Болезни Военный билет Призыв

Речение нефертити. Истории о любви. Кто же она такая

В 1912 году во время раскопок в Амарне археологи нашли отлично сохранившуюся раскрашенную скульптуру Нефертити, египетской царицы времен XVIII династии Нового царства. Стройная шея, миндалевидные глаза, мечтательно улыбающиеся губы… С тех пор утвердилось мнение, что эта женщина – несомненный эталон красоты и женственности античного мира.

Ее муж Аменхотеп IV (Эхнатон) вошел в историю как фараон-реформатор, восставший против засилья старой знати и жрецов, тесно связанных с культом фиванского бога Амона-Ра. В нем не просматривалось ничего величественного, внешность его была уродлива, что особенно бросалось в глаза рядом с Нефертити. Если верить античным скульпторам, то хилое и сутулое тело Аменхотепа IV венчала непомерно большая голова с острыми ушами, отвислой челюстью и длинным носом.

С самого раннего возраста его донимали недуги. Аменхотепу исполнилось всего двенадцать, когда после смерти отца его посадили на трон. Это был застенчивый и впечатлительный ребенок, который все еще играл в куклы. Он почти ничего не унаследовал от воинственного и деспотичного характера Аменхотепа III. Тот успевал везде: был и политиком, и военачальником, любил вино и пышные празднества, обожал женщин. Его гарем насчитывал более ста наложниц - дочерей вельмож, иностранных принцесс и просто красивых пленниц. Управление страной в этот период находилось в руках высокопоставленных вельмож и Тии (или Тэйи), первой законной жены фараона, матери Аменхотепа IV (по другим сведениям, его кормилицы).

Происходила Тия из Месопотамии. Именно там, при дворе царя Тушрата, правившего государством Митанни, будущий фараон познакомился с юной принцессой Тадучепой (по мнению некоторых историков, двоюродной сестрой своей матери), вошедшей в историю под именем Нефертити. Она получила блестящее по тем временам образование в специальной школе, где мальчики и девочки обучались вместе, что воспринималось тогда чуть ли не революционным методом воспитания подрастающего поколения.

Трудно сказать, каковы были истинные планы у первой жены Аменхотепа III, но когда она привезла царевну из Митанни, страны ариев (уплатив, кстати, немалый выкуп золотом, серебром и слоновой костью), то поначалу поместила ее в гарем царствовавшего фараона.

Когда пятнадцатилетняя царевна прибыла со своей свитой в Фивы, ее неординарная яркая внешность сразу очаровала горожан - тогда-то она и получила новое имя Нефертити («Красивая пришла!»). Преждевременно состарившийся фараон едва ли мог насладиться прелестями новой наложницы (до нее просто могла не дойти очередь). Через два года после ее прибытия он скончался. На троне оказался его законный наследник, мальчик-фараон.

Через несколько недель после смерти старого фараона Тия женила сына на Нефертити. Сразу же между этими женщинами началась борьба за влияние на молодого фараона. Силы оказались неравными - молодость и красота медленно, но верно побеждали. Аменхотеп, по некоторым сведениям, распустил огромный гарем отца, полученный им в наследство, и это была первая победа Нефертити.

Постепенно она стала главным советником мужа практически по всем вопросам. А его преклонение перед женой подчас переходило все пределы: вознося клятвы богу Атону при основании новой столицы, Эхнатон клялся верховному божеству не только своим Богом-отцом, но и любовью к жене и детям. Выезжая проверять заставы вокруг города, Эхнатон брал с собой Нефертити, и караул отчитывался о своей службе не только перед владыкой и главнокомандующим армией, но и перед его женой.

При награждении сановников подарками и отличиями она также присутствовала и сама благодарила подчиненных за хорошую службу. Вельможи не раз нижайше просили Нефертити замолвить нужное словечко перед фараоном.

