Болезни Военный билет Призыв

Анализ поэмы «Оза. Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун”

ХХ век - век новых испытаний, колоссальных общественных потрясений и становления нового строя в России. Любая эпоха, будь то "золотой век" или период "застоя" нуждается в поэте, который ее б жил, творил. Таким поэтом, восславившим в своих произведениях эпоху "построения социализма" в России, и был Владимир Владимирович Маяковский. Многие его современники не понимали поэта, считали его сложной и противоречивой натурой. Но по силе идеи, по силе слова, выраженных в его стихах, не могли противопоставить кого-то другого. Непонятый тогда, он верил, что лишь будущие поколения смогут понять и оценить его талант:
Мой стих громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима, -
писал поэт в поэме "Во весь голос".
Очень многое в творчестве поэта можно понять, если обратить внимание на его идейную принадлежность к течению футуристов. Футуризм, как новое направление в литературе, оформился в творческий союз в 10-е годы ХХ века. Причиной возникновения нового течения принято считать изменения, пришедшие с новым веком: это и новый ритм жизни, и новые ценности, и изменившаяся психика людей, научный и технический прогресс. В основе взглядов поэтов-футуристов лежала идея неизбежности крушения "старья", прихода нового, более совершенного порядка. Создавая "искусство будущего", открыто отказываясь от классики, футуристы создавали новую культуру "индустрии и большого города".

В. Маяковский в своих произведениях вводит новый стиль: стихотворная строка выстраивается по принципу "лестницы", рифма становится неожиданной и неточной. Выстраивая стихи лесенкой, поэт выделяет на одной строке слово или группу слов. Этим приемом он подчеркивает смысл выделенных слов, создает при чтении необходимую паузу либо ставит на слове логическое ударение.
Как и многие другие поэты и писатели Маяковский не обходит тему любви в своем творчестве. Но как-то грустно, натужно звучат стихи о любви. В своей ранней лирике поэт стремится всего себя отдать ей - своей возлюбленной. Но она не отвечает на его пылкие чувства, а порой даже жестока и невозмутимо смотрит на его страдания:
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
может быть изругав.
Под этим жестоким образом понимается вся окружающая поэта среда, непонимающая "глашатая новых истин". Оказавшись ненужным, одиноким и непонятым, он пишет:
Кроме любви твоей, мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Все готов отдать Маяковский ради любимой в стихотворении "Лиличка!":
...любимую на деньги б и славу выменял...
А в ответ пустота. Любимая женщина не отвечает на чувства лирического героя. Казалось бы, он находит выход - решить все разом, покончить с собой, но:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Позже, после Октябрьской революции в любовной лирике поэта проскальзывает тема любви к новой, обновленной России. Признаваясь в любви к женщинам, поэт не забывает вставить строчки о стране:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Или, к примеру, другое:
Я не сам,
а я ревную
за Советскую Россию...
В 1928 году Маяковский пишет стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой". Ей, оставившей Советскую Россию и перебравшуюся в Париж, посвящает поэт следующие строки:
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Поэт укоряет героиню в том, что она променяв свою страну, разменяла и саму себя:
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
И призывает ее одуматься и вернуться назад:
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это оскорбление
на общий счет нанижем.
Очень часто на далекое будущее возлагал свои надежды Маяковский. Любовь, которая будет и в ХХХ веке, представляется ему не "служанкой замужеств", а той всепоглощающей силой, которая огромна как Вселенная. К сожалению поэту не дано было испытать такую любовь при жизни.

В своей знаменитой поэме "Облако в штанах" поэт ставит сразу четыре темы: отрицание любви; отрицание искусства, непонятного народу; прославление простого советского человека; отрицание существующего строя и идеологии, главенствующей в государстве в 20-е годы ХХ века.
Первая часть поэмы полностью отражает мнение поэта о любви. "Долой вашу любовь", - так и кричат строки поэмы. Поэт стремится заглушить это чувство в себе, отрицая его существование в целом. Имея на сердце незаживающую рану от неразделенной любви, Маяковский видит лишь один выход - игнорировать, не замечать любовь: нет чувств, нет боли. Неудачи в любви приводят героя к бунту против всевышнего, против несовершенства земных отношений и чувств.

В. Маяковский был чрезвычайно чувствительным, готовым все отдать "за одно только слово ласковое, человечье". Так и не встретив настоящего чувства, оставшись непонятым современниками, он покончил свою жизнь самоубийством 14 апреля 1920 года. Но память о нем, о его несомненном таланте осталась бессмертной и вечной.

силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт… может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <…> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <…> Высший поэт – это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <…> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».

