Учитель Басистов слушает Рудина с открытым ртом, а Наталья краснеет и восхищенно вздыхает. Гость рассуждает так умно и вдохновенно, что очаровывает всех. Пигасов, перестав быть в центре внимания, тихо уходит.

Дарья Михайловна оставляет гостя ночевать. По дороге домой Александра Павловна и Сергей бурно обсуждают достоинства и недостатки Рудина. Наталья всю ночь не может уснуть под впечатлением от нового знакомства. Басистов сочиняет письма своим друзьям, в которых с восторгом описывает Рудина.

IV

Утром Ласунская приглашает Дмитрия в свой кабинет, где они с удовольствием беседуют. Дарья Михайловна рассказывает о себе и о здешнем обществе. Из всех соседей она наиболее уважительно отзывается о Михаиле Михайловиче Лежневе, человеке необычайно умном и интересном. Но, к сожалению, замечает хозяйка, он чудак и сторонится людей. Оказывается, что Рудин и Лежнев знакомы. Вскоре лакей объявляет о приезде Лежнева. У того с Ласунской небольшой спор по поводу межи.

Появляется небрежно одетый и сильно запыленный Лежнев – мужчина тридцати лет с широким невыразительным лицом и белесыми усами. Он быстро решает межевой вопрос, холодно раскланивается и уезжает, отказавшись от предложения позавтракать. Рудина Лежнев узнал, но никакой радости от встречи не проявил. После его отъезда Дмитрий поясняет, что с Лежневым вместе учились в университете и были большими друзьями, но затем их пути разошлись. Дарья Михайловна занимается делами, а Рудин выходит на террасу, где встречает Наташу.

V

Девушка собирается погулять в саду, и Дмитрий присоединяется к ней. Рудин признается, что намерен провести все лето и осень в деревне, так как ему нечем заняться. Наталья очень удивлена: как такой умный человек не может найти себе дело? Они долго и оживленно беседуют.

К обеду приезжает Волынцев, но уже без сестры. Ему не нравится, как смотрит на гостя Наташа. Сергей давно влюблен в девушку и собирается сделать ей предложение. С тяжелым сердцем Волынцев возвращается домой. Там он застает сестру, беседующую с Лежневым.

По просьбе Александры Павловны Михаил рассказывает о жизни Рудина. Читателю становится известно, что Дмитрий родился в семье небогатых помещиков. Отец рано умер, и матери с большим трудом удалось вырастить и выучить единственного сына. Окончив университет, Рудин уехал за границу. Мать он практически не навещал и писал очень редко. Старушка так и умерла, сжимая в руке портрет обожаемого Мити. За границей Рудин жил с какой-то барыней, затем ее бросил. Тогда же произошла ссора с Лежневым. Ее подробности Михаил рассказывать отказывается.

VI

Прошло более двух месяцев. Рудин живет у Дарьи Михайловны и становится значимой персоной в ее доме. Теперь здесь ничего не делается без его ведома. Дмитрий вникает во все и дает массу советов по ведению хозяйства. Ласунская благосклонно его выслушивает, но чаще поступает по-своему. Она отдает Рудину 500 рублей «на жизнь».

Учитель Басистов преклоняется перед гостем, но Дмитрий практически не обращает на него внимания. Зато с Натальей он беседует много, дает ей книги и статьи. Девушка, правда, мало в них что понимает, но Рудину это и не нужно. Ему нравится быть наставником юной и наивной особы.

Дмитрий всячески расхваливает Волынцева, называет его «рыцарем». Александра Павловна восхищается умом и красноречием Рудина, хоть часто и не понимает его. Отношения между Дмитрием и Лежневым по-прежнему натянуты. Когда Липина в очередной раз начинает хвалить Дмитрия, Лежнев не выдерживает. Он называет Рудина «пустым человеком, живущим за чужой счет» и в подтверждение рассказывает историю их знакомства.

В студенческую пору Рудин и Лежнев посещали один кружок. Дмитрий имел тогда большое влияние на Михаила. Когда Лежнев влюбился, то тут же рассказал о своих чувствах другу. Рудин стал руководить поступками влюбленных так, что без его напутствий молодые люди не могли и шагу ступить. Он назначал им место и время для свиданий, советовал, что делать и говорить, о чем писать в письмах. Рудин заставил Лежнева признаться во всем отцу девушки, хотя Михаил не хотел этого делать. В результате такого признания случился большой скандал, после чего влюбленным запретили встречаться.

Впрочем, Лежнев не жалеет о том, что расстался со своей первой любовью. Его девушка удачно вышла замуж и счастлива в браке. Но простить Дмитрия Михаил не в силах. «Он живет чужими чувствами, а сам холоден как лед», – характеризует Рудина Лежнев. Его очень тревожит судьба Натальи, которая явно увлечена Дмитрием.

VII

В саду между Натальей и Рудиным происходит важный разговор. Дмитрий хвалит выбор девушки, имея в виду Волынцева. Но Наталья отрицает свои чувства к Сергею и признается Рудину в любви. Дмитрий говорит Наталье, что она пленила его сердце. Случайно свидетелем этой сцены оказывается Волынцев. Он приехал к обеду и стал искать возлюбленную в саду. Когда девушка убегает в дом, Сергей выходит к Рудину из-за деревьев. Соперники смотрят друг другу в глаза, затем раскланиваются и расходятся.

После обеда Рудин шепчет Наталье, что хочет встретиться с ней вечером в беседке. В назначенное время девушка приходит и выслушивает страстные признания Дмитрия. Наталья обещает принадлежать только ему. Разговор влюбленных подслушивает Пандалевский.

VIII

Волынцев грустит дома с томиком стихов. Для его деятельной натуры это совершенно не характерно, а стихи он терпеть не может. Александра Павловна сильно встревожена.

Неожиданно приезжает Рудин и просит Сергея о встрече наедине. Он объявляет, что любит Наталью, их чувства взаимны, но хочет остаться Сергею другом. Рудин протягивает Волынцеву руку. Сергей в ядовитых выражениях отказывается ее пожать, после чего огорченный Рудин уезжает.

Волынцев негодует. Поступок Рудина он считает верхом наглости и бестактности. Александра Павловна специально посылает за Лежневым, чтобы тот помог успокоить брата. Михаил приезжает и с трудом уговаривает Сергея не нервничать.