Загадка чар Нефертити, подлинных или мнимых, и тысячелетия спустя продолжает волновать людские умы. Уже в наши дни врач московского Института красоты, будучи в гостях, увидел копию скульптурной головки египетской царицы, и спросил хозяйку дома: «Ну что в ней все находят? Идеально правильное лицо, но холодное, даже скучное…» Хозяйка, которая была художницей, молча вынула тонкую кисточку, обмакнула ее в воду и сделала несколько мазков на желтом песчанике. На каменном лице появились губы, потом брови, зрачки… «Я не мог оторвать глаз, - вспоминал хирург, - на меня, словно живая, смотрела женщина изумительной красоты».

Белых пятен в биографии Нефертити немало. До сих пор, к примеру, неясно, скольких детей она родила. Во всяком случае, это были только дочери (по одним сведениям, трое, по другим - шестеро). Царственных супругов утешало одно: отсутствие сына никак не отразится на будущем династии, т. к. по традиции власть могла передаваться через дочь, если та выйдет замуж за высшего сановника. К тому же у Эхнатона были сыновья от других жен, один из них - знаменитый Тутанхамон. И тем не менее, по мнению историков, власть Нефертити над Эхнатоном никогда бы не поколебалась, если б боги послали ей сына. Ведь что ни говори, а мужчины во все века мечтают именно о наследнике, продолжателе дел своих.

Восстановленные учеными надписи и рисунки рассказывают, что молодая царствующая чета поначалу вела роскошную и счастливую семейную жизнь. Но можно ли до конца верить искренности тогдашних официальных летописцев? Эхнатон был больным человеком, что, несомненно, сказывалось и на его личной жизни. Если судить по некоторым надписям, Нефертити искала общества других мужчин, которых, однако, долго не задерживала около себя.

Может быть, все началось после того, как «доброжелатели» буквально уложили в постель заскучавшего супруга прелестную Киа, самую красивую и грациозную женщину царского гарема? Не прошло и месяца, как Эхнатон заявил, что признает ее побочной женой. Кстати, многие находили, что хрупкостью и изяществом линий новая супруга напоминает Нефертити. Но, как показывает практика, копия зачастую хуже оригинала.

Надежда, кажется, снова забрезжила на половине опальной царицы. Понизив надоевшую Киа до обычной наложницы, фараон вернулся к царице, чтобы, как пишут историки, взять себе в жены свою третью дочь - Анхесенамон», и поэтому просил Нефертити подготовить ее к столь серьезному шагу, обучить тому искусству, которое знает она. Девочке уже восемь лет, она давно созрела для брачного ложа. Сам бог Атон якобы указал ему его новую избранницу.

В Египте и некоторых других государствах Древнего мира в подобных браках не видели ничего противозаконного, наоборот, - они считались идеальными, так как сохраняли «божественную сущность» царствующего дома и не позволяли смешиваться его представителям с плебеями или чужеземцами.

Неожиданная драма во дворце укрепила позиции жрецов «старого» бога Амона. Несмотря на заботы нянек и придворных лекарей, по непонятной причине в возрасте десяти лет умерла любимая дочь фараона Мактатон. Египтологи пришли к выводу, что за несколько лет до смерти Эхнатона его семья распалась: Нефертити, изгнанная из дворца, воспитывала в загородном доме мальчика, назначенного в мужья ее дочери, - Тутанхамона.

На восемнадцатом году царствования Аменхотеп-Эхнатон покинул этот мир. Причиной, видимо, стала прогрессирующая тяжелая болезнь: позвоночник фараона деформировался все больше, тело покрылось незаживающими язвами, и в возрасте двадцати девяти лет его земной путь окончился. Вместе с ним ушла и насаждавшаяся им религия.

После смерти Аменхотепа IV трон занял его зять - муж старшей дочери Сменхкара, сразу же восстановивший культ «отвергнутого» бога Амона. По мнению некоторых историков, под этим мужским именем вполне могла царствовать сама Нефертити… Вскоре на троне появился Тутанхамон, за которого царица выдала свою горемычную Анхесенамон. При нем столица прочно обосновалась в Фивах. Возвратилась туда и Нефертити. Да и что ей было делать в покинутом и частично уже разрушенном городе?