Патриотическая нота – отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения«Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «…свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг – «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой – стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них – внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз“, отметив, чтопоэ-

зия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема любви в творчестве В. Маяковского

Чтоб всей вселенной шла любовь

Б ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем… Любовь не установишь никакими „должен“, никаким „нельзя“ – только свободным соревнова-

нием со всем миром».

В «Письме к товарищ у Кострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:

Любить - это значит:

в глубь двора вбежать и до ночи

грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме«Люблю» авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу – «Не смоют любовь / ни ссоры, /

ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих строкопестрый, / клянусь – / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-п озвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:

Знаю, каждый за женщину платит. Ничего, если пока

тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.

Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:

Любовь мою, как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода(«он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду! Хорошо!

Твоя останется. Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:

Знаю, любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности – для немца, и для француза, и для ца-

ря, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.

Одно из самых замечательных произведений поэта о любви – поэма«Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:

– Смотри,

даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков(«Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»), связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что – про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:

Эта тема пришла, остальные оттерла и одна

безраздельно стала близка.

Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства – сквозной мотив всей поэмы:

Я свое, земное, не дожил, на земле свое не долюбил, -

читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».

Части «Вера», «Надежда», «Любовь» – это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова, в

поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективно-

сти науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом на-

морщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.

В «Надежде» – обнаженность чувств, – «свое не долюбил»; среди обещаний – если воскресят, – обещание: «все делать даром – чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть…». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку – тут у булочной одна – сплошная плешь, – из себя

и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное… звездностью бесчисленных ночей».В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая – ее, наверно, воскресят»),ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила – / тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век /обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной – в «товарищей» друг для друга.

Чтоб не было любви – служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв,

встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <…> Чтоб вся на первый крик:

– Товарищ! - оборачивалась земля.

Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо-

ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек» Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармоничного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремящегося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философский романтизм выразил кризисность общественного сознания(социального и религиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Человека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор поэмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Разрушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого –«все вперед! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, созидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьковский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «животное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль-

шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает вопрос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль». «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль“ написал», – заметил взыскательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема,

сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза – основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Ларры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор используетприем контраста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символизирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь людям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.

Жизненно- исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехм астная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказаи является связующим звеном между преданиями и дей-

ствитель ностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поляков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на склоне лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предостерегает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. <…> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и поэтому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расскажет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее бескорыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – перерастает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпитеты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использование романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, сравнения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас одиночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего себя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого “ни одного седого волоса”, то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы “Облако в штанах” он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя “жилистой громадиной”, у которой “сердце – холодная железка”, но которой хочется иметь “любеночка”.
Нервы на перделе. Трагически звучат строки:
Упал двенадцатый час,
Как с плахт голова казненного.
Можно сказать, что человек уже теряет надежду на встречу с героиней:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
Душа разрывается на куски, но вот раздается, казалось бы, спасительный скрип дверей, заходит героиня, “муча перчатки замш”, и нервно говорит о том, что выходит замуж. Кажется, что сейчас будет шквал эмоций, разбитая посуда… Но этого нет, потому что герой спокоен, “как пульс покойника”, а это еще страшнее, чем разломанная мебель и яростные крики. Но мужчина хватается за последнюю надежду, надеясь на то, что девушка пошутила. Но, увы, ее “украли деньги, любовь, страсть”.
И в доме, который выгорел,
Иногда живут бездомные бродяги,
– живут или существуют? Ведь столько разного в этих синонимичных словах!
Страшно, очень страшно, когда “сердце сгорает”, когда все эти огонечки человеческой души исчезают, потухают, и на месте окровавленного, стучащегося во все окна, двери и души, сердца образуется маленький черный огарок, осыпанный бедами, как золой. И уже понимаешь, что самые великие сердца тоже не могут избежать смерти…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Я говорил о нем: “Он поэт катастроф И конвульсий”, а каких катастроф – Не догадывался… К. И. Чуковский Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась “Тринадцатый апостол”. По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников Read More ......
  2. Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась “Тринадцатый апостол”. По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре Read More ......
  3. “Вы думаете, это бредит малярия?” В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное Read More ......
  4. Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя “жилистой громадиной”, у которой “сердце – холодная железка”, но которой хочется иметь “любеночка”. Нервы на пределе. Трагически звучат строки: Read More ......
  5. Читая эту поэму, можно живо представить Маяковского, вышагивающего по берегу залива и чеканящего на песчаном пляже в Куоккале строки “Облака в штанах” под ритм своих мощных шагов. На мокром песке остаются следы громадных сапог, в сознании поэта рождаются бессмертные стихи. Read More ......
  6. Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в жесточайших классовых битвах. Поэт выступил как художник-новатор, реформировавший русский стих, обновивший средства поэтического языка. Поэтические завоевания Маяковского определили главное направление Read More ......
  7. Замысел поэмы “Облако в штанах” (первоначально название “Тринадцатый апостол”) возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внеш-ностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, рево-люционному. Но любовь оказалась Read More ......
Тема любви в поэме Маяковского “Облако в штанах”