Но в доме Ласунской все равно царит тревожная атмосфера. Дарья Михайловна становится подчеркнуто холодна с Рудиным. Наталья бледна и подавлена. Поздно вечером ее горничная передает Дмитрию записку, в которой девушка просит Рудина рано утром прийти к пруду.

IX

Заброшенный пруд, у которого Наташа назначила свидание, пользуется дурной славой. В этом мрачном и безлюдном месте Дмитрий долго ожидает девушку. Наконец появляется Наталья и сообщает, что Дарье Михайловне все о них известно. Пандалевский по своему обыкновению шпионил за Наташей. Ласунская долго бранила дочь и уверяла, что Рудин не любит девушку, а просто забавляется от скуки. Никаких серьезных чувств и намерений у него нет. Она скорее согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за Рудиным.

Дмитрий приходит в отчаяние и советует девушке смириться с обстоятельствами. От его предложения Наталья в ужасе. Она заявила матери, что скорее умрет, чем выйдет за другого. Наташа готова бежать с Дмитрием и жить невенчанной. Но совет «покориться» сражает ее наповал. Вне себя от гнева и разочарования девушка бежит домой. Добравшись до своей комнаты, она падает без чувств.

Рудин еще долго бродит возле пруда. Порыв Натальи его поразил. Дмитрий теперь ясно понимает, что не стоит этой девушки. Да и любит ли он ее? Задумавшегося Рудина замечает проезжающий мимо Лежнев и тотчас поворачивает к дому Волынцева.

X

Сергей Павлович не может успокоиться и не желает даже слышать имя Рудина. В гневе он сообщает Лежневу, что непременно будет стреляться с обидчиком. Михаил уговаривает Волынцева уехать отсюда. Он предлагает отправиться на Кавказ или в Малороссию и взять с собой Александру Павловну.

Входит слуга с письмом от Рудина. В нем Дмитрий сообщает о своем отъезде, желает Сергею счастья и обещает вскоре отдать долг. Немного воспрянувший духом Волынцев отправляется осматривать поля. Лежнев переходит на половину Александры Павловны, чтобы рассказать о письме Рудина. В разговоре с ней Михаил случайно признается в том, что готов служить Липиной всю жизнь. Александра Павловна спрашивает, что это значит. Лежнев делает ей предложение. Оказывается, Липина вовсе не против связать свою жизнь с Михаилом.

XI

Рудин пишет письма Лежневу и Наталье. Затем он идет к Дарье Михайловне, чтобы объявить о своем отъезде. Ласунская очень рада, что Дмитрий уезжает сам. Они холодно прощаются. Дарья Михайловна приглашает Дмитрия приехать позже, но оба знают, что это всего лишь дань вежливости. Рудин никогда больше не переступит порог дома Ласунской.

Басистов вызывается проводить Рудина до станции. В момент прощания учитель с рыданиями бросается Дмитрию на шею. Рудин и сам роняет слезу, но не от горечи расставания с Басистовым. Он печалится о своей неудачной судьбе.

В это время Наталья читает прощальное письмо Рудина. В нем Дмитрий сожалеет, что недооценил силу характера девушки, не понял глубину ее чувства. Он же просто испугался ответственности. Дмитрий желает девушке счастья и прощается навсегда. Его талант и ум, скорее всего, так и не принесут никакой пользы. «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду», – пророчески замечает он.

Это послание окончательно убеждает Наташу, что Рудин ее не любит. Она сжигает письмо и направляется к Дарье Михайловне. В разговоре с матерью Наталья дает обещание никогда не упоминать имя Рудина. Ласунская довольна, хоть и удивлена сильным характером дочери, о котором она не подозревала. До сих пор Дарья Михайловна считала дочку глупой и робкой девочкой.

XII

Прошло два года. Александра Павловна вышла замуж за Лежнева. У них родился сын. Вечером она беседует с Пигасовым, ожидая мужа. Приезжает Лежнев и привозит Басистова. Учитель только что прибыл из Москвы и привез Александре Павловне письмо от брата. Волынцев пишет, что сделал Наталье предложение, и она его приняла. Все очень рады этому известию, в том числе и Пигасов. Речь заходит о Рудине. Некоторое время он писал Лежневу, а затем перестал. Последнее письмо пришло из Симбирска.

Лежнев, к удивлению окружающих, отзывается о Рудине тепло и даже поднимает тост за его здоровье. Он отдает должное уму Дмитрия и теперь отрицает его бесполезное существование. Рудин зажигает в сердцах молодых людей огонь и стремление к знаниям, к совершенствованию, поэтому называть его бесполезным человеком никак нельзя.

Тем временем Рудин появляется на станции в одной из южных губерний. Он постарел, осунулся, одежда его обтрепалась и запылилась. Рудин спрашивает лошадей до Пензы, но их нет. Зато можно уехать в Тамбов. «Мне все равно, поеду в Тамбов», – соглашается Дмитрий.