Руки обольстительной вдовы добивались многие, но замуж в третий раз она не вышла. Хотя из разрозненных записей можно понять, что не стала Нефертити и затворницей. Видимо, она не подверглась опале и сохранила свое влияние при дворе. В записях ее называют мудрой и прозорливой.

Она умерла в тридцать семь лет. Ее торжественно похоронили, как она и просила, в гробнице рядом с Эхнатоном.

Из глубины веков смотрят на нас прекрасные глаза царицы Нефертити, запечатленные на знаменитом скульптурном портрете. Что скрывается за ее непостижимым взором?
Эта женщина достигла вершин власти. Ее супруг, фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), был одной из самых загадочных личностей в истории человечества. Его называли фараоном-еретиком, фараоном-ниспровергателем. Можно ли быть счастливой рядом с таким человеком? И если да, то какой ценой дается это счастье?

У нас в сообществе уже публиковался пост о Нефертити:

Вашему вниманию представлен ещё один пост на эту же тему.

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» — ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу - она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.

К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", - так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы - дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу - Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

***
Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения...

У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц - Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением - она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон - «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…
Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул - миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу - Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве.

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.
Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити - верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость - храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».

Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые - вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.


Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное - она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? - царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалось сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике: «Описывать бесцельно,- смотреть!».


Вот уже многие столетия, лицо этой женщины считается эталоном женской красоты, о которой сочиняют легенды, ведь оно изысканное и одухотворенное. В последнее время, начался настоящий бум возле образа Нефертити, так как женщины обращаются к пластическим хирургам с просьбами, скопировать им форму лица царицы. Женщины делают макияж, какой был у знаменитой египетской девы, ну а модельеры создают наряды, обувь и головные уборы, тоже напоминающие туалеты Нефертити.

Существует много версий происхождения египетской царицы, но в последнее время появилась еще одна, более свежая версия, согласно которой, она родилась в 1370 году, но не в Египте, как считалось ранее. Правда историки до сих пор не могут прийти к общему мнению, в какой стране и семье она появилась на свет.

Странно, но раньше не обращали внимания на имя царицы Египта, а ведь Нефертити, с египетского языка переводиться — пришедшая красавица , это дает основания предполагать, что она прибыла в Египет из другой страны. Значит, тайна ее происхождения может находиться в ее имени, да и разрез глаз Нефертити, говорит о ее, не египетском происхождении. Есть гипотеза, что отец будущей царицы был родом из Турции, а мать из Митании. Скорее всего, именно из Турции, в юном возрасте девочка была доставлена в страну пирамид, как подарок Аменхотепу третьему, и стала одно из многочисленных наложниц фараона. Женщины из гарема, должны были рожать детей фараону и заботиться о нем.

Однако судьба распорядилась по-своему, так как сразу после прибытия в Египет будущей царицы, старый Аменхотеп скончался, а по традиции того времени, все жены фараона должны были быть умерщвлены и погребены вместе со своим хозяином. В отличии от остальных, Нефертити повезло, ведь в нее влюбился сын покойного фараона – Аменхотеп четвертый. Именно он сделал смелый по тем временам шаг, оставил в живых наложницу отца своего, а со временем женился на ней. Понятно, что двигала им пламенная любовь к девушке, ведь недаром все свои указы он подписывал клятвой вечной любви к Богу и Нефертити.

Еще в юном возрасте, девушка наблюдала за своим супругом и училась у него вести государственные дела. Уже в двадцатилетнем возрасте, она была виртуозом в политических играх, к тому же, в умении убеждать оппонентов ей не было равных, в том далеком времени. Она, что хотела, то и делала, ее супруг не перечил ей, а потакал всегда и во всем. Нефертити убедила своего мужа отказаться от своей религии и принять богов ее земли, после чего Аменхотеп четвертый сменил свое имя и стал именоваться Эхнатон , что означает угодный Атону, то есть, ново провозглашенному Богу солнца. Фараон объявил свою супругу равной себе и приказал выполнять любой ее приказ, таким образом, Нефертити добилась того, чего хотела, а именно, стала настоящей царицей со всеми правами и властью.