Конспект

Урока литературы в 11 классе

Учитель: Маккоева Галина Рудольфовна

Тема: «Необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» (1914-1915)

Цель: показать учащимся необычность в раскрытии темы любви поэтом, выявить приёмы передачи психологического состояния; совершенствовать навыки анализа лиро-эпического произведения; развивать ассоциативное мышление, языковое чутьё, художественный вкус; воспитывать любовь к литературе.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы поговорим на вечную, но всегда юную и привлекательную тему, тему любви мужчины к женщине. Что такое, по-вашему, эта любовь? Как определите значение этого слова?

(Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность).

- ^ Какие слова у вас ассоциируются со словом «любовь»?

(Теплота, сердечность, внимание, чувства, влечение, мука, переживание, радость, ожидание, свидание, душевный подъём, понимание, душа, красота, доброта и т.д.)

- ^ Какой может быть любовь?

(Счастливой, взаимной, неразделённой, отвергнутой)

Ярче и точнее всех о любви говорят поэты. Я предлагаю вам поговорить о любви необычной. Такой, какой была любовь лирического героя поэмы

В.В. Маяковского «Облако в штанах». Ведь именно она, эта необычная любовь подвигла лирического героя поэмы «Облако в штанах» заявить в 4 частях поэмы: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Более подробно проанализируем только 1 и 4 части поэмы. Для удобства вы получили раздаточный материал с фрагментами поэмы. Наше обсуждение будет поддержано презентацией. В конце урока попрошу вас сделать обобщение, ответив на вопрос «В чём необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Вспомним, как всё произошло.

- ^ Начнём с влюблённого героя. Каков он в прологе и 1 части поэмы?

Вашу мысль,

Мечтающую на размягчённом мозгу,

Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

Досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы.

Хотите –

Буду от мяса бешеный

И, как небо, меняя тона –

Хотите –

Буду безукоризненно нежный,

Не мужчина, а – облако в штанах!

Меня сейчас узнать не могли бы:

Жилистая громадина

Корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

(В прологе лирический герой противостоит всему буржуазному обществу. ^ Чем эта публика не устраивает лирического героя? Она отвратительна, изображается отталкивающе материально, в этих людях нет духовного. Лирический герой может противостоять обществу потому, что он очень мощная личность. Поэт, создавая этот мощный образ, использует гиперболу, которая сочетается со сравнением. Диапазон личности нашего влюблённого огромен: от бешеного до безукоризненно нежного. Глыба, громадина – так поэт определяет внешнюю и внутреннюю суть героя в I части. Перед нами громадина, глыба-человек. Молодой, нахальный, смеющий дерзко издеваться над благопристойной буржуазной публикой, едкий. Он способен вывернуть себя так, чтобы были одни сплошные губы. Для чего? Для простого человеческого поцелуя. Зачем нужна такая гипербола? Чтобы предельно ярко, максимально почувствовать всю прелесть поцелуя. Он способен дразнить толпу окровавленным лоскутом собственного сердца). Вывод: в поэме необычный лирический герой.

Как понимаете строчку «не мужчина, а – облако в штанах!», ставшую названием поэмы. Почему такой необычный образ?

(Нежность, мягкость, воздушность облака (небесный образ, парящий, витающий в облаках) в сочетании с прозаическими, сугубо материальными, грубыми, тяжёлыми по звучанию штанами - эта антитеза. Она подчёркивает человеческую природу лирического героя поэмы, которая, по мнению Маяковского, есть единство двух начал: биологического и духовного.) Вывод: необычно название поэмы

- ^ Какая же любовь у этой громадины, глыбы?

Громадный,

Горблюсь в окне,

Плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

(В неологизме «любёночек»

(ср. ребёночек, котёночек) подчёркивается трогательная нежность, безукоризненная нежность, необычная сила чувства. Нет в языке слова для такого чувства, поэтому автор придумывает новое). Вывод: чтобы назвать чувство, нужно придумать новое слово.

- ^ Какие чувства переживает влюблённый лирический герой в ожидании Марии?

Ещё и ещё…

Полночь, с ножом мечась,

Догнала,

Зарезала, -

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казнённого.