Тихим летним утром Александра Павловна Липина, моло-дая вдова, местная помещица, живущая в своем имении со сво-им братом, отставным штаб-ротмистром Сергеем Павловичем Волынцевым, направляется в соседнюю деревню, где она зани-мается благотворительностью (ухаживает за больной стару-хой). Возвращаясь обратно, она встречает Михаила Михайло-вича Лежнева, соседского помещика, которому она нравится. Одновременно ей навстречу попадается Константин Диомидо-вич Пандалевский, который живет у соседки Александры Пав-ловны - Дарьи Михайловны Ласунской, богатой помещицы, в качестве "приемыша или нахлебника". Пандалевский "по-мол-чалннски" услужлив и угодлив. Он передает Александре Пав-ловне приглашение на обед от Дарьи Михайловны, говорит, что к той должен вот-вот приехать замечательный человек - барон Муффель из Петербурга. Барон написал какую-то статью по экономике и спрашивает у Дарьи Михайловны совета "по ли-тературной части". Распрощавшись с Липиной, Пандалевский принимает раз-вязный тон и заигрывает со встретившейся ему крестьянской девушкой, но в самый неожиданный момент появляется Баси-стов (учитель сыновей Дарьи Михайловны - Вани и Пети) и презрительно упрекает Пандалевского, которого явно недолюб-ливает. Пандалевскнй приходит к себе и сосредоточенно разучива-ет музыкальный этюд - ему надо позаботиться о том, чем он будет развлекать свою богатую покровительницу. Дом Дарьи Михайловны Ласунской считался чуть ли не пер-вым во всей губернии. Дарья Михайловна была знатной и бо-гатой вдовой тайного советника. И хотя Пандалевский уверял всех окружающих, что ее вся Европа знает, Европа знала ее мало, даже в Петербурге она важной роли не играла, хотя в Москве ее все знали и ездили к ней. В молодости она была хо-роша собой, к настоящему времени ее красота увяла, но замаш-ки светской львицы у нее сохранились. Каждое лето она вместе со своими детьми (их было у нее трое: сыновья Ваня и Петя десяти и девяти лет и дочь Наталья семнадцати лет) выезжала в деревню. От нее порядком доставалось местным провинци-альным барыням, которых она терпеть не могла, а кроме того, не считала нужным стеснять себя в деревне. Пандалевский, выучив этюд, спускается в гостиную, "салон" уже в разгаре. В частности, присутствует некто Африкан Семе-нович Пигасов, который был "озлобленный противу всего и всех - особенно против женщин, - он бранился с утра до вече-ра, иногда очень метко, иногда очень тупо, но всегда с наслаж-дением". Происходил он от бедных родителей. Пигасов "сам себя воспитывал, сам определил себя в уездное училище, по- том в гимназию, выучился языкам, французскому, немецкому и даже латинскому, и, выйдя из гимназии с отличным аттеста-том, отправился в Дерпт, где постоянно боролся с нуждою, но выдержал трехгодичный курс до конца... Мысли его не возвы-шались над общим уровнем, а говорил он так, что мог казаться не только умным, но очень умным человеком. Получив степень кандидата, Пигасов решился посвятить себя ученому званию: он понял, что на всяком другом поприще он бы никак не мог угнаться за своими товарищами... Но тут в нем, говоря попрос-ту, материала не хватило.,. Он жестоко провалился в диспуте, между тем как живший с ним в одной комнате другой студент" над которым он постоянно смеялся, человек весьма ограничен* ный, но получивший правильное и прочное воспитание, востор-жествовал вполне". Пигасов сжег все свои книги и поступил на службу. Чиновником он оказался бойким, хотя и не слишком распорядительным. Однако ему захотелось поскорее "выско-чить в люди" - он запутался и вскоре должен был выйти в от-ставку. После трех лет жизни в своей деревне, он женился на богатой вдове, но впоследствии стал тяготиться семейной жиз-нью. Пожив с ним несколько лет, жена тайком уехала от него в Москву и продала свое имение, в котором Пигасов только что отстроил усадьбу. Он было затеял тяжбу, но ничего не выиг-рал; и теперь доживал свой одинокий век, разъезжая по знако-мым, которых он ругал за глаза, а бывало что и в глаза. Пигасов затевает словесную баталию на свой излюбленный предмет: о женщинах. В частности, он заявляет, что на свете есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим, эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим, наконец, эгоисты, которые и сами не живут и не дают жить дру-гим. Женщины, по его словам, большей частью принадлежат к третьему разряду. На возражение Дарьи Михайловны, что муж-чинам тоже свойственно ошибаться в суждениях, Пигасов от-вечает, что это действительно так, но разница между ошибкой женщины и "нашего брата" состоит в том, что "мужчина может, например, сказать, что дважды два - не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два - стеарино-вая свечка". На вопрос о том, что ему нравится, Пигасов отве-чает, что литература, "да только не нынешняя". На просьбу по-яснить свою нелюбовь к современной литературе, Пигасов рас-сказывает случай о том, как он на паромной переправе повстре-чался с каким-то барином. "Паром пристал к крутому месту: надо было втаскивать экипажи на руках. У барина была коляс-ка претяжелая. Пока перевозчики надсаживались, втаскивая коляску на берег, барин так кряхтел, стоя на пароме, что даже жалко его становилось... Так и нынешняя литература: другие везут, дело делают, а она кряхтит".
Далее на вопрос одного из мальчиков, где находится какой-то город, Пигасов отвечает, что "в самой Хохландии". Потом заявляет, что "будь у меня лишние деньги, я бы сейчас сделал-ся малороссийским поэтом". На удивленные возгласы, разве он умеет писать по-малороссийски, Пигасов отвечает, что не уме-ет, "да оно и не нужно". Все недоумевают, а Пигасов поясняет, что надо "только взять лист бумаги и написать наверху: "Дума"; потом начать так: "Той ты доля, моя доля!" или "Седс казачино Наливайко на кургане!", а там: "По-пид горою, по-пид зеленою, грае^рае воропае, гоп! гоп!" или что-нибудь в этом роде. И дело в шляпе. Печатай и издавай. Малоросс прочтет, подопрет ру-кою щеку и непременно заплачет, - такая чувствительная душа!" Учитель Басистов возмущается, что это клевета на малорос-сийский народ, который он искрение любит, и что "грае, грае, воровае" - полнейшая бессмыслица. Тут появляются Волын-цев и Липина. Пигасов язвит по поводу барона, которого все ждут, считая философию никчемной отвлеченностью, а по его сведениям, ба-рон "Гегелем так и брызжет". Пигасов презирает "высшие" точ-ки зрения, восклицает: "И что можно увидать сверху? Небось коли захочешь лошадь купить, не с каланчи на нее смотреть станешь!" Вскоре Дарья Михайловна получает известие, что барон по-лучил предписание тотчас вернуться в Петербург, а статью пе-редает со своим приятелем Дмитрием Николаевичем Рудиным. Входит Рудин, "человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, смуглый, с лицом непра-вильным, но выразительным и умным... Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос". Рудин представляется, говорит, что у него имение в Т...ой губернии, что здесь он недавно, что с бароном они друзья - Рудин помогает ему в разного рода начинаниях, хотя сам в от-ставке. Статья, которую он привез, оказывается, толкует "об отношении промышленности к торговле в нашем отечестве". Пигасов язвительно интересуется тем, насколько эта стать-ся отвлеченного характера, добавляя, что абстрактные рассуж-дения - беда нынешнего времени и что нужно в первую оче-редь "подавать" факты. Рудин рассудительно отвечает, что "ба-рон в этом деле дилетант, но в его статье много справедливого и любопытного, затем в словесной перепалке с Пигасовым изящно ловит его на непоследовательности в суждениях, гово-рит, что "общие положения" также необходимы (приводит в качестве примера учение Коперника и законы Ньютона). На неуважительное замечание Пигасова об "образованности" Ру-дин отвечает, что "все эти нападения на системы, на общие рас-суждения и так далее потому особенно огорчительны, что вме-сте с системами люди отрицают вообще знание, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы.... Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием... Если у челове-ка пет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на кото-рой он стоит твердно, как он может дать себе отчет в потребно-стях, значении и будущности своего народа?" Пигасов злится и отходит в сторону. Рудин говорит увлеченно, и вскоре только один его голос раздается в комнате. На всех присутствующих он производит сильное впечатление, так как никто не ожидал найти в нем че-ловека замечательного: он был так посредственно одет, о нем ходило так мало слухов. Дарья Михайловна про себя думает о том, как она оделит Рудина своими милостями, выведет в свет. На вопрос Рудина отчего он нападает на женщин, Пигасов от-вечает, что он "до всего человеческого рода небольшой охотник", а на вопрос, что могло ему дать такое дурное MHeirae о людях, Пигасов заявляет, что причиной этому - изучение своего соб-ственного сердца, в котором он с каждым днем открывает все более и более дряни. Рудин говорит, что сочувствует Пигасову, замечает, что "какая благородная душа не испытала жажды са-моуничижения?" Пигасов отвечает, что благодарит за выдачу его душе "аттестата в благородстве", но он в этом не нужда-ется. Рудин начинает говорить о самолюбии, доказывать, что са-молюбие - тот архимедов рычаг, которым движется личность, чтобы работать на всеобщее благо. Все его слушают. Один Пи-гасов стоит в стороне, потом уходит, но этого никто не замеча-ет. Более других были поражены гостем учитель Басистов и дочь Дарьи Михайловны, Наталья. Пандалевский играет выу-ченный этюд, Рудин говорит, что музыка напомнила ему вре-мя, проведенное в Германии. Оказывается, он провел год; в Гей-дельбёрге и около года в Берлине. На просьбу рассказать что-нибудь из студенческой жизни Рудин припоминает несколько случаев. Однако "в описаниях его недоставало красок. Он не умел смешить. Впрочем, Рудин от рассказов своих загранич- кых похождений скоро перешел к общим рассуждениям о зна-чении просвещения и науки, об университетах и жизни уни-верситетской вообще. Широкими и смелыми чертами набро-сал он громадную картину.