По ее приказу была построена новая столица страны, разрушались древние храмы и начались гонения на приверженцев старой веры. Царица один раз в неделю выходила на балкон своего дворца, под которым собиралась толпа, произносила пламенными речи, а потом одаривала подданных, бросая золотые монеты на головы удивленных египтян, при этом, не забывая упоминать, что это дары ново провозглашенного, солнечного Бога Атона.

Однако в семейной жизни стали возникать проблемы, так как Нефертити родила своему мужу шесть дочерей, а ему нужен был наследник престола, поэтому Эхнатон взял себе другую, молодую жену, которая родила ему мальчика, будущего фараона Тутанхамона. Нефертити отвезли за город, где она жила ровно год, после чего тоскующий Эхнатон вернул ее в царские палаты, но жить вместе, им было суждено не долго. Изгнанные и притесненные религиозные жрецы объединились в группы, и подняли бунт. Фараон был схвачен, ему выкололи глаза, а затем казнили. Нефертити была главой государства еще несколько дней, после чего ее тоже убили взбесившиеся фанатики старой религии. Они не успокоились и после смерти Нефертити, сначала разворовали ее гробницу, а затем изуродовали тело и предали его забвению на тысячелетия.

А тайна происхождения, власти, и личной жизни царицы Нефертити, до сих пор остается не разгаданной.

Имя Нефертити уже давно ассоциируется у большинства людей с идеалом женской красоты и изящества. Пластические хирурги копируют для своих клиенток разрезы её глаз и форму лица, модницы же стараются повторить её макияж. Однако судя по найденной мумии, которая возможно принадлежит великой царице её внешность была не так прекрасна…

Когда-то уже много лет назад, я впервые увидел бюст Нефертити и был поражен ее почти инопланетной красотой. К сожалению, тогда реальной информации в печати было немного – все больше о ее муже, знаменитом фараоне-еретике Эхнатоне. Сейчас, по прошествии лет, мы с вами можем узнать о ней гораздо больше, но по прежнему крайне мало. Мы даже не знаем, где и когда она родилась, не знаем, сколько лет она прожила и отчего умерла. Неудивительно — три тысячелетия пролетели с тех пор, истлели папирусные свитки, раскрошился камень, без следа исчезали империи, реки меняли русла, и то, что мы знаем о Нефертити больше, чем просто имя уже само по себе чудо.

Она была великой царицей и родила Эхнатону шесть дочерей. Можно назвать имена каждой дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернефруатон-ташерит, Нефернефрура и Сетепенра, но разве перечисление имен что-то расскажет нам о ней? Множество ее статуй и изображений украшали храмы, часто ее рисовали рядом с мужем, нередко в кругу семьи и даже побеждающей врагов Египта — так обычно рисовали только самих фараонов.

Вершины власти она достигла к 12-му году правления Эхнатона, когда мы читаем о ней в надписях не просто как о главной жене, а как о соправительнице своего царственного мужа. Вскоре после этого от болезни умерла ее дочь Макетатон, а буквально через год-два все упоминания имени Нефертити исчезают. Выдвигалась версия — царица умерла во время эпидемии чумы. Впрочем, до недавнего времени, основным предположением было то, что Нефертити просто впала в немилость, с возвышением одной из младших жен фараона Кийи. Историки считали причиной опалы неспособность Нефертити родить наследника. Следующей за Кийей женой фараона стала его собственная дочь от Нефертити Меритатон, и почти все упоминания о Кийи были уничтожены.