(Ожидание любимой – мука. На это указывает повтор «еще и еще». Свидание было обещано в четыре. Восемь. Девять. Десять. Полночь. Восемь часов мучительного ожидания, страданий. Итог страданий – казнь.)

Проклятая!

Что же, и этого не хватит?

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошёлся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он, и новые два

Мечутся отчаянной чечёткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы –

Большие,

Маленькие,

Многие! –

Скачут бешеные,

Итак, герой необычный, чувства необычные, а какова возлюбленная?

Вошла ты,

Резкая, как «нате!»,

Муча перчатки замш,

Сказала:

«Знаете –

Я выхожу замуж».

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

Страсть», -

А я одно видел:

Вы – Джиоконда,

Которую надо украсть!

И украли.

(Возлюбленную зовут библейским именем Мария = госпожа, горькая, любимая, упрямая. Она знает современную литературу, читала Джека Лондона. Маяковский заинтересовался романом Джека Лондона «Мартин Иден» (1909), глубоко раскрывающим особенности писательского труда, и написал по его мотивам сценарий фильма «Не для денег родившийся» (1918). Он сам сыграл в нём главную роль поэта Ивана Нова. Мария похожа на Руфь, которая отказывается от начинающего писателя Мартина Идена и разрывает их помолвку. Мария похожа на Джоконду. Как вы понимаете это сравнение? Красивая, загадочная, духовно привлекательная. Но её украли. Картина не могла сопротивляться, а возлюбленная не захотела, она позволила себя украсть. Мария выбрала любовь продажную, выбрала деньги, комфорт, богатство. Почему Мария так резка? Вспомните стихотворение самого Маяковского «Нате!» (1913). Два года назад он сам бросил толпе обличительное «нате!». Был скандал. Замужество Марии похожий вызов, вызов-отказ от духовного ради материального благополучия.)

- ^ Как воспринял эту новость герой Маяковского?

Что ж выходите.

Покреплюсь.

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Господа!

Любители

Святотатств,

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо моё,

Абсолютно спокоен?

(Психологическое состояние героя передано очень сильно – через внешнее его спокойствие. ^ Подберите синонимы к слову «спокойствие». (Покой, спокойно, успокоить, покойник).Объясните эпитет «абсолютно спокоен». Кто может быть абсолютно спокойным? Покойник. Спокойствие лирического героя не грани смерти. Анжанбеман – перенос – подчёркивает внутренние страдания, разорванность души.)

- ^ У кого найти спасение, кто может помочь пережить эту трагическую минуту?

Allo! И до конца главы.

(Конечно, дома, но дома нет. Где разворачивается действие поэмы? В гостинице Одессы. Герой делает телефонный звонок домашним, маме и сёстрам. О чём разговор? Рассказывая маме, как его сжигает пожар сердца, выворачивает наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Постигшую героя катастрофу автор сравнивает с мировыми катастрофами. «Лузитания» - английский пассажирский теплоход, торпедированный в 1915 году германской подводной лодкой и сгоревший в море.)

Во второй главе поэмы лирический герой ищет возможности избавиться от страданий. Он, «мечась и стеня», выходит из гостиницы на улицы Одессы. Он видит, там бьётся пульс жизни, там своя жизнь.

В третьей части герой штурмует весь старый строй буржуазной жизни. Он уверен, что этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало.

Прошли целые сутки на улице. Ночь пришла. Легче не стало.

От глобальных замыслов по переделке мира герой в четвёртой части возвращается к мыслям о своей любимой, возвращается в гостиницу:

Мария! Мария! Мария!

Пусти, Мария!

Я не могу на улицах!

Посмотрим, как лирическая любовная тема проявляется в четвёртой части, как она изменяется. ^ Прокомментируйте строки:

Видишь –

Я уже начал сутулиться.

Я человек, Мария,

Простой,

Выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.

я – весь из мяса,

Человек весь –

Тело твоё просто прошу,

Как просят христиане –

«хлеб наш насущный

Даждь нам днесь».

(Герой становится покорным, чуть ли не униженным, просто человеком. Сравните с образом в прологе: громадина, глыба и т.д. Любимая заменяет всё, она необходима, как хлеб насущный. Что добавляет сравнение «как просят христиане…» к образу любимой? Земная женщина обожествляется, возносится до небес, это святыня. Ведь «хлеб насущный на каждый день» для христиан это не только материальная пища, но и слово Божие, т.е. Библия, пища духовная, питающая душу.)

На эту просьбу Мария отвечает отказом. Это уже второй отказ за несколько часов. Смиряет ли он глубоко страдающего, яростно протестующего и уже отчаявшегося лирического героя?

Послушайте, господин бог!