В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации все ещё организует у себя салон, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии, обещавшего познакомить со своими научными изысканиями.

Ласунская занимает разговором собравшихся. Это - Пигасов, человек небогатый и настроенный на цинический лад (его конёк - нападки на женщин), секретарь хозяйки Пандалевский, домашний учитель младших детей Ласунской Басистов, только что окончивший университет, отставной штабс-ротмистр Волынцев со своей сестрой, обеспеченной молодой вдовой Липиной, и дочь Ласунской - совсем ещё юная Наталья.

Вместо ожидаемой знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич Рудин, которому барон поручил доставить свою статью. Рудину лет тридцать пять, одет он вполне заурядно; у него неправильное, но выразительное и умное лицо.

Поначалу все чувствуют себя несколько скованно, общий разговор плохо налаживается. Оживляет беседу Пигасов, по своему обыкновению нападающий на «высокие материи», на абстрактные истины, что зиждутся на убеждениях, а последние, считает Пигасов, вообще не существуют.

Рудин осведомляется у Пигасова, убежден ли он в том, что убеждений не существует? Пигасов стоит на своём. Тогда новый гость спрашивает: «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай».

Рудин очаровывает всех своей эрудицией, оригинальностью и логичностью мышления. Басистов и Наталья слушают Рудина, затаив дыхание. Дарья Михайловна начинает обдумывать, как она выведет своё новое «приобретение» в свет. Один Пигасов недоволен и дуется.

Рудина просят рассказать о его студенческих годах, прошедших в Гейдельберге. В его повествовании недостаёт красок, и Рудин, видимо, сознавая это, вскоре переходит к общим расхождениям - и тут он вновь покоряет слушателей, поскольку «владел едва ли не высшей музыкой красноречия».

Дарья Михайловна уговаривает Рудина остаться ночевать. Остальные живут неподалеку и отправляются по домам, обсуждая выдающиеся дарования нового знакомого, а Басистов и Наталья под впечатлением его речей не могут заснуть до утра.

Утром Ласунская начинает всячески ухаживать за Рудиным, которого она твердо решила сделать украшением своего салона, обсуждает с ним достоинства и недостатки своего деревенского окружения, при этом выясняется, что Михайло Михайлыч Лежнев, сосед Ласунской, давно и хорошо известен также и Рудину.

И в этот момент слуга докладывает о приезде Лежнева, навестившего Ласунскую по незначительному хозяйственному поводу.

Встреча старых приятелей протекает довольно холодно. После того как Лежнев откланивается, Рудин говорит Ласунской, что её сосед только носит маску оригинальности, чтобы скрыть отсутствие талантов и воли.

Спустившись в сад, Рудин встречает Наталью и затевает с ней разговор; он говорит горячо, убедительно, говорит о позоре малодушия и лени, о необходимости каждому заниматься делом. Рудинское одушевление действует на девушку, но не нравится Волынцеву, неравнодушному к Наталье.

Лежнев в компании Волынцева и его сестры вспоминает студенческие годы, когда он был близок с Рудиным. Подбор фактов из биографии Рудина не по душе Липиной, и Лежнев не заканчивает повествования, обещая в другой раз рассказать о Рудине больше.

За два месяца, что Рудин проводит у Ласунской, он становится ей просто необходим. Привыкшая вращаться в кругу людей остроумных и изысканных, Дарья Михайловна находит, что Рудин может затмить любого столичного витию. Она восхищается его речами, однако в практических вопросах по-прежнему руководствуется советами своего управляющего.

Все в доме стараются исполнить малейшую прихоть Рудина; особенно благоговеет перед ним Басистов, тогда как общий любимец почти не замечает молодого человека.

Дважды изъявляет Рудин намерение покинуть гостеприимный дом Ласунской, ссылаясь на то, что у него все деньги вышли, но занимает у хозяйки и Волынцева - и остаётся.

Чаще всего беседует Рудин с Натальей, которая жадно внимает его монологам. Под влиянием рудинских идей и у нее самой появляются новые светлые мысли, в ней разгорается «святая искра восторга».

Затрагивает Рудин и тему любви. По его словам, в настоящее время нет людей, дерзающих любить сильно и страстно. Рудин своими словами проникает в самую душу девушки, и она долго размышляет над услышанным, а потом вдруг разражается горькими слезами.

Липина снова допытывается у Лежнева, что же собою представляет Рудин: Без особой охоты тот характеризует бывшего друга, и характеристика эта далеко не лестна. Рудин, говорит Лежнев, не очень сведущ, любит разыграть роль оракула и пожить за чужой счет, но главная его беда в том, что, воспламеняя других, сам он остаётся холоден, как лёд, нимало не помышляя о том, что его слова «могут смутить, погубить молодое сердце».

И действительно, Рудин продолжает выращивать цветы своего красноречия перед Натальей. Не без кокетства говорит он о себе как о человеке, для которого любовь уже не существует, указывает девушке, что ей следует остановить свой выбор на Волынцеве. Как на грех, нечаянным свидетелем их оживленной беседы становится именно Волынцев - и ему это крайне тяжело и неприятно.

Между тем Рудин, подобно неопытному юноше, стремится форсировать события. Он признается Наталье в любви и от нее добивается такого же признания. После объяснения Рудин начинает внушать самому себе, что теперь он наконец-то счастлив.

Не зная, как ему поступить, Волынцев в самом мрачном расположении духа уединяется у себя. Совершенно неожиданно перед ним возникает Рудин и объявляет, что он любит Наталью и любим ею. Раздраженный и недоумевающий Волынцев спрашивает гостя: для чего тот все это сообщает?

Тут Рудин пускается в длинные и цветистые разъяснения мотивов своего визита. Он желал добиться взаимопонимания, хотел быть откровенным… Теряющий над собой контроль Волынцев резко отвечает, что он совершенно не напрашивался на доверие и его тяготит излишняя откровенность Рудина.

Сам инициатор этой сцены тоже расстроен и винит себя в опрометчивости, которая ничего, кроме дерзости со стороны Волынцева, не принесла.

Наталья назначает Рудину свидание в уединенном месте, где никто бы не смог увидеть их. Девушка говорит, что она во всем призналась матери, а та снисходительно объяснила дочери, что её брак с Рудиным совершенно невозможен. Что же теперь намерен предпринять её избранник?

Растерянный Рудин в свою очередь осведомляется: что обо всем этом думает сама Наталья и как она намерена поступить? И почти сразу же приходит к выводу: необходимо покориться судьбе. Даже будь он богат, рассуждает Рудин, сумеет ли Наталья перенести «насильственное расторжение» с семьей, устроить свою жизнь вопреки воле матери?

Такое малодушие поражает девушку в самое сердце. Она собиралась пойти на любые жертвы во имя своей любви, а её любимый струсил при первом же препятствии! Рудин пытается хоть как-то смягчить удар с помощью новых увещеваний, но Наталья уже не слышит его и уходит. И тогда Рудин кричит ей вослед: «Вы трусите, а не я!»

Оставшись один, Рудин долго стоит на месте и перебирает свои ощущения, признаваясь себе, что в этой сцене он был ничтожен.

Оскорбленный откровениями Рудина, Волынцев решает, что он просто обязан при таких обстоятельствах вызвать Рудина на дуэль, однако его намерению не дано осуществиться, так как приходит письмо от Рудина. Рудин многословно сообщает, что не намерен оправдываться (содержание письма как раз убеждает в обратном), и уведомляет о своем отъезде «навсегда».

При отъезде Рудин чувствует себя скверно: получается, будто его выгоняют, хотя все приличия и соблюдены. Провожавшему его Басистову Рудин по привычке начинает излагать свои мысли о свободе и достоинстве, и говорит так образно, что у молодого человека проступают на глазах слезы. Плачет и сам Рудин, но это - «самолюбивые слезы».

Проходит два года. Лежнев и Липина стали благополучной семейной парой, обзавелись краснощеким младенцем. Они принимают у себя Пигасова и Басистова. Басистов сообщает радостную весть: Наталья согласилась выйти замуж за Волынцева. Затем разговор переключается на Рудина. О нем мало что известно. Рудин последнее время проживал в Симбирске, но уже перебрался оттуда в другое место.

А в тот же самый майский день Рудин тащится в плохонькой кибитке по проселочной дороге. На почтовой станции ему объявляют, что в нужном Рудину направлении лошадей нет и неизвестно, когда будут, правда, можно уехать в другую сторону. После некоторого размышления Рудин грустно соглашается: «Мне все равно: поеду в Тамбов».

Ещё через несколько лет в губернской гостинице происходит негаданная встреча Рудина и Лежнева. Рудин рассказывает о себе. Он переменил немало мест и занятий. Был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы.

Размышляя над жизнью Рудина, Лежнев не утешает его. Он говорит о своем уважении к старому товарищу, который своими страстными речами, любовью к истине, быть может, исполняет «высшее назначение».

26 июля 1848 г. в Париже, когда восстание «национальных мастерских» уже было подавлено, на баррикаде возникает фигура высокого седого человека с саблей и красным знаменем в руках. Пуля прерывает его призывный крик.

«Поляка убили!» - такова эпитафия, произнесенная на бегу одним из последних защитников баррикады. «Черт возьми!» - отвечает ему другой. Этим «поляком» был Дмитрий Рудин.

ОсеньОсенний вечер так печален;Смежает очи тающий закат...Леса в безмолвии холодном спятНад тусклым золотом прогалин.А. БлокОсенью, когда все живое вдруг замирает в ожидании долгого зимнего сна, особенно хочется сбежать от мира людей, перевести стрелки часов назад и остановить время. И тогда на помощь в борьбе против осенней хандры приходит лес.Стоит сделать один лишь только шаг навстречу - и деревья сами расступаются перед тобой, ласково кивая желтеющими кронами и обнимая уж теряющими листья ветвями. Под ногами стелется ковер прошлогодней листвы, как-то особенно отчетливо слышится стук дятла,

В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ни

В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации все ещё организует у себя салон, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии, обещавшего познакомить со своими научными изысканиями.

Ласунская занимает разговором собравшихся. Это - Пигасов, человек небогатый и настроенный на цинический лад (его конёк - нападки на женщин), секретарь хозяйки Пандалевский, домашний учитель младших детей Ласунской Басистов, только что окончивший университет, отставной штабс-ротмистр Волынцев со своей сестрой, обеспеченной молодой вдовой Липиной, и дочь Ласунской - совсем ещё юная Наталья.

Вместо ожидаемой знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич Рудин, которому барон поручил доставить свою статью. Рудину лет тридцать пять, одет он вполне заурядно; у него неправильное,но выразительное и умное лицо.
Поначалу все чувствуют себя несколько скованно, общий разговор плохо налаживается. Оживляет беседу Пигасов, по своему обыкновению нападающий на "высокие материи", на абстрактные истины,что зиждутся на убеждениях, а последние, считает Пигасов, вообще не существуют.

Рудин осведомляется у Пигасова, убежден ли он в том, что убеждений не существует? Пигасов стоит на своём. Тогда новый гость спрашивает: "Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай".
Рудин очаровывает всех своей эрудицией, оригинальностью и логичностью мышления. Басистов и Наталья слушают Рудина, затаив дыхание. Дарья Михайловна начинает обдумывать, как она выведет своё новое "приобретение" в свет. Один Пигасов недоволен и дуется.

Рудина просят рассказать о его студенческих годах, прошедших в Гейдельберге. В его повествовании недостаёт красок, и Рудин, видимо, сознавая это, вскоре переходит к общим расхождениям - и тут он вновь покоряет слушателей, поскольку "владел едва ли не высшей музыкой красноречия".

Дарья Михайловна уговаривает Рудина остаться ночевать. Остальные живут неподалеку и отправляются по домам, обсуждая выдающиеся дарования нового знакомого, а Басистов и Наталья под впечатлением его речей не могут заснуть до утра.

Утром Ласунская начинает всячески ухаживать за Рудиным, которого она твердо решила сделать украшением своего салона, обсуждает с ним достоинства и недостатки своего деревенского окружения, при этом выясняется, что Михайло Михайлыч Лежнев, сосед Ласунской, давно и хорошо известен также и Рудину.

И в этот момент слуга докладывает о приезде Лежнева, навестившего Ласунскую по незначительному хозяйственному поводу.

Встреча старых приятелей протекает довольно холодно. После того как Лежнев откланивается, Рудин говорит Ласунской, что её сосед только носит маску оригинальности, чтобы скрыть отсутствие талантов и воли.
Спустившись в сад, Рудин встречает Наталью и затевает с ней разговор; он говорит горячо,убедительно, говорит о позоре малодушия и лени, о необходимости каждому заниматься делом. Рудинское одушевление действует на девушку, но не нравится Волынцеву, неравнодушному к Наталье.

Лежнев в компании Волынцева и его сестры вспоминает студенческие годы, когда он был близок с Рудиным. Подбор фактов из биографии Рудина не по душе Липиной, и Лежнев не заканчивает повествования, обещая в другой раз рассказать о Рудине больше.

За два месяца, что Рудин проводит у Ласунской, он становится ей просто необходим. Привыкшая вращаться в кругу людей остроумных и изысканных, Дарья Михайловна находит, что Рудин может затмить любого столичного витию. Она восхищается его речами, однако в практических вопросахпо-прежнему руководствуется советами своего управляющего.

Все в доме стараются исполнить малейшую прихоть Рудина; особенно благоговеет перед ним Басистов, тогда как общий любимец почти не замечает молодого человека.

Дважды изъявляет Рудин намерение покинуть гостеприимный дом Ласунской, ссылаясь на то, что у него все деньги вышли, но занимает у хозяйки и Волынцева - и остаётся.

Чаще всего беседует Рудин с Натальей, которая жадно внимает его монологам. Под влиянием рудинских идей и у нее самой появляются новые светлые мысли, в ней разгорается "святая искра восторга".

Затрагивает Рудин и тему любви. По его словам, в настоящее время нет людей, дерзающих любить сильно и страстно. Рудин своими словами проникает в самую душу девушки, и она долго размышляет над услышанным, а потом вдруг разражается горькими слезами.

Липина снова допытывается у Лежнева, что же собою представляет Рудин: Без особой охоты тот характеризует бывшего друга, и характеристика эта далеко не лестна. Рудин, говорит Лежнев, не очень сведущ, любит разыграть роль оракула и пожить за чужой счет, но главная его беда в том,что, воспламеняя других, сам он остаётся холоден, как лёд, нимало не помышляя о том, что его слова"могут смутить, погубить молодое сердце".

И действительно, Рудин продолжает выращивать цветы своего красноречия перед Натальей. Не без кокетства говорит он о себе как о человеке, для которого любовь уже не существует, указывает девушке, что ей следует остановить свой выбор на Волынцеве. Как на грех, нечаянным свидетелем их оживленной беседы становится именно Волынцев - и ему это крайне тяжело и неприятно.

Между тем Рудин, подобно неопытному юноше, стремится форсировать события. Он признается Наталье в любви и от нее добивается такого же признания. После объяснения Рудин начинает внушать самому себе, что теперь он наконец-то счастлив.

Не зная, как ему поступить, Волынцев в самом мрачном расположении духа уединяется у себя.Совершенно неожиданно перед ним возникает Рудин и объявляет, что он любит Наталью и любим ею.Раздраженный и недоумевающий Волынцев спрашивает гостя: для чего тот все это сообщает?

Тут Рудин пускается в длинные и цветистые разъяснения мотивов своего визита. Он желал добиться взаимопонимания, хотел быть откровенным... Теряющий над собой контроль Волынцев резко отвечает, что он совершенно не напрашивался на доверие и его тяготит излишняя откровенность Рудина.

Сам инициатор этой сцены тоже расстроен и винит себя в опрометчивости, которая ничего, кроме дерзости со стороны Волынцева, не принесла.

Наталья назначает Рудину свидание в уединенном месте, где никто бы не смог увидеть их. Девушка говорит, что она во всем призналась матери, а та снисходительно объяснила дочери, что её брак с Рудиным совершенно невозможен. Что же теперь намерен предпринять её избранник?

Растерянный Рудин в свою очередь осведомляется: что обо всем этом думает сама Наталья и как она намерена поступить? И почти сразу же приходит к выводу: необходимо покориться судьбе. Даже будь он богат, рассуждает Рудин, сумеет ли Наталья перенести "насильственное расторжение"с семьей, устроить свою жизнь вопреки воле матери?

Такое малодушие поражает девушку в самое сердце. Она собиралась пойти на любые жертвы во имя своей любви, а её любимый струсил при первом же препятствии! Рудин пытается хоть как-то смягчить удар с помощью новых увещеваний, но Наталья уже не слышит его и уходит. И тогда Рудин кричит ей вослед: "Вы трусите, а не я!".

Оставшись один, Рудин долго стоит на месте и перебирает свои ощущения, признаваясь себе, что в этой сцене он был ничтожен.

Оскорбленный откровениями Рудина, Волынцев решает, что он просто обязан при таких обстоятельствах вызвать Рудина на дуэль, однако его намерению не дано осуществиться, так как приходит письмо от Рудина. Рудин многословно сообщает, что не намерен оправдываться(содержание письма как раз убеждает в обратном), и уведомляет о своем отъезде "навсегда".

При отъезде Рудин чувствует себя скверно: получается, будто его выгоняют, хотя все приличия и соблюдены. Провожавшему его Басистову Рудин по привычке начинает излагать свои мысли о свободе и достоинстве, и говорит так образно, что у молодого человека проступают на глазах слезы.Плачет и сам Рудин, но это - "самолюбивые слезы".

Проходит два года. Лежнев и Липина стали благополучной семейной парой, обзавелись краснощеким младенцем. Они принимают у себя Пигасова и Басистова. Басистов сообщает радостную весть: Наталья согласилась выйти замуж за Волынцева. Затем разговор переключается на Рудина. О нем мало что известно. Рудин последнее время проживал в Симбирске, но уже перебрался оттуда в другое место.

А в тот же самый майский день Рудин тащится в плохонькой кибитке по проселочной дороге.На почтовой станции ему объявляют, что в нужном Рудину направлении лошадей нет и неизвестно,когда будут, правда, можно уехать в другую сторону. После некоторого размышления Рудин грустно соглашается: "Мне все равно: поеду в Тамбов".

Ещё через несколько лет в губернской гостинице происходит негаданная встреча Рудина и Лежнева.Рудин рассказывает о себе. Он переменил немало мест и занятий. Был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии... И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы.

Размышляя над жизнью Рудина, Лежнев не утешает его. Он говорит о своем уважении к старому товарищу, который своими страстными речами, любовью к истине, быть может, исполняет "высшее назначение".

26 июля 1848 г. в Париже, когда восстание "национальных мастерских" уже было подавлено,на баррикаде возникает фигура высокого седого человека с саблей и красным знаменем в руках.Пуля прерывает его призывный крик.
"Поляка убили!" - такова эпитафия, произнесенная на бегу одним из последних защитников баррикады. "Черт возьми!" - отвечает ему другой. Этим "поляком" был Дмитрий Рудин.

В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации все ещё организует у себя салон, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии, обещавшего познакомить со своими научными изысканиями.

Ласунская занимает разговором собравшихся. Это - Пигасов, человек небогатый и настроенный на цинический лад (его конек - нападки на женщин), секретарь хозяйки Пандалевский, домашний учитель младших детей Ласунской Басистов, только что окончивший университет, отставной штабс-ротмистр Волынцев со своей сестрой, обеспеченной молодой вдовой Липиной, и дочь Ласунской - совсем ещё юная Наталья.

Вместо ожидаемой знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич Рудин, которому барон поручил доставить свою статью. Рудину лет тридцать пять, одет он вполне заурядно; у него неправильное, но выразительное и умное лицо.

Поначалу все чувствуют себя несколько скованно, общий разговор плохо налаживается. Оживляет беседу Пигасов, по своему обыкновению нападающий на "высокие материи", на абстрактные истины, что зиждутся на убеждениях, а последние, считает Пигасов, вообще не существуют.

Рудин осведомляется у Пигасова, убежден ли он в том, что убеждений не существует? Пигасов стоит на своем. Тогда новый гость спрашивает: "Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай".

Рудин очаровывает всех своей эрудицией, оригинальностью и логичностью мышления. Басистов и Наталья слушают Рудина, затаив дыхание. Дарья Михайловна начинает обдумывать, как она выведет свое новое "приобретение" в свет. Один Пигасов недоволен и дуется.

Рудина просят рассказать о его студенческих годах, прошедших в Гейдельберге. В его повествовании недостает красок, и Рудин, видимо, сознавая это, вскоре переходит к общим расхождениям - и тут он вновь покоряет слушателей, поскольку "владел едва ли не высшей музыкой красноречия".

Дарья Михайловна уговаривает Рудина остаться ночевать. Остальные живут неподалеку и отправляются по домам, обсуждая выдающиеся дарования нового знакомого, а Басистов и Наталья под впечатлением его речей не могут заснуть до утра.

Утром Ласунская начинает всячески ухаживать за Рудиным, которого она твердо решила сделать украшением своего салона, обсуждает с ним достоинства и недостатки своего деревенского окружения, при этом выясняется, что Михайло Михайлыч Лежнев, сосед Ласунской, давно и хорошо известен также и Рудину.

И в этот момент слуга докладывает о приезде Лежнева, навестившего Ласунскую по незначительному хозяйственному поводу.

Встреча старых приятелей протекает довольно холодно. После того как Лежнев откланивается, Рудин говорит Ласунской, что её сосед только носит маску оригинальности, чтобы скрыть отсутствие талантов и воли.

Спустившись в сад, Рудин встречает Наталью и затевает с ней разговор; он говорит горячо, убедительно, говорит о позоре малодушия и лени, о необходимости каждому заниматься делом. Рудинское одушевление действует на девушку, но не нравится Волынцеву, неравнодушному к Наталье.

Лежнев в компании Волынцева и его сестры вспоминает студенческие годы, когда он был близок с Рудиным. Подбор фактов из биографим Рудина не по душе Липиной, и Лежнев не заканчивает повествования, обещая в другой раз рассказать о Рудине больше.

За два месяца, что Рудин проводит у Ласунской, он становится ей просто необходим. Привыкшая вращаться в кругу людей остроумных и изысканных, Дарья Михайловна находит, что Рудин может затмить любого столичного витию. Она восхищается его речами, однако в практических вопросах по-прежнему руководствуется советами своего управляющего.

Все в доме стараются исполнить малейшую прихоть Рудина; особенно благоговеет перед ним Басистов, тогда как общий любимец почти не замечает молодого человека.

Дважды изъявляет Рудин намерение покинуть гостеприимный дом Ласунской, ссылаясь на то, что у него все деньги вышли, но… занял у хозяйки и Волынцева - и остался.

Чаще всего беседует Рудин с Натальей, которая жадно внимает его монологам. Под влиянием рудинских идей и у нее самой появляются новые светлые мысли, в ней разгорается "святая искра восторга".

Затрагивает Рудин и тему любви. По его словам, в настоящее время нет людей, дерзающих любить сильно и страстно. Рудин своими словами проникает в самую душу девушки, и она долго размышляет над услышанным, а потом вдруг разражается горькими слезами.

Липина снова допытывается у Лежнева, что же собою представляет Рудин: Без особой охоты тот характеризует бывшего друга, и характеристика эта далеко не лестна. Рудин, говорит Лежнев, не очень сведущ, любит разыграть роль оракула и пожить за чужой счет, но главная его беда в том, что, воспламеняя других, сам он остается холоден, как лед, нимало не помышляя о том, что его слова "могут смутить, погубить молодое сердце".

И действительно, Рудин продолжает выращивать цветы своего красноречия перед Натальей. Не без кокетства говорит он о себе как о человеке, для которого любовь уже не существует, указывает девушке, что ей следует остановить свой выбор на Волынцеве. Как на грех, нечаянным свидетелем их оживленной беседы становится именно Волынцев - и ему это крайне тяжело и неприятно.

Между тем Рудин, подобно неопытному юноше, стремится форсировать события. Он признается Наталье в любви и от нее добивается такого же признания. После объяснения Рудин начинает внушать самому себе, что теперь он наконец-то счастлив.

Не зная, как ему поступить, Волынцев в самом мрачном расположении духа уединяется у себя. Совершенно неожиданно перед ним возникает Рудин и объявляет, что он любит Наталью и любим ею. Раздраженный и недоумевающий Волынцев спрашивает гостя: для чего тот все это сообщает?

Тут Рудин пускается в длинные и цветистые разъяснения мотивов своего визита. Он желал добиться взаимопонимания, хотел быть откровенным… Теряющий над собой контроль Волынцев резко отвечает, что он совершенно не напрашивался на доверие и его тяготит излишняя откровенность Рудина.

Сам инициатор этой сцены тоже расстроен и винит себя в опрометчивости, которая ничего, кроме дерзости со стороны Волынцева, не принесла.

Наталья назначает Рудину свидание в уединенном месте, где никто бы не смог увидеть их. Девушка говорит, что она во всем призналась матери, а та снисходительно объяснила дочери, что её брак с Рудиным совершенно невозможен. Что же теперь намерен предпринять её избранник?

Растерянный Рудин в свою очередь осведомляется: что обо всем этом думает сама Наталья и как она намерена поступить? И почти сразу же приходит к выводу: необходимо покориться судьбе. Даже будь он богат, рассуждает Рудин, сумеет ли Наталья перенести "насильственное расторжение" с семьей, устроить свою жизнь вопреки воле матери?

Такое малодушие поражает девушку в самое сердце. Она собиралась пойти на любые жертвы во имя своей любви, а её любимый струсил при первом же препятствии! Рудин пытается хоть как-то смягчить удар с помощью новых увещеваний, но Наталья уже не слышит его и уходит. И тогда Рудин кричит ей вослед: "Вы трусите, а не я!"

Оставшись один, Рудин долго стоит на месте и перебирает свои ощущения, признаваясь себе, что в этой сцене он был ничтожен.

Оскорбленный откровениями Рудина, Волынцев решает, что он просто обязан при таких обстоятельствах вызвать Рудина на дуэль, однако его намерению не дано осуществиться, так как приходит письмо от Рудина. Рудин многословно сообщает, что не намерен оправдываться (содержание письма как раз убеждает в обратном), и уведомляет о своем отъезде "навсегда".

При отъезде Рудин чувствует себя скверно: получается, будто его выгоняют, хотя все приличия и соблюдены. Провожавшему его Басистову Рудин по привычке начинает излагать свои мысли о свободе и достоинстве, и говорит так образно, что у молодого человека проступают на глазах слезы. Плачет и сам Рудин, но это - "самолюбивые слезы".

Проходит два года. Лежнев и Липина стали благополучной семейной парой, обзавелись краснощеким младенцем. Они принимают у себя Пигасова и Басистова. Басистов сообщает радостную весть: Наталья согласилась выйти замуж за Волынцева. Затем разговор переключается на Рудина. О нем мало что известно. Рудин последнее время проживал в Симбирске, но уже перебрался оттуда в другое место.

А в тот же самый майский день Рудин тащится в плохонькой кибитке по проселочной дороге. На почтовой станции ему объявляют, что в нужном Рудину направлении лошадей нет и неизвестно, когда будут, правда, можно уехать в другую сторону. После некоторого размышления Рудин грустно соглашается: "Мне все равно: поеду в Тамбов".

Ещё через несколько лет в губернской гостинице происходит негаданная встреча Рудина и Лежнева. Рудин рассказывает о себе. Он переменил немало мест и занятий. Был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы.

Размышляя над жизнью Рудина, Лежнев не утешает его. Он говорит о своем уважении к старому товарищу, который своими страстными речами, любовью к истине, быть может, исполняет "высшее назначение".

26 июля 1848 г. в Париже, когда восстание "национальных мастерских" уже было подавлено, на баррикаде возникает фигура высокого седого человека с саблей и красным знаменем в руках. Пуля прерывает его призывный крик.

"Поляка убили!" - такова эпитафия, произнесенная на бегу одним из последних защитников баррикады. "Черт возьми!" - отвечает ему другой. Этим "поляком" был Дмитрий Рудин.