Возможно, это была месть дочери за мать. Но Меритатон сама не смогла родить своему отцу мальчика, известны лишь упоминания о двух дочерях от этого брака. Однако предположения об опале Нефертити были недавно опровергнуты открытием в 2012 году полустертой надписи, относящейся 16 году правления Эхнатона (его правление длилось 17 лет), где была следующая строчка: « Великая жена фараона, его возлюбленная, госпожа обеих земель (верхнего и нижнего Египта) Нефернеферуатон-Нефертити». Это означало, что статус Нефертити как великой жены (царицы), оставался незыблемым, несмотря на брак фараона с Кийей и с ее собственной дочерью. Есть основания полагать, что Нефертити пережила мужа и даже правила еще два года под именем фараона Нефернеферуатон.

Со вступлением на трон наследника Эхнатона Тутанхамона, жречество начало тотальную атаку на наследие фараона-еретика. Храмы Атона были разрушены или заброшены, упоминания об Эхнатоне уничтожались, стирались надписи, уничтожались стелы. Тогда же, вероятно, были осквернены или даже уничтожены гробницы фараона и его царственной жены.

Сообщаю вам — мумии Нефертити и Эхнатона найдены. Уничтожение надписей на гробницах, ритуальных предметах – с точки зрения жрецов вполне достаточная месть. Ведь в их именах было упоминание бога Атона. Они мстили не столько фараону, сколько его богу Атону, возвращая культ старых богов. Уничтожение же самих мумий царских особ, чье божественное происхождение не вызывало сомнений, неслыханное святотатство даже по отношению к фараону-еретику.

О нахождении мумии Нефертити сообщила еще десять лет назад Джоанн Флетчер. По мумии была сделана реконструкция предполагаемого облика Нефертити. Не буду рассказывать о бурной реакции египтологического сообщества на это открытие. Скажу, что очень многие не согласились с ней, все с нетерпением ждали результатов ДНК экспертизы, на которую египетские власти долго не давали согласия. Лишь феврале 2010 году экспертиза была проведена, но результаты ее в масс-медиа широко не освещались. Мумия оказалась дочерью Аменхотепа III и его жены царицы Тийи (отца и матери Эхнатона) и матерью Тутанхамона. Большинство египтологов согласилось, что мумия принадлежит одной из жен Эхнатона.

Эти результаты египтологи трактуют по разному — одни видят в этом лишь подтверждение того, что Нефертити была сестрой мужа, поскольку ее титулатура подтверждает это, другие отказывают ей в такой возможности — ведь Нефертити нигде не упоминается впрямую как дочь Аменхотепа III. Я склонен в этом вопросе принять первую точку зрения, так как не исключено, что одно из имен Нефертити все же есть в списке дочерей фараона — просто нам пока не известно, что это имя принадлежит ей. Но и это не все – ДНК-анализ одной из мужских мумий того же захоронения показал, что она принадлежит отцу Тутанхамона и сыну Аменхотепа III, то есть, вполне вероятно, самому Эхнатону! Значит, Нефертити все же родила ему сына – он стал ее седьмым ребенком.

Итак, самая знаменитая царственная чета в истории древнего Египта найдена (с той или иной степенью вероятности). Однако, в том же 2010 году исследование предполагаемой мумии Нефертити дало еще одно неожиданное открытие. Мумия была значительно повреждена, как считалось, грабителями гробниц. Внимание исследователей привлекло повреждение головы мумии — ее щеки, рта и челюсти. Исследование показало, что рана была нанесена при жизни и оказалась смертельной. Нефертити была убита. Кем?

Вероятно тем, кому это было выгодно, кто поставил у власти малолетнего Тутанхамона и правил вместо него. Это сановник Эхнатона Эйе, который после скоропостижной смерти юного фараона сам стал фараоном, женившись на его жене Анхесенамон (Анхесенпаатон, дочери Нефертити).

Рассказ о Нефертити можно было бы на этом завершить. Но исследования вновь преподносят сюрпризы. Знаменитый всем известный раскрашенный бюст Нефертити, после томографии, проведенной не так давно, раскрыл еще одну тайну. Оказалось, что каменный бюст, покрытый тонким слоем гипса, подвергся небольшим корректировкам. Были убраны морщинки, подчеркнута форма скул, и самое заметное – была изменена форма носа.

У изначального изваяния на носу присутствует легкая горбинка и небольшая седловинка ниже ее, что делает кончик носа слегка курносым. Именно эти характерные черты мы можем наблюдать у предполагаемой мумии Нефертити.

Все известные скульптурные изображения царицы были найдены в мастерской Тутмоса в Амарне. Обычно, говоря о Нефертити, иллюстрируют материал двумя самыми известными изображениями – знаменитого бюста из раскрашенного известняка и небольшой головки из кварцита. Мы с вами сможем увидеть еще несколько изваяний нашей героини, менее известных. Но и это еще не все. Ведь вам интересно, было ли ее тело так же красиво как ее лицо?

Летом 2003 года разразился скандал. Два венгерских художника создали обнаженную бронзовую статую как «модель физической красоты Нефертити», как они утверждали, по ее реальным древним изображениям на рельефах. Реконструированное «тело» и знаменитый бюст царицы были соединены и выставлены в берлинском музее. Египетская служба древностей во главе с доктором Захи Хавассом заявили протест, по их мнению такое изображение оскорбляло египетскую царицу, а обращение с уникальным древним бюстом было названо варварством, граничащим с вандализмом.

На самом деле художники, представившие царицу в образе близком к канонам современных топ-моделей, явно польстили Нефертити. Судите сами, как могла выглядеть царица, властительница миллионов подданных, не знавшая физических усилий, диеты и передвигавшаяся на паланкине? Тонкие голени, жирные бедра, круглый животик и немаленькая задница при таком образе жизни обеспечены. Если мы вспомним вытянутую вперед лебединую шею Нефертити, то к портрету можно добавить еще и сутулость.

Вам не нравится? Что же, не смотрите на фото скульптур Нефертити и не будете разочарованы. На одном из них тело юной красавицы, чуть прикрытое тонкой прозрачной тканью. Но не все знают, что существует и статуя постаревшей, немолодой Нефертити. Время оставило следы на ее лице, взгляд уставший и грустный, но, несмотря на все это, она по прежнему прекрасна.

Нефертити – означает «Прекрасная пришла». Она пришла в этот мир и принесла в него свою невероятную красоту. И мы через три тысячи лет все так же склоняем голову перед ее царственной красотой.

Молодая леди» из КV35, предполагаемая мумия Нефертити

Цветное фото мумии

Реконструкция образа Нефертити по мумии

Результаты томографического исследования известнякового бюста Нефертити

Реконструкция образа Нефертити после томографии бюста

Немецкий бандит смотрит на свое преступление». Так была подписана эта иллюстрация в статье на первой страницы египетской государственной газеты. Сама статья называется — «Царицу Нефертити обнажили в Берлинском музее». На самом деле тело на бронзовой статуи было прикрыто тонкой тканью, так же как и на других реальных статуях Нефертити.

Торс юной Нефертити(?)

Вид сзади

Немолодая Нефертити

Царица Нефертити – знаменитая супруга древнеегипетского фараона Эхнатона, организовавшего масштабную религиозную реформу.

Это одна из самых известных женщин древнего мира. Известность ей принесла в первую очередь её неописуемая красота: утверждалось, что до неё в Египте никогда не было таких красивых женщин.

Однако при всём почитании и уважении народа сведений о её происхождении и ранней жизни практически не сохранилось.

Исследователи выдвинули несколько версий о том, кем же она была на самом деле:

  • Знатная египтянка;
  • Египтянка незнатного происхождения – версия, в настоящий момент полностью отвергнутая;
  • Иноземная принцесса.

О том, что Нефертити могла быть иммигранткой, свидетельствует её имя, означающее «красавица пришла». Ряд учёных придерживается ещё более конкретного мнения: Нефертити была дочерью митаннийского правителя Тушратты, который дружил со своим египетским «братом» Аменхотепом III и послал ему двух своих дочерей, сопроводив соответствующим письмом.

Старшая – Гилухепа вряд ли могла быть той, которую позже назвали Нефертити, ибо не соответствовала по возрасту. А вот младшая дочь, Тадухепа, вполне могла быть ею: она прибыла к египетскому двору в самом начале правления Эхнатона. Как и было положено, при получении «египетского гражданства» она приняла новое имя.

Сторонники египетского происхождения Нефертити указывают на то, что она была «главной женой» фараона, поэтому должна была принадлежать царской фамилии. Однако возражением на это является поступок самого Аменхотепа III, взявшего себе в качестве «главной жены» Тию – девушку низкого звания и, возможно, иностранку.

Впрочем, некоторые данные указывают на то, что Нефертити могла быть дочерью Эйе – вельможу при Эхнатоне, который был братом Тии. Эйе впоследствии сам взошёл на престол.

Первая леди

Подобно Тии, жена Эхнатона принимала самое деятельное участие в государственных делах. На публике Эхнатон появлялся всегда в сопровождении «главной жены». Когда Эхнатон учредил культ солнечного бога Атона, Нефертити полностью поддержала его в этом и сама стала ярым приверженцем атонизма.

Некоторые учёные даже считают, что культ Атона инициировала именно она, а не Эхнатон. Если учитывать, что под Атоном солнцеликий правитель понимал, по сути, самого себя, то становится понятным религиозное рвение прекрасной женщины.

На многочисленных изображениях счастливые супруги присутствуют вместе, нередко со своими детьми. Больше того – существуют изображения, на которых Нефертити присутствует без Эхнатона. В общей сумме, Нефертити египетские художники рисовали значительно чаще, чем Эхнатона. Однако после двенадцатого года правления Эхнатона упоминания о Нефертити внезапно исчезают.

Считается, что она оказалась в опале. Место «главной жены» заняла Кия, которая до этого была лишь второстепенной супругой царя, а вскоре её сменила Меритатон – старшая дочь царя от Нефертити. Почему же возлюбленная царица оказалась в опале? Учёные считают, что виной всему – отсутствие наследников: у Эхнатона от Нефертити было шесть дочерей и ни одного сына.

Следующий правитель – юный Тутанхатон, ставший позже Тутанхамоном, был сыном сестры Эхнатона; для продолжения династии он был вынужден жениться на дочери Нефертити.

Поздние изображения

Однако несмотря на опалу, Нефертити не исчезла из общественной жизни насовсем. Она оставалась уважаемой дамой, матерью большого семейства. Портретистом, запечатлевшим Нефертити в поздние годы, был знаменитый скульптор Тутмос. На его статуе царица всё так же прекрасна лицом, однако на нём отпечатались усталость и утомление: видно, что женщина многое испытала на своём веку.

В одной из мастерских нашли маску, снятую с лица царицы на склоне лет. Однако нет возможности установить, была она снята с живой женщины или уже мёртвой. О том, как умерла царица, данные отсутствуют.

Искусство при Нефертити

Эпоха Нефертити оказалась плодотворной в плане искусства. Времяпрепровождение царственных супругов было основной темой для художников Ахетатона. Они изображались во время задушевной беседы и в других бытовых ситуациях. На одном из таких изображений царица сидит на коленях своего мужа, на другом запечатлён их нежный поцелуй. И на каждом таком портрете над супругами витает Атон в виде солнечного диска с протянутыми вниз лучами-руками.

Изображали художники и их дочерей. Самым известным изображением царицы является бюст, найденный в 1912 году Людвигом Борхардтом. Немецкого учёного мгновенно впечатлил портрет Нефертити, причём настолько, что он пометил в дневнике напротив зарисовки находки: описывать этот портрет бесполезно – нужно смотреть.

Царица изображена в своём классическом облике – в высоком парике синего цвета, увитом лентами и уреем – змееобразным символом божественной власти («париком» его назвал Борхардт; на самом деле это, видимо, хепреш – царский головной убор). Этот бюст стал символом красоты древнеегипетского искусства и культуры. Впрочем, обнаружилось, что первоначальное изображение было слегка подправлено скульптором. Неизвестно, было ли это исправление неточностей или же «косметика», призванная устранить неидеальный облик самой царицы.