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

Что у каждого есть голова, -

Отчего ты не выдумал.

Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать.

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

Из-за голенища

Достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты!

Жмитесь в раю!

Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

Отсюда до Аляски!

Пустите!

Меня не остановите.

(Отказ любимой провоцирует бунт уже против всего мироздания, против самого Бога. Сначала он просто фамильярен. Затем фамильярность переходит всякие границы. Герой с Богом на ты, уже откровенно хамит ему. Грозит засапожным ножом.)

В чём причина этого бунта?

(Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в существовании социальной несправедливости, а в том, что без мук нельзя целовать.)

Отчаяние героя доходит до исступления (крайняя степень возбуждения, страсти), до бешенства, почти до сумасшествия. Он выкрикивает страшные богохульства. Стихия захлёстывает его.

- ^ Что получает в ответ?

Снимите шляпу!

Вселенная спит,

Положив на лапу

С клещами звёзд огромное ухо.

(У вселенной огромное ухо, герой явно услышан. Но Вселенная безмолвствует. Герой в финале трагически одинок и бездомен.)

Подведём итоги. Что необычного в звучании темы любви в поэме?

(Образ героя: его переживания, его предельная расхристанность и предельная нежность, его противоречивость, его трагическое бездомное одиночество, его вселенский нигилизм.)

Дома перечитайте 2 и 3 части поэмы, подумайте, можно ли автора поэмы «Облако в штанах» назвать поэтом-гуманистом?

Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков – Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского восточного ренессанса – Хайям, Рудаки, Фирдоуси, был не только поэтом, а и философом, астрономом, математиком, физиком, географом. Эти знания Низами использовал в своем творчестве. Поэма “Лейли и Меджнун” – гимн чистой и величественной любви, которая является основой счастливой жизни на земле. Это произведение было заказано поэту ширван – шахом Ахсатаном как стихотворная обработка персидским языком старой арабской легенды о волшебной любви юноши Кейса к девушке Лейли, которая стала трагической для них обоих. Низами творчески подошел к написанию поэмы, изменив некоторые детали, не повторяя предшественников.

Но не это стало определяющим, а сама трактовка любви как идеального чувства. В поэме мы видим, что оно дано не каждому, что это – большой дар судьбы: “И не постигли их товарищи Науки счастья, страсти души”. Любовь становится для Меджнуна всем – даже самой жизнью. И это непонятное для других великое чувство делает Меджнуна в глазах других сумасшедшим. Отец Меджнуна – очень зажиточный человек, казалось, неравенство в происхождении и богатстве не является препятствием.

Но суровые законы жизни кочевников-арабов, понятие о чести, сдержанности и своеобразном кодексе поведения юноши идут вразрез с поведением Меджнуна-Поэта. Поэтому и отец Лейли отвечает отказом сватам Меджнуна. Поражает своими чувствами письмо Лейли к Меджнуну, насыщенное сравнениями и образами, присущими восточной поэзии. Из него мы узнаем о силе, глубине чувств Лейли, ее человечности, глубокой печали, когда умер отец Меджнуна. Благородством чувства пронизано и письмо – ответ Меджнуна:

Любовь без отклика, любовь грустная Не стоит и наименьшего зерна. Пусть будет так. В крови душа моя, А ты живешь – а тем и счастлив я.

Кажется, Лейли и Меджнун могут быть счастливыми, исчезают препятствия на их пути. Но огонь страсти, напряженность и страдания, которые им пришлось пережить, преждевременно сводят Лейлу в могилу, а Меджнуна – с ума. Так судьба и жизненные обстоятельства решают судьбу великого чувства. Но строки поэмы:
Не властны над любовью смерть и время.

И расстояния нет между нами

Свидетельствуют о всепобеждающей силе любви, над которой не властна даже смерть.

(No Ratings Yet)

Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун”

Другие сочинения по теме:

  1. В Аравии живет удачливый, гостеприимный, щедрый к беднякам властитель племени Амир. Он “славен, словно халиф”, но подобен “свече без света”,...
  2. Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта...
  3. Драматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала,...
  4. Ни одного большого художника не обошла любовь. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь – это...
  5. Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и...
  6. В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад...
  7. Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  8. Тема любви традиционна для мировой литературы, в частности, для литературы русской это одна из “вечных” этических проблем нашего мира. Все...
  9. Двигаясь от романтизма к реализму, любовная лирика Пушкина изменяется, возможно, медленнее, чем лирика другой тематики. Конечно, до 1826 года из...
  10. От времени создания трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя...
  11. Тема: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова,...
  12. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  13. Со стародавних времен и до наших дней ничто не будоражит умы писателей и поэтов так, как тема любви. Она